Научная статья на тему 'Туризм специальных интересов: концептуальные подходы исследования'

Туризм специальных интересов: концептуальные подходы исследования Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1688
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГУЭУ
ВАК
Ключевые слова
ТУРИЗМ СПЕЦИАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ / TOURISM OF SPECIAL INTERESTS / АТОМНЫЙ ТУРИЗМ / ATOMIC TOURISM / АЛКОГОЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ALCOHOL TOURISM / ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / ADVENTURE TOURISM / СЕКСУАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / SEX TOURISM / GASTRONOMY TOURISM

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Малетин Сергей Степанович

Туризм специальных интересов в целом и отдельные его разновидности все чаще становятся объектом исследования в зарубежной и отечественной литературе. Вместе с тем до настоящего времени остается нерешенным целый ряд проблем теоретического и методологического характера. В работе сформулированы основные подходы к определению понятия «туризм специальных интересов». Представлена подробная классификация туризма специальных интересов (ТСИ) по видам. Дана содержательная характеристика наиболее распространенным видам туризма специальных интересов: приключенческий туризм, экстремальный туризм, алкогольный туризм, гастрономический туризм, сексуальный туризм и т.п. Обозначены перспективы развития туризма специальных интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Малетин Сергей Степанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOURISM OF SPECIAL INTERESTS: CONCEPTUAL APPROACHES AND RESEARCH

Tourism of special interests in general and its single varieties become subject of research in foreign and local literature increasingly frequently. However some theoretical and methodological issues remain unsolved up to date. The paper formulates main approaches to definition of the «tourism of special interests» notion. Detailed classification of tourism of special interests (TSI) by types is presented. Comprehensive characteristics of the most popular types of tourism of special interests (adventure tourism, extreme tourism, alcohol tourism, gastronomy tourism, sex tourism etc.) is given. Outlook for the development of the tourism of special interests is set out.

Текст научной работы на тему «Туризм специальных интересов: концептуальные подходы исследования»

УДК 338.48

туризм специальных интересов:

концептуальные подходы исследования

С.С. Малетин

Новосибирский государственный технический университет E-mail: maletin@corp.nstu.ru, service@fb.nstu.ru

Туризм специальных интересов в целом и отдельные его разновидности все чаще становятся объектом исследования в зарубежной и отечественной литературе. Вместе с тем до настоящего времени остается нерешенным целый ряд проблем теоретического и методологического характера. В работе сформулированы основные подходы к определению понятия «туризм специальных интересов». Представлена подробная классификация туризма специальных интересов (ТСИ) по видам. Дана содержательная характеристика наиболее распространенным видам туризма специальных интересов: приключенческий туризм, экстремальный туризм, алкогольный туризм, гастрономический туризм, сексуальный туризм и т.п. Обозначены перспективы развития туризма специальных интересов.

Ключевые слова: туризм специальных интересов, атомный туризм, алкогольный туризм, гастрономический туризм, приключенческий туризм, сексуальный туризм.

tourism of special interests: conceptual approaches and research

S.S. Maletin

Novosibirsk State Technical University E-mail: maletin@corp.nstu.ru, service@fb.nstu.ru

Tourism of special interests in general and its single varieties become subject of research in foreign and local literature increasingly frequently. However some theoretical and methodological issues remain unsolved up to date. The paper formulates main approaches to definition of the «tourism of special interests» notion. Detailed classification of tourism of special interests (TSI) by types is presented. Comprehensive characteristics of the most popular types of tourism of special interests (adventure tourism, extreme tourism, alcohol tourism, gastronomy tourism, sex tourism etc.) is given. Outlook for the development of the tourism of special interests is set out.

Key words: tourism of special interests, atomic tourism, alcohol tourism, gastronomy tourism, adventure tourism, sex tourism

Увеличение спроса на специальные виды туризма или туризм специальных интересов (Special Interest Tourism) является одним из основных трендов развития современной туристкой индустрии. Постоянный рост этого сегмента во многом объясняется тем, что в наши дни выбор дестинации все чаще определяется частными потребностями и интересами путешественников. Путешествия с традиционными целями - оздоровительными или познавательными - уже не удовлетворяют потребности современного человека. Желание посетить новые места и получить аутентичный продукт становится частью мотивации современных туристов. Люди в XXI в.

