апрель №4 (ж)
33
САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ШКОЛЫ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ
С.А.Чекалова1, Е.С. Богомолова1, А.В. Леонов1, Ю.Г. Кузмичев1, Н.Г.Чекалова1, М.М. Назарова2
SANITARY AND EPIDEMIOLOGICAL WELL-BEING OF A SCHOOL AS THE FACTOR OF EVOLUTION OF NEUROPATHY OF LOWER SCHOOL PUPILS
S.A.Chekalova, E.S. Bogomolova, A.V. Leonov, Yu.G. Kuzmichev, N.G. Chekalova, М.М. Nazarova
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Нижегородская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации1, Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области2, Нижний Новгород
С целью выявления приоритетных факторов, влияющих на формирование заболеваний нервной системы, по авторской методике провели оценку санитарно-гигиеническое обеспечения (СГО) 10 школ Нижнего Новгорода, где осмотрено 1379 учащихся младших классов. У 36,3% детей выявлена патология нервной системы. Отмечено, что низкая итоговая оценка СГО является достоверно значимым фактором риска формирования заболеваний нервной системы у учащихся младших классов. При этом хорошая организация учебно-воспитательного процесса и соответствующее возрасту физическое развитие предполагают низкий уровень патологии нервной системы.
With the purpose of revelation of priority factors affecting the formation of neuropathy according to the authorial methodology there was an assessment of sanitary and epidemiological provision (SEP) of 10 schools in Nizhni Novgorod, where 1379 lower school pupils have been examined. Neuropathy was revealed at 36,3% of children. It's mentioned that low evaluation of SEP is an authentic significant risk factor of evolution of neuropathy of lower school pupils. Upon that good organization of educational process and physical development relevant to the age suppose low rat of neuropathy.
Одним из важных элементов формирования здоровья школьников является вну-тришкольная среда [1,2]. Школьная микросреда — это сложный многофакторный комплекс, включающий условия размещения учреждения на территории населенного пункта, состояние территории, архитектурно-планировочное решение здания, санитарно-гигиеническое состояние и содержание помещений, организацию учебного процесса, физическое воспитание, питание и медицинское обеспечение [3]. Количественным интегральным показателем качества внутриш-кольной среды является уровень санитарно-гигиенического обеспечения школы (СГО), что в совокупности с состоянием здоровья учащихся принято называть санитарно-гигиеническим благополучием (СГБ). СГБ — это динамичная управляемая система, конечная цель которой — формирование здоровья детей с помощью эффективных мер первичной и вторичной профилактики. Начальная школа является своеобразным фундаментом состояния здоровья школьника и адекватное санитарно-гигиеническое обеспечение данного этапа обучения необходимо для планирования и проведения оздоровительно-реабилитационных мероприятий, направлен-
ных на профилактику возникновения заболеваний и социальной дезадаптации у детей в будущем.
С целью выявления приоритетных факторов, влияющих на формирование заболеваний нервной системы, провели углубленное санитарно-гигиеническое обследование 10 общеобразовательных школ Нижнего Новгорода. В школах осмотрено 1379 учащихся младших классов, из них 51,1% мальчиков и 48,9% девочек.
У 36,3% учащихся выявлена патология нервной системы различного характера. У школьников диагностированные заболевания нервной системы шифровались как по классу болезней нервной системы, так и по классу психических расстройств и расстройств поведения, но в дальнейшем рассматривались как единое целое (класс болезней нервной системы). Выявлялись следующие нозологические формы: синдром вегетативной дистонии (9,6 %), нарушения сна в виде инсомний и па-расомний (4,1 %), синдром доброкачественной внутричерепной гипертензии (8 %), эпилепсия (0,2 %), минимальная мозговая дисфункция в виде синдрома дефицита внимания и гиперактивности (2,2 %), детский церебральный паралич (0,1 %), тики (0,8 %), энурез (6,4 %),
34
ЗНиСО апрель №4 (200
логоневроз (1,3 %). В целом уровень патологической пораженности по классу нервных болезней был 405,4 %о, а колебания в различных школах составили от 284,1 % до 805 %.
Санитарно-гигиеническое обследование школ проводилось по авторской методике «Определение уровня санитарно-гигиенического благополучия общеобразовательных учреждений», утвержденной Председателем секции по гигиене Ученого совета МЗ и СР РФ А.В.Истоминым (протокол № 7 от 25.12.2004). Согласно данной методике проводилось санитарно-гигиеническое обследование школ по унифицированной карте с оценкой физического развития и заболеваемости по данным обращаемости в лечебно-профилактическое учреждение и по данным углубленных медицинских осмотров. Затем выполнялась экспертиза полученных данных с проведением бальной оценки. При этом каждый параметр оценивался по 5-бальной шкале в зависимости от степени его соответствия действующим санитарным требованиям, причем оценка 5 баллов ставилась, если исследуемый параметр полностью отвечал гигиеническим нормативам, а 1 балл — при полном несоответствии. Промежуточные оценки выставлялись на основе экспертных решений. Следующим этапом производилось вычисление индексов по критериям и уровню санитарно-гигиенического благополучия, основанное на отборе и последующей оценке фиксирован-
ного числа признаков. В дальнейшем по уровню санитарно-гигиенического благополучия проводилась ранжирование школ по четырем группам уровня благополучия: 1,0—0,9 — отличное (оптимальное), 0,89—0,68 — хорошее, 0,67—0,48 — удовлетворительное, 0,47—0,0 — неудовлетворительное.
Итоговые оценки санитарно-
гигиенического обеспечения осмотренных школ представлены в таблице 1.
На основании полученных данных наполняемость в четырех школ расценена как неудовлетворительная, в одной — как хорошая и в пяти — как отличная.
