Научная статья на тему 'Государственный подход к развитию информатизации АПК'

Государственный подход к развитию информатизации АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
168
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственный подход к развитию информатизации АПК»

Раздел 1.

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ КАК ОБЪЕКТИВНОЕ УСЛОВИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ АГРАРНОЙ ЭКОНОМИКИ

1.1 Информация и знания - фактор инновационного развития сельского хозяйства и агропромышленного комплекса

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ИНФОРМАТИЗАЦИИ АПК

В.И. Меденников, д.т.н., зав. отд. Всероссийского института аграрных проблем и

информатики имени А.А. Никонова

По американским оценкам, вследствие качественного и оперативного использования информационных систем (ИС) издержки производства снижаются на 6-10%, издержки обращения - на 7-20%. Эффективность применения информационных систем на фирменном уровне выражается в сокращении материальных запасов в 3-4 раза, оборотных средств - на 7-10%. Можно сказать, что информатизация стала средством оптимального использования труда и капитала [www.eiu.com]. Инвестиции в продукты и услуги в сфере ИКТ приводят к повышению производительности труда. Экономисты считают, что инвестиции капитала в ИКТ за последние десять лет внесли ощутимый вклад в рост ВВП во многих развитых странах, обеспечив от 0,3 до 0,8 процентных пунктов роста ВВП на душу населения в странах ОЭСР за период с 1995 по 2001 г.

Данный эффект возможен только на базе комплексного, системного подхода к проблеме создания и внедрения информационных систем. Тем более что, по мнению западных специалистов, информационные технологии способствуют росту, но только по достижении минимального порога развития ИКТ.

В АПК в силу ряда причин доминирует «позадачный» метод разработки и внедрения программного обеспечения, когда приобретаются отдельные задачи у различных производителей, не связанные ни функционально, ни информационно, ни эргономически, хотя в развитых странах давно уже поняли, что только комплексная информатизация предприятий способна дать эффект. «Позадачный» же подход (еще называют «лоскутная информатизация», «островная информатизация»), в большинстве случаев, только дискредитирует саму идею информатизации.

Появление большого количества ПК привело к пониманию необходимости комплекс-

ного, системного подхода к проблеме создания и внедрения информационных систем в АПК, необходимости промышленной технологии их автоматизированного проектирования. С прекращением всякой поддержки процесса информатизации со стороны государства и органов управления АПК с началом перестройки процесс информатизации в отрасли перешел в неуправляемую фазу. Поэтому включение стихийных механизмов регуляции процесса информатизации в АПК позволяет несколько сгладить остроту восприятия изменений, связанных с информатизацией, но делает сам процесс более длительным и приводит к значительному перерасходу ресурсов.

Если проектирование информационных систем осуществляется для одного предприятия, то проектирование называется индивидуальным, если процедура проектирования применима для группы предприятий, то проектирование называется типовым, если же процедура проектирования не зависит от конкретных предприятий и представлена в виде инструментальных программных средств - автоматизированным.

Типизация требует большой работы по стандартизации управленческих и информационных процессов. Автоматизированное проектирование требует более мощного инструментального обеспечения проектирования.

Разработка типовых информационных систем в десятки раз дороже программно реализованных отдельных задач для отдельного конкретного предприятия. Например, на Западе комплексная система управления крупным предприятием стоит несколько миллионов долларов. Очевидно, что типовые информационные системы, а уж, тем более, созданные на основе автоматизированного проектирования, отдельные предприятия не способны создать.

Такую работу для целых отраслей, групп предприятий должны разрабатывать специализированные организации, которых в АПК нет. При этом экономия средств на разработке информационных систем при переходе на промышленную технологию проектирования на основе типового проектирования составит не менее 5 млрд руб.

Переход к промышленной технологии при разработке систем информатизации обеспечит переход от стихийного процесса бессистемного использования средств и систем информатизации к их целенаправленному высокоэффективному применению на всех уровнях сельскохозяйственного производства, при этом будет существенно повышено качество разработок программных продуктов, создана индустрия их промышленного производства.

В этой ситуации, казалось бы, при наличии большого количества однотипных предприятий МСХ основные усилия должен был направить на разработку типовых комплексных компьютерных систем управления, однако чиновники МСХ, отвечающие за информатизацию сельского хозяйства, отмахиваются от этой проблемы.

Во всем мире информатизация как по затратам, так и по инновационным подходам смещается в Интернет-пространство. В настоящее время история повторяется. Хаотичное, неуправляемое развитие Интернет-технологий со стороны государства и органов управления делает процесс их внедрения более длительным и приводит к значительному перерасходу ресурсов. Даже те незначительные ресурсы, выделяемые на развитие Интернет-технологий, используются крайне неэффективно.

Если до настоящего момента еще можно было мириться с «позадачным» методом разработки и внедрения программного обеспечения в АПК в силу незначительного уровня информатизации предприятий.

