«дискуссия
журнал научных публикаций
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Ежукова И.Ф., к. п. н., Нижневартовский государственный гуманитарный университет, г. Нижневартовск, Россия
САМОУПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
Динамичная социально-экономическая жизнь нашего общества выдвигает альтернативные ценности и цели образования, формирует в различных слоях общества спектр образовательных потребностей, предполагающих нестандартную форму и содержание образования, что является существенным фактором развития инновационной педагогической деятельности, в результате возникает много новых или модернизированных идей. К ним, в частности, относятся, идея гуманизации образования, идея демократизации жизни и управления учебными заведениями, идея вариативности и свободы выбора рода занятий, содержания и организационных форм образования, идея целостного и единого педагогического процесса, идея развивающего и воспитывающего обучения, идея сотрудничества, неформализованного общения, идея оптимизации и интенсификации воспитания и образования1.
В этой связи становится актуальным вопрос взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса, который уже не раз ставился и изучался в науке в связи с комплексным подходом к воспитанию. Наиболее адекватной формой такого взаимо-
Динамичная социально-экономическая жизнь нашего общества, выдвигает альтернативные ценности и цели образования, формирует в различных слоях общества спектр образовательных потребностей, предполагающих нестандартную форму и содержание образования.
действия и участия студентов в подготовке, принятии и реализации решений, направленных на защиту своих прав и интересов и включения в различные виды социально значимой деятельности является студенческое самоуправление.
Социально-воспитательное значение студенческого самоуправления в вузе как социальном институте общества состоит в более эффективной подготовке студентов к жизни в обществе. Российское общество сегодня стремится стать правовым и демократическим. Без студенческого самоуправления в вузе трудно на рефлексивном уровне подготовить будущих активных граждан к жизни в правовом и демократическом обществе, так как для этого нужен собственный практический опыт жизни в самоуправляемом вузе. Поэтому развитое студенческое самоуправление в вузе может иметь огромное общественное значение, помогающее становлению личности2.
Целью постановки воспитательного процесса в Нижневартовском государственном гуманитарном университете является обеспечение оптимальных условий для становления и самореализации личности студента, будущего специалиста, высокого профессионального уровня и культуры, физически здоровой и духовно развитой личности гражданина новой России, способной к адекватной профессиональной и общественной деятельности в посто-
№ 5 (13) МАЙ 2011
ДИСКУССИЯ «V
журнал научных публикаций ^
янно меняющихся условиях жизни современного общества.
Основными задачами Студенческого совета являются: активизация процессов управления студенческими коллективами и вовлечения их в общественную жизнь университета; участие в работе стипендиальных комиссий; взаимодействие с общественными организациями университета; участие в работе Ученого Совета университета путем делегирования представителя из студенчества; сотрудничество с аналогичными образованиями в структуре других учебных заведений.
Организация мероприятий, направленных на реализацию целей воспитательной деятельности НГГУ, возлагается на соответствующие комитеты Студенческого совета: культурно-досуговый центр, пресс-центр, спортивный клуб, профсоюзный комитет, студенческое научное общество.
Данные структуры работают и на факультетском уровне, однако здесь органы студенческого самоуправления могут выполнять и другие функции в силу специфической направленности факультета.
Например, в структуре студенческого совета факультета экономики и управления выделяются не только традиционные студенческие объединения (профсоюзный комитет, клуб выпускников, служба досуга, пресс-центр, спортивный клуб, студенческое научное общество), имеющиеся на каждом факультете, но и специфические (перспективные) только для экономических и управленческих специальностей объединения студентов, такие как:
♦ мастерская профессиональных проб — средство для освоения теоретических знаний на практике. Мастерская организована с целью становления профессионализма и обеспечивается через включенность студентов в разные практики. Профессиональную пробу можно считать одним из эффективных способов становления компетентностей выпускника;
♦ лаборатория бизнес-идей — объединение студентов факультета, поставивших перед собой цель — составить энциклопедию работающих бизнес-идей для реального бизнеса.
Сущность данных студенческих объединений может быть выражена во взаимосвязи следующих компонентов: исследования, результаты которых можно применить на практике и внедрение лучших идей в бизнес.
Таким образом, наличие в структуре студенческого совета факультета специфических и перспективных объединений студентов отражает направленность факультета на формирование специалиста, свободно владеющего технологией деятельности в соответствующей профессиональной сфере.
Социально-воспитательное значение студенческого самоуправления в вузе как социальном институте общества состоит в более эффективной подготовке студентов к жизни в обществе. Российское общество сегодня стремится стать правовым и демократическим. Без студенческого самоуправления в вузе трудно на рефлексивном уровне подготовить будущих активных граждан к жизни в правовом и демократическом обществе, так как для этого нужен собственный практический опыт жизни. Развитое студенческое самоуправление в вузе может иметь огромное общественное значение, помогающее становлению личности. ^
1. Загвязинский В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука // Инновационные процессы в образовании. Тюмень. 1990.
2. Ежукова И.Ф. Подготовка специалиста вуза к профессиональной деятельности на основе студенческого самоуправления: Дис. канд. пед. наук. М., 2009.