Научная статья на тему 'Самостоятельная учебная деятельность как основа развития самостоятельности обучающихся: методологический аспект отечественных исследований'

Самостоятельная учебная деятельность как основа развития самостоятельности обучающихся: методологический аспект отечественных исследований Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4414
323
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ И ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОДЫ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / LEARNING / AUTONOMOUS LEARNING / ACTIVITYAND PERSONALITY-ORIENTED APPROACHES TO LEARNING / PERSONALITY DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чикнаверова Карина Григорьевна

В статье представлена интерпретация самостоятельной учебной деятельности и самостоятельной работы в отечественной педагогической науке с точки зрения проблемного, деятельностного, личностно-ориентированного и развивающего подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чикнаверова Карина Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Autonomous Learning as the Basis for Development of Independent Activities of Students

The paper analyzes different approaches to interpretation of autonomous learning given in classical and modern research work of Russian scholars. The research combines problem-solving, activity-oriented, personality-oriented, and developing approaches.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная учебная деятельность как основа развития самостоятельности обучающихся: методологический аспект отечественных исследований»

КОНСУЛЬТАЦИИ

УДК 37. 026. 7

К. Г. Чикнаверова

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Аннотация. В статье представлена интерпретация самостоятельной учебной деятельности и самостоятельной работы в отечественной педагогической науке с точки зрения проблемного, деятельностного, личностно-ориентированного и развивающего подходов.

Ключевые слова: учебная деятельность, самостоятельная учебная деятельность, самостоятельная работа, деятельностный и личностно-ориентированный подходы к учебной деятельности, развитие личности.

Abstract. The paper analyzes different approaches to interpretation of autonomous learning given in classical and modern research work of Russian scholars. The research combines problem-solving, activity-oriented, personality-oriented, and developing approaches.

Index terms: learning, autonomous learning, activity- and personality-oriented approaches to learning, personality development.

Изучению вопросов самостоятельной учебной деятельности учащихся в том или ином объеме уделялось внимание как в классической, так и в современной отечественной педагогике. Отношение к определению самостоятельной работы и самостоятельной деятельности трансформировалось одновременно с изменениями, происходившими в дидактике в целом. Анализ теоретической литературы позволил выделить противоречие между объективной потребностью в формировании самостоятельной учебной деятельности, вызванной все возрастающим объемом необходимых теоретических знаний, и недостаточной готовностью учащихся к самостоятельному решению учебных задач в аспекте развития соответствующих качеств личности. В связи с этим была определена задача на основе проведенного анализа уточнить сущность самостоятельной учебной деятельности и самостоятельной работы в аспекте развития самостоятельности обучающихся.

Современный этап отечественной педагогической мысли характеризуется интеграцией различных подходов: проблемного, программированного,

деятельностного, личностно-ориентированного, развивающего. Однозначно признается системообразующий фактор учебно-методического процесса -личность учащегося; уделяется особое внимание технологизации обучения.

Теоретический обзор позволяет обозначить несколько подходов и в исследованиях самостоятельной деятельности учащихся: объективный, или логико-социологический, психологический, дидактико-методоло-гический, психолого-дидактический.

Объективный, или логико-социологический, подход применяется при обосновании степени самостоятельности. Приоритетом выступает логика содержания учебного материала и специфика учебного предмета, менее разработанными в определении места и значения самостоятельной деятельности оказываются психологические особенности и характер познавательной деятельности учащихся. С позиции психологического подхода исследования сводятся к психологическим характеристикам самостоятельности мышления, определению и решению познавательных задач через описание мыслительных процессов [12]. Учение рассматривается в свете общей психологической теории человеческой деятельности, концепции А. Н Леонтьева, которая представлена как система, имеющая свое особое строение. Самостоятельная деятельность, таким образом, выделяется как «микросистема учения» [10, с. 14].

Дидактико-методологический подход в исследовании проблемы самостоятельной познавательной деятельности берет начало в педагогической системе Я. А. Коменского. Для него характерен анализ области применения самостоятельной работы учащихся, ее видов, совершенствование методик, их использования, а также частичное решение проблемы соотношения педагогического руководства и самостоятельности учащихся.

Исследования с точки зрения психолого-дидактического подхода нацелены на выявление сущности самостоятельной деятельности как дидактической категории, ее предмета и цели. Названная деятельность стимулирует инициативность, самостоятельность и творческую активность.

