державы средней, региональной, а также ощущение опасности в связи с подобными переменами; авторитарный характер российского политического строя, недостатки юридической и правовой системы, неспособность к развитию подлинно рыночной экономики, стремление использовать экономические инструменты для достижения политических целей - все это составляет фон, на котором любые незначительные проблемы способны легко перерасти в серьезные трудности. Турция, со своей стороны, может стать излишне самонадеянной из-за укрепления позиций на международной арене и недостаточно учитывать российскую психологию или озабоченности. Эти непростые обстоятельства требуют благоразумия, осторожности и терпения для поддержания и развития взаимовыгодных отношений.
«Россия в глобальной политике», М., 2011 г., Т. 9, № 5, сентябрь-октябрь, с. 124-138.
А. Яковлев,
востоковед
САУДОВСКАЯ АРАВИЯ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА: ГОСУДАРСТВО И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
Современное развитие Королевства Саудовской Аравии свидетельствует как о немалых достижениях в экономической и социальной сферах, так и о возникновении новых трудностей, порожденных в ходе стремительного процесса модернизации. Созданное в начале XX в. на основе примитивного бедуинского общества, саудовское королевство к концу века кардинально трансформировалось, вобрав в себя традиционные основы арабо-исламской цивилизации, некоторые плоды и достижения современной западной культуры. Новое интегрированное состояние саудовского общества очень сложно, но его надежными (пока) скрепами являются ислам и традиции в духовной сфере и государство в общественной сфере.
Опыт развития Саудовской Аравии за последнее десятилетие показал важность государства как главного субъекта социально-экономического развития. Очевидно, что в королевстве оно играет важную роль в экономической, социальной, политической, а также в культурной и духовной жизни. Но прежде рассмотрения деятельности государства в этих сферах обратимся к рассмотрению его природы. Саудовское государство - иноприродно запад-
ной модели современного государства, притом что у них общая цель: обеспечение условий для развития общества в условиях рыночной экономики. Основатель Саудовской Аравии после завоевания и покорения в 1900-1920-е годы различных частей Аравии взял за образец нового государства образ Халифата времен первых, «праведных» халифов, основным принципом которого был шариат. В то же время в более отсталом Неджде Ибн Сауд положил в основу формирования государства концепцию уммы (религиозной общины), а в более развитой провинции Хиджаз - концепцию светского централизованного государства с элементами представительной власти. Возникновение такого симбиоза двух разнородных начал государственности было вызвано прагматичной целью - объединить Аравию под властью одной династии, но имело долгосрочные последствия.
Само по себе сочетание светского и духовного, религии и политики характерно для политической культуры ислама со времен Халифата. Однако в условиях необходимости государственного строительства, с учетом усиливающихся потенциальных угроз власти династии Ааль Сауд со стороны как некоторых групп племен Аравии, так и Великобритании, желавшей большей степени контроля над Аравией, Ибн Сауд не имел времени на постепенное установление в ходе модернизации гармоничного сочетания начал исламской и светской государственности. Первые были в обществе сильнее, но были враждебны переменам, вторые, очевидно, необходимы, но не имели опоры в обществе.
В тогдашних конкретно-исторических условиях Ибн Сауд сделал своей важной опорой племенное начало: различные кочевые и полукочевые племена стали социальной опорой модерниза-торской политики короля и источником легитимности династии Ааль Сауд. При этом в действительности он не намеревался сохранить племенные основы социальной организации или принцип консенсуса в отношениях с племенами, все это с очевидностью препятствовало централизации власти в масштабах страны. Племена нужны были ему для решения конкретных задач и лишь в ослабленном виде. Если бы Ибн Сауд оказался выразителем интересов только кочевых племен, страна вернулась бы к состоянию раннефеодального застоя, если бы он склонился в сторону городской буржуазии Хиджаза и отдал преимущество интересам торговцев и ростовщиков, то потерял бы свою опору в центральной Аравии. Сознавая это, Ибн Сауд сразу стал строить государство как институт высшей политической и социальной ценности.
Тем самым созданное им государство превращалось не только в арбитра различных социальных сил и регулятора экономической жизни, но и в патриархального патрона. В то же время традиционная патриархальная форма отношений маскировала их изменившуюся суть и смягчала для жителей пустынной Аравии восприятие перемен.
В отсталой Аравии лишь государство обладало возможностями для проведения модернизации всего общественно-производственного организма (правда, в отличие от западных стран то была не созидающая, а догоняющая модернизация). Опыт республиканской Турции, в которой в основу государственного строительства был положен принцип этатизма, также учитывался королем. В фундамент созданного Ибн Саудом государства были положены начала религиозные, племенные и светские. Этот противоречивый симбиоз позволил не только выжить новому государству, но и - благодаря нефтяному фактору - сформироваться своеобразной модели государственности. Важными системообразующими элементами этой модели стали принципы ислама (включая шариат), патриархального патернализма и светскость государственности западного образца. Авторитарный королевский режим обладал всей полнотой законодательной и исполнительной власти, а также контролировал систему административного управления в провинциях. Режим стремился к сохранению религиозной и племенной лояльности, впоследствии - также лояльности социально-политической. Центральный аппарат государственного управления (Совет министров) обладал направляющими, регулирующими и контролирующими функциями в экономической жизни. Политическая жизнь протекала в специфической форме внутридинасти-ческих, внутриклановых или межплеменных взаимоотношений, власть должна была считаться с мнением и улемов (семья аш-Шейх), и племенной аристократии (семьи Джилуви, Сунайян и др.). Социальное развитие отчасти протекало стихийно, отчасти регулировалось государством, исходившим из исламских и национально-государственных соображений.
