Научная статья на тему 'Самосохранительные установки в добрачном поведении молодежи: региональный аспект социологического исследования'

Самосохранительные установки в добрачном поведении молодежи: региональный аспект социологического исследования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
112
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
ДОБРАЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЗДОРОВЬЕ / МОЛОДЕЖЬ / УСТАНОВКИ / ЦЕННОСТИ / PREMARITAL BEHAVIOR / HEALTH / YOUTH / INSTALLATIONS / VALUES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Коломасова Е. Н., Новикова Е. Н.

В статье на материалах социологического исследования, проведенного в Республике Мордовия, выявляются и анализируются установки в добрачном поведении студенческой молодежи. Актуальность и научная новизна исследования заключаются в осуществлении комплексного научного анализа взаимосвязи добрачного поведения с учетом трансформации ценностных ориентаций современной молодежи. В статье обосновывается целесообразность разработки механизмов формирования позитивных моделей поведения молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самосохранительные установки в добрачном поведении молодежи: региональный аспект социологического исследования»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Коломасова Е.Н., к. с. н., доцент, Новикова Е.Н., к. с. н., доцент, кафедра социальной работы, Мордовский государственный университет, г. Саранск, Россия

САМОСОХРАНИТЕЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ В ДОБРАЧНОМ ПОВЕДЕНИИ МОЛОДЕЖИ:

РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность исследования самосохра-нительных установок в добрачном поведении молодежи обусловлена рядом причин. Среди них существенным является то, что кризисные процессы в семейно-демографической сфере современного российского общества - депопуляция, высокие показатели смертности трудоспособного населения, низкая устойчивость брачно-семейных отношений, рост внебрачной рождаемости, широкое распространение социального сиротства и девиантного поведения - непосредственно влияют на функционирование института добрачного поведения и формирование у молодежи самосохранительных установок. Эти тенденции вызывают тревогу у общества и государства, так как состояние брачно-семейных отношений и демографическая безопасность России напрямую связаны с реализацией семейных потребностей и потребностей в самосохранении.

Установки и ценностные ориентации добрачного поведения молодежи, представления о браке и семье складываются не спонтанно, а в течение определенного времени и под влиянием различных факторов - культу-

ры общества, родительской семьи, школы, средств массовой коммуникации, внешкольных учреждений и учреждений образования, сверстников и старших товарищей. Все множество институтов социализации расширяет кругозор и диапазон интересов личности на мир в целом, на брак и семью в частности, и невозможно выделить, какой из них важнее или влиятельнее. Однако ни один фактор в отдельности нельзя считать полностью ответственным за формирование представлений молодежи о характере будущего супружества.

Добрачное поведение - область социальной жизни, о которой каждый человек имеет свое представление, считая его единственно правильной моделью для понимания добрачных отношений вообще. Добрачное поведение уникально, интимно, воплощает разнообразные человеческие свойства, качества, потребности и вместе с тем различается по конструктивным и неконструктивным параметрам. К конструктивным параметрам в добрачном поведении, несомненно, относится наличие самосохранительных установок, направленных на сохранение здоровья и поддержание здорового образа жизни в течение полного жизненного цикла, включая период выбора брачного партнера и добрачного поведения.

Социологический опрос студенческой молодежи в Республике Мордовии, проведенный в рам-

Установки и ценностные ориентации добрачного поведения молодежи, представления о браке и семье складываются не спонтанно, а в течение определенного времени и под влиянием различных факторов.

№ 4 (12) АПРЕЛЬ 2011

Добрачное поведение — область социальной жизни, о которой каждый человек имеет свое представление, считая его единственно правильной моделью для понимания добрачных отношений вообще.

ках диссертационного исследования, показал тесную взаимосвязь между различными видами социально-демографического поведения - добрачного, репродуктивного и самосохранительного. Комплексный анализ этой взаимосвязи с учетом трансформационных процессов в обществе обуславливает научную актуальность данной проблематики, так как наличие позитивных самосо-хранительных установок и их проявление в поведении являются одними из важнейших показателей, отражающих уровень социального и духовного благополучия общества и, прежде всего, молодежи.

