УДК 316.346.32-053.6: 61: 001.8 П-52
Полторак Мария Николаевна
соискатель кафедры Инженерная педагогика и социальная работа Новочеркасской государственной мелиоративной академии (Новочеркасского инженерно-мелиоративного института) тел.: (918) 511-91-92
Самосохранительное поведение учащейся молодежи в условиях ценностной трансформации российского общества: методологические проблемы исследования
Аннотация:
Статья посвящена актуальной проблеме формирования исследования методологического пространства изучения самосохрани-тельного поведения учащейся молодежи в условиях трансформации системы ценностей российского общества. Важность и научная актуальность данной проблемы обусловлена негативными явления в области физического и духовного здоровья молодого поколения россиян.
Ключевые слова: молодежь, учащаяся молодежь, здоровье, Самосохранительное поведение, методология, ценности, система ценностей, российское общество, аксиологическая динамика.
Здоровье как социальная проблема как никогда остро стоит перед российским обществом на современном этапе развития. Повсюду можно услышать, что здоровье - главная ценность. Действительно, с этим надо согласиться, поскольку может ли быть счастливым нездоровый человек? Все поздравления традиционно начинаются с пожелания здоровья. По данным ФОМ, 55 % россиян утверждают, что заботятся о своем здоровье, и в то же время социологические исследования свидетельствуют о низкой культуре здоровья россиян по сравнению с другими странами [1, с. 115].
Трансляция ценности здоровья в индивидуальном и социальном измерении происходит в ходе социализации и воспитания молодого поколения, и именно в этом контексте следует рассматривать негативные показатели в области социального здоровья молодежи, ее социального самочувствия и настроения как отражение низкого уровня культуры здоровья и самосохранительного поведения в современном российском обществе.
Наиболее актуальна данная проблема для учащейся молодежи, которая находится в переходном состоянии и готовится к вступлению во взрослый мир, но при этом имеет собственные ориентиры и установки,
126
жизненные приоритеты, стили жизни, ценностные приоритеты, ставшие следствием социализации и адаптации к изменяющимся условиям динамично меняющегося мира. Сложность и специфика российского общества заключается в том, что на современном этапе идет процесс активной аксиологической динамики, оказывающий сильное влияние на сознание, поведение и ценностный мир молодежи, в том числе ее установки в области самосохранительного поведения.
Потребность в социально здоровом молодом поколении, способном стать активным участником социальной жизни, формирует необходимость глубокого научного анализа самосохранительного поведения учащейся молодежи. Работ в данном направлении в отечественной социологической науке не так много, несмотря на острую актуальность обозначенной проблематики. Среди наиболее значимых можно выделить работы таких исследователей, как А.А. Возьмитель, Г.И. Осадчая, В.М. Димов, Л.А. Бурганова, Ж.В. Савельева, Л.С. Сафиуллина, А.В. Новоян, О.Ю. Малоземов, В.Я. Шклярук [2].
Изучение проблемы самосохранительного поведения учащейся молодежи имеет многогранный характер, поскольку включает в себя достаточно большой спектр проблем, сквозь призму которых изучается самосохранительное поведение молодого поколения. Это проблемы жизненного стиля и образа жизни молодежи, ее социализации и адаптации, социального самочувствия и социального развития и т.д. Авторами наиболее значимых работ, проливающих свет на обозначенные проблемы, являются: И.В. Волосков, Ю.А. Зубок, В.И. Чупров, Е.А. Певцова,
А.И. Ковалева, А.А. Королев, А.В. Петров, В.Е. Семенов и др. [3].
В числе основных факторов, влияющих на состояние здоровья молодежи и ее самосохранительное поведение, ученые выделяют кризис базовых институтов социализации - семьи и образования, а также рост влияния СМИ на процесс формирования молодой личности, насаждающих философию в стиле жизни «здесь и сейчас» [4, с. 93].
Особое внимание заслуживают работы, в которых проводится анализ отношения к здоровью как ценности в молодежной среде. Данное направление особенно активно развивается в работах А.В. Баранова, Е.Л. Барановой, Е.В. Веселовой, Г.Ю. Козиной, Т.А. Котовой, И.В. Журавлевой, Е.И. Соколенко [5]. Мнение ученых по данному вопросу можно рассматривать в ракурсе редкого для научного мира единодушия, поскольку никто из исследователей не отрицает того факта, что для современной российской молодежи характерен низкий уровень заботы о собственном здоровье и соответственное отношение к нему как к ценности в системе иерархии жизненных ценностей молодого поколения современной России.
