Научная статья на тему 'Проблемные коммуникативно-развивающие упражнения как средство формирования экологической компетентности студентов неязыковых специальностей (на примере немецкого языка)'

Проблемные коммуникативно-развивающие упражнения как средство формирования экологической компетентности студентов неязыковых специальностей (на примере немецкого языка) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / КОММУНИКАТИВНО-РАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ПРИРОДООХРАННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / COMMUNICATIVE AND ECOLOGICAL COMPETENCES' FORMATION / ECOLOGICAL EDUCATION / PROBLEM EDUCATION / COMMUNICATIVELY DEVELOPING EXERCISES / NATURE SAVING ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наумова Ида Михайловна

Рассматривается проблемный метод обучения как один из факторов формирования экологической компетентности студентов неязыковых специальностей (средствами немецкого языка). В статье приводятся коммуникативно-развивающие упражнения проблемного характера

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problematic Communicatively Developing Exercises as Means of Ecological Comprtence Formation of the Students of Non-Linguistic Specialities on the Example of German Language

The problem method of education as one of the factors of ecological competence formation of the students of non-linguistic specialties by means of German language is considered. Communicatively developing exercises of problematic character are presented in the article

Текст научной работы на тему «Проблемные коммуникативно-развивающие упражнения как средство формирования экологической компетентности студентов неязыковых специальностей (на примере немецкого языка)»

Педагогические науки

УДК 378

Наумова Ида Михайловна Ida Naumova

ПРОБЛЕМНЫЕ КОММУНИКАТИВНОРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ (НА ПРИМЕРЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА)

PROBLEMATIC COMMUNICATIVELY DEVELOPING EXERCISES AS MEANS OF ECOLOGICAL COMPRTENCE FORMATION OF THE STUDENTS OF NON-LINGUISTIC SPECIALITIES ON THE EXAMPLE OF GERMAN LANGUAGE

Рассматривается проблемный метод обучения как один из факторов формирования экологической компетентности студентов неязыковых специальностей (средствами немецкого языка). В статье приводятся коммуникативно-развивающие упражнения проблемного характера

Елючевые слова: экологическое образование, проблемное обучение, формирование коммуникативной и экологической компетентности, коммуникативно-развивающие упражнения, природоохранные мероприятия

The problem method of education as one of the factors of ecological competence formation of the students of non-linguistic specialties by means of German language is considered. Communicatively developing exercises of problematic character are presented in the article

Key words: ecological education, problem education, communicative and ecological competences’ formation, communicatively developing exercises, nature saving activities

Основные тенденции в развитии экологического образования, связанные с созданием единого образовательного пространства, ориентированы на коэволюци-онное взаимодействие человека и природы в целях дальнейшего устойчивого развития цивилизации. Поэтому экогуманистичес-кая этика предполагает осознание смысла и значения нового способа бытия, формирование ценностно-смыслового отношения к уникальности и универсальности жизни на Земле. Следовательно, экологическая компетентность личности является условием и критерием гармонизации взаимодействия общества, природы, личности.

«Сейчас нельзя наращивать прежние структуры цивилизации, не расширяя сферу глобальных проблем. Природа властно вторгается в «историю людей» и из ее фона превращается в активного соучастника исторического процесса» [1]. Поэтому «Современное экологическое образование отличается от экологического образования прошлых лет тем, что оно происходит в условиях глобального экологического кризиса и должно отвечать сложностям экологических проблем, стоящих перед человечеством [2].

Следовательно, в образовательном пространстве основные акценты должны быть

поставлены на активном участии в процессах решения экологических проблем. Активная форма обучения существенно отличается от формального преподавания, где обучаемые получают информацию, в которой просто приводятся факты и описания различных экологических ситуаций, в надежде на то, что у них сформируется положительное отношение к предмету обучения как результат приобретения знаний.

Однако древнекитайская мудрость гласит: «Скажи мне — ия забуду, покажи мне

— ия запомню, дай действовать самому — и я научусь. В этом, на наш взгляд, заложена суть становления любого вида компетентности, в том числе и экологической.

Поскольку формирование экологической компетентности предполагает достижение глубоких изменений в способе мировосприятия людей, в их отношении к природному миру, образование должно быть не предметным, а проблемным. Только в этом случае учащиеся в полной мере смогут стать сознательными соучастниками воссоздания знания. Потребность внедрения такого похода в процесс обучения обусловлена тем, что включенность учащихся в наличную систему обучения (слушание

— понимание — воспроизведение) формирует безынициативность. Только решение учащимися познавательных творческих задач будет способствовать развитию у них способности к творческому процессу постижения знаний, что вместе с тем будет формировать навыки самостоятельного мышления [3].

