4 ДИСКУССИЯ
Щ журнал научных публикаций
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
В. Д. Паначев, д-р социол. наук, доцент,
B. А. Риль, доцент,
C. Л. Панченко, старший преподаватель, кафедра физической культуры, Пермский национальный исследовательский политехнический университет,
г. Пермь, Россия, [email protected]
ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СПОРТСМЕНОВ-СТРЕЛКОВ
Педагогическую основу подготовки стрелков высокого класса составляют психологические особенности данного вида спорта. Стрелковый спорт отличается от других видов деятельности человека тем, что в его основу заложен мощный стресс-фактор — соревнование не с соперником, а с бездушной мишенью один на один со своими эмоциями и переживаниями. В основу стрелкового спорта заложено психологическое противоборство, прежде всего с самим собой, с мишенью, которую не волнуют твои переживания, что является сильнейшим стресс-фактором. В силу его индивидуальной изменчивости и непредсказуемости полностью адаптироваться к этому стрессору практически невозможно. В других видах спорта можно выплеснуть негативные эмоции на соперника, на товарищей по команде, а в стрельбе спортсмен не может издать крик от точного попадания в десятку, упасть от радости на пол огневого рубежа или от отчаяния за ошибку подбросить оружие, как это делают теннисисты. Поэтому спортивный успех в этом виде спорта неизбежно связан с уровнем нервно-психического состояния перед стартом и во время соревнований. В зарубежных исследованиях установлено, что спортсмены с признаками невротиза-
Спортсмены-стрелки с высокой способностью к саморегуляции состояния более мотивированы, пластичны, с повышенным
психическим темпом и активностью при меньшей выраженности невротизации и психопатизации личности.
ции проигрывают спортсменам той же ква-лификации1.
В мае 2012 г. авторами статьи было проведено исследование уровня психической активности спортсменов-стрелков на кубке Пермского края, посвященного Дню Победы. Исследование проводилось на стрелковой базе краевой федерации стрельбы, где объектом исследования стали спортсмены-стрелки из пистолета и винтовки в различных упражнениях программы соревнований, а предметом исследования — психологическая особенность подготовки стрелков из разного вида оружия.
Особенно выраженные функциональные сдвиги в экстремальной ситуации обусловлены в большей мере не внешними условиями, а нервно-психической готовностью спортсмена к такой нагрузке, его личностными особенностями и значимостью для него результатов деятельности. При этом до настоящего времени не установлено однозначной роли свойств темперамента и способности к саморегуляции состояния для эффективности деятельности в конкретном виде стрельбы.
Известно, что у каждого человека существует строго индивидуальный барьер психической адаптации, имеющий биосоциальную основу. Если истощаются ре-
№ 8 (26)АВГУСТ 2012
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций "
зервы психической активности, то может произойти его «прорыв», что ведет к пограничным состояниям — невротизации и пси-хопатизации. Ведущим фактором является нехватка «степеней свободы» для адекватного реагирования в условиях стрессовой ситуации. При психопатизации на первое место выходят расстройства биологической основы адаптационного барьера. В результате расстройств личности акцентуации характера могут трансформироваться в психопатию. При невротизации личности происходит «прорыв» социальной основы адаптационного барьера, и повышенная нервность человека сопровождается возбудимостью, тревогой, раздражительностью2. Выход из стрессового состояния связан с адаптационными возможностями конкретного индивида, развитостью его аварийно-защитных механизмов, его способностью к выживанию в критических ситуациях.
Психофизиологическая адаптация человека к экстремальным средовым условиям сопровождается изменением психологических реакций на границах нормы. Здесь организму приходится жертвовать какой-то одной или несколькими функциями для сохранения более жизненно важных, без которых существование в данных условиях невозможно. Предпатология представляет собой выход организма за пределы адаптационных «лимитов». При этом возможны:
а) сохранение высокого уровня интеграции при одновременной утрате менее важных функций;
б) переход на более низкий уровень интеграции функций;
в) сочетание первого и второго вариантов.
