УДК 37.011.31
Щербакова Елена Викторовна,
кандидат педагогических наук, доцент Московский городской педагогический университет
Щербакова Татьяна Николаевна кандидат педагогических наук, доцент Московский городской педагогический университет РР1: 10.24411/2520-6990-2019-10120 ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КАК ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Shcherbakova Elena Viktorovna,
candidate of pedagogical Sciences, associate Professor Moscow city pedagogical University Shcherbakova Tatyana Nikolaevna
candidate of pedagogical Sciences, associate Professor Moscow city pedagogical University
HISTORICAL DEVELOPMENT OF INDEPENDENT WORK AS A FORM OF SCHOOL
ACTIVITY
Аннотация:
Представленная статья позволяет получить разносторонние представления об организации самостоятельной работы учащихся в средней общеобразовательной школе. Статья позволяет посмотреть на проблему, как с исторических позиций, так и в современном аспекте. В ней раскрывается ряд ключевых понятий, связанных с характеристикой самостоятельной познавательной деятельности школьников, а также на проблему мотивации учения, формирования самоорганизации и самоконтроля учащихся в учебном процессе. Содержание материала статьи систематизирует и обобщает уже имеющиеся знания о процессах и явлениях педагогической действительности. Предлагаемый материал сочетает анализ теоретических и практических подходов к проблеме организации самостоятельной работы школьников. Авторы раскрывают ряд собственных позиций, связанных с характеристикой самостоятельной познавательной деятельности учеников и организации деятельности учителя. Особое внимание в статье отводится проблеме формирования мотивации учения школьников. Стержневым является междисциплинарный подход к изучению проблем совершенствования педагогического мастерства, интеграция философских, педагогических и психологических теорий и концепций творческой деятельности. Материал статьи вооружает учителя современными методиками изучения и совершенствования своего профессионального мастерства. Статья может быть интересна и полезна студентам педагогических вузов, а также аспирантам, слушателям курсов повышения квалификации, педагогам-практикам и всем заинтересованным лицам.
Abstract
The article provides a comprehensive understanding of the organization of independent work of students in secondary school. The article allows us to look at the problem from both historical perspectives and in the modern aspect. It reveals a number of key concepts related to the characteristics of independent cognitive activity of schoolchildren, as well as the problem of motivation of teaching, formation of self-organization and self-control of students in the educational process. The content of the material of the article systematizes and summarizes the existing knowledge about the processes and phenomena ofpedagogical reality. The proposed material combines the analysis of theoretical and practical approaches to the problem of organization of independent work of schoolchildren. The authors reveal a number of proprietary positions related to the characteristics of independent cognitive activity of students and the organization of the teacher. Particular attention is paid to the problem offormation of motivation of teaching students. The core is an interdisciplinary approach to the study of the problems of mastering pedagogical skills, the integration ofphilosophical, pedagogical and psychological theories and concepts of creative activity. The material of the article equips teachers with modern methods of studying and improving their professional skills. The article can be interesting and useful for students ofpedagogical universities, as well as graduate students, students of refresher courses, teachers, practitioners and all interested persons.
Ключевые слова: самостоятельная работа учащихся, самостоятельная познавательная деятельность, образовательный процесс, мотивация учебной деятельности, закономерности образовательного процесса, самостоятельность как личностное качество, самоопределение и самоорганизация, контроль в обучении.
Key words: : independent work ofpupils, independent cognitive activity, educational process, motivation of educational activity, regularities of educational process, independence as personal quality, self-determination and self-organization, control in learning.
В отечественной педагогике проблеме изучения самостоятельной учебной деятельности школьников всегда уделялось огромное внимание. Анализируя теоретическую литературу, можно разглядеть имеющиеся противоречия между потребностью в формировании самостоятельности
как качества личности и несформированной готовностью школьников работать самостоятельно.
Существующие новые требования к учебному процессу позволяют выделить приоритетную задачу подготовки учащихся начальных классов -
способность мыслить и действовать самостоятельно, нестандартно и творчески. Перед многими учебными заведениями встаёт проблема формирования познавательной активности, развития творческих способностей, самостоятельности учащихся как личностного качества.