В ходе модернизации, проводимой королем Фейсалом в 1964-1975 гг., усилился абсолютистский характер власти короля за счет умаления исламских и племенных начал (но не отказа от них). Главенство государства оставалось бесспорным. Жесткая вертикальная организация власти смягчалась в некоторой степени традициями патернализма и племенной демократии. Однако по мере модернизации саудовского общества и упрочения в социаль-
но-экономической жизни начал капиталистического строя и буржуазного общества (по западной модели) государство оказалось вынужденным реагировать на столь кардинальные перемены.
Важным рубежом в развитии государства стал 1992 г. Саудовская Аравия была провозглашена арабским, исламским, полностью суверенным государством, религией которого является ислам, а конституцией - «Книга Аллаха всевышнего и Сунна Его Пророка». В стране сохранялась монархическая форма правления, в основе которого лежат принципы «справедливости, совета и равенства». Был создан Консультативный совет из назначаемых королем «благочестивых и достойных людей» для участия общества в делах государственного управления (фактически совещательный орган власти был воссоздан на основах старого Совета (маджлиса), существовавшего 1926-1936 гг. в Хиджазе). Экономической и социальной основой государства являются «собственность, капитал и труд». Государство гарантирует неприкосновенность частной собственности, берет на себя защиту ислама и воплощение в жизнь основ шариата, в соответствии с которым обеспечивает права человека. Оно поддерживает систему социального обеспечения и поощряет благотворительность. Тем самым был подтвержден системообразующий принцип саудовской государственности - принцип этатизма, что еще более сблизило ее с западной моделью государственности, в которой во второй половине XX в. проявлялось все более активное вмешательство государства в экономическую, политическую и социальную жизнь страны.
К концу XX в. в основном завершился процесс модернизации в саудовском обществе. Согласно долгосрочным планам и последовательным действиям государства в стране возникла современная экономика, основанная на современных производительных силах и функционирующая на основе капиталистических начал. В главной отрасли национального хозяйства - нефтегазовой -действует государственная компании САУДИ АРАМКО. Объем добываемой нефти остается на высоком уровне, принимаются меры для увеличения ежедневного уровня добычи ради удовлетворения спроса со стороны растущих потребителей Китая и Индии. В 2008 г. САУДИ АРАМКО разработала пятилетний план расширения своей деятельности. Намечено увеличить объем инвестиций в разведку новых месторождений и обустройство старых месторождений Гавар, Саффания, Марждан, Бери, Зулуф и нового - Ма-нифа (от 10,7 до 13,7 млрд. долл.). К 2013 г. планируется увели-
чить число эксплуатируемых нефтяных скважин с 187 до 248, объем добываемой нефти до 12,5 млн. бар. в день, а далее - до 15 млн. Добыча природного газа обеспечивает потребности внутреннего рынка, а часть газа экспортируется. САУДИ АРАМКО намеревается увеличить объем добычи газа с 5,5 млрд. футов3 в день до 14,5 млрд.
Курс на диверсификацию экономики за несколько десятилетий привел к изменению соотношения в общем объеме нефтяного экспорта долей сырой нефти и нефтепродуктов в пользу вторых. В разных районах королевства были построены новые нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия, намечается строительство новых. Так, САУДИ АРАМКО приступила вместе с другой крупнейшей государственной промышленной корпорацией, САБИК, к модернизации старейшего нефтеперерабатывающего предприятия в Рас-Таннура, мощности завода к 2013 г. возрастут с 2,4 млн. бар. в день до 3,6 млн.
Использование плановых методов развития экономики позволило государству не только сконцентрировать усилия и ресурсы на стратегически важных промышленных объектах, но и привлекать туда иностранный и национальный частный капитал. Ставка была сделана на создание специальных промышленных зон, начало чему было положено ранее: естественно возникший в конце 1930 - начале 1940-х годов район нефтепромыслов АРАМКО в Восточной провинции, на побережье Персидского залива, стал именно такой особой промышленной зоной. В 1970-е годы опыт его формирования и функционирования был использован при создании новых промышленных зон: в районах Джубайль (побережье Персидского залива) и Янбо (побережье Красного моря). Спустя 20 лет, по мере социально-экономического развития страны, встала задача развития иных, ранее отсталых районов. И вновь эту политику «экономического районирования» целенаправленно проводит государство.
