УДК 37.015.3 ББК 88.40 Б 17
Ф.У. Базаева
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Чеченского государственного педагогического института; E-mail: [email protected]
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(Рецензирована)
Аннотация. На основе анализа исследований в сфере педагогики и психологии выявляются внутренний и внешний аспекты самореализации личности в педагогической деятельности, двусторонний характер (при взаимодействии со значимым Другим).
Ключевые слова: самореализация, педагог, творчество, духовность, взаимодействие.
F.U. Bazaeva
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Pedagogy Department, the Chechen State Pedagogical Institute; E-mail: [email protected]
THE PERSON’S SELF-REALIZATION IN PEDAGOGICAL ACTIVITY
Abstract. The internal and external aspects of the person’s self-realization in pedagogical activity and bilateral character (at interaction with significant Another) are revealed on the basis of the analysis of researches in pedagogy and psychology.
Keywords: self-realization, the teacher, creativity, spirituality, interaction.
Изучение состояния разработанности проблемы самореализации в профессиональной деятельности и, в частности, в педагогической профессии активизировалось в начале становления исследовательских изысканий в контексте концепции профессиональной культуры учителя, которые осуществлялись в 90-е гг. ХХ в. (И.Ф. Исаев, М.И. Ситникова и др.), а также редких локальных исследованиях самореализации и самоактуализации учащихся в условиях специально организованных систем образования или воспитания (Л.Н. Дроздикова, М.Ю. Коваленко, Т.Н. Розова, А.В. Хуторской и др.).
В акмеологии (Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, М. И. Дьяченко,
Н. В. Кузьмина и др.) исследуются закономерности, тенденции, условия и факторы, влияющие на самоосуществление человеком своего творческого потенциала в процессе профессиональной деятельности. Акме рассматривается как вершинная, предельная, пиковая точка в творческом саморазвитии человека, в которой наиболее полно проявляется его зрелость как личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Под самореализацией в акмеологии понимается процесс перехода потенциальных характеристик человека как специалиста в актуальные как в самом процессе профессиональной деятельности, так и в период подготовки к ней, в процессе обучения, в том числе и школьного. В этом аспекте самореализация рассматривается в качестве необходимой формы движения человека к личностной зрелости и вершинам профессионализма.
И.С. Кон рассматривает деятельностный аспект самореализации и отмечает, что самореализация проявляется через труд, работу и общение. Причем труд в самом широком смысле слова включает всякую предметную деятельность, в том числе и профессиональную, а общение - все межличностные отношения, любовь, эмоциональные привязанности, семейные, родительские, дружеские и иные чувства [1].
И. А. Колесникова отмечает востребованность в современных условиях в педагогах, способных к самореализации, «все острее ощущается невозможность делать
профессиональное дело, отрешившись от его сущности, не поднявшись до уровня осмысления осознания его бытийной значимости. В ситуации множественности смыслов перед учителем как никогда остро встает проблема выбора стратегии деятельности. Это сопряжено с объективной необходимостью принимать на себя ответственность за глобальные последствия конкретных педагогических деяний» [2, с. 12].
Е. С. Мичурина [3] полагает, что самореализация личности ориентирована на преобразование жизненной ситуации и представляется как творческий поиск: от видения и постановки проблемы к выдвижению предложений, гипотез, их проверке, познавательной рефлексии, что в целом обеспечивает опосредованное влияние на формирование образа Я в профессии и жизни.
Концепция духовного становления российской ментальности философа образования Б. С. Гершунского рассматривает самореализацию личности в контексте ее социального становления как иерархическую образовательную «лестницу» восхождения человека ко все более высоким образовательным результатам. «Важно вновь и вновь подчеркнуть, что даже самые глобальные государственно-общественные образовательные достижения и результаты должны рассматриваться сквозь призму личностных образовательных достижений, поскольку в конечном итоге совокупный образовательный потенциал социума определяется конкретными образовательными приобретениями личности, каждого человека на всех этапах его жизненного пути» [4, с. 67]. Структурная цепочка результативности - ступени восхождения личности: грамотность - образованность - профессиональная компетентность -культура - менталитет.