Вопросом изучения самостоятельной деятельности занимались многие отечественные и зарубежные учёные. Проблемой формирования самостоятельной деятельности занимались такие учёные как: Аристов Л.П., Есипов Б.П., Пидкасистый П.И.
Теоретические разработки проблемы самостоятельности мы находим в трудах Ананьева Б.Г., Блонского П.П., Выготского Л.С., Здравомыслова А.Г., Крутецкого В.А.
Философские аспекты проблемы формирования самостоятельности освещаются в работах Г. Гегеля, И. Канта, Князева Е.Н., Лейбница Г.В.
Психологические аспекты проблемы формирования самостоятельной деятельности были изучены, такими авторами как: Васюков Е.В., Левитов Н.Д., Якобсон П.М.
Анализ научной литературы показывает основные подходы к проблеме самостоятельной деятельности учащихся: психологический, дидактико-методологический, психо лого -дидактический.
Психологический подход в исследовании самостоятельной деятельности учащихся определён описанными характеристиками самостоятельности мышления учащихся. Так, например, в концепции Леонтьева А.Н. самостоятельная деятельность определяется как «микросистема учения».
Дидактико-методологический подход к проблеме самостоятельной деятельности ясно отражен в работах Я.А.Коменского, который подробно описывает виды и совершенствование методик самостоятельной деятельности.
Психолого-дидактический подход нацелен прежде всего на то, чтобы выявить сущность самостоятельной деятельности, её предмет и цели.
Можно отметить несколько этапов развития самостоятельной деятельности:
1. Древняя эпоха. Самостоятельность зарождается в деятельности как особая ее форма. Такая деятельность помогает найти способы выживания, формирует личное жизненное пространство.
2. Античность. Происходит развитие идей самостоятельности в обучении и воспитании детей. Развитие самостоятельности воспринимается в этот период как важное условие совершенствования человека.
3. Средневековье. Роль развития самостоятельности в обучении уменьшается. Большое значение приобретает схоластика, предполагающая развитие догматического мышления. Развитие самостоятельности не востребовано социумом.
4. Возрождение. Активное возвращение к идее самостоятельности в образовании. Теперь самостоятельность рассматривается как деятельность по приобретению новых знаний о мире.
5. Новое время. В этот период развитие самостоятельности было направлено больше на процесс обучения. Это подтверждают работы Коменского Я.А., Ж-Ж. Руссо. О развитии самостоятельности в
воспитании воли пишет Г. Гегель, о следовании законам природы ребенка говорит Песталоцци И.Г.
6. Современная эпоха. Полностью утверждается идея познавательной самостоятельности. О самостоятельной деятельности говорят такие учёные как: Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Есипов Б.П., Скаткин М.Н., Щукина Г.И. Они освещают проблемы познавательной и умственной самостоятельности ребенка. Самостоятельная деятельность рассматривалась разными авторами по-разному. Так, Ананьев Б.Г. считал, что самостоятельная деятельность это качество личности и фундамент саморазвития.
Пидкасистый П.И., писал, что самостоятельность это свойство характера и качество деятельности. [11]
Загвязинский В.И. определял самостоятельность как форму поведения личности. [2]
Щербакова Е.В отмечает, что самостоятельная деятельность это всякая деятельность учащихся, направленная на овладение знаниями и самовоспитание. [13]
В психолого-педагогической литературе разница в понятиях «самостоятельная работа» и «самостоятельная деятельность» часто размыта. Однако ряд исследователей отмечают в своих работах имеющуюся разницу между обозначенными понятиями. К примеру, Пидкаситый П.И. считает, что самостоятельная работа есть всего лишь средство организации самостоятельной деятельности ученика. [12]
Мы считаем, что нужно разделять понятия «самостоятельная деятельность» и «самостоятельная работа». По нашему утверждению, самостоятельная деятельность является видом познавательной деятельности, который позволяет получать знания и умения по любому учебному предмету. А самостоятельная работа понимается нами как форма познавательной деятельности учащихся, осуществляемая без непосредственного участия учителя, однако под его непосредственным руководством. [14]
Резюмируя сказанное, можно отметить, что в разное время исследователи по-разному могли трактовать определение понятия «самостоятельная работа». Мы же под самостоятельной работой будем понимать деятельность ученика без непосредственного участия учителя под его непосредственным руководством в специально отведенное время. Во время выполнения самостоятельных заданий школьники вполне сознательно пытаются достигнуть поставленной учителем цели, активно проявляют креативность, самостоятельность суждений, инициативу.