Отсутствие комплексного научного анализа самосохранительного поведения учащейся молодежи в условиях аксиологической динамики российского общества повышает научную актуальность данной проблематики и обуславливает потребность в ее глубоком научном анализе, а
127
также постановку цели в нашей статье, которая заключается в освещении методологического пространства изучения самосохранительного поведения учащейся молодежи в условиях ценностной трансформации российского общества.
Центральной категорией для нашего исследования является «са-мосохранительное поведение», которое, как отмечает В.Я. Шклярук, представляет собой действия и отношения, направленные на сохранение здоровья в течение полного жизненного цикла [6, с. 140]. При нарушении правил и норм, действий и отношений, формирующих самосо-хранительное поведение, оно превращается в «саморазрушительное поведение». Другими словами, в основе самосохранительного поведения находится отношение индивида к своему здоровью, которое и вступает и мотивирующим фактором для соответствующих действий и поступков в сфере сохранения и улучшения здоровья.
Очевидно, что одним из ключевых элементов самосохранительного поведения является отношение к здоровью и поведенческий фактор, отражающий ценностные установки индивида в отношении здоровья. Другими словами, самооценка здоровья и поведение, направленное на его поддержание, тесно связны с важностью здоровья в жизни индивида и тем местом, которое оно занимает в его системе ценностей. В большей степени это характерно, по мнению исследователей, для учащейся молодежи, которая, находясь под влиянием средств массовой информации, внедряющих в сознание молодежи стереотипы и мнения, противоречащие нормам здорового образа жизни, нуждается в формировании культуры самосохранительного поведения [7].
Следовательно, при изучении самосохранительного поведения и особенностей его формирования в молодежной среде необходимо на глубоком научном уровне проанализировать специфику процесса социализации в данном обществе, состояние институтов, ответственных за него, и то, каким образом происходит передача ценности здоровья через поколенческие каналы, в частности, в обществе трансформационного типа, к которому относится современная Россия.
На основе вышесказанного и нашем видении считаем, что самосо-хранительное поведение учащейся молодежи можно определить как совокупность ее действий и поступков, направленных на сохранение, поддержание и улучшение здоровья, и отражающих отношение молодежи к здоровью как ценности в условиях аксиологической динамики современного общества и стихийной социализации.
Внимание ученых привлекают социокультурные проблемы здоровья людей и, соответственно, социокультурные факторы, требующие иного взгляда на здоровье и болезни населения, что обусловлено ускоряющимся формированием нового социума, культурными разрывами, переходом к новым типам рациональности вследствие медикализации -распространения влияния медицины на все новые сферы общественной жизни, ранее не связывавшиеся со здоровьем человека. В итоге мы на-
128
блюдаем развитие экстремальных форм озабоченности здоровьем, когда происходит чрезмерная рационализация питания и ухода за телом, радикальные попытки преодоления различных нездоровых жизненных стилей, что в реальности приводит к возникновению болезней.
Нарастание социальных рисков и угроз в современном мире и в России частности находит свое непосредственное отражение в сфере медицины и здоровья, когда «здоровье становится выгодным бизнесом и превращается в индустрию» [8], а параллельно с этим идет процесс снижения уровня здоровья населения и ограничение доступа к качественным медицинским услугам для большей части российского населения.
Размышляя в русле теории конструирования социальной реальности, столь популярной в современной социологии, можно говорить о том, что конструируется и реальность в сфере медицины и здоровья, когда населению навязываются страхи относительно тех или иных болезней, а также происходит наделение смыслами и значениями содержание медицинских представлений о болезнях, отклонениях, о том, как они возникают и как их надо лечить. Другим словами, представления о болезнях подвижны и социально обусловлены, как и представления о том, как надо лечиться и сохранять здоровье.
В данном контексте одним из наиболее перспективных подходов, сформировавшихся на стыке медицины и социологии, является клинический подход [9, с. 87], предлагающий социоклинические принципы анализа при лечении болезни, поскольку в основе данного подхода, еще весьма слабо применяемого в медицине, лежит выход на сильное социальное, на контекст, на исторические обстоятельства. Разве не доказывает современное состояние здоровья российского общества правомерность и необходимость данного подхода и его развития, если учесть, что постсоветское общество намного «больнее», чем советское, особенно его молодое поколение.
