Научная статья на тему 'Система виртуальной поддержки малокомплектных сельских школ с участием педагогического вуза республики Башкортостан'

Система виртуальной поддержки малокомплектных сельских школ с участием педагогического вуза республики Башкортостан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
273
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СУБЪЕКТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВИРТУАЛЬНАЯ СРЕДА / UNGRADED VILLAGE SCHOOL / PEDAGOGICAL ACTIVITY / SUBJECT OF ACTIVITY / SUBJECTIVITY / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY / THE VIRTUAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мавлютова Олеся Шамильевна

Предлагается решение проблемы малокомплектных сельских школ посредством внедрения системы виртуальной поддержки, работающей на базе педагогического вуза Республики Башкортостан. Предложенное решение активно применяется на практике и способствует повышению профессиональной грамотности сельского учителя, а также объективности картины в отдалённых от городов населённых пунктах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мавлютова Олеся Шамильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIRTUAL SUPPORT SYSTEM UNGRADED RURAL SCHOOLS

In those article we offer decision of the ungraded village school’s problems through introduction of system of a virtual support, based on pedagogical university. The proposed solution is actively applied in practice and contributes to the improvement of the professional education of rural teachers, as well as the objectivity of the paintings in remote towns settlements.

Текст научной работы на тему «Система виртуальной поддержки малокомплектных сельских школ с участием педагогического вуза республики Башкортостан»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 26 (317). Образование и здравоохранение. Вып. 1. С. 67-72.

О. Ш. Мавлютова

СИСТЕМА ВИРТУАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ С УЧАСТИЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Предлагается решение проблемы малокомплектных сельских школ посредством внедрения системы виртуальной поддержки, работающей на базе педагогического вуза Республики Башкортостан. Предложенное решение активно применяется на практике и способствует повышению профессиональной грамотности сельского учителя, а также объективности картины в отдалённых от городов населённых пунктах.

Ключевые слова: малокомплектная сельская школа, педагогическая деятельность, субъект деятельности, субъектность, информационно-коммуникационные технологии, виртуальная среда.

Перед современной системой образования поставлены качественно иные цели и задачи, которые определяются социальным заказом — новой моделью специалиста и профессионала, поэтому на сегодняшний день сложилась весьма непростая ситуация. Очевидна необходимость формирования личности, способной организовывать свою профессиональную (педагогическую) деятельность в постоянно изменяющихся социокультурных условиях. Подобная ситуация не могла не привести к кризису существующей образовательной системы и, как следствие, к глубоким переменам в её структуре и функциональном содержании.

Школа для многих является ступенью к высшему образованию, которое в свою очередь становится следующим этапом профессионального и личностного становления человека как субъекта деятельности. Однако они (школы) обособлены от учреждений высшего педагогического образования, ограничиваясь лишь условным взаимодействием: абитуриент ^ студент (будущий учитель) ^ учитель.

Образовательное пространство школы построено на принципах содружества и сотворчества учащихся, учителей и родителей, где совместная работа с вузом позволила бы обогатить этот состав учёными, которые могли бы выступать одновременно и в качестве экспертов и технологов (по результатам экспертной работы). Создаваемая система ранней профориентации способствовала бы приобщению школьников к довузовской системе обучения уже в стенах школы и их профессиональному самоопределению. Личность не может

Отрицать больницы и школы легче, чем лечить и учить.

А. П. Чехов

самоопределяться без деятельности, выступающей важнейшей формой его активности, которая организует и осуществляет его бытие, является одним из ведущих способов его существования.

В настоящее время деятельность определяется через активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности. Следовательно, субъект — динамичная категория, текущее состояние и изменение которой зависят от осуществляемой деятельности.

Процесс обучения — деятельность, поэтому при передаче преподавателем (учителем) опыта общественно-исторической практики он должен решать задачу формирования у обучаемых (студентов и учащихся школ) умения осуществлять деятельность. Поэтому можно сделать вывод о том, что полноценное развитие личности происходит в процессе непрерывного образования и должно носить системный и результативный характер, обеспечивать непрерывность и преемственность среднего и высшего образования, повышать образовательный уровень учащегося и расширять диапазон развития его личности.

Первичными, в аспекте целей обучения, являются действия, и это требует пересмотра содержания обучения, которое должны составлять не заданная система знаний и затем их усвоение, а заданная система действий и знания, обеспечивающие освоение этой системы. Таким образом, знания становятся не целью обучения, а его средством.

Своеобразие педагогической деятельности таково, что она направлена на изменение, формирование других людей. Профессия учителя относится к группе социономических профессий, где взаимообусловленные изменения людей составляют основное содержание профессии. В процессе работы учитель может использовать бесчисленное многообразие средств, но специфика их применения состоит в том, что они могут и должны приводить в движение мысли и чувства обучаемых, направлять их поведение. Следовательно, педагогическая деятельность состоит в предъявлении педагогически и технологически целесообразных ситуаций и управлении деятельностью обучаемого в них интерактивно и дистанционно.

