литература
1. Waterhouse J.A. International Epidemiology of Cancer // J.Roy. Coll. Physicians London.-1985.-Vol. 19, № 1.-P.-10-12.
Chow Wong-Ho, Mclaughlin J.K., Malker H.S.R. Occupation an stomach cancer in a cohort of Swedish men//Amer.J.Med.- 1994.- Vol.26,№4.- P.511-520.
Программа развития онкологической помощи в Республике Казахстан на 2012-2016 годы. Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 марта 2012 года № 366. Hormozdiari H., Day NE, Aramesh B., Mahboubi E. Dietary factors and oesophageal cancer in the Caspian Littoral of Iran. Cancer Res 1975 November, 35 (11 Pt.2):3493-8 Mohaghedhi MA, Mosavi-Jarrahi A, Malekzadeh R, Parkin M. Cancer incidence in Tehran metropolis: the first report from the Tehran Population-based Cancer Registry, 1998-2001. Arch Iran Med 2009 January; 12 (1): 15-23.
Parkin DM, Whelan SL, Ferlay J, et al; eds (2002) Cancer Incidence in the Five Continent, Vol. VIII IARC Scientific Publications No 155 Lyon, France.
Сафорьян Н.С.// Современный подход к выбору скрининга опухолей желудочно-кишечного тракта: Автореф. дисс. ... канд.мед.наук. Ростов-на- Дону, 2003, 110 с. Hisamichi S. Screening for gastric cancer. World J Surg. 1989 Jan-Feb;13(1):31-7. Hisamichi S, Sugawara N, Fukao A. Effectiveness of gastric mass screening in Japan. Cancer Detect Prev. 1988;11(3-6):323-9.
Fukao A, Tsubono Y, Tsuji I, HIsamichi S, Sugahara N, Takano A. The evaluation of screening for gastric cancer in Miyagi Prefecture, Japan: a population-based case-control study. Int J Cancer. 1995 Jan 3;60(1):45-8.
Naito Y, Uchiyama K, Kinoshita Y, Fukudo S, Joh T, Suzuki H, Takahashi S, Ueno F, Fujiwara Y Digestion. A questionnaire-based survey on screening for gastric and colorectal cancer by physicians in East Asian countries in 2010. 2012;86(2):94-106. doi: 10.1159/000339342. Epub 2012 Jul 27. Qin D, Wang G, Zhang X. et. al. Inspection for gastric occult blood at regular intervals is the optimum program for the screening of esophageal-gastric cancer. Ann Ital Chir. 1995 Jan-Feb;66(1):41-4; discussion 45-6.
Murakawa M. Influence of impaired renal function and Helicobacter pylori infection on serum pepsinogen concentrations. Jpn J Nephrol. 1999;41:399-405 (in Japanese). Miwa H, Ohkura R, Murai T, Nagahara A, Yamada T, Ogihara T, et al. Effectiveness of omeprazole-amoxicillin-clarithromycin (OAC) therapy for Helicobacter pylori infection in a Japanese population. Helicobacter. 1998;3:132-8.
15. Asaka M, Sugiyama T, Kato M, Satoh K, Kuwayama H, Fukuda Y, et al. A multicenter, double-blind study on triple therapy with lansoprazole, amoxicillin, clarithromyc in for eradication of Helicobacter pylori in Japanese peptic ulcer patients. Helicobacter 2001;6:254-61.
16. Kato M, Yamaoka Y, Kim JJ, Reddy R, Asaka M, Kashima K, et al. Regional differences in metronidazole resistance and increasing clarithromycin resistance among Helicobacter pylori isolates from Japan. Antimicrob Agents Chemother 2000; 44: 2214-6.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Материал поступил в редакцию 17.11.2012 г.
УДК:614.882
А.С. Алдонгаров, А.А. Дубицкий
АО «Медицинский университет Астана», г. Астана, Казахстан
основные принципы оказания скорой медицинской помощи в форме санитарной авиации
В последние годы в Казахстане стало активно развиваться одно из ключевых подразделений в структуре службы экстренной медицинской помощи - санитарная авиация (СА). Дальнейшее совершенствование службы сани-
тарной авиации для оказания экстренной медицинской помощи является одним из важнейших условий обеспечения этого процесса.
