Научная статья на тему 'Сельская малокомплектная школа: особенности, проблемы, перспективы развития (примеры разных стран)'

Сельская малокомплектная школа: особенности, проблемы, перспективы развития (примеры разных стран) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2826
275
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКАЯ МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Габышев Андрей Николаевич, Зедгенизова Галина Николаевна

В статье рассматриваются особенности, проблемы сельских малокомплектных школ. Приводятся примеры малочисленных школ других стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Габышев Андрей Николаевич, Зедгенизова Галина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сельская малокомплектная школа: особенности, проблемы, перспективы развития (примеры разных стран)»

Следует отметить, что изучение топонимов естественным образом способствует развитию знаний в области лексики родного языка, тем самым обеспечивается своеобразная межпредметная связь, интеграция. Главное, изучение топонимов способствует воспитанию любви, гордости за свой край, патриотизма.

Именно поэтому на уроках географии данному фактору следует обращать особое внимание.

Литература

1. Низомов А., Рахимова Г., Расулова Н. Топонимика. - Т.: Шарк, 2012.

2. Цориев С. Топонимы областей Узбекистана. -Т.: «Узбекистан миллий

энцикопедияси», 2005.

3. Гуломов П., Миракмалов М. Топонимика и географическая терминология. - Т.: УзМУ, 2005.

4. Хасанов Х. Язык земли. - Т.: Укитувчи, 1977.

Сельская малокомплектная школа: особенности, проблемы, перспективы развития (примеры разных стран)

Габышев А. Н.1, Зедгенизова Г. Н.2

2Габышев Андрей Николаевич / Gabyshev Andrey Nikolaevich - учитель биологии;

2Зедгенизова Галина Николаевна / Zedgenizova Galina Nikolaevna - учитель русского языка, Муниципальное казенное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа «Заречная ООШ», с. Заречный, Республика Саха (Якутия)

Аннотация: в статье рассматриваются особенности, проблемы сельских

малокомплектных школ. Приводятся примеры малочисленных школ других стран. Ключевые слова: сельская малокомплектная школа, обучение.

На сегодняшний день российская школа переживает глобальные преобразования, основной целью которой стала не просто репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, одним словом, научить учиться. Современное образование ориентировано на развитие тех способностей личности, которые нужны и ей, и обществу. В связи с этим в средствах массовой информации часто обсуждается проблема сельских малокомплектных школ. Принято считать, что качество обучения в сельских школах ниже, чем городских.

В большинстве сельских школ за партами сидят не более 5—10 человек, что делает их с точки зрения финансирования нерентабельными. Но без школы село или деревня умрет. Все, кто смогут из молодого работоспособного населения села переедут туда, где есть школа для их ребенка. С учетом российской специфики ситуация с сельскими малокомплектными школами кажется специалистам удручающей.

В соответствии с наиболее устоявшимися и общепризнанными в отечественной педагогике подходами к трактовке термина, под малокомплектной мы понимаем школу, которую характеризует одна или несколько указанных особенностей: отсутствие параллельных классов; отсутствие одного или нескольких классов; объединение начальных классов в один или два класса комплекта; разобщенность территории школьного микрорайона; безальтернативность образовательного пространства.

| 89 | ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 2(14) 2016

Отсутствие в социальной инфраструктуре отдаленных сельских округов других образовательных учреждений лишает ученика сельской школы возможностей дополнительного образования; недостаточное оснащение школ современным оборудованием; малочисленность учительского состава; полифункциональность деятельности сельского учителя. Многопредметность и многопрофильность преподавания (многие учителя ведут предметы не по своей специальности); особые социальные условия жизнедеятельности сельской школы обусловили необходимость выполнения школой многочисленных социально-педагогических функций; слитность с природным окружением. Сельская школа, напрямую соприкасаясь с природой, потенциально обладает более широкими возможностями использования этого фактора в образовательном процессе: малочисленность родительского коллектива; низкий образовательный ценз родителей; «педагогическое одиночество» - ситуация, когда при недостаточно развитой сети дорог и транспортных трудностях учителя крайне редко посещают уроки по своей специальности в других школах, а значит, не имеют возможности изучения опыта своих коллег; большая значимость трудового воспитания. Занятость населения сельскохозяйственным трудом всегда определяла потребность сельских детей в сельскохозяйственных знаниях, умениях и навыках, которыми и вооружала сельского ученика система трудового воспитания и трудовой подготовки в школе [6].

