Научная статья на тему 'Самостоятельная работа как условие профессионального самосовершенствования учителя в образовательном процессе учреждений дополнительного профессионального образования'

Самостоятельная работа как условие профессионального самосовершенствования учителя в образовательном процессе учреждений дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1608
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧИТЕЛЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / TEACHER'S PROFESSIONAL SELF-PERFECTION / TEACHER'S INDIVIDUAL WORK IN THE SYSTEM OF SKILL PERFECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мицук Ольга Владимировна

Представлены основные положения алгоритма организации и проведения самостоятельной работы учителя в автономном режиме в процессе повышения квалификации. Конкретизировано понятие и определены дидактические условия организации самостоятельной работы учителя в учреждениях дополнительного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL WORK AS CONDITION FOR TEACHERS PROFESSIONAL PERFECTION DURING THE EDUCATION PROCESS IN SUPPLEMENTARY PROFESSIONAL EDUCATION INSTITUTIONS

The article deals with main theses of the algorithm of organisation and realization of teachers autonomous individual work in the process of skill perfection. The article defines concrete notion and didactic conditions for teachers individual work in supplementary professional education institutions.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная работа как условие профессионального самосовершенствования учителя в образовательном процессе учреждений дополнительного профессионального образования»

УДК 377.4

О. В. Мицук

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Представлены основные положения алгоритма организации и проведения самостоятельной работы учителя в автономном режиме в процессе повышения квалификации. Конкретизировано понятие и определены дидактические условия организации самостоятельной работы учителя в учреждениях дополнительного профессионального образования.

Ключевые слова: профессиональное самосовершенствование учителя, самостоятельная работа учителя в системе повышения квалификации.

Качественная сущность современного послевузовского образования зависит от ряда факторов. Особое значение имеет способность и готовность специалиста самостоятельно пополнять свои знания в процессе обучения и профессиональной деятельности, совершенствовать профессиональные навыки, осваивать и внедрять новые технологии, повышая профессиональное мастерство.

Согласно теоретическим положениям андраго-гики, «организуя познавательную деятельность взрослых, ничего не принимающих на веру, и выстраивая механизмы управления, невозможно рассчитывать на успех, если не создать условия для самоорганизации и саморегулирования их деятельности, чтобы новое приобретенное знание являлось самостоятельно найденной ценностью, и было ими открыто для себя» [1, с. 11-12]. Эти положения указывают на необходимость учета ряда важнейших, по мнению В. Я. Синенко, принципов организации повышения квалификации учителя. Среди них следующие: связь содержания курсов с самообразованием; дифференцированный подход в процессе обучения учителей на курсах; учет мотивации в обучении взрослых; направленность обучения на творческое развитие педагога. Реализация перечисленных принципов осуществляется посредством расширения функций самообразования, выбора содержания и планирования учителем своих знаний, а также использования опыта педагогической работы учителей [2].

В период повышения квалификации учитель располагает субъективными оптимальными условиями для самостоятельного образования и профессионального самосовершенствования: максимальным развитием физических и умственных сил; волевой саморегуляцией, достигшей определенного положительного уровня развития, что обеспечивает настойчивость в достижении поставленных целей, готовностью к самостоятельному длительному поиску, самопроявлению в деятельности при создании авторского педагогического проекта.

В образовательном процессе учреждений дополнительного профессионального образования деятельность учителя в основном является самостоятельной. Она включает аудиторную работу, предполагающую активное участие во всех видах аудиторных занятий под руководством или при непосредственном участии преподавателя, и внеаудиторную - автономную как обязательную деятельность в процессе обучения вне расписания, но в рамках общего объема времени, отводимого на повышение квалификации специалиста.

Под самостоятельной работой принято понимать все виды активной познавательной и научноисследовательской деятельности учителя, требующей самостоятельного поиска ответов на вопросы, которые возникают в ходе профессиональной деятельности, повышения квалификации, а также анализа собственной педагогической практики. По результатам исследования самостоятельной работы учителя в системе повышения квалификации данное понятие рассматривается как систематично, организационно и методически направленная индивидуальная познавательная деятельность, осуществляемая во внеаудиторное время автономно без прямой помощи преподавателя для достижения конкретного результата.