Налицо исторический контекст данной ситуации в комплексе с экономическими факторами. В современной России настал тот момент, когда фиксируется высокий уровень саморазрушительного поведения молодого поколения, проявляющийся в росте заболеваемости, смертности, девиации, экстремизма среди молодежи. Этим проблемам уделяется особое внимание в отечественной науке, особенно проблеме молодежного экстремизма, основным источником которого среди множества других исследователи называют нарушение принципа социальной справедливости в современном российском обществе и наступление на экономические и конституционные права молодых граждан [10, с. 87].
Переходный период, в котором находится учащаяся молодежь, накладывает свой отпечаток на сознание, поведение и отношение к своему здоровью учащейся молодежи. Общество неопределенности, нестабильности и рискогенности, сложившееся в России в результате социально-экономических и политических трансформаций и реформ, до
129
крайней степени усложнило положение учащейся молодежи, которая перестала видеть социальные перспективы в своей жизненной траектории и утратила возможность социального проектирования по отношению к своей жизни как на профессиональном, так и личностном уровне. В этой ситуации вполне закономерно то, что озабоченная проблемами социального включения и жизненной самореализации в тяжелейших условиях, учащаяся молодежь недооценивает значимость здоровья и формирует стратегию его самосохранения.
Более того, идет кардинально обратный процесс, связанный с пренебрежительным отношением к собственному здоровью, что выражается в росте молодежи, употребляющей спиртное, табачные изделия, наркотические вещества, а также снижается численность здоровой молодежи. Это можно объяснить также тем, что снижается процент рождаемости здоровых детей: все чаще встречаются врожденная инвалидность, болезни, врожденные аномалии как следствие ухудшения здоровья матерей и отцов по различным причинам социального и материального характера.
Для объяснения этих негативных процессов в сфере самосохрани-тельного поведения российского населения, в том числе молодежи, целесообразно применять рискологическую концепцию, в рамках которой «общество риска» предстает как общество неопределенности и нестабильности, порождающее неуверенность в дне настоящем и завтрашнем и риск-практики как шанс преодоления ситуации неопределенности.
Здоровье - во многом историческая категория, а следовательно, оно имеет под собой ценностные основания. Именно поэтому аксиологический ракурс изучения проблемы самосохранительного поведения учащейся молодежи представляется наиболее удачным, так как состояние социального здоровья российского общества и уровня культуры самосохранительного поведения молодежи имеет непосредственную связь с трансформацией системы ценностей российского общества.
В этом контексте методологическим основанием изучения аксиологической динамики российского общества как фактора влияния на само-сохранительное поведение учащейся молодежи может быть теория трансформации. Согласно позиции Н.И. Лапина, трансформация - это процесс, охватывающий все сферы жизни общества и выражающийся в преобразованиях способа деятельности человека (культуры), форм отношений между людьми в ходе их деятельности [11, с. 137-138]. Если отталкиваться от мнения В.А. Ядова, то трансформационное общество - это не просто общество перехода к демократическим институтам самоорганизации, но такая социальная организация, в которой доминируют тенденции отвержения старого и отсутствуют общеприемлемые, консолидирующие модели будущего [12, с. 38].
Среди типичных черт социальной трансформации выделяются глубина (масштабность) и неопределенность последствий, что коррелирует с мнением В.А. Ядова, указывающего на то, что свобода от «век-
130
торной нагрузки» делает трансформацию наиболее адекватным понятием для изучения современного российского общества, по сравнению, например, с понятиями «модернизация» или «переход» («транзит») [13, с. 12].
Трансформация российского общества привела к тому, что из общественной жизни и практики исчезли социальные нормы, на которые ориентируется население, передавая значимые для него ценности и жизненные стандарты. Здоровье, как отмечают отечественные ученые, есть также норма, которая символизирует собой гармонию генетического, физического, психосоциального (духовного) состояния и развития индивида, рода (семьи), народа [14].
Можно ли говорить о сохранности социальных норм, в том числе такой нормы как здоровье, когда общество переживает эпоху культурного разлома, когда на глазах всего общества пишется совершенно иная социальная картина, в которой пересматриваются традиционные ценностные ориентиры, системы, ментальные программы, образы..? И самое главное - никому неизвестно, какой эта картина будет по своему завершению, так как трансформация - это процесс, конечный итого которого предсказать достаточно сложно.
Итак, самосохранительное поведение является одним из важнейших показателей, отражающих уровень социального здоровья и духовного благополучия общества и, прежде всего, молодежи. В основе само-сохранительного поведения находится отношение индивида к своему здоровью, которое, вместе с тем, формируется в конкретных социокультурных, социально-экономических и исторических условиях развития общества, в связи с чем оптимальными для изучения самосохранитель-ного поведения современной учащейся молодежи можно считать подходы, сложившиеся в рамках рискологической, социокультурной, аксиологической парадигмы исследования современного социума, а также принципы клинического подхода в социологии медицины.
