Научная статья на тему 'Специфические особенности и практические аспекты внедрения управленческого учета по сегментам в кооперативных организациях'

Специфические особенности и практические аспекты внедрения управленческого учета по сегментам в кооперативных организациях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
381
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕГМЕНТ / SEGMENT / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / MANAGEMENT ACCOUNTING / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / CONSUMER COOPERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кондрашова О. Р.

Тема. Потребительские общества осуществляют многопрофильную деятельность в сферах продажи продовольственных и непродовольственных товаров, общественного питания, заготовок сельскохозяйственной продукции и сырья, промышленного производства, бытовых и других услуг. Работа кооперативных организаций проходит в разных географических регионах с различными уровнями спроса, конкуренции и рентабельности. Эти особенности оказывают влияние на постановку и ведение бухгалтерского учета и требует формирования информации по сегментам как для внешних, так и для внутренних пользователей. В связи с этим исследование вопросов организации и методики ведения сегментного учета и отчетности на основе интеграции управленческого и финансового учета является актуальным и востребованным на практике. Задачи. Определить специфические особенности потребительского общества и их влияние на постановку сегментного учета. Выделить и классифицировать сегменты деятельности как объекты бухгалтерского (финансового) и управленческого учета для потребительских обществ. Обозначить этапы формирования информации по сегментам. Методология. В работе использованы общенаучные методы познания: системный подход, логическое обобщение, анализ, синтез, наблюдение. Результаты. Сформированы основы построения интегрированной системы управленческого и финансового учета для получения информации по сегментам в бухгалтерской (финансовой) отчетности кооперативных организаций. Значимость. Особенности деятельности кооперативных организаций позволили рекомендовать к применению в управленческом учете новую классификационную группу центров ответственности, а также расширить систематизацию и состав сегментов, что способствует созданию в сфере потребительской кооперации информационной системы управления не только для эффективного хозяйствования, но и для реализации социальной миссии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specific and practical aspects of implementing segment management accounting in cooperative organizations

Importance The article investigates the issues and methods of organizing and keeping segment accounting and financial reporting by integrating management and financial accounting. Objectives The research determines specific aspects of consumer society and their impact on setting up the segment accounting practice. It also identifies and classifies segments as items of financial and management accounting for purposes of consumer societies and indicates data generation stages per segment. Methods The research relies upon general scientific methods, i.e. systems approach, logic generalization, analysis, synthesis, observation. Results I formulated the basic framework for setting up an integrated system of management and financial accounting to obtain segment information in financial statements of cooperative organizations. Conclusions and Relevance Considering the specifics of cooperative organizations’ activities, I would recommend to apply a new classification group of responsibility centers in their management accounting and expand the system and composition of segments, thus creating a management information system in the consumer cooperation sector for effective business and meeting the social purpose.

Текст научной работы на тему «Специфические особенности и практические аспекты внедрения управленческого учета по сегментам в кооперативных организациях»

ISSN 2311-9381 (Online) Управленческий учет

ISSN 2073-5081 (Print)

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА ПО СЕГМЕНТАМ В КООПЕРАТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Ольга Руслановна КОНДРАШОВА

старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета, Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации, Чебоксары, Российская Федерация olga_kondrashova_74@mail.ru

История статьи:

Принята 28.10.2015 Одобрена 03.11.2015

УДК 657.1 JEL: М41, М49

Ключевые слова: сегмент, управленческий учет, потребительская кооперация

Аннотация

Тема. Потребительские общества осуществляют многопрофильную деятельность в сферах продажи продовольственных и непродовольственных товаров, общественного питания, заготовок сельскохозяйственной продукции и сырья, промышленного производства, бытовых и других услуг. Работа кооперативных организаций проходит в разных географических регионах с различными уровнями спроса, конкуренции и рентабельности. Эти особенности оказывают влияние на постановку и ведение бухгалтерского учета и требует формирования информации по сегментам как для внешних, так и для внутренних пользователей. В связи с этим исследование вопросов организации и методики ведения сегментного учета и отчетности на основе интеграции управленческого и финансового учета является актуальным и востребованным на практике.

