САМОРЕГУЛЯЦИЯ В СТРУКТУРЕ ПСИХИЧЕСКОЙ НАДЁЖНОСТИ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СПОРТСМЕНОВ-СТРЕЛКОВ
Светлана Валентиновна Кочеткова, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
(КГУФКСТ), г. Краснодар
Аннотация
В статье изложены результаты исследования психической надежности и стрессоустойчи-вости спортсменов-стрелков. Проведен сравнительный анализ информативности показателей саморегуляции по опросникам Мильмана и Гордона-Ямпольского. Установлена взаимосвязь уровня психической надежности с квалификацией стрелков-пистолетчиков.
Ключевые слова: соревновательная деятельность, саморегуляция, психическая надежность, стрессоустойчивость.
THE SELF-CONTROL IN STRUCTURE OF MENTAL RELIABILITY AND TOLERENCE TO STRESS OF MARKSMEN-ATHLETES
Svetlana Valentinovna Kochetkova, the candidate of pedagogical sciences,
the senior lecturer,
The Kuban State University of Physical Training, Sports and Tourism,
Krasnodar
Annotation
The article shows the results of research of mental reliability and tolerance to stress of marksmen - athletes. The comparative analysis of informativeness of self-control indicators by Milman and Gordon-Yampolsky questionnaires is carried out. The interrelation of level of mental reliability with qualification of marksmen-gunmen is proved.
Keywords: the competitive activity, the self-control, the mental reliability, the tolerance to
stress.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема изучения психологических факторов, влияющих не столько на результативность, сколько на надёжность соревновательной деятельности спортсменов-стрелков, привлекает все большее внимание специалистов (И.С. Володина, 1995).
В.Э. Мильманом (1983) разработана анкета специальных качеств личности спортсмена, позволяющая определить структуру психической надежности и стрессо-устойчивость спортсмена. Однако в практике спорта у спортсменов чаще изучаются эмоциональные и двигательные компоненты надёжности по сравнению с личностными или психофизиологическими характеристиками. Это и послужило основанием для нашего исследования.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Сначала нами был проведён сравнительный анализ показателей анкеты спортсмена по В.Э. Мильману (1983) у 32 стрелков - пистолетчиков (4 - МСМК, 15 - КМС и 13 спортсменов 1-2 разрядов).
Между стрелками разной квалификации отсутствуют достоверные различия в показателях спортивной мотивации, стабильности-помехоустойчивости и устойчивости к стрессорам внешней значимости.
Мастера спорта международного класса отличаются от кандидатов в мастера спорта лучшими показателями саморегуляции (t=2,71), устойчивости к стрессорам внутренней неопределённости (t=3,02) и надёжности соревновательного результата (t=3,26).
По сравнению со спортсменами 1-2 разрядов международники также имеют более высокие показатели саморегуляции (t=3,86), устойчивости к стрессорам внутрен-
ней и внешней неопределённости (соответственно, 1=5,84 и 1=2,07), а также соревновательной надёжности (1=6,08).
Кандидаты в мастера спорта отличаются от стрелков младших разрядов лучшей соревновательной эмоциональной устойчивостью (1=2,29) и устойчивостью к стрессорам внутренней, внешней неопределённости и внутренней значимости (соответственно, 1=2,24, 1=2,95 и 1=3,88).
Можно заметить, что наиболее яркое отличие по квалификации наблюдается в показателях саморегуляции и устойчивости к стрессорам внутренней неопределённости (рис. 1).
Примечание: СМ - спортивная мотивация, СтП - стабильность-помехоустойчивость, СР - способность к саморегуляции, Уст. к внутр. неопр. и значим. - устойчивость к стрессорам внутренней неопределенности и значимости, Уст. к внешн. неопред. и значим. - устойчивость к стрессорам внешней неопределенности и значимости.