Новые промышленные зоны создаются в районах Джидды, Медины, Хаиля, эль-Харджа, Джизана, Даммама, а еще девять новых зон (промышленных городов) в западной, центральной и северо-западной частях страны. Наиболее крупным из них, видимо, станет Экономический город короля Абдаллы, строящийся на месте небольшого городка Рабиг на западном побережье королевства. В частности, предполагается, что новый морской порт войдет в десятку крупнейших портов мира. В промышленной зоне Медины намечается при содействии специалистов из Малайзии создать
наукоемкие, высокотехнологичные производства, а также Город знаний и учебные центры при участии специалистов из университета Тайбея. Стоит отметить обоснованность притязаний саудов-цев на создание постиндустриального сектора промышленности: уже в 2009 г. размеры капитализации рынка информационных технологий в стране оценивались в 135 млрд. риалов, что ставило эту сферу национальной экономики на третье место после финансовой и нефтяной. Примечателен быстрый рост пользователей Интернета в стране: 2008 г. - 7831,4 тыс. человек (34% населения), 2009 г. - 10 033,7 тыс. (34,7%).
Государство объявило о планах развития столицы Эр-Рияда (о формировании новых районов и строительстве метро). Города в королевстве стремительно растут: в 1950 г. 15% саудовцев жили в городах, в 2010 г. - 80%. Численность населения столицы составляла в 1968 г. 350 тыс. человек, в 1992 г. - 2,8 млн., в 2008 г. -4,6 млн., а к 2020 г. ожидается в 11 млн. человек. Город растет горизонтально, 99% жилых домов составляют частные виллы. Ставится задача активизировать высотное строительство. Пока лишь в центре столицы возвышаются башни Фейсалийя и Королевская башня (300 м). Государство намерено совместно с частным капиталом осуществить инвестиции в развитие инфраструктуры (строительство дорог, легкого метро) и энергетических мощностей. Обсуждаются планы создания двух городов-спутников с населением по 15 млн. человек. Частные банки готовы оказать финансовую помощь правительству в реализации такого рода масштабных проектов, но очевидно, что главную роль в их реализации вновь будет играть государство.
В 2009 г. было объявлено о готовности двух государственных инвестиционных фондов (Саудовский фонд промышленного развития и Фонд общественных инвестиций) поддержать создание двух крупных нефтехимических заводов на побережье Красного моря в районе г. Джизан (зона Джизан экономик-сити). Это будет одна из девяти новых экономических зон (экономических городов), создание которых планирует Генеральное инвестиционное управление Саудовской Аравии. Создание таких промышленных зон, по планам власти, решает две стратегические задачи: расширение сотрудничества государства и частного сектора, а также создание новых рабочих мест для быстро растущей численно саудовской молодежи.
Естественной частью социально-экономического развития является создание современной инфраструктуры. За годы первого-
восьмого пятилетних планов в стране была с нуля создана система современных автомобильных дорог, модернизированы или заново построены крупные морские торговые и пассажирские порты и аэропорты. Эти объекты обеспечивают условия для успешного функционирования внутреннего рынка и экспортно-импортных операций. При создании инфраструктурных объектов государство изначально сделало ставку на активность частного капитала, и это себя оправдало. Точно таким же образом государство начало действовать в сфере энергетики, но там раз за разом возникали различные проблемы - как недостаточной эффективности частных компаний, так и нехватки инвестиций для развития отрасли.
Важно отметить, что государство не осознается как самодостаточное в процессе социально-экономического развития. Еще в 1962 г. реформатор Фейсал назвал седьмым пунктом в своей программе реформ (знаменитые «десять пунктов») нерушимость принципа частной собственности. Немного позднее, в 1966 г., в одном из интервью король-реформатор Фейсал сказал: «Мы намереваемся двигаться вперед благодаря широкому планированию, ведомые нашими исламскими законами и верой... Мы избрали экономическую систему, основанную на свободном предпринимательстве, так как мы убеждены, что она абсолютно подходит к нашим исламским законам и соответствует условиям нашей страны, предоставляя возможность людям, обладающим инициативой, и любым группам работать для общего блага. Это не означает их безудержного роста, мы будем вмешиваться, когда правительство сочтет это необходимым, но без нанесения ущерба основному принципу... »
В 1980-е годы, по мере угасания нефтяного бума и по мере создания основ современной экономики и современного общества (здравоохранение, образование, социальное обеспечение), власть приступила к проведению приватизации, главная цель которой -увеличение степени участия частного капитала в национальной экономике. Это стало важной частью политики экономической либерализации. Намечалось, в частности, повышение эффективности действующих предприятий, облегчение условий внешнеторговых операций при гарантиях Саудовского фонда развития и перемещения капиталов, финансирование производственных проектов в развивающихся странах также при поддержке этого фонда, обращение иностранной валюты внутри страны. Предусматривалось создание наряду с государственными учреждениями образования и
здравоохранения частных учебных заведений и медицинских учреждений.
Нефтяная, точнее нефтегазовая, сфера была и остается под контролем государства, а доходы от нее - в распоряжении государства. В 2000 г. королевским декретом был создан Высший совет по нефти и минеральным ресурсам. Все иные отрасли национальной экономики, созданные за последние десятилетия, составляют потенциальные объекты для приватизации. (Еще одним безусловным исключением из списка приватизации стала Национальная кооперативная страховая компания.)
