Научная статья на тему 'SchuBler W. , Sturm E. Paul Tillich: Leben, Werk, Wirkung. Darmstadt: wissenschaftliche Buchgesellschaft, 2007. X, 278 S'

SchuBler W. , Sturm E. Paul Tillich: Leben, Werk, Wirkung. Darmstadt: wissenschaftliche Buchgesellschaft, 2007. X, 278 S Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
97
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «SchuBler W. , Sturm E. Paul Tillich: Leben, Werk, Wirkung. Darmstadt: wissenschaftliche Buchgesellschaft, 2007. X, 278 S»

И хотя в тексте чувствуется рука Диллона (одного из крупнейших знатоков античного платонизма), представлены тематика и результаты его предшествующих публикаций, сам он не занимался специально АК (и данной книгой в частности). Основным автором монографии является Клайтениц-Уэр, которая изучала теургию Псевдо-Дионисия и Прокла, но этого недостаточно, чтобы в короткий срок написать хорошую монографию. В книге ощущается отсутствие обстоятельности, присущей серьезным работам, которые пишутся годами. Она безусловно заслуживает прочтения, но прочтения осторожного. Это тот случай, когда читатель не может довериться авторам; ему придется немало потрудиться даже для того, чтобы перепроверить цитаты и ссылки. Формулируя кратко: рецензируемый труд не следует читать тем, кто только приступает к АК, но тем, кто уже знаком с учением Псевдо-Дионисия (в том числе и по книгам авторов, упомянутых в начале рецензии), она несомненно предоставит пищу для размышлений.

В. В. Петров

SchUpier W., Sturm E. Paul Tillich: Leben, Werk, Wirkung. Darmstadt:

Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 2007. X, 278 S.

Рассматриваемая книга «Пауль Тиллих: жизнь, творчество, влияние» представляет собой самое последнее, отвечающее современному состоянию науки о Тиллихе (1886—1965), описание жизни и творческого становления выдающегося немецко-американского религиозного мыслителя. Работа является вместе с тем написанным общедоступным языком введением в философскую и богословскую мысль Пауля Тиллиха. Настоящее биографическое исследование впервые учитывает лишь недавно опубликованные и вошедшие в научный оборот документы о жизни и творчестве философа, а также неопубликованные архивные материалы. В данной работе, в отличие от ранее издававшихся описаний жизни Тиллиха52, впервые обстоятельно анализируется оказанное Тиллихом влияние на культурную среду различных стран: Германии, США, Франции и Италии, Латинской Америки, России, Африки и Азии.

Авторы книги — профессор философии теологического факультета университета г. Трира Вернер Шюсслер (р. 1955) и профессор систематического богословия теологического факультета университета г. Мюнстера Эрдманн Штурм (р. 1937) — являются на сегодняшний день, пожалуй, самыми известными и авторитетными в Германии специалистами в сфере исследования жизни и религиозно-философской мысли Тиллиха. Проф. Шюсслер известен, прежде всего, как автор ставших уже классическими монографий о религиозной философии

52 Среди наиболее известных описаний жизни Тиллиха можно отметить следующие: Albrecht R., Schflpier W. Paul Tillich — Sein Leben. Frankfurt/M., 1993. Pauck W., Pauck M. Paul Tillich: His Life and Thought. Vol. I: Life. New York, 1976. Newport J.P. Paul Tillich. Waco, 1984. Schuller W. Paul Tillich. Mflnchen, 1997. Wehr G. Paul Tillich zur Einffihrung. Hamburg, 1998.

Тиллиха53, а проф. Штурм на протяжении многих лет занимается изучением архива мыслителя и публикует на основании сохранившихся рукописей многочисленные дополнительные тома собрания сочинений философа54. Оба ученых совместно с профессором Венского университета Христианом Данцом руководят работой так называемого «Немецкого общества Пауля Тиллиха» (Deutsche Paul-Tillich-Gesellschaft), которое своей целью ставит проведение научных конгрессов, конференций и аспирантских коллоквиумов по темам, связанным с изучением вновь опубликованного творческого наследия Тиллиха, а также занимается издательской деятельностью55. Активность «Немецкого общества Пауля Тиллиха» привела к заметному оживлению интереса к личности и религиозной философии Тиллиха в современной богословской мысли Германии.