Педагоги, как правило, передают определённую сумму знаний, оставляя проблемы развития личности обучаемых за пределом своих профессиональных задач. При этом процесс обучения, в котором заложен большой развивающий потенциал и готовность обучаемых к саморазвитию, самообразованию за пределами учебного заведения, связан не только с овладением информацией, а предполагает развитие определённой системы отношений к окружающей действительности, к другим людям, к самим себе. Поэтому сегодня актуально изучение особенностей педагога как субъекта собственной профессиональной деятельности, предполагающее качественные изменения в личности самого учителя. Субъектность учителя выражается не только в отношении к себе, как к «строителю» собственной деятельности, но и в отношении к учащимся, как к субъектам их личной деятельности: активности, сознательности, целеполага-нию, свободе выбора и ответственности за него, креативности. Ведущей идеей педагогического труда является обучаемый и изменения, происходящие в нём под влиянием учителя.

Особое внимание правительства, СМИ, научно-педагогической общественности стал занимать вопрос малокомплектных сельских школ, построенных в эпоху демографической стабильности, которых, по статистике, в России из 59 тыс. почти 40 тыс. и где учатся 4 миллиона человек. В большинстве сельских школ за партами сидят не более 5-10 человек, что делает их с финансовой точки зрения нерентабельными [1].

После распада СССР в России было закрыто более 19 тыс. сельских школ. По данным Минобрнауки РФ, в 1995 г. их насчитывалось почти 69 тыс., в 2000 г.— около 67 тыс., в 2010—

2011 гг.— менее 49 тыс. Почти все они были ликвидированы не в 1990-е гг., когда экономическая и демографическая ситуация в стране была особенно тяжёлой, а в последние десять лет. В Законе РФ «Об образовании» указано, что сельская малокомплектная школа финансируется независимо от числа учащихся. Вместе с тем после введения подушевого финансирования и новой системы оплаты труда процесс ликвидации школ по-прежнему остаётся активным.

Подобный опыт в 1970-е гг., когда недостаточное внимание вопросам социального развития села, признание сельской малокомплектной школы неперспективной, практика объединения малочисленных классов, основанная на укрупнении сельских школ, привели к значительной миграции сельского населения. Это обернулось опустением малых сёл и деревень, дальнейшим сокращением пропашных земель и падением сельскохозяйственного производства.

Примерно в это время и появилось понятие малокомплектной сельской школы, которое применялось только к начальной школе, в которой учащиеся двух, трёх, четырёх классов объединялись в один класс — комплект, если в них вместе было менее 15 учеников, где работал один учитель.

Российская педагогическая энциклопедия приводит следующее определение малокомплектной школы: «Малокомплектная школа — школа без параллельных классов, с малым контингентом учащихся» [6].

Предпринимались попытки дифференцировать название таких школ и классов, образующих её: «малые школы (классы)» (М. И. Зайкин, Е. Г Осовский), «школы (классы) с малой наполняемостью» (Г Ф. Суворова), «малочисленные школы (классы)» (С. Рогачёв). Сегодня можно констатировать, что окончательного терминологического определения подобного типа сельских школ ещё не произошло.

Ф. С. Авдеев, М. И. Зайкин, Г. Ф. Суворова, А. М. Цирульников и другие исследователи в своих работах отмечают основные признаки, которые характеризуют малокомплектную школу:

— отсутствие параллельных классов;

— отсутствие одного или нескольких классов;

— объединение начальных классов в один или два класса комплекта;

— разобщённость территории школьного микрорайона;

— безальтернативность образовательного пространства. Отсутствие в социальной инфраструк-

туре отдалённых сельских округов других образовательных учреждений лишает ученика сельской школы возможностей дополнительного образования;

— недостаточное оснащение школ современным оборудованием;

— малочисленность учительского состава;

— полифункциональность сельского учителя;

— многопредметность и многопрофильность преподавания (многие учителя ведут предметы не по своей специальности);

— особые социальные условия жизнедеятельности сельской школы обусловили необходимость выполнения школой многочисленных социальнопедагогических функций;

— слитность с природным окружением. Сельская школа, напрямую соприкасаясь с природой, потенциально обладает более широкими возможностями использования этого фактора в образовательном процессе;

— малочисленность родительского коллектива;

— низкий образовательный ценз родителей;

— «педагогическое одиночество» — ситуация, когда при недостаточно развитой сети дорог и транспортных трудностях учителя крайне редко посещают уроки по своей специальности в других школах, а значит, не имеют возможности изучения опыта своих коллег;

— большая значимость трудового воспитания. Занятость населения сельскохозяйственным трудом всегда определяла потребность сельских детей в сельскохозяйственных знаниях, умениях и навыках, которыми и вооружала сельского ученика система воспитания и подготовки в школе;

— тесная связь с народными традициями. Воспитание в сельской школе строится с учётом народных традиций.

