уДК 796.01:159.9
психогигиенический комплекс средств повышения надёжности деятельности спортсменов-стрелков
Кандидат педагогических наук, доцент М. В. Махинова, кандидат педагогических наук, доцент С. В. Кочеткова,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.
В работе экспериментально обоснована эффективность психогигиенического комплекса средств повышения надёжности деятельности спортсменов-стрелков по динамике показателей психомоторных функций, функционального состояния, интеллектуальных способностей, психической надежности, психической адаптации и результативности стрельбы.
Ключевые слова: спортсмены-стрелки; психическая надежность; психогигиена; психическая адаптация, психомоторные функции.
Введение. Согласно статистике, на крупных соревнованиях почти половина неудачных выступлений связана с ухудшением психического состояния участников. Это состояние еще никак нельзя считать болезнью, но оно уже несомненный (пусть даже и кратковременный) выход за рамки общепринятой нормы. Значит, эти состояния должны быть основательно изучены, и тогда станет возможно их предупреждение. Данная работа, которая, конечно, не может оцениваться как завершенная и закрывающая указанную проблему полностью, посвящена профилактике таких переходных состояний. Осуществлялась она с целью обеспечения у спортсменов оптимального психофункционального здоровья в дни главных стартов, для предупреждения возможного возникновения в этот период неблагоприятных изменений в организме, снижающих результативность их выступлений.
Как справедливо указывает большинство ведущих специалистов, изучение начальных и переходных форм, постепенно «удаляющих» организм от зоны нормы, исключительно сложно. Ряд авторов (Л. Д. Гиссен, 1990; Г. Н. Крыжановский, 2001; Е. П. Ильин, 2009) считает, что первыми сигналами неблагополучия, создающими состояние «повышенного риска», являются напряжения и изменения деятельности интегративных отделов центральной нервной системы, т. к. вне зависимости от того, на какую систему или на какой процесс в организме падает преимущественная нагрузка, приспособление к ней осуществляется интегративными отдела-
ми, обеспечивающими необходимую для оптимальной работоспособности взаимосогласованную деятельность основных функций.
Таким образом, соображения спортивной практики выдвинули на одно из важных мест проблему напряжения, адаптации и перенапряжения, т. е. проблему стресса. В условиях спортивной деятельности наряду с физиологическими компонентами и психические аспекты могут стать сильными стрессорами, способными ухудшить здоровье и повлиять на результаты.
Исследователи отмечают, что психическая адаптация в спорте связана с интеллектуальными и эмоциональными процессами. Не сама ситуация, конечно, является стрессором, а отношение спортсмена к ситуации может сделать ее стрессовой. Отсюда и роль психологических мотивационных факторов, определяющих отношение.
Сам по себе психический стресс приводит к симптомам напряжения, он имеет приспособительный характер и может быть целесообразен. Затруднять спортивную деятельность могут явления тревоги, вызывающие напряжение мускулатуры, меняющие выработанный навык. Однако на последующих этапах, начиная с появления дезинтеграции, выявляется отрицательная симптоматика, в которой всегда отмечаются и психические расстройства. Развитие отрицательной симптоматики имеет определенную поступательность. Между нормальной адаптационной реакцией напряжения и формированием невроза или выраженных психосоматических заболеваний обнаруживаются промежуточные, временные состояния функциональных расстройств. Всё это подтверждает значение общих гигиенических (здоровье спортсмена) и профилактических (предупреждение дезинтеграции, снижение степени напряжения) факторов для функционального состояния спортсмена в экстремальных условиях.
В современном стрелковом спорте высокий уровень спортивных результатов определяется высокой психологической стоимостью соревновательной надежности. Так, при достижении спортсменом определенного уровня психической напряженности регуляция соб-
ственного состояния превращается в самостоятельную деятельность, выполняемую наряду с собственно двигательной деятельностью. Поэтому от уровня развития способности к саморегуляции психического состояния зависит степень психологической надежности деятельности стрелка-спортсмена ( В. Э. Мильман, 1983).