Теперь государство позволяет частному сектору действовать в сферах, бывших ранее исключительно в его владении. Гибкость правительственной политики видна в том, что частному капиталу предлагаются две формы приватизации: полный переход предприятия в частные руки и частичный, с сохранением государственного участия (не менее 40%). В начале 1980-х годов частный капитал получил 30% акций крупнейшей промышленной компании страны САБИК. В 1997 г. начался процесс частичной приватизации государственных телефонных сетей страны (для повышения эффективности деятельности и снижения стоимости операций). Несколько частных компаний в сотрудничестве с государственной Почтовой службой начали осуществлять быструю доставку почты и посылок. По степени важности и сложности на первое место в процессе приватизации следует поставить национальную авиакомпанию «Саудия». Она остается монополистом на внутренних и заграничных авиалиниях, принося значительные убытки государству. Различные попытки в 1980-1990-е годы рационализировать управление и снизить издержки успехов не принесли. Путем ее приватизации правительство надеется улучшить обслуживание пассажиров, увеличить прибыльность компании, рационализировать расходы, диверсифицировать источники дохода компании. Важным шагом к достижению этой цели стало создание по решению Совета министров в октябре 1998 г. частной акционерной Национальной компании авиаперевозок, участником которой стала и «Саудия».
Из крупных проектов приватизации можно назвать также морские порты, службы коммунального хозяйства. В июле 2007 г. решением короля Абдаллы как председателя Высшего экономического совета список объектов для приватизации пополнился. В него вошли Корпорация по опреснению морской воды (предлагается не менее чем 60%-ное участие частного капитала в отдель-
ных операциях корпорации), Саудовская электроэнергетическая компания (дополнительный капитал необходим для реализации масштабных проектов энергогенерирующих мощностей), Саудовская железнодорожная организация (средства необходимы для строительства новых участков пути и 35 переходов для автомобилей и верблюдов на существующей дороге Эр-Рияд-Даммам), такие важные социальные объекты, как биржи труда, а в сельскохозяйственном секторе - ветеринарные пункты и сети водоснабжения.
В августе 1999 г. правительством был одобрен проект, разработанный Высшим экономическим советом королевства, предложившим в рамках экономических реформ программу приватизации. Главные ее цели таковы: «Безопасность и благосостояние общества. Неуклонный рост национальной экономики, обеспечивающий реальное увеличение доходов населения. Стабилизация цен. Обеспечение рационального использования рабочей силы и оптимизация трудовых ресурсов, включая "саудизацию". Контролирование национального долга в разумных пределах. Справедливое распределение доходов, инвестиций и возможностей деятельности. Диверсификация экономики и увеличение доходов государства. Создание прочных правовых основ для инвестиций. Обеспечение правительством возможностей роста национальной экономики в соответствии с целями национального развития. Усиление способности национальной экономики к эффективному вхождению в мировое хозяйство. Расширение вклада частного сектора в национальную экономику путем реализации правительством программы приватизации».
Эволюция саудовского национального хозяйства от моноотраслевого к многоотраслевому, наметившаяся еще в 1980-е годы, но обретающая реальные черты спустя 20 лет, очевидно, повлечет за собой изменения в отношениях государства и частного сектора. С сокращением доли нефтяных доходов в бюджете слабеет способность государства к абсолютному доминированию вследствие монопольного контроля над ресурсами. По мере возрастания доли ресурсов в виде собираемых налогов верховной власти необходимо договариваться с отдельными группировками правящей элиты об условиях изъятия ресурсов. Таким образом, диверсификация саудовской экономики со временем должна сказаться и на социально-политической жизни королевства.
Со сменой эпох неизбежно должна меняться и экономическая стратегия государства. Остаются в прошлом принципы «мо-
билизационной экономики», обеспечившие в 1970-1990-е годы высокие темпы экономического роста. Но то, что было 20 лет назад плюсом, сейчас становится минусом. Национальное хозяйство и его новые движущие механизмы обретают современные реальные очертания, и открывается, что сами по себе «рыночные силы» не в состоянии обеспечить успешное развитие королевства. В стране давно сформировался государственно-монополистический уклад наряду с частным капиталистическим укладом, и их взаимодействие способно организовать лишь государство.
Стоит отметить, что, несмотря на очевидную «нефтяную» и «аравийскую» специфику, названная «двуслойность» саудовской экономики вполне обычна для Запада. Ф. Бродель четко различал «капитализм в разных его формах» и «рыночную экономику» или «два этажа» западной экономики: «сектор монополистический и сектор конкурентный», видя в том «живую диалектику капитализма». Специфика саудовской экономики состоит в том, что власть не отделена от собственности, и правящая семья Саудидов в то же время управляет конгломератом различных промышленных и финансовых корпораций. Это позволяет ей через формальные и неформальные механизмы регулировать экономическое развитие как на уровне государственно-монополистического уклада, так и на более низком уровне. Интересы национальной экономики и интересы государства совпадают в главном, и это соображение однозначно требует от последнего способствовать развитию капиталистической (и - возможно, в будущем - посткапиталистической) экономики.
