ла ОДИ можно отнести изучение возможностей игры в обучении и повышении квалификации педагогических кадров, а также подготовка преподавателей вуза, к формированию управленческой составляющих профессиональной культуры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика-Пресс. 1996. -536 с. Выготский, Л.С. Педагогическая психология I Л.С. Выготский. - М. : Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с.
2. Давыдов, В.В. О месте категории деятельности в современной теоретической психологии II Деятельность : теории, методология, проблемы. - М. : Политиздат, 1990. -С. 143-156.
3. Школы будущего I Дж. Дьюи, Э.Дьюи. - М. : Гос. изд-во. РСФСР, 1922. - 178
с.
4. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность I А.Н. Леонтьев. - М. : Политиздат, 1977. - 304 с.
5. Фридман, Л.М. Педагогический опыт глазами психолога I Л. М. Фридман. - М. : Просвещение, 1987. - 224 с.
Контактная информация: sh-mag@mail.ru
УДК 796.91
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЗНАЧИМОСТИ УПРАЖНЕНИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В СПОРТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ КОНЬКОБЕЖЦА
Валерий Николаевич Макаров, аспирант,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,
(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург),
Шайкат Закирович Хуббиев, доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена,
(РГПУ им. А.И. Герцена),
Санкт-Петербург
Аннотация
В статье дается определение понятию "информационная значимость упражнений", излагаются представления о способах и методах расчёта информационной значимости упражнений, используемых при формировании системы спортивных движений конькобежца.
Ключевые слова: информационная значимость упражнений; способы и методы оценки упражнений по их информационной значимости.
METHODOLOGY OF DEFINITION OF THE INFORMATION IMPORTANCE OF THE EXERCISES APPLIED DURING THE SPORTS-TECHNICAL TRAINING OF
THE SKATER
Valery Nikolaevich Makarov, the post-graduate student,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg, Shajkat Zakirovich Khubbiev, the doctor of pedagogical sciences, professor,
The Herzen State Pedagogical University of Russia,
St.-Petersburg
Annotation
The article defines the concept of "information value of exercises”, sets out the ideas about the ways and methods of calculating the information value of exercises used in the formation of skater’s
movements.
Keywords: informational value of exercises, ways and evaluation methods of exercises evaluation according to their information value.
ВВЕДЕНИЕ
Апробация экспериментальной методики формирования системы спортивных движений конькобежца в условиях искусственно созданной управляющей среды выявила ее эффективность, выразившуюся, в существенном сокращении сроков обучения по сравнению с традиционной методикой обучения [4,5]. При этом мы столкнулись с тем, что данное явление невозможно достаточно корректно и вполне логически объяснить с позиций традиционного математического анализа.
Последующие аналитические исследования позволили предположить, что высокие результаты апробации экспериментальной методики обучения были обусловлены применением упражнений высокой информационной значимости.
Вместо подготовительных, подводящих и имитационных упражнений, применяемых в традиционной методике обучения, и, по нашим предположениям содержащих минимум значимой информации, в экспериментальной методике были использованы специально разработанные упражнения на роликовых коньках, выполняемые в скатывании под уклон, то есть, в условиях искусственной управляющей среды обучения.
При скатывании под уклон воссоздавались реальные условия двигательной деятельности конькобежца-профессионала, а именно: приобретение поступательного движения; проявление всех значимых внешних и внутренних сил реального силового поля; факторов, благоприятствующих качественному выполнению профессиональных двигательных действий.
Искусственно созданные условия обучения, совокупность методов и методических приемов обучения, выбор нетрадиционного учебного материала и его соответствующая переработка, способствовали существенному повышению информационной значимости применяемых упражнений, что и предопределило несколько неожиданный эффект обучения.
В этих условиях достаточно актуальной представилась проблема оценки упражнений по их информационной значимости.
Понятие "информационная значимость упражнений" обозначает полное или частичное совпадение смысловых, двигательных, сенсорных и биомеханических параметров применяемого упражнения, с параметрами двигательной деятельности спортсмена при выполнении основного упражнения - бега на коньках.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УПРАЖНЕНИЙ ПО ИХ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЗНАЧИМОСТИ
Основу выбора критериев значимой информации составили следующие положения: а) соответствие реализуемых в данных упражнениях концептуальных положений спортивной техники конькобежца, их оригинальному прототипу - бегу на коньках (смысловое соответствие); б) соответствие условий и способов воспроизведения упражнений реальным условиям и способам выполнения соревновательного упражнения (двигательное и сенсорное соответствие); в) соответствие формы и содержания воспроизводимых упражнений (пространственных, временных и силовых составляющих) реальным требованиям выполнения соревновательного упражнения (биомеханическое соответствие).