Границы адаптивной психофизиологической нормы различны для отдельных функциональных систем3. Частые нарушения соматического здоровья являются одним из проявлений дезадаптации, которая может быть как следствием, так и причиной общей социальной дезадаптации4. Поэтому так важен вопрос о своевременном выявлении среди спортсменов тех, состояние нервно-психического здоровья которых свидетельствует о возможных нарушениях в работе адаптационных механизмов. В исследовании приняли участие 30 спортсменов-стрелков — участники
чемпионата Пермского края 2012 г. (15 пи-столетчиков и 15 винтовочников) с квалификацией мастеров спорта (МС) (5 человек) и кандидатов в мастера спорта (КМС) (15 человек). Определялась степень выраженности четырех неблагоприятных эмоциональных состояний и пяти свойств темперамента по опроснику Айзенка, мо-тивационного состояния — по методике Сопова, способности к саморегуляции состояния — по опроснику Гордона-Ям-польского. Уровень нервно-психического здоровья определялся по тесту Войнова, а склонности к депрессии — по шкале Цун-га. Сравнительный анализ структуры нервно-психического здоровья пистолетчиков и винтовочников выявил различия между группами только в показателе экстраверсии (t=1,9), который выше у пистолетчиков (как оказалось, преимущественно за счет МС). У пистолетчиков с квалификацией МС достоверно выше признаки церебростении (t= 1,8) и эмоциональной возбудимости (t=4,2) по сравнению со стрелками младшей квалификации. У винтовочников с квалификацией МС оказались существенно ниже признаки невротического здоровья, психического темпа и психической активности на фоне более выраженного астенического синдрома. Во всех случаях различия достоверны при 5 % — 1 % уровне значимости. В любом виде спорта квалификация мастера спорта является высокой ступенью. Соответственно спортсмены, достигшие этого уровня, служат эталоном для разрядников, а их показатели — модельными характеристиками. С этой точки зрения пистолетчи-ки — МС не отличались достоверно от винтовочников в показателях нервно-психического состояния. Однако существенные различия при 5 % уровне значимости проявились в особенностях подготовки и отбора вида стрельбы: пистолетчики оказались более экстравертированы (t=2,2), пластичны (t=2,8), имеют выше психический темп (t=2,4) и психическую активность (t= 1,8). Закономерно возникает вопрос о подобном соотношении у спортсменов-стрелков меньшей квалификации. Оказалось, что у спортсменов-стрелков с квалификацией КМС профиль нервно-психического состояния явно лучше по сравнению с мастерами. Эту особенность ранее мы не изучали.
4 ДИСКУССИЯ
Щ журнал научных публикаций
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
К сожалению, это подтверждает общую тенденцию влияния психофизических нагрузок современного спорта на состояние здоровья спортсменов. И если у стрелков меньшей квалификации только показатель депрессии приближается к нижней границе средних значений (диапазон среднего составляет от 40 % до 60 % диагностических шкал), то у стрелков с квалификацией МС практически все показатели уже на этой границе. Что касается профиля свойств темперамента, то у пистолетчиков с квалификацией МС он более выражен, чем у винтовочни-ков. Стрелки меньшей квалификации занимают в этих профилях в целом промежуточное положение. С учетом явной роли свойств темперамента в нервно-психическом состоянии, корреляционный анализ был проведен раздельно для стрелков-пис-толетчиков и винтовочников. Согласно полученным данным, у стрелков-пистолет-чиков ранг квалификации положительно коррелирует с уровнем депрессии (г=0,35), церебростенией (г=0,45), эмоциональной возбудимостью (г=0,45) и психическим темпом (г=0,4). Также у пистолетчиков, чем выше квалификация, тем больше невроти-зация (г=0,5) и хуже надежность стрельбы (г=-0,45). Во всех случаях р<0,05. Мотивация спортивной деятельности положительно взаимосвязана с психическим темпом и активностью (соответственно г=0,35 и г=0,67), но отрицательно — с ситуативной тревогой (г=-0,55), депрессией (г=-0,65) и астеничностью (г=-0,45), что в целом закономерно. Оказалось, что только фактор эмоциональной возбудимости, взаимосвязанный с рангом квалификации, играет существенную роль и в проявлении нервно-психического состояния. Этот показатель коррелирует с ситуативной тревогой (г=0,55), депрессией (г=0,65), двумя показателями невротизации (г=0,56 и г=0,59), церебростенией (г=0,55) и патохарактерологи-ческим синдромом (г=0,45). Во всех случаях р<0,05. У стрелков-винтовочников ранг квалификации положительно взаимосвязан с показателями невротизации (г=0,45), астеничностью (г=0,48), низким психическим темпом (г=0,55) и низкой активностью (г=0,52). Есть тенденция к связи с церебростенией. Мотивация спортивной деятельности тем выше, чем выше невротическое
состояние (г=0,56), экстраверсия (г=0,45), пластичность (г=0,51) и психическая активность (г=0,58) при низкой ситуативной тревоге (г=0,45) и астеничности (г=0,48). Оказалось, что у стрелков-винтовочников практически все свойства темперамента играют существенную роль в нервно-психическом состоянии при 5 % уровне значимости, как и у пистолетчиков проявляет себя эмоциональная возбудимость. Помимо этого, экстраверсия, пластичность и психическая активность обусловливают у винтовочников отсутствие синдромов депрессии, астенич-ности, невротизации, церебростении и патологии характера.