Остановимся несколько более подробно на рассмотрении первой, написанной Э. Штурмом части книги. Данная часть носит название «Жизнь» и представляет собой краткую творческую биографию Тиллиха. Э. Штурм намеренно ограничивает свое изложение только самыми важными, принципиальными для понимания творческого пути Тиллиха моментами и старается не вдаваться в детали. Так, при описании времени обучения Тиллиха на богословских факультетах университетов Берлина, Тюбингена и Галле (1904—1909) автор заостряет свое внимание на личности галльского профессора систематического богословия Мартина Кэлера, который оказал наиболее заметное влияние на становление юного Тиллиха. Кэлер был представителем консервативных богословских кругов, с характерным для них акцентированием лютеровского учения об оправдании, с одной стороны, и «демонического» характера человеческой экзистенции — с другой. Приверженность Тиллиха консервативно настроенному Кэлеру с самого начала привела его в оппозицию к либеральной теологии. Произошедший уже в эти ранние годы мировоззренческий выбор Тиллиха против либеральной теологии в пользу того богословия, центр которого образует представление о парадоксальном оправдании грешника на основании только веры, сохранился у него на протяжении всей последующей жизни.

Рассуждая далее о первой, философской диссертации Тиллиха (1910), предметом которой является поздняя философия Шеллинга, Штурм отмечает, что данную работу следует понимать в контексте полемики Тиллиха с представлени-

53 Schflpler W. Der philosophische Gottesgedanke im Frflhwerk Paul Tillichs (1910-1933). Dar-stellung und Interpretation seiner Gedanken und Quellen. Wflrzburg, 1986. Schflpler W. Jenseits von Religion und Nicht-Religion. Der Religionsbegriff im Werk Paul Tillichs. Frankfurt/M., 1989.

54 Можно, в частности, указать на следующие, подготовленные и прокомментированные проф. Штурмом тома собрания сочинений Тиллиха: Tillich P. Religion, Kultur, Gesellschaft. Unveroffentliche Texte aus der deutschen Zeit (1908-1933) / Sturm E., hrsg. Berlin; New York, 1999. (Erganzungs- und NachlaPbande zu den Gesammelten Werken von Paul Tillich; Bd. 10, 11). Tillich P. Berliner Vorlesungen (1919-1920) / Sturm E., hrsg. Berlin; New York, 2001. (Erganzungs- und NachlaPbande zu den Gesammelten Werken von Paul Tillich; Bd. 12). Tillich P. Berliner Vorlesungen (1920-1924) / Sturm E., hrsg. Berlin; New York, 2003. (Erganzungs- und NachlaPbande zu den Gesammelten Werken von Paul Tillich; Bd. 13).

55 В настоящее время «Немецкое общество Пауля Тиллиха» издает серию научных исследований философии Тиллиха «Tillich-Studien», насчитывающую уже 19 томов (вышли в период с 1999 по 2008 г.), а также основанный в 2005 г. «Международный ежегодник по исследованию Тиллиха» («Internationales Jahrbuch fur die Tillich-Forschung»).

ем Эрнста Трельча об «абсолютности христианства». На это указывает уже первоначальное, восстановленное по материалам архива название диссертации: «Абсолютность христианства и история религии в позитивной философии Шеллинга». Различие между тезисом Трельча об абсолютности христианства и представлением Шеллинга об истории религии обусловлено, по Тиллиху, тем, что Трельч в своем учении о Боге остановился на той промежуточной ступени развития идеалистической философии, которая уже была преодолена в поздней философии Шеллинга, в его учении о свободе. Для Шеллинга в учении о Боге руководящим является теперь не понятие о некой неизменной субстанции, но представление об актуальной, живой, духовной личности. Главная заслуга Шеллинга, по Тиллиху, заключается в осознании того, что субъективность не в состоянии обусловить, положить саму себя, но может быть самой собой только в ее изначальной соотнесенности с Богом, с абсолютным Духом; свобода субъекта есть сообщенная ему свобода.

Следующей важной вехой в философском становлении Тиллиха, на которую обращает свое внимание Штурм, является защищенная им в 1915 г. в Галле вторая, докторская диссертация «Понятие сверхъестественного, его диалектический характер и принцип тождества в супранатуралистическом богословии до Шлейермахера». В данной работе дает себя знать следующая принципиальная установка мировоззрения Тиллиха — его критическое отношение к супранату-ралистическому богословию. Эту богословскую традицию Тиллих характеризует как решительно антимистическую, отрицающую принцип тождества. Здесь, по Тиллиху, отрицается мистическое тождество с Богом, а Бог понимается как некий носитель высшего блага, гарант нравственного мирового порядка. Опасность заключается здесь не столько в разделении естественного и сверхъестественного уровней действительности, сколько в противопоставлении объективного откровения и вопрошающего субъекта, что, собственно, и означает отрицание принципа тождества.