Казалось бы, с одной стороны, в связи с нарастающей глобализацией и централизацией лучшим решением будет закрытие малокомплектных сельских школ и перевод учеников в районный центр. С другой стороны, такой путь неминуемо повлечёт за собой отток молодого работоспособного населения из населённых пунктов, не имеющих образовательных учреждений. Другой немаловажной проблемой стала нехватка квалифицированных специалистов, а ввод тарификации не даёт возможности их увеличить, поэтому теперь важно повышать качество имеющихся педагогических кадров в плане многопрофильности их специализации, которое на данный момент оставляет желать лучшего.

Ситуация, которая на сегодняшний момент сложилась в Республике Башкортостан, ничем не отличается от других регионов страны. Согласно приказу Министерства образования Российской Федерации от 16 января 2002 г. № 103 «О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности» за первые 5 лет в Республике Башкортостан было закрыто только 614 школ. На общее количество школ республики приходится 67 % малокомплектных (в них количество учеников на 1 учителя не превышает 10 человек).

Особо удручающая ситуация складывается в отдалённых регионах Республики, где расстояние населённых пунктов от больших городов достигает сотни километров. Например, с. Акъяр (районный центр Хайбуллинского района) от столицы Башкирии находится в 510 км, то есть время в пути до него составляет около 7 ч (при средней скорости 75 км/ч). С учётом этого становится очевидным необходимость применения тщательно продуманного подхода к организации процесса обучения сельских школьников, позволяющего создать такие условия, которые не потребуют закрытия школ и переездов семей, обеспечивая высокое качество, сравнимое с обучениемя в городских и районных учреждениях среднего образования. Этого же мнения придерживается и президент Республики Рустэм Хамитов, который высказался против закрытия школ в сельской местности и назвал настоящим преступлением бездумное сокращение учебных учреждений. По словам президента, республика стала заложницей экономического подхода к работе школ, когда федеральное правительство решило закрыть малокомплектные школы.

Большая нагрузка в данном случае ложится на единственный педагогический университет республики — Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы.

В настоящее время достойным подспорьем обучению в реальной среде стала виртуальная (информационно-коммуникационная) среда. Ранее использование ИК-технологий сводилось к компьютерному тестированию, использованию электронных учебников и мультимедийного обору до -вания, при этом обучающиеся выступали только как пассивные пользователи. Однако правомерно отметить, что применение информационных технологий в указанном виде, хотя и способствует некоторому повышению эффективности процесса

обучения, не позволяет в полной мере использовать их возможности для развития личности обучаемого как в школе, так и в вузе. На наш взгляд, потенциал информационных технологий гораздо больше — активное, сознательное их использование способствует качественно иному развитию личности обучающихся.

Поэтому Университет создал систему поддержки малокомплектных сельских школ, которая позволяет решить проблемы, предоставив ученикам и их учителям возможность обучаться у учителей-предметников столицы республики. Основная идея системы — создание гибкой, динамичной сети образовательных учреждений, работающих в дистанционной форме.

Данная система включает в себя следующие ресурсы по работе со школами:

— информационно-образовательный портал Республики Башкортостан — oprb.ru;

— дистанционные олимпиады — olimp.bspu.ru;

— портал видеоуроков — video.oprb.ru;

— система дистанционного обучения — sdo. bspu.ru;

— институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки — ipkbspu.ru.

Такие действия оправданы в нашем случае с точки зрения профессиональной направленности процесса обучения, так как современная профессиональная деятельность немыслима без широкого применения новых педагогических технологий. Реализация данного условия предусматривает:

1) введение на школьном этапе интегрированных курсов;

2) на вузовском этапе — широкое применение дистанционных образовательных технологий;

3) активное использование ИКТ-технологий, как в ходе занятий, так и во время самостоятельной работы;

4) проведение «интегрированных» олимпиад.

Нашу деятельность со школами можно схематично отобразить следующим образом (рис. 1):

В качестве основных направлений исследований нами выбраны:

1. Разработка комплекса педагогических условий для вовлечения в научно-исследовательскую деятельность максимально широкого круга учителей и учащихся школ и включение в вариативную часть учебного плана элективных курсов и групповых занятий, курируемых преподавателями вуза.

На практике это реализуется посредством разработки научно обоснованных учебных про-

грамм, внедрения научно-методических пособий, формирования нормативной базы по индивидуальному и дифференцированному обучению, подготовкой к публикации методических пособий по педагогических технологий в школах, соответствующих принципу преемственности («школа — вуз»).