Использование воздушного транспорта для медицинских целей в нашей стране имеет свое
немаловажное предназначение для сохранения здоровья граждан Республики Казахстан. Так, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в своем Послании народу Казахстана «Построим будущее вместе», поручил правительству до 2015 года обеспечить выделение не менее 16 вертолётов для нужд санитарной авиации. Также поручено ускоренно проработать вопросы создания трассовых медико-спасательных пунктов на аварийно-опасных участках дорог республиканского значения с целью оперативного оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. «Транспортная медицина для Казахстана очень актуальна, и мы будем ее развивать».
Эвакуация пациентов на воздушном судне из периферической больницы в городской стационар осуществлялась далеко не всегда и не относилась к приоритетным задачам санитарной авиации. Вертолетная техника практически никогда не использовалась для оказания экстренной помощи на месте происшествия и срочной транспортировки пострадавших в стационар.
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 5 декабря 2011 года № 1463 утвердило Правила оказания скорой медицинской помощи и медицинской помощи в форме санитарной авиации. В соответствии со статьями 49 и 50 Кодекса Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года «О здоровье народа и системе здравоохранения»^].
Согласно приказу Министра здравоохранения Республики Казахстан от 26.11.2009 года № 793 «Об утверждении Правил оказания скорой медицинской помощи и медицинской помощи в форме санитарной авиации» медицинская помощь в форме санитарной авиации определяется как форма предоставления экстренной медицинской помощи населению при невозможности оказания медицинской помощи из-за отсутствия медицинского оборудования или специалистов соответствующей квалификации в медицинской организации по месту нахождения пациента [1].
Во всем мире, когда потребности травмированных или больных пациентов превышают возможности местных клиник и больниц в обеспечении надлежащего лечения, срочная эвакуация воздушным путем в самое близкое, хорошо укомплектованное медицинское учреждение становится единственным шансом к спасению и сохранению жизни. Экстренные меры и своевременная помощь могут в этом случае спасти жизнь человека. Поэтому санитарная авиация (медицинская эвакуация) также применяется при большинстве несчастных случаев и катастроф, имеющих тяжелые последствия.
Основной целью оказания медицинской по-
мощи в форме санитарной авиации является транспортировка пациента в соответствующее медицинское учреждение при угрожающих жизни явлениях, вызванных внезапным заболеванием, несчастным случаем, осложнениями во время беременности и родов, травмами и ранениями при авариях и катастрофах техногенного и природного происхожденият [3,4,5,6,7,8].
Состояния здоровья, которые часто требуют транспортировки, квалифицируются по степени тяжести [9,10]:
- ситуации, требующие срочных вмешательств - острые неврологические, сосудистые, хирургические состояния или пациенты с острой сердечно-сосудистой патологией;
- угрожающие жизни состояния у пациентов с нарушениями гемодинамики и дыхательной функции;
- критические состояния беременных и рожениц, при которых время транспортировки должно быть сведено к минимуму, чтобы предотвратить осложнения у пациента или плода;
- критические состояния новорожденных или детей с нарушениями гемодинамики или дыхательной функции, метаболический ацидоз более 2 часов после родов, сепсис или менингит;
- электролитные нарушения и воздействие токсическими веществами, требующие немедленного вмешательства;
- органная недостаточность, требующая трансплантации;
- показания, требующие лечения методом гипербарической оксигенацией;
- ожоги, требующие высококвалифицированного лечения;
- опасные для жизни травмы.
Решение об эвакуации принимает лечащий врач, который делает вывод, что потребности пациента превосходят доступные ресурсы медицинской организации [11,12].
Вызов санитарной авиации осуществляется органами и организациями здравоохранения. Если условия и дополнительные критерии эвакуации соответствуют показаниям, следует немедленная эвакуация пациента. Наиболее вероятно, что сердечные, неврологические, травматологические, хирургические показания и акушерские случаи будут немедленно эвакуированы в ближайшие специализированные центры.
