^ Кафедра молодых
В.Ю.Титов
Секретные фонды: литература и гласность
В годы оттепели ряд политических новаций, связанных с либерализацией советского законодательства, были обусловлены общим влиянием творческой интеллигенции не только на общественное мнение СССР, но, в целом, на политическую элиту страны, В фонде №5 Российского государственного архива Новейшей истории, содержащем информацию об «аппарате ЦК КПСС» за 1952 - 1984 гг., находятся документы Общего отдела ЦК. На рубеже зимы 1963/64 гг. в Общем отделе ЦК предприняли шаги к обобщению поступавших предложений граждан по пересмотру Конституции СССР в один единый блок. Самое любопытное то, что ключевые моменты предполагаемого видоизменения конституции почерпнули из художественных произведений, в основном советских писателей. Так, на заседании ЦК обсуждались произведения Г.И.Серебряковой «Похищение огня», А.И,Солженицына «Один день Ивана Денисовича»1. В обоих случаях упор делался на то, что в условиях развенчания культа личности невозможно проводить модернизацию народнохозяйственных отношений без изменения морально-политического и правового самосознания советских граждан.
Для руководителей любого звена такая постановка вопроса в первой половине 1960-х гг. означала моральную революцию, подрывающую в общественном мнении старые, прижившиеся с репрессивных лет нормы поведения. Естественно, что все те лица, которые ассоциировались у партийной бюрократии с "пробиванием" сквозь толщу номенклатурной иерархии идей, заложенных в книгах Г.И.Серебряковой и А.И.Солженицына, вызывали неприятие, а может быть, отторжение.
Наиболее яркой фигурой в их плеяде была Фрида Абрамовна Вигдорова (1915-1965 гг.), писательница и журналист. Она впервые в СССР ввела жанр документальной сатиры, впоследствии подхваченный и "на ура" использованный киножурналом «Фитиль». В основу журналистских зарисовок Ф.А.Вигдоровой («Листки из блокнота Советского депутата» и «Листки из блокнота журналиста») положены записи бесед с избирателями в начале 1960-х гг2. В этих беседах писательница отразила причины надвигающегося недовольства граждан коммунальными вопросами, которые с 1970-х гг. превратились в пищу для, так называемых, "кухонных разговоров". По мнению Ф.А.Вигдоровой, самое большое недовольство у советских граждан вызывали декларативные заявления властей о принципах Ленинской демократии в СССР, На самом деле не для кого не было секретом, что главный принцип демократии -
гласность находилась в советском законодательстве под запретом. Однако на селе существовало понятие «колхозной демократии». Считалось, что создание агропромышленного хозяйства требует инициативных и не всегда по марксистской схеме мыслящих товарищей. Поэтому в колхозах допускали некоторое игнорирование социалистической общежительности, если это происходило с одобрения и под контролем всего колхоза. Если же руководители среднего звена на местах этого не понимали и продолжали третировать отдельных колхозников, все крестьянское общество могло авторитетно вмешаться в данный вопрос, Все эти обстоятельства большинство людей воспринимали как один из элементов «колхозной демократии». По-видимому, часть творческой интеллигенции (вхожая в высокие Кремлевские кабинеты) вынашивала планы по переносу элементов «колхозной демократии» из села в город3.
Когда по поводу отсутствия гласности никто не высказывался, партия воспринимала это как доказательство своего законного нахождения у власти. Как только ситуация неблагоприятным для КПСС образом менялась, то виновников объявляли персонами вне закона -высылали за рубеж, отправляли на принудительное лечение, Ф.А.Вигдорова, будучи депутатом Фрунзенского совета г, Москвы, пыталась доказать несостоятельность таких методов внутренней социальной политики. Она "не пробивала" "закрытые" произведения, например, А,И.Солженицына. Ф.А.Вигдорова пыталась превратить хрестоматийные принципы морали в общепризнанные в условиях жесткого законодательного и идеологического диктата КПСС.
Ф.А.Вигдорова сделала идеи гласности и политического диспута узнаваемыми в ЦК, благодаря чему в Общем отделе при Генеральном секретаре КПСС стало возможным обсуждение "спорных" для морали сталинских коммунистов литературных произведений.
1 РГАНИ (Российский государственный архив новейшей истории), ф. 5, оп. 30, дд.: 404, 440а, 465.
2 РГАЛИ (Российский государственный архив Литературы и искусства), ф. 2847 (Смирнова), оп. 1, д. 182, л. 1-19.
3 ГАРФ (Государственный архив Российской Федерации), ф. Р-9527, оп. 1, д. 2198, л. 3.
ВЕСТНИК ИрГТУ №2 (18) 2004
161