Определяя данный тезис, мы исходим из положений А. С. Днепрова, С. И. Змеева и др. ученых о том, что: 1) «автономность определяет самостоятельность учебной и трудовой деятельности, проявляется в сознательном выборе различных вариантов решения учебных заданий и задач, в критической оценке воспринимаемого»; 2) «автономность как важнейший отличительный, сущностный признак автодидактики» можно рассматривать в качестве «дальнейшего развития исследовательского метода проблемного обучения под влиянием увеличения самостоятельности в учении и самостоятельности педагогического мышления» [3]; 3) «самостоятельное обучение характеризуется прежде всего большей степенью автономности, независимости обучающегося от внешних воздейст-

вий - благоприятных и неблагоприятных, а также гибкостью обучения по времени, месту, содержанию, формам и методам обучения» [4, с. 38].

Организация самостоятельной работы учителя в учреждениях дополнительного профессионального образования предусматривает решение нескольких проблем. Среди них особо выделяются две - определение образовательных потребностей и постановка цели обучения (самообучения). Если самообразованием чаще всего занимаются ради общего развития, то целью самообучения является профессиональный рост. Поэтому вопросы организации самостоятельной работы учителя в процессе повышения квалификации целесообразно рассматривать в рамках одной категории - самообучения. При этом следует учитывать условность разграничения понятий «самостоятельная работа» и «самообразование», а также взаимосвязь обучения и самообразования. На это указывают М. Г. Гарунов, П. И. Пидкасистый, Л. М. Фридман. Обучение «создает базу для самообразования, самообразование создает потребность в знаниях как цель для учения. Обучение включает самообразование, самостоятельная работа в процессе обучения составляет переходную ступень между учением и самообразованием» [5, с. 277].

Самостоятельная познавательная деятельность учителя включает: 1) постановку цели на основе осознания своих образовательных потребностей, определение задач и предполагаемых результатов работы; 2) планирование самостоятельной работы, определение содержания, этапов работы, общего объема времени, необходимого для ее выполнения, и сроков выполнения; 3) определение и выбор эффективных способов и средств выполнения самостоятельной работы; 4) самоорганизацию и своевременный самоконтроль за ходом выполнения поставленной задачи, в результате чего выявляется, правильно ли выполняется задание этими способами и средствами, не требуется ли корректировка в ходе и способах работы; 5) самооценку успехов учебно-познавательной деятельности в достижении конкретной цели в выполнении упражнений, заданий с позиции совершенствования определенных действий.

Самостоятельная работа учителя на курсах повышения квалификации в целом соответствует перечисленным позициям: включаясь в самостоятельную работу, он обязательно получает конкретный, заранее запрограммированный результат -продукт деятельности - методическую разработку, проект урока и т. д. В процессе усвоения и преобразования конкретного объема знаний и умений через призму своего профессионального опыта учитель осваивает методологические основы изучения теоретического материала и образова-

тельной практики, способы и средства профессионального самосовершенствования. Параллельно с этим происходит развитие самостоятельного проектного мышления как важнейшей характеристики современного специалиста, готовности к самостоятельной работе, обучению, что преломляется в дидактическом содержании профессионального самосовершенствования. Конечным личностно значимым результатом самостоятельной работы учителя за период повышения квалификации является приобретение опыта самостоятельной автономной деятельности и на его основе - готовности к самостоятельной профессиональной деятельности и самосовершенствованию в ней. Успешность самостоятельной работы учителя зависит от многих внутренних и внешних факторов: способностей и волевых качеств, мотивов и установок учителя, его общей образовательной и профессиональной подготовки, содержания и сложности задач самостоятельной работы и в большой мере от ее организации и руководства.

