DOI: 10.26347/1607-2502201803-04046-049
ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ СПЕЦИАЛИСТАМИ В ОТДЕЛЕНИИ САНИТАРНОЙ АВИАЦИИ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Цель исследования. Изучить численность штатного состава бригады санитарной авиации Вологодской области для принятия организационных решений по рациональному обеспечению специалистами с учетом географических особенностей и заболеваемости в регионе. Материалы и методы. Выполнен анализ данных медицинской документации по обеспеченности бригады санитарной авиации Вологодской области специалистами различного профиля за период 2012—2017 гг. Источниками информации являлись штатное расписание и графики работы бригады санитарной авиации за период 2012—2017 гг. Результаты. Анализ обеспеченности бригады санитарной авиации для оказания экстренной консультативной медицинской помощи населению труднодоступных и отдаленных административных районов области показал нестабильность штатных единиц как по врачебным должностям, так и по среднему и младшему медицинскому персоналу, что обусловлено отсутствием стандартов.
Заключение. Необходимо разработать научно обоснованный подход к формированию штатного расписания отделения санитарной авиации и стандарты оказания медицинской помощи с привлечением специалистов бригады санитарной авиации. Ключевые слова: санитарная авиация, штаты, медицинский персонал, профильные специалисты, труднодоступные районы.
Авторы заявляют об отсутствии возможных конфликтов интересов.
Д.В. Ваньков
БУЗ ВО «Вологодская областная клиническая больница» Департамента здравоохранения Вологодской области, г. Вологда, Россия
SPECIALIST STAFFING IN THE DEPARTMENT OF AMBULANCE AVIATION OF THE VOLOGDA REGION
The aim of the study is to analyze the number of staff of the ambulance aviation crew in the Vologda region to make organizational decisions on the rational provision of specialists taking into account geographic features and morbidity of the region.
Material and methods. The analysis of medical documentation on the provision of the ambulance aviation crew of the Vologda region with specialists in various fields for the period of2012—2017 was carried out. The staff list and the schedules of work of the ambulance aviation crew for the period of 2012—2017 served as the sources of information.
Results. The analysis of staffing of the ambulance aviation crew providing emergency consultative medical care to the population of the hard-to-reach and remote administrative districts of the region showed the instability of staffing as to the high, middle, and junior medical staff due to the lack of standards.
Conclusion. It is necessary to develop a scientifically based approach to the formation of the staff list of the department of ambulance aviation and the standards of medical care with the involvement of specialists of the ambulance aviation crew.
Keywords: ambulance aviation, staff, medical staff, subject-matter experts, hard-to-reach areas.
D.V Vankov
Budgetary Healthcare Institution of Higher Education «Vologda Regional Clinical Hospital» of the Vologda Region Healthcare Department, Vologda, Russia
Authors declare lack of the possible conflicts of interests.
Кадровая проблема представляет одну из важных составляющих в здравоохранении поскольку от обеспеченности специалистами зависит своевременность организации первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи [1]. Кадровой проблеме посвящено множество трудов отечественных авторов [2—4]. Тем не менее проблема не утратила свою актуальность. Рациональное ис-
пользование специалистов позволяет повысить качество оказания медицинской помощи [5—7].
Цель исследования: изучить численность штатного состава бригады санитарной авиации Вологодской области для принятия организационных решений по рациональному обеспечению специалистами с учетом географических особенностей и заболеваемости в регионе.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Выполнен анализ данных медицинской документации по обеспеченности бригады санитарной авиации Вологодской области специалистами различного профиля за период 2012—2017 гг. Источниками информации являлись штатное расписание и графики работы бригады санитарной авиации за 2012 по 2017 гг.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
При ряде заболеваний, патологических состояний, дорожно-транспортных происшествиях и других аварийных ситуациях, когда требуется экстренная консультативная и медицинская помощь возрастает потребность в специалистах, работающих в отделениях экстренной консультативной медицинской помощи. Отсутствие специальных стандартов оказания медицинской помощи с привлечением бригады санитарной авиации компенсируется приказами Минздрава России по порядкам оказания медицинской помощи. Так, на основании приказа Министерства здравоохранения РФ от 10.05.2017 №203 «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи (подпунктом «н», пункта 2, части 2)» транспортировка из государственных медицинских организаций Вологодской области стационарного типа осуществляется в случае наличия медицинских показаний для оказания медицинской помощи в другой медицинской организации с более современным оборудованием, соответствующим стандартам оснащения, а также имеющим специалистов с более высокой квалификацией по профилю специальности.