Рис.1. Профиль структуры психической надёжности и стрессоустойчивости стрелков-
пистолетчиков разной квалификации
Закономерные отличия показателей психической надёжности и стрессоустойчи-вости у стрелков разной квалификации неизбежно отразились на характере корреляций (рис. 2,3).
У стрелков-пистолетчиков с квалификацией МСМК при граничном значении г=0,810 ожидаема роль в результативности стрельбы показателей устойчивости к стрессорам внутренней значимости, соревновательной эмоциональной устойчивости и даже повышения частоты дыхания. Однако отрицательная корреляция с показателем саморегуляции требует объяснения.
В опроснике В.Э. Мильмана (1983) вопросы, касающиеся саморегуляции, направлены, преимущественно, на оценку способности переключить внимание. В то же время, именно ригидность является фактором результативности стрельбы. Спортсмену нужна концентрация, а не переключение внимания, и тогда становится понятной кажущаяся отрицательная роль саморегуляции - всё дело в содержании опросника.
Что касается снижения результативности стрельбы при усилении спортивной мотивации - то это закономерно.
У стрелков-пистолетчиков 1-2 разрядов только частота дыхания положительно взаимосвязана с устойчивостью к стрессорам внутренней неопределённости (г=0,517) и отрицательно - с соревновательной надёжностью (г=-0,780).
Рис. 2. Характер корреляций успешности соревновательной деятельности и психологической подготовленности стрелков-пистолетчиков - МСМК (пунктиром обозначена
отрицательная корреляция)
У кандидатов в мастера спорта так же, как и у мастеров спорта международного класса, результаты стрельбы отрицательно коррелируют с показателем саморегуляции и устойчивости к стрессорам внутренней неопределённости, но противоположно - с показателем устойчивости к стрессорам внешней неопределённости и значимости
(рис. 3). ___________________________________________________
Устойчивость к стрессорам внешней неопределенности
■
I
Результаты стрельбы
Устойчивость к стрессорам внутренней неопределённо ста
Саморегуляция по Мнльману
Уст.к стрессорам внешней значимости
Частота дыхания
Соревновательная
надёжность
Стабильность -по мехоустойчив ость
Соревновательная эмоц. устойчивость
Устойчивость к стрессорам внешней неопределенности
Рис. 3. Характер корреляций успешности соревновательной деятельности и психологической подготовленности стрелков-пистолетчиков - КМС (пунктиром обозначена
отрицательная корреляция)
Возвращаясь к структуре психической надёжности и стрессоустойчивости, можно отметить, что у стрелков-пистолетчиков - кандидатов в мастера спорта - все виды устойчивости к стрессу являются опосредующим звеном между показателями саморегуляции и соревновательной эмоциональной устойчивости (рис. 4).
Рис. 4. Характер внутренних корреляций показателей психической надёжности и стрессоустойчивости у стрелков-пистолетчиков - КМС (пунктиром обозначена отрицательная корреляция)
У стрелков-пистолетчиков 1-2 разрядов показатель стабильности-
помехоустойчивости положительно коррелирует с показателем соревновательной эмоциональной устойчивости (г=0,568), а также с устойчивостью ко всем видам стрессоров (р<0,05).
Для мастеров спорта международного класса оказались характерны следующие зависимости (при граничном значении г=0,810). Факторами психической надёжности оказались устойчивость к стрессорам внутренней значимости и внешней неопределён-ности (рис. 5).
Рис. 5. Характер внутренних корреляций показателей психической надёжности и стрессоустойчивости у стрелков-пистолетчиков - МСМК (пунктиром обозначена отрицательная корреляция)
При стрельбе из пистолета роль показателя саморегуляции в плане контроля и управления вниманием у мастеров спорта международного класса проявляется в положительной связи со спортивной мотивацией и стабильностью-помехоустойчивостью. Отрицательная связь с показателями соревновательной эмоциональной устойчивости и устойчивости к стрессорам внутренней значимости.