Расчеты по разработанной в ВИАПИ им. А.А. Никонова модели показывают, что при современном состоянии сельского хозяйства без поддержки государства, даже переход на промышленную технологию, экономящую значительные средства на информатизацию, позволит достичь уровня информатизации, не превышающего 24%.

С развитием Интернет-технологий данный порог может быть значительно повышен, как следствие, значительно большее количество предприятий будут использовать информационные технологии в своей деятельности.

В связи с этим, и тем, что Интернет-технологии в АПК находятся пока еще в зача-

точном состоянии (например, менее 0,5% сельскохозяйственных предприятий имеют сайты, как правило, очень низкого качества), представился уникальный шанс «с нуля» спроектировать архитектуру единого информационного Интернет-пространства аграрных знаний (ЕИПАЗ) с единых научно-методологических позиций, исходя из потребностей в информации широких групп пользователей (целевой аудитории).

Так, почти полное отсутствие сайтов у сельскохозяйственных предприятий облегчает внедрение типового сайта вследствие снятия сопротивления предприятий, имеющих сайты и вложивших в них средства, в силу привыкания к ним как владельцев, так и сложившихся пользователей. Внедрение типового сайта позволит не только значительно сократить расходы на разработку и сопровождение сайтов, но и расширит круг решаемых задач. Это возможность различной аналитической обработки информации, в частности, построение различных рейтингов, выборок, группировок, сведение напрямую продавцов и покупателей с расчетом транспортного плеча и оптимизацией издержек, проведение целенаправленной миграции трудовых ресурсов, сдача в лизинг программного обеспечения, проведение ценового мониторинга и т. д.

Конечно, сейчас делается много попыток интеграции информации в Интернете. Например, в БД «Спарк» Интерфакса [1] собирается информация по всем предприятиям России, стран СНГ по 80 показателям. Информация покупается из ГНИ, статистических органов, таможни и т.д. Данная работа требует больших усилий по сбору, рубрикации, унификации данных. Всем известны БД «Price» Рамблера и «Маркет» Яндекса. Так, для актуализации БД «Price» свыше 70 человек ежедневно собирают по всем торговым сайтам нужную информацию, затем обрабатывают ее и помещают в БД с последующей аналитической обработкой ее.

Однако подобный подход в АПК нереалистичен в силу причин, указанных выше. В предложенном же варианте информация автоматически находится в общей БД у одного провайдера под управлением мощной СУБД на основе единых классификаторов, например, ГРНТИ и ОКП в соответствующих разделах без дополнительных затрат на ее сбор и актуализацию.

Более того, создание информационной системы на базе типового сайта сельскохозяйственных предприятий должно быть интегрировано в единое Интернет-пространства аграрных знаний (ЕИПАЗ) [2], структура которого представлена на рис. 1, для чего необхо-

димо разработать соответствующие руководящие и регламентирующие документы, касающиеся порядка предоставления программного обеспечения предприятиям, внедрения, развития, и ведения сайтов.

Экономия, при этом, только на оцифровке публикаций составит около 900 млн руб., а

Поставщики (пользователи) информации

УрсЕни:

- СНГ

- РФ

- Регион

- организация

В [2] дано научное обоснование возможности создания ЕИПАЗ на основе экономико-математической модели возможных путей интеграции разработок, публикаций, консультационной деятельности, представленных на сайтах НИИ РАСХН, ВУЗов сельскохозяйственного профиля, агропромышленных изданий и издательств, НИИ РАН и других организаций, занимающихся сельскохозяйственной тематикой, в ЕИПАЗ с единых позиций в целях облегчения поиска потребителями нужной информации. Кроме того, была рассмотрена возможность разработки типового сайта сельскохозяйственного предприятия, информационно-консультационного центра с включением в них разделов «Научное сопровождение агропромышленного производства», «Документооборот», «Статистика», «Электронная торговая площадка», «Электронная биржа труда».

В [3], исходя из результатов анализа различных сайтов сельскохозяйственной направленности, предложена структура типового сайта сельскохозяйственного предприятия, имеющая следующие разделы: «О предприятии» (7 подразделов), «Экономико-статистические сведения» (13 подразделов), «Вакан-

экономия на разработке и сопровождении сайтов превысит 1 млрд руб. в год. Реализация портала ЕИПАЗ в таком виде позволит шагнуть сельскому хозяйству действительно в информационное общество.

ачи:

-Электронная торговая площадка

-Электронная биржа труда -Индекс цитирования -Антиплагиат -Консульта141И -Рейтинги

-Ценовой мониторинг

сии (спрос)» (13 подразделов), «Спрос/ предложение сельскохозяйственной продукции и услуг» (7 подразделов), «Научно-практические материалы, разработки» (2 подраздела), «Консультирование, обучение» (7 под-разделов), «Информационные ресурсы», «Новости, объявления», «Гостевая книга», «Форумы», «Сервисы». Стоит отметить, что в сельском хозяйстве стихийно создаются сайты, имеющие в своем составе, в той или иной степени, показатели данных разделов.