На базе Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования проводилось исследование по проблеме профессионального самосовершенствования учителя технологии и предпринимательства, в частности по вопросам организации самостоятельной работы в рамках курсовой подготовки. Анализ выполняемых учителями данного профиля самостоятельных работ в период повышения квалификации за 2005-2009 гг. показал, что профессиональное самосовершенствование, формирование и развитие готовности учителя к этой деятельности происходят неравноценно и разрозненно. Особые затруднения возникают в рефлексии профессиональной готовности, практически не сформированной ни в вузе, ни в процессе педагогической деятельности. Развитие мотивации к самообучению и дидактической готовности учителя также осуществляется противоречиво. При общем позитивном отношении к повышению квалификации более 50 % учителей показывают недостаточный уровень владения методикой преподавания технологии, более чем у 65 % отсутствует четкое представление о способах проектирования учебного процесса в реальных условиях школьной практики и реализации модели технологического образования. При этом большинство учителей убеждено, что исследования в области методики преподавания не могут дать практически значимых результатов для их профессионального роста.

Исходя из этого, организация самостоятельной работы учителя технологии и предпринимательства в период курсовой подготовки предполагает целостный систематический характер, осуществляется дифференцированно, поэтапно и предусматри-

вает решение нескольких более частных дидактических задач, согласующихся с компонентами профессионального самосовершенствования учителя и его готовности к этой деятельности [6].

Так, развитие мотивационно-ценностного ком -понента готовности учителя к профессиональному самосовершенствованию направлено на формирование самомотивации, субъектной профессиональной позиции; познавательно-продуктивного компонента - на формирование опыта профессионального самосовершенствования, значимого для повышения квалификации и дальнейшего самосовершенствования; рефлексивно-оценочного - на развитие профессионального самосознания учителя.

При организации самостоятельной работы учителя учитываются основные принципы дидактики, но изменяется их значение во взаимообусловленной структуре системы принципов, что предполагает:

- устойчивую мотивацию самообучения, побуждающую к активной самостоятельной деятельности;

- целенаправленность и непрерывность работы в соответствии с образовательной программой курсов повышения квалификации учителей;

- системность, последовательность и систематичность в организации самостоятельной работы учителя, что предполагает наличие комплекса заданий для самостоятельной работы, выстроенных в логике и в соответствии с этапами профессионального самосовершенствования учителя;

- продуктивность (целесообразность) самостоятельной работы, обеспечивающую совершенствование определенных профессиональных знаний, умений и навыков учителя;

- дифференцированный и индивидуальный подходы при организации самостоятельной работы учителя, т. е. учет индивидуальных и возрастных особенностей, опыта работы, уровня профессионализма и стадии профессионального самосовершенствования;

- интегративное единство и комплексное развитие всех компонентов готовности учителя к самостоятельной работе в процессе обучения;

- управляемость, руководство и самоуправляе-мость самостоятельной работой учителей;

- доступность учебной документации и информированность учителей при организации самостоятельной работы в рамках курсовой подготовки (образовательные программы, учебные планы, расписание занятий, консультаций преподавателей, задания для самостоятельной работы), своевременность информирования обо всех изменениях учебного процесса;

- обеспеченность учебного процесса учебнометодическим сопровождением, справочной и научно-методической литературой, диагностически-

ми материалами, современной электронной техникой.

Мотивация как важнейший принцип организации самостоятельной работы учителя в системе повышения квалификации является первой и основополагающей позицией в построении алгоритма данной деятельности в автономном режиме. Развитая мотивация самообучения побуждает к активной деятельности, поэтому с первого занятия курсовой подготовки мотивационно-ценностному аспекту деятельности учителя отводится ведущая роль - от формирования и развития мотивации к обучению и самообучению к самомотивации, формированию мотивации к самосовершенствованию, субъектной профессиональной позиции. Этот процесс осуществляется на основе рефлексивного взаимодействия преподавателя и учителя, где с каждым занятием происходит расширение функции самоорганизации и самоуправления учителя. Дидактическая структура занятия включает этапы, идентичные этапам деятельности учителя по самосовершенствованию, - организационно-целевой, познавательнопродуктивный, рефлексивно-оценочный. Такое взаимодействие участников учебного процесса позволяет учителю успешно организовать свою самостоятельную работу в автономном режиме и получить продуктивный результат.