Основой социального развития королевства служит нефтегазовый сектор. Так, несмотря на быстрый рост численности населения с 22,5 млн. человек в 2004 г. до 25,4 млн. в 2009 г., объем ВВП на душу населения неуклонно рос, составив соответственно 41 668 и 55 535 риалов. Продолжительность жизни увеличилась с 54 лет в 1975 г. до 72,7 лет в 2007 г., что выше, чем в большинстве арабских и развивающихся стран. Уровень детской смертности (на 1 тыс. детей) понизился со 185 в 1970 г. до 26 в 2005 г. Основная часть населения проживает в городах: 1975 г. - 58,3%, 2010 г. -82,1%. Благодаря активной политике государства сформировались новые социальные силы: национальная буржуазия, рабочий класс, интеллигенция, бюрократия. Развитие системы образования было и остается одним из важнейших приоритетов саудовского государства. Закончилась эпоха «нефтяного опьянения», когда казалось, что все можно купить за нефтедоллары. Ныне все больше внима-
ние обращается на развитие человеческого фактора. В 1998 г. усилия властей по ликвидации неграмотности в королевстве были отмечены специальной премией ЮНЕСКО. В последнее десятилетие, несмотря на финансовые трудности, расходы государства по статье «развитие человеческих ресурсов» остаются в бюджете одними из самых больших (будучи неизменно на втором месте после расходов на оборону и безопасность): 2008 г. - 104,6 млрд. риалов (25,5%), 2010 г. - 137,4 млрд. (25,5%).
Власти отлично сознают важность не только материального, но и интеллектуального развития общества. Так, по инициативе наследного принца, ныне короля, Абдаллы ибн Абдель Азиза, в средних школах в рамках «национального проекта принца Абдал-лы» в 1990-е годы начата полная компьютеризация национальной системы образования, а также изменена программа обучения. В ней предусмотрено увеличение часов на изучение точных наук и возможность выбора учащимися курсов по собственным интересам. Это прямо противоречит традиционной методике обучения, в основе которой лежит преобладание религиозных дисциплин, зубрежки и послушания учителю.
В то же время сохраняет остроту проблема рабочей силы. Национальная экономика возникла и обрела свое нынешнее качество при непосредственном и существенном участии иностранной рабочей силы. Иностранные работники различных специальностей и уровней квалификации присутствуют в королевстве на временной и постоянной основе, составляя четвертую часть населения и половину рабочей силы. В 2009 г. численность населения составляла 25 373,5 тыс. человек, из них саудовцы - 18 543,2 тыс., несаудовцы - 6830,3 тыс. Численность самодеятельного населения соответственно - всего 8611,0 тыс. человек, саудовцы -4286,5 тыс., несаудовцы - 4324,5 тыс. Ситуация на рынке труда государственных служащих регулируется министерством гражданской службы, для работников частного сектора существуют биржи труда. В принятом в 2005 г. новом законе о труде предусматривается приоритет коренных граждан страны при приеме на работу. В соответствии с целями Восьмого пятилетнего плана намечается оптимизировать использование иностранной рабочей силы не только за счет ее «саудизации», которая идет медленно и непросто. Увеличение числа рабочих мест для быстро растущего коренного населения - эта цель остается одной из важных в ходе социально-экономического развития, в частности для снижения уровня безработицы. В то же время планируется как ограничение
найма иностранцев на некоторые специальности и в некоторые производства, так и более широкое использование новейших, менее трудоемких технологий.
Контроль государства реально распространяется и на неэкономические сферы жизни. В соответствии с решениями властей развивается общественная жизнь, действуют многочисленные профессиональные и общественные организации, созданы начала демократических институтов власти (Консультативный совет, муниципальные органы власти). В условиях ускоренного социально-экономического развития они принимают на себя ранее несвойственные им функции - формирования современного мировосприятия, новой трудовой этики. Модернизация социально-экономической жизни страны в 1970-1990-е годы привела к возникновению качественно новых условий труда и жизни. В саудовском обществе ввиду стремительного повышения уровня и качества жизни не только верхов, но и широких народных масс возникла тенденция потребительского отношения к жизни, ее смысл стал видеться не в том, чтобы производить, а в том, чтобы потреблять без приложения для этого особых усилий. Эта тенденция накладывалась на давнее традиционное мировоззрение кочевника в условиях натурально-патриархального хозяйствования. Перемещению саудовцев в материальном отношении из условий доиндустриального уклада в индустриальный не соответствовали их поведенческие стереотипы со склонностью минимизации трудовых усилий в скудных условиях пустыни. Присутствие на постоянной основе миллионов иностранных работников воспринимается значительной частью населения в качестве естественного процесса, усиливая иждивенческие настроения и упования на безусловную помощь государства. Немалая часть коренных жителей до сих пор пренебрегает «непрестижными профессиями», предпочитая канцелярскую работу государственного чиновника, службу в армии и полиции, где полученное современное образование остается необходимой формальностью.