Решение о переводе пациента принимает врачебная комиссия медицинской организации, в которой находится пациент, при этом составляется протокол, в котором в соответствии с требованиями пункта 16 части 3 приказа Минздрав-соцразвития РФ от 05.05.2012 № 502н «Об утверждении Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» отражаются:
— дата проведения заседания врачебной комиссии;
— список членов врачебной комиссии, присутствовавших на заседании;
— обоснование необходимости перевода и привлечения санитарной авиации;
— решение врачебной комиссии.
Перевод пациента согласуется с администрацией медицинской организации, в которую переводится пациент. Решение комиссии вносится в стационарную карту пациента, копия протокола направляется по факсу. Заявка на привлечение санитарной авиации передается лечащим врачом по телефону горячей линии отделения экстренной консультативной медицинской помощи (далее ОЭКМП) и согласуется с заведующим ОЭКМП.
За период 2012—2017 гг. в отделении санитарной авиации по оказанию экстренной консультативной медицинской помощи населению Вологодской областной области постоянной была штатная единица заведующего отделением санитарной авиации, которую в соответствии с Положением «О формировании отделения санитарной авиации» занимал врач-анестезиолог-реаниматолог (1 штатная единица).
Общее число врачебного персонала в отделении санитарной авиации за исследуемый период изменилось на 1 штатную единицу, за счет сокращения ставки врача-инфекциониста в 2015 г.
Значительное снижение произошло среди штатных должностей среднего медицинского персонала, их количество сократилось на 4,5 ставки. В соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от 20.06.2013 № 388 «Об утверждении порядка оказания скорой, в том числе специализированной, медицинской помощи» были сокращены ставки операционных медицинских сестер. Также произошли изменения среди штатных должностей младшего медицинского персонала и прочего персонала за счет перевода в 2016 г. части должностей младшего персонала в прочий персонал.
Таким образом, за период 2012—2017 гг. в отделении санитарной авиации Вологодской областной клинической больницы штатная численность работников снизилась на 7,5 ставки (табл. 1).
По дежурству на дому в штате отделения санитарной авиации по оказанию экстренной консультативной медицинской помощи населению Вологодской области в равных соотношениях (по 1,75 штатных должностей) работают: врачи-сердечно-сосудистые хирурги, врачи-торакаль-ные хирурги, врачи-токсикологи, врачи-детские хирурги. Должность врача-токсиколога в 2017 г. сокращена до 1 штатной единицы.
В целом, без учета формы и вида оказания медицинской помощи, за первый 3-летний период (2012—2014 гг.) общее число должностей в отделении санитарной авиации, предназначенном для оказания экстренной консультативной медицинской помощи населению Вологодской области, выросло на 1,25 штатных единиц, за второй 3-летний период (2015—2017 гг.) — уменьшилось на 8,5, за весь анализируемый период — уменьшилось на 8,25 ставки (табл. 2).
Число штатных должностей среднего медицинского персонала за первый 3-летний период (2012—2014 гг.) анализа увеличилось на 0,75 ставки штатных единиц. Однако в последующие годы с 2015 г. по 2017 г. в динамике происходило ежегодное сокращение до 13,5 штатных единиц к 2017 г., то есть за второй 3-летний период (2015—2017 гг.) сокращение составило 5,25 штатных единиц. В целом за анализируемый
период сокращение среднего медицинского персонала произошло до 25% (табл. 2).