Далее мы проанализировали результаты с точки зрения высоких и низких значений показателя саморегуляции состояния по опроснику Гордона-Ямпольского. Спортсмены-стрелки с высокой способностью к саморегуляции состояния достоверно более мотивированы по сравнению со спортсменами, имеющими низкий уровень саморегуляции. У них так же существенно меньше выражена невротизация, депрессия, астеничность и церебростения (р<0,05). Представляет интерес профиль свойств темперамента у спортсменов с высоким и низким уровнем способности к саморегуляции состояния, поскольку достоверные различия при этих условиях зафиксированы по показателям пластичности, психического темпа и активности (р<0,05). Можно заметить, что стрелки с высокой способностью к саморегуляции более пластичны, экстравертированы, с повышенным психическим темпом и активностью при меньшей эмоциональной возбудимости, что в целом оптимизирует нервное обеспечение психической деятельности. Для проверки мы выполнили корреляционный анализ. У стрелков-пистолетчиков показатель саморегуляции состояния положительно взаимосвязан лишь с волевой актив-
№ 8 (26)АВГУСТ 2012
ДИСКУССИЯ »
журнал научных публикаций "
ностью (г=0,45, р<0,05). Все остальные зависимости оказались характерны только для стрелков-винтовочников. Чем выше у них способность к саморегуляции, тем выше мотивация (г=0,72), экстраверсия (г=0,52), пластичность (г=0,55), психический темп (г=0,58), психическая активность (г=0,86) и тем менее они склонны к проявлению ситуативной тревоги (г=-0,67), депрессии (г=-0,68), астеничности (г=-0,69), невроти-зации (г=-0,67), церебростении (г=-0,66)) (р<0,05 - р<0,01). Сравнивания полученные в исследовании профили с разработанными ранее нормативными, можно сделать вывод о том, что спортсмены-стрелки с высоким уровнем способности к саморегуляции ближе к сангвиническому темпераменту, а спортсмены-стрелки с низким уровнем саморегуляции ближе к меланхолическому темпераменту.
В нашем исследовании, с учетом измеренных показателей нервно-психического состояния, правила сигмальных отклонений и достоверности различий, установлено следующее. У успешно выступающих спортсменов-стрелков пиком является психическая активность и мотивация (образующие энергичность), а под поверхностью находятся тревога, депрессия, невротиза-ция и астеничность (утомление). У менее успешных спортсменов-стрелков профиль плоский и находится в диапазоне среднего. Кроме того, успешно выступающие спортсмены-стрелки имели достоверно лучше показатели соревновательной эмоциональной устойчивости, устойчивости к стрессорам внешней значимости и саморегуляции состояния по сравнению с менее успешными спортсменами. У них также оказалась и лучше соревновательная надежность: соответственно 0,98 против 0,96. Статистически значимых различий в уровне нервно-психического состояния между исследуемыми пистолетчиками и винтовочниками не установлено. Различия обнаружены только внутри групп по квалификации. Мастера спорта в группе пистолетчиков имеют признаки церебростении, а в группе винто-вочников — невротизации и астеничности. В свойствах темперамента у пистолетчиков достоверно выше экстравертированность, пластичность, психический темп и психическая активность по сравнению с винто-
вочниками. Вне зависимости от стрелкового упражнения фактором всех параметров нервно-психического состояния спортсменов-стрелков является низкая эмоциональная возбудимость и меньший ранг квалификации. Кроме того, у стрелков-винто-вочников другие свойства темперамента (экстраверсия, пластичность и психическая активность) обусловливают выраженные признаки нервно-психического состояния. Спортсмены-стрелки с высокой способностью к саморегуляции состояния более мотивированы, пластичны, с повышенным психическим темпом и активностью при меньшей выраженности невротизации и психопатизации личности. Установлены параметры модельных характеристик при квалификации МС: стрелки-пистолетчи-ки преимущественно экстравертированы, пластичны, имеют высокий психический темп и склонны к невротизации личности. Стрелки-винтовочники характеризуются интровертированностью, ригидностью, понижением психического темпа и активности со склонностью к астеничности.
Таким образом, можно сделать вывод, что спортсмены-стрелки с высокой способностью к саморегуляции состояния более мотивированы, пластичны, с повышенным психическим темпом и активностью при меньшей выраженности степени невротиза-ции и психопатизации личности, дополнительно стоит отметить, что выбор вида оружия способствует индивидуальной психопатизации личности. ^
1. Уэйнберг Р. С. Основы психологии спорта и физической культуры. — Киев: Олимпийская литература, 2001.
2. Малкина-Пых И. Г. Психосоматика: справочник практического психолога. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. С. 142.
3. Там же.
4. Morgan W. P. The trait psychology controversy. Research Quarterly for Exercise and Sport. 1980. V 51. P. 50-76.
5. Кидинов А. В. Психологическое моделирование внутригрупповых конфликтных отношений // Дискуссия: журнал научных публикаций. 2012. № 3 (21) март. С. 122-124.
6. Водяха С. А. Современные концепции психологического благополучия личности // Дискуссия: журнал научных публикаций. 2012. № 2 (20) февраль. С.134-138.