Практика применения методов психической саморегуляции убеждает в значительном влиянии их на высшую нервную деятельность, эмоциональную, вегетативную и двигательную сферу. Следовательно, необходимы изучение и апробация разных способов психической регуляции для выбора наиболее оптимальных применительно к условиям тренировочной и соревновательной деятельности стрелков-спортсменов.
Исследования в этом направлении единичны, что и послужило основанием для проведения нами эксперимента с использованием арсенала средств психогигиены.
Методика. Предварительный анализ литературных научных источников позволил сформировать и обосновать комплексную программу психогигиенического эксперимента для применения ее в группе спортсменов-стрелков. Психогигиеническая программа включала психологические и педагогические методы влияния на спортсмена. Экспериментальная группа была сыормирована из 10 стрелков разной квалификации (3 спортсмена 2-го разряда, 3 - 1-го разряда и 4 кандидата в мастера спорта). Контрольную группу составили 10 стрелков с такой же квалификацией (соответственно 3, 4 и 3 спортсмена). Психолого-гигиенический эксперимент осуществлялся на протяжении четырёх месяцев. Спортсмены обеих групп тренировались трижды в неделю. За 16 недель было проведено 14 тренировочных занятий и 2 соревнования. В первую неделю в экспериментальной группе спортсмены были ознакомлены с основными методами психологической подготовки. В обеих группах в первую и последнюю неделю проводилось педагогическое и психологическое тестирование. Весь период велись наблюдения за изменениями в состоянии функциональных систем организма спортсменов-стрелков в ответ на воздействие факторов окружающей среды психологического и педагогического характера.
У спортсменов исследовались показатели свойств нервной системы, темперамента, структуры мотивации, специальных качеств личности, функционального состояния, психомоторных качеств, «чувства времени» и результаты стрельбы в упражнениях «МП-2» и «МП-5».
Известно, что при современном уровне развития спорта оптимальная мобилизация психических и личностных ресурсов спортсменов невозможна путем применения отдельных компонентов психологической подготовки. Необходимо комплексное, с учетом специфики пулевой стрельбы, использование методов и средств, адресованных к различным функциональным системам. Поэтому мы исследовали не только особенности взаимосвязи макровременных и микровременных факторов регуляции деятельности стрелков-спортсменов с эффективностью выполнения контрольных соревновательных упражнений, но также характер их изменения в результате примененной системы психологической подготовки.
Педагогические и психологические факторы воздействия применялись следующим образом.
Начало занятия - разминка, после которой спортсмены решали различные технико-тактические задачи. В контрольной группе тренировка на этом заканчивалась. В экспериментальной группе в середине занятия на всех тренировках давались упражнения на релаксацию и элементы ментального тренинга, а также одно из упражнений психотехнических игр. Заканчивалась тренировка использованием средств и приемов, разных для каждой недели, по приведенной ниже схеме.
результаты исследования. Корреляционный анализ выявил отдельные связи индивидуально-личностных и специальных качеств с успешностью соревновательной деятельности, причем разные у стрелков экспериментальной и контрольной групп, что не позволило выявить какую-либо закономерность.
Предполагая нелинейную взаимосвязь относительно устойчивых свойств личности с результатами стрельбы, мы использовали метод сигмальных отклонений и рассмотрели показатели упражнений МП-2 и МП-5 при разных статистически корректных зонах свойств нервной системы и темперамента.