Самостоятельная работа может быть и средством вовлечения учеников в самостоятельную познавательную деятельность. Побуждающим мотивом к самостоятельной деятельности для школьника любого возраста может быть потребность в новых знаниях и умениях, возникающая в ходе решения поставленных учителем познавательных задач. К важным признакам самостоятельной работы учеников по нашему мнению относят: потребность в знаниях и желание овладевать ими, возможность высказать свою собственную позицию по разным вопросам, умение мыслить самостоятельно и оригинально.
Исследуя формирование самостоятельности, многие учёные в своих трудах предлагают различные варианты. Так, например Есипов Б.П. и Скат-кин М.Н. делали акцент на возможностях организации самостоятельной работы в решении учебных задач. Другие авторы - Менчинская М.А., Давыдов В.В., Эльконин Д.Б. акцентировали своё внимание на формирование приемов познавательной деятельности в контексте самостоятельной работы. Пидка-систый П.И. рассматривал самостоятельную работу как способ введения в содержание образования основ методологических знаний. Рувинский Л.И. обращал особое внимание на самоконтроль в обучении.
После анализа многих научных источников психолого-педагогической литературы, мы можем сделать выводы о том, что исследователи выделяли четыре основных подхода к трактовке термина «самостоятельная работа», а именно: орагнизационно-управленческий, общедидактический, психолого-педагогический, культурологический подходы.
1. Организационно-управленческий подход. Данный подход нашёл своё отражение в трудах таких авторов как: Есипов Б.П., Лозовская, Л. И., Ми-насян В.С., Слободян В.П. Авторы самостоятельную работу учеников видят в управлении познавательной деятельностью учащихся в строго отведенное для этого время, в целесообразном планирования самостоятельной работы, в совершенствовании форм и методов контроля.
2. Общедидактический подход представляют Архангельский С.И., Голант Е.Я., Скаткин М.Н., Шамова Т.И. Эти авторы представляют самостоятельную работу как возможность развития личности в процессе обучения. Возможности самостоятельной работы формируют готовность школьников решать познавательные задачи без помощи со стороны учителя.
3. Психолого-педагогический подход. В данном подходе работали такие учёные как: Выготский Л.С., Пидкасистый П.И., Рубинштейн С.Л., Щукина Г.И. В основу психолого-педагогического подхода была положена идея Выготского Л.С.. культурно-исторической концепции развития личности. В контексте данного подхода самостоятельность трактовалась учёными как систематизирующее качество личности.
4. Культурологический подход. Данный подход представлен трудами таких авторов как: Анцы-ферова Л.И., Батищев Г.С., Богоявленская Д.Б., Куликова Л.Н., Леонтьев А.Н. В основе этого подхода лежит концепция субъектной позиции личности. По ней источником активности личности является сам человек, который совершает любые действия, тем самым он актуализирует свой внутренний потенциал и расширяет восприимчивость к внешним условиям. В своей основе самостоятельная работа рассматривалась представителями данного подхода как процесс саморазвития и самоактуализации.
В настоящее время под самостоятельностью в педагогике понимается достижение личностью такого уровня саморегуляции, который позволит обеспечить целостное развитие. Анализ научной литературы по проблеме самостоятельной работы учащихся показывает, что её наличие в процессе становления личности, является в настоящее время
важным фактором подготовки новых поколений к саморазвитию.
Самостоятельная работа может дифференцироваться по :
- источнику знаний (работа с учебной и справочной литературой).
- методам самостоятельной работы (методы наблюдения и лабораторная работа и др.)
- форме выполнения: устная, письменная, смешанная
- типу заданий: обучающие, тренировочные, поисковые.
Классифицировать самостоятельную работу школьников можно по типам, видам и формам.