В ситуациях, с которыми трудно справиться во время полета, таких как острый психоз, отек легких, алкогольная абстиненция, неконтролируемые эпилептические припадки и др. эвакуация должна быть отсрочена [13].
После определения потребности в транспортировке, врач решает вопрос о способе эвакуации.
По данным литературы [14] во многих странах медицинская эвакуация осуществляется международной авиакомпанией, которая сотрудничает с другими такими же компаниями, предоставляющими услуги воздушной скорой помощи, работающим по принципу bedside-to-bedside.
В связи с тем, что в развитых странах, путешествия пользуются большой популярностью -там развит рынок предоставления коммерческих услуг по медицинской эвакуации [15].
В туристических странах существуют целые компании и их компании-партнеры, предоставляющие полный спектр услуг по медицинской как воздушной, так и наземной эвакуации в близлежащие медицинские центры [16].
Эвакуация может осуществляться как на частных самолетах, так и на самолетах гражданской авиации. Такие компании оказывают все юридические, таможенные услуги, страховку, аренду самолета, ведут переговоры с медицинскими центрами, предоставляют высокоспециализированный медицинский персонал для сопровождения во время транспортировки [17].
Эвакуация пациентов гражданскими авиалиниями осуществляется в общих самолетах. Носилки размещают в тыл самолета, чтобы облегчить погрузку и свести к минимуму вмешательство со стороны экипажа самолета и других пассажиров. Носилки размещаются на шести сложенных вперед местах. Пространство вокруг пациента отделено занавесью, сопровождающий медицинский персонал расположен, напротив, на местах через проход от пациента. Для длительных полетов с тяжелобольными пациентами некоторые авиалинии разрешают сопровождающей команде доступ к системам электричества самолета для использования медицинского оборудования [18].
Во время полета должна быть гарантирована бесперебойная подача кислорода и электроэнергии [19].
При аэромедицинской эвакуации рекомендуется следующий список оборудования: комплект
неотложной помощи с аппаратом искусственного дыхания и лекарственными препаратами; кардиомонитор; носилки; матрац; подушки и полотенца; затычки для ушей для пациента; электрокардиографическое оборудование; аппараты для измерения артериального давления, включая электронный монитор с экраном (LCD) жидкокристаллического дисплея; капнограф; пульсоксиметр; термометры; дефибриллятор с подушками; внешнее устройство для измерения сердечного ритма; воротники шейного отдела позвоночника; автоматические инъекторы; портативный кислород с регулятором; резервные кислородные резервуары; совместимый с корпусом вентилятор; устройство всасывания с катетерами и единицами коллекции дренажа; система (шланги, соединительные трубочки); системы сумка-клапан-маски; назальные полые иглы; системы для создания положительного давления воздуха; оборудование для интубации; эндотра-хеальные трубы; орофарингеальные воздушные подушки; трахеотомический комплект; распылитель; назогастральные трубки; роторасширители; внутривенные иглы и шланговые трубки; внутривенные жидкости в пакетах (не стекло); устройство для переливания (не зависящий от силы тяжести); внутрикостные иглы; лабораторные наборы; эмбриональный монитор Doppler; комплект для родовспоможения; комплект реанимации для новорожденных; аккумуляторные батареи с запчастями; инвертор электричества для использования источника энергии самолета; спутниковый телефон; продукты питания для пациента и команды; аварийно-спасательное снаряжение; справочные материалы; комплекты лекарств с наркотиками для реанимации, тревоги и беспокойства, воздушной болезни; бандажи и перевязочный материал; комплект для обработки раны; перчатки; хирургический комплект малый; материал для дезинфекции и очистки; подкладное судно, писсуар и пакеты для рвоты; система утилизации острых инструментов; контейнеры для отходов.
Литература
1. Приказ М3 РК от 26.11.2009 года №793 «Об утверждении Правил оказания скорой медицинской помощи и медицинской помощи в форме санитарной авиации».
2. Указ Президента Республики Казахстан от 29 ноября 2010 года N 1113 о Государственной программе развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты ^аза^стан» на 2011-2015 годы.
3. Davis D.P., Peay J., Serrano J.A. et al. The impact of aeromedical response to patients with moderate to severe traumatic brain injury. Ann. Emerg. Med. 2005;46:115-22.