СПОСОБЫ ОЦЕНКИ УПРАЖНЕНИЙ ПО ИХ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЗНАЧИМОСТИ
Рассчитать достаточно точно реальную информационную значимость применяемых упражнений на текущий момент оказалось достаточно сложно. Это совершенно новая область знания и полное отсутствие теоретических и практических разработок в данной области. Мы представили, что наиболее простым выходом из сложившейся ситуации
является следующее. Первоначально нужно определить крайние параметры оценок применяемых упражнений в процентах - от 0 до 100%. Далее, на основе экспертных оценок, уточнить информационную значимость применяемых упражнений, с точностью до 10%.
Предполагалось, что последующая экспериментальная проверка и практическое использование алгоритма расчёта позволят более точно определить информационную значимость применяемых упражнений.
На основе теоретических предположений мы произвели дополнительный логический и математический анализ результатов апробации экспериментальной методики обучения технике скоростного бега на коньках. Группа экспертов (4 человека, тренеры высшей и первой категории) проанализировала информационную значимость отдельных видов упражнений, применяемых в традиционной методике обучения, а также упражнений экспериментальной методики.
Были получены следующие качественно-количественные оценки используемых упражнений.
Подготовительные упражнения, применяемые при традиционном обучении, как полагают эксперты [1], не содержат в себе элементов спортивной техники конькобежца, так как выполняются без спортивного снаряда (коньков) и вне льда. То есть, из четырех главных составляющих двигательного действия (полимодальная модель двигательной деятельности [2,3]) - когнитивная, сенсорная, двигательная и управление движениями, отсутствуют все. Поэтому с помощью подготовительных упражнений сформировать какое-либо подобие образа двигательной деятельности конькобежца невозможно. Информационная значимость подготовительных упражнений была оценена экспертами в 0,00%.
Подводящие упражнения, также выполняемые вне льда и без спортивного снаряда, содержат минимум значимой информации о двигательной деятельности конькобежца. С их помощью новичок может получить относительно достоверное представление только о рабочей позе конькобежца - посадке, и тех опорных напряжениях мышц, которыми она обеспечивается. Полностью отсутствуют в подводящих упражнениях когнитивная и сенсорная составляющие, и частично, составляющая управления. Информационная значимость подводящих упражнений была оценена экспертами в 10-20%.
Имитационные упражнения. Имитация спортивной техники шагом и прыжками занимает значительное место в спортивно-технической подготовке квалифицированных конькобежцев. Имитационные упражнения являются универсальным средством физической, технической и функциональной подготовки в любое время года и на любом этапе подготовки. Но только для квалифицированных конькобежцев. Для новичков, у которых отсутствуют представления о двигательной деятельности конькобежца, и ощущениях, которые он испытывает в необычных условиях передвижения, имитационные упражнения мало информативны. Эксперты оценили информационную значимость имитационных упражнений для новичков в 10-30%.
Специализированные упражнения и бег на роликовых коньках - являются одним из основных видов спортивно-технической подготовки конькобежцев. Однако, использование их новичками невозможно, поскольку они не умеют сохранять устойчивое положение при передвижении на коньках. Для новичков, впервые вставших на роликовые коньки, мы оценили информационную значимость данных упражнений в 20-30%. Для новичков, способных хоть как-то сохранять устойчивость при передвижении на роликовых коньках (возможное допущение!), мы оценили информационную значимость данных упражнений в 40-50%.
Гипотетически, максимальную информационную значимость приемов и способов выполнения движений демонстрируют конькобежцы-мастера в комфортных условиях передвижения - безветрие, высокое качество льда, бег под уклон на роликовых коньках. Эксперты оценили информационную значимость выполнения мастерами основного упражнения, бега на коньках, в 100%, а специализированного упражнения - бега на ролико-
вых коньках - в 80-90%. Оценка в 80-90% обусловлена тем, что биомеханические параметры передвижения на роликовых коньках отличаются от параметров передвижения на беговых коньках.
Анализ специализированных упражнений экспериментальной методики обучения показал следующее.
Упражнение 1 - "скатывание под уклон на роликовых коньках в посадке конькобежца, в скольжении и рулении на двух и одной, с сохранением устойчивого положения".
Мы полагаем, что выполнение данного упражнения новичком отличается от выполнения его мастером только качеством воспроизведения, так как информационная значимость упражнения остается неизменной по следующим основаниям. В рассматриваемом упражнении скатывание новичка на роликовых коньках, в посадке конькобежца происходит в условиях реального поступательного движения, реально действующих внешних и внутренних сил, при адекватных реакциях на потери устойчивости.
Поскольку, мы оцениваем только информационную значимость упражнения, а не качество его выполнения новичком, то согласно смысловому соответствию (критерию информационной значимости), в данном упражнении формируются технические приемы конькобежца-профессионала: посадка, приемы скольжения, руления и взаимных перемещений ОЦМТ и опоры, полностью адекватные концептуальным положениям спортивной техники скоростного бега на коньках [1].