Разработка моделей национальных школ происходит на альтернативной основе с учетом социально-экономической ситуации в регионе. Однако наряду с положительными тенденциями существует еще целый ряд проблем. Иногда увлечение новыми формами организации обучения происходит без принципиального изменения содержания образования, а рост объема учебной информации - без пересмотра технологии обучения. Это ведет к перегрузке учащихся, ухудшению здоровья детей, снижению качества образования.

Однако при имеющихся трудностях можно и нужно находить новые, более эффективные средства организации педагогического процесса (формы, методы, приемы обучения и воспитания), оптимально используя для этого все возможности, связанные со спецификой учебно-воспитательной работы в малокомплектной школе.

В настоящий момент модернизация сельской малокомплектной школы связана, прежде всего, с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Проблемы, связанные с внедрением ФГОС в малокомплектных школах, схожи. Это касается не только количества обучающихся, но и организационной формы учреждений, комплектования классов, географического расположения, системы обучения.

Можно выделить ряд проблем и трудностей при реализации ФГОС, с которыми столкнулись малочисленные школы:

1. Ситуация неравенства стартовых условий для детей дошкольного возраста на момент зачисления в начальное звено образовательного учреждения, ввиду отсутствия доступности дошкольного образования в сельской местности. Основная масса сельских дошкольных учреждений давно закрыта, дети лишены возможности полноценно подготовиться к поступлению в первый класс.

2. Формирование универсальных учебных действий на совмещённых занятиях с несколькими классами одновременно по разным стандартам. Особым проблемным местом является формирование коммуникативных и регулятивных умений, становление которых менее всего связано с содержанием предметного материала и логикой его преобразования. Для этого требуется использование разных ситуаций взаимодействия между учащимися, а наполняемость классов делает невозможным использование многих форм работы, принятых в классно-урочной системе.

3. Организация внеурочной деятельности. По федеральному стандарту на реализацию внеаудиторной деятельности еженедельно во всех школах выделено 10 часов на класс. Учащиеся могут выбрать для себя одно из пяти направлений.

ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 2(14) 2016 | 90 |

Труднодоступные школы зачастую лишены такой возможности, так как организация дополнительного образования требует наличия в штате узких специалистов, чего зачастую не бывает.

4. Проблема малокомплектных школ с введением данного стандарта заключается в нехватке кадров. Часто приходится слышать о том, что педагоги малокомплектных школ преподают предметы не по специальности, например, учитель математики преподаёт еще и географию. Также постоянно ставится вопрос о текучести кадров. Причина в низком социальном статусе профессии педагога.

5. Социальное положение семей школьников. Многие дети из неблагополучных семей, поэтому с данными учащимися приходится работать вдвойне, это не только работа непосредственно с самим учеником, но и работа с его семьей. Представители органов социальной опеки часто навещают неблагополучные семьи, беседуют с родителями. Так что прежде чем утверждать, что малокомплектные школы это проблема, стоит подумать о возникновении проблемы, если таких школ не станет.

В малокомплектных школах много проблем, но это не проблемы, связанные с обучением и воспитанием подрастающего поколения. Наша школа тоже является малокомплектной, здесь обучаются всего 75 школьников. Однако уровень образования в школе не отличается от школ, имеющих статус полных школ, лицеев и гимназий. Учителя нашей школы стараются изо всех сил, ведь школа в маленькой деревне это не только центр образования для маленьких жителей, но культурный центр для всего населения, потому что кроме школы больше «пойти» некуда. Вот и занимаются учителя культурным воспитанием школьников и их родителей. Педагоги нашей школы успешно совмещают творческую и научно-методическую работу, постоянно проходят курсы повышения квалификации, выступают на районных семинарах, принимают участие во всевозможных конкурсах, рассматривают вопросы об улучшении качества образования детей, постоянно совершенствуют свои знания.

