УДК 378
СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ:
ФУНКЦИИ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
(НА ПРИМЕРЕ КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА ИНСТИТУТА ПЕДАГОГИКИ
И ПСИХОЛОГИИ КОСТРОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА)
М.А. Цветкова
Аннотация. Актуальность создания и поддержки органов студенческого самоуправления связана с возросшей потребностью общества в социально-ориентированных и высококвалифицированных кадрах, способных эффективно и мобильно взаимодействовать друг с другом для реализации поставленных целей. Выполняя различные функции, студенческое самоуправление способствует профессиональному становлению обучающегося, формирует и развивает субъектную позицию, социально-значимые качества, такие как: ответственность, мобильность, самоорганизованность, решительность, а также готовность к открытому диалогу и взаимодействию. В настоящей статье представлен опыт деятельности Координационного совета Института педагогики и психологии Костромского государственного университета; подробно рассмотрены его функции и механизмы реализации.
Ключевые слова: студенческое самоуправление, функции студенческого самоуправления, социально-значимые качества, координационный совет.
STUDENT GOVERNMENT: THE FUNCTIONS AND MECHANISMS
OF IMPLEMENTATION IN MODERN CONDITIONS
(ON THE EXAMPLE THE COORDINATING COUNCIL OF THE INSTITUTE
OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY OF KOSTROMA STATE UNIVERSITY)
M. Tsvetkova
Abstract. The urgency of creation and support of the student government is related to the growing demand of society as socially-oriented and highly qualified personnel, able to efficiently and flexibly interact with each other to achieve its goals. By performing various functions, student government promotes the professional development of the student, creates and develops the subject position, socially significant qualities such as responsibility, mobility, self-organization, determination, and a willingness to open dialogue and interaction. This article presents the experience of the Institute of Pedagogy and Psychology of the Kostroma State University Coordination Council, discussed in detail the features and mechanisms of implementation.
Keywords: student government, functions of student government, socially-significant qualities, coordinating сouncil.
Поддержка инициатив органов студенческого самоуправления обусловлена необходимостью подготовки специалистов высокого качества, обладающих социальной мобильностью, отвечающих требованиям государственных и мировых стандартов, готовых к постоянному профессиональному росту.
В условиях модернизации высшего образования прослеживается актуальность развития на новой демократической основе студенческих объединений и организаций, деятельность которых призвана обеспечивать удовлетворение образовательных,
профессиональных, социальных потребностей молодежи и социального заказа государства.
Как отмечает И.Ф. Ежукова, именно в организации вузовского самоуправления обучающийся оказывается в условиях, максимально приближенных к реальной управленческой практике, к деятельности творческой, инновационной, моделирующей в основных чертах деятельность по реорганизации
и преобразованию учебно-воспитательного процесса, всей социальной среды в собственном вузе [2].
Определение функций студенческого самоуправления и механизмов их реализации требует рассмотрение сущности данного феномена. Студенческое самоуправление -форма организации жизнедеятельности студентов, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно и личностно-значимых целей [5]; механизм формирования лидерских качеств студентов на основе межличностного взаимодействия с педагогами и социальными партнерами [4].
Анализ научного источника [1] позволил нам выделить ключевые функции студенческого самоуправления:
1. Профессионализация (приобретение общекультурных, профессиональных и общепрофессиональных компетенций в условиях деятельности студенческого самоуправления).
2. Персонализация (изменение системы личностных смыслов и активности личности в процессе сотрудничества со студентами и преподавателями).
3. Самоорганизация (развитие самоконтроля, самоактивизации личности).
4. Интеграция (взаимодействие учебной и внеаудиторной деятельности).
Рассмотрим на примере деятельности Координационного совета как органа студенческого самоуправления Института педагогики и психологии Костромского государственного университета реализацию указанных функций. В структуру Координационного совета входят следующие объединения: совет учебной группы, совет культоргов, старостат, профсоюзное бюро, творческие объединения (методическое объединение, объединение кураторов 1 курса, кураторов «Школы профессионального вожатого», организаторов ключевых
мероприятий учебного года, театральная студия, вокальное и хореографическое объединения).
Говоря о функции профессионализации, необходимо отметить, что студенческое самоуправление способствует развитию и формированию ключевых компетенций, указанных для каждого ФГОС направления подготовки. Так, например, в ФГОС направления подготовки «Социальная работа» студент должен быть способен организовывать различные виды деятельности (ОПК-5) [3]. В Институте педагогики и психологии созданы дополнительные возможности для формирования данной компетенции в условиях студенческого самоуправления - это участие в деятельности следующих объединений и в собраниях: кураторов «Школы профессионального вожатого» — объединение студентов старших курсов с целью трансляции опыта педагога-организатора детского коллектива в условиях загородного детского центра студентам младших курсов; методическое объединение, цель деятельности которого в совершенствовании организации совместной работы и обеспечении высокого качества мероприятий в рамках воспитательной работы «Палитра фестивалей»; научно-практическая конференция «Фестиваля лета»; межвузовский интеллектуальный конкурс и др.
