ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ЭКОЛОГИЯ И ГИГИЕНА ЧЕЛОВЕКА
УДК: 614.883(470.342)
САНИТАРНАЯ АВИАЦИЯ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ведзижева М. Д., Живов И.В., Касаткин Е. Н., Горев С.Г., Полишко А. И.
ФГБОУ ВО Кировский государственный медицинский университет Минздрава России, Киров, Россия (610027, г. Киров, ул. К. Маркса, 112), e-mail: [email protected]
Современный облик санитарной авиации Кировской области - результат реализации приоритетного проекта федеральной программы «Обеспечение своевременности оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах Российской Федерации» на период 2016-2020 гг. Представлены проблемные вопросы развития санитарной авиации в Кировской области. Рассмотрены организация и особенности работы отделения санитарной авиации и ее место в системе экстренной консультативной скорой медицинской помощи по проведению санитарно-авиационной эвакуации с использованием вертолетов. Определены перспективы развития санавиации в области на ближайшие два года.
Ключевые слова: вертолет, отделение санитарной авиации, экстренная и консультативная медицинская помощь.
SANITARY AVIATION OF KIROV REGION
VedzizhevaM.D., ZhivovI. V, Kasatkin E. N., Gorev S. G., Polishko A.I.
Kirov State Medical University, Kirov, Russia (610027, Kirov, K. Marx Street, 112), e-mail: [email protected]
Modern air medical service in Kirov region is the result of implementation of the federal program for 20162020 and its priority project «Providing early emergency treatment to citizens living in hard-to-reach areas of the Russian Federation».
The article discusses issues of development of air medical service in Kirov Region. Work of the department of air medical service and its role in the system of emergency and consultation medical service on medical air evacuation using helicopters are also discussed. Future evolution of air medical service in the region in the next two years is defined.
Key words: helicopter, department of air medical service, emergency and consultation medical service.
Санитарная авиация является одним из инструментов, обеспечивающих доступность основных видов специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи для всех граждан страны и позволяющих реализовать их конституционные права и социальные гарантии государства [1].
Нормативно-правовое регулирование деятельности санитарной авиации подчиняется федеральным законам [2, 3] и нормативным актам [4-9].
Впервые санитарная авиация в Кировской области была организована на базе областной больницы в 1934 году. Ее исходная структура и возможности не могли уже в то время удовлетворить потребности такой обширной области, как наша.
На территории Кировской области расположено 39 муниципальных районов, 18 городов, 40 поселков городского типа и 4227 сельских населенных пунктов. Плотность населения в области в среднем составляет 10,78 человека на 1 км2 (варьирует в районах от 1,2 до 32). Низкая транспортная доступность на обширной территории Кировской области (120,4 тыс. кв. километров) отрицательно влияет на своевременность оказания медицинской помощи, особенно для сельского населения.
Экономический кризис 90-х гг. негативно отразился на развитии и деятельности авиационного отделения экстренной и планово-консультативной меди-
цинской помощи областной больницы. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» № 184-ФЗ возложил финансирование оказания экстренной консультативной медицинской помощи (далее ЭКМП) на субъекты Российской Федерации. В результате расходы для Кировской области оказались непосильными. Это не могло не сказаться на доступности и своевременности оказания ЭКМП в первую очередь сельскому населению.
Недостаточное финансирование санитарной авиации в свою очередь привело к следующим проблемам: износ материально-технической базы, высокие тарифы на авиационные услуги; отсутствие новых воздушных судов, приспособленных к медицинской эвакуации и оказанию медицинской помощи в воздухе; отсутствие оборудованных вертолетных площадок вблизи медицинских организаций. Вылеты осуществляли вертолет Ми-2, самолет Ан-2. Указанные воздушные судна не были оснащены медицинским модулем, преимущественно использовались для доставки медицинских специалистов и межбольничной эвакуации пациентов в «стабильном» состоянии.
Расстояние от основных специализированных лечебных учреждений г. Кирова до взлетно-посадочной площадки аэродрома Кучаны составляет в
Таблица 1
Структура вызовов воздушного транспорта в 2015-2017 гг.
Структура вызовов 2015 2016 2017 (6 месяцев)
Острый коронарный синдром, нарушение ритма, тромбоэмболия легочной артерии 11 17 188
Острое нарушение мозгового кровообращения 6 7 83
Травмы 17 19 118
Беременность и роды 13 12 54
Болезни органов дыхания 4 6 32
Острая хирургическая патология 23 20 27
Гинекология 7 5 25
Детские болезни 15 36 96
Прочие 3 9 83
Всего вызовов 99 131 655
среднем 25 километров. Действующие вертолетные площадки на территории г. Кирова отсутствовали. Посадочные площадки в районных центрах требовали реконструкции.
