В сельском хозяйстве отсутствует организация, проводящая координацию исследований по определению ежегодных объемов разработки и внедрения инновационных проектов в регионе и бюджетного финансирования, которая могла бы обеспечивать непрерывность инновационных процессов развития, проводить обновление программного и технического обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей, совершенствовать методы управления и повышения уровня квалификации специалистов и работников сельского хозяйства и др. Все это сдерживает создание современной информационной инфраструктуры в сельском хозяйстве, без которой невозможно эффективное проведение инновационной деятельности и построение перспективной схемы развития информационного обеспечения отрасли регионов страны.
Если на уровне Минсельхоза России -регионов - муниципальных образований прово-
дятся работы по созданию государственной системы информационного обеспечения, то на уровне сельскохозяйственных товаропроизводителей возможность получения своевременной информации в режиме реального времени по применению передовых технологий сельскохозяйственного производства практически отсутствует. Такая проблема может быть решена при создании единой информационной системы научно-производственного обеспечения (ИСНПО) сельскохозяйственных товаропроизводителей, которую целесообразно сформировать при ГНУ ВИАПИ им. А.А. Никонова при участии научно-исследовательских институтов Россельхозака-демии, имеющих терминалы, включенные в единую информационную сеть «Агронаука» по своей специализации. Для этого целесообразно поручить ГНУ ВИАПИ им. А.А. Никонова, ГНУ ВИЭСХ и другим НИИ Россельхозакадемии, вузам сельскохозяйственного профиля дать предложения по вводу ИС «Агронаука».
САЙТЫ СЕЛЬХОЗПРЕДПРИЯТИЙ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
В.В. Луппов, к.т.н., ведущий науч. сотр. Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова
1. Система показателей для обследования сайтов сельхозпредприятий. Представление сельхозпредприятий на агропродовольст-венном рынке - важная составляющая часть процесса развития агропромышленного комплекса в целом. Особое значение в представительстве сельхозпредприятий имеет возможность использования современных информационных технологий, в частности, наличие сайтов предприятий. Сайт сельхозпредприятия позволяет реализовать информационную функцию присутствия предприятия в пространстве Интернета с целью обеспечения потребностей бизнеса: представительства, рекламы, инвестиций, продаж, взаимодействия с клиентами и партнерами, информирования
акционеров. В данной статье представлены результаты исследования, которые показывают состояние имеющихся сайтов сельхозпредприятий и позволяют наметить пути дальнейшего расширения представительства сельхозпредприятий в информационном пространстве.
Для оценки была взята за основу система качественной оценки сайтов, представленная в работе [1], но немного измененная для данного исследования. Каждому виду сведений ставится в соответствие одноименный показатель, имеющий значение 1, если данный вид сведений присутствует на сайте, и значение 0, если сведения данного вида не представлены на сайте. В табл. 1 представлен перечень показателей.
Таблица 1 - Система показателей для обследования сайтов сельхозпредприятий
Группа сведений Наименование вида сведений, показателя Примечание
1. Общая информация о предприятии 1. История предприятия
2. Направления деятельности
3. Руководство Должны быть перечислены основные руководители предприятия, а не только директор
4. Организационно-производственная структура Представлен состав производственных подразделений, структура холдинга или организационная структура управления
5. Кадровый состав Перечислен качественный состав персонала.
6. Контактная информация Адрес предприятия, телефоны дирекции и основных служб, электронная почта
Группа сведений Наименование вида сведений, показателя Примечание
2. Экономико-статистические сведения 1. Выручка от реализации продукции
2. Прибыль от реализации
3. Площадь сельхозугодий
4. Площадь посевов
5. Среднегодовая численность работающих
6. Наличие финансовой отчетности
3. Продукция, потребности в ресурсах предприятия 1. Каталог продуктов и изделий Перечень продукции
2. Прайс-листы на продукцию
3. Дополнительное представление Представлены фотографии, схемы, описания продуктов
4. Спрос потребных ресурсов
5. Система оформления заказов Наличие бланка для подачи on-line заявок на закупку
4. Научно-практические материалы, разработки 1. Наличие каталога Разработки в части технологий, результатов исследований и наблюдений, рекомендуемых рецептов, обмена опытом
2. Аннотации
3. Доступ к текстовым материалам
5. Консультирование, обучение, услуги Размещение на сайте перечня вопросов, по которым пользователи могут получить профессиональную консультацию с указанием специалистов-консультантов и формы связи. Объявления о проводимых семинарах, оказываемых услугах
6. Информационные ресурсы 1. Ссылки на родственные сайты Наличие ссылок расширяет информационные возможности сайта, повышает его привлекательность для пользователей, так как обеспечивает выход через него в широкое профессиональное информационное пространство.
2. Ссылки на предприятия-партнеры
3. Ссылки на дочерние компании и филиалы
4. Ссылки на вышестоящие организации
5. Ссылки на внешние источники информации
7. Объявления о вакансиях предприятия 1. Список вакансий
2. Требования к кандидатам
3. Сервис заполнения и подачи анкет Наличие на сайте формы для заполнения при подаче заявки на вакансию.