У кандидатов в мастера спорта саморегуляция положительно взаимосвязана с соревновательной надёжностью и устойчивостью к стрессорам внутренней и внешней неопределённости.
Далее был проведён сравнительный анализ информативности показателей саморегуляции по опросникам Мильмана и Гордона-Ямпольского на выборке участников чемпионата РОСТО 2009 года (12 пистолетчиков и 12 винтовочников). Фиксиро-
вались показатели мотивации спортивной деятельности, ситуативной тревоги, невро-тизации и психопатизации, свойств темперамента, психической надёжности и стрессо-устойчивости, факторов психологической подготовленности, частоты дыхания. В таблице 1 представлены только статистически значимые коэффициенты корреляции.
Таблица 1
Статистически значимые коэффициенты корреляций показателей саморегуля-____________ции и психологического статуса спортсменов-стрелков_______________
Показатели Саморегуляция по Гордону-Ямпольскому Саморегуляция по Мильману
Пистолетчики
Устойчивость к стрессорам внутренней значимости -0,638
Фрустрационная толерантность
Саморегуляция по Гордону-Ямпольскому 0,587
Психический темп 0,731
Волевая активность 0,589
Винтовочники
Ранг квалификации -0,515
Ситуативная тревога -0,708
Невротическое здоровье 0,727
Мотивация деятельности 0,771
Депрессия -0,701
Астеничность -0,733
Невротизация -0,711
Церебростения -0,690
Экстраверсия 0,524
Психическая пластичность 0,655
Психическая активность 0,905
Соревновательная эмоциональная устойчивость 0,678
Спортивная мотивация 0,643
Устойчивость к стрессорам внешней значимости 0,579
Фрустрацонная толерантность 0,517
Устойчивость к стрессорам внутренней значимости 0,583
Устойчивость к стрессорам внешней значимости 0,634 0,607
Очевидно, что показатель саморегуляции (состояния) по опроснику Гордона-Ямпольского более информативен в плане оценки психологического статуса спорт-сменов-стрелков, но только винтовочников. При этом у обоих показателей саморегуляции отсутствуют корреляции с успешностью стрельбы и соревновательной надёжностью.
С точки зрения достоверности различий между высокими и низкими значениями показателей саморегуляции, опросник Гордона-Ямпольского также оказывается информативнее (табл. 2).
По определению В.Э. Мильмана (1983), саморегуляция - умение правильно планировать свою деятельность, осознать и оценить свое эмоциональное состояние и технику выполнения двигательных действий; способность быстро перестроить свое состояние в ходе соревновательной борьбы и внести коррективы в технику движений.
По содержанию вопросов опросника Гордона-Ямпольского показатель самоконтроля-саморегуляции включает в себя способность планирования, контроля чувства времени и техники, а также регуляции деятельности кардиореспираторной системы и эмоционального возбуждения.
Исходя из сходства по ряду параметров и различий, мы считаем целесообразным обозначить показатель саморегуляции по Мильману как «саморегуляция поведения», а по опроснику Гордона-Ямпольского - как «саморегуляция состояния».
Таблица 2
Достоверность различий по 1-критерию Стьюдента показателей психологического статуса спортсменов-стрелков при высоких и низких ______________________значениях саморегуляции_______________________
Показатели Саморегуляция по Гор-дону-Ямпольскому п=10 / п=7 Саморегуляция по Мильману п=9 / п=6
Мотивация подготовки 3,49 2,32
Ситуативная тревога -2,83
Нервно-психическое здоровье 2,22
Депрессия -3,01
Астеничность -4,89
Невротизация -2,88
Церебростения -2,00
Пластичность 2,77
Психический темп 4,04 2,04
Психическая активность 3,16
Интегральный показатель психической надёжности по Мильману 3,73 2,28
Фрустрационная толерантность по Гордону -Ямпольскому 3,07
Волевая активность по Г ордону-Ямпольскому 2,62 2,12
РЕЗЮМЕ
Уровень психической надёжности стрелков-пистолетчиков закономерно взаимосвязан с квалификацией, а её профиль специфичен для каждой квалификации. У мастеров спорта международного класса - профиль с явным пиком показателя саморегуляции (модель «айсберга»), у пистолетчиков с квалификацией кандидатов мастера спорта - с пиком устойчивости к стрессорам внешней значимости, у спортсменов низкой квалификации - сглажен (рис. 6).