П. И. Пидкасистый выделяет следующие компоненты самостоятельной познавательной деятельности как системы:

• содержательный (знания, выраженные в понятиях и образах);

• оперативный (разнообразные действия, оперирование умениями как во внешнем, так и во внутреннем плане действий);

• результативный (новые задания, способы решений, новый социальный опыт, идеи, способности, качества личности) [10].

В качестве стимулятора самостоятельной деятельности учащегося называется потребность в новых знаниях, возникающая в ходе решения познавательной задачи. В этом случае учащийся мобилизует ранее усвоенные знания и накопленный опыт, планирует новые учебные задачи и определяет средства их осуществления. Заключительным этапом является исполнитель-

ская стадия, в ходе которой достигается намеченный результат. Единый акт самостоятельной деятельности ученый представляет в виде триады «мотив -план - результат», единство составляющих которой реализуется в конкретной ситуации с помощью динамической системы конкретных действий и операций, регулируемых конечной целью [12, с. 122].

Н. Г. Калашникова выделяет следующие умения самостоятельной учебной деятельности:

• владеть приемами самоорганизации и организации своей деятельности;

• принимать поставленные преподавателем цели и определять самостоятельно цели учебной работы (целеобразование);

• планировать действия по решению учебной задачи, достижению цели;

• участвовать в поиске общего решения учебной задачи;

• применять, конкретизировать условия и определять границы применения способов решения учебных задач;

• контролировать и оценивать процесс и результат учебной деятельности [6].

Самостоятельное учение, с дидактической точки зрения, является одной из ключевых форм обучения, используемых в процессе формирования и воспитания личности [3, с. 16].

Под самостоятельным учением Х. Варнеке понимает достижение личностью такого уровня саморегуляции учения и других форм деятельности и отношений в процессе усвоения знаний, которые обеспечивают развитие черт характера, убеждений и поведения. Ученый выделяет следующие пути индивидуализации личности и развития ее способностей в учебной деятельности:

• обучение актуализации своего индивидуального опыта и перестройке его соответственно участию в кооперативной деятельности группы;

• участие в решении творческих продуктивных задач;

• выход за границы непосредственного учебного события;

• самостоятельная постановка задач [3, с. 23, 27-28].

По мнению С. М. Абрамова, самостоятельной познавательной деятельностью является практически любая учебная деятельность учащихся, направленная на овладение знаниями и самовоспитание. Она имеет место как в аудитории при работе с педагогом, так и в аудитории без педагога, вне учебной аудитории, с книгой или без нее. Ее особенность состоит в том, что она основана на врожденной способности человека к спонтанной, самопроизвольной и предметной ориентировке в пространстве и деятельности [1, с. 15].

Определенный подход к процессу становления личности и самостоятельного учения представлен в модели субъект-объектных взаимоотношений Х. Варнеке. Оптимальным развитием этой концептуальной линии

исследователь считает форму отношений «личность студента - содержание научных знаний - общество», которую он противопоставляет частной форме отношений «студент - учебный предмет - преподаватель». Исходной позицией ученого является положение о том, что совпадение интересов учащегося и преподавателя становится движущей силой развития личности и ее достижений в самостоятельном учении [3, с. 24-25].

Анализируя педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что понятия «самостоятельная работа» и «самостоятельная учебная деятельность» зачастую не разграничиваются, лишь в некоторых исследованиях оговариваются существующие между ними различия. Так, П. И. Пидка-систый считает, что самостоятельная работа является только средством организации самостоятельной деятельности [10, с. 42].

Н. Ф. Коряковцева также разграничивает понятия «самостоятельная учебная деятельность» и «самостоятельная работа». Самостоятельная учебная деятельность понимается ею как вид познавательной деятельности, регулируемой и управляемой учащимся как субъектом данной деятельности и направленной на освоение предметных знаний, умений и культурноисторического опыта. Самостоятельная работа трактуется как форма, в которой организуется и осуществляется учебная познавательная деятельность без непосредственного руководства со стороны педагога [7, с. 14].

Остановимся на характеристике самостоятельной работы как средства учебной деятельности.

Названное понятие рассматривается дидактами, психологами и педагогами в аспекте самостоятельности и личной познавательной активности.

Существует также значительное количество исследований, направленных на рассмотрение частных вопросов, таких как планирование и затраты времени на внеаудиторную самостоятельную работу, проблема организации самостоятельной работы, изучение факторов, влияющих на формирование профессиональных умений и развитие творческих способностей.