Следует особо отметить усилия, которые государство в последние десятилетия прилагает для повышения статуса женщины в саудовском обществе, развивая женское образование и позволяя молодым женщинам (в сопровождении родных) выезжать для обучения за границу. Доля женщин в общей численности рабочей силы еще невелика, в 2009 г. - 16,5%, однако в некоторых сферах и отраслях экономики она заметно растет (здравоохранение, начальное образование, предпринимательская деятельность). Жен-
щины занимают должности низшего и среднего уровня в государственном аппарате (министерствах иностранных дел, здравоохранения, университетах). По оценкам, в стране насчитывается около 3 тыс. женщин, занятых крупным и средним предпринимательством. Несколько женщин входят в Советы торгово-промышленных палат Эр-Рияда и Джидды, некоторые входят в число богатейших людей страны. Следуя курсом «саудизации», правительство намерено создавать новые рабочие места специально для женщин, в том числе в сфере промышленности.
Потенциальным источником роста социальной напряженности могут стать проблемы демографии. Доля молодежи в саудовском обществе уже сейчас крайне велика. При ежегодном росте населения в 2,3% молодые люди в возрасте до 15 лет составили в 2009 г. 8,11 млн. человек, или 31,97% всего населения; следующая возрастная группа 15-39 лет составляет 11,58 млн. человек, или 45,66%. В последнее десятилетие власть озабочена не только проблемами адаптации молодого поколения саудовцев к реалиям жизни современного общества, но и более конкретными вопросами обеспечения жизненных потребностей, создания рабочих мест и направления нарастающего недовольства молодого поколения в безопасное русло. Решение этой задачи было и остается преимущественно делом государства.
Итак, на первый взгляд опыт развития Саудовского королевства за последние десятилетия свидетельствует о закономерности, казавшейся либералам всех оттенков абсолютной: развитие капиталистических начал в социально-экономической жизни с неизбежностью влечет за собой демократизацию. Но это не совсем так. Демократизм в Саудовской Аравии имеется, но он иной природы, чем западный: он основывается на традициях племенной демократии и воле государства к построению более справедливого общества. Сложившаяся за полвека политическая система государства закреплена в принятых в 1992 г. основных Актах (basic Acts), ставших, по существу, конституцией страны. В соответствии с ними Королевство Саудовская Аравия есть арабское исламское государство, конституция - Священный Коран и Сунна Пророка (традиции), язык - арабский, столица - Эр-Рияд. Система правления в Саудовской Аравии монархическая, с правящей династией, основанной королем Абдель Азиз ибн Абдель Рахман Ааль Саудом, во главе с сыновьями его сыновей. Источником власти режима является Священный Коран и Сунна Пророка, которым должны соответствовать другие законы.
Яркими примерами отнюдь не формального значения этой статьи о важности религиозного фактора стали санкции верховного муфтия королевства в 1979 г. о разрешении использовать военную силу для освобождения захваченной мятежниками Большой мечети в Мекке или в 1991 г. о разрешении военных действий против режима Саддама Хусейна совместно с немусульманами (точно так же, как полвека назад фетва верховного муфтия позволила королю Абдель Азизу начать использовать в стране радиосвязь). В то же время в последние десятилетия все зримее становятся противоречия между реалистическим и прагматическим курсом власти и ультраконсервативными взглядами части улемов. Стало известно о смещении некоторых имамов, осуждавших в своих проповедях действия правительства, о закрытии газеты «Муслимун», выражавшей крайние фундаменталистские взгляды, об арестах религиозных активистов, публично выражавших недовольство властями.
Раздел о государстве Основного закона содержит положения о почти абсолютной власти короля, который является и главой правительства, верховным главнокомандующим, назначает министров и высших чиновников, созывает и распускает Консультативный совет (Маджлис аш-шура). Одновременно отмечено, что маджлис (совет) короля и маджлис наследного принца будут открыты для всех граждан, дабы каждый мог использовать свое право обсуждения с органами власти любых вопросов.
Важным и уникальным элементом саудовской государственности является нахождение на территории страны святых мест ислама - Большой мечети в Мекке и мечети Пророка Мухаммада в Медине. И в Основном законе заявлено: государство сохраняет и обеспечивает две Святые мечети, гарантируя безопасность для паломников.
В разделе «Права и обязанности» отмечено, что государство защищает права человека в соответствии с нормами исламского шариата. Там же подробно обозначены обязательства государства в социальной сфере: социальная защита подданных и их семей, предоставление возможностей для труда, защита прав трудящихся и предпринимателей, обеспечение образования и борьба с неграмотностью, предоставление медицинских услуг каждому подданному. Определены и обязательства государства в сфере культуры: государство уделяет большое внимание науке и искусству. Оно поощряет научные исследования, сохраняет арабское и исламское наследие и принимает участие в развитии арабо-исламской и общечеловеческой цивилизаций. Заявлено, что средства массовой
информации должны действовать для просвещения масс и укрепления национального единства в соответствии с традициями и законами государства. Примечательно, что в современных условиях «культурного вызова» и экспансии западной массовой культуры саудовское государство готово противостоять им. По словам доктора Абдаллаха ибн Абдель Мухсена ат-Турки, для защиты «своей социальной и культурной самобытности от произвола западной культуры» необходимо «придерживаться Божественного руководства, Корана и Сунны Пророка, основ и принципов шариата, гордиться своей религиозной и культурной самобытностью и придерживаться ее на практике. Эта самобытность гарантирует... почетное место в том, что касается прав человека в международном сообществе». По мнению отечественных арабистов, культурная политика государства имеет четко выраженные ориентиры, осуществляется целенаправленно и неуклонно, «отсеивая» те элементы современной западной культуры, которые не соответствуют мусульманской и арабской идентичности.