Типы самостоятельной работы:
I. В процессе познавательной деятельности ученик только распознает изучаемый объект.
II. Учащиеся уже умеют выполнять задания по алгоритму и применяют свои знания в конкретных ситуациях.
III. Ученики при выполнении самостоятельных заданий не просто решают простые задачи, но и находят нестандартные решения, могут формулировать способ решения.
IV. Креативная, творческая деятельность школьников при выполнении самостоятельных заданий.
Формы самостоятельной работы:
- индивидуальную;
- фронтальные;
- групповые;
- коллективные.
Виды самостоятельной работы:
1. Воспроизводящая самостоятельная работа по образцу.
2. Реконструктивно-вариативная самостоятельная работа, основанная на поиске оригинальных способов решения задачи.
3. Эвристическая работа, когда поиск ответа находится за пределами образца.
4. Творческая самостоятельная работа. Работа над получением принципиально новых знаний.
В процессе обучения все типы самостоятельной деятельности имеют большое разнообразие видов работ, которые применяют учителя в урочной и внеурочной формах. Назовем наиболее распространенные и эффективные из них:
1. Работа с книгой. Сюда относится пересказ основного содержания части текста, составление краткого конспект воспринимаемого материала, поиск ответа на поставленные учителем вопросы, обобщение и систематизация материала нескольких параграфов.
2. Упражнения разных видов: тренировочные, воспроизводящие, по образцу, составление различных задач.
3. Выполнение разных видов практических и лабораторных работ.
4. Проверочные самостоятельные работы, контрольные работы, диктанты, сочинения.
5. Доклады, рефераты, презентации.
6. Индивидуальные и групповых задания на основе экскурсий, наблюдений природных явлений.
7. Домашние задания разных типов.
8.Компьютерное моделирование и конструирование.
Исходя из всего изложенного, мы делаем вывод о том, что самостоятельная работа это важнейший момент педагогического управления познавательной деятельностью учащихся. Грамотная организация самостоятельной работы в процессе обучения развивает самоорганизацию детей, формирует саморегуляцию, волевые качества.
Модернизация подходов к организации самостоятельной работы учащихся диктуется общемировыми тенденциями в области образования. На данном этапе каждый учитель понимает необходимость непрерывного образования на протяжении всей жизни, а так же потребность в самостоятельном овладении новой информацией.
Для эффективной организации самостоятельной работы требуется учитывать все компоненты её структуры, а именно: положительная мотивация учащихся, правильная постановка учебных задач учителем, организации учебных действий, организация контроля над выполнением поставленных заданий. Если следовать данной логике построения самостоятельной работы, тогда данный процесс должен обеспечить формирование творческого потенциала, гибкость мышления, внутреннюю мотивацию учащихся начальных классов.
При организации самостоятельной работы на уроках следует соблюдать определенные требования. Система самостоятельной работы учащихся должна строиться следующим образом:
1. Система самостоятельной работы должна способствовать решению основных дидактических задач. Ученику необходимо, прежде всего, усвоить полученные знания и развить познавательные способности, так что бы он смог
впоследствии самостоятельно применять их на практике.
2. Организация самостоятельной работы по методам, формам и средствам должна соответствовать основным принципам дидактики. Организация самостоятельной работы должна быть вплотную связана с теорией, практикой, а так же с основными принципами обучения.
3. Самостоятельная работа должна быть разнообразной по учебной цели и содержанию. Правильно организованная самостоятельная работа должна обеспечить у младших школьников формирование различных умений и навыков.
4.Основой самостоятельной работы является необходимость последовательности выполнения домашних и классных самостоятельных работ. Использование домашних и классных работа в практике организации самостоятельной работы должны быть логически выстроены, вытекать из предшествующих заданий и готовить учащихся для выполнения последующих заданий.
Эффективность самостоятельной работы зависит от условий, которые обеспечивают организацию и планирование. Создание заданных условий требует от учителя знаний психологии ученика, специфики содержания методов управления познавательной деятельностью. Достаточно важным представляется умение учителя реализации требования целесообразного и систематического включения разных видов самостоятельных работ в процесс обучения. Организация самостоятельной работы будет эффективной, если учитель
предварительно формулирует цели работы, подбирает систему познавательных задач, решение которых позволит достичь сформулированных целей.