В третьем параграфе первой части книги Штурм кратко описывает десятилетие (1908—1918) пастырского служения Тиллиха — сначала в приходской общине на окраине Берлина, а затем — на протяжении всей Первой мировой войны — в качестве военного проповедника в различных регионах западного фронта. Время служения Тиллиха в берлинской общине отмечено так называемыми «Апологетическими докладами», которые он адресовал к внецерковной ищущей интеллигенции. Обращенность к подобной аудитории характеризует почти все последующее творчество Тиллиха.

Следующий параграф книги посвящен описанию преподавательской деятельности Тиллиха на богословском факультете Берлинского университета (1919—1924). При соискании преподавательской должности Тиллих намеревался представить на факультет свою работу «Оправдание и сомнение», которую он сам охарактеризовал в одном из писем как «изложение моей главной проблемы — религиозной диалектики сомнения». Данная работа, однако, во избежание конфликта с берлинской профессурой на факультет представлена не была, а также никогда не издавалась при жизни Тиллиха. Рукопись впервые опубликовал в 1999 г. автор рассматриваемой книги проф. Штурм в одном из томов соб-

рания сочинений Тиллиха56. Главный тезис работы сводится к тому, что непреодолимое сомнение человека в Боге, даже атеизм, не в состоянии отделить его от Бога. Unio cum Deo не исключает опыта пропасти, гнева Божия, человеческого неверия, но, напротив, предполагает его. В данном тезисе вновь дает себя знать тот принцип тождества, который Тиллих обнаружил в учении Шеллинга о Боге, только теперь, в отличие от диссертационных работ, Тиллих интерпретирует его не в контексте учения о Боге, а с позиций учения об оправдании. Предложенное Тиллихом понимание учения об оправдании как мистического тождества с Абсолютом расходилось с традиционным в то время для берлинского богословского факультета обоснованием оправдания как обетования Божия в Иисусе Христе.

На время начала преподавательской деятельности Тиллиха, указывает далее в своем изложении Штурм, приходится также его выступление 16 апреля 1919 г. в Берлинском Кантовском обществе с докладом «Об идее богословия культуры». Это выступление заслуживает особого внимания при перечислении важнейших вех творческого пути Тиллиха, поскольку в данном докладе Тиллих в краткой, чрезвычайно сжатой форме изложил программу целого ряда своих позднейших исследований, посвященных проблемам так называемого богословия культуры. Программа богословия культуры, по Тиллиху, предполагает исследование различных областей культуры на предмет их религиозного содержания, а также стремление преодолеть противоречивую соотнесенность религии и культуры в ситуации некой идеальной, пока еще не достигнутой теономии. В этом докладе Тиллих впервые дает свое знаменитое определение религии, получившее развитие в его более поздних работах: религия есть «опыт безусловного, и это означает опыт безусловной реальности на основании опыта безусловной ничтожности».

В 1923 г. Тиллих издает свою первую крупную философскую работу — «Система наук в соответствии с предметами и методами», в которой исследует место богословия как науки в системе всех прочих наук. В основание своего исследования Тиллих кладет тезис о теономном характере всякого познания, то есть утверждение об «укорененности мышления в безусловном». Тогда оказывается, что богословие лишь в явном виде делает своим предметом то, что в неявном виде является предпосылкой всякого познания вообще.

Шестой параграф рассматриваемой главы посвящен анализу научной деятельности Тиллиха на должности экстраординарного профессора систематического богословия в университетах Марбурга и Дрездена (1924-1929). Наиболее значимой работой Тиллиха этого периода является написанная в 1925 г. «Философия религии». Тиллих пытается здесь выявить границу философии и богословия и, оставаясь на этой границе, построить свою систему. Философский анализ смыслового сознания приводит Тиллиха к представлению о безусловном смысле. Однако категория безусловного смысла является уже, по Тиллиху, собственным предметом религии. Поэтому Бог философии и Бог религии, делает он такой вывод, отличаются только интенционально, но не реально.