Задачи. Определить специфические особенности потребительского общества и их влияние на постановку сегментного учета. Выделить и классифицировать сегменты деятельности как объекты бухгалтерского (финансового) и управленческого учета для потребительских обществ. Обозначить этапы формирования информации по сегментам.

Методология. В работе использованы общенаучные методы познания: системный подход, логическое обобщение, анализ, синтез, наблюдение.

Результаты. Сформированы основы построения интегрированной системы управленческого и финансового учета для получения информации по сегментам в бухгалтерской (финансовой) отчетности кооперативных организаций.

Значимость. Особенности деятельности кооперативных организаций позволили рекомендовать к применению в управленческом учете новую классификационную группу центров ответственности, а также расширить систематизацию и состав сегментов, что способствует созданию в сфере потребительской кооперации информационной системы управления не только для эффективного хозяйствования, но и для реализации социальной миссии.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

Гражданским кодексом РФ потребительские кооперативы отнесены к самостоятельной организационно-правовой форме юридических лиц и названы некоммерческими организациями. Однако в общей системе последних потребительские кооперативы занимают обособленное место в силу того, что предполагают наличие имущественных прав участников в отношении организации, что делает кооперативы похожими на коммерческие компании.

Хотя в соответствии с законом целью деятельности потребительского кооператива является удовлетворение материальных и иных потребностей его членов, потребительская кооперация давно обслуживает все сельское и частично городское население. В ходе коммерческой деятельности, осуществляемой в уставных целях, у потребкооперации объективно появилась еще одна цель - получение прибыли.

Таким образом, кооперативам присущи признаки коммерческих и некоммерческих организаций.

Основной целью деятельности любой коммерческой организации является получение прибыли. В условиях разнообразных видов деятельности потребительской кооперации, их диверсификации, разброса подразделений между различными населенными пунктами, а иногда и различными географическими регионами повышается актуальность получения качественной и количественной информации по каждому направлению бизнеса, сегменту.

Наряду с этим, как отмечено в Концепции развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года1, «миссия потребительской кооперации - участие в развитии социальной инфраструктуры, в первую очередь на

1 Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года. URL: http://urlid.ru/aonn

:. ru/journal/ia/ 37

селе, обеспечение стабильного развития потребительского рынка страны за счет удовлетворения потребностей и социальной защиты, повышения занятости населения, вовлекаемого в деятельность и обслуживаемого потребительской кооперацией, укрепление безопасности России в сфере продовольственного обеспечения».

Для выполнения указанной миссии в качестве одной из задач развития потребительской кооперации в документе отмечено внедрение новых методов работы в области анализа, планирования, контроля и стимулирования. Намеченных целей добьются организации, которые оперативно анализируют полученную информацию и принимают объективные стратегические и тактические решения.

Информационная система любого экономического субъекта состоит из следующих подсистем:

• бухгалтерского (финансового) учета;

• управленческого учета;

• анализа;

• документирования;

• автоматизированных информационных систем [1, с. 12].

Каждая подсистема имеет свои субъекты, объекты, цели и задачи.

В последнее время в научной литературе ведется полемика о месте и принадлежности сегментного учета и отчетности к финансовому либо управленческому учету, о необходимости выделения сегментного учета в отдельную учетную подсистему.

Одна группа ученых выражает мнение о необходимости создания системы

интегрированного сегментного учета,

объединяющей принципы финансового и управленческого учета2 [2, с. 138; 3, с. 314]. В работах этих исследователей уточняется, что в управленческой отчетности содержатся данные не только внутренних информационных потоков, но и внешней среды, то есть финансового учета и внеучетных источников [4].

Другие ученые, напротив, разделяют информацию по сегментам на две части. В частности,

2 Акатьева М.Д. Учетная политика для целей сегментного учета (на примере полиграфических предприятий) // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. 2014. № 1. С. 2-9.

38

Е.В. Смирнова и И.Ю. Цыганова считают, что в настоящее время сформировалось два вида сегментного учета и отчетности: внешний и внутренний3.