Вместе с тем верность традициям в понимании саудовских властей вовсе не противоречит продолжению перемен. В мае 2003 г. король Фахд в речи, обращенной к членам Консультативного совета, заявил: «Мы стремимся к тому, чтобы наши внутренние дела стали объектом нашего собственного реформирования... Мы будем пересматривать законы и указы, с тем чтобы расширить участие народа в принятии правительственного решения. В рамках благородных шариатских установок мы откроем более широкие горизонты для женщин».
По инициативе нынешнего короля Абдаллы был создан Центр национального диалога имени короля Абдель Азиза, значение которого состоит в установлении регулярного диалога и взаимодействия общества и властей - при отсутствии «нормативных» по западной модели институтов демократического общества. По сути дела, создание Центра национального диалога можно в равной степени назвать и инициирующей реформой, поскольку общество в целом пока еще не готово жить по западным принципам демократизма, и санкционирующей реформой. Дело в том, что в январе 2003 г. 115 представителей саудовского «нового класса» из энергичных и инициативных предпринимателей и интеллектуалов, получивших высшее образование на Западе, подали членам семьи Саудидов петицию «Видение настоящего и будущего родины», в которой предлагалось продолжение реформ в сфере политической жизни как альтернатива назреванию новых проблем. В феврале
2004 г. появился новый документ такого рода «Вместе по пути реформ», который подписали уже 905 представителей разных слоев саудовского общества. Авторы обоих документов, предлагая властям в лице правящей династии диалог, в качестве базы для диалога видели существующую систему государственности в единстве системообразующих начал - монархического, исламского и племенного. Тем не менее часть лиц, подписавших второй документ, была арестована. Тем самым власть четко определила пределы, в рамках которых она готова вести диалог с обществом.
Семья Саудидов показала, что не намерена уступать свое господствующее положение и делегировать даже часть своих прерогатив единственного «политического класса» возникшему в результате модернизации «новому классу». Например, нынешний наследник престола принц Султан ибн Абдель Азиз занимает должности министра обороны и авиации, генерального инспектора вооруженных сил, возглавляет Высший комитет совета исламского призыва, Высший совет мусульманских дел королевства, правление государственной корпорации по гражданской авиации, правление государственной корпорации «Саудовские авиалинии», Высший комитет по экономическому развитию, государственный комитет по стратегическим запасам, Высший комитет по политике в области образования, Межведомственный комитет по административному устройству, Комиссию по изданию всемирной арабской энциклопедии, Национальный комитет охраны природы, Генеральную компанию военной промышленности, Генеральный комитет по делам туризма, является заместителем председателя Совета национальной безопасности, Высшего совета по нефти и минеральным ресурсам, Высшего совета по инвестициям, Высшего экономического совета, Высшего совета королевской семьи. Он также руководит созданным в 1995 г. Благотворительным фондом имени Султана ибн Абдель Азиза, который поддерживает различные образовательные, медицинские, научные, социальные и культурные проекты в королевстве и других странах.
Объективно главной задачей нынешнего режима является поддержание стабильности в обществе и устойчивого экономического развития страны. Непременное условие этого - сохранение существующего государства. Опыт большинства стран Востока, успешно проведших модернизацию в XX в., свидетельствует, что ее завершающим этапом становились кардинальные перемены в политической жизни, которые приводили политическую систему в соответствие с изменившимися социально-экономическими ус-
ловиями, сохраняя при этом на вершине власти правящие и господствующие группы. Секрет такой политики сформулировал в конце XIX в. английский правовед У. Беджгот. Он утверждал: «Наши государственные деятели должны руководить обществом, а не давать обществу руководить собой». Но как этого добиться? У. Беджгот советует правящему и господствующему слою: «Пока низшие классы не научились действовать сообща, есть еще возможность предотвратить это, а предотвратить можно только величайшей мудростью и величайшей предусмотрительностью со стороны высших классов. Они должны избегать не только всякого зла, но и всякого подобия зла; пока власть еще принадлежит им, они должны устранять не только все действительные обиды, но, где это возможно, и все кажущиеся. Они должны добровольно удовлетворить всякое требование, которое может быть удовлетворено мирным путем, чтобы не пришлось удовлетворить против воли такое требование, которое может нарушить спокойствие страны». Глава Консультативного совета С. ибн Хамид не случайно отмечал, что процесс реформ и развития в королевстве определяется тщательно продуманным и взвешенным планом короля, который исходит из «потребностей нынешнего этапа и степени эволюции саудовского общества. Мы не стремимся перепрыгивать через этапы реформ, чтобы не споткнуться о первое же препятствие». Очевидно, что уже не одна мечеть, но государство при опоре на мечеть способно предотвратить раскол саудовского общества
по вопросу о продолжении процесса модернизации.
