Научная статья на тему 'Гастрономический туризм: к истории понятия'

Гастрономический туризм: к истории понятия Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
4705
731
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гастрономический туризм / внутренний туризм / этнофутуризм / социальное развитие территорий / экономика. / gastronomic tourism / domestic tourism / ethnofuturism / social development of territories / economy.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — А А. Морозов

В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным с туристической деятельностью. В представленной статье проведен анализ актуального вопроса гастрономического туризма. Рассмотрена история понятия, современная ситуация, некоторая практика организованных гастрономических туров. Проведён анализ некоторых литературных источников по заданной теме. Говоря о России, в условиях неравенства регионов и слабой экономической развитости рост популярности к теме гастрономического туризма является актуальным вопросом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GASTRONOMIC TOURISM: ON THE HISTORY OF CONCEPT

Currently, more attention is paid to the processes associated with tourism activities. The article presents an analysis of the topical issue of gastronomic tourism. The history of the concept, the current situation, a certain practice of organized gastronomic tours is considered. The analysis of some literary sources on a given topic. Speaking about Russia, in conditions of regional inequality and weak economic development, the growth of popularity to the topic of gastronomic tourism is a pressing issue.

Текст научной работы на тему «Гастрономический туризм: к истории понятия»

ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ: К ИСТОРИИ ПОНЯТИЯ А.А. Морозов, мл. науч. сотр.

Карельский научный центр Российской академии наук (Россия, г. Петрозаводск)

DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10373

Материал подготовлен в рамках проекта трансграничного сотрудничества CBC КА4007_411/2017: «Калитка - развитие приграничного гастрономического туризма».

Материал подготовлен в рамках Государственного задания ФАНО России «Институты и социальное неравенство в условиях глобальных вызовов и региональных ограничений» (0218-2019-0090).

Аннотация. В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным с туристической деятельностью. В представленной статье проведен анализ актуального вопроса гастрономического туризма. Рассмотрена история понятия, современная ситуация, некоторая практика организованных гастрономических туров. Проведён анализ некоторых литературных источников по заданной теме. Говоря о России, в условиях неравенства регионов и слабой экономической развитости рост популярности к теме гастрономического туризма является актуальным вопросом.

Ключевые слова: гастрономический туризм, внутренний туризм, этнофутуризм, социальное развитие территорий, экономика.

Туризм является сильной мировой индустрией, из-за активного развития эту сферу называют экономическим феноменом столетия. Во многих странах он играет значительную роль в формировании ВВП, создании дополнительных рабочих мест, обеспечении занятости. Туризм оказывает большое влияние на различные отрасли экономики (напр. строительство, сельское хозяйство, транспорт). Туризм выступает некоторым своеобразным катализатором социально-экономического развития.

Сегодня гастрономический туризм - одно из перспективных направлений для развития сферы туризма в целом. Развитие сферы гастрономического туризма привело к созданию специальных фирм, которые организуют туры для знакомства с зарубежными национальными кухнями. Элементы гастрономических туров включаются в экскурсионные программы. Как правило, зарубежным туристам в России предлагается посетить конкретные рестораны и кафе, поучаствовать в дегустации блюд и напитков кухни народов России. Некоторые туристические фирмы предлагают иностранным путешественникам по-

сетить сельскохозяйственные предприятия, цель таких мероприятий сводится к тому, чтобы сформировать убеждение в полной экологической безопасности продуктов. В некоторых городах России открыты тематические музеи с дегустационными залами. Возможности гастрономических туров позволяют местным производителям продукции продвигаться на рынке.