За первый 3-летний период (2012—2014 гг.) ситуация по обеспечению младшим медицинским персоналом была стабильной до 12 штатных должностей, в последующие годы показатели разнились. К примеру, к 2016 г. сокращен младший медицинский персонал до 6 штатных единиц. Однако к 2017 г. снова произошло сокращение до 3,5 ставок. В целом за анализируемый период число должностей сократилось на 8,5 штатных единиц, то есть в 3,4 раза (табл. 2).
Таким образом, анализ обеспеченности специалистами бригады санитарной авиации для оказания экстренной консультативной медицинской помощи населению труднодоступных и отдаленных административных районов области показал нестабильность штатных единиц как по врачебным должностям, так и по среднему и младшему медицинскому персоналу.
Таблица 1
Штатное расписание отделения санитарной авиации Вологодской области на период 2012—2017 гг. (штатные единицы)
Специалисты 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
Заведующий отделением — врач — анестезиолог-реаниматолог 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0
Врач — хирург 5,5 5,5 5,5 5,5 5,5 5,5
Врач — анестезиолог — реаниматолог 9,0 9,0 9,0 9,0 9,0 9,0
Врач — акушер — гинеколог 7,5 7,5 7,5 7,5 7,5 7,5
Врач-нейрохирург 3,5 3,5 3,5 3,5 3,5 3,5
Врач-инфекционист 2,0 2,0 2,0 1,0 1,0 1,0
Врач-сердечно-сосудистый хирург 1,75 1,75 1,75 1,75 1,75 1,75
Врач-торакальный хирург 1,75 1,75 1,75 1,75 1,75 1,75
Врач-детский хирург 1,75 1,75 1,75 1,75 1,75 1,75
Врач-токсиколог 1,75 1,75 1,75 1,75 1,75 1,0
Старшая медицинская сестра 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0
Фельдшер скорой медицинской помощи 3,75 2,5 4,75 4,75 4,75 5,25
Медицинская сестра 2,25 2,25 1 1 1 1,75
Медицинская сестра — анестезист 5,0 6,0 6,0 6,0 4,5 5,5
Операционная медицинская сестра 6,0 6,0 6,0 6,0 6,0 0
Санитарка 12,0 12,0 12,0 12,0 6,0 3,5
Прочий персонал 1,0 1,0 1,5 1,5 7,5 7,5
Таблица 2
Численный состав специалистов бригады санитарной авиации по оказанию экстренной консультативной медицинской помощи населению Вологодской области за 2012—2017 гг. (штатные единицы)
Специалисты 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
Всего специалистов, из них: 66,5 66,25 67,75 66,75 65,25 58,25
врачи 35,5 35,5 35,5 34,5 34,5 33,75
средний медицинский персонал 18,0 17,75 18,75 18,75 17,25 13,5
младший медицинский персонал 12,0 12,0 12,0 12,0 6,0 3,5
прочий персонал 1,0 1,0 1,5 1,5 7,5 7,5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
За последние 6 лет число штатных должностей в отделении санитарной авиации Вологодской областной клинической больницы было нестабильным. В динамике постоянно проводились корректировки по всем штатным должностям, что свидетельствует о необходимости научно обоснованного подхода к формированию штатного расписания в связи с отсутствием стандартов по их формированию с учетом региональных особенностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Иванова М.А., Соколовская Т.А. Анализ обеспеченности и деятельности врачей участковых за период с 2008—2012 гг. Поликлиника. 2015; 4-3: 34—37.
2. Иванова М.А. Рекомендуемые штатные нормативы — не документы прямого действия. Экономика ЛПУ в вопросах и ответах. 2016; 1: 12—16.
3. Стародубов В.И., Иванова М.А., Бантьева М.Н., Сорокина Ю.А. Российские и региональные показатели деятельности врачей общей практики. Менеджер здравоохранения. 2014; 10: 6—19.