© Малетин С.С., 2014

хотят выйти за рамки обыденного, испытать нечто экстраординарное. Наступила эпоха «впечатлений и ощущений», популярность приобретают различные экстремальные и нетрадиционные виды туризма. Для туристского рынка это означает расцвет специальных видов туризма: приключенческого, экстремального, мрачного (черного), туризма катастроф (стихийных бедствий), что увеличивает экономическую значимость этого сектора экономики.

В настоящее время нет обобщающих исследований об экономической значимости туризма специальных интересов в целом, что довольно сложно осуществить по ряду причин. Во-первых, ввиду большого количества различных его разновидностей, многие из которых появились буквально недавно и только стали объектом исследования. Во-вторых, по причине отсутствия необходимой статистической базы для систематического экономического анализа этого феномена. Однако по отдельным видам туризма определенная информация уже есть. Ряд осуществленных исследований свидетельствует о растущей экономической значимости гастрономического туризма. По оценкам специалистов в ряде стран в доходах от туризма «вес» гастрономического туризма достигает 30 % и более [15].

Туризм специальных интересов (Spécial Interest Tourism) в целом и отдельные его разновидности все чаще становится объектом исследования в зарубежной и отечественной литературе. Вместе с тем до настоящего времени остается нерешенным целый ряд проблем методологического характера.

Прежде всего, речь идет об определении самого понятия «туризм специальных интересов» (Spécial Interest Tourism), которое характерно в большей степени для зарубежных исследований. В то время как в отечественной литературе чаще применяется понятие «специальные виды туризма». По всей видимости, их можно рассматривать почти как тождественные.

Одним из первых применил это понятие S.E. Read в 1980 г., который использовал тогда словосочетание «путешествие специальных интересов» (special interest travel). Он понимал под этим поездки с определенными целями в конкретные регионы или дестинации. Наряду с понятием «туризм специальных интересов» используется также понятие «альтернативный туризм» (Alternative tourism), подчеркивающее его отличие от массового туризма [12].

Кроме того, встречается еще и понятие «Adjectival Tourism», которое охватывает многочисленные нишевые или особые разновидности туризма, связанные с более широкими категориями (например, культурный туризм), или входят в уникальную группу (например, медицинский туризм). Таким образом, можно данное понятие трактовать как узкоцелевой туризм. Соответственно «Adjectival tourists» можно рассматривать как класс туристов, предпринимающих путешеств^ с определенной целью, обусловленной специфическими потребностями этой группы потребителей.

В самом общем виде «туризм специальных интересов» - это вид туризма, включающий путешествия потребителей, у которых выбор отдыха определяется особой мотивацией, а уровень удовлетворенности определяется полученными в результате путешествия впечатлениями [1].

В любом случае именно особая цель путешествия является основным мотивирующим фактором наряду с отдыхом, формируя ядро туризма специальных интересов. Такая цель может быть связана с необычным хобби путешественника или видами деятельности, которые практикуются небольшим кругом людей, а также определенными дестинациями, которые привлекают сегменты нишевых рынков.

Кроме этого в зарубежной и отечественной литературе называются и другие признаки туризма специальных интересов. Например, в зарубежных источниках отмечается, что туризм специальных интересов может быть сфокусирован на доставке с обслуживанием конкретных демографических групп, имеющих общие интересы (пенсионеры, домохозяйки, семьи). Иногда подчеркивается, что турист получает удовольствие от таких форм активности, которые не связаны с повседневной жизнью [14].

Другие характерные признаки туризма специальных интересов: субъектами являются одиночки, семьи или друзья; последние тренды; фокус на впечатления; тщательная подготовка и изучение места путешествия, желание сохранить впечатления (знания, фотографии, живопись, изучение местных языков). Важным признаком «туризма специальных интересов» является небольшое количество «преданных» путешественников.

В отечественных работах, посвященных туризму специальных интересов, также акцентируют внимание на следующих признаках: малочисленность, трудоемкость по созданию конечного турпродукта, капиталоемкость, синтетический подход к формированию туров, новые виды туризма с использованием нетрадиционных источников финансирования [1, 2, 5].

Туристские продукты в данном случае отличаются средствами обеспечения, организацией и вовлеченными человеческими ресурсами. Это могут быть и индивидуально запланированные путешествия для того, чтобы приобрести и испытать знание из первых рук о местной культуре и окружающей среде, и групповые туры. Обычно такие туры ориентированы на уединенные территории, осуществляются не на пике сезона, могут включать самостоятельное управление своими перелетами и размещением.