Благодаря использованию форм проблемного обучения, высшая школа сможет реализовать задачу, диктуемую реалиями времени: научить учиться, то есть подготовить студентов к жизни с постоянно изменяющимися социальными и природными условиями, к которым человеку нужно пос-тоянноприспосабливаться [4; 5].

В образовательном процессе широко используется экологизация учебных дисциплин. Так как понятие «экология» вышло далеко за пределы специальных дисциплин, экологическое образование распространяется и на другие, казалось бы, далекие от

экологии предметы, в частности, на дисциплину иностранный язык. Иностранный язык обладает широкими возможностями экологического образования. Ситуаций, связанных с экологическим образованием, можно найти много. Практически в каждый учебный материал можно включать экологическую проблему. Метод проблемного обучения можно с успехом применять как для формирования коммуникативной, так и экологической компетентности. Так на первой ступени обучения студенты знакомятся со странами изучаемого языка, их природными и климатическими условиями, промышленностью, здравоохранением, политическим строем и т.д. В учебный материал можно включать коммуникативноразвивающие ситуации на экологические темы с элементами проблемного обучения. Например, изучая ландшафт Германии, предложить студентам провести сравнительный анализ на степень чистоты реки или озера, находящихся приблизительно в равных геоклиматических условиях, например, Шпрею в Берлине и Москва-реку в Москве. Не обязательно заниматься сравнительным анализом на месте, так как это часто невозможно сделать по финансовым и многим другим соображениям, это можно сделать через Internet или по материалам различных СМИ. Предложить студентам подготовить сообщение на эту тему. При изучении темы «Политический строй ФРГ» обратить внимание на участие в парламенте партии «Зеленых», которая уже несколько раз избирается в высший орган страны, тогда как в Германии существует свыше 40 партий и партийных группировок. В связи с партией «Зелёных» познакомить студентов с международной организацией «Greenpeace». Предложить сделать сообщения о деятельности этой организации, об участии студенчества в движении «Сохраним нашу планету», о деятельности «зеленых» в своем регионе ит.д.

Становление экологической компетентности студента связано с реализацией его субъективности в общении, с наличием у него необходимого уровня коммуникативной компетентности. «Уровень ком-

муникативной компетентности может прогнозироваться в ходе выявления: предметно-тематических интересов партнёра, эмоционально-оценочных отношений к различным событиям, отношение к форме общения, включенности партнёров в систему коммуникативного взаимодействия. Это определяется в ходе изучения частоты коммуникативных контактов, типа темперамента партнёра, его предметно-практических предпочтений, эмоциональных оценок формобщения» [6; 7].

Умение вести дискуссию, причем на иностранном языке, является одной из главных целей обучения иностранному языку. Ведение дискуссии на экологические темы способствует становлению не только коммуникативной компетентности, но и экологической.

Рассмотрим модель проведения дискуссии сначала в мини-группах, а затем в макси-группе, т.е. представление проектов каждой мини-группы, где один из участников дискуссии озвучивает мнение всей мини-группы. Целью дискуссий как в мини-, так и в макси-группах, является развитие интеллектуальной активности студентов технического вуза. Индикатором успешности проведения дискуссии является:

а) коммуникативное воздействие, в котором должна проявиться экологическая и технологическая компетентность студента;

б) поиск нестандартного решения возникшей экологической проблемы;

в) инициативность субъектов обучения;

г) самостоятельность;

д) уникальность склада ума.

К.Г. Эрдынеева выделяет следующие параметры, обуславливающие достижение целей групповой дискуссии:

1) личностный, включающий гностический, прогностический, конструкторский, организаторский, коммуникативный элементы;

2) «групповой», который рассматривается как средство развития группы, так как уровень развития группы является одним из факторов ее эффективности;

3) логический параметр означает соб-

людение элементарных правил логической культуры дискуссии: минимум единство тезиса в общегрупповом обсуждении, а также тезиса и аргументации [7].

В нашем исследовании иод эффективностью групповой дискуссии понимается соответствие ее результатов поставленной цели — развитие коммуникативной и экологической компетентности в процессе обучения немецкому языку.

Рассмотрим в качестве примера фрагмент занятия — дискуссии, организованного на I курсе

Тема дискуссии:

«Waldschutz in TVansbaikalien»— «Охрана леса в Забайкалье»

(этапы работы над темой).

Первый этап

Aufgabe 1. Suchen Sie in verschiedenen Informationsquellen nach dem Material über den Waldschutz.