Наряду с этим в работах их оппонентов высказывается мнение, что сегментный учет и отчетность являются органической частью

4

стратегического учета и отчетности , позволяют пользователям «понимать воздействие результатов различных сегментов на прошлые показатели и будущие перспективы» [5, с. 153]. Приверженцы этого подхода предлагают разрабатывать управленческую учетную политику по сегментам бизнеса [6, с. 16].

Встречается мнению о том, что учет по сегментам представляет собой самостоятельную учетную подсистему. В статье А.С. Кутепова в связи с этим рекомендуется разрабатывать отдельную учетную политику для сегментного учета5.

Автор данной статьи высказывал свое мнение в более ранних работах относительно необходимости формирования сегментного учета и отчетности кооперативных организаций на основе интеграции финансового и управленческого учета6. Информация по сегментам, представленная в отчетности потребительских обществ, полезна как внешним, так и внутренним пользователям. В этой связи учет по сегментам является незаменимым инструментом в принятии управленческих решений .

Сегментный учет, являясь подсистемой управленческого учета, в первую очередь формирует информацию по сегментам для внутренних пользователей, функционируя в системе финансового учета и обеспечивая формирование и представление информации по сегментам во внешней отчетности.

3 Акатьева М.Д. Теоретические аспекты сегментирования // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 8. С. 34-42.

4 Смирнова Е.В., Цыганова И.Ю. Эволюция, современное состояние и направления развития сегментного учета и отчетности в организациях // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 39. С. 30-38.

5 КутеповА.С. Учетная политика организации для целей ведения сегментарного учета // Все для бухгалтера. 2014. № 4. С. 8-14.

6 Серебрякова Т.Ю., Кондрашова О.Р. Управленческий учет информации по сегментам как часть интегрированного учета // Международный бухгалтерский учет. 2015. № 8. С. 216.

7 Татаровская Т.Е. Актуальность применения сегментарного учета и составления сегментной отчетности // Научные труды. 2012. Т. 18. № 1. С. 37-39.

Учет по сегментам структурирует информационные связи внутри организации. В основу его организации, на взгляд автора, должна быть положена организационная структура потребительского общества. При изучении вопросов постановки этого учета в кооперативных организациях отмечены следующие

специфические особенности.

Традиционно для потребительских кооперативов характерна многообразная деятельность: розничная и оптовая торговля, общественное питание, закупки сельскохозяйственного сырья, промышленное производство, автотранспортные, бытовые услуги и даже туристическая деятельность. В последние годы для оптимизации налоговых платежей все чаще практикуется перераспределение видов деятельности потребительского общества между несколькими организациями (обществами с ограниченной ответственностью, ООО) с сохранением подчиненности вновь созданных организаций потребительскому обществу.

В таких случаях наиболее крупные структурные подразделения выделяются на отдельный баланс и по системе налогообложения переходят на упрощенную систему налогообложения и единый налог на вмененный доход. Подчиненность обществ с ограниченной ответственностью определяется в одних случаях стопроцентным вкладом районного потребительского общества в уставный капитал обществ, в других -добровольным согласием ООО отдать потребительскому обществу право определять все принимаемые ими решения.

Таким образом получается экономия на налоговых платежах, снижается степень риска в работе потребительского общества, достигается большая мобильность в использовании капитала и определении новых возможностей рынков сбыта. На этой основе потребительское общество совместно с организованными им обществами с ограниченной ответственностью образуют группу юридически самостоятельных, но экономически взаимосвязанных организаций.

На практике в рамках группы указанных организаций составляется сводная отчетность не только для представления в вышестоящую кооперативную организацию (облпотребсоюз, респотребсоюз), но и для изучения и анализа показателей такой отчетности при выработке

управленческих решений, которые могут качественно повысить эффективность

деятельности группы во главе с потребительским обществом.

Существуют различные мнения о структуре управленческого учета по сегментам. В частности, предлагается его построение по центрам ответственности, видам деятельности (пулам затрат), местам возникновения, носителям затрат [7]. Состав сегментов варьируется в зависимости от отраслевой специфики, масштаба и структуры организаций.

