УДК 338.481 UDC 338.481
СЕГМЕНТАЦИЯ ТУРИЗМА КАК ОТРАЖЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО РЫНКА
Попова Елена Витальевна
д.э.н., к.ф.-м.н., профессор, заведующий
кафедрой информационных систем
Шевченко Анна Александровна аспирант кафедры информационных систем
Курносова Наталья Сергеевна магистрант факультета прикладной информатики
Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия
Обоснована необходимость сегментирования туризма по отдельным видам, рассмотрены различные классификации туризма, предложена авторская сегментация туризма в соответствии со сложившимся состоянием современного туристического рынка
Ключевые слова: СЕГМЕНТАЦИЯ ТУРИЗМА, ВИДЫ ТУРИЗМА, КРИТЕРИИ КЛАССИФИКАЦИИ ТУРИЗМА, СОВРЕМЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ТУРИСТОВ
TOURISM SEGMENTATION AS A CONDITION OF THE CONTEMPORARY MARKET OF TOURISM
Popova Elena Vitalievna
Dr.Sci.Econ., Cand.Phys.-Math.Sci., professor,
Head of the Chair of information systems
Shevchenko Anna Aleksandrovna postgraduate student of the Chair of information systems
Kurnosova Natalya Sergeevna undergraduate student of the Chair of applied informatics
Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia
The necessity to divide tourism to different parts has been stated in the article; we have also examined lots of tourism classifications and proposed the author’s segmentation of tourism according to nowadays tourism market condition
Keywords: TOURISM SEGMENTATION, TYPES OF TOURISM, CRITERIA FOR CLASSIFICATION OF TOURISM, CONTEMPORARY TOURISTS NEEDS
Туризм является сложным и многоплановым понятием. Его сегментация и детальное рассмотрение отдельных видов и типов имеет важное значения для практической деятельности. Сегментирование туризма - задача сложная, связанная с необходимостью выделения чистых видов современных туристических продуктов. Именно этот факт объясняет отсутствие единой мировой классификации.
На сегодняшний день предложены различные классификации туризма [1-6], но вопрос детального состояния современного туристического рынка,
модифицированного в связи с изменением потребностей путешественников остается открытым. На сегодняшний день потребитель туристических услуг в большей степени заботится о получении неизведанных ранее впечатлений, наслаждений, познании новых ощущений, самовыражении. Фактически произошло формирование нового типа потребителя с психологическими и поведенческими особенностями: турист, в большинстве случаев уже посетивший неоднократно зарубежные страны, владеет необходимой информацией, имеет собственное мнение о качественном уровне обслуживания, избалован зарубежным сервисом и отношением, критически относится к предоставляемым туристическим услугам, находится в поиске разнообразных впечатлений и ощущений, энергичный, предприимчивый, четко и ясно себе представляющий чего именно ожидает получить от путешествия, перестраивает свою поведенческую модель на туристском рынке. Происходит усиление влияния активного отдыха на мотивацию путешествия, отмечается расширение сегментации туризма.
Проведенный анализ предложенных классификаций и современного состояния туристических направлений позволил уточнить сегментацию туризма, основанную на предложенной раннее в [5] (рис. 1). Базовыми критериями для сегментации туризма являются: цель поездки, количество и возраст ее участников, продолжительность путешествия, способ и расстояние передвижения, источники финансирования, способ организации отдыха, вид используемых ресурсов [5].
Говоря о сегментации туризма по целям поездок В.Г. Гуляев,
Ю.Д. Дмитриевский, Н.В. Кабаян, НИ. Кабушкин выделяют рекреационный, деловой, познавательный, научный, спортивный, фестивальный, религиозный, ностальгический, сельский. Сложившаяся на рынке туристических услуг картина свидетельствует о появление современных разновидностей туризма, которые заслуживают отдельного внимания.