В середине 20-х годов философский лексикон Тиллиха обогащается понятием «верующего реализма». Это понятие возникает в контексте характерных для этого времени размышлений Тиллиха о природе религиозного символа. Нагляд-

56 Tillich P. Rechtfertigung und Zweifel // Tillich. Religion, Kultur, Gesellschaft. 1. Teil. S. 185-230.

108

ным примером для пояснения этого нового представления служит ему живопись экспрессионизма. Подобно тому, как в экспрессионизме разрушается внешняя форма, чтобы стала видимой ее внутренняя значимость, так и новый реализм обращается против формы в своем стремлении указать скрывающееся за ней смысловое содержание. Реализм и вера, по Тиллиху, неотделимы друг от друга в действительности и трансцендируют действительность. Философ пытается понять здесь природу подлинной реальности, безусловной силы бытия всего сущего. Действительность, говорит Тиллих, способна в неком экстатическом опыте становиться прозрачной для подлинно реального. Язык религии, согласно этому представлению, как раз и есть то, что преодолевает наличную действительность, являет напряженность, существующую между условным и безусловным.

Итог своим размышлениям о природе символического Тиллих подводит в небольшой работе 1928 г. «Религиозный символ». Здесь религиозный символ, в отличие от обычных символов, характеризуется как наглядное представление наглядно непредставимого, того, что собственно является предметом религиозного акта. Данное свойство религиозного символа Тиллих называет его «несобствен-ностью». При этом символу присуща также некая сила, отличающая его от произвольных знаков. Слово «Бог», по Тиллиху, также является символом. В этом слове, с одной стороны, мыслится образное содержание религиозного сознания, некая высшая сущность, обладающая определенными свойствами. Однако, с другой стороны, это образное содержание сознания лишь представляет некое подлинное содержание — то, что находится по ту сторону субъект-объектной разделенности и никогда не может стать предметом сознания. Таким образом, о Боге можно говорить как символически, так и несимволически. «Бог» является одновременно и предметом, а также отрицанием всякой предметности. С помощью своей теории религиозного символа Тиллих поясняет религиозное значение атеизма: атеизм, — по-своему справедливо, — указывает на недопустимость понимания Бога исключительно как некого предметного содержания сознания.

Следующим важным этапом жизненного пути Тиллиха является его деятельность на кафедре философии и социологии Франкфуртского университета (1929—1933), описанию которой посвящен седьмой параграф рассматриваемой главы. Уже в 1928—1929 гг. Тиллих пытался участвовать в конкурсах на получение должности ординарного профессора на одной из богословских кафедр — сначала в Берлинском, а затем в Марбургском университете. Однако обе попытки не были успешными. В первом случае кандидатура Тиллиха была отклонена церковным начальством по причине его «недостаточной церковности», а во втором случае против Тиллиха с особой резкостью выступил Рудольф Бультман, предложив на замещение вакантной кафедры кандидатуру Карла Барта. В итоге Тиллиху удалось получить должность штатного профессора лишь на философской кафедре — в университете Франкфурта на Майне.

Во Франкфурте в центре размышлений философа оказывается тема религиозного социализма. Данная тема была не нова для Тиллиха, еще в начале 1920-х годов в Берлине он публиковал работы о соотношении социализма и христианства. Религиозное социалистическое движение, в понимании Тиллиха, олицетворяет собой протест против секуляризованного, закрытого по отношению

к трансцендентности буржуазного общества. Социализм, по Тиллиху, призван, всколыхнуть буржуазное общество и указать ему путь к новой теономии. Результаты своих размышлений Тиллих изложил в написанной в 1932 г. книге «Социалистическое решение». Сразу же после опубликования в начале 1933 г. книга подвергается властями запрету и осуждается на сожжение.

Вместе с осуждением книги была предрешена судьба и самого Тиллиха. В апреле 1933 г. он освобождается от профессорской должности, а спустя несколько месяцев получает приглашение из Нью-Йоркской богословской семинарии. После долгих колебаний и собеседований в министерстве по делам культов Тиллих принимает решение покинуть Германию.

Описанию жизни и творческой деятельности Тиллиха в Америке посвящены следующие четыре параграфа первой главы рассматриваемой работы. В виду ограниченности объема нашего обозрения, а также хорошей изученности американского периода жизни Тиллиха, прервем на этом обзор первой главы. В заключение кратко упомянем о содержании второй и третьей частей книги.