Вторая позиция - развитие рефлексивных умений учителя, чему способствует работа с «листами самоконтроля», являющимися составляющей частью учебно-методического сопровождения занятий [7]. На начальном этапе обучения работа с «листами самоконтроля» рассматривается как учебная задача, упражнение, выполняемое под руководством преподавателя. По мере развития навыков самостоятельной работы «листы самоконтроля» переходят в статус учебного задания, позволяющего учителю успешно проектировать, корректировать и осуществлять процесс самосовершенствования. На последующих этапах обучения эти листы выполняют диагностические функции по отслеживанию происходящих профессиональных изменений учителя в динамике.

Третья позиция - методика организации самостоятельной работы учителя - связана с подбором определенной совокупности учебных заданий и задач, которые он выполняет самостоятельно, автономно, и направлена на формирование опыта профессионального самосовершенствования, при этом готовность учителя к профессиональному самосовершенствованию является необходимым условием успешного профессионального роста учителя. Овладение учителем способами самостоятельной деятельности рассматривается как дидактическое средство формирования умений самосовершенствования, учебные задания или задачи - как едини-

ца учебного процесса. Согласно исследованиям А. С. Днепрова в учебных заданиях и задачах заложены потенциальные возможности обеспечения автономности самообучения учителя. В дидактике все типы и виды учебных заданий и задач отражают реальные объективно складывающиеся проблемы. Преподаватели, используя реальные проблемные ситуации, объективную проблему преобразуют в учебную. Учебная проблема, приняв доступный для учителя вид, становится учебным заданием, т. е. в первоначальном виде она является учебным заданием с несформулированными условиями, в преобразованном - задачей, вопросом или упражнением [3].

Четвертое - мы учитываем, что учебные задания и задачи приводят к различным дидактическим результатам, поэтому в системно-дидактический комплекс для курсовой подготовки учителя технологии и предпринимательства включены оба вида учебных проблем, соответственно задания для самостоятельной работы и практическая работа -упражнение, вопросы для самоконтроля, вопросы и задания для самоподготовки. Учебные задания -задания для самостоятельной работы позволяют создавать проблемные ситуации, управлять учением, активизировать познавательную деятельность учителя. Задачи, включающие практическую работу, вопросы для самоконтроля, вопросы и задания для самоподготовки, служат дидактическим средством - условием более эффективного усвоения и совершенствования знаний, развития мыслительных умений и навыков [8].

Тематика заданий для самостоятельной работы составляется в соответствии с учебным планом повышения квалификации учителя технологии и предпринимательства, ежегодно обновляется и корректируется с учетом изменений образовательных программ и актуальных проблем современности. Все работы объединены единым содержанием технологической подготовки школьников, которая отражается в педагогическом исследовании, осуществляемом учителем в процессе курсовой подготовки. Каждая из работ носит проблемно-поисковый характер и является своего рода составляющей частью итоговой контрольной (курсовой) работы, что позволяет выполнять ее поэтапно, осваивая содержание образовательной программы повышения квалификации с учетом логики профессионального самосовершенствования учителя.

Формы выполнения заданий различные: письменные работы, устные выступления на семинарах, круглых столах, практических занятиях, презентации и т. п. Так, в процессе курсовой подготовки в рамках внеаудиторной самостоятельной работы предусмотрено выполнение письменных работ (контрольных, проектов, рефератов, курсовых ра-

бот) и устных выступлений учителей, которые помимо прочего рассматриваются еще и как вид учебной отчетности по отдельным темам, разделам образовательной программы и как итоговая работа по результатам освоения всего курса обучения.