Схема
Методики/неделя 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Игровой метод х х х х
Стрелковые спортивные игры х х х х х х
Упражнения для профилактики утомления зрения х х х х
Дыхательные упражнения х х х х
Массаж х х х х
Приемы тонизации х х х х х х
Упражнения на развитие «чувства времени» х х х
Психологическая подготовка к конкретному соревнованию х х х
Упражнения на релаксацию х х х х х х х х х х х х х
Элементы ментального тренинга х х х х х х х х х х х х х
Психотехнические игры х х х х х х х х х х х х х
Согласно полученным данным, упражнение МП-2 выполняется более успешно при пониженной интеллектуальной лабильности и низкой невротизации по сравнению с высокими и средними их значениями (Р< 0,05), а также в случае выраженной силы нервной системы по торможению (1=3,93, Р< 0,01). Эффективность стрельбы в упражнении МП-5 максимальна только в случае высокой силы нервной системы по торможению по сравнению со средней и слабой ее выраженностью (соответственно 1=2,60, 1=2,67, Р< 0,05).
Оба контрольных упражнения выполняются достоверно более лучше при низких значениях стремления избежать неудачи (Р< 0,05).
Наибольший интерес представляет возможная взаимосвязь специальных качеств личности стрелков с успешностью их соревновательной деятельности. Оказалось, что только статистически средняя зона показателя соревновательной эмоциональной устойчивости приводит по сравнению с ее низкими значениями к достоверно более лучшему результату стрельбы как в упражнении МП-5, так и в упражнении МП-2 (соответственно 1=2,21 и 1=2,29, Р< 0,05).
Что касается особенностей взаимосвязи функциональных показателей и психомоторных качеств с результативностью тренировочной и соревновательной деятельности стрелков, то здесь обнаружились как общие закономерности, характерные для всех исследованных стрелков, так и специфические различия между экспериментальной и контрольной группами. В частности, у стрелков обеих групп только частота сердечных сокращений в покое в конце педагогического эксперимента достоверно коррелирует с соревновательными результатами стрельбы в упражнениях МП-2 и МП-5.
Отличие экспериментальной группы заключается во влиянии ЧСС покоя на тренировочные результаты стрельбы в упражнении МП-5, а показатели нижнего артериального давления в покое и частоты дыхания перед стартом оказались однозначно связаны с результатами всех контрольных тестов как до, так и после педагогического эксперимента. Особенностью стрелков контрольной группы явилась корреляционная связь показателя частоты тремора в покое и перед стартом с результативностью контрольных выстрелов упражнения МП-5 на тренировке и в соревновании до и после педагогического эксперимента.
Психомоторные характеристики не имеют синер-гичных коэффициентов корреляции в экспериментальной и контрольной группах. Стрелков контрольной группы отличает связь времени простой реакции с тренировочными результатами упражнения МП-5, а моторного периода сложной реакции - с показателями упражнения МП-5 на тренировке и соревновании только в начале педагогического эксперимента. В конце педагогического эксперимента появилась связь, напротив, латентного периода сложной реакции со всеми контрольными тестами и показателей теппинг-теста с тренировочными результатами упражнения МП-5.
Стрелки экспериментальной группы демонстрировали более успешные результаты на тренировке и соревновании при хороших показателях одиночных движений теппинг-теста только в начале психолого-педагогического эксперимента. По его окончании ни одно из исследуемых психомоторных качеств не обнаружило корреляционной связи с результатами скоростной и комплексной стрельбы. Это может указывать как на возможность нелинейной связи, так и на повышение надежности функциональных систем, обеспечивающих проявление психомоторики, а следовательно, и позитивный эффект формирующего эксперимента.
Повторное измерение самооценки специальных качеств личности у стрелков экспериментальной и контрольной групп выявило следующую динамику. Общим для обеих групп является некоторое улучшение показателей спортивной мотивации и саморегуляции, усиление как внешней, так и внутренней ориентации в деятельности. У стрелков обеих групп достоверно понизился показатель «ровной» регуляции деятельности на фоне повышения «взрывной» регуляции.
Мы объясняем указанные изменения естественным следствием совершенствования спортивного мастерства в учебно-тренировочном процессе, поскольку стрелки контрольной группы не прекращали подготовки.
