Научная статья на тему 'Самостоятельная работа студентов неязыковых факультетов педагогического вуза в процессе обучения немецкому языку'

Самостоятельная работа студентов неязыковых факультетов педагогического вуза в процессе обучения немецкому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
430
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ / НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пахотина Светлана Владимировна

В статье приводятся примеры дидактических материалов для самостоятельной работы студентов неязыковых факультетов педагогического вуза в процессе обучения немецкому языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная работа студентов неязыковых факультетов педагогического вуза в процессе обучения немецкому языку»

УДК 378.14

Пахотина Светлана Владимировна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Ишимского государственного педагогического институтами. П. П. Ершова, [email protected] Ишим

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ

Pakhotina Svetlana Vladimirovn

Candidate of pedagogical sciences, assictent professor of the chair of foreign languages, Ershov Teachers Training Institute in Ishim, [email protected], Isbim

INDIVIDUAL WORK OF THE STUDENTS OF NONLINGUISTIC FACULTIES OF THE PEDAGOGICAL HIGH SCHOOL IN THE PROCESS OF STUDYING GERMAN

В условиях растущей мобильности населения всего мира, расширения возможностей общения с представителями других культур, расширения сферы занятости, развития туризма и личных контактов знание иностранного языка становится необходимостью. Необходим специалист, способный ориентироваться в поликультурном мире, понимать его ценности и смыслы, взаимодействовать с представителями других профессиональных сообществ в нашей стране и на международном уровне. Перед высшей школой ставиться задача подготовки специалистов, способных к самостоятельной высококвалифицированной деятельности не только в России, но и за рубежом [1. с. 4].

Главным резервом повышения эффективности подготовки специалистов является самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предназначена не только для овладения каким-либо предметом (то, что она имеет большое значение в процессе овладения иностранным языком - общеизвестно), но и для формирования самостоятельности как черты характера вообще. Современный специалист высшей квалификации должен уметь принимать на себя ответственность, самостоятельно решать проблему, находить конструктивные решения, выход из проблемной ситуации [3, с. 221]. Приобретение навыков и умений самостоятельной работы создает основу для профессиональной мобильности, увеличивает возможность профессиональной самореализации.

Самостоятельная работа представляет собой овладение знаниями, умениями и навыками при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Виды самостоятельной работы зависят от формы организации обучения. Например, групповые формы работы - изучение учебной и справочной литературы, выполнение упражнений, подготовка докладов, экспериментально-исследовательская работа, оформление результатов экспери-

ментально-исследовательской работы; домашняя самостоятельная работа - изучение учебной и справочной литературы, выполнение упражнений, подготовка докладов, экспериментально-исследовательская работа, игра -работа по решению ситуативных задач и заданий и др. В процессе обучения немецкому языку мы используем, преимущественно, аудиторную и внеаудиторную, групповую и индивидуальную самостоятельную работу исследовательского, практического или познавательного характера.

В структуре самостоятельной работы выделяются следующие компоненты: мотивационный, постановка задачи, выбор способов выполнения, исполнительский, контроль. В связи с этим выделяют условия, обеспечивающие успешное выполнение самостоятельной работы [3, с. 230]:

• мотивированность учебного задания;

• постановка познавательных задач;

• определение форм отчетности, объема работы, сроков ее выполнения;

• определение видов консультационной помощи;

• определение критериев оценки, отчетности, видов и форм контроля.

Исследование вопроса организации самостоятельной работы студентов неязыковых факультетов по иностранному языку в вузах РФ, письменные опросы и беседы, обобщение опыта преподавания иностранного языка в педагогическом вузе показывают наличие существенного недостатка в ее организации, Специально разработанные дидактические материалы для выполнения самостоятельной работы студентов неязыковых факультетов по иностранному языку отсутствуют. Эта проблема существует в большинстве вузов региона.

По программе «Иностранный язык» на самостоятельную работу студентов неязыковых факультетов отводится 100% часов от объема аудиторных занятий. Самостоятельная работа студентов по иностранному языку на неязыковых факультетах большинства вузов заключается в переводе с иностранного языка на русский статей из газет и журналов (в нашем институте объем текста для перевода — 10 тысяч знаков на первом курсе и 15 тысяч знаков - на втором).

В рамках данной статьи мы попытаемся осветить некоторые аспекты повышения эффективности организации самостоятельной работы студентов неязыковых факультетов педагогического вуза по немецкому языку за счет создания комплекса учебных пособий для ее выполнения.

Для повышения эффективности самостоятельной работы студентов по немецкому языку кафедрой иностранных языков Ишимского государственного педагогического института используется учебное пособие «Немецкий язык». Пособие состоит из 8 частей для специальностей:

• « Математика», « Физика»;

• «Русский язык и литература»;

• «Физическая культура»;

обучение»;

«Биология», «География»;

«Технология и предпринимательство», «Профессиональное

• «История»;

• «Педагогика»;

• «Психология».