Несмотря на то, что такой вид туризма был известен давно, такие путешественники, как Льюис и Кларк, Марко Поло, Афанасий Никитин, помимо других впечатлений описывали и то, какова им местная еда на вкус, формально кулинарный туризм стал активно использоваться в районе 2000ых. Понятие впервые было введено в обиход в 1998 г. доцентом кафедры народной культуры университета BowlingGreen, Люси Лонг (штат Огайо, США) для выражения идеи о том, что люди познают другие культуры через местную пищу. Это и заложило основу развития гастрономического туризма как специального вида туризма [1]. В 2001 г. президент Международной Ассоциации Кулинарного Туризма (1СТА) Эрик Вольф презентовал документ

о кулинарном туризме своей организации. Этот документ в последующем стал книгой, в которой зафиксирован растущий интерес к кулинарному и винному туризму [2]. В 2007 г. британское объединение туроператоров проводило исследование, которое показало, что 80% туристов во время путешествия пробуют местные напитки и блюда. Многие из них готовы отказаться от обыкновенного питания, включенного в турпакеты в пользу национальной региональной кухни [3].

В России так же существует Национальная Ассоциация Гастрономического Туризма (НАГТ), которая функционирует с 12 января 2015 г. Вступление в Ассоциацию позволяет туристическим организациям пользоваться отработанными методами развития гастрономического туризма в регионах, позволяет участвовать в международных и национальных проектах гастрономического туризма, а также обмениваться идеями, знаниями, опытом и развивать отношения с другими членами Ассоциации [4].

По оценкам Всемирной Ассоциации Продовольственных Путешествий

^БТА), расходы на питание составляют около 15-35% всех расходов на туризм, в зависимости от доступности места назначения. WFTA перечисляет возможные преимущества продовольственного туризма, включая увеличение числа посетителей, увеличение продаж, повышение внимания СМИ, увеличение налоговых поступлений и так далее [5]. Ассоциация так же предлагает определения пищевого, кулинарного и гастрономического туризма. Они отмечают, что не заставляют заинтересованные стороны привязываться к их понятиям ввиду различных культурных кодов различных народов, они носят исключительно рекомендательный характер. Основная суть различия заключается в культурном понимании того или иного народа этих термином, например, носители английского языка считают фраз «кулинарный туризм» несколько претенциозной, а фраза «гастрономический туризм» в основном используется в Европе.

Автором статьи предложены такие варианты для российских реалий:

- «гастрономический туризм» использовать в широких случаях, когда турист предпочитает в путешествиях пробовать еду, познавая культуру того или иного народа через это. Не зависимо, питается он в ресторане или покупает местные продукты в магазине. К сожалению, сокращённое название - «гастротур», у некоторых людей будет ассоциироваться не с гастрономией;

- «кулинарный туризм» использовать в случаях, когда актуальна дегустация и мастер-классы, различные форумы по повышению квалификации и познанию новых рецептов.

Гастрономический туризм подразумевает не только дегустацию национальных блюд, но и полноценное знакомство с технологией приготовления. Некоторыми профессиональными участниками гастрономического рынка приобретение гастрономического тура рассматривается как возможность повысить свою квалификацию и пройти профессиональное обучение. В рамках таких туров большую актуальность набирают различного рода мастер-классы, экскурсионная практика и так далее. Гастрономический тур следует рассматривать как вариант своеобразного отдыха, где упор делается на дегустацию напитков и блюд, обучение приготовлению. При этом он позволяет стать ближе и понять культуру и менталитет местного народа.

В качестве примера можно отметить итальянскую турфирму в сфере гастрономического туризма Gourmet Getaways. Цель покупки гастрономического тура сводится к совершению поездки в зарубежную страну для полноценного знакомства с ее национальной кухней. Некоторыми туристическими компаниями гастрономические туры специально продаются для участия путешественников в кулинарных фестивалях и других мероприятиях, посвященных теме еды [6]. Например «Праздник молодого вина Божоле Нуво», «Салон Шоколада» в Париже и др. Событийный или фестивальный гастрономический тур имеет своей целью посещение конкретного события или гастрономического фестиваля, которые периодически