Самостоятельная работа должна учитывать необходимость постепенного, регламентированного предъявления ученикам познавательных задач, степени их трудности и сложности.
Учителю для успешной организации самостоятельной работы важно использовать разнообразные методические рекомендации и передовой педагогический опыт. Учителю необходимо умение разумно сочетать собственное изложение учебного материала с самостоятельной деятельностью учащихся по приобретению знаний, умений и навыков и формированию компетенций.
Можно разделить самостоятельную работу на несколько этапов.
1 Этап. Актуализация знаний. Данный этап включает задания, которые направлены на формирование общего способа действий.
2 Этап. Решение поставлено учебной задачи. Данный этап содержит задания, в которых новая информация не предоставляется учащимся уже в готовом виде. Наоборот вся новая информация полученная учениками является результатом их самостоятельной деятельности. Рекомендуется проводить данный этап самостоятельной работы в групповой или парной форме.
3 Этап. Решение практических задач. На данном этапе задания формулируются таким образом, чтобы учащийся
4 Этап. Контроль и самоконтроль. Основные требования к заданиям для самостоятельной работы на данном этапе состоят в том, что они должны предлагаться в определённых условиях, которые побуждают учащихся к продуктивной мыслительной деятельности.
При организации самостоятельной работы нужно в обязательном порядке при планировании учебного процесса продумать формы контроля и возможность оказания оперативной помощи учащимся. Учителя чаще всего применяют самостоятельные работы на этапе закрепления и контроля учебного материала. Но зачастую не организуют самостоятельную деятельность, к примеру на этапе изучения нового материала, или на этапе актуализации знаний учеников. Грамотный педагог обязательно предусматривает уровень сложности и объем предстоящей самостоятельной работы, все сложности и возможные ошибки, которые могут возникнуть у школьников в процессе ее выполнения. Нельзя завышать и объем самостоятельной работы. Это вызывает у учащихся чувство тревожности, поспешность в действиях, а в итоге низкое качество знаний. Сложность в содержании самостоятельной работы и ее темп выполнения должны нарастать постепенно. Нужно постепенно увеличивать объем заданий, их длительность, постепенно усложнять содержание выполняемых заданий, одновременно постепенно уменьшать объем учительской помощи.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что преимущество самостоятельной работы на уроках состоит в том, что она имеет в первую очередь благоприятные возможности для сочетания
всех видов фронтальных, индивидуальных и групповых работ. Самостоятельная работа позволяет учителю систематически и последовательно приобщать учащихся к самоорганизации. Благодаря правильной организации самостоятельной работы учитель может успешно управлять развитием познавательных способностей детей, формировать научное мировоззрение учеников. Организация самостоятельной работы в начальных классах позволяет обучающимся самим определить практические действия и операции, которые могут помочь им в познавательной учебной деятельности.
Сегодня представляется особенно важным для становления и развития личности школьника развивающая функция обучения. Одной из главных задач школы является формирование особенного восприятия ребёнком образовательного процесса. Особое значение в обучении младших школьников придаётся развитию мотивации и самоконтроля учащихся. Формирование и развитие мотивации и самоконтроля являются одними из важных компонентов учебной деятельности. Однако процесс развития данных качеств, требует специальной организации учебной деятельности.
По нашему мнению, в настоящее время сегодня больше внимания необходимо уделять совершенствованию методов и приёмов самоконтроля и развитию мотивации у школьников. Самоконтроль и учебная мотивация учеников находятся в постоянной зависимости от компетентности учителя. Правила формирования самоконтроля и мотивации в образовательном процессе могут выглядеть так:
- Невозможность построения учебного процесса только на заучивании и зубрежке.
- Нельзя создавать обстановку перманентного напряжения умственных сил учащихся постоянными напоминаниями выполнения практических заданий непосредственно после объяснения сложного теоретического материала.
- Изложение нового материала Нужно вести на достаточно высоком уровне трудности, чтобы способствовать необходимости стимулирования активного мышления школьников.