В качестве внутреннего основания становления педагогической деятельности в системе непрерывного педагогического образования Н. К. Сергеев [5, с. 100] предлагает «реализацию психолого-дидактических закономерностей овладения педагогической деятельностью», «последовательное восхождение от недифференцированной направленности на сферу труда учителя, овладение стандартами педагогической профессиональности и далее — к развитию индивидуально-авторской концептуально-целостной системы деятельности педагога», что возможно лишь только при готовности педагога к самореализации [6, с. 52] .
При самореализации учителя происходит профессиональный и личностный рост, осознание своих действий, себя в обществе и в профессиональной деятельности. Природа современной профессиональной деятельности учителя, как считает Н.К. Сергеев [7], требует нового творческого педагогического мышления, ценностной установкой которого является приоритет индивидуальности мышления над единомыслием образовательных интересов личности над стандартной учебной программой «саморазвития, самонаучения над унифицированным усвоением, «передачей» знаний» [8, с. 61].
Обращаясь снова к Б. С. Гершунскому, отметим, что в поисках конструктивного механизма духовной интеграции социумов педагог-философ предлагает практикоориентированные акции, среди которых - диалог религий и диалог культур. «Каждый человек
- это не только пассивный потребитель сложившихся до него ментальностей. Он еще и «генератор», «производитель» духовного опыта, отражающего его индивидуальность. Человек уникален, прежде всего, по тому вкладу, который он пусть потенциально, но способен внести в менталитет социума» [4, с. 195-196]. «В сфере образования должна формироваться осознанная каждым человеком Вера в то, что истинный смысл его жизни — возможно более полная самореализация всех его способностей на пользу людям, человеческой цивилизации в целом» [Там же, с. 572].
О практической стороне самореализации также говорит в своем исследовании Г. К. Чернявская, которая определяет самореализацию как «осуществление человеком его задатков, способностей, дарований и черт характера человека, в той или иной сфере социальной деятельности с пользой для самого себя, коллектива и общества в целом» [9, с. 35].
В последнее время многие авторы личностно ориентированных образовательных
концепций (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков и др.), раскрывая механизм развития и саморазвития личности, обращаются к одному из фундаментальных понятий - «личностным функциям» - тем проявлениям человека, которые и реализуют феномен «быть личностью», позволяют ему самореализоваться. Понятие «функция личности» встречается в работах Ф. Баррока, Г.А. Ковалева, М.В. Коротовой, М. Полани, Г. Рея, С. Л. Рубинштейна и др. Под ним подразумевается «базовая способность человека проектировать себя» (Ф. Баррок); «способность определять свое отношение к миру» (С. Л. Рубинштейн); «способность человека конструировать собственную жизнедеятельность» (Г. А. Ковалев). К. Роджерс «полноценно функционирующую личность» характеризует как личность, которая продуктивно реализует свои функции в жизнедеятельности: оптимальная, конструктивная актуализация своей личности, насыщенность жизни, бытие «здесь и теперь», свобода выбора и ответственность за его результаты, творчество, подвижность, сочетание эмоциональности, эмпатии и рефлексии, доверие к себе и открытость миру и опыту, нацеленность на изменение, саморазвитие.
В.В. Сериков [10] отмечает, что личностно ориентированное образование — это не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и соответственно развития личностных функций (группа функций ответственности; группа функций рефлексии; группа функций самореализации — самостоятельности, свободы, творчества) субъектов образовательного процесса. Е. В. Бондаревская [11] отмечает, что «цель личностно ориентированного образования и состоит в том, чтобы создать условия для проявления этих функций, или универсальных личностных способностей ребенка».
Итак, мы обнаруживаем, что в самореализации личности в сфере образования предполагается приоритетность индивидуального мышления и свободное творческое саморазвитие.
Важность самореализации, как необходимого компонента саморазвития, отмечается в исследованиях многих авторов [5; 8]. «Стратегия современного педагогического образования состоит в профессионально-личностном развитии и саморазвитии учителя, способного свободно ориентироваться в сложных социокультурных обстоятельствах, ответственно и профессионально действовать в условиях решения актуальных образовательных задач», -считает Р. М. Асадулин [12]. Образ саморазвивающейся личности педагога становится целью непрерывного педагогического образования [13, с. 39].