Персонализация реализуется благодаря кураторам 1 курса (объединение студентов старших курсов с целью успешной адаптации студентов 1 курса к условиям вуза), которые совместно с социально-педагогической службой ежегодно организуют инструктивно-
методические сборы 1 курса в начале учебного
года. Цель сбора - формирование положительного мотивационно-ценностного отношения студентов к избранной профессии, профессиональной деятельности и подготовке к ней. Итогом становится освоение технологий организаторской работы, демонстрация умений работать в команде, определение студентами 1 курса эффективности собственных действий, формирование органов самоуправления внутри академических групп. Во втором семестре организуется форсайт-сессия, предполагающая прогнозирование стратегии организации мероприятий, которые, возможно, будут реализованы в новом учебном году, что способствует совершенствованию
воспитательной работы. В процессе обучения студенты 1 курса становятся не объектами воспитательной работы, а ее субъектами; на 2 курсе выполняют роль организатора, входят в состав объединений по своему выбору, осознавая личный вклад в социально-значимую деятельность института, увеличивая
поведенческую активность.
Благодаря наличию комплексной программы «Палитра фестивалей», включающую в себя Фестивали: профессионалов, лета, социальных акций, творчества, спорта, науки, Студенческую весну, реализуется функция самоорганизации, где студенты 1 курса являются исполнителями программы, студенты 2 курса выступают организаторами различных мероприятий Фестивалей, студенты старших курсов, магистранты и аспиранты представляют методическое объединение, координируя деятельность организаторов. В рамках научно-исследовательской деятельности развитие самоорганизации личности также четко прослеживается, об этом говорят высокие результаты студентов: участие и победы во Всероссийской студенческой олимпиаде по социальной работе, всероссийском конкурсе исследовательских работ «Социальная радуга», областном конкурсе «Смотр молодежного самоуправления» и др. Ежегодно студенты, магистранты, аспиранты Института педагогики и психологии становятся лауреатами премии государственной поддержки талантливой молодежи в рамках реализации национального проекта «Образование».
В Институте педагогики и психологии существуют ключевые направления
эффективного взаимодействия учебной и внеаудиторной деятельности:
1. Цикл учебно-развивающих занятий для студентов 1 курса с целью освоения форм и методов организаторской работы, эффективного взаимодействия с преподавателями, социальными
партнерами. Занятия проводят специалисты социально-педагогической службы и студенты-кураторы 1 курса. Данные занятия служат базой идей для организации мероприятий Фестивалей.
2. На протяжении нескольких лет Институт выполняет социальный заказ региона -подготовка педагогов-организаторов для детских коллективов загородных оздоровительных центров Костромской, Ярославской, Московской областей. Студенты получают профессиональные теоретические и практические основы на занятиях по педагогическим наукам от преподавателей и на мастер-классах от кураторов «Школы профессионального вожатого». Студенты и преподаватели взаимодействуют с внешними партнерами, выступают в роли педагогов-организаторов образовательных
форумов областного (молодежный
образовательный форум «Патриот», г. Кострома) и всероссийского уровней («Будущие интеллектуальные лидеры России», г Ярославль).
Таким образом, студенческое самоуправление как форма воспитательной работы в высшей школе выполняет заказ государства и общества на воспитание социально-активного специалиста и удовлетворяет социальные, образовательные и творческие потребности самой молодежи.
Литература:
В процессе развития личности студенческое самоуправление выполняет ряд функций: профессионализации, персонализации, интеграции, самоорганизации. Активная работа в органах студенческого самоуправления, в условиях максимально приближенных к реальной управленческой практике и социально-значимой деятельности, способствует формированию и профессиональных компетенций, и социально-значимых качеств. Кроме того, нами были разработаны условия, при которых организация студенческого самоуправления в условиях многоуровневого образования будет наиболее эффективной:
1. Наличие целевой программы развития студенческого самоуправления, обладающей самоорганизацией и саморазвитием.
2. Создание и развитие единой образовательной среды на всех уровнях образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура).
3. Включенность членов коллектива органов студенческого самоуправления в социально-значимые отношения.
4. Обеспечение единства целей деятельности органов студенческого самоуправления и ресурсов для реализации данных целей.
1. Гарбузова Г.В. Студенческое самоуправление как средство формирования профессиональной идентичности будущих специалистов: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Гарбузова Галина Владимировна. - Ярославль, 2009. - 186 с.
2. Ежукова И.Ф. Подготовка студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Ежукова Ирина Федоровна. - М., 2009. - 22 с.
3. Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей
школы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fgosvo.ru
4. Костюченко А.А. Формирование социально-значимых качеств личности в условиях ученического самоуправления: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Костюченко Алла Александровна. -Воронеж, 2010. - 25 с.
5. Шигапова Л.П. Формирование лидерских качеств студентов вуза в деятельности органов самоуправления: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.01 / Шигапова Людмила Павловна. - Казань, 2008. - 22с.
Сведения об авторе:
Цветкова Мария Александровна (г. Кострома, Россия), аспирант 1 года обучения направления 13.00.01. «Общая педагогика, история педагогики и образования» и лаборант ресурсного центра Института педагогики и психологии Костромского государственного университета, email: mari-tsvetkova@bk.ru
Data about the author:
M. Tsvetkova (Kostroma, Russia), laboratory assistant at resource center and post-graduate student of the first year orientation 13.00.01 «General pedagogics, history of pedagogics and education» of the Department of teacher education of the Institute of pedagogy and psychology of Kostroma State University, email: mari-tsvetkova@bk.ru