Рис. 6. Профиль психической надёжности и стрессоустойчивости стрелков-пистолетчиков разной квалификации
Треком (путеводной нитью движения) совершенствования способности к саморегуляции у мастеров спорта международного класса является развитие стабильной помехоустойчивости, усиление спортивной мотивации и чувствительности к стрессорам внутренней значимости. У кандидатов в мастера спорта - повышение чувствительности к стрессорам внутренней и внешней непределённости.
ЛИТЕРАТУРА
1. Володина, И.С. Подготовка стрелка-спортсмена : учеб. пособие для студ. и
слушателей ФПК РГАФК / И.С. Володина. - М. : Физкультура и спорт, 1995. - 117 с.
2. Мильман, В.Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности // Стресс и тревога в спорте : сб. науч. тр. - М. : Физкультура и спорт, 1983. - С. 24-26.
3. Уэйнберг, Р.С. Основы психологии спорта и физической культуры / Р.С. Уэйнберг, Д. Гоулд. - Киев : Олимпийская литература, 2001. - 335 с. : ил.
Контактная информация: [email protected]
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ФОРМИРОВАНИИ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Тимофей Сергеевич Купавцев, кандидат педагогических наук, начальник кафедры, Барнаульский юридический институт МВД России (БЮИ МВД России)
Аннотация
В работе раскрывается сущность самостоятельной работы обучаемых, содержание профессиональной компетентности и профессионального самосовершенствования сотрудников, педагогические условия формирования у курсантов вузов МВД России умений и навыков профессионального самосовершенствования в системе профессионального образования на основе реализации компетентностного подхода.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, вузы МВД России, самостоятельная работа, самосовершенствование личности.
THE COMPETENCY BUILDING APPROACH'S REALIZATION IN SKILLS AND ABILITIES' FORMATION OF CADETS OF RUSSIAN MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS UNIVERSITIES IN THEIR PROFESSIONAL SELF-IMPROVING
Timofey Sergeevich Kupavtsev, the candidate of pedagogical sciences,
The head of the faculty,
Barnaul Law Institute of the Ministry of Interior of Russia
Annotation
The essence of cadets’ self-guided study, the content of professional competence and professional self-improving of employees, the pedagogical conditions for cadets’ self-improving of skills and abilities in Russian Ministry of Internal Affairs Universities on the basis of competency building approach are revealed in this work.
Keywords: the professional competence, the universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the self -guided work, the personality’s perfection.
В настоящее время активизировался процесс информатизации общества, ускоренной автоматизации и компьютеризации всех сфер и отраслей производства, предъявляются высокие требования, как к качеству труда специалистов, так и к их профессионализму, к наличию творческого отношения к своей профессиональной деятельности. Чтобы специалист соответствовал данному уровню, ему приходится постоянно повышать свою профессиональную квалификацию. Это особенно актуально для системы МВД России, в которой профессионализм сотрудников определяется главным образом их творчеством и способностью к самовоспитанию, самообразованию, саморазвитию и самосовершенствованию [1].
При этом профессионализм сотрудников МВД России определяется, прежде всего, их профессиональной компетентностью, под которой следует понимать профессиональную теоретическую и практическую подготовленность, а также способность к решению исполнительских и творческих задач, выполнению обязанностей по прямому должностному предназначению [2. - С. 158].
В системе профессионального образования сотрудников МВД России очевидна жесткая зависимость понятий: профессионализм; профессиональная компетентность; профессионально значимые качества, знания, умения и навыки; умения и навыки про-