Например, для сельскохозяйственных предприятий А.Х. Раметов в качестве сегментов предлагает использовать подрядные коллективы (бригады), механизированные звенья, переделы

технологического процесса [8, с. 120]. Для перерабатывающих предприятий С.В. Козменкова и А.В. Рачинский рекомендуют формировать информацию по сегментам и составлять сегментную отчетность в разрезе центров прибыли, текущих затрат, доходов и инвестиций [9 с. 35]. Как считает автор, в кооперативных организациях основой построения

управленческого учета в среде финансового учета должен являться учет по центрам ответственности [10].

По определению Е.В. Король, под центром ответственности понимается «элемент

организационной структуры предприятия (сегмент, подразделение, единица) или его части, которую возглавляет менеджер (руководитель), имеющий полномочия по использованию ресурсов для обеспечения деятельности такого центра и несущий ответственность за формирование показателей и результатов его деятельности»8.

Выделение центров ответственности зависит от производственной и организационной структуры организации9. Исходя из этого автор предлагает выделить в потребительском обществе следующие виды центров ответственности:

• центры прибыли - основные подразделения, в которых осуществляется торговая и

8 Король К.В. Центри вдаовщальноста поняття та тдходи до визначення суб'ектш вщповвдальност // Б1ЗНЕС 1НФОРМ. 2015. № 1. С. 279-284.

9 Заитова Г.К. Вопросы организации управленческого учета по центрам ответственности в торговле продуктами питания // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2014. № 3. С. 29-32.

производственная деятельность, общественное питание и т.д.;

• центры затрат - функциональные подразделения, оказывающие услуги центрам прибыли на уровне организации в целом (бухгалтерия, юридический отдел, финансово-экономический отдел, отдел информационных технологий, транспортный участок, отдел кадров и др.);

• центры инвестиций - обществ с ограниченной ответственностью, которые, являясь самостоятельными юридическими лицами, образуют группу, тесно контактирующую с потребительским обществом, организованную по принципу вертикальной интеграции и составляющую сводную бухгалтерскую отчетность.

Специфической особенностью при построении учета по центрам ответственности в кооперативных организациях, на взгляд автора, является необходимость введения новой классификационной группы центров

ответственности - центров уставной (некоммерческой) деятельности.

Исследование показало, что отличительной особенностью управленческой структуры потребительских обществ, вызванной

двойственностью целей потребительской кооперации, является разделение функций руководителя организации между двумя должностями:

• председателя совета потребительского общества. Этот руководитель контролирует уставную деятельность, которая финансируется в основном за счет собственных средств (некоммерческая деятельность);

• председателя правления потребительского общества, который управляет коммерческой деятельностью организации.

Аппарат управления кооперативной организации во главе с председателем совета не может быть отнесен ни к одному из существующих видов центров ответственности. Основной должностной обязанностью председателя совета является ведение уставной деятельности (организация мероприятий, направленных на выполнение социальной миссии, обеспечение пайщиков (особенно проживающих в отдаленных от центра

40

населенных пунктах) необходимыми товарами, работами и услугами, закупка у пайщиков излишков сельскохозяйственной продукции, проведение собраний, помощь пенсионерам и др.), которая обеспечивается за счет целевого финансирования (вступительных взносов пайщиков) и паевого фонда (паевых взносов пайщиков).

С одной стороны, реализация мероприятий социальной направленности должна оцениваться с использованием качественных критериев: лояльность населения и пайщиков, их удовлетворенность социальной работой потребительского общества, количество вновь принятых пайщиков, количество выбывших и причины этого, степень охвата потребностей пайщиков в товарах, работах и услугах, которые сельскому населению не оказывают другие (коммерческие) организации.

С другой стороны, работа центров уставной деятельности аналогична работе центра прибыли и может оцениваться по тем же количественным параметрам. Но она связана с ведением некоммерческой деятельности, и разница между доходами и расходами такой деятельности представляет собой не финансовый результат, а остаток неиспользованных средств целевого финансирования.

Таким образом, называть этот центр ответственности центром прибыли некорректно. В связи с этим автор предлагает введение новой классификационной группы центров

ответственности, а также применение центров ответственности как основного элемента учета по сегментам в потребительских обществах.