Современное состояние санитарной авиации в области берет начало со времени реализации приоритетного проекта «Обеспечение своевременности оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах Российской Федерации», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 25 октября 2016 г. № 9). Сроки начала и окончания проекта: 01.11.2016 - 15.02.2020.
В целом географические особенности области и состояние экстренной медицинской помощи полностью соответствуют критериям отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий в рамках указанного проекта.
В результате реализации проекта в Кировской области с сентября 2017 г. на базе КОГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи г. Кирова» начала работу единая региональная государственная служба, которая объединила отделение экстренной консультативной скорой медицинской помощи (далее ОЭКСМП), отделение санитарной авиации и отделение КОГКУЗ «Территориальный центр медицины катастроф Кировской области» [10].
Проведенная реорганизация способствовала оперативному решению вопросов экстренной медицинской помощи гражданам, целью которой является максимальное приближение специализированной помощи пациенту независимо от места его нахождения. Сформирована четкая система маршрутизации пациентов по районам области, госпитализируемых по экстренным показаниям в течение первых суток при жизнеугрожающих состояниях. Сформирована единая диспетчерская служба, принимающая вызовы со всей области, расположенная на базе КОГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи г. Кирова».
Координацию работы врачей-консультантов, вылетевших в областные государственные медицинские организации для оказания скорой специализированной медицинской помощи в экстренной и неотложной форме, осуществляет заведующий ОЭКСМП.
В Кирове построены три вертолетные площадки: у центра травматологии, ортопедии и нейрохирургии, Кировской областной клинической больни-
цы и станции скорой медицинской помощи. Принято решение об организации взлетно-посадочной площадки для Северной клинической больницы скорой медицинской помощи. Для работы санавиации в каждом районе области обустроены вертолетные площадки, которые находятся в непосредственной близости от центральных районных больниц.
Таким образом, новый облик системы оказания экстренной медицинской помощи в настоящее время позволяет доставлять пациентов из самых отдаленных районов области в специализированные центры города Кирова как наземным транспортом, так и на вертолетах.
Вылеты санитарной авиации осуществляются на вертолетах Ми-2, который с августа 2017 года является резервным, и вертолете «Ансат». Базируются вертолеты на аэродроме Кучаны.
Преимущество вертолета «Ансат»: оснащен медицинским модулем, крейсерская скорость 250 км/ч, способность совершать перелет на расстояние свыше 500 км. Недостатки: высокая вибрация при посадке и взлете, в зимнее время температура в салоне не выше +10 градусов.
Время эвакуации пациента по самому протяженному маршруту в Кировской области составляет в одну сторону на вертолете «Ансат» 1 час 45 минут, на вертолете Ми-2 2 часа 10 минут.
Для оказания круглосуточной экстренной консультативной помощи населению области на штатной основе организовано дежурство врачей-консультантов по 11 специальностям, всего 101 врач. Консультативную помощь оказывают 475 внештатных специалистов.
Ежегодно на базе ФГБУ «Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» МЗ Российской Федерации проводится обучение штатных и внештатных специалистов отделения ЭКМП. В 2017 году 12 медицинских работников прошли обучение правилам оказания медицинской помощи во время полета, в 2018 году пройдут курс обучения еще 5 врачей.
На 31 декабря 2017 г. вертолетом «Ансат» выполнены 177 вылетов. Структура вызовов и эвакуа-ций воздушным транспортом в 2015-2017 гг. представлена в таблице 1, а итоги работы отделения санитарной авиации в 2015-2017 гг. - в таблице 2.
В ближайшие три года, по прогнозу руководства санитарной авиации области, потребность в вылетах составит 600-800 в год. Планирование вылетов на
Вятский медицинский вестник, № 2(58), 2018
Итоги работы отделения санитарной авиации в 2015-2017 гг.
Таблица 2
Показатель 2015 2016 2017 (6 месяцев)
Вертолеты, вылет Ми-2 65 99 391
«Ансат» - - 177
Самолет, вылет 19 13 -
всего вылетов 84 112 568
Оказана медицинская помощь, всего человек 99 131 655
взрослые 31 66 500
Эвакуировано, человек дети 46 33 103
всего 77 99 603
Очная консультация без эвакуации, человек 22 32 52
Примечание: « - » - помощь не оказывалась.
место ДТП и транспортировка пострадавших в лечебные учреждения для оказания специализированной и высокотехнологичной помощи предполагается проводить со второй половины 2018 года.