В то же время у стрелков экспериментальной группы достоверно повысились взрывная ориентация в деятельности, соревновательная эмоциональная устойчивость, стабильность - помехоустойчивость на фоне достоверного снижения чувствительности к стрессорам как внешней, так и внутренней неопределенности и значимости (Р< 0,05). В контрольной группе подобных существенных изменений не произошло.
Наконец, статистически значимое улучшение в экспериментальной группе показателей соревновательной эмоциональной устойчивости и стабильности - помехоустойчивости на фоне их несущественного ухудшения в контрольной группе подтвердило эффективность примененных педагогических воздействий.
Анализ данных с позиций закона исходного уровня выявил, что в контрольной группе практически отсутствуют изменения артериального давления вне зависимости от его исходного уровня. У стрелков экспериментальной группы, напротив, артериальное давление, как систолическое, так и диастолическое, с 5% значимостью нормализовалось при его высоком и среднем исходном уровне (соответственно 1=3,0; 1=2,78 и 1=2,78; 1=3,13).
Применение непараметрического критерия Уил-коксона в отношении динамики функциональных показателей выявило, что в условиях соревнования у стрелков экспериментальной группы достоверно изменились артериальное давление, тремор и частота сердечных сокращений на фоне отсутствия подобных изменений в контрольной группе. Частота дыхания в обеих группах уменьшилась статистически значимо.
Используемые нами в экспериментальной группе
специальные психологические и педагогические воздействия привели также к существенному улучшению у стрелков 1 и 2 разряда показателя специализированного восприятия - «чувства времени». В контрольной группе точность отмеривания периода идеомоторной программы перед выстрелом практически не изменилась.
Из других психомоторных функций в экспериментальной группе достоверно улучшились показатели времени реакции на 1 стимул, латентного и моторного периодов сложной реакции на 5 стимулов и точности отмеривания 3-секундного интервала времени. В контрольной же группе значимо улучшились другие показатели: максимального двигательного темпа и латентного периода сложной реакции на 5 стимулов.
Анализ динамики спортивных результатов в зависимости от квалификации стрелков экспериментальной группы выявил, что кандидаты в мастера спорта, перворазрядники и второразрядники достоверно улучшили точность скоростной стрельбы в упражнении МП-2 при 5% уровне значимости. В контрольной группе результаты упражнения МП-2 статистически значимо повысились только у кандидатов в мастера спорта.
Что касается результатов универсального теста «МП-5», то в экспериментальной группе они достоверно улучшились только у стрелков 2 разряда (1=3,17, Р < 0,05), а в контрольной группе изменения были несущественны вне зависимости от квалификации.
Применение закона исходного уровня показало, что результаты стрельбы у стрелков экспериментальной группы в случае высокого и низкого исходного уровня улучшились статистически значимо (соответственно 1= 3,0 и 1= 3,24, Р< 0,05), а для среднего диапазона эти изменения были недостоверны (Р>0,05). В контрольной группе незначительные позитивные изменения спортивного результата составили менее 1% при всех его исходных уровнях.
Достоверность изменения показателей по и и-критериям в экспериментальной группе оказалась синхронна по следующим параметрам: улучшение соревновательной эмоциональной устойчивости, стабильности - помехоустойчивости, времени простой реакции на 1 стимул, латентного и моторного периодов сложной реакции на 5 стимулов; повышение взрывного характера ориентации в деятельности и снижение чувствительности к стрессорам неопределенности - внешним и внутренним. Важно также, что в экспериментальной группе достоверно улучшилась точность скоростной стрельбы и «чувства времени» вне зависимости от квалификации стрелков. У стрелков контрольной группы перечисленные показатели
по обоим критериям изменились несущественно, что дает основание для заключения о достаточно высокой статистической надежности эффективности примененных средств психолого-педагогического воздействия в экспериментальной группе.
При этом конечная надежность результатов комплексной стрельбы составила в экспериментальной группе у кандидатов в мастера спорта 0,66, у перворазрядников - 0,72 и второразрядников - 0,84 по сравнению с исходной надежностью соответственно 0,59, 0,60 и 0,86. В контрольной группе надежность спортивного результата за исследуемый период практически не изменилась.