На наш взгляд, идея создания базовых школ малоэффективна. При современном состоянии сельских дорог, отсутствии технического обслуживания школьных автобусов мы постоянно подвергаем наших детей опасности. Ребенок должен будет выезжать каждый день в школу, когда есть хорошее здание, есть учителя в деревне. А родитель должен жить ожиданиями: как доехали, как приедут, ведь в дороге всякое бывает. Возможно, что экономически это и выгодно, однако такое решение проблемы малокомплектной школы существенно ущемляет права ребенка и делает его учебу гораздо затруднительнее. Один из выходов - внедрение такой формы, как дистанционное обучение. Возить детей ради нескольких уроков в райцентр накладно и неудобно. Перевести их полностью учиться в базовую школу? А зачем, если в других педагогах нехватки нет, и при этом в школе есть высокоскоростной Интернет.

При современной развитой системе Интернет-связи, информатизации и компьютеризации дистанционное обучение вполне возможно, независимо от того, где находится учащийся, мало или много учащихся в школе. Возможно обеспечение качественного образования каждого с учетом его траектории развития и интересов.

Безусловно, дистанционное обучение — не панацея, но это одна из возможностей решения проблемы малокомплектных школ, и возможность неплохая, например, при организации профильного обучения.

Малокомплектные школы требуют особого внимания и нестандартного подхода к решению проблем. Доля сельских школ в структуре учреждений общего образования России составляет 68,9 %. Однако уже понятно давно, что если школа в маленькой деревни исчезнет, то исчезнет и деревня. Практика показывает: как только закрывается малочисленная школа на селе, все работоспособные жители этого села его покидают, потому что у них, как правило, есть дети школьного возраста. Кроме того, ни одна молодая семья не поедет в ту деревню, где нет школы для их детей. Что будет с теми населёнными пунктами, где исчезнет школа? Не грозит ли это нам потерей бескрайних территорий России, потери национальной самобытности [1]?

| 91 | ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 2(14) 2016

Сельская малокомплектная школа является составной частью общегосударственной системы образования. Это главный резерв пополнения кадров для сельскохозяйственного производства. Её состояние и уровень работы оказывает огромное влияние на социально-экономическое развитие села, на культурнообразовательный уровень населения, решение демографических проблем. Чтобы сохранить село, образование в сельской местности должно соответствовать социальным ожиданиям людей, социально-ценностному заказу сельского сообщества, каждой семьи и конкретного человека. Школа представляет собой важную часть сельского социума и не может развиваться в отрыве от него. Перспективы, прежде всего, зависят от развития сельскохозяйственного производства и социокультурной сферы села. В Законе РФ «Об образовании» декларировалось, что сельская малокомплектная школа финансируется независимо от числа учащихся. Однако после введения подушевого финансирования и «новой системы оплаты труда» учителям, процесс ликвидации школ активизировался. Ведь если финансирование зависит только от численности детей, сельская школа себя окупить не сможет. Сегодня в России на смену малокомплектным школам приходят крупные школы, в которые детей из разных деревень возят на специальных школьных автобусах или устраивают в школы'-интернаты, где они не только учатся, но и живут [6].

Значительное влияние на малые школы оказывает существенно повысившийся уровень развития образовательных методик, в том числе на основе новых информационно-коммуникационных разработок. Все это, очевидно, может содействовать выявлению новой положительной роли малокомплектной школы в целом и, несомненно, является актуальным для решения проблем сельских школ как отдельных регионов, так и России в целом. В этой связи опыт, который сложился в образовательных практиках малых сельских школ зарубежных стран, представляет собой значительный интерес.

Рассмотрим проблемы и роль малокомплектных школ в современной образовательной ситуации в ряде зарубежных стран.

В Норвегии половина малокомплектных школ занимается по системе объединенных классов. В Австралии с ее разбросанными поселениями большое значение для образования играло радио, а на Аляске - телевидение.

Сельские школы в Польше во многих отношениях обделены вниманием государства. Констатируется: слабая техническая база и отсутствие ремонта у многих сельских школ в течение долгих лет, отсутствуют специальные формы повышения квалификации, профессионального совершенствования и соответствующие

методические материалы для сельских учителей, школы не осуществляют какой-либо внеурочной деятельности (часто это объясняется тем, что учащиеся живут далеко от места обучения и родители не соглашаются на увеличение нагрузки), техническое обучение и информатика преподаются на недостаточно высоком уровне, однако пока Польша находится в невыгодной ситуации по сравнению с другими европейскими странами, в частности, по среднему по стране количеству учеников, пользующихся одним компьютером [3]. В Польше небольшое количество учителей предлагается готовить специально для работы в системе объединенных классов. Для чего выпущено специальное постановление Министерства национального образования Республики Польша.