В научно-педагогической литературе дается неоднозначная интерпретация рассматриваемого явления. Так, под самостоятельной работой понимается работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время. При этом учащийся сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты умственных или физических действий [4]. Кроме того, она трактуется как деятельность, которую учащиеся выполняют, проявляя максимум активности, творчества, самостоятельного суждения, инициативы [12].

Исследование факторов и условий развития познавательной самостоятельности дает возможность предпринять попытку определения на

уровне категории и указать классификацию видов самостоятельной работы. Так, принято разделение по следующим основаниям:

• источнику знаний (работа с учебником, со справочной литературой и т. п.);

• методам (наблюдения, лабораторные работы и т. д., реконструктивно-вариативные, эвристические, творческие, или исследовательские) [9];

• форме выполнения (устная, письменная, устно-письменная);

• количеству участников (фронтальная, групповая, индивидуальная работа);

• типу заданий (обучающие, тренировочные, поисковые).

Е. Л. Белкин предлагает наиболее законченную классификацию (дополненную В. Г. Орловским), в которой определяет четыре типа самостоятельных работ, фактически репрезентирующих соответствующие стадии выполнения самостоятельной работы.

1. Во внешнем плане выделяется то, что требуется на основе алгоритма действия. Познавательная деятельность сводится к распознаванию изучаемого объекта.

2. Формируются знания, позволяющие воспроизводить по памяти усвоенную информацию и решать типовые задачи. Учащиеся выполняют задания по алгоритму, но уже применительно к конкретной ситуации.

3. Происходит переход к решению нетиповых задач, требующих поиска, формулировки и реализации способа решения.

4. Создаются предпосылки для творческой деятельности, познавательная деятельность направляется на проникновение в сущность рассматриваемых объектов, новых фактов и т. п. [8].

В психолого-педагогическом плане самостоятельная работа представляет собой упорядоченную динамическую систему приемов чтения, прослушивания, наблюдения, осмысления, обобщения, систематизации, конспектирования, запоминания и воспроизведения учебного материала.

На основе анализа ряда исследований представляется возможным определить условия, соблюдение которых, позволит создать эффективную систему самостоятельных работ:

• организация самостоятельной работы должна проводиться с учетом индивидуализации познавательной деятельности обучаемых, с позиции личностно-ориентированной и съект-субъектной моделей педагогического взаимодействия;

• самостоятельная работа должна привлекать студентов разнообразием и новизной, определяться общими принципами дидактики, частными дидактическими целями и содержанием обучения;

• включение системы самостоятельной работы в частный процесс обучения должно учитывать общую программу обучения и все другие ви-

ды познавательной деятельности, органично, поэтапно и оправданно вписываться в целостный учебно-познавательный процесс. По мере развития первичных навыков самостоятельной учебной деятельности необходимо увеличивать сложность самостоятельных заданий [8, 13].

В целом анализ отечественных педагогических источников показал, что самостоятельная работа является важнейшим рычагом педагогического управления познавательной деятельности студента в процессе самоорганизации. Она обеспечивает формирование профессиональных и общеобразовательных навыков, служит главным средством превращения теоретических знаний в убеждения, способствует формированию активной позиции личности в учебно-воспитательном процессе, социальных отношениях, профессиональной деятельности, развивает познавательные и творческие способности личности, самостоятельность мышления, потребность в саморазвитии.

Обзор современных видов и методов самостоятельной работы будет неполным без анализа технологий активных и дистанционных методов обучения.

Психолого-педагогические основы активных методов обучения стали широко разрабатываться во второй половине 1960-х и в начале 1970-х гг. в работах отечественных психологов и педагогов по проблемному обучению. Активные методы обучения предполагают использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение готовых знаний и их воспроизведение, а на самостоятельное овладение студентами знаний в процессе активной познавательной деятельности [2, 11].

Различаются имитационные методы активного обучения, т. е. формы проведения занятий, в которых учебно-познавательная деятельность построена на имитации профессиональной деятельности. Эти методы делятся на игровые и неигровые. К первым относятся проведение деловых игр, игрового проектирования и т. п., ко вторым - анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач и др. [11].