Под непосредственным руководством ведущих учёных в учебный план школ включены элективные курсы по профильным циклам: экономика, иностранные языки, история и обществознание, русский язык. Практикоориентированные курсы для учащихся позволяют:

— ввести в практику комплексы дидактических материалов по отдельным дисциплинам;

— разработать педагогические условия организации учебного процесса, необходимые для формирования определённых умений, навыков, компетенций учащихся;

— утвердить на практике, в инновационном режиме, идеи учителей-новаторов, создать на основе развития идей свою методику, технологию;

— эффективно подготовить учащихся школ к ЕГЭ.

2. Организация и методическая поддержка работы дистанционной экспериментальной площадки. Цель — внедрение современных педагогических технологий и совершенствование методической деятельности учителя для формирования современного педагогического мышления.

3. Руководство научно-исследовательской работой учащихся:

— выявление и обучение учащихся с повышенными способностями и склонностями к научноисследовательской деятельности как на профессиональном, так и на допрофессиональном уровне;

— использование в учебном процессе системы вариативных заданий, способствующих развитию логических умений и творческих способностей учащихся;

— совместное обучение учащихся навыкам исследовательской работы;

— представление докладов учащихся на научных конференциях, в интеллектуальных конкурсах и фестивалях.

4. Организация совместной внеклассной деятельности учащихся школ, преподавателей и студентов вуза по следующим направлениям:

— профессиональное самоопределение;

— межпредметная интеграция знаний;

— проектная деятельность;

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

Система виртуальной поддержки малокомплектных сельских школ

Рис. 1. Схема взаимодействия вуза со школами

— театральная и артистическая фестивальная активность.

Единственное предъявляемое требование к ученику и его учителю — это наличие персонального компьютера с доступом к сети Интернет.

Нами предусмотрены две группы поддержки (рис. 2.):

I группа — группа методической поддержки. Профильные кафедры вуза совместно с группой педагогов и психологов проводят консультации учителей-предметников уфимских школ, оказывая методическую помощь и обеспечивая контроль качества проводимых уроков.

II группа — группа технической поддержки. Организация установки комплекса 1Р-камер в кабинетах учителей уфимских и малокомплектных сельских школ, а также последующее обучение учеников согласно утверждённому расписанию посредством электронного сервиса без отрыва от основного учебного процесса.

Безусловно, малокомплектные школы требуют особого внимания и нестандартного подхода к решению проблем [3]. Однако уже давно понятно, что если школа в маленькой деревни исчезнет, то исчезнет и деревня. Виртуальная среда — не панацея, но это одна из возможностей решения

Профильное обучение-----в дистанционной форме под руководством учителей-

предметников по предметам с использованием информационных технологий

Рис. 2. Схема поддержки малокомплектных сельских школ

проблемы малокомплектных школ, ведь не у кого не вызовет сомнения то факт, что виртуальный учитель лучше, чем его полное отсутствие.

Список литературы

1. Байбородова, Л. В. Научно-методическая и опытно-экспериментальная работа в малочисленных сельских школах / Л. В. Байбородова, А. П. Чернявский, С. Рулев // Малочисленная сельская школа: проблемы, поиски, решения. Ярославль, 1998.

2. Бочарова, Г. В. Стратегия модернизации сельского образовательного социума / Г. В. Бочарова, М. П. Гурьянова // Педагогика. 2005. № 8. С. 32—38.

3. Гурьянова, М. П. Модели реструктуризации сельских общеобразовательных учреждений: опыт регионов / М. П. Гурьянова // Дидакт. 2003. № 3. С. 34—39.

4. Гурьянова, М. П. Реструктуризация сети общеобразовательных учреждений села : метод. рекомендации / М. П. Гурьянова, В. Б. Орлов. М. : ИПРС РАО, 2003.

5. Зайкин, М. И. Плюсы и минусы малой наполняемости классов в организации учебного процесса / М. И. Зайкин. Н. Новгород, 1991.

6. Зайкин, М. И. Сельская школа: модернизация содержания образования / М. И. Зайкин // Сел. шк. 2004. № 2. С. 3—6.

7. Зыков, М. Б. Дистанционное образование для малокомплектной сельской школы [Электронный ресурс] / М. Б. Зыков. иЯЬ. http://www.mbzykov.ru

8. Щербакова, Е. В. Сельская малокомплектная школа: современное состояние, проблемы и перспективы развития / Е. В. Щербакова // Теория и практика образования в современном мире : материалы Междунар. заоч. науч. конф. (С.-Петербург, ноябрь 2012 г.). СПб. : Реноме, 2012. С. 107—109.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.