УДК 378
УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ САМОУПРАВЛЯЕМОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА-ЗАОЧНИКА
Л.П. Овчинникова1, В.Н.Михелькевич2
1 Самарский государственный университет путей сообщения 443066, г. Самара, 1-й Безымянный пер., 18 E-mail: [email protected]
2Самарский государственный технический университет 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail:J918@ yandex.ru
Показано, что доминирующей формой учебно-познавательной деятельности студента-заочника является его индивидуальная самоорганизуемая и самоуправляемая самостоятельная работа. Раскрывается и обосновывается комплекс организационно -методических и психолого-педагогических условий ее эффективного функционирования.
Ключевые слова: студент-заочник, самостоятельная учебная деятельность, управление самостоятельной работой, условия эффективной учебной деятельности.
Проблема управления самостоятельной работой студентов имеет многовековую историю. О роли и доминирующем месте самостоятельной работы студентов в образовательном процессе весьма образно говорил более полутора веков назад выдающийся немецкий ученый и педагог Адольф Дистервег: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает научиться чему-нибудь, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение...Поэтому самостоятельность - средство и одновременно результат образования» [1].
Проблема организации иуправления самостоятельной работой студентов(СРС), и в особенности студентов-заочников, привлекает к себе пристальное внимание педагогов, методистов и психологов не только потому, что доля СРС в общем объеме времени на подготовку специалистов является доминирующей, но и потому, что учебный процесс в современной высшей школе ориентирован не на информационное насыщение студентов, а на формирование у них продуктивного мышления, на развитие их интеллектуального потенциала, на освоение способов логического анализа и обработки получаемой информации, творческого конструирования, на развитие и формирование универсальных и профессиональных компетенций. В учебном пособии «Современные образовательные технологии» лаконично и четко сформулированы сущность, актуальность и своевременность проблемы управления и активизации СРС: «В современном образовательном процессе нет проблемы более важной и одновременно более сложной, чем организация самостоятельной работы субъектов
Людмила Павловна Овчинникова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии и истории науки.
Валентин Николаевич Михелькевич, доктор технических наук, профессор кафедры психологии и педагогики.
образовательного процесса. Важность этой проблемы связана с новой ролью самостоятельной работы, которую она приобретает в связи с переходом на деятельную парадигму образования. В результате этого перехода самостоятельная работа становится ведущей формой организации учебного процесса, и вместе с этим возникает проблема ее актуализации» [2].
Профессор А.А.Вербицкий [3] отмечал, что термин СРС используется во многих смыслах: как специфическая аудиторная и внеаудиторная форма организации учебного процесса, как способ индивидуализации обучения, как форма групповой работы студентов под руководством преподавателя, как внутренняя характеристика познавательной деятельности студентов.
По определению И.А. Зимней, самостоятельная работа - это целенаправленная, внутренне мотивированная, структурированная самим субъектом обучения совокупность действий и корректируемая им по процессу и результату деятельность. Ее выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, личной ответственности; она доставляет обучаемому удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания [4]. В этом определении принимаются во внимание психологические составляющие самостоятельной работы студентов и их личностные качества, обеспечивающие ее результативность.
Нелишне заметить, что в педагогической литературе сущность СРС определяется неоднозначно: в одних работах она определяется как метод обучения, в других -как система приемов учения, в третьих - как средство организации учебной деятельности. Мы вслед за Б.П.Есиповым [5]считаем правомерным отнести СРС к формам ее организации, поскольку в процессе ее выполнения студентам приходится использовать самые разнообразные методы, способы, приемы и средства обучения.
Философские труды создают основу для изучения вопроса развития самостоятельности как качества личности студента. В трудах Аристотеля, Сократа, Н.А. Бердяева, И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля, Э. Фромма и других мыслителей формирование личности рассматривается как объективная необходимость жизни и деятельности человека в обществе во взаимосвязи с проблемой свободы, самопознания и саморазвития. Современное образование представляет собой единство обучения и воспитания, которое реализует основные принципы смены его парадигмы с информационной (зна-ниевой) на деятельностную, на развивающую самостоятельную активность личности. Методологическое обоснование системного подхода, раскрывающего целостность объекта изучения (в нашем случае объектом изучения является процесс СРС), выявление типов связей между его различными элементами и их объединение в единую систему представлены в работах И.В. Блауберга, В.Н. Садовского, У.Р. Эшби, Э.Г. Юдина.
Теоретические предпосылки личностно-деятельностного подхода к обучению были заложены в трудах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна. Положение о взаимосвязи деятельности и развития личности обучающихся с позиции личностно-деятельностного подхода содержатся в трудах В.В. Давыдова, Г.И. Щукиной и др.