Согласно критерию двигательного соответствия, форма и содержание выполняемого упражнения отвечают реальным требованиям исполнения конькобежцами-профессионалами соревновательного упражнения. Передвижение осуществляется в посадке конькобежца, обеспеченной опорно-динамическими напряжениями мышц ног и туловища [4].
О биомеханическом и сенсорном соответствии свидетельствуют условия выполнения данного упражнения, отвечающие реальным условиям исполнения соревновательного упражнения: а) по приобретенному поступательному движению посредством скатывания под уклон; б) по сенсорному восприятию, адекватному оригинальному тем, что при скатывании под уклон действуют реальные, внешние и внутренние, силы [5].
Все последующие упражнения экспериментальной методики также соответствуют рассмотренным выше критериям. Это дало нам основание предположить, что специализированные упражнения экспериментальной методики, выполняемые на роликовых коньках в искусственно созданных условиях управляющей среды (скатывания под уклон), могут быть оценены в 80-90 % информационной значимости.
На основании вышеизложенного мы сравнили информационную значимость упражнений традиционной и экспериментальной методик обучения технике конькобежного спорта в сопоставлении их с соревновательным упражнением в процентах (табл.1).
Таблица 1
Информационная значимость упражнений традиционной и экспериментальной ме-
тодики обучения в сопоставлении с соревновательным упражнением (в %)
Методика Традиционная методика обучения Экспериментальная методика
"^^—-^Упражнения Составляющйе^^—^ Подготови- тельные Подводящие Имитацион- ные На роликовых коньках На роликовых коньках под уклон
Когнитивная 0 5-10 10-20 20-40 70-90
Сенсорная 0 5-10 10-20 30-50 80-90
Двигательная 0 10-20 15-30 20-40 70-90
Управления движениями 0 5-10 20-30 30-50 80-90
Таким образом, пусть в приближённой форме, мы получили возможность оценивать упражнения по их информационной значимости а, следовательно, на основании это-
го судить о качестве обучения с помощью количественных показателей, со всеми вытекающими отсюда возможностями последующего математического анализа.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дынер, Л. С. Оценка технического мастерства конькобежца / Л. С. Дынер, В. Л. Дынер, М.П. Соколов // Конькобежный спорт. Вып. 3. - М., 1970. - С. 14-23.
2. Сенсорные и сенсомоторные процессы [сб. ст.] / под ред. Б.Ф. Ломова ; Акад. пед. наук СССР, Ин-т общей и педагогики психологии. - М. : Педагогика, 1972. - 312 с.
3. Ильин, Е.П. Психофизиология физического воспитания : (факторы, влияющие на эффективность спортивной деятельности) / Е.П. Ильин. - М. : Просвещение, 1983. -223 с.
4. Макаров, В.Н. Принципы формирования системы спортивных движений конькобежца / В.Н. Макаров, Ш.З. Хуббиев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгаф-та. - 2010. - № 10 (68). - С. 62-65.
5. Макаров, В.Н. Принципы строения системы спортивных движений конькобежца / В.Н. Макаров, Ш.З. Хуббиев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 11 (69). - С. 61-64.
Контактная информация: khubbiev@gmail.com
УДК 796.323
ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ БАСКЕТБОЛИСТОВ
16-18 ЛЕТ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТИЛЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Юрий Михайлович Макаров, кандидат педагогических наук, профессор,
Ал Тай Хусейн, аспирант,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,
(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Рассмотрены вопросы типологических особенностей баскетболистов 16-18 лет в зависимости от стиля игровой деятельности. Разработанный типологический профиль позволяет выявлять доминирующую направленность свойств личности баскетболистов на атакующие или защитные действия. Использование типологического профиля позволяет с наибольшей эффективностью принимать управленческие решения по корректировке учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности баскетболистов 16-18лет.
Ключевые слова: типологический профиль, стиль игровой деятельности, баскетболисты 16-18 лет.
TYPOLOGICAL PROFILE OF PERSON PROPERTIES OF THE BASKETBALL PLAYERS AGED 16-18 YEARS OLD DEPENDING ON THE STYLE OF GAME
ACTIVITY
Yury Mihajlovich Makarov, the candidate of pedagogical sciences, professor, AL-Taee Hussain, the post-graduate student,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,
St.-Petersburg
Annotation
The questions of typological features of basketball players aged 16-18 years old depending on style of game activity are considered. The developed typological profile allows revealing the dominating orientation of person properties of the basketball players on attacking or protective actions. Usage of the typological profile allows taking with the greatest efficiency the administrative decisions on updating the education-training process and competitive activity of basketball players aged 16-18 years old.