проводятся по всему миру и имеют огромную популярность. Они играют важную роль в знакомстве туристов с местными традициями, предоставляя возможность прочувствовать аутентичность образа жизни местных жителей в приятной атмосфере. Например, в сентябре время Устричного фестиваля в Ирландии и Окто-берфеста в Германии, в июле традиционно проходит праздник испанской национальной еды Сан-Фермин. Ещё примером может быть Франция, где предлагаются несколько возможных вариантов гастрономических туров для более широкой публики («Винный тур во Францию») и индивидуальные туры («Париж гастрономический», «Дегустация французских сыров в Париже», «Дегустация сигар в Париже», «Ателье дегустации шампанского в Париже» и т.д.) [7]. Высокий уровень развития туризма в Италии объясняется высоким каеством сервиса и обслуживания. Италия не богата полезными ископаемыми, но экономика этой страны связана с другими богатствами: климат, культура, история и кухня один из этих элементов. Они смогли превратить свои богатства и стать извест-

ными на весь мир, принимая множества туристов у себя в стране [8].

Говоря о российской действительности, рассмотрим полученные данные из эмпирического исследования автора. Данный вид туризма сейчас активно развивается в России. Проходит множество гастрономических фестивалей, мастер-классов, туров и так далее. В рамках проекта «Калитка» (CBC) KA4007_411/2017 в 2019г. автором было выполнено социологическое исследование в виде анкетного опроса. Опрос проводился в сети Интернет на платформе Google Forms среди жителей Карелии, некоторых регионов Центральной и СевероЗападной части РФ, а так же ближнего зарубежья, в частности Финляндии, Эстонии, стран СНГ и других. Общее число респондентов - 250 человек.

На рисунке 1 представлена разбивка ответов по территориям. Исходя из полученных данных (общих), 76% респондентов слышали, но ничего не знают о гастрономическом туризме, а 12% вообще не слышали ничего о таком виде туризма, 12% слышали и пользовались таким видом туризма.

■ Жители Карелии ■ Жители других регионов и стран

75%% 77%

Слышал и пользовался Не слышал о таком виде такими турами туризма

Слышал, но не пользовался такими турами

Рис. 1. Знание респондентов о гастрономическом туризме, по регионам, %

На рисунке 2 показаны ответы на вопрос, повлияет ли развитие гастрономического туризма на местных сельхозпроизводителей. Респонденты считают, что развитие такого вида туризма действительно может повлиять на положение местных сельхозпроизводителей, однако не малое

количество человек ответило, что затрудняется ответить. Во многих регионах крупный ресторанный бизнес, как правило, имеет свои связи по поставке продуктов и бывает часто, что закупка происходит у крупных сетей, кто предоставляет дешевле, нежели у местных сельхозпроиз-

водителей, чей продукт может и дороже, но более натуральный. Исходя из полученных данных, можно сказать о необхо-

димости развития такого вида туризма в России.

З1/

Да Нет

| Затрудняюсь ответить

12%

S7%

Рис. 2. Влияние развития гастротуризма на местных сельхозпроизводителей, %

В рамках комплексных программ и гастрономических туров решается сразу несколько задач. Во-первых, организуется дегустация напитков и блюд для познания культурных особенностей региона через еду. Во-вторых, происходит получение специальных знаний по технологиям приготовления конкретных блюд национальной и региональной кухни, что позволяет перенять опыт и зарубежные культурные ценности.

Гастрономический туризм может быть частью комплексного тура или же обладать некоторыми признаками других видов туризма, по которым можно провести классификацию:

- сельский («зеленый) гастрономический туризм;

- деловой (городской) гастрономический туризм;

- событийный (фестивальный) гастрономический туризм;

- культурно-познавательный гастрономический туризм [9].

Что касается целевой аудитории гастрономических туров, то она прямо зависит от программы. К примеру, стандартные гастрономические туры пользуются популярностью у обычных туристов в качестве альтернативы традиционному от-

дыху. В то же время гастрономические туры ориентированы на туристов-гурманов, которые рассматриваются в качестве ценителей изысканных напитков и хорошей кухни. Участниками гастротуров нередко становятся туристы с профессиональными знаниями в области кулинарии и искусства по приготовлению напитков. Так, повара, дегустаторы и другие специалисты могут использовать возможности такого тура для обретения новых профессиональных навыков.