Для демонстрации возможностей типового сайта в рамках ЕИПАЗ рассмотрим 2 раздела. Первый - «Спрос/предложение сельскохозяйственной продукции и услуг»:

1. Дата публикации

2 Наименование продукции (услуги)

3 Вид (тип, группа, сорт) продукта (услуги)

4 Количество продукта

5 Цена продукта (услуги)

6 Тара

7. Условия поставки (дополнительная информация)

Использование типового сайта сельскохозяйственных предприятий на основе мощ-

i/x предприя тия

вда расхн

ВУЗы

Издательства и библиотек

Прение

Норматив не-

Разработки Публикации Базы данных ппп Дистанционное Консультации правовая

обучение информация

Рисунок 1 - Структура ЕИПАЗ

ной СУБД и единых классификаторов позволит осуществить автоматизацию торговых операций с поиском наиболее выгодного партнера с минимизацией суммарных затрат на приобретение продукции с учетом затрат на транспортировку.

Второй раздел - «Вакансии (спрос)».

Для раздела «Вакансии» предлагается следующий состав реквизитов:

— технические показатели (код записи, дата размещения записи и т.п.);

— базовые показатели (должность, количество вакансий и т.п.;

— предприятие (реквизиты, форма собственности, вид деятельности и т.п.);

— место работы (удалённость от райцентра, наличие детсада, школы и т.п.);

— требования и должностные обязанности (пол, наличие семьи и т.п.);

— условия труда (вид работы, график, выплаты и т.п.).

Для раздела «Спрос» предлагается следующий состав реквизитов:

— технические показатели (код записи, дата размещения и т.п.);

— базовые показатели (должность, ФИО, телефоны, электронный адрес и т.п.);

— информация о соискателе (образование, специальность, и т.п.);

— пожелания по работе (зарплата, вид работы, график работы и т.п.);

— опыт работы (последнее место работы, другие места работы ранее).

Данный раздел позволяет реализовать биржу труда АПК на сайте ЕИПАЗ благодаря единой базе данных хранения информации о вакансиях и предложениях, т.е. позволит формировать информацию о предлагаемых вакансиях на основе информации с типовых сайтов предприятий в автоматическом режиме. Это исключит дублирование и повторный ввод данных, позволит дать унифицированный (и

для единой биржи труда ЕИПАЗ и для типовых сайтов предприятий) формат представления информации о вакансиях, их поиска и фильтрации.

Конечно, на данном этапе реализация такого инновационного проекта представляется нереальной, скорее, даже не в силу отсутствия денег, а в силу социально-психологических факторов, огромного невежества в области информатизации многих руководителей, с чем мы столкнулись при разработке портала РАСХН. Руководители почти всех организаций рассматривают разработку сайтов как дань моде, поэтому и создают витринные сайты и оценивают их разработку в 100-300 долларов США. Далее, некоторые руководители не хотят создания электронной библиотеки, поскольку кривили душой в разные периоды экономических реформ в России: то они за развал коллективных хозяйств, то теперь за плановую экономику, за крупные агрохолдин-ги. При широком доступе к их статьям на эти темы при создании электронной библиотеки это все проявится. Другие боятся, что при открытии разработок, публикаций и прочей продукции на интегрированном портале выяснится, что особо-то некоторым организациям нечем гордиться, более того, высветятся факты плагиата, повторения из года в год одного и того же.

Источники

1. СПАРК - Система профессионального анализа рынков и компаний [Электронный ресурс]. 2011. URL: http ://spark. interfax.ru/Front/index. aspx.

2. Отчет о НИР «Разработать проект отраслевой программы развития информатизации сельского хозяйства». - ВИАПИ РАСХН, 2004.

3. 2 Отчет о НИР «Анализ состояния и объемы информационных ресурсов сельскохозяйственных предприятий в Интернет-пространстве». - ВИАПИ РАСХН, 2011.

ЗНАНИЕ КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ АПК РОССИИ А.А. Казанников, к.э.н., нач. отд. ВТБ «Факторинг»

Прошло более двадцати лет с начала перехода к рыночной экономике в сельском хозяйстве современной России. За этот период была сформирована институциональная среда для развития отрасли, которая включает создание нормативно-правовой базы государственного регулирования отрасли, были запущены рыночные механизмы, в некоторых регионах страны появились зажиточные хозяйства, из-

менился облик сельского жителя и сельской местности. Реализация программ газификации, дорожного строительства, водоснабжения позволила повысить качество жизни в деревнях. Однако не все сельское население и не все населенные пункты смогли этим воспользоваться в силу ряда причин, к которым относятся тенденции последнего времени. Во-первых, либеральные реформы привели к резкому сокраще-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.