2. Томилина С.Н. Программно-диагностическое сопровождение процесса военно-патриотического воспитания флотской молодежи: монография. Новороссийск: РИО ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2015.
3. Фоменко С.И. Патриотическое воспитание будущих офицеров в образовательном процессе военного вуза на основе систем-но-деятельностного подхода. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Великий Новгород, 2015.
4. Калекин A.A. Педагогические условия воспитания патриотизма у курсантов военного вуза на основе культурологического подхода: Современные тенденции развития науки и технологий: материалы XVII Международной научно-практической конференции Белгород: АПНИ, 2016: 58 - 64.
5. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе: монография. Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006.
6. Нартова-Бочавер С.К. Психология личности и межличностных отношений. Москва: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2001.
7. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Издательство КГУ, 1988.
8. Толстолуцких Н.Д. Психолого-педагогические условия и средства творческого саморазвития старшеклассников в личностно ориентированном обучении. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Саратов, 1997.
References
1. Markov K.V. Pedagogicheskie usloviya povysheniya 'effektivnosti sistemy patrioticheskogo vospitaniya studentov uchebnogo voennogo centra pri universitete. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Mahachkala, 2018.
2. Tomilina S.N. Programmno-diagnosticheskoesoprovozhdenieprocessa voenno-patrioticheskogo vospitaniya flotskojmolodezhi: monografiya. Novorossijsk: RIO GMU im. adm. F.F. Ushakova, 2015.
3. Fomenko S.I. Patrioticheskoe vospitaniebuduschihoficerovvobrazovatel'nomprocesse voennogo vuza na osnovesistemno-deyatel'nostnogo podhoda. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Velikij Novgorod, 2015.
4. Kalekin A.A. Pedagogicheskie usloviya vospitaniya patriotizma u kursantov voennogo vuza na osnove kul'turologicheskogo podhoda: Sovremennye tendenciirazvitiya naukii tehnologij: materialy XVII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii Belgorod: APNI, 2016: 58 - 64.
5. Vyrschikov A.N., Kusmarcev M.B. Patrioticheskoe vospitanie molodezhi v sovremennom rossijskom obschestve: monografiya. Volgograd: NP IPD «Avtorskoe pero», 2006.
6. Nartova-Bochaver S.K. Psihologiya lichnostiimezhlichnostnyh otnoshenij. Moskva: Izdatel'stvo 'EKSMO-Press, 2001.
7. Andreev V.I. Dialektika vospitaniya isamovospitaniya tvorcheskojlichnosti. Kazan': Izdatel'stvo KGU, 1988.
8. Tolstoluckih N.D. Psihologo-pedagogicheskie usloviya isredstva tvorcheskogo samorazvitiya starsheklassnikov vlichnostno orientirovannom obuchenii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Saratov, 1997.
Статья поступила в редакцию 06.04.18
УДК 378
Egorova Yu.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Dean, Head of Department of General Education Disciplines, Orenburg Institute of Railways, branch of Samara State Transport University (Orenburg, Russia), E-mail: [email protected] Genvareva Yu.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Orenburg Institute of Railways, branch of Samara State Transport University (Orenburg, Russia), E-mail: [email protected]
FORMATION OF META-SUBJECT COMPETENCES IN STUDENTS OF RAILWAY UNIVERSITY. The article considers a problem of formation of meta-subject competences among students of a railway university. The analysis of concepts "meta-subject", "me-ta-subjectivity", "meta-subject competence" is carried out. An attempt is made to revise the contents of general educational disciplines of a technical university (mathematics, physics, chemistry, ecology) from the point of view of the meta-subject approach. Methods of formation of meta-subject competencies are considered by activating independent work of students, involving students in research activities, wider use of the method of projects, including meta-subject communications and the railway industry. In the classroom not only the technologies are applied, but also a variety of work methods aimed at acquiring a student-determined search for solutions to the stated problem.
Key words: competences, meta-subject competencies, teaching technologies.
Ю.Н. Егорова, д-р пед. наук, проф., и.о. декана, зав. каф. «Общеобразовательные дисциплины», Оренбургский институт путей сообщения - филиал ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей сообщения», г. Оренбург, E-mail: [email protected]
Ю.А. Генварева, канд. пед. наук, доц., Оренбургский институт путей сообщения - филиал ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей сообщения», г. Оренбург, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВУЗА
В данной статье рассматривается проблема формирования метапредметных компетенций у студентов железнодорожного вуза. Проведён анализ понятий «метапредмет», «метапредметность», «метапредметные компетенции». Делается попытка пересмотреть содержание общеобразовательных дисциплин технического вуза (математика, физика, химия, экология) с точки зрения метапредметного подхода. Рассматриваются методы формирования метапредметных компетенций путем активизации самостоятельной работы студентов, привлечение студентов к научно-исследовательской деятельности, более широкое использование метода проектов, включающего метапредметные связи и железнодорожную отрасль. На занятиях применяются не только рассмотренные технологии, но и разнообразные приемы работы, направленные на приобретение определенного у студентов совместного поиска решений поставленной проблемы.