Каждая часть пособия содержит тексты и задания к ним. Содержание текстов соответствует профилю специальности студента. Посильность выполнения заданий обеспечивается их дифференциацией по уровням сложности, оптимальный уровень которой помогут определить тестовые задания в начале пособия. Последовательность подачи материала согласована с УМК по немецкому языку и подчинена логике аудиторной работы.

Задания имеют три уровня сложности: репродуктивный (уровень А), репродуктивно-творческий (уровень В), творческий (уровень С). Уровень А - познавательная деятельность студента проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании. Задания направлены на закрепление знаний, формирование умений, навыков. Во время выполнения заданий второго уровня (уровень В) происходит перестройка решений, составление плана, аннотирование. Задания третьего уровня (уровень С) требуют анализа проблемной ситуации, получения новой информации. Студент должен самостоятельно произвести выбор средств и методов решения.

Каждый уровень сложности содержит три задания. Целью первого задания является проверка понимания текста, второе задание направлено на активизацию новых лексических единиц, третье - на усвоение грамматических явлений.

Приведем некоторые примеры заданий: 1) задания для проверки понимания текста: уровень А

• Welche Zwischeniiberschrifte passen zu welchen Textabschnitten?

• Kreuzen Sie bitte die richtigen Antworten/Varianten an.

• Welche Antwort passt am besten?

• Beantworten Sie bitte die Fragen.

уровень В

• Im Text sind 12 Fehler. Finden und korrigieren Sie.

• Bringen Sie bitte die Sätze in die richtige Reihenfolge.

• Stellen Sie bitte den Plan des Textes zusammen.

• Setzen Sie die Sätze fort.

уровень С

• Welche Aussagen passen Ihrer Meinung nach zum Textinhalt? Begründen Sie bitte Ihre Meinung.

• Finden Sie bitte im Text die Information über ...

• Bereiten Sie ein Quiz auf Grund des Textmaterials vor (mit Multiple Choice).

2) задания для активизации новых лексических единиц: уровень А

• Verbinden Sie bitte das Wort und seine Bedeutung.

• Dominospiel. Ordnen Sie die Dominosteine in eine ununterbrochene Kette an, so dass 9 Wörter entstehen.

• Welche Wörter können dem Bereich ... zugeordnet werden?

• Verbinden Sie bitte Synonyme/Antonyme. уровень В

© Kreuzworträtsel.

• Bilden Sie bitte Sätze mit den Wortgruppen.

• Stellen Sie bitte die Fragen zu kursiv gedruckten Wörtern.

• Im Text kommen die Wörter vor, die nicht passen. Notieren Sie bitte sie unten.

уровень С

• Sagen Sie bitte anders.

• Was assoziieren Sie mit dem Begriff „...".

• Ergänzen Sie bitte die Wortfamilie „...". Wenn nötig, gebrauchen Sie die Wörterbuch.

3) задания на усвоение грамматических явлений: уровень А

• Wählen Sie die richtige Form der eingeklammerten Wörter.

• Wählen Sie eine richtige Antwort.

• Setzen Sie bitte eines der folgenden Wörter in die Lücken ein. уровень В

• Füllen Sie bitte die Lücken mit den Wörtern und Wendungen in der richtigen Form aus.

• Ordnen Sie bitte die Wörter in der richtigen Reihenfolge an.

• Kombinieren sie bitte folgende Satzteile zu Sätzen, уровень С

• Formulieren Sie bitte die Sätze um. Gebrauchen Sie das Passiv.

4) творческие задания уровня С:

• Deuten Sie bitte die Aussagen.

• Was ist Ihre Meinung? Nehmen sie Stellung zu diesem Problem und schreiben Sie einen Kommentar.

■ Sie möchten einen Artikel für ihre Zeitung über ... schreiben. Formulieren Sie Ihre Vorschläge. Gehen Sie auf die folgenden Punkte ein: ...

• Finden Sie die Information über ...

Примерный вариант текста и заданий для самостоятельной работы (специальность «Русский язык и литература») [2, с. 14]:

DEUTSCH IN RUSSLAND - RUSSISCH IN DEUTSCHLAND (Quelle: www.deutschebotschaft-moskau.ru)

In keinem anderen Land der Welt wird so viel Deutsch gelernt wie in Russland. Nach Zahlen des russischen Bildungsministeriums haben im Schuljahr 2002/2003 ca. 3000 000 Schüler Deutsch gelernt. Diese Zahl wird durch ca. 1,5 Millionen erwachsene Deutschlerner erweitert. Damit behauptet die deut-

95

sehe Sprache in Russland eine sehr solide zweite Position nach dem Englischen. Kaum zu schätzen ist die Zahl derjenigen Russen, die die deutsche Sprache bereits beherrschen... [4]. (3750)

Текст и задания даны в сокращении.