В.С. Безрукова, Е.В. Бондаревская, Л.П. Буева, В.И. Загвязинский считают, что использование этого подхода к обучению обеспечивает процесс активного самостоятельного освоения личностью знаний и опыта посредством мотивированного решения проблем и задач.
Вопросы формирования познавательной самостоятельности нашли отражение в исследованиях С.И. Архангельского, М.Г. Гарунова, Е.Я. Голанта, А. Маслоу, К. Роджерса и др. Вопросы активизации познавательной деятельности обучающихся и развития самостоятельности личности в учебном процессе рассматриваются в работах Ш.И. Ганелина, Е.Я. Голанта, М.И. Махмутова, Г.И. Щукиной, Н.В. Шамониной.
Решению задач эффективной организации самостоятельной работы студентов посвящены исследования С.И. Архангельского, П.И. Пидкасистого, Б.П. Есипова, М.Г. Гарунова, В.Н. Михелькевича, Е.Н. Рябиновой, С.Н.Костроминой, Л.В. Цыгановой.
Несмотря на то, что в арсенале известных теоретических и методологических исследований имеется ряд ценных и интересных теоретических и практических разработок, приходится констатировать, что педагогические условия организации, содержание, формы и методы внеаудиторной самостоятельной работы студентов-заочников остаются недостаточно разработанными. Очевидно также, что управление и организация самостоятельной работой студентов заочной формы обучения требуют комплексного подхода. В связи с этим обратим внимание на фундаментальный труд ученых Волгоградского государственного технического университета, где показано, что к рассмотрению методологической сущности СРС следует подходить комплексно, системно, учитывая все аспекты процесса самостоятельной учебной деятельности, выделяя ее наиболее существенные структурные элементы [6].
Здесь уместно вспомнить о личностной ценности образования, об индивидуально мотивированном отношении человека к собственному образованию, к его уровню и качеству, базирующихся на идеях Б.С. Гершунского, С.И. Гессена, В.С. Леднева, Н.Н. Моисеева, В.П. Тугаринова, К.Г. Юнга и составляющих один из сегментов философских основ образования. Учебная деятельность, как и другие виды человеческой деятельности, с психолого-дидактической точки зрения представляет собой процесс решения неких специфических учебных задач. Однако отличие учебных задач от всех других состоит в том, что целью их решения является не изменение предметов, с которыми взаимодействует субъект, а изменение свойств самого субъекта, которое заключается в овладении определенными способами действия.
Для более полного и образного представления о существующей многомерности и многочисленности факторов, в той или иной мере определяющих результативность учебной деятельности студентов-заочников и, в частности, эффективность их самостоятельной работы, целесообразно синтезировать и рассмотреть модель иерархической инфраструктуры системы управления, организации, обеспечения и поддержки самостоятельной работы студентов (рис. 1) [7].
Эта модель отражает процессы управления, организации, обеспечения и поддержки СРС на семи взаимосвязанных и взаимообусловленных уровнях: федеральном, региональном, университетском, факультетском, кафедральном, преподавательском и индивидуально-личностном. Содержание деятельности учебно-методических подразделений и субъектов образовательного процесса по управлению СРС на всех уровнях представленной иерархической системы с исчерпывающей полнотой изложено в авторской работе [7].
Уровень управления
Региональный
Университетский
Структурные звенья системы
Федеральный Министерство образования и науки РФ, ОАО «Российские железные дороги»
1Г
Административные органы управления образованием региона,Региональный рынок труда
Ректорат и учебно-методические управления подразделенийСамГУПС
Индивидуально-личностный
Университетская библиотека
Л
Медиатека и информацио центр униве нно-вычислительный рситета
Выпускающие и обеспечивающие кафедры
Преподавательский 7
-► Ведущие преподаватели учебных дисциплин
Студенты-заочники
Рис.1. Модель иерархической инфраструктуры системы управления, организации, обеспечения и поддержки самостоятельной работы студентов
Выявлен также ряд психологических условий успешности выполнения студентами самостоятельной работы. Благоприятная психологическая среда, способствующая успешности СРС, формируется под влиянием ряда факторов, к числу которых прежде всего следует отнести:
- уровень мотивации и устойчивый интерес студентов к избранной и осваиваемой ими профессии;
- межличностные взаимоотношения между студентами и преподавателями в учебном процессе, между студентами и сотрудниками административных и учебно-методических подразделений (кафедр, деканатов, библиотеки, информационно -вычислительного центра и др.);
- уровень включенности учебной деятельности студентов в их уже состоявшуюся реальную производственную деятельность или в планируемую будущую профессию;
- доступный для освоения, но в то же время развивающийся интеллект и творческие способности обучающегося, уровень сложности материала и учебных заданий для самостоятельной работы.