Ключевые слова: компетенции, метапредметные компетенции, технологии обучения.
Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования в явном виде формулируют компетенции как результаты обучения в высшей школе. Реализация метапредметного подхода в высшем образовании способствует подготовке компетентного, квалифицированного инженера путей сообщения высокого уровня и профиля, который способен к продуктивной работе по специальности, готов к непрерывному профессиональному росту, социальной, культурной и профессиональной мобильности [1].
В связи с этим педагоги предлагают и реализуют различные методы и средства, формирующие метапредметные компетенции у студентов. Так, Т.В. Сидоренко, С.В. Рыбушкина предлагают дебаты в качестве средства формирования метапредметных компетенций у студентов технического вуза [2], Н.А. Тимощук рассматривает познавательно деятельностную матрицу в процессе формирования метапредметных компетенций студентов [1], Ю.В. Безкровная видит формирование метапредметных компетенций через интерактивную игру [3], Г.В. Ракин использу-
ет метод проектов как способ формирования метапредметных компетенций [4], А.В. Хуторской предлагает уникальную форму занятий - дистанционные эвристические олимпиады. Первая метапредметная дистанционная олимпиада была проведена его центром в 1997 году [5].
Термины «метапредмет», «метапредметность» являются актуальными в организации учебного процесса. Ранее данные понятия широко применялись в школьном образовании, в высших учебных заведениях метапредметный подход получил развитие с введением компетентностного подхода в образовании.
А.В. Хуторской раскрывает метапредметность как: самоценную образовательную сущность, которая необходима в любой образовательной системе и в любом типе обучения, ориентированном на фундаментальность и человекосообразность. Он считает, что метапредметное содержание образования должно стать обязательным компонентом образовательного стандарта [5; 6].
Как показывает анализ результатов работы и педагогический опыт у большинства студентов метапредметные компетенции слабо развиты либо не развиты вообще. Не редки случаи, что при решении каких-либо задач по физике, студенту приходится применять знания не только из таких предметов как аналитическая геометрия, математический анализ, но и из таких как экология, химия и даже и история. Положительный результат при разработке научных проблем, дает вовлечение студентов в междисциплинарную практическую и исследовательскую деятельность.
Преподаватели кафедры «Общеобразовательные дисциплины» Оренбургского института путей сообщения активно реализует метапредметный подход в обучении будущих инженеров путей сообщения, используя различные технологии. Особенно востребованным среди преподавателей и студентов является кейс-метод.
Кейс-технологии изначально применялись только в обучении менеджеров и юристов. Сегодня данный метод активно внедряется в образовательный процесс технических университетов и приносит свои результаты: студентам предлагаются конкретные ситуации из проектирования и эксплуатации железнодорожного транспорта, которые обсуждаются на занятиях и служат основой дальнейшей профессиональной деятельности. Кейс-задание представляет собой комплекс, включающий 3 блока: информационное обеспечение работы по теме задания (основные материалы и ссылки для получения дополнительных материалов), описание проблемной ситуации и конкретные задания для решения этой проблемы.
Разработка темы кейс-задания предусматривает использование ранее полученных знаний, освоение материалов информационного блока, применение выработанных навыков для анализа предложенной ситуации и выбора путей решения проблем, указанных в задании. Главная особенность кейс-заданий - метапредметное содержание. При этом первостепенное внимание уделяется фундаментальным знаниям на основе современных теорий (синергетики, общей теории систем и системного анализа и др.), методологии фундаментальных наук и их приложениям к моделированию сложных экономических систем и ситуаций. Метапредметная направленность предусматривает выделение акцентируемых аспектов фундаментальных знаний, обоснование их отображения в тех или иных явлениях других предметных областей (в данном случае, имеющих прямое отношение к экономике), выявление логических связей и инструментов для использования методологии фундаментальных наук.
Приведем пример кейса, рассматриваемого при изучении дисциплины «Физика» Ситуационная задача: На Нижнетагильском металлургическом комбинате контролеру необходимо произвести измерение размеров поперечного сечения, размеров и расположения болтовых отверстий, длины на каждом рельсе партии . На металлургических предприятиях выпускающих железнодорожные рельсы, периодичность испытаний рельсов категории В на остаточные напряжения и микроструктуру - каждая 5-я плавка. Испытания термоупрочненных рельсов на ударный изгиб для определения ударной вязкости проводят на двух образцах от одного рельса. Контроль твердости термоупрочненных рельсов на поверхности катания проводят на концах и в средней части по длине рельса. Если результаты измерения твердости на поверхности катания не соответствуют требованиям, то допускается на том же рельсе провести повторное определение твердости на удвоенном количестве отпечатков. Важным критерием высокого качества железнодорожных рельсов являются физи-
ческие, геометрические и функциональные показатели, а также технологические признаки качества, например: отсутствие недопустимых дефектов; соответствие физико-механических свойств и структуры основного материала и покрытия; соответствие геометрических размеров и чистоты обработки поверхности требуемым нормативам. Применить следует неразрушающий метод контроля, не требующий вырезки образцов или разрушения готовых изделий, позволяющий избежать больших потерь времени и материальных затрат. Кроме этого, требуется обеспечить частичную или полную автоматизацию операций контроля при одновременном значительном повышении качества и надежности изделий.