ÜBUNGEN

А 1 Beantworten Sie bitte die Fragen [4].

1. In welchem Verhältnis steht die Zahl der Deutsch- bzw. Russischlernenden zu der Gesamtbevölkerungszahl in beiden Ländern?

2. Welche Position nimmt Deutsch im russischen Bildungssystem ein? Welche Position hat Russisch in Deutschland?

3. Wo und wie oft hört man Deutsch in Russland? Wo und wie oft hört man Russisch in Deutschland?

4. Zu welcher Sprachfamilie gehört Russisch? Welche anderen Sprachen gehören zu dieser Sprachfamilie? ,..

А 2 Bereiten Sie bitte ein Kreuzworträtsel auf Grund des Textmaterials

vor.

А 3 Ordnen Sie bitte die Wörter in der richtigen Wortfolge an: direkte, indirekte Wortfolge; Fragesätze mit und ohne Fragewort.

1. lernen • 3000 000 Schüler • Deutsch • 1,5 Millionen • erwachsene • Deutschlerner • in * Russland.

2. behauptet • nach dem Englischen • in Russland • eine solide zweite Position • die deutsche Sprache.

В 1 Bereiten Sie bitte ein Quiz auf Grund des Textmaterials vor (mit Multiple Choice).

В 2 Waspasst zusammen? Verbinden Sie und bilden Sie bitte die Sätze mit den Wortgruppen.

1. deutsche Sprache a) aufweisen

2. die Position b) beherrschen

3. die Russischkenntnisse c) bilden

4. eine Ähnlichkeit d) einnehmen

5. die Sprachgruppe e) verleihen

6. die Schrift f) verfassen

7. die Ausdrucks stärke g) erlernen

8. die Werke h) erwerben

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

B 3 Ordnen Sie bitte die Wörter in der richtigen Wortfolge an: direkte, indirekte Wortfolge; Fragesätze mit und ohne Fragewort.

1. Berufsschulen * Deutsche • lernten • an allgemein bildenden * 2002/2003 * und • 180000 • Russisch.

2. Deutsche • bekamen • auf der Schule • viele * ihre Russischkenntnisse * in der früheren DDR.

3. einen gemeinsamen Zweig • zusammen • bildet * die slawische Sprachgruppe • mit der baltischen und der germanischen * in der indoeuropäischen Sprachfamilie.

С 1 Wie sehen Sie die Rolle der russischen Sprache in der BRD? [4]

С 2 Finden Sie weitere Beispiele für die Verwandtschaft der deutschen und der russischen Sprache.

С 3 Machen Sie eine Liste von Internationalismen im Deutschen. Vergleichen Sie mit den entsprechenden Wörtern im Russischen. Проверка выполненной самостоятельной работы студентов может проходить как в индивидуальной, так и в групповой форме. Возможно применение методов активного обучения: анализа конкретной ситуации, дискуссии, деловых игр.

Итак, выход на новое качество подготовки специалистов многие ученые видят в широком использовании самостоятельной работы в учебном процессе. Ориентация учебного процесса на самостоятельную работу и повышение ее эффективности предполагает наряду с увеличением числа часов на самостоятельную работу, организацией консультаций, рейтингового контроля, создание комплекса учебных и учебно-методических пособий для ее выполнения [3, с. 285].

Проблемы самостоятельной работы в обучении иностранным языкам рассматривались в работах многих ученых. Определены общие положения, рассмотрены отдельные аспекты самостоятельной работы студентов в системе высшего образования, но дидактические материалы для самостоятельной работы студентов неязыковых факультетов вузов по иностранному языку остаются неразработанными. Проблема нехватки специальных пособий для самостоятельной работы студентов по иностранному языку существует в большинстве вузов региона, ее решение во многом восполнит существенный пробел организации изучения иностранных языков на неязыковых факультетах вузов.

Библиографический список

1. Пахотина, С. В. Формирование социокультурной компетентности студентов неязыковых факультетов педагогического вуза (на примере факультета физической культуры) [Текст] / С. В. Пахотина. - Ишим: Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2009. - 135 с.

2. Пахотина, С. В. Немецкий язык: сборник текстов и упражнений для самостоятельной работы студентов. В 8 ч. Ч. 2. [Текст] / С. В. Пахотина, - Ишим: Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2010. - 135 с.

3. Педагогика и психология высшей школы [Текст]: учебное пособие / отв. ред.: М. В. Буланова-Топоркова. - Ростов н/Д:Феникс, 2002. - 544 с.

4. Lukjantschikowa, М. Deutsche lernen Russisch / М. Lukjantschikowa, J. Cha-sowa // Deutsch: прил. к газете «Первое сентября». - 2004. - № 19. - С. 32 - 33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.