Полученные в исследовании результаты выявили не только достоинства, но и недостатки примененных нами методов регуляции надежности деятельности стрелков. Так, несмотря на достоверное улучшение временных характеристик простой и сложной зрительно-моторной реакции и, главное, абсолютного результата, особенно в скоростной стрельбе, его надежность у спортсменов экспериментальной группы по-прежнему осталась ниже, чем в контрольной. Некоторое повышение надежности произошло преимущественно в универсальном упражнении за счет компонента медленной стрельбы.
Исследования в естественном эксперименте, объективно доказывающие эффективность применения в стрелковом спорте факторов психологического и педагогического воздействия, в комплексной психогигиенической работе со спортсменами не только важны в теоретическом отношении, но и имеют существенное практическое значение при подготовке ведущих спортсменов в большинстве стран, претендующих на успешное выступление своих команд в основных международных соревнованиях.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Володина, И. С. Подготовка стрелка-спортсмена: учебное пособие для студентов и слушателей ФПК РГАФК. - М., 1995. - 117 с.
2. Гиссен, Л. Д. Время стрессов: Обоснование и практ. результаты психопрофилакт. работы в спорт. командах / Л. Д. Гиссен. - М.: ФиС, 1990. - 192 с.
3. Гигиена: учебник, 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. акад. РАМН Г. И. Румянцева. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. - 608 с.
4. Ильин, Е. П. Психология спорта. - СПб.: Питер, 2009. -352 с.
5. Крыжановский, Г. Н. Патологические системы в ЦНС // Вестник РАМН. - 2001. - №11. - С.12-15.
6. Мильман, В. Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности // Стресс и тревога в спорте. - М., 1983. - С. 2446.
из портфеля редактора
psychohygienic complex of means increasing reliability of athletes-shooters' activity
M. Makhinova, Assistant Professor, Candidate of Pedagogical Sciences, S. Kochetkova, Assistant Professor, Candidate of Pedagogical Sciences, Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar. Contact information: 350015, Krasnodar city, Budyennogo str., 161.
The efficiency of psychohygienic complex of means increasing reliability of athletes-shooters' activity in dynamics of such indices as psychomotor functions, functional condition, intellectual opportunities, psychic reliability, psychic adaptation and effectiveness of shooting is proved in the article by experimental way.
Key words: athletes-shooters; psychic reliability; psychohygiene; psychic adaptation; psychomotor functions.
уДК 612.342.5
формирование ферментного компонента секретов пищеварительных желез (обзор)
Доктор биологических наук, профессор Г. Ф. Коротько,
ГБУЗ Краевая клиническая больница № 2, Министерство здравоохранения Краснодарского края, г. Краснодар.
Контактная информация для переписки: 350012, г. Краснодар, ул. Красных партизан, 6/2.
В обзорной статье представлены результаты авторских исследований и данные литературы о роли транспортных процессов в формировании двух пулов ферментов пищеварительных желез и адаптации их спектра к виду принятой пищи и нутриент-ному составу химуса.
Ключевые слова: пищеварительные железы; секреция; пищевая адаптация; ферменты.
Система пищеварения в организме человека наиболее многоорганная, многофункциональная и сложная, обладающая большими адаптационными и компенсаторными возможностями. Этим, увы,
нередко злоупотребляют или поступают неосмотрительно и самонадеянно в питании. Такое поведение зачастую основано на недостаточном объеме знаний о деятельности данной физиологической системы, а специалисты, как нам кажется, недостаточно настойчиво популяризируют данный раздел науки. В статье мы пытаемся уменьшить свою «вину» перед читателем, который мотивирован на иные сферы профессиональных знаний. Однако пищеварение реализует биологическую потребность - питание, а к нему возникает интерес каждого не только в потребности пищи, но и в знании, как осуществляется процесс ее использования,