В Положении по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам»10 разделены понятия «сегмент» и «отчетный сегмент». Таким образом, процесс сегментирования можно разделить на два больших этапа:

1) выделение сегментов;

2) формирование из выделенных сегментов отчетных11.

10 Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010): приказ Минфина России от 08.11.2010 № 143н.

11 Андреева Л. Отчетность по сегментам // Актуальная бухгалтерия. 2013. № 4. С. 6-12.

¡.ш^оигпаШа/

Каждый из этих этапов может далее подразделяться на подэтапы, которые, по мнению исследователей, могут различаться12 [11].

Информация не по каждому сегменту организации может отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности, поскольку может не иметь существенного характера для внешних пользователей. Внутренним пользователям, напротив, необходимы более полные и детализированные сведения о деятельности сегментов организации, поэтому во внутренней (управленческой) отчетности должны

раскрываться данные по каждому сегменту организации и центру ответственности.

Автор согласен с Н.В. Пономаревой и считает, что факторы, оказывающие влияние на выбор состава отчетных сегментов организаций потребительской кооперации, следует классифицировать следующим образом13:

1) факторы внешней среды (тенденции развития кооперативного сектора экономики, региональные особенности региона, в котором работает потребительское общество, конкурентная среда, сложившиеся традиции кооперативного учета и менеджмента, применяемые системы налогообложения);

2) внутрифирменные факторы (имеющиеся на балансе потребительского общества виды деятельности, организация торгового и производственного процесса, организационная структура управления, размеры общества, структура имущества).

Перечисленные факторы могут оказывать разнонаправленное воздействие на порядок формирования информации по сегментам во внутренней и внешней отчетности потребительского общества. Таким образом, сегменты организации предлагается классифицировать в зависимости от пользователей (табл. 1).

На взгляд автора, следует ввести категорию «внутренний (управленческий) сегмент» для обособления информации по тем объектам учета,

12 Ключников С.В. Особенности аналитического обеспечения сегментарной отчетности корпоративной группы // Управление экономическими системами. 2011. № 12. С. 56.

13 Пономарёва Н.В. Алгоритм выделения информации в задаче сегментации хозяйственной деятельности // Образование. Наука. Научные кадры. 2015. № 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С. 140-142.

Ийр://Лпч2(

которые не могут быть выделены в отчетный сегмент по правилам стандартов бухгалтерского (финансового) учета.

Целесообразно также ввести категорию «внешний (неотчетный) сегмент» для выделения прочих сегментов, которые характеризуют деятельность, не включенную в отчетные сегменты (выручка сегмента менее 10% общей выручки всех сегментов, финансовый результат менее 10% суммарного финансового результата, активы менее 10% общей величины активов всех сегментов).

На первом этапе выделяются управленческие сегменты, для формирования которых в ПБУ 12/2010 предложено четыре критерия:

1) производимая продукция (товары, работы, услуги);

2) основные покупатели;

3) структурные подразделения;

4) географические регионы.

На втором этапе из совокупности управленческих сегментов формируются отчетные сегменты исходя из следующих критериев:

1) выручка сегмента от внешних и внутренних продаж составляет не менее 10% выручки всех сегментов;

2) финансовый результат сегмента составляет не менее 10% общей суммарной прибыли или убытка всех сегментов;

3) активы сегмента составляют не менее 10% активов всех сегментов.

Предложенная схема сегментирования

потребительского общества была рассмотрена в более ранних работах14 и может быть представлена в табл. 2.

Как видно из таблицы, в качестве управленческих сегментов в кооперативных организациях рекомендуется использование центров

ответственности, которые затем будут укрупняться в отчетные сегменты по операционному признаку. Если показатели центров ответственности не соответствуют заданным критериям отнесения к отчетным сегментам, они будут отнесены к прочим сегментам (неотчетным).

14 Серебрякова Т.Ю., Кондрашова О.Р. Управленческий учет информации по сегментам как часть интегрированного учета // Международный бухгалтерский учет. 2015. № 8. С. 2-16.