Пятая позиция предусматривает построение совокупности самостоятельных работ, предусмотренных курсовой подготовкой учителя технологии и предпринимательства, в соответствии с этапами профессионального самосовершенствования учителя и на основе принципов повышения уровня сложности заданий по ходу курсовой подготовки, разноуровневого подхода к заданиям, проблемности в определении заданий, исследовательского характера заданий и др. Важнейшее требование к совокупности таких заданий и задач - обеспечение роста самостоятельности учителя, развитие его готовности к самообучению, чтобы он, переходя от выполнения одного задания к другому, постепенно увеличивал степень самостоятельности и автономности учения.

Для обеспечения постепенного нарастания проб-лемности и степени самостоятельности учителю предлагаются работы различных уровней - от репродуктивного до исследовательского в рамках выполнения педагогического проекта. Разные типы и виды самостоятельных работ оказывают различное воздействие на развитие самостоятельности учителя и его готовности к самостоятельной автономной деятельности. Так, самостоятельные работы репродуктивного характера на начальном этапе повышения квалификации обеспечивают более глубокое освоение профессиональных знаний, повышение уровня владения наиболее распространенными способами познавательной деятельности, способствуют совершенствованию умений анализа, планирования и управления своей деятельностью, базовых проективных умений как инструментария профессиональной деятельности учителя. Особенность таких работ заключается в том, что процесс выполнения задания представлен в виде алгоритма. Эти работы создают необходимую базу профессиональных знаний и умений, которые обеспечивают переход учителя к выполнению заданий с более высоким уровнем самостоятельности. Задания для самостоятельной работы построены таким образом, чтобы учитель самостоятельно выполнил лишь какую-то часть, а затем совместно с преподавателем провел анализ результатов своей работы и ее продуктивности.

Шестая позиция нацеливает на формирование опыта самостоятельной автономной деятельности учителя, что начинается с выполнения самостоятельных работ, связанных с анализом и обобщением собственного педагогического опыта. Такие работы предполагают проведение преобразований, обобщений, привлечение знаний и умений, при-

обретенных во время курсовой подготовки, а также ранее известных способов деятельности, имеющегося профессионального опыта для решения проблем. Выполнение заданий на уровне преобразований способствует освоению способов деятельности, составляющих основу опыта самостоятельной автономной деятельности.

Последняя, седьмая, позиция рассматриваемого алгоритма - формирование наивысшего уровня самостоятельной автономной деятельности, что достигается при выполнении самостоятельных работ исследовательского характера. При этом учитель должен преобразовывать и совершать перенос имеющихся знаний и способов деятельности в новые ситуации определения цели, предмета своей деятельности, разработки плана, выбора способов решения поставленных задач, осуществления самоанализа, самоконтроля и самокоррекции. Исследовательские самостоятельные работы позволяют учителю непосредственно занять позицию субъекта деятельности. Через собственное действие, деятельность, согласно исследованиям Г. Н. Прозу-ментовой, Г. В. Залевского, учитель переходит «в позицию человека-исследователя через придание авторской формы и личностного смысла своей профессиональной деятельности» [9, с. 31]. Таким образом, формируется положительный опыт самостоятельной автономной работы учителя, повышается уровень его готовности к самостоятельной автономной деятельности.

В заключение отметим, что организация самостоятельной работы учителя в соответствии с этапами профессионального самосовершенствования обеспечивается пролонгированным режимом. Учет результатов самостоятельной работы учителя на этапах обучения позволяет отследить динамику его профессионального самосовершенствования. Достижение наибольшей продуктивности самостоятельной работы учителя в период повышения квалификации возможно при соблюдении следующих дидактических условий:

1. Устойчивая мотивация к самообучению обеспечивается возможностью выбора содержания и форм повышения квалификации, адекватных уровню готовности учителя к профессиональному самосовершенствованию.

2. Четкая определенность цели самостоятельной работы и ее результативности - результата действий и достижения частных целей, т. е. каких показателей действий необходимо достичь в процессе выполнения упражнений, практических, контрольных и др. работ.

3. Обеспеченность определенной совокупностью учебных задач и заданий, которые выполняются учителем самостоятельно, автономно благодаря их уровневой дифференциации в зависимости от стадии и уровня готовности к профессиональному самосовершенствованию, предполагающей четкую определенность этой готовности и позволяющей учителю определить свой уровень.