Под самосохранительным поведением в социологической науке понимается система действий и отношений, направленных на сохранение здоровья в течение полного жизненного цикла, на продление сроков жизни в пределах этого цикла [1]. Самосо-хранительные установки являются важным элементом в структуре самосохранительного поведения, характеризуя предрасположенность личности действовать определенным образом в той или иной ситуации. Полученные в ходе исследования данные свидетельствуют о том, что самосохранительные установки в добрачном поведении молодежи репрезентируют противоречивые результаты российской трансформации.

Обратимся к данным нашего исследования, отраженным в табл. 1.

Таблица 1

Распределение ценностных ориентаций, установок и жизненных планов молодежи, в % (юноши и девушки)

Ценностные ориентации, установки и жизненные планы молодежи Количество выборов, в %

юноши девушки

Здоровье 84,63 70,87

Образование 76,38 70,18

Взаимная любовь 61,01 75,23

Материальное благосостояние 59,40 60,78

Сексуальное удовлетворение 41,51 16,51

Родительская семья, родственники 39,45 45,41

Дружба, товарищество 37,39 31,19

Карьерный рост 36,01 32,80

Личная свобода, независимость 34,17 19,72

Внешняя привлекательность 27,29 37,39

Рождение детей 25,69 18,58

Личностное самосовершенствование 19,59 34,86

Веселый, интересный досуг 19,27 14,54

Внимание, успех у противоположного пола 17,43 24,77

Вступление в законный брак 14,22 18,81

Свободная любовь без обязательств 12,39 10,32

Будущее Родины 11,01 9,40

Стиль, следование моде 10,09 10,32

Религия, служение богу 4,36 5,73

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Как видно из таблицы, в иерархии ценностей «здоровье» занимает первое место у юношей и второе - у девушек. Таким образом, молодыми людьми осознается ценностная значимость здоровья, однако это не всегда выражается в соответствующем поведении — репродуктивном, досуговом, матримониальном. Как, на наш взгляд, справедливо отмечает А.А. Ковалева, «проблема самосо-хранительного поведения заключена в несоответствии, порой резко выраженном противоречии между сознанием и поведением» [2].

Обратимся к фактам: по результатам нашего исследования 62% юношей и 54% девушек связывают свой досуг с употреблением

Молодыми людьми осознается ценностная значимость здоровья, однако это не всегда выражается в соответствующем поведении — репродуктивном, досуговом, матримониальном.

ч_

спиртных напитков; около 50% опрошенных (независимо от пола) не считают употребление спиртных напитков будущим партнером препятствием к браку; 46% девушек считают для себя допустимым аборт в случае добрачной беременности; около 45% опрошенных (независимо от пола) не считают обязательным добрачное медицинское обследование обоих партнеров.

Противоречия в самосохранительных установках в добрачном поведении молодежи отражает и возраст раннего начала сексуальной жизни. По результатам нашего исследования 6,8% юношей и 1,6% девушек начинают половую жизнь в возрасте 14 лет и младше, 38,5% и 10,9% соответственно в возрасте 15 — 16 лет, 29,3% юношей и 30,5% девушек - в возрасте 17 — 18 лет, что, безусловно, отдалено от возраста массовой брачности современной молодежи. Таким образом, полученные в ходе исследования данные свидетельствуют о том, что ухаживание, сексуальность и ценностные ориентации опрошенной молодежи отделены от матримониальных намерений, что не отражает наличия позитивных самосохранительных установок в добрачном поведении.

Анализ самосохранительных установок в добрачном поведении молодежи позволя-

ет сделать вывод о том, что у представителей молодого поколения слабо сформирована культура самосохранительного поведения. Самореализация в сложных социально-экономических условиях, в условиях аксиологической трансформации способствует недооценке значимости здоровья, позитивные самосохра-нительные установки в добрачном поведении молодежи не являются достаточно сформированными и проявляются преимущественно на уровне идеальных представлений (ценностей), но не всегда отражаются в поведении. В связи с чем представляется целесообразной разработка механизмов формирования позитивных моделей самосохранительного поведения на различных уровнях функционирования общества, а также создание социальной инфраструктуры и использование технологий социальной работы с детьми, молодежью, семьей, способствующих ведению здорового образа жизни. ■

1. Антонов А.И. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов). М.: Ин-т «Открытое общество»; NOTA BENE. 1998. С. 320.

2. Ковалева А.А. Самосохранительное поведение в системе факторов, оказывающих влияние на состояние здоровья // Журнал социологии и социальной антропологии. 2008. № 2. С. 184.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.