Таким образом, выполнение региональной программы развития оказания скорой специализированной медицинской помощи в экстренной форме гражданам, проживающим в труднодоступных районах Кировской области с применением воздушных судов, разработанной на основе утвержденного приоритетного федерального проекта, позволило вывести санитарную авиацию области на новый качественный уровень оказания медицинской помощи населению.
Совершенствование санитарной авиации мы видим по следующим направлениям. Во-первых, необходимо развивать и поддерживать техническую базу на достигнутом уровне, поскольку федеральное финансирование проекта рассчитано только до 2020 года. Во-вторых, считаем необходимым расширить объем экстренной медицинской помощи непосредственно в ходе эвакуации. В-третьих, следует довести целевые показатели увеличения доли лиц, госпитализированных по экстренным показаниям в течение первых суток, до уровня, требуемого в Паспорте приоритетного проекта «Обеспечение своевременности оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах Российской Федерации»: в 2018 году - 83,5%, в 2019 - 90%.
Литература/References
1. Гармаш О. А. История развития санитарной авиации в России: учебное пособие для врачей. М.: ФГБУ ВЦМК «Защита», 2017. 28 с. [Gaimash O.A. History of development of sanitary aviation in Russia. Manual for doctors. Moscow:FGBU VCMK «Zaschita». 2017, 28 p. (In Russ.).]
2. Федеральный закон Российской Федерации № 184-ФЗ от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». [Электронный ресурс], URL: http:// constitution.garant.ru/act/federative/12117177/ (Дата обращения) 29.03.2018. [The federal law of the Russian Federation No. 184- ФЗ of 06.11.1999. "About the general principles of the organization of legislative (representative) and executive bodies of state authorities of territorial subjects of the Russian Federation" Available at: URL: http://constitution.garant.ru/ act/federative/12117177/ (accessed 29.03.2018) (In Russ).]
3. Федеральный закон Российской Федерации № 323-ФЗ (ст. 35) от 21 ноября 2011 г «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». [Электронный ресурс], URL:
https://www. rosminzdrav.ru/documents/7025. (Дата обращения) 29.03.2018. [The federal law of the Russian Federation No. 323-ФЗ (Art. 35) of 21.11.2011. "About bases of protection of public health in Russian Federation" Available at: URL: https://www. rosminzdrav.ru/documents/7025 (accessed 29.03.2018) (In Russ.).]
4. Приказ Минздравсоцразвития России № 500н от
5 мая 2012 г «Об утверждении перечня федеральных государственных учреждений, осуществляющих медицинскую эвакуацию» [Электронный ресурс], URL: https://minjust. consultant.ru/documents/2093. (Дата обращения) 29.03.2018. 14. [Order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation No. 500н of of May 5, 2012. "About approval of the list of federal state institutions, carrying out medical evacuation"Available at: URL: https://minjust.consultant. ru/documents/2093 (accessed 29.03.2018). (In Russ.).]
5. Приказ Минздрава России № 388н от 20 июня 2013 г. «Об утверждении порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи» [Электронный ресурс], URL: http://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minzdrava-Rossii-ot-20.06.2013-N-388n (Дата обращения) 29.03.2018. [Order of the Russian Ministry of Health No. 388 н of 20.06 2013. "About statement of an order of ambulance as well as ambulance specialized medical care" Available at: URL: http://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minzdrava-Rossii-ot-20.06.2013-N-388n (accessed 29.03.2018). (In Russ.).]
6. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации № 927н от 15 ноября 2012 г. «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи пострадавшим с сочетанными, множественными и изолированными травмами, сопровождающимися шоком» [Электронный ресурс], URL: https://normativ.kontur.ru/doc ument?moduleId=1&documentId=209903. (Дата обращения) 29.03.2018. 16. [Order of the Ministry of Health of the Russian Federation of N927 н of 15.11 2012. "About the statement of an order of medical care of victims with combined, multiple and isolated injuries, followed by shock" Available at: URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&document Id=209903. (accessed 29.03.2018). (In Russ.).]
7. Постановление Правительства Российской Федерации № 734 от 26 августа 2013 г «Об утверждении Положения о Всероссийской службе медицины катастроф». [Электронный ресурс], URL:https://normativ.kontur.ru/document?module Id=1&documentId=209903. (Дата обращения) 29.03.2018. [ The resolution of the Government of the Russian Federation No. 734 of 26.08.2013. "Regulation about All-Russian service of disaster medicine". https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&do cumentId=209903. (accessed 29.03.2018). (In Russ.) ]
8. Постановление Правительства Кировской области
06 утверждении программы № 44/76 от 8 февраля 2017 года
«Обеспечение своевременности оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах Кировской области, на 2017 - 2019 годы». [Электронный ресурс], URL:http://docs.cntd.ru/document/973060026. (Дата обращения 29.03.2018) [The resolution of the Government of the Russian Federation No. 734 of 26.08.2013. "Regulation about All-Russian service of disaster medicine". https://normativ. kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=209903. (accessed 29.03.2018). (In Russ.).]