Другая методологическая проблема связана с классификацией видов туризма специальных интересов. В этом отношении нет однозначного мнения ни о количестве этих разновидностей, ни о том, какие разновидности могут вообще быть включены в эту группу.

К туризму специальных интересов разные авторы относят фотографический туризм, геологический, молодежный, мрачный, генеалогический, гастрономический, транспортный, сельский, экологический, деловой, эзотерический и религиозный, алкогольный, этнографический, музыкальный, образовательный, лечебно-оздоровительный и круизный туризм [3, 4, 6, 8].

По мнению одного из немногих отечественных специалистов по туризму специальных интересов А.В. Бабкина, к специальным видам туризма относятся: религиозный, деловой, лечебно-оздоровительный, экологический, событийный, горнолыжный, экстремальный, круизный [1].

Во многих случаях эти виды туризма взаимосвязаны. Например, велосипедное путешествие может осуществляться с целью посещения сельской местности, оздоровительными или гастрономическими целями. Поэтому сложно достаточно четко классифицировать туризм специальных инте-

ресов. Еще один аспект этой проблемы заключается в том, что перечень специальных видов туризма постоянно расширяется. Наиболее часто к туризму специальных интересов все же относят именно узкоспециализированные и немассовые виды.

Еще одна нерешенная проблема связана с определением понятий уже конкретных разновидностей туризма специальных интересов. Ниже рассмотрим некоторые из них.

«Атомный туризм» (Atomic tourism) - это сравнительно новая разновидность туризма, в процессе которого визитеры, путешествуя по таким объектам эпохи, как музеи атомного оружия, средств его транспортировки и доставки в места применения, местам ядерных катастроф, знакомятся с историей атомного века. Целью осмотра заброшенных населенных пунктов, зон отчуждения является желание проникнуться чувством катастрофы, понять, как будет выглядеть возможный апокалипсис. «Атомные» туристы делают многочисленные фотографии картин разрухи, наступления природы и получают от этого удовлетворение. После страшной аварии на японском ядерном реакторе на АЭС «Фукусима-1» во всем мире повысился интерес к атомным объектам, а туристы стали активно ездить на бывшие и ныне действующие электростанции. Главные дестинации атомного туризма расположены в странах, первыми освоившими применение атома в военных и мирных целях: России, США, Великобритания. В настоящее время в целом ряде стран объекты атомной энергетики становятся доступными для посещения туристов.

В последние десятилетия довольно быстрыми темпами развивается гастрономический туризм. Все чаще туристы путешествуют с целью изучения местной кулинарии. Пища рассматривается как отражение культуры страны и ее народа и, соответственно, как дополнительное средство привлечения внимания к дестинации. Несмотря на уже достаточно большое количество исследований, посвященных изучению этого явления, до сих пор нет однозначного определения понятия «гастрономический туризм» (gastronomic tourism). Наряду с этим понятием в зарубежной литературе используется также «пищевой туризм» (food tourism), «кулинарный туризм» (culinary tourism), «туризм гурманов» (gourmet tourism) [14, 15].

В самом общем виде под гастрономическим туризмом понимается посещение дестинаций, в которых местная пища и напитки являются главными мотивирующими факторами для путешествия. Согласно определению Всемирной ассоциации продовольственных путешествий (World Food Travel Association) гастрономический (кулинарный) туризм представляет собой получение уникальных и запоминающихся впечатлений от еды и напитков [14]. Гастрономический туризм - вид туризма, основной целью которого является именно знакомство с кухней той или иной страны. Наиболее популярными направлениями гастрономического туризма являются Италия, Таиланд, Франция, Греция, Австралия, Китай. Однако в настоящее время практически все страны, развивающие въездной туризм, стремятся в качестве уникального торгового предложения использовать местную традиционную кухню.

«Алкогольный» туризм. Под алкогольным туризмом понимается путешествие, когда одним из главных мотивирующих факторов выбора дести-

нации является знакомство и употребление алкогольных напитков. В настоящее время можно выделить несколько разновидностей алкогольного туризма в зависимости от категории (типа) напитка, среди которых наиболее распространенными являются винный и пивной туризм.

«Винный» туризм (Enotourism, Wine tourism, Vinitourism) - это путешествие, главной целью которого является дегустация, потребление, покупка вина непосредственно на винодельне. Безусловно, винный туризм тесно связан с гастрономическим, сельским и культурным туризмом, а иногда рассматривается как одна из их форм. В Старом Свете основные дестинации винного туризма сосредоточены в ведущих странах-производителях вина: Франции, Италии, Испании, Германии.