Aufgabe 2: Bitte schreiben Sie auf einem Blatt Papier die Wörter in der russischen und deutschen Sprache, die mit dem Problem des Waldschutzes in Transbaikalien verbunden sind.

Aufgabe 3. Schreiben Sie auf dem Plakat alle gefundenen Wörter.

Второй этап. Проведение дискуссии организуется на уровне мини-групп (по 5 студентов, всего 4 группы) и связан с обсуждением поставленной проблемы.

Aufgabe 4. Suchen Sie die Antworten auf die untenstehenden Fragen:

a) Was ist die Ursache der Waldver-schwindung in Transbaikalien?

b) Welchen Ausweg finden Sie aus der Lage?

c) Gibt es auch ein Problem der Wald-verschwindung in der BBD?

d) Gibt es einen Unterschied in den Ursachen der Waldverschwidung in Bussland und in Deutschland?

Третий этап проводится в мини-группах и связан с работой над ответами поставленных вопросов. Анализируются полученные ответы, проверяется умение студентов ориентироваться в проблеме, раскрываются пути ее решения с использованием всей системы знаний. Осмысленная переработка

информации и представление ее в диалоге или полилоге является показателем качества применяемой педагогической технологии. Привлечение и сравнение информации об экологическом состоянии леса в России и Германии являются показателем развития интереса к экологическим проблемам, выходящим за узкие рамки и приводят к осмыслению того, что некоторые причины экологического разрушения, в данном случае леса, одинаковые и связаны, в первую очередь, с общим экологическим пространством, не имеющим границ. Например, кислотный дождь может пролиться в любом месте, независимо от месторасположения загрязняющего атмосферу предприятия.

Четвертый этап работы связан с созданием индивидуального плана ответа. Каждый студент предлагает собственный вариант решения данной экологической проблемы. Важным является то, умеют ли студенты обосновать свою концепцию, использовать знания в новой ситуации, владеют ли они достоверной информацией по обсуждаемой проблеме, могут ли привести примеры не только регионального характера, ной по стране изучаемого языка.

Пятый этап — подготовка проектов каждой мини-группой и представление их в общей группе. Студенты в каждой минигруппе выбирают представителя, способного достойно изложить их точку зрения по обсуждаемой проблеме.

Шестой этап — обсуждение всех проектов и выбор оптимального решения по проблеме.

Методическое обеспечение включает подбор материала из учебно-методической

литературы, подобранной преподавателем, студентами по обсуждаемым экологическим проблемам из периодической печати, из ежемесячно получаемой нами газеты из Германии „Markt“, через Internet.

На втором этапе обучения студенты знакомятся с текстами по своей специальности, где также существуют огромные возможности.

Так, например, профессия горного инженера должна быть тесно связана с природоохранными мероприятиями. Для формирования экологической компетентности средствами немецкого языка нами были разработаны проблемные экокомму-никативные развивающие упражнения для студентов горного направления. Приводим пример одного из них:

Aufgabe 1. Lesen Sie den Text „Die Gefahrenklasse der Abfälle“.

Die Gefahrenabfälle sind Abfälle, die schädliche Stoffe mit den Gefahreneigenschaften besitzen: Giftigkeit, Sprengkeit; Brandgefahr, hohe Beaktionsfähigkeit oder die Erreger der Infektionskrankheiten, oder Stoffe, die entweder dierekte oder potentielle Gefahr für die Umwelt und die Gesundheit des Men-schens selbständig, oder bei dem Zusammenwirken mit anderen Stoffen darstellen.

Die Gefahrenabfälle werden je nach dem schädlichen Einwirkungrad auf die Umwelt oder die Gesundheit des Menschens in Gefahrenklassen unterteilt. Die Kriterien der Gefahrenklassen sind in der untenstehenden Tabelle angeführt.

Aufgabe 2. Ordnen Sie die untenstehenden Kriterien der Gefahrenabfälle zu den Gefahrenklassen.

Charakteristik der Gefahrenabfälle

Die GefahrenKlassen für die Umwelt Der schädliche Einwirkungs -grad der Gefahrenabfälle auf die Umwelt Die Kriterien der Gefahren-abfälle zu den Gefahren-klassen auf die Umwelt

Die 1. Klasse außerordentlich gefahr

Die 2. Klasse hochqefahr

Die 3. Klasse gemässigt gefahr

Die 4. Klasse weniq qefahr

Die 5. Klasse praktisch nicht qefahr

1) der schädliche Einwirkungsgrad der Gefahrenabfälle auf die Umwelt;

a) mittlerer; b) sehr höhere) sehr niedriger;

d) niedriger; e) hoher;