Перечислим задачи основного этапа комплексной кейс-технологии:
1. Определить уровень владения студентами знаниями о технических объектах.
2. Дать студентам базовые знания в области физики.
3. Научить выполнять основные этапы решения разноуровневых физических задач по физике.
4. Систематизировать и обобщить знания по физике.
5. Развить умения работать в группах и выступать перед аудиторией [7].
Кейс задания подобной направленности при изучении дисциплины «Физика» позволяют обозначить ряд преимуществ при формировании метапредметных компетенций:
- происходит перенос знаний физики, математики, химии в область профессиональной деятельности будущего инженера;
- реализуется формирование управленческой функции будущего инженера при решении стандартных и нестандартных профессиональных задач;
- происходит включение в образовательный процесс элементов реальной профессиональной деятельности, что способствует активизации мотивации и успешному профессиональному становлению будущего специалиста.
Следует отметить, что использование комплексной кейс-технологии при обучении физике, предложенное Зубовой Н.В., предполагающее последовательное решение профессионально ориентированной задачи в различных видах учебной деятельности студентов (информационно-познавательной, расчетно-моделирующей, исследовательской), способствует формированию умения собирать и анализировать научно-техническую информацию, использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, готовности к исследовательской деятельности; что, несомненно, определяетвекторметапредметностивобразовательномпроцес-се [8].
Одним из способов формирования метапредметных компетенций является метод проектов. Рассмотрим некоторые примеры проектов, которые были реализованы нами в ходе работы. Например, проект «Физические методы мониторинга загрязнения окружающей среды при эксплуатации железнодорожного транспорта на станции Оренбург» В ходе выполнения данного проекта, студенты 1 курса, используя знания по физике, рассмотрели какие существуют физические методы мониторинга загрязнения окружающей среды. Также, используя знания по экологии, химии, они установили, посредством чего происходит загрязнение окружающей среды при эксплуатации железнодорожного транспорта. В результате была разработана программа по измерению уровня загрязнения и представлены рекомендации по применению методов мониторинга окружающей среды на станции Оренбург и улучшению экологической обстановки. При выполнении каждого, из данных проектов, студентам необходимо было использовать знания, как по физике, так и знания из других предметов, как например, химия, биология, экологии и т. д., проанализировать найденную информацию, а также логически связать полученные знания между собой в целях получения необходимого результата. Тем самым, в ходе выполнения студентами их проектов, происходил процесс формирования у студентов метапредметных компетенций. Реализация данных проектов, была полезным опытом не только для студентов, но и для преподавателей.
Таким образом, подготовка будущего инженера железнодорожного транспорта должна проходить в контексте новых подходов к современному высшему техническому образованию. Реализация метапредметного подхода в высшем учебном заведении направлена на поэтапное формирование компетенций у будущих инженеров путей сообщения путем интеграции изучаемых дисциплин и тесной связью с отраслевыми задачами.
Библиографический список
1. Тимощук Н.А. Применение познавательно деятельностной матрицы в процессе формирования метапредметных компетенций студентов. Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2016; 10-3-2: 121 - 125.
2. Сидоренко Т.В., Рыбушкина С.В. Дебаты как средство формирования метапредметных компетенций у студентов технического вуза при обучении иностранному языку. Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2014; 6: 7 - 21.
3. Безкровная Ю.В. Интерактивная игра как основа для формирования метапредметных компетенций. Совершенствование качества образования: материалы XIII (XXIX) Всероссийской научно-методической конференции. 2016: 83 - 87.
4. Ракин Г.В Метод проектов как способ формирования метапредметных компетенций у учащихся основной школы. Actualscience. 2016; Т. 2, № 10: 44 - 45.
5. Хуторской А.В. Нынешние стандарты нужно менять, наполнять их метапредметным содержанием образования. Народное образование. 2012; 4: 36 - 48.
6. Хуторской А.В. Методологические основания применения компетентностного подхода к проектированию образования. Высшее образование в России. 2017; № 12 (218): 85 - 91.
7. Зубова Н.В. Формирование мотивов изучения физики у студентов технических вузов средствами комплексной кейс-технологии. Вестник Вятского государственного университета 2014; 12: 193 - 198.