«Пивной» туризм как разновидность алкогольного и гастрономического туризма представляет собой путешествие с целью знакомства с культурой пивоварения и его употребления. Основной целью «пивных» туристов является именно употребление пива на месте его производства в сочетании с традиционной кулинарией. Пивной туризм распространен в странах, известных своими традициями пивоварения. Наиболее известные дестинации пивного туризма расположены в Германии, Чехии, Бельгии, Великобритании, Ирландии.

В настоящее время быстро растет популярность «приключенческого туризма» (Adventure travel). Существуют разные подходы к определению понятия «приключенческий туризм». В англоязычной литературе данный вид туризма рассматривается как путешествие в отдаленные экзотические и, возможно, опасные территории. Важными мотивирующими факторами для туристов является получение впечатлений от своеобразного культурного шока или в результате активности путешествующих, которая требует значительных душевных и физических усилий и связана с определенной степенью риска (реального или предполагаемого). Согласно определению Adventure Travel Trade Association (США) приключенческим туризмом может быть любой вид туристской деятельности, в котором присутствуют как минимум два из трех составляющих: физическая активность, культурный обмен или взаимодействие, природа [10].

Приключенческий туризм включает ряд разновидностей: катастрофический туризм (Disaster tourism), гетто-туризм (Ghetto tourism), этнический туризм (Ethno tourism), джунгли-туризм (Jungle tourism), сухопутные путешествия (overlanding). Кроме того, приключенческий туризм обычно связывают с такими видами активного отдыха, как альпинизм, треккинг, банджи-джампинг, катание на горных велосипедах, рафтинг, полеты на параплане, скалолазание и др. Основные дестинации для данного вида туризма расположены в Мексике, Центральной и Южной Америке, а также на территории тропических лесов в Африке, Австралии и в Новой Зеландии.

«Мрачный туризм» (Dark tourism) представляет собой путешествие в места, обычно ассоциирующиеся со смертью, печалью или страданием. Мрачный туризм подразумевает посещение кладбищ и захоронений, поездки в места катастроф (экологических или техногенных), стихийных бедствий и массовой гибели людей [13]. Мрачный или черный туризм имеет несколько разновидностей: «кладбищенский или некропольный туризм»,

«темный туризм или смертельный», «туризм привидений или мистический туризм», «туризм катастроф (катастрофический туризм)» [9].

«Экстремальный туризм» (Extreme tourism) в самом общем виде представляет собой один из видов туристического отдыха, в той или иной степени связанный с риском [7]. Также иногда его называют «шоковым туризмом» (shock tourism). Существуют разные подходы к определению понятия «экстремальный туризм». В некоторых отечественных источниках этот вид туризма определяется достаточно узко. Под экстремальным туризмом в этом случае понимается отказ от новейших электронных и механических приспособлений, помогающих выжить. Сами приверженцы такого отдыха или стиля путешествий называются выживальщиками. Выживальщик берет с собой только самые необходимые вещи: компас, нож, флягу, спички или кремень, аптечку. Выживальщику следует знать: о свойствах растений, грибов, особенностях поведения животных в местности, на которой он и будет заниматься экстремальным туризмом.

В зарубежной литературе это понятие трактуется более широко и рассматривается как нишевый вид туризма, суть которого заключается в путешествии в опасные места (горы, джунгли, пустыни, пещеры, каньоны) или принятие участия в опасных событиях. Данный вид туризма тесно связан с экстремальными видами спорта и требует специальной подготовки.

В настоящее время экстремальный туризм является быстрорастущим бизнесом в странах СНГ (Россия, Украина, Азербайджан) и Южной Америки (Перу, Чили, Аргентина). Популярностью среди любителей экстремального туризма пользуются горные районы Северного Пакистана. Самыми известными аттракционами и местами экстремального туризма в мире считаются: Чернобыль (Украина); плавание в Дьявольском бассейне (Devil's Pool) на водопаде Виктория на границе Замбии и Зимбабве; подъем пешком на гору Хуашань (Huashan) высотой более двух тысяч метров (Китай); Дорога смерти (Death Road Tour) в Боливии; Bungee Jumping в действующий вулкан (Чили); плавание с акулами (Флорида, США); скалолазание на Монблане (на границе Франции и Италии); наблюдение действующих вулканов (Филиппины); полет на вертолете над кратерами действующего вулкана (Гавайи, США). Среди направлений экстремального туризма особо следует выделить Новую Зеландию, где вызывающие массу эмоций экстремальные развлечения получили широкое распространение.