Среди самих туристических компаний гастрономические туры используются для изучения перспектив освоения конкретного туристского направления. Популярность гастрономических туров неуклонно растет, чему способствует несколько факторов. Во-первых, это увеличение количества кулинарных шоу и программ, демонстрируемых по телевизору и в интернете. Во-вторых, это рост популярности ресторанного бизнеса, обращение населения к вопросам об экологии и безопасности продуктов питания [10]. В-третьих, это увеличение затрат среди населения на питание в общественных местах, путешествия и поездки. Более того, население стран мира все чаще обращается к вопросам здорового образа жизни, что требует получения но-

вых знаний и навыков. Существует не- - увеличить поток въездного турпоток и

сколько факторов, способствующих росту роста ввоза капитала в регион; популярности гастрономического туризма. - стимулировать развитие инфраструк-

Это касается и российского и зарубежного туры;

опыта. - стимулировать развитие малого и

Не стоит забывать, что привезенный из среднего предпринимательства; поездки вкусный подарок способен вер- - осуществлять поддержку культурного

нуть человека туда, где он его купил. Т.е. наследия региона;

это один из видов деятельности, который - популяризация элементов коренных

формирует повторных туристов. Влияние культур региона и т.д. гастрономического туризма может дивер- Главная задача, которую предстоит ре-

сифицировать экономику районов региона шить туроператорам это сделать туры бос сельскохозяйственными элементами, лее разнообразными и насыщенными, что препятствуя тем самым стагнации, а так потенциально может привести к увеличе-же: нию потока туристов.

Библиографический список

1. Егорова Е.А., Лях О.А. Гастрономический туризм как перспективное направление развития туризма // Проблемы, опыт и перспективы развития туризма, сервиса и социокультурной деятельности в России и за рубежом. Материалы III Международной научно-практической интернет-конференции. Отв. ред. О.А. Лях. 2016. С. 188-193.

2. What is culinary tourism? USA Today. 21.03.2018 URL: https://traveltips.usatoday.com/culinary-tourism-1910.html (дата обращения 29.01.2019)

3. Travel.ru. Все о туризме и путешествиях. URL: http: //www.travel.ru/news/2009/03/10/167671.html (дата обращения 29.01.2019)

4. Национальная ассоциация гастрономического туризма России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ы*р://агтр.рф (дата обращения: 29.01.2019).

5. What is food tourism?. World Food Travel Association. 8.10.2017. URL: https://www.worldfoodtravel.org/cpages/what-is-food-tourism (дата обращения 29.01.2019)

6. Гелибтерман Л. Винная азбука. - М.: Изд: Жигульского, 2014. 304 с.

7. Винные туры во Францию и Италию. URL: http://www.vinotur.ru/ (дата обращения 29.01.2019)

8. Чемакин И.КГастрономический туризм в Италии: предпосылка формирования и тенденция развития // Туризм и региональное развитие: сборник научных статей. 2017. С. 221-225.

9. Нехаева Н.Е., Терехова Ю.С. Гастрономический туризм, как перспективное направление развития регионов России // Естественные и математические науки в современном мире. 2015. №34. С. 82-87.

10. Лагусев Ю.М., Балынин К.А. Гастрономические бренды как средства продвижения де-стинаций // Сервис Plus. 2016. №2. С. 9-16. DOI: 10.12737/19453.

GASTRONOMIC TOURISM: ON THE HISTORY OF CONCEPT A.A. Morozov, junior researcher

Karelian research center of the Russian academy of sciences (Russia, Petrozavodsk)

Abstract. Currently, more attention is paid to the processes associated with tourism activities. The article presents an analysis of the topical issue of gastronomic tourism. The history of the concept, the current situation, a certain practice of organized gastronomic tours is considered. The analysis of some literary sources on a given topic. Speaking about Russia, in conditions of regional inequality and weak economic development, the growth of popularity to the topic of gastronomic tourism is a pressing issue.

Keywords: gastronomic tourism, domestic tourism, ethnofuturism, social development of territories, economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.