41

В разрезе управленческих сегментов в системе управленческого учета будет формироваться текущая управленческая информация на регулярной основе (ежедневной, еженедельной, ежемесячной). По окончании отчетного периода она будет укрупняться в разрезе отраслей деятельности и представляться в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Центры затрат не являются объектами внешнего сегментирования. Это связано с тем, что они обслуживают центры прибыли и центры инвестиций. По окончании отчетного периода расходы центров затрат распределяются между центрами прибыли и центрами инвестиций, учитываются при формировании результата деятельности и во внешней отчетности не отражаются.

Для соблюдения критериев выделения в отдельный сегмент объект должен приносить выручку, нести расходы, генерировать финансовый результат, обладать активами и т.д. Совет потребительского общества не приносит выручки, не формирует финансового результата, однако имеет в пользовании активы, поглощает долю административных расходов, а также несет собственные расходы на проведение мероприятий социальной направленности, поддержку ветеранов.

Важнейшей целью совета потребительского общества являются организация и обеспечение контроля за уставной деятельностью. В связи с этим указанное подразделение потребительского общества автор рекомендует классифицировать не только как специфический центр ответственности (центр уставной деятельности), но и как отдельный отчетный сегмент - «Выполнение социальной миссии».

Наряду с этим целесообразно введение отдельного показателя в пояснениях к бухгалтерской отчетности - «расходы на социальную миссию».

На взгляд автора, даже при условии невыполнения указанных количественных критериев сегмент «Выполнение социальной миссии» является одним из важнейших и значимых. Потребительские общества относятся к некоммерческим организациям, поэтому уставная деятельность (в том числе социальная миссия и помощь пайщикам) является приоритетной целью их функционирования. Следовательно, для внутренних и внешних пользователей информация о результатах и об условиях этой деятельности может быть полезна.

В последние годы кооперативные организации нацелены на получение оптимальной прибыли с учетом конкретных юридических, этических и социальных условий работы организации [12, с. 21]^. В этом ключе сформулирована глобальная концепция устойчивого развития, поэтому особенно актуальной становится потребность выделения в бухгалтерской отчетности кооперативных организаций сегмента «Выполнение социальной миссии» [13]^ .

Таким образом, организация в потребительской кооперации интегрированной системы

управленческого и финансового учета по совокупности объектов, включающих центры затрат, прибыли, рентабельности и уставной деятельности, отчетные и прочие сегменты, позволит повысить качество информации для внешних и внутренних пользователей, а следовательно, и качество принимаемых ими управленческих решений.

Таблица 1

Классификация сегментов кооперативных организаций

Классификационный признак Краткая характеристика сегментов

По направлению использования информации По отражению в отчетности

Внутренние Управленческие Используются для формирования информации, предназначенной для внутрифирменного управления, отражаемой во внутренней (управленческой) отчетности

Внешние Отчетные Используются для представления внешним пользователям информации, отражаемой во внешней бухгалтерской отчетности

Неотчетные Выделяются по правилам стандартов финансового учета, но не попадают в отчетные сегменты по критериям стандартов; информация по ним отражается в отчетности как прочие сегменты

Таблица 2

Формирование и структура сегментов потребительского общества по операционному признаку

Подразделения Идентификация сегментов

Управленческие сегменты (центры ответственности) Отчетные сегменты Прочие сегменты (неотчетные)

Магазины, оптовые склады Центры прибыли Сегмент «Торговля» -

ООО «Универмаг» Центр инвестиций

Аптека, зоомагазин, (имеющие небольшие объемы деятельности) Центры прибыли Прочие сегменты

Кафе, столовые, бары и т.п. Центры прибыли Сегмент «Общественное питание» -

ООО «Общепит» Центр инвестиций

Заготовительные пункты, склады Центры прибыли Сегмент «Заготовительная деятельность» -

Автотранспортный участок Центр прибыли Сегмент «Автотранспорт» -

Рыбный цех, швейный цех, комбинат бытовых услуг (имеющие небольшие объемы деятельности) Центры прибыли Прочие сегменты

ООО «Хлебозавод», ООО «Плодокомбинат» Центры инвестиций Сегменты «Хлебопечение», «Консервное производство» -

Аппарат управления совета потребительского общества Центр уставной деятельности Сегмент «Выполнение социальной миссии» -

Бухгалтерия, планово-экономический, юридический отделы, отдел кадров и др. Центры затрат

Список литературы

1. Серебрякова Т.Ю. Система внутреннего контроля в интерпретации стандартов аудита // Аудиторские ведомости. 2010. № 1. С. 12-17.