«Суицидальный или эвтаназийный туризм» («euthanasia tourism») - разновидность туризма, связанного с движением в поддержку эвтаназии, в рамках которого для потенциальных кандидатов организуются поездки в те страны, где допускается эвтаназия, в надежде на декриминализацию этой практики в других частях мира. Эвтаназия не запрещена законом в Голландии, Люксембурге, Бельгии, американском штате Орегон и в Швейцарии, где условия для добровольного ухода из жизни считаются самыми либеральными.

«Сексуальный туризм» (Sex tourism) согласно определению UNWTO это путешествие, организованное как в рамках туристского сектора, так и за его пределами, но с использованием его структуры и сетей с преимущественной целью удовлетворения сексуальных потребностей на коммерческой основе с резидентами дестинации. Привлекательными для

секс-туристов могут быть низкие цены в стране дестинации на услуги как легальных, так и незаконных форм проституции. Основные дестинации секс-туризма: Бразилия, Коста-Рика, Куба, Доминиканская Республика, Кения, Нидерланды, Филиппины, Колумбия, Таиланд.

В некоторых регионах это направление туристской индустрии в последнее десятилетие стало ведущим. Организация Объединенных Наций выступает против сексуального туризма, который имеет вредные социальные и культурные последствия для стран, как отправляющих туристов, так и принимающих. Особо осуждается эксплуатация гендерного, возрастного, социального и экономического неравенства в дестинации. Сексуальный туризм осуждается также международными организациями по защите прав человека, которые не без веских оснований утверждают, что этот вид туризма ведет к торговле людьми и детской проституции.

Безусловно, в рамках одной статьи невозможно рассмотреть даже наиболее известные разновидности туризма специальных интересов. В настоящее время их существует несколько десятков, а в некоторых перечнях фиксируется более сотни. Учитывая, что новые виды появляются постоянно, необходимо продолжить исследование этого феномена.

Литература

1. Бабкин А.В. Специальные виды туризма: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М., 2003. 316 с.

2. Биржаков М.Б. Введение в туризм: учеб. пособие. М.: Герда, 2004. 37 с.

3. Боголюбов В.С. Организация специальных видов туризма. СПб.: ГИЭУ 2010. 116 с.

4. Владыкина Ю.О., Мороз В.Б. Лечебно-рекреационный туризм в формате активизации бизнес-сегмента курортных отелей Сибири // Сервисные технологии: теория и практика: сб. науч. тр. Вып. 4. Новосибирск: Изд-во НГТУ 2012. С. 25-37

5. ЕгоренковЛ.И. Введение в технологию туризма: вопросы и ответы. М.: Финансы и статистика, ИНФРА-М, 2009. 304 с.

6. Назаркина В.А. Методические и практические аспекты формирования фитнес-тура // Сервисные технологии: теория и практика: сб. науч. тр. Вып.5. Новосибирск: Изд-во НГТУ 2013. С. 104-107.

7 СтребковаЛ.Н., Рагуцкая А.Ю. Перспективы развития экстремального туризма на Алтае // Сервисные технологии: теория и практика: сб. науч. тр. Новосибирск: Изд-во НГТУ 2009. С. 125-131.

8. Штейнгольц Б.И., Третьякова Е.В. Совершенствование физического воспитания студентов: методы активного туризма // Экономика. Сервис. Туризм. Культура: ЭСТК-2013: Сб. ст. 15 междунар. науч.-практ. конф. (30 мая 2012 г., Барнаул). Барнаул: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2013. С. 50-56.

9. Бугрий Е.В. О терминологии и типологии мрачного туризма. URL: http://tourlib. net/statti_tourism/bugrij.htm

10. Buckley Ralf. Adventure Tourism. Wallingford, BIUK: CA, 2006. 515 p. URL: http:// books.google.ru/books/about/Adventore_Tourism.htmI?id=UZpnOF0u_PgC&redir_ esc=y

11. Birgit Trauer. Conceptualizing special interest tourism-frameworks for analysis Tourism Management. Vol. 27 Issue 2. 2006. IP 183-200. URL: https://ru.scribd.com/ doc/19955764/Conceptualizing-special-interest-tourism-frameworks-for-analysis.