* * *
Таким образом, в процессе модернизации саудовского общества государство было не только главным и решающим субъектом перемен, инициируя, направляя и регулируя процесс ускоренного развития. На различных этапах этого процесса оно устанавливало соотношение традиционных и современных начал, соизмеряя их роль и важность с переменами в самом обществе и в мире. Государство формировало современное состояние всех сфер жизни общества - экономической, социальной, политической и культурной. Оно же, естественно, сохраняет и пытается сохранить в дальнейшем контроль над этими сферами. А что же само саудовское общество? Оно не просто делегировало свои полномочия государству, приняв принцип патриархальности в отношениях «государство-общество». Арабо-мусульманская цивилизация сформирова-
ла иную, чем западная, европейская христианская цивилизация, модель «государство-общество», в которой сохраняется религиозная основа общественной жизни, за источником власти и права признается божественная природа. И в условиях стремительной по историческим меркам модернизации, не пережив ни своего Ренессанса, ни Просвещения, ни великих революций, которые на Западе отвергли Традицию, создали иную систему ценностей, сформировали рациональную и прагматическую основу общественной жизни, саудовцы смогли сохранить основы своей Традиции. И оказалось, что эти традиционные основы до поры до времени вполне могут сочетаться с новейшими материальными достижениями капиталистической формации.
Конечно, в начале XXI в. в условиях глобализации в саудовском обществе назревает противоречие между объективной необходимостью его вхождения в мировое сообщество и стремлением части общества отгородиться от нарастающих перемен и замкнуться в пределах традиционной культуры и привычного уклада жизни. Едва ли это противоречие может исчезнуть или разрешиться само собой. Но показательно, что основная масса населения страны - богатые и бедные, консерваторы и реформаторы - равно заинтересованы в сохранении ведущей роли государства в общественной жизни. Поэтому государство в Саудовской Аравии, сыграв исторически необходимую и важнейшую роль агента и локомотива модернизации, в начале XXI в. сохраняет свое значение в качестве инициатора и регулятора модернизации, имея в виду не просто аппарат власти, а государство как «сумму иерархий» (Ф. Бродель) - политической, экономической, социальной, культурной и религиозной. Вероятно, что в будущем при проведении новых реформ власть будет исходить не столько из принципа эффективности, сколько из принципа стабильности, стремясь к возможной «гармонии интересов» различных социальных сил в обществе.
Государство вынуждено изменяться, так как изменилось саудовское общество, изменился и быстро меняется внешний мир, от которого в условиях глобализации невозможно отгородиться. Но в ходе модернизации в обществе сохраняется прочная социальная, культурная и религиозная преемственность по отношению к историческому опыту, который не прерывался. Такая надежная опора может существенно помочь усилиям государства при проведении новых реформ. Ведь и в наши дни, вступая в общение с государством, жители королевства независимо от происхождения и
социального положения ориентируются не на ключевые государственные институты и законы, а на «ключевую фигуру» члена семьи Ааль Сауд. Прошлое там не оставлено во вчерашнем дне.
Представляется, что в Саудовской Аравии окрепнут и разовьются те тенденции в экономической жизни, которые проявились в 1990-е годы: возрастание самостоятельности частного сектора и сотрудничество государства с частным капиталом на равноправных началах в рамках системы «экономика развития» - уже не «экономика потребления» и еще не «экономика знаний». В социальной жизни государство обречено сохранять за собой те обязательства, которые были приняты в правление королей Фейсала, Халеда, Фахда и Абдаллы, закреплены в статьях Основного закона. В социальной и политической сферах можно ожидать нарастания противоречий между ожиданиями перемен со стороны образованной саудовской молодежи и стремлением консервативных сил сохранить в целостности нынешний уклад жизни. Пока власть дальновидно идет на уступки, используя метод санкционирующих реформ, признавая законность тех преобразований, которые уже возникли и укрепились в обществе. Вместе с тем не определилась тенденция к уменьшению роли государства как полновластного регулятора всей общественной жизни и единственного реформатора. Видимо, часть этих функций примет на себя модернизирующееся саудовское общество.
«Восток (Oriens)», М., 2011 г., № 5, с. 84-96.
Леонид Исаев,
историк (ВШЭ)
«ПЕРМАНЕНТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ»: АРАБСКИЙ МИР В ПОИСКАХ СТАБИЛЬНОСТИ
Арабская весна 2011 г. стала настоящим испытанием на прочность для всех без исключения политических лидеров региона. Президенты Туниса и Египта, Зин аль-Абидин бен Али и Хос-ни Мубарак, потеряли свои посты. Государство Муамара Каддафи в Ливии рухнуло, в то время как режим Башара Асада в Сирии балансирует на грани коллапса. Правление династии аль-Халифа в Бахрейне напрямую зависит от поддержки со стороны могущественного саудовского соседа, а Йемен вновь столкнулся с угрозой распада. Всеми этими проблемами, вкупе с уже традиционными для арабского мира конфликтами в Сомали, Судане и Ираке, при-