8. Общая оценка сайта 1. Четкая структура сайта, рациональное меню Информация разделена по тематике, по страницам и по площади на странице
2. Удобная навигация по сайту Целесообразное сочетание глобальной, локальной и контекстной навигаций. Наличие вспомогательных средств навигации: карты сайта и указателей, где пользователь находится, куда он может двигаться по сайту, куда и как он может возвратиться.
3. Поиск по материалам сайта Возможность поиска разработок, публикаций и других научно-практических материалов по фамилиям, кодам ГРНТИ, видам и т.д.
4 . Обратная связь пользователя с предприятием Возможность задания вопросов и получения ответов, регистрация. интерактивного общения, форум.
5. Лента новостей Должна быть актуальной и постоянно поддерживаемой.
Обследования проводилось для предприятий по основным отраслям сельхозпро-изводства в соответствии с кодами ОКВЭД:
1) 01.1. Растениеводство
2) 01.2. Животноводство
3) 01.3. Растениеводство в сочетании с животноводством (Смешанное производство)
Обследование проведено для сельскохозяйственных предприятий Краснодарского края РФ. Перечень предприятий был взят из базы данных Спарк ([2]).
2. Уровень развития и состояние Интернет-ресурсов сельхозпредприятий Краснодарского края. По информации, представленной в базе данных предприятий СПАРК, в
Краснодарском крае более 4600 предприятий сельскохозяйственного направления (без учета крестьянских фермерских хозяйств). Самые поздние экономические показатели в базе данных представлены за 2009 год. Для обследования были выбраны предприятия, которые имели положительную валовую прибыль. В соответствии с базой данных таких предприятий было только 966. Именно эти предприятия были обследованы на предмет наличия собственных сайтов, а имеющиеся сайты обследовались по показателям, представленным в табл. 1. Пример записи результатов обследования сайтов в таблицу показан в Приложении.
По результатам обследования получено, что из всех 966 предприятий сайты имеют
только 54 предприятия, то есть только 5,6% от общего числа прибыльных.
Разбивка предприятий, имеющих сайты, по группам ОКВЭД представлена в табл. 2.
Степень заполненности сайтов по показателям, приведенная в табл. 3, определялась как отношение количества сайтов, имеющих сведения по данному показателю, к общему количеству сайтов (54).
Из таблицы видно, что, например, по 25 показателям имеют сведения только не более 25% сайтов, и только по трем показателям имеют сведения свыше 75% сайтов.
То же распределение (по группам показателей) показано в табл. 4.
Таблица. 2 - Количество сайтов по видам деятельности
Код ОКВЭД Итого сайтов
01.1 - растениеводство 01.2 - животноводство 01.3 -смешанное производство
Количество сайтов 30 10 14 54
в % от общего количества 55,6% 18,5% 25,9% 100,0%
Таблица 3 - Полнота сайтов по показателям
Степень Количество показателей в % от общего количества
з аполненности в данной группе показателей
от 0 до 25% 25 73,5%
от 25% до 50% 3 8,8%
от 50% до 75% 3 8,8%
Свыше 75% 3 8,8%
ИТОГО 34 100,0%
Средняя заполненность позиций по всем сайтам 21,1%
Таблица 4 - Полнота сайтов по группам показателей
Количество Имеются сведения по
полазателей % запол- количеству показателей
Группа показателей в группе няемости в среднем в группе
1 Общая информация о предприятии 6 45,7% 2,7
2 Экономико-статистические сведения 6 8,3% 0,5
3 Продукция, потребности в ресурсах предприятия 5 35,2% 1,8
4 Научно-практические материалы, разработки 3 15,4% 0,5
5 Консультирование, обучение, услуги 1 - -
6 Информационные ресурсы 5 7,8% 0,4
7 Объявления о вакансиях предприятия 3 5,6% 0,2
8 Общая оценка сайта 5 23,3% 1,2
Итого 34 21,1% 7,2
Приложение. Пример заполнения результатов обследования
№ п / п Название предприятия и сайта Отрасль 1. Общая информация о предприятии 2.Экономико-статистичес-кие сведения 3.Продук-ция, потребности в ресурсах предприятия 4.Нау-чно-прак-ти-ческие материалы, разработки 5.Кон- суль-тиро-вание, обучение, услуги 6.Информа-ционные ресурсы 7.Объ-явле-ния о вакансиях 8. Общая оценка сайта Суммарная оценка
1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 1 2 3 1 2 3 4 5 1 2 3 1 2 3 4 5
1 ЗАО "Агрокомплекс" agrocomplex.narod.ru 01.1 1 1 0 1 0 1 0 0 0 0 0 0 1 0 1 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 1 1 0 1 1 11
2 ООО "АгроМир" agromir-semena.ru 01.1 1 1 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 1 1 0 1 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 1 1 0 0 0 10
3 ООО "Росагротрейд" га^ seeds.ru 01.1 1 1 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 1 1 0 0 0 0 1 1 0 0 1 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 9
4 ООО "Шато ле Гран Восток" grandvostock.ru 01.1 1 1 1 0 0 1 0 0 0 1 0 0 1 0 1 0 0 0 1 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 1 1 0 0 1 12
5 ООО "Агрорегион" agregion.com 01.1 0 1 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 4
7 ЗАО "Агрофирма Куха-ривская" kuhagro.com 01.3 1 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 3
8 ЗАО фирма "Агрокомплекс" zaoagrokomplex.ru 01.3 1 1 1 1 0 1 0 0 0 0 0 0 1 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 1 9
9 ОАО Агрообъединение Кубань ahkuban.ru 01.3 1 1 1 1 0 1 1 1 0 0 1 0 1 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 1 0 1 0 0 0 1 14
В результате представленного краткого анализа можно сделать следующие выводы.