12. Special Interest Tourism, London: Belhaven Press. Douglas N. and Derret R., 2001. URL: http://v5.books.elsevier.com/bookscat/samples/9780750661331/9780750661331. PDIF

13. Stone P. A dark tourism spectrum: Towards a typology of death and macabre related tourist sites, attractions and exhibitions. TOURISM: An Interdisciplinary International Journal, (54)2, 2006. P 145-160. URL: http://works.bepress.com/cgi/viewcontent. cgi?article=1003&context=philip_stone

14. Wolf Erik. Culinary Tourism: The Hidden Harvest. Kendall/Hunt Publishing, 2006. 59 p.

15. World Tourism Organization (2012), Global Report on Food Tourism. UNWTO, Madrid, 2012. URL: http://urbact.eu/fileadmin/Projects/Gastronomic_Cities/outputs_ media/Food_tourism.pdf.

Bibliography

1. BabkinA.V. Special'nye vidy turizma : ucheb. posobie. M.: INFRA-M., 2003. 316 p.

2. Birzhakov M.B. Vvedenie v turizm: ucheb. posobie. M.: Gerda, 2004. 37 p.

3. Bogoljubov VS. Organizacija special'nyh vidov turizma. SPb.: GIJeU, 2010. 116 p.

4. Vladykina Ju.O., Moroz V.B. Lechebno-rekreacionnyj turizm v formate aktivizacii biznes-segmenta kurortnyh otelej Sibiri // Servisnye tehnologii: teorija i praktika: sb. nauch. tr. Vyp. 4. Novosibirsk: Izd-vo NGTU, 2012. P 25-37

5. Egorenkov L.I. Vvedenie v tehnologiju turizma: voprosy i otvety. M.: Finansy i statistika, INFRA-M, 2009. 304 p.

6. Nazarkina V.A. Metodicheskie i prakticheskie aspekty formirovanija fitnes-tura // Servisnye tehnologii: teorija i praktika: sb. nauch. tr. Vyp.5. Novosibirsk: Izd-vo NGTU, 2013. P 104-107.

7. Strebkova L.N., Raguckaja AJu. Perspektivy razvitija jekstremal'nogo turizma na Altae // Servisnye tehnologii: teorija i praktika: sb. nauch. tr. Novosibirsk: Izd-vo NGTU, 2009. P 125-131.

8. Shtejngol'c B.I., Tret'jakova E.V. Sovershenstvovanie fizicheskogo vospitanija stu-dentov: metody aktivnogo turizma // Jekonomika. Servis. Turizm. Kul'tura: JeSTK-2013: Sb. st. 15 mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (30 maja 2012 g., Barnaul). Barnaul: Izd-vo Alt. gos. tehn. un-ta, 2013. P. 50-56.

9. Bugrij E.V. O terminologii i tipologii mrachnogo turizma. URL: http://tourlib.net/ statti_tourism/bugrij.htm.

10. Buckley Ralf. Adventure Tourism. Wallingford, BIUK: CA, 2006. 515 p. URL: http:// books.google.ru/books/about/Adventure_Tourism.html?id=UZpnOF0u_PgC&redir_ esc=y.

11. Birgit Trauer. Conceptualizing special interest tourism-frameworks for analysis Tourism Management. Vol. 27. Issue 2, 2006. P 183-200. URL: https://ru.scribd.com/ doc/19955764/Conceptualizing-special-interest-tourism-frameworks-for-analysis.

12. Special Interest Tourism, London: Belhaven Press. Douglas N. and Derret R., 2001. URL: http://v5.books.elsevier.com/bookscat/samples/9780750661331/9780750661331. PDIF

13. Stone P. A dark tourism spectrum: Towards a typology of death and macabre related tourist sites, attractions and exhibitions. TOURISM: An Interdisciplinary International Journal, (54)2, 2006. P 145-160. URL: http://works.bepress.com/cgi/viewcontent. cgi?article=1003&context=philip_stone.

14. Wolf Erik. Culinary Tourism: The Hidden Harvest. Kendall/Hunt Publishing, 2006. 59 p.

15. World Tourism Organization (2012), Global Report on Food Tourism. UNWTO, Madrid, 2012. URL: http://urbact.eu/fileadmin/Projects/Gastronomic_Cities/outputs_ media/Food_tourism.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.