4. Castillo C.Y., Lyons T.J. The transoceanic air evacuation of unstable angina patients. Aviat. Space Environ Med. 1999;70:103-6.
5. Straumann E., Yoon S., Naegeli B. et al. Hospital transfer for primary coronary angioplasty in high risk patients with acute myocardial infarction. Heart 1999; 82: 415-9.
Grines C.L., Westerhausen D.R.Jr., Grines L.L. et al. A randomized trial of transfer for primary angioplasty versus on-site thrombolytic in patients with high-risk myocardial infarction: the Air Primary Angioplasty in Myocardial Infarction study. J. Am. Coll. Cardiol. 2002;39:1713-9.
7. Gore J.M., Corrao J.M., Goldberg R.J. et al. Feasibility and safety of emergency interhospital transport of patients during early hours of acute myocardial infarction. Arch. Intern. Med. 1989; 149:353-5.
8. Medical condition list and appropriate use of air medical transport. In: Air medical physician handbook. Salt Lake City: Air Medical Physician Association, 1999;7:4-9.
9. Peter G., Teichman Y., Donchin E., Raphael J., International Aeromedical Evacuation. The new England Journal of Medicine, 2007; 356:262-70.
10. Thomson D.P., Thomas S.H. Guidelines for air medical dispatch. Prehosp. Emerg. Care. 2003;7:265-71.
11. Shelton S.L., Swor R.A., Domeier R.M., Lucas R. Medical direction of interfacility transports: National Association of EMS Physicians Standards and Clinical Practice Committee. Prehosp. Emerg. Care 2000; 4:361-4.
12. Medical evacuation. In: U.S. Department of State Foreign Affairs manual. Vol. 7: Consular affairs. Washington, DC:Department of State, December 2005. (Accessed December 21, 2006, at http://foia. state.gov/mast./07fam/07m0330.pdf).
13. Reports show difficulty of responding to in-flight psychiatric emergencies. Alexandria, VA: Flight Safety Foundation 2002.
14. Lavernhe JP, Ivanoff S. Medical assistance to travellers: a new concept in insurance - cooperation with an airline. Aviat Space Environ Med 1985;56:367-70.
15. Leggat P.A., Leggat F.W. Travel insurance claims made by travelers from Australia. J.Travel Med. 2002;9:59-65.
16. Kramer M.R., Jakobson D.J., Springer C., Donchin Y. The safety of air transportation of patients with advanced lung disease: experience with 21 patients requiring lung transplantation or pulmonary thromboendarterectomy. Chest 1995;108:1292-6.
17. Shibolet O., Rowe M., Safadi R. et al. Air transportation of patients with end stage liver disease to distant liver transplantation centers. Liver Transp. l 2005; 11:650-5.
18. Acceptance of passengers with miscellaneous medical conditions. American Airlines. (Accessed.....
December 21, 2006).
19. Kashani K.B, Farmer J.C. The support of severe respiratory failure beyond the hospital and during transportation. Curr. Opin. Crit. Care 2006;-12:43-9.
20. www.egov.kz.
21. http://adilet2.minjust.kz.
Материал поступил в редакцию 18.12.2012 г.
УДК 614;615.15;615.38
Ж.Х. Калжанова, Буркитбаев Ж.К., Раисов С.Д., Р.З. Магзумова
РГП на ПХВ «Научно-производственный центр трансфузиологии», Астана, Казахстан
медико-социальные аспекты совершенствования привлечения донорства гемопоэтических стволовых клеток с учетом психологических особенностей донора
введение. Центральной проблемой производственной трансфузиологии является проблема донорства [1,2]. Вопросы донорства - важная социальная проблема. Говоря об ответственности общества перед государством и людьми, проживающими в том государстве, следует отметить, что донорство - в определенном смысле является показателем уровня его развития.
Не случайно в большинстве развитых стран донорство развивается исключительно на безвозмездной основе, на осознанном, бескорыстном выполнении гражданского долга каждого цивилизованного человека - донорской функции [3,4,8].
Добровольное безвозмездное донорство, признанное ВОЗ и другими международными