САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Мамадалиева Х.А.
Мамадалиева Хапира Абдухалиловна — преподаватель английского языка, кафедра обучения языкам, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматривается вопрос самостоятельной работы при изучении английского языка в вузе, отмечается целесообразность создания языкового портфолио, описывается его наполнение. Отмечается важность проведения анализа необходимых навыков в начале курса и в дальнейшем многосторонней оценки работы студента, а также проведения самооценки полученных студентом компетенций. Авторы статьи указывают на полезность самостоятельной работы для успешного построения карьеры в будущем. Ключевые слова: самостоятельная работа, портфолио самостоятельной работы студента, анализ необходимых навыков, оценка самостоятельной работы, оценивание профессиональной компетенции специалиста.
Общеизвестно, что самостоятельная работа - это работа, выполняемая индивидуально, без помощи преподавателя, с материалами, которые студент подбирает самостоятельно (self-access materials) [1, с. 310], в зависимости от личных целей, мотивации и интереса. В данной статье под самостоятельной работой мы понимаем более широкое значение этого термина. Это и индивидуальная работа под контролем преподавателя, самостоятельная работа, оцениваемая как преподавателем, так и студентом или группой студентов, так и абсолютно автономная, не оцениваемая преподавателем, определяемая самим студентом и осваиваемая самим студентом в нужном ему объеме и временном промежутке времени. Самостоятельная работа — это форма обучения, при которой студент усваивает необходимые знания, овладевает умениями и навыками, учится планомерно, систематически работать, мыслить, формирует свой стиль умственной деятельности. Отличие ее от других форм обучения в том, что она предполагает способность студента самому организовать свою деятельность в соответствии с поставленной или возникшей задачей. Цель обучаемого - освоить тот или иной уровень владения языком. Его задача - усвоить предлагаемую преподавателем информацию и закрепить ее с тем, чтобы у него сформировалось требуемое умение. Студент - непосредственный пользователь компетенций -может облегчить процесс изучения языка, самостоятельно выбирая цели, материалы и методы, наиболее соответствующие его образовательному уровню, потребностям, мотивации и личностным характеристикам. Таким образом, в учебном процессе обучаемый становится не только непосредственным участником, но и равноправным партнером преподавателя, так как не только преподаватель определяет цели, задачи, материалы и методы изучения языка, но и студент тоже. Разработчики общеевропейских компетенций, задавая вопрос «как должны работать учащиеся?», подразумевают ответ: «активно участвовать в процессе обучения, сотрудничая с преподавателем и другими учащимися с целью достижения согласованных действий и компромиссов и развивая умения самостоятельной работы», «работать самостоятельно с материалами», «самостоятельно оценивать свою работу» и «соревноваться друг с другом» [2, с. 142]. Самостоятельная работа студентов является неотъемлемой частью программы преподавания любого предмета в высшем учебном заведении, в том числе английского языка, и ее роль признается всеми преподавателями, методистами и исследователями. Однако далеко не все студенты понимают свою личную ответственность за качество исполнения тех заданий, которые они выполняют вне аудиторных занятий. Многие относятся к этому формально, ради того, чтобы задание было зачтено преподавателем. Примером такого отношения может служить популярная некогда система сдачи домашней работы в «тысячах печатных знаков» с огромными списками переведенных слов. В результате, при огромном объеме выполненной работы, основная масса выпускников не умела ни говорить на английском языке, ни выполнять качественные переводы. Для того, чтобы самостоятельная работа была результативной, студенты должны четко понимать ее полезность для успешного построения карьеры и практического использования полученных знаний в будущей профессиональной деятельности. Такой прагматический подход определяет целесообразность проведения в начале курса английского языка с указанием тех навыков и умений, которые будут востребованы студентами в дальнейшем. Подобный анализ необходимых навыков, с учетом вариаций в зависимости от специальности/специализации, должен включать основные
языковые аспекты, которые обычно оцениваются в международных экзаменах: умение воспринимать информацию на английском языке устно и письменно, а также представлять информацию в устной и письменной форме. Языковой портфель в зависимости от желания и возможностей как студентов, так и преподавателей может иметь либо бумажную, либо виртуальную форму. Бумажная версия в виде папки с выполненными письменными работами с комментариями и оценками преподавателя, отчетами о выполнении разных видов деятельности для усовершенствования языковых умений (просмотр фильмов на английском языке, подготовка презентаций, участие в международных проектах и пр.) будет более наглядной и удобной для оценки и анализа прогресса. Содержанием языкового портфеля студента должны быть все контрольные работы в течение курса обучения и выполненные запланированные самостоятельные работы, разложенные по рубрикам (тесты, письменные работы, индивидуальное чтение и т. д.) с указанием сроков исполнения и оценкой преподавателя. Постоянная самооценка студента важна для осознания своих сильных и слабых сторон, выбора правильной стратегии выполнения заданий. Все виды языковой деятельности должны в дальнейшем стать теми инструментами, которые и после окончания обучения в вузе помогут самостоятельно поддерживать и совершенствовать свою языковую компетенцию. В языковом портфолио должен быть список полезных источников: интернет версии профессиональных журналов на английском языке с аудио - и видеоинтервью со специалистами, сайты с обучающими программами с аудио-файлами, экспресс-тестами, видео-уроками, адреса магазинов и библиотек с литературой на английском языке, информация об адаптированной литературе с аудио-дисками и т. д. Общий список для всех студентов может быть составлен преподавателями кафедры, а далее дополняться каждым студентом индивидуально в зависимости от профессиональных интересов. Таким образом, самостоятельная работа сокращает путь к достижению поставленных студентом краткосрочных и перспективных целей при изучении английского языка, а портфолио самостоятельной работы может остаться со студентами как рекомендация к дальнейшему усовершенствованию и воплощению принципа обучения в течение всей жизни.
Список литературы
1. Колесникова И.Л. Англо-русский терминологический справочник по Методике преподавания иностранных языков / И.Л. Колесникова, О.А.Долгина. Санкт-Петербург: Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ». [Cambridge]: Cambridge University press, 2001. 223 с.
2. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка / Совет Европы. Департамент по языковой политике; пер. с англ. К.М. Ирисхановой. Москва: МГЛУ, 2003. 206 с.
СРЕДСТВА, МОДЕЛИ И ПРИЁМЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Нишонова Д.Ж.
Нишонова Дилнавоз Жонибековна — преподаватель немецкого языка, кафедра обучения языкам, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматриваются возможности средств, моделей, приемов, а также применение мультимедиа технологий при обучении иностранному языку. В статье поднимается вопрос подготовки квалифицированных специалистов, а также формирование нового поколения к жизни в современных информационных условиях и воспитание гармонично развитой личности. Даются ориентиры в общем образовании, которые рассматривают обучение как процесс умственного развития, что позволяет использовать усвоенное на практике.
Ключевые слова: средства, модели, приемы, иностранный язык, системный подход к изучению языка, эффективность обучения.