Эколого-гигиеническая оценка размещения школы включала оценку расположения участка школы на территории жилой зоны, расстояние до автомагистралей, уровень загрязнения атмосферного воздуха. По данному пункту состояние двух школ расценено как неудовлетворительное, одной — как удовлетворительное, шести — как хорошее, одной — как отличное.
Санитарно-гигиеническое состояние земельного участка определялось площадью самого участка, области озеленения, наличием учебно-опытной, физкультурно-спортивной, хозяйственной зон и зоны отдыха. Санитарно-гигиеническое состояние земельного участка в четырех школах расценено как неудовлетворительное, в трех — как удовлетворительное, в одной — как хорошее.
Таблица 1. Интегральные оценки показателей санитарно-гигиенического обеспечения школ
Показатели/ № школы интегральная оценка
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Наполняемость школы 1.0 0.01 1.0 0.01 0.86 0.01 1.0 1.0 0.43 1.0
Место расположения участка 0.29 0.76 0.29 0.80 0.74 0.80 0.51 0.80 0.80 0.91
Состояние участка 0.47 0.70 0.64 0.66 0.48 0.07 0.64 0.29 0.54 0.38
Состояние школьного здания 0.57 0.45 0.81 0.60 0.70 0.81 0.45 0.79 0.66 0.89
Состояние помещений общешкольного назначения 0.69 0.71 0.70 0.73 0.90 0.54 0.63 0.17 0.81 0.60
Состояние учебных помещений 0.47 0.41 0.36 0.51 0.36 0.48 0.47 0.42 0.42 0.58
Физическое воспитание 0.86 0.86 0.86 1.00 0.86 1.00 0.86 1.00 1.00 1.00
Организация учебно-воспитательного процесса 0.68 0.34 0.56 0.56 0.56 0.22 0.56 0.43 0.65 0.84
Питание 0.01 0.01 0.01 0.01 0.01 0.01 0.67 0.01 0.84 0.84
Воздушно-тепловой режим, освещение, канализация, водоснабжение 0.81 0.87 0.89 0.84 0.81 0.81 0.80 0.63 0.82 0.82
Медицинское обеспечение 0.84 0.93 0.74 0.60 0.85 0.77 0.60 0.71 0.93 0.97
Итоговая оценка 0.61 0.55 0.62 0.57 0.65 0.50 0.65 0.57 0.72 0.80
апрель №4 (ж)
3Е
Санитарно-гигиеническая оценка здания школы включала объемно-планировочное решение здания, долю учебных помещений с южной, восточной и юго-восточной ориентацией, необходимость проведения ремонта. По данному показателю состояние двух школ расценено как неудовлетворительное, трех — как удовлетворительное и пяти — как хорошее.
Санитарно-гигиеническая оценка общешкольных помещений включала в себя характеристику гардероба, актового зала, рекреационных помещений, библиотеки, спортивного зала. По данному показателю состояние одной школы расценено как неудовлетворительное, трех — как удовлетворительное и шести — как хорошее.
Санитарно-гигиеническая оценка кабинетов и оборудования включала в себя характеристику классов, мастерских, рассаживание детей в зависимости от состояния здоровья, расстановку мебели в учебных помещениях. При этом состояние семи школ расценено как неудовлетворительное, трех — как удовлетворительное.
Физическое воспитание характеризовалось оценкой уроков физического воспитания и их организацией. По данному критерию состояние пяти школ расценено как хорошее, остальных — как отличное.
Организация учебно-воспитательного процесса определялась характеристикой сменности и режима занятий, оценкой недельной нагрузки, распределением учебной нагрузки в течение дня и недели, особенностями организации обучения, в том числе трудового, характеристикой группы продленного дня. Состояние трех школ по данному показателю расценено как неудовлетворительное, пяти — как удовлетворительное и двух — как хорошее.
Условия и организация питания включали характеристику обеденного зала, организацию питания, оценку пищеблока, санитарно-гигиенические режимы. При этом состояние семи школ расценено как неудовлетворительное, одной — как удовлетворительное и двух — как хорошее.
При оценке водоснабжения, канализации, воздушно-теплового и светового режима состояние одной школы признано удовлетворительным, остальных — хорошим.
Характеристика медицинского обеспечения включала оценку медицинских помещений и непосредственно организацию медицинского обеспечения (укомплектованность медицинскими кадрами, контроль за проведением занятий, периодичность медицинских осмотров, противоэпидемическую работу). При этом состояние двух школ расценено как удовлетворительное, пяти — как хорошее и трех — как отличное.
В целом по интегральным итоговым оценкам состояние восьми школ расценено как удовлетворительное, двух — как хорошее.
Интегральный показатель физического развития находился в пределах 0,58—0,88. При этом состояние семи школ расценено как удовлетворительное и трех — как хорошее.
Необходимо отметить, что на основании проведенного корреляционного анализа низкая итоговая оценка СГО является достоверно значимым фактором риска формирования патологии нервной системы у учащихся младших классов (коэффициент корреляции Спирмена = —0,41 при р = 0,03). При этом хорошая организация учебно-воспитательного процесса и соответствующее возрасту физическое развитие предполагают низкий уровень патологии нервной системы.
Таким образом, в настоящее время у учащихся младших классов отмечается высокий уровень заболеваемости по классу болезней нервной системы. При оценке санитарно-гигиенического обеспечения общеобразовательных учреждений большинство показателей находятся на уровне удовлетворительных, редко хороших оценок, что оказывает неблагоприятное влияние на состояние нервной системы детей. Однако в комплексе проводимых оздоровительно-реабилитационных мероприятий у данной категории школьников особые усилия необходимо направить на оптимизацию учебно-воспитательного процесса и контроль за физическим развитием учащихся.