2. Петрова А.Н. Теоретические аспекты сегментирования // Инновационное развитие экономики. 2014. № 2. С. 136-141.

3. Цыпышева А.А., Гареева З.А. Объединение финансового и управленческого учета в системе нормативного регулирования учета по сегментам // Евразийский юридический журнал. 2015. № 7. С.313-316.

4. Корнеев М.В. Управленческая отчетность: оценка доходности сегментов, аллокация расходов // МСФО и МСА в кредитной организации. 2014. № 3. С. 12-18.

5. Цыганова ИЮ. Управленческий подход к формированию и раскрытию информации по сегментам в стратегической отчетности организации // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2013. № 6. С. 152-155.

6. Цыганова И.Ю. Формирование учетной политики для целей управленческого учета по сегментам бизнеса организации // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 4. С. 16-20.

7. Семиколенова М.Н. Организационно-методические аспекты управленческого учета по сегментам деятельности // Аудиторские ведомости. 2015. № 5. С. 41-52.

8. Раметов АХ. Управленческий учет по сегментам деятельности сельскохозяйственных организаций // Бухгалтерский учет. 2010. № 9. С. 120-122.

9. Козменкова С.В., Рачинский А.В. Особенности формирования бухгалтерской отчетности на перерабатывающих предприятиях АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2003. № 7. С. 34-36.

10. Иванов Е.А. Концепция центров экономической ответственности в учетно-аналитических системах многосегментных организаций // Вестник Российского университета кооперации. 2013. № 1. С. 29-32.

11. Пономарёва Н.В. Проблемы формирования и раскрытия информации по сегментам в финансовой отчетности организаций агропромышленного комплекса // Международные научные исследования. 2015. № 1-2. С. 109-115.

12. Гордеева О.Г., Серебрякова Т.Ю. Учет и анализ в условиях ценностно-ориентированного управления: монография. М.: ИНФРА-М, 2015. 136 с.

13. Антонова М.В. Формирование отчетности организаций потребительской кооперации в условиях устойчивого развития // Инновационное развитие экономики. 2014. № 1. С. 141-147.

ISSN 2311-9381 (Online) ISSN 2073-5081 (Print)

Managerial Accounting

SPECIFIC AND PRACTICAL ASPECTS OF IMPLEMENTING SEGMENT MANAGEMENT ACCOUNTING IN COOPERATIVE ORGANIZATIONS

Ol'ga R. KONDRASHOVA

Cheboksary Institute of Cooperation, Branch of Russian University of Cooperation, Cheboksary, Chuvash Republic, Russian Federation olga_kondrashova_74@mail.ru

Article history:

Received 28 October 2015 Accepted 3 November 2015

JEL classification: M41, M49

Keywords: management accounting, segment, consumer cooperation

Abstract

Importance The article investigates the issues and methods of organizing and keeping segment accounting and financial reporting by integrating management and financial accounting. Objectives The research determines specific aspects of consumer society and their impact on setting up the segment accounting practice. It also identifies and classifies segments as items of financial and management accounting for purposes of consumer societies and indicates data generation stages per segment.

Methods The research relies upon general scientific methods, i.e. systems approach, logic generalization, analysis, synthesis, observation.

Results I formulated the basic framework for setting up an integrated system of management and financial accounting to obtain segment information in financial statements of cooperative organizations.

Conclusions and Relevance Considering the specifics of cooperative organizations' activities, I would recommend to apply a new classification group of responsibility centers in their management accounting and expand the system and composition of segments, thus creating a management information system in the consumer cooperation sector for effective business and meeting the social purpose.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

References

1. Serebryakova T.Yu. Sistema vnutrennego kontrolya v interpretatsii standartov audita [Internal controls in interpretations of audit standards]. Auditorskie vedomosti = Audit Journal, 2010, no. 1, pp. 12-17.