2) Kriteriender Gefahrenklassen:

a) das Ökosystem ist praktisch nicht zerstört;

b) das Ökosystem ist stark zerstört, die Periode der Wiederherstellung beträgt nicht weniger als 30 Jahre nach der vollen Beseitigung der schädlichen Einwirkungs- quelle;

c) das Ökosystem ist zerstört, die Periode der Selbswiederherstellung beträgt nicht weniger als 3 Jahre;

d) das Ökosystem ist ganz zerstört, die Periode der Wiederherstellung exestiert nicht;

e) das Ökosystem ist zerstört, die Periode der Wiederherstellung beträgt nicht weniger als 10 Jahre nach der Verringerung der schädlichen Einwirkungsquelle.

Aufgabe 3. Wie meinen Sie, ob es in Transbaikalien Betriebe gibt, die mit giftigen Stoffen die Umwelt verunreinigen. Suchen Sie nach der Information über dieses Problem.

Aufgabe 4. Welche giftigen und gefahrenen Stoffe kennen Sie? Suchen Sie nach der Information über diese Stoffe und ordnen Sie sie in der obenstehenden Tabelle.

Aufgabe 5. Welche Maßnahmen unternehmen Sie, um die Umwelt vor giftigen und gefahrenen Stoffen zu schützen?

Praktische Aufgabe 1. Entnehmen Sie die Proben vom Grund und Wasser in der Nähe eines Industriebetriebes. Prüfen Sie mit der Bechenmethode den Verschmutzungsgrad der entnommenen Proben.

Praktische Aufgabe 2. Berichten Sie in der Studentengruppe die Ergebnisse Ihrer

Untersuchungen.

Выполнение коммуникативно-развивающих упражнений развивает инициативность обучаемых, содействует осознанию своей причастности к решению важнейших проблем, связанных с экологией.

К проблемной форме обучения можно отнести участие студентов в поисковой работе материала на немецком языке по экологии при разработке курсового и дипломного проектирования по специальности. Защита дипломных проектов на немецком языке является одной из главных целей при изучении немецкого языка и средством, способствующим становлению как коммуникативной, так и экологической компетентности студентов.

Решение студентами познавательных творческих задач способствует развитию у них способности к творческому процессу постижения знаний, что вместе с тем формирует навыки самостоятельного мышления [9].

Таким образом, немецкий язык как одна из дисциплин в неязыковом вузе является важным инструментом, обладающим огромным потенциалом в формировании экологической компетентности студента. Проблемно ориентированный характер обучения способствует формированию коммуникативных умений на немецком языке, позволяет ориентироваться в различных ситуациях общения, адекватно оценивать представителей не только своей, но и другой культуры, устанавливать с ними контакты по интересующим проблемам, в том числе экологическим, для успешного взаимодействия по их решению.

Литература

1. Гиренок Ф.И. Экология. Цивилизация. Ноосфера. — С. 58.

2. Гильмиярова С.Г. Непрерывное экологическое образование будущих учителей России и США: автореф. на соискание ученой степени д-ра пед. наук. — Уфа, 2002.

3. Сорокина Н. Инновационные методы обучения: Проблемы внедрения: Высшее образова-ние.-2000.-№ 1.-С. 116-119.

4. МатюшкинА.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. —М.: Педагогика, 1972. -С. 170.

5. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. — М.: Знание,

1997. — 79 с.

6. Асанова У.А. Сущность экологического образования: Опыт анализа запад, исслед. // Экология и здоровье. — Бишкек, 1992. — С. 36-44.

7. Ахметова Д., Гурье Л. Преподаватель вуза и инновационные технологии // Высшее образование. — М., 2001. — №.4. — С. 138-144.

8. Эрдынеева К.Г. Компетентность как психологическая категория // Профессиональная компетенция как социальный феномен: Международный сборник научных трудов. — М., 2005. -С. 253-257.

9. Батоцыренова К.Г. Творческие методы обучения как основа самореализации личности: сборник материалов по региональной научно-методической конференции. — Чита: ЗабГПУ, 1999.

Коротко об авторе___________________________________________________Briefly about the author

Наумова И.М., канд. пед. наук, доцент кафедры I. Naumova, Candidate of Pedagogical sciences, as-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

иностранных языков, Забайкальский государствен- sistant professor of the foreign languages department,

ный университет (ЗабГУ) Zabaikalsky State University

Научные интересы: методика преподавания иное- Scientific interests: foreign languages methodics,

транных языков, экологическое образование средс- ecological education by means of German language, in-

твами немецкого языка, межкультурная коммуникация

tercultural communication

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.