8. Зубова Н.В. Комплексная кейс-технология обучения физике как средство формирования основных профессиональных компетенций студентов технического вуза. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Екатеринбург, 2015.
References
1. Timoschuk N.A. Primenenie poznavatel'no deyatel'nostnoj matricy v processe formirovaniya metapredmetnyh kompetencij studentov. Aktual'nye problemy gumanitarnyh i social'no-'ekonomicheskih nauk. 2016; 10-3-2: 121 - 125.
2. Sidorenko T.V., Rybushkina S.V. Debaty kak sredstvo formirovaniya metapredmetnyh kompetencij u studentov tehnicheskogo vuza pri obuchenii inostrannomu yazyku. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2014; 6: 7 - 21.
3. Bezkrovnaya Yu.V. Interaktivnaya igra kak osnova dlya formirovaniya metapredmetnyh kompetencij. Sovershenstvovanie kachestva obrazovaniya: materialy XIII (XXIX) Vserossijskoj nauchno-metodicheskoj konferencii. 2016: 83 - 87.
4. Rakin G.V Metod proektov kak sposob formirovaniya metapredmetnyh kompetencij u uchaschihsya osnovnoj shkoly. Actualscience. 2016; T. 2, № 10: 44 - 45.
5. Hutorskoj A.V. Nyneshnie standarty nuzhno menyat', napolnyat' ih metapredmetnym soderzhaniem obrazovaniya. Narodnoe obrazovanie. 2012; 4: 36 - 48.
6. Hutorskoj A.V. Metodologicheskie osnovaniya primeneniya kompetentnostnogo podhoda k proektirovaniyu obrazovaniya. Vysshee obrazovanie vRossii. 2017; № 12 (218): 85 - 91.
7. Zubova N.V. Formirovanie motivov izucheniya fiziki u studentov tehnicheskih vuzov sredstvami kompleksnoj kejs-tehnologii. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta 2014; 12: 193 - 198.
8. Zubova N.V. Kompleksnaya kejs-tehnologiya obucheniya fizike kak sredstvo formirovaniya osnovnyh professional'nyh kompetencij studentov tehnicheskogo vuza. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ekaterinburg, 2015.
Статья поступила в редакцию 23.04.18
УДК 37.022
Yermekbayeva G.G., postgraduate, M. Akmullah Bashkir State Pedagogical University (Ufa, Russia), E-mail: [email protected]
EFFICIENCY OF THE USE OF MODULAR LEARNING TECHNOLOGY IN MODERN EDUCATIONAL PROCESS. The article is dedicated to an actual problem of effective use of modern pedagogical technologies in the educational process. The work outlines the views of some scientists on the basics of the scientific term "pedagogical technology". The author of the article considers the cognitive role and didactic importance of modular learning technology aimed at the comprehensive development of the harmonious personality of students taking into account their abilities and capabilities. One of the conditions for applying modular learning technology is the organization of active forms of learning, including gaming technologies. Using the example of the use of some educational games in the educational process, the author of the research reveals their multifunctional capabilities that are necessary for the use of the learning didactic principles.
Key words: educational process, learning technology, pedagogical technology, personality-oriented approach, modular learning technology, cognitive activity, educational module.
Г.Г. Ермекбаева, аспирант Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, г. Уфа,
E-mail: [email protected]
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме эффективного использования современных педагогических технологий в образовательном процессе. В работе излагаются взгляды некоторых учёных на сущность научного термина «педагогическая технология». Автор статьи рассматривает познавательную роль и дидактическое значение модульной технологии обучения, направленной на всестороннее развитие гармоничной личности учащихся с учетом их способностей и возможностей. Одним из условий применения модульной технологии обучения является организация активных форм обучения, в числе которых игровые технологии. На примере использования некоторых обучающих игр в учебном процессе автором данного исследования раскрываются их многофункциональные возможности, необходимые для реализации дидактических принципов обучения.
Ключевые слова: учебный процесс, технология обучения, педагогическая технология, личностно-ориентирован-ный подход, модульная технология обучения, познавательная деятельность, учебный модуль.
В условиях реформирования системы образования, переосмысления стратегий развития к целям и структуре обучения предъявляются новые требования. Согласно концепции современного образования, одной из важнейших задач является формирование инициативной и активно развивающейся личности выпускника, способной к быстрой адаптации в новых условиях, принятию правильных решений в сложившихся ситуациях.
Внедрение эффективных современных педагогических технологий в учебный процесс способствует созданию абсолютно новых возможностей для реализации дидактических принципов индивидуализации и дифференциации обучения, оказывает положительное влияние на развитие познавательной деятельности учащихся, их творческой активности, сознательности, качественно изменяет условия для плавного перехода от обучения к самообразованию.