Рисунок 1 - Сегментация туризма * Источник: схема автора на основе классификации [5] (добавленное автором выделено
курсивом)
(продолжение рисунка 1)
Гастрономический туризм - разновидность туризма, взаимосвязанная с передвижениями по различным странам с целью ознакомления с национальными блюдами, продуктами, напитками. Во время таких туров потребитель посещает рестораны с национальной кухней, принимает участие в гастрономических мероприятиях и приготовлении местных блюд, знакомится с историей и рецептурой национальной еды и напитков, дегустирует напитки и путешествует по местам выращивания, сбора и производства интересующих его продуктов.
К наиболее распространенным подвидам гастрономического туризма считаем возможным отнести следующие (рис. 2).
Рисунок 2 - Разновидности гастрономического туризма
Апитуризм, иными словами медовый туризм, подразумевает под собой путешествие на пасеку для ознакомления с процессом производства меда, дегустацией и последующей покупкой продуктов пчеловодства. На сегодняшний день пасеки являются объектами туристических экскурсий, привлекая внимание потребителя возможностью оценить производимый продукт на месте, проследить цепочку производства, непосредственно поучаствовать в таинстве создания меда, приобрести обладающие лечебными свойствами продукты по более низкой цене. Мировым лидером по апитуризму считается Словения.
Путешествие с целью изучения истории возникновения и распития национальных алкогольных напитков является алкотуризмом. Наиболее привлекательными в этом плане странами считаются: Финляндия, Иран, страны Персидского залива. Стоит отметить, что туристов привлекают и необычные напитки, такие как вино из змеи, родом из Вьетнама, кофейное пиво из Сингапура, китайское вино из ящериц, мескаль, производимый в Мексике и т.д.
[7].
Кофейный туризм - путешествия по местам выращивания и производства кофе, набирает популярность среди туристов, ведь по некоторым оценкам кофе является вторым по потреблению в мире напитком. Самым привлекательным регионом для данного вида туризма является Бразилия.
Почитатели сигарного туризма отправляются в регионы, где производятся сигары и развит культ их потребления. Доказательством востребованности данной разновидности туризма является проведения множества фестивалей и мероприятий по всему миру, в числе первых из которых Фестиваль ProCigar в
Доминиканской Республике [7].
В странах, где сыроварение достигло уровня искусства (Швейцария, Италия, Голландия, Дания, Франция) развит сырный туризм. Посетителям покажут как именно производятся сотни сортов этого древнейшего продукта, отличие запахов и вкусов.
Шоколадный туризм проходит в местах выращивания какао и производства шоколада, где потребитель сможет посетить плантации, магазины, музеи шоколада, а также отведать самые невероятные блюда с использованием этого продукта, например, телятину под шоколадным соусом, которую подают в Бельгии, лидирующей по производству шоколада.
Чайный, фруктовый и ягодный подвиды туризма подразумевают под собой путешествие, проходящее по странам и регионам, выращивающим данные растения.
Под образовательным туризмом подразумевают столь популярное на сегодняшний день обучение за границей, которое включает в себя не только получение образования, но и поездки с целью изучения иностранного языка, отдельных дисциплин, учебные стажировки в зарубежных учреждениях, получение бизнес-образования.
Событийный туризм постепенно завоевывает внимание большего числа путешественников, сочетая в себе традиционный отдых и участие в различных мероприятиях - спортивных событиях, показах мод, театральных шоу, аукционах, национальных праздниках.
Распространение увлечением фотоискусством породило новый вид туризма - фото-туризм, целью участников которого является посещение в компании единомышленников недоступных массовому туристу мест для получения снимков красивых уголков мира.
Политический туризм обуславливается посещением мест, связанных с различными политическими событиями и мероприятиями, как мирового, так и национального масштаба.
Актуальный на сегодняшний день вопрос о свободе передвижения для людей с ограниченными возможностями поспособствовал возникновению инвалидного туризма [9]. В данных турах каждая его составляющая продумывается до мелочей - все для удобства людей с ограниченными возможностями с целью предоставить им шанс познать мир и приобрести новые впечатления.
К туризму по интересам можно отнести достаточно много появившихся туристических направлений, выделим основные из них (рис. 3).