4. Понимание алгоритмов выполнения самостоятельных работ, направленных на достижение цели через освоение дидактических действий, в том числе:

- четкое представление способов действий и их конечного результата, которого следует достичь на каждом этапе выполнения самостоятельной работы;

- постоянный последовательный поэтапный самоконтроль качества выполняемых действий через сопоставление их фактического результата с планируемым (или сложившимися в представлении образцами);

- своевременное обнаружение ошибок в действиях и их коррекция при последующих повторениях этих действий.

5. Самоанализ и самооценка успехов (неуспехов) действий самостоятельной автономной работы в достижении конкретной цели упражнений, заданий с точки зрения совершенствования осваиваемых действий, адекватная самооценка продуктивности деятельности.

Ключевым условием является осознание учителем уровня своей профессиональной компетентности, себя как субъекта деятельности, который сам направляет, организует, осуществляет и контролирует свое повышение квалификации, устанавливает и анализирует положительные и отрицательные моменты самостоятельной работы, исходя из современных требований к специалисту и своей готовности к профессиональному самосовершенствованию.

Список литературы

1. Никитин Э. М. и др. Андрагогика: история и современность: учеб. пос. М.: АПКиПРО, 2003. 125 с.

2. Синенко В. Я. Совершенствование профессиональной подготовки учителя физики по школьному эксперименту в условиях ИУУ: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. Челябинск, 1984. 252 с.

3. Днепров С. А. Педагогическое сознание: теория и технологии формирования у будущих учителей: монография // Образование: исследовано в мире: Международный научный педагогический интернет-журнал с библиотекой-депозитарием = стги; РАО, ГНПБ им. К. Д. Ушинского; 2000. и^: http://www.oim.ru (дата обращения: 20.04.2003).

4. Змеев С. И. Как научиться учиться (технология самостоятельного учения). М., 1997. 60 с.

5. Пидкасистый П. И., Фридман Л. М., Гарунов М. Г. Психолого-педагогический справочник преподавателя высшей школы. М.: Педагогическое общество России, 1999. 354 с.

6. Горелова Т. И., Мицук О. В. Готовность учителя к профессиональному самосовершенствованию как условие повышения квалификации в учреждениях дополнительного профессионального образования // Эффективность модернизации образования: методология, опыт, перспективы: сб. мат-лов Всерос. науч.-практ. конф.; г. Новосибирск, 23-24 марта 2010 г. В 3 т. т. I. Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2010. С. 272-278.

7. Мельникова И. Ю. Дневник личностного роста: дидакт. пос. Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2007. 47 с.

8. Мицук О. В. Самостоятельная работа учителя в образовательном процессе учреждений дополнительного профессионального образования: учеб.-метод. пос. для учителя образовательной области «Технология». Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2010. 84 с.

9. Прозументова Г. Н., Залевский Г. В. Становление исследовательской культуры педагогов в инновационной практике: психолого-педа-гогические аспекты // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 1998. Вып. 2. С. 29-32.

Мицук О. В., преподаватель кафедры, соискатель.

Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Ул. Красный проспект, 2, г Новосибирск, Новосибирская область, Россия, 630007.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 28.01.2011.

O. V Mitsuk

INDIVIDUAL WORK AS CONDITION FOR TEACHER’S PROFESSIONAL PERFECTION DURING THE EDUCATION PROCESS IN SUPPLEMENTARY PROFESSIONAL EDUCATION INSTITUTIONS

The article deals with main theses of the algorithm of organisation and realization of teacher’s autonomous individual work in the process of skill perfection. The article defines concrete notion and didactic conditions for teacher’s individual work in supplementary professional education institutions.

Key words: teacher’s professional self-perfection, teacher’s individual work in the system of skill perfection.

Novosibirsk Institute of Skill Perfection and Retraining of Education Workers.

Ul. Krasny prospekt, 2, Novosibirsk, Novosibirsk region, Russia, 630007.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.