По мнению Е.В. Бондаревской [11], высшей целью образования является человек; высшие мысли и цели образования связывают с его развитием, социально-педагогической защитой, поддержкой индивидуальности, ненасильственным культуросообразным воспитанием, созданием условий для творческой самореализации. Таким образом, целью образования является человек, который требует к себе особого подхода, способствующего раскрытию его потенциальных возможностей.
Роль самореализации во всех формах проявления саморазвития состоит в нацеливании личности на максимальное раскрытие творческих способностей на адекватное и гибкое поведение, на выполнение действий, соответствующих ожиданиям значимых других и собственным задачам. Иначе говоря, роль самореализации состоит в раскрытии потенциала личности [14, с. 52], что будет способствовать профессиональному росту.
Важнейшее значение социума для успешной самореализации отмечает в своем исследовании Коростылева. Самореализация личности - это осуществление возможностей развития Я посредством собственных усилий, содеятельности, сотворчества с другими людьми (ближним и дальним окружением), социумом и миром в целом. Самореализация предполагает сбалансированное и гармоничное развитие различных аспектов личности путем приложения адекватных усилий, направленных на раскрытие генетических, индивидных и личностных потенциалов.
В результате проведенного анализа исследований проблемы самореализации учителя необходимо отметить следующие основные моменты:
Во-первых, при рассмотрении категории самореализации можно выделить два аспекта: внутренний - личностный аспект, по которому самореализация рассматривается как состояние, цель или результат, которые можно достичь в ходе личностного роста и развития человека как субъекта собственной жизни, и внешний - деятельностный аспект, когда самореализация рассматривается как процесс или средство достижения жизненного успеха, в том числе и в профессиональной сфере.
Самореализацию как цель мы встречаем в исследованиях самоактуализации личности, где изучаются достижения как метаценности. Самореализация как состояние рассматривается в связи с вопросом удовлетворенности самореализацией. Самореализация как результат чаще исследуется как определенный уровень личностного развития по критерию «успех-неуспех». Под успешным понимается результат, который получен путем приложения адекватных усилий. Результатом самореализации может стать наличие свойств, способствующих самоосуществлению личности. Самореализация как итог может рассматриваться в исследованиях, направленных на осмысление цельных (итоговых) временных отрезков жизненного пути, либо при оценке прожитой жизни в целом. Самореализация как средство нередко рассматривается в философских работах. В психологической науке представляет интерес сам процесс самореализации.
Во-вторых, проведенный анализ позволяет в качестве важнейших выделить следующие особенности самореализации учителя:
- для самореализации педагога нужен значимый Другой, т.е. учащийся;
- самореализация сопряжена с саморазвитием не только самого педагога, но и его воспитанников, что дает взаимное позитивное изменение их личностей путем активного жизнетворче-ства.
Таким образом, мы определяем самореализацию учителя как полиморфную категорию, обозначающую в зависимости от аспекта рассмотрения состояние, средство, цель, процесс и результат целенаправленного взаимодействия педагога с окружающей действительностью и обеспечивающую осознанное свободное жизнетворчество педагога и его воспитанников.
Большинство исследователей профессиональной самореализации, в том числе и самореализации учителя, отмечают в своих работах, что самореализация конкретного человека может приходить в противоречие с интересами социальной группы. Каждый культурный регион, особенно компактного проживания людей одной национальности, имеет свою воспитательную специфику. Знание и учет языковых, культурных и духовных особенностей восприятия воспитанников необходимо учителю в его работе для обеспечения взаимопонимания и согласованных действий в организации успешной совместной учебной и трудовой деятельности и соответственно успешной самореализации. При этом указывается (А. Я. Анцупов, А. К. Абульханова-Славская, Р. Мэй), что данный вопрос не может быть решен в рамках оценочной концепции, так как игнорирование социальной интегрированности ведет к невротизму, а игнорирование собственной позиции - к конформизму. Теоретический анализ проблемы самореализации позволил прийти к выводу, что для ее решения вопрос соотношения внутренних индивидуальных установок личности и внешних условий, препятствующих или способствующих самореализации, является особенно важным и требующим дополнительных исследований.