Изсовокупности задач управления СРС наиболее сложной и наукоемкой как для теории, так и для практической реализации является задача формирования у студентов способности (компетенции) самоуправляемой самостоятельной учебной деятельности.
Процесс развития и формирования у обучаемых способности управления своей самостоятельной учебной деятельностью проходит длительный и многоэтапный путь, начиная с состояния самостоятельной работы, полностью управляемой преподавателем, и заканчивая состоянием полностью самоуправляемой самостоятельной учебной деятельности. Во всех случаях и состояниях процесс обучения представляет собой взаимосвязанную деятельность преподавателя и студента, единство педагогического управления и управления своей учебной деятельностью каждымиз студентов.
Механизм процесса постепенной передачи функций управления СРС от обучающего к обучаемому, от преподавателя к субъекту самоуправляемой учебной деятельности - студенту в наглядной форме представлен в работе М.А. Ивановойи в модели управления, предложенной Л.Д. Ефановой[8,9].
В зарубежной педагогической литературе процесс самостоятельной самоуправляемой учебной деятельности называют «автономным учением». Термин «автономное учение» (autonomous learning) зародился в 60-е годы прошлого столетия в дискуссиях о формировании независимого мышления и умений, необходимых человеку для того, чтобы он мог самостоятельно учиться в течение всей жизни. Holec определил автономию как способность принятия ответственности за свое собственное образование [10], а Dichinson рассматривает автономию как«ситуацию, в которой обучающийся несет полную ответственность за решения, связанные с его учением» [11]. Известно множество других определений понятия «автономия», однако большинство из них сводится к пониманию автономии как главной образовательной цели, потребности научиться учиться. С позиций диалектики процесс эволюционного развития и формирования у обучаемых компетенций самоуправляемой самостоятельной учебной деятельности символически можно представить в виде спирали (рис. 2).
По нашему мнению, процесс продвижения уровня сформированности вверх по спирали следует подразделить по достигнутым уровням самоуправляемой индивидуальной учебной деятельности на пять характерных этапов управления:
1 - самостоятельная работа обучаемого, полностью управляемая преподавателем;
2 - самостоятельная работа студента при доминирующем управлении ею со стороны преподавателя;
3 - дуальное управление самостоятельной работой студента, при котором имеет место паритет педагогического и индивидуального управления;
4 - доминирующее индивидуальное самоуправление студентом своей самостоятельной работой при минимальном управлении со стороны преподавателя;
5 - полностью самоуправляемая самостоятельная учебная деятельность студента.
Уровни
самоуправляемой индивидуальной учебной деятельности
Полностью 5 самоуправляемая
учебная деятельность
4
Доминирующее индивидуальное самоуправление СРС
Паритет педагогического 3 управления и индивидуального самоуправления СРС
Доминирующее 2 педагогическое
управление СРС
Самостоятельная работа 1 обучаемого, полностью управляемая преподавателем
Рис.2. Спираль эволюционного развития и формирования у обучаемых компетенций самоуправляемой учебной деятельности
Спираль эволюционного развития и формирования у студентов компетенции самоуправляемой учебной деятельности раскрывает характер проявления самостоятельности студента и показывает, как должен протекать процесс передачи функций управления самостоятельной работой от преподавателя к студенту. Для установления же закономерностей и механизмов развитиясамостоятельности как качества личности специалиста необходимо использовать феноменологические модели управлениясамостоятельнойработой студентов [7].
В результате анализа факторов, влияющих на результативность самостоятельной работы студентов, было установлено еще одно значимое условие овладения студентами-заочниками умениями и навыками самоорганизации и самоуправления своей самостоятельной работой - их дополнительное, включенное обучение этому виду учебной деятельности. При этом под дополнительным, включенным обучением понимается педагогический процесс, когда ведущий преподаватель, обучающий студентов своей дисциплине или какому-то виду учебной деятельности, дополнительно научает их (во время лекционно-установочных сессий или через соответствующие учебно-методические пособия) наиболее рациональному выполнению самоорганизуемой и самоуправляемой самостоятельной учебной деятельности, выбору методов
и приемов ее различных видов с учетом специфики изучаемой дисциплины или вида деятельности. Так, при обучении студентов иностранным языкам целесообразно научить их выбору так называемых «учебных стратегий», методика формирования которых широко используется в отечественной и зарубежной практике обучения иностранным языкам, поскольку она существенно активизирует самостоятельную учебную деятельность и процесс самоуправления ею[12].