2. Petrova A.N. Teoreticheskie aspekty segmentirovaniya [Theoretical aspects of segmentation].

Innovatsionnoe razvitie ekonomiki = Innovative Development of Economy Journal, 2014, no. 2, pp.136-141.

3. sypysheva A.A., Gareeva Z.A. Ob"edinenie finansovogo i upravlencheskogo ucheta v sisteme normativnogo regulirovaniya ucheta po segmentam [Combining financial and management accounting within statutory regulation of segment accounting]. Evraziiskii yuridicheskii zhurnal = Eurasian Law Journal, 2015, no. 7, pp. 313-316.

4. Korneev M.V. Upravlencheskaya otchetnost': otsenka dokhodnosti segmentov, allokatsiya raskhodov [Management reporting: assessing profitability of segments, cost allocation]. MSFO i MSA v kreditnoi organizatsii = IFRS and ISA in Credit Institution, 2014, no. 3, pp. 12-18.

5. Tsyganova I.Yu. Upravlencheskii podkhod k formirovaniyu i raskrytiyu informatsii po segmentam v strategicheskoi otchetnosti organizatsii [A management approach to forming and disclosing segment information in strategic reporting of the entity]. Izvestiya Orenburgskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta = Bulletin of Orenburg State Agrarian University, 2013, no. 6, pp. 152-155.

6. Tsyganova I.Yu. Formirovanie uchetnoi politiki dlya tselei upravlencheskogo ucheta po segmentam biznesa organizatsii [Formulating accounting policies for management accounting purposes per business segment].

Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Orenburg State University, 2014, no. 4, pp.16-20.

7. Semikolenova M.N. Organizatsionno-metodicheskie aspekty upravlencheskogo ucheta po segmentam deyatel'nosti [Organizational and methodological aspects of management accounting by operational segments]. Auditorskie vedomosti = Audit Journal, 2015, no. 5, pp. 41-52.

8. Rametov A.Kh. Upravlencheskii uchet po segmentam deyatel'nosti sel'skokhozyaistvennykh organizatsii [Management accounting per segment of agricultural organizations' activities]. Bukhgalterskii uchet = Accounting, 2010, no. 9, pp. 120-122.

9. Kozmenkova S.V., Rachinskii A.V. Osobennosti formirovaniya bukhgalterskoi otchetnosti na pererabatyvayushchikh predpriyatiyakh APK [Specifics of financial reporting in processing enterprises in agriculture]. Ekonomika sel'skokhozyaistvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatii = Economy of Agricultural and Processing Enterprises, 2003, no. 7, pp. 34-36.

10. Ivanov E.A. Kontseptsiya tsentrov ekonomicheskoi otvetstvennosti v uchetno-analiticheskikh sistemakh mnogosegmentnykh organizatsii kooperatsii [The concept of cost centers in accounting and analytical systems of multiple segment cooperative organizations]. Vestnik Rossiiskogo universiteta = Vestnik of Russian University of Cooperation, 2013, no. 1, pp. 29-32.

11. Ponomareva N.V. Problemy formirovaniya i raskrytiya informatsii po segmentam v finansovoi otchetnosti organizatsii agropromyshlennogo kompleksa [Issues of generating and disclosing segment information in financial statements of the agricultural entity]. Mezhdunarodnye nauchnye issledovaniya = International Scientific Research, 2015, no. 1-2, pp. 109-115.

12. Gordeeva O.G., Serebryakova T.Yu. Uchet i analiz v usloviyakh tsennostno-orientirovannogo upravleniya: monografiya [Accounting and analysis in value-based management: a monograph]. Moscow, INFRA-M Publ., 2015, 136 p.

13. Antonova M.V. Formirovanie otchetnosti organizatsii potrebitel'skoi kooperatsii v usloviyakh ustoichivogo razvitiya [Preparation of financial statements of the consumer cooperation entity during sustainable development]. Innovatsionnoe razvitie ekonomiki = Innovative Development of Economy Journal, 2014, no. 1, pp. 141-147.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.