- Нацеливать школьника на самообразование
Очень важным при работе над созданием и развитием самоконтроля и мотивации у школьников является стремление педагога к следующим моментам:
1. Обеспечение осознания учащимися и родителями важности самоконтроля и создания мотивации в учебной деятельности.
2. Знакомство всех участников образовательного процесса со специально разработанными приёмами осуществления самоконтроля.
3. Регулярное и целенаправленное использование в качестве важнейших элементов учебной деятельности приёмов самоконтроля и развития мотивации.
Деятельность по формированию навыков саморегуляции и развитию мотивации учеников должна быть построена логично, с учетом возрастных и индивидуальных особенности школьников. Приобщение учащихся к самоконтролю является важным на любом этапе осуществления самостоя-
тельной работы. При этом учитель целенаправленно формирует у школьников разнообразные навыки самоконтроля.
На основании всего вышеперечисленного, можно выделить следующие показатели сформиро-ванности самоконтроля и мотивации у младших школьников:
- Умение учащихся спланировать свою работу перед её началом.
- Умение учащихся изменить состав действий в соответствии с изменившимися условиями деятельности.
- Умение сознательного чередования разнообразных форм контроля.
- Умение самостоятельно составлять системы проверочных заданий.
Исходя из всего вышеперечисленного, мы можем сделать вывод о том, что мотивация и самоконтроль являются составными частями любого вида деятельности. Именно с их помощью ученик может осознавать правильность своих действий и решений.
Все вышеизложенное позволяет нам рассматривать самостоятельную работу не только как средство формирования заданных в образовательном стандарте знаний и компетенций, но и как необходимое условие, формирования инициативы учеников, а, в конечном итоге, их самостоятельности как важнейшего личностного качества.
Литература
1. Буряк В. К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности : дайджест // Психология обучения. - 2008 - N 3 - С. 118119.
2. Загвязинский В.И. Теория обучения и воспитания : учебник для бакалавров / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 314 с
3. Карсонов В. А. Система мониторинга самостоятельной познавательной деятельности учащихся // Стандарты и мониторинг в образовании. -2007 - N 5 - С.14-16.
4. Кулагина И. В. Развитие познавательных способностей школьников как способ активизации их учения // Наука и школа. - 2010 - N 2 - С. 55-56.
5. Куприянова М. А. Формирование познавательной самостоятельности учащихся как педагогическая проблема // Наука и школа. - 2009 - N 5 -С. 35-36.
6. Лапенок М. В. Организация познавательной деятельности школьников на основе системы дистанционного обучения // Образование и общество. - 2009 - N 2 - С. 60-64.
7.Лында А.С. Самостоятельная работа и самоконтроль в учебной деятельности старших школьников / А.С. Лында. - М.: Просвещение, 2011. - 160 с.
8.Орлов В. И. Активность и самостоятельность учащихся в обучении // Среднее профессиональное образование. - 2004 - N 11 - С. 43-47.
9.Панфилова, Т.С. Воспитание самостоятельности школьников в учебной работе / Т.С. Панфилова. - М.: Учпедгиз, 2010. - 84 с.
10.Петунин О. В. Система активизации познавательной самостоятельности учащихся // Вестник Московского университета. - 2010 - N 4 - С. 63-70.
11.Скуратова А. Н. Уровневая дифференциация как условие личностно-ориентированного подхода в организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся // Учитель в школе. - 2011 - N 3 - С. 13-18.
12. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / П. И. Пидкасистый, В. А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус ; под ред. П. И. Пидка-систого. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 511 с.
13.Щербакова Е.В., Щербакова Т.Н. Организация самостоятельной работы студентов вуза как важнейшая составляющая организации учебного процесса Актуальные проблемы науки: ИГУМО и ИТ как исследовательский центр: Сборник научных трудов. Выпуск 18. - М.: ИГУМО и ИТ, 2015. - с.213-220
14.Щербакова Е.В. Дидактические условия организации самосстоятельной работы на уроках в V-IX классах сельской школы с малой наполняем остью учащихся (Автореф.... канд. пед. наук Москва, 1996. -20 с.