Рисунок 3 - Разновидности туризма по интересам
Развивающийся демонологический подвид туризма привлекает туристов, желающих лично познакомится с историко-мифологической спецификой разных уголков планеты. Это может быть как ночевка в старинном замке с привидениями, так и экскурсионная программа во владения Дракулы. Вызывает удивление распространение могильного туризма, связанного с посещением мест захоронений. Некоторые кладбища настолько популярны среди туристов, что их включают в стандартные экскурсионные программы (Пер-Лашез, Париж, Франция) [7].
Набирают популярность туры к местам природных катастроф и трагических событий. Туристы хотят побывать там, где произошло торнадо, шторм, землетрясение, ураган, извержение вулкана, чтобы попытаться воспроизвести в своей голове моменты этого события и мысленно его пережить.
Отличительной особенностью модного туризма является то, что он непосредственно связан с существующими на данный момент потребностями туристов и отвечает всем их требованиям. К нему, например, относят отдых в отелях-виллах, отдых в отелях без детей и т.д.
Среди новых разновидностей туризма по интересам стоит отметить ядерный и туризм для домашних животных. Первый связан с посещением мест ядерных хранилищ, аварий и катастроф. Второй, не смотря на различие и очень строгие ограничения по пакету документов для перевозки животных, набирает свою аудиторию, желающих показать своим четвероногим любимцам весь мир.
Индустриальный туризм - посещение как правило заброшенных промышленных или производственных мест с целью удовлетворения познавательного интереса, в основном развит среди молодежи.
Различие в ценовой политике на медицинские услуги в разных странах порождает распространение и развитие имеющего тысячелетнюю историю медицинского туризма. Путешественники отправляются в поездку за более доступными стоматологическими услугами, лечить хронические заболевания, делать сложные или дорогостоящие в их стране операции, а также рожать, и особенно популярные в последнее время - SPA услуги.
Для людей, предпочитающих размеренный отдых в нетронутых уголках природы, разрабатываются маршруты экотуров, которые оказывают мягкое воздействие на природу, не нарушая ее целостного состояния, позволяя туристам поближе познакомится с окружающим миром [8].
Благотворительный туризм стал частью жизни многих состоятельных граждан разных стран, которые отправляются в поездки, чтобы оказать гуманитарную, материальную, физическую и моральную помощь людям из беднейших государств, участвуют в оздоровительно-лечебных программах, помогают в реабилитации инвалидам, детям-сиротам.
Многие туристы уже не представляют себе отдыха без шоппинга. Эти путешественники отправляются в другие страны с целью приобретения
различных товаров, где для них разработаны специализированные туры по магазинам, торгово-развлекательным комплексам.
Предложенная в работе сегментация туризма в наибольшей степени отражает ключевые его виды, соответствует современным потребностям туристов. С целью быстрого и эффективного определения занимаемого в системе места тура в [5] введено в классификацию цифровое обозначение критериев и видов туризма. Например, самостоятельное путешествие в выходной день не в сезон за счет своих собственных средств на автомобиле по региону с целью экотуризма можно представить следующим образом -I19II6III3IV2V1VI3VII2VIII3IX2X3. Для детального рассмотрения предлагаем ввести буквенное обозначение подвидов, например у гастрономического и туризма по интересам - 120с или I9g. Буквенно-цифровое обозначение сегментации позволит более наглядно представлять статистическую информацию по туристическим потокам, а также упростит ее последующую обработку.
Таким образом, предлагается расширить и внести следующие изменения в представленную в [5] сегментацию:
1. дополнить видом семейный туризм классификацию по количеству участников, так как это направление активно развивается в последнее время и занимает немалую часть туристических предпочтений;
2. выделить в сегментации по продолжительности вид популярных туров выходного дня, обусловленных современным ритмом жизни деловых людей, отсутствием достаточного количества времени для отдыха и порой неимении возможности взять достаточный для путешествия отпуск;
3. расширить классификацию по способу передвижения конным, велосипедным и пешеходным видами, распространенными благодаря общемировой тенденции к ведению здорового образа жизни и популярности экологического туризма;
4. добавить в сегментацию по дальности поездки региональный, пограничный и транзитный виды туризма, к появлению которых привели разработка концепций стратегий развития регионального туризма, проведение способствующих укреплению связей мероприятий на границ соседствующих государств, распространение автотуризма;
5. выделить в отдельный вид межсезонный туризм в классификации по степени ритмичности туристических потоков, что необходимо для разработки комплекса мероприятий, способных повысить привлекательность туристской дестинации во время низкого туристического сезона.