Во второй части книги «Творчество», написанной совместно В. Шюсслером и Э. Штурмом, в систематической форме излагаются основные идеи философии и богословия Тиллиха, сгруппированные по следующим темам: представление о философии (§1); философия религии (§2); богословие культуры (§3); экзистенциализм, психоанализ, богословие лечения (§4); философия истории (§5); религиозный социализм (§6); социальная философия и этика (§7); протестантизм и протестантский принцип (§8); богословие религии и межрелигиозный диалог (§9); религиозные сочинения (§10); систематическое богословие (§11); проповеди (§12). Данная часть книги развивает и углубляет многие из тех тем, которые уже затрагивались в первой главе при хронологическом описании творческого пути Тиллиха, и представляет собой как бы следующий шаг на пути вхождения в непростой мир философа.

Наибольший интерес с точки зрения современного состояния науки о Тиллихе представляет наиболее оригинальная, заключительная третья часть рассматриваемой книги — «Влияние», в которой анализируется восприятие идей Тиллиха в различных странах и, как следствие, оказанное этими идеями влияние на те или иные богословские и философские традиции. Данная глава написана Э. Штурмом и заключает в себе 12 параграфов. Из них обратим внимание на следующие: Позднее влияние Тиллиха в Германии (§3); Влияние Тиллиха в США (§5); Влияние Тиллиха в России57 (§8); Влияние Тиллиха в Африке и Азии (§9), Интерпретация Тиллиха в католическом богословии (§10). Ценным представляется то, что в настоящей главе впервые в истории исследования мысли Тиллиха сведены воедино данные о восприятии его философии почти во всех значимых культурных пространствах.

Завершая наш обзор, укажем, что в приложении к рассмотренной книге опубликованы 12 редких фотографий Тиллиха, самая ранняя из которых дати-

57 Данный раздел книги целиком основан на публикациях автора настоящего обозрения. См.: Ukolov K. Ubersetzungen von Werken Paul Tillichs ins Russische // Das Symbol als Sprache der Religion / Chr. Danz, W. Schflpler, E. Sturm, hrsg. Wien, 2007. S. 209-216. (Internationales Jahrbuch fflr die Tillich-Forschung; Bd. 2).

руется 1913 г., а поздняя — 1965 г., годом смерти философа. Кроме того, в книге можно найти краткую, но охватывающую все самые важные наименования, библиографию как работ самого Тиллиха, так и исследований о нем.

К. И. Уколов

Отто Р. Священное. Об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. 274 с.

К выходу русского перевода

Выход из печати русского перевода книги Рудольфа Отто «Священное» (1917) является важным событием прежде всего потому, что это безусловная классика, наряду с «Элементарными формами религиозной жизни» Э. Дюркгейма (1912) или «Протестантской этикой» М. Вебера (1905); к каждой из этих книг (они и на свет появились почти одновременно) восходит практически все, что сегодня обозначают как «религиоведение», от загадочной области исследований, именуемой «феноменология религии», до вполне прагматичных социологических опросов. Еще потому, что на русском языке эта книга оставалась недоступной на протяжении многих десятилетий, подавляющее большинство тех, кто более или менее профессионально занимается этим самым «религиоведением», включая автора данной рецензии, знакомились с ней по извлечениям и пересказам в реферативных сборниках, хрестоматиях или учебных пособиях. Это, конечно, неправильно, но так поступают многие и достаточно часто. Между тем по извлечениям и пересказам складывалось искаженное или даже вовсе ошибочное представление о книге, которая здесь обсуждается, вследствие чего и доставать-то ее не особенно хотелось (если только вы не занимаетесь философствованиями в манере Хайдеггера и Гуссерля); во всяком случае, автор этой рецензии был искренне убежден, что «Священное» Р. Отто — в самом лучшем случае «памятник эпохи», место которому в музее или архиве, а не на рабочем столе.

Но оказалось, что это вполне актуальная работа, возвращение которой в массив научной и учебной литературы по религиоведению не только возможно, но и целесообразно, даже необходимо. Прежде всего выход перевода «Священного» Отто, как и всякое новое переиздание безусловной классики, тем более отчасти забытой, позволяет, так сказать, «освежить в памяти» мотивацию к различного рода исследованиям, предметом которых является религия, т. е. напомнить (и специалистам, и «заинтересованной публике»), зачем, собственно говоря, такие исследования проводятся. Это очень простая, даже прозрачная по содержанию работа (что, вообще говоря, затрудняет написание рецензии, которая бы не сводилась к пересказу исходного текста). Сегодня она вновь, как и почти столетие тому назад, недвусмысленно (даже безапелляционно) напоминает, что любая возможная религия, в том числе та, которую исповедуем мы сами, — это не только догматы, заповеди, ритуальные жесты и формулы или тем более богословские конструкты, но и особого рода непосредственный опыт, «переживание»,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.