Рассматривается вариант организации работы учителя-профессионала, который приезжал бы на некоторые занятия помогать постоянным педагогам. Такая практика уже давно применяется в маленьких сельских школах в США.

В Финляндии для спасения сельских школ создана и действует организация «Сельское движение» [4]. В частности, в Лапландии - местности, где проживает коренной народ Финляндии - саамы, большое количество малокомплектных школ. Правительство Лапландии очень бережно относится к малокомплектным школам и к сохранению языка и культуры саамов. Например, детей в школу могут подвозить на

ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 2(14) 2016 | 92 |

расстояние до ста километров. И интернатов, подобных таким, в которых в России живут из удаленных от базовой школы населенных пунктов, в Лапландии нет. Для подвоза детей арендуют специальное такси, а муниципалитет оплачивает эти расходы. Густота населения на территории Лапландии сравнительно небольшая, отчетливых границ между поселениями нет. Это характерная картина для северной территории, где, в основном, всегда развивалось оленеводство. Она схожа для удаленных территорий Севера и Сибири России.

Сельские школы США во многом схожи с российскими. США, как и Россия -страна с огромной территорией, где есть аграрные редконаселенные районы, в которых социально-культурным центром становится сельская школа. Схожи и проблемы сельского образования в России и США. Однако подходы к решению отличаются. Специфика американской политики в области образования в настоящее время заключается в том, что в США стараются сохранить каждую, даже самую маленькую сельскую школу [5].

В настоящее время в России малая сельская школа становится важным социальным фактором и обладает рядом преимуществ перед обычной школой. Приведем небольшой ряд иллюстраций.

В целом сельскую школу, детский сад и дом культуры можно рассматривать как единый центр культурной жизни села. Есть мнения представителей руководства инновационных школ, расположенных в сельской местности, что роль школы - одна из самых главных в развитии региона в целом. Там, где есть школа, есть и жизнь.

Малая наполняемость класса обладает и рядом преимуществ, которые нужно знать и рационально использовать в повседневной практической деятельности.

В условиях малой школы учителю легче осуществлять:

- индивидуальный подход к учащимся;

- личностно-ориентированный подход. Ученик и учитель «слышат» друг друга;

- практическую направленность учебной деятельности учащихся;

- нравственное, патриотическое воспитание школьника.

Эти особенности позволяют организовать учебно-воспитательный процесс на высоком уровне. В результате из малокомплектных школ выпускается практикоориентированная молодежь с необходимым багажом знаний.

Проблемы сельской школы - это не вопрос сохранения одного из типов образовательных учреждений, это общенациональная проблема, связанная с судьбой самого государства. Поэтому программа развития сельской малокомплектной школы должна носить общенациональный, государственный характер. Это направление должно стать одним из центральных элементов в национальной доктрине образования. Школа в селе должна стать носителем инноваций, вооружать ребенка видением, способами, идеологией качественной жизни на селе. Именно со школой сегодня связаны надежды на воспитание сельского труженика нового типа, повышение роли человеческого фактора в сельском хозяйстве, совершенствование культуры и социально-бытовых условий жизни современного села.

Литература

1. Данилова Т. [Электронный ресурс]. Малокомплектные школы - Режим доступа:

http ://vilvolovo. ru/news 1813

2. Бабяж М. Сельская школа в Польше: история и современность»: монография.

Перевод с польского: Бюро переводов «Inter-Text». Брест: Академия, 2006. 104 с.

3. Бабиаж М. [Электронный ресурс]. Сельская школа в Польше // Порталус // 2007 -

Режим доступа: http: //

www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=

1193922551&archive=1194448667&start from=&ucat=&.

| 93 | ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 2(14) 2016

4. Гаева Г. В [Электронный ресурс]. Лапландии тоже есть малокомплектные школы // Республика // 2008 - Режим доступа: http: // www.gazeta-

respublika. ru/article.php/14498.

5. [Электронный ресурс]. Малокомплектная школа: в России и США // Рязанские ведомости // 2006 - (http://rv.ryazan.ru/old/cgi-bin/main-n=2633-2634&m=6.htm).

6. Щербакова Е. В. // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 107-109.

ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 2(14) 2016 | 94 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.