6. дополнить видом школьный туризм в сегментации по возрастному составу участников, так как этот вид подразумевает разработку отдельных туристических маршрутов, удовлетворяющих потребности учащихся и учителей, укрепляющих их личностные взаимосвязи.
7. экстрагировать в классификации по виду используемых ресурсов исторический и культурный виды туризма, популярность которых обусловлена ростом интереса путешественников к культурным и историческим ценностям посещаемых ими мест.
Представленная в работе адаптированная классификация позволит как в масштабах туристической фирмы, так и в масштабах региона, страны, оценить соответствие предлагаемых туристских продуктов современным тенденциям рынка, разработать и внедрить новые туристические маршруты, целевые и региональные программы, планировать и прогнозировать туристские потоки.
Список литературы
1. Александрова А.Ю. Международный туризм: Учебное пособие для вузов. - М.:
Аспект Пресс, 2004. - 463 с.
2. Герасименко В.Г. Основы туристического бизнеса. - Одесса, 1997 г. - 160 с.
3. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. - М.: НОЛИДЖ, 2005. - 312 с.
4. Дмитриевский Ю.Д. Туристские районы мира. - Смоленск: СГУ, 2000. - 224 с.
5. Кабаян Н.В. Имитационное моделирование направлений развития туризма в рекреационных зонах региона (на материалах Республики Адыгея): Дис. канд. экон. наук: 08.00.13 / Ставроп. гос. ун-т. - Ставрополь, 2005 - 178 с.
6. Кабушкин НИ Менеджмент туризма. - Минск: ООО Новое знание, 2001. - 432 с.
7. Кляп М.П., Ф.Ф. Шандор. Сучасш р1зновиди туризму: навчальний пос1бник - К.: Знания, 2011. - 334с.
8. Ледовских Е.Ю., Моралева Н.В., Дроздова А.В.. Экотуризм на пути в Россию. Принципы, рекомендации, российский и зарубежный опыт. - Тула: Гриф и К, 2002 г. - 284 с.
9. Нефедов Д. Инвалидный туризм. Режим доступа:
http: //vidv-turizma. ru/invalidnvj -turizm/
References
1. Alexandrova A.Y. Mezhdynarodniy turism: Uchebnoe posobie dlya. - М.: Aspect Press, 2004. -463 s.
2. Gerasimenko V.G. Osnovy turisticheskogo biznessa. - Odessa, 1997 - 160 s.
3. Gulyaev V.G. Organizatsiya turistskoi deyatelnosti. - M: NOLIDZH, 2005. - 312 s.
4. Dmitrievskii Y.D. Turistskie raiony mira. - Smolensk: SGU, 2000. - 224 s.
5. Kabayan N.V. Imitatsionnoe modelirovanie napravlenii razvitiya turisma v rekreatsionnyh zonah (na materialah Respublici Adygei): Dis. cand. econ. nauk: 08.00.13 / Stavrop. gos. un-t. -Stavropol, 2005 - 178 s.
6. Kabushkin N.I. Menedzhment turisma. - Minsk: ООО Novoe znanie, 2001. - 432 s.
7. Klyap M.P., Shandor F.F. Suchasni riznovidi turism: Navchalna posibnik - K.: Znannya, 2011. -334 s.
8. Ledovskih E.Y., Moraleva N.V., Drozdova A.V. Ekoturism na puti v Rossiyu. Principy, rekomendatsii, rossiiskii i zarybezhnyi opyt. - Tula: Grif i K, 2002 g. - 284 s.
9. Nefedov D. Invalidnyi turism. Rezhim dostupa: http://vidy-turizma.ru/invalidnyj-turizm/