Ссылки:
1. Савельева Ж.В. «Здоровье» и «болезни» россиян как социальные конструкции // Власть. 2009. № 8.
2. Возьмитель А.А., Осадчая Г.И. Образ жизни: теоретикометодологические основы анализа // Социологические исследования. 2009. № 8; Димов В.М. Философия и социология здоровья: курс лекций. Алма-Аты, 1998 ; Бурганова Л.А., Савельева Ж.В. Медикализация и эстетизация здоровья в рекламной коммуникации // Социологические исследования. 2009. № 8 ; Сафиуллина Л. С. Состояние здоровья и самосохранительное поведение учащихся подростков, проживающих в большом городе: автореф. дисс. ... канд. мед. наук. Казань, 2003 ; Но-воян А.В. Формирование самосохранительного поведения студентов в процессе профессиональной психолого-педагогической подготовки: автореферат дисс... канд. пед. наук. Калининград, 2007 ; Малоземов
131
О.Ю. Особенности валеоустановок учащихся // Социологические исследования. 2005. № 11; Шклярук В.Я. Самосохранительное поведение в молодежной среде // Социологические исследования. 2008. № 10.
3. Волосков И.В. Особенности социализации учащейся молодежи // Социологические исследования. 2009. № 6 ; Зубок Ю.А., Чупров
В.И. Социальная регуляция в условиях неопределенности. Теоретические и прикладные проблемы в исследовании молодежи. М., 2008 ; Чупров В.И., Зубок Ю.А., Певцова Е.А. Молодежь и кризис: диалектика неопределенности и определенности в социальном развитии. М., 2009 ; Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социологические исследования. 2003. № 1 ; Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты. Аналитический доклад. М., 2007; Социология молодежи. Энциклопедический словарь / отв. ред. Ю.А. Зубок и В.И. Чупров. М., 2008; Королев А.А. Современная российская молодежь: проблемы и суждения // Власть. 2008. № 10 ; Петров А.В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений // Социологические исследования. 2008. № 2 ; Семенов В.Е. Ценностные ориентации и проблемы воспитания современной молодежи // Социологические исследования. 2007. № 4.
4. Королев А.А. Современная российская молодежь: проблемы и суждения // Власть. 2008. № 10.
5. Баранов А.В. Социальные проблемы депопуляции и старения электората // Социология и общество. Тезисы докладов Первого Всероссийского социологического конгресса. СПб., 2000 ; Баранова Е.Л. Социальные аспекты здоровья школьников // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2008. № 1 (14); Веселова Е.В. Медико-социальные аспекты охраны здоровья учащейся молодежи: автореферат дис.канд. мед. наук. М., 1992 ; Козина Г.Ю. Здоровье в ценностном мире студентов // Социологические исследования. 2007. № 9 ; Котова Т.А. Здоровье в контексте стиля жизни современного студенчества: дис. канд. социологич. наук, Ростов-на-Дону, 2001; Журавлева И.В. Здоровье подростков: социологический анализ. М., 2002 ; Соколенко Е.И. Ценностное отношение к здоровью как педагогическая проблема // Физическое воспитание студентов творческих специальностей: сб. научных трудов под ред. Ермакова С. С. Харьков, 2006.
6. Шклярук В.Я. Самосохранительное поведение в молодежной среде // Социологические исследования. 2008. № 10.
7. См.: Малоземов О.Ю. Особенности валеоустановок учащихся // Социологические исследования. 2005. № 11; Шклярук В.Я. Самосо-хранительное поведение в молодежной среде // Социологические исследования. 2008. № 10.
8. См.: Колесникова И.С. Новации в социологии медицины и здоровья // Социологические исследования. 2008. № 4.
132
9. См.: Попова М.В. Клинический подход в социологии //Социология. 2006. № 2 ; Масалков И.К. Клинический подход в медицине и социологии // Социология. 2006. № 2.
10. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Самоорганизация в проявлениях молодежного экстремизма // Социологические исследования. 2009. № 1.
11. Баранова Е.Л. Социальные аспекты здоровья школьников // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2008. № 1 (14).
12. Лапин Н.И. Пути России: социокультурные трансформации. М., 2000.
13. Ядов В.А. А все же умом Россию понять можно // Россия: трансформирующееся общество. М., 2001.
14. См.: Любецкий Н.П., Князев А.И. Здоровый образ жизни и духовность // Научно-культурологический журнал. 2007. № 15 (160).
133