4. Иванова М.А., Поршина О.В., Полев А.В., Гайдаро-ва А.М., Шаповалов В.С. Проблемы и поиски решения оптимизации дерматовенерологической помощи Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Медицина и Фармация. 2012; 10-11: 154—157.
5. Иванова М.А. Нормирование труда врача эндокринолога. Здравоохранение. 2016; 2: 52—55.
6. Иванова М.А., Соколовская Т.А. Нормирование труда в дерматовенерологической помощи в условиях внедрения эффективного контракта. Клиническая дерматология и венерология. 2015; 6: 4—7.
7. Иванова М.А. Нормирование труда — один из путей оптимизации качества оказания медицинской помощи больным. Социальные аспекты здоровья населения. 2007; 4: 50.
Поступила 03.03.2018 Принята к опубликованию 28.03.2018
REFERENCES
1. Ivanova MA., Sokolovskaya TA. Аnaliz obespechennosti i deyatelnosti vrachey uchastkovykh za period s 2008— 2012 gg. [Analysis of staffing and the activities of primary care physicians for the period from 2008 to 2012]. Polik-linika [Polyclinic]. 2015; 4-3: 34—37. (In Russ.).
2. Ivanova MA. Rekomenduemye shtatnye normativy — ne dokumenty pryamogo deystviya [Recommended staffing standards are not the documents of direct action]. Ekonomi-ka LPU v voprosakh i otvetakh [Economics of Health Facilities in Questions and Answers]. 2016; 1: 12—16. (In Russ.).
3. Starodubov V.I., Ivanova MA., Bantieva M.N., Soroki-na YuA. Rossiyskie i regionalnye pokazateli deyatelnosti vrachey obshchey praktiki [Russian and regional indicators of the performance of general practitioners]. Menedzher zdravookhraneniya [Healthcare Manager]. 2014; 10: 6—19. (In Russ.).
4. Ivanova MA., Porshina O.V., Polev А.V., Gaydarova А.M., Shapovalov V.S. Problemy i poiski resheniya optimizatsii dermatovenerologicheskoy pomoshchi [Problems and solutions for optimizing dermatovenereological care]. Nauch-nye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo univer-siteta. Seriya: Meditsina i Farmatsiya [Belgorod State University Scientific Bulletin. Series: Medicine and Pharmacy]. 2012; 10-11: 154—157. (In Russ.).
5. Ivanova MA. Normirovanie truda vracha endokrinologa [Standardization of the endocrinologist's labor]. Zdra-vookhranenie [Healthcare]. 2016; 2: 52—55. (In Russ.).
6. Ivanova MA., Sokolovskaya TA. Normirovanie truda v dermatovenerologicheskoy pomoshchi v usloviyakh vne-dreniya effektivnogo kontrakta [Standardization of labor in dermatovenereological care in the context of the introduction of an effective contract]. Klinicheskaya dermatologiya i venerologiya [Clinical Dermatology and Venereology]. 2015; 6: 4—7. (In Russ.).
7. Ivanova MA. Normirovanie truda — odin iz putey optimi-zatsii kachestva okazaniya meditsinskoy pomoshchi bol-nym [Labor standardization is one of the ways to optimize the quality of medical care for patients]. Sotsialnye aspekty zdorovya naseleniya [Social Aspects of Public Health]. 2007; 4: 50. (In Russ.).
Received on 03.03.2018 Accepted for publication on 28.03.2018
Сведения об авторе:
Ваньков Дмитрий Витальевич — канд. мед. наук, главный врач БУЗ ВО «Вологодская областная клиническая больница» Департамента здравоохранения Вологодской области. 160002, г. Вологда, ул. Лечебная, дом 17. Тел. 8-921-135-66-19. E-mail: [email protected].
About the author:
Vankov Dmitry Vitalievich — Candidate of Medical Sciences, Chief Physician of the Budgetary Healthcare Institution of Higher Education «Vologda Regional Clinical Hospital» of the Vologda Region Healthcare Department. 160002, Vologda, 17 Lechebnaya St. Tel.: 8-921-135-66-19. E-mail: [email protected].