Примечания:
1. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.
2. Колесникова И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии. СПб., 1999. 242 с.
3. Мичурина Е.С. Формирование профессионального самоопределения студентов в условиях непрерывного технического образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кемерово, 1999.
4. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. В поисках практикоориентированных концепций. М.: Совершенство, 1998. 608 с.
5. Сергеев Н.К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов: вопросы теории: монография. СПб.; Волгоград, 1997. 166 с.
6. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: монография. Волгоград, 2001. 180 с.
7. Сергеев Н.К. Теория и практика становления педагогических комплексов в системе непрерывного образования учителя: дис. в виде науч. докл. ... д-ра пед. наук. Волгоград, 1998. 80 с.
8. Борытко Н.М. Педагог в пространствах современного воспитания: монография. Волгоград, 2001. 214 с.
9. Чернявская Г.К. Самопознание и самореализация личности: дис. ... д-ра филос. наук. СПб., 1994.263 с.
10. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М., 1999. 272 с.
11. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов н/ Д, 2000. 352 с.
12. Асадулин Р.М. Формирование логичности учителя как субъекта педагогической деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2000. 35 с.
13. Сергеев Н.К. Подготовка учителя к личностно ориентированной педагогической деятельности (новые аспекты непрерывного педагогического образования) // Личностно ориентированное образование: феномен, концепция, технологии: монография. Волгоград, 2000. С. 3744.
14. Там же.
15. Моцарь Л.С. Уровневые проявления готовности выпускника вуза к будущей профессиональной деятельности как проекция тенденций его самореализации // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп, 2010. Вып. 3. С. 147-151.
References:
1. Kon I. S. In search of oneself. Personality and its consciousness. М: Politizdat. 1984.
2. Kolesnikova I. A. Pedagogical reality in the mirror of interdisciplinary reflections. SPb., 1999. 242
pp.
3. Michurina E.S. The formation of professional self-determination of students in the conditions of continuous technical education: Dissertation abstract for Candidate of Pedagogy degree. Kemerovo, 1999.
4. Gershunsky B.S. Philosophy of education for the XXI-st century. (In search of the practice-oriented concepts). М: Publishing House Sovershenstvo, 1998. 608 pp.
5. Sergeev N. K. Continuous pedagogical education: the concept and technologies of teaching scientific and pedagogical complexes (theory questions): Monograph. SPb.; Volgograd, 1997. 166 pp.
6. Borytko N.M. In the sphere of educational activity: Monograph. Volgograd, 2001. 80 pp.
7. Sergeev N.K. Theory and practice of formation of pedagogical complexes in the system of continuous education of a teacher: Dissertation in the form of a scientific report for Doctor of Pedagogy degree. Volgograd, 1998. 80 pp.
8. Borytko N.M. Teacher in the spheres of modern education: Monograph. Volgograd, 20012. 214
pp.
9. Chernyavskaya G.K. Self-knowledge and self-realization of a person: Dissertation for Doctor of Philosophy degree. SPb., 1994. 263 pp.
10. Serikov V.V. Education and person. Theory and practice of projecting pedagogical systems. М., 1999. 272 pp.
11. Bondarevskaya E.V. Theory and practice of the person-oriented education. Rostov-on-Don, 2000.
352 pp.
12. Asadulin R.M. The formation of logicality of a teacher as subject of pedagogical activity: Dissertation abstract for Candidate of Pedagogy degree. М., 2000. 35 pp.
13. Sergeev N.K. Training the teacher to person-oriented pedagogical activity (new aspects of continuous pedagogical education) // Person-oriented education: phenomenon, concept, technologies: monograph. Volgograd, 2000. P. 37 - 44.
14. The same.
15. Motsar L.S. The level display of readiness of the higher school graduate for the future professional work as a projection of tendencies of his self-realization / The Bulletin of the Adyghe State
University. Series «Pedagogy and Psychology». Maikop: Publishing House ASU. Issue 3. 2010. P. 147-151.