В основу реализации дистанционного обучения положены две основные дистанционные образовательные технологии: сетевая (учебные материалы в системе дистанционного обучения) и кейсовая (DVD-диски с учебными материалами). К дистанционным методам, в частности, относится использование служб Интернет (электронная почта, телеконференции, радиовещание) в преподавании и др., применяемые в режимах как смешанного - «blended learning», так и гибкого обучения - «flexible learning». Обучение с использованием Интернета отвечает следующим принципиальным положениям:

• самостоятельная практика каждого обучаемого;

• руководство педагога посредством интерактивности;

• эффективная обратная связь;

• коллективность занятий;

• разнообразие видов самостоятельной деятельности [9].

К основным видам образовательных интернет-ресурсов относятся:

• электронные уроки и конспекты лекций (презентации), электронные учебники и практикумы, журналы, справочники и энциклопедии, словари и переводчики, различные информационные базы данных и знаний, электронные библиотеки;

• виртуальные экскурсии и путешествия, музеи и выставки, динамические интерактивные карты и шеЪ-камеры;

• виртуальные лабораторные работы и компьютерные модельные работы, визуализация виртуальных учебных миров, учебная машинная графика;

• обучающие программные среды - конструкторы, тренажеры, кве-сты, деловые игры, программные средства, имитирующие ситуации (микромиры);

• виртуальные семинары и консультации, чат-занятия, диспуты, форумы, телеконкурсы, телеолимпиады, телевикторины, телеконференции, видеоконференции;

• виртуальные объединения обучающих и (или) обучаемых;

• исследовательские проекты с использованием целеполагающего поиска в Интернет и представления результатов;

• тестирующие, консультирующие и контролирующие системы, в том числе с удаленным доступом;

• телекоммуникационные образовательные среды: телеконференции, подписки-рассылки (Кв1:-серверы), электронные доски объявлений, образовательные порталы и каталоги и др. [5].

Рассмотрение научных подходов к проблеме самостоятельной учебной деятельности в отечественной психолого-педагогической литературе позволило сделать вывод о том, что ведущая роль в ходе организации продуктивной самостоятельной учебной деятельности должна отводиться освоению учащимися мотивационно-смысловой и предметно-операционной сторон учебной деятельности, способов общеучебных стратегий, прежде всего метакогнитивных и учебно-информационных стратегий учебного сотрудничества, что в значительной степени обеспечивается за счет использования активных технологий и методов обучения; развития учебной компетенции учащихся, под которой понимается способность эффективно самостоятельно учиться, осознанная и самостоятельная постановка цели, выбор адекватных способов деятельности, рефлексивная самооценка и саморегуляция учебной деятельности.

Самостоятельная учебная деятельность понимается, таким образом, как внутренне мотивированная, целенаправленная учебная деятельность обучающегося, структурированная и обладающая развивающим потенциалом, продуктом которой могут стать изменения в самом учащемся. При этом самостоятельная работа выступает как средство самостоятельной учебной деятельности, способствующее развитию самоорганизации, формированию устойчивой саморегуляции и волевых качеств личности.

Литература

1. Абрамов С. М. Воспитание образовательной самостоятельности студентов гуманитарных вузов в процессе дистанционного обучения: дис. .... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2003. 22 с.

2. Балаев А. А. Активные методы обучения. М.: Профиздат, 1994.

3. Варнеке Х. Принципы психолого-педагогической организации учебной деятельности студентов на современном этапе развития высшей школы // Формирование учебной деятельности студентов. М.: Изд-во МГУ, 1989. 240 с.

4. Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М.: Учпедгиз, 1961. 239 с.

5. Казиев В. М. Современная образовательная парадигма и образовательные ресурсы Интернет. [Электрон. ресурс]. Режим доступа:

http://ito.edu.ru/2003/VII/VII-0-3227.htm

6. Калашникова Н. Г. Портрет ученика при переходе в основное звено школы. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://center.fio.ru/ /вот/ es/2003/08/articles/doklad05. Мт.

7. Коряковцева Н. Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: пособие для учителей. М.: Аркти, 2002. 176 с.

8. Орловский В. Г. Методы совершенствования самостоятельной работы учащихся: дис. ... канд. пед. наук, М., 1996.

9. Пидкасистый П. И. Самостоятельная деятельность учащихся в обучении. М., 1978.

10. Полат Е. С. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций // Иностранные языки в школе. 1998. № 5, 6.

11. Смолкин А. М. Методы активного обучения. М., 1991. 175 с.

12. Срода Р. Б. Воспитание активности и самостоятельности учащихся в учении. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. 55 с.

13. Шамова Т. И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.