9. Постановление Правительства Кировской области № 166-П от 28.12.2017 «Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Кировской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов». [Электронный ресурс], URL: http://www.kirovreg.ru/ publ/Ak0UP.nsf/0/96AA91ACE98A00E643258205005BE9FD
УДК 618.3:313.13(470.53-25)
?OpenDocument. (Дата обращения) 29.03.2018. [Resolution of the government of Kirov region No. 166-P of 28.12.2017 "About approval of the Territorial program of state guarantees of free medical care to citizens on territories of Kirov region for 2018 and for planning period of 2019 and 2020" http://www.kirovreg.ruy publ/Ak0UP.nsf/0/96AA91ACE98A00E643258205005BE9FD? OpenDocument (accessed 29.03.2018). (In Russ.).]
10. Распоряжение министерства здравоохранения Кировской области № 39 от 23.01.2017 r. «Об организации оказания скорой специализированной медицинской помощи, в том числе медицинской эвакуации при оказании скорой специализированной медицинской помощи, в Кировской области». [Order of the Ministry of Health of Kirov region No. 39 of23.01.2017. "About the organization of ambulance specialized medical care, including medical evacuation as well as ambulance specialized medical care in the Kirov region". (In Russ).]
АНАЛИЗ МНОГОЛЕТНЕЙ ДИНАМИКИ ОСЛОЖНЕНИЙ БЕРЕМЕННОСТИ В СТОЛИЦЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ
Галинова И. В., Садыкова Г. К.
ФГБОУ ВО Пермский государственный медицинский университет им. академика Е. А. Вагнера Минздрава России, г. Пермь, Россия (614990, г. Пермь, ул. Петропавловская, 26), e-mail: [email protected]
В данной статье представлены результаты оценки динамики осложнений беременности в г. Перми за период с 2006 по 2016 гг.
Оценка динамики осложнений беременности была проведена на основе анализа данных официальной статистики: форма 13 «Сведения о прерывании беременности»; форма 32 «Сведения о медицинской помощи беременным, роженицам и родильницам» по г. Перми за период с 2006 по 2016 гг. Отмечено снижение таких осложнений беременности и родов, как преэклампсия (убыль 20%), преждевременные роды (снижение доли в структуре родов на 1,8%), мертворождаемость (убыль 50%), кровотечения (снижение доли в структуре родов на 0,5%), но увеличилась доля кровотечений, связанных с преждевременной отслойкой нормально расположенной плаценты, в 3 раза. Доля гестационного сахарного диабета среди беременностей, закончившихся родами, увеличилась в 16 раз.
Отмечена высокая эффективность внедрения клинических рекомендаций (протоколов) в практику врачей акушерско-гинекологической службы, однако по некоторым показателям требуется более подробное изучение каждого случая осложненного течения беременности и родов и дальнейшее совершенствование клинических рекомендаций по ведению и планированию беременности.
Ключевые слова: осложнения беременности, преэклампсия, гестационный сахарный диабет, кровотечения, преждевременные роды, мертворождения.
ANALYSIS OF LONG-TERM DYNAMICS OF PREGNANCY COMPLICATIONS IN THE CAPITAL OF PERM REGION
Galinova I. V., Sadykova G. K.
Perm State Medical University named after E. A. Vagner, Perm, Russia (614990, Perm, Petropavlovskaya Street, 26), e-mail: [email protected]
This article presents the results of the assessment of complications of pregnancy in Perm from 2006 to 2016. An assessment of the dynamics of complications of pregnancy was carried out on the basis of an analysis of official statistics: Form 13 «Information on abortion»; form 32 «Information on medical care for pregnant, parturient women and puerperas» for the city of Perm for the period from 2006 to 2016. There is a decrease of such complications of pregnancy and labor as preeclampsia (decrease 20%), premature births (a decline in the share in the structure of births by 1,8%), stillbirths (decrease 50%), bleeding (decrease in the share in the structure of births by 0,5%) but the proportion of bleeding associated with premature detachment of normally situated placenta, increased 3 times. The percentage of gestational diabetes among pregnancies ended in childbirth, increased 16 times.
There is high effectiveness of implementation of clinical guidelines in a obstetrics and gynecology practice, however, some indicators require a more detailed study of each case of complicated pregnancy and childbirth and further development of clinical guidelines for the management and planning of pregnancy.
Key words: complications of pregnancy, preeclampsia, gestational diabetes, bleeding, premature labor, stillbirth.