1. Основное внимание владельцы сайтов уделяют представительской информации (группа 1) и представлению продуктов для продажи (группа 3), то есть, в основном, они понимают создание сайта, прежде всего, как создание некой «витрины» предприятия.
2. Совершенно недостаточно представлены на сайтах экономико-статистические сведения. Очень мало представлены научно-практические материалы и разработки, которые могли бы иметь интерес для многих работающих в сельскохозяйственном производстве.
5. Следует отметить и полное невнимание к вопросам консультирования, обучения и услугам. Мало уделено внимания и кадровой политике.
6. Не уделяется должного внимания позиционированию сайта в Интернет-пространстве
путем размещения ссылок на родственные сайты, на сайты партнеров и вышестоящих организаций, на внешние источники информации.
Сказанное выше показывает не только текущее состояние информационного обеспечения, но и позволяет наметить основные направления развития сайтов предприятий в пространстве агрознаний в Интернете.
Источники
1. Исследование сайтов сельхозпредприятий в целях интеграции в единое информационное пространство / В.В. Луппов. - Сборник «Глобализация и аграрная экономика России: тенденции, возможные стратегии и риски», М., 2011.
2. СПАРК - Система профессионального анализа рынков и компаний [Электронный ресурс]. 2011. URL: http ://spark. interfax.ru/Front/ index. aspx.
РЕЙТИНГИ САЙТОВ НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССЕЛЬХОЗАКАДЕМИИ
С.Г. Сальников, к. ф-м. н., ведущий науч. сотр. Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А.Никонова
Введение. Вебометрика (webometrics) как одна из областей наукометрии возникла сравнительно недавно и поначалу опиралась на уже имеющиеся и хорошо разработанные методы библиометрии. Впервые термин вебометрика был использован в работе [1] В работе [2] было дано и первое определение вебометрики, как метода изучения «... количественных аспектов создания и использования информационным: ресурсов, структур и технологий в Веб-пространстве...»
Со времени своего возникновения вебометрика получила значительное развитие. Один из самых успешных и известных проектов в данном направлении - рейтинг сайтов научных организаций «Ranking Web of World Research Centers» [3] методология расчёта которого была предложена и который поддерживается лабораторией Cybermetrics Lab, входящей в состав CSIC - одного из крупнейших исследовательских центров Испании. С подробным и обстоятельным анализом данного рейтинга можно ознакомиться в [4].
Появление таких популярных рейтингов подтолкнуло многих исследователей к созданию аналогичных, но локальных (страновых, отраслевых) рейтингов. Причины такого положения дел достаточно очевидны: далеко не все научные организации конкретной страны попадают в рейтинги [3]. Примеры таких локальных рейтингов можно найти в работах [5-8].
В данной статье предложена модификация методики [3], описанная в [7,8] и примененная для построения рейтингов сайтов научных учреждений Республики Сербия и научных учреждений Северо-Запада России. В качестве основы была взята методика из работы [8].
Методика расчета. Согласно [3] определим вебометрические индикаторы S, V, R и Sc:
S - размер сайта (S-size) - общее количество страниц, обнаруживаемых на конкретном сайте конкретной поисковой машиной. В качестве таковых в работе использовались для сбора данных по индикатору S поисковые системы Яндекс, Google и Yahoo, соответствующие индикаторы обозначены Sa^re«;, Socogle и Syah0c; V -видимость сайта (V-visibility) - количество уникальных гиперссылок с других веб-ресурсов на ресурсы данного конкретного сайта. В качестве сервисов, используемых для расчётов величины V, использовались сервисы поисковых служб Яндекс, Google и сервиса Solomono. Соответствующие конкретные индикаторы получили обозначение Vamrei«;, Vocogle и VSolomono; R -полнотекстовость сайта (R-rich files) - количество полнотекстовых файлов, то есть суммарное количество файлов с расширениями PDF, DOC и PPT, обнаруживаемых на конкретном сайте конкретным сервисом. В качестве сервисов, используемых для расчётов величины V, использовались сервисы поисковых служб Яндекс, Google. Соответствующие конкретные индикаторы получили обозначение RaH„eKC и R0oogle; Sc