В настоящее время имеется большой ресурс библиографических источников, которые содержат ценные рекомендации по организации самостоятельной работы, по выбору наиболее рациональных методов и приемов ее выполнения. В ряду таких источников следует выделить учебные пособия Т.А. Бысыгиной и К.Г. Цыганова «Основы самоорганизации учебной деятельности»[13] и «СРС-компетенция, или Как научиться хорошо учиться в институте»[14], В.Н. Михелькевича и В.П. Сухинина «Рациональная организация самостоятельной работы студентов»[15]. Очевидно, что выдаваемые преподавателем рекомендации по самоорганизации и самоуправлению самостоятельной учебной деятельностью по конкретной дисциплине или виду учебной деятельности будут отражать его методологическую и методическую компетентность, его личный педагогический опыт, но во всех случаях они должны основываться на основополагающих законах и принципах психодидактики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. ДистервегА. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1956.
2. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие/ Под ред. Н.В. Бодовской. -М.:КНОРУС,2010. - 432с.
3. Вербицкий А.А. Самостоятельная работа и самостоятельная деятельность студен-та//Проблемы организации СРС в условиях многоуровневой структуры высшего образования. - Волгоград: Изд-во ВГТУ 1994. - 67 с.
4. Зимняя ИА. Педагогическая психология: Учеб. пособие. - Ростов/нД: Феникс, 1997. - 440с.
5. Есипов Б.П. Основы дидактики. - М.:Просвещение, 1967.
6. Научно-методические основы и практика организации учебного процесса в вузе:Учеб. посо-бие/И.А.Новаков, Ю.В.Попов, В.Н.Подлеснов и др. - Волгоград: ВолгГТУ 2003. - 316 с.
7. Овчинникова Л.П. Теория и практика управления самостоятельной работой студентов-заочников. - Самара: СамГУПС,2012. - 191с.
8. Иванова М.А. Самостоятельная работа студентов педвуза как средство их профессионально-личностного развития// Педагогическое образование:вызовы XXI века: Матер. междунар. научно-практ. конф. - М.: Изд-во МГПУ2011. - Т. 2. - С. 116 - 121.
9. Ефанова Л.Д. Управление самостоятельной работой студентов над рецептивной лекси-кой:Автореф. ... дисс.к.п.н. -М.:МПГУ 1990. -24с.
10. HolecH.(Ed) AutonomyandForeignLanguageLearning.1981.Oxford: PergamanPress.
11. Dickinson L. Selt-instirictioninLanguageLeanning. Cambridge:1987.CambridgeUniversity Press.
12. Костромина С.Н., Дворникова ТА. Учебные стратегии как средство организации самостоятельной работы студентов//Вестник СПбГУ Сер. 6. - Вып. 3. - 2007. - С.295 - 306.
13. Бусыгина Т.А., Цыганов К.Г. Основы самоорганизации учебной деятельности. - Самара: Изд-во СГПУ, 2008. - 210с.
14. Бусыгина Т.А., Цыганов К.Г. «СРС-компетенция», или Как научиться хорошо учиться в институте: Учеб.-метод. пособие по самоорганизации и самовоспитанию студентов. -Самара: Изд- во СГПУ, 2004. - 100с.
15. Михелькевич В.Н., Сухинин В.П. Рациональная организация самостоятельной работы студентов: Учеб. пособие. - Самара: Изд-воСамГТУ 2006. - 30 с.
Поступилавредакцию 07.10.2013; в окончательномварианте 07.10.2013
UDC 378
FUNCTIONAL PREREQUISITES OF THE EXTRA-MURAL STUDENT'S SELF-REGULATING INDEPENDENT LEARNING AND COGNITIVE ACTIVITY L.P. Ovchinnikova1, V.N.Mikhelkevich2
^amaraStateUniversity of Transport
18, Pervy Bezymyanny pereulok, Samara, 443066
E-mail:[email protected]
2SamaraStateTechnicalUniversity
244, Molodogvardeyskaya st., Samara, 443100
E-mail: [email protected]
There is a focus on the extra-mural student's individual self-organizing and self-regulating independent work as the dominant form of his/her learning and cognitive activity.A complex of organizational, methodic, psychological and pedagogical prerequisites of its efficient functioning is introduced.
Key words: extra-mural student, independent learning activity, independent work management, prerequisites of efficient learning activity.
Original article submitted 07.10.2013; revision submitted 07.10.2013
LyudmilaP. Ovchinnikova - PhD in Pedagogy, of the department of Philosophy and History of Science.
Valentin N. Mikhelkevich - Doctorate in Engineering, Professor of the department Psychology and Pedagogy.