ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ
GENERAL PROBLEMS OF PEDAGOGY
УДК 159.023
ББК 88.37
Б 17
Ф. У. Базаева
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Чеченского государственного педагогического института; E-mail: [email protected]
КАТЕГОРИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ И
ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ
(Рецензирована)
Аннотация. Анализируются философские и психологические исследования современных отечественных ученых по проблеме самореализации личности. Раскрываются основные характеристики самореализации, которая определяется как процесс раскрытия и определения сущностных сил личности в ходе ее взаимодействия с окружающей действительностью.
Ключевые слова: самореализация, процесс, опредмечивание и распредмечивание.
F.U. Bazaeva
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Pedagogy Department of the Chechen State Pedagogical Institute; E-mail: [email protected]
SELF-REALIZATION CATEGORY IN NATIONAL PSYCHOLOGY AND EDUCATION PHILOSOPHY
Abstract. An analysis is made of philosophical and psychological researches of modem domestic scientists on self-realization of the person. The paper discloses the basic characteristics of self-realization which is defined as process of disclosing and definition of intrinsic forces of the person during his interaction with the surrounding reality.
Keywords: self-realization, process, the objectivation and desobjectivation.
Исследования последних лет в сфере профессиональной деятельности и профессионального образования все более обращаются к проблеме самореализации. Профессиональная деятельность современного специалиста все более приобретает субъектный характер, отличается высокой степенью самостоятельности, произвольности, что не представляется возможным без развитой способности к самореализации творческого индивидуально-личностного потенциала. Эта тенденция подкрепляется процессами, происходящими в мире. Российская система образования включается в единое европейское пространство профессионального образования, которое строится на многоуровневой основе. И многоуровневость, и блочно-модульное построение образовательных программ, и студенческая мобильность, и выделение ключевых компетенций, и другие важные компоненты европейской системы высшего профессионального образования направлены на создание условий для творческой самореализации будущего специалиста в процессе его профессиональной подготовки. Вместе с тем все эти нововведения провоцируют опасную тенденцию глобализации профессионального сознания будущего специалиста, его профессиональной самореализации в отрыве от национально-культурных корней, а значит, снижения уровня успешности его профессиональной деятельности. Эти тенденции приводят к необходимости разработки новых методологических ориентиров исследования проблемы
самореализации.
Актуальной становится проблема выявления психолого-педагогических условий, обеспечивающих становление субъектности, стимулирующих готовность к постоянной профессионально ориентированной самореализации и потребности в ней. Постоянное изменение условий жизни требует от системы профессионального образования формирования нового подхода, где приоритетом является личность студента, что в конечном итоге будет способствовать актуализации творческой личностной позиции обучаемых в отношении к осваиваемой профессии. Требуется нормативная разработка многоуровневого профессионального образования, которая превращает это образование в ситуацию самореализации будущего специалиста. В связи с этим важно выделить характеристики самореализации, выделенные в философских и психологических исследованиях.
В отечественной философии и психологии советского периода проблема самореализации как целостного феномена фактически не разрабатывалась, но постоянно находилась в поле зрения исследователей, которые рассматривали отдельные ее аспекты. Так были разработаны вопросы объективной базы самореализации личности, впервые рассмотрена самореализация как социальный процесс, определена тесная взаимосвязь культуры, свободы и самореализации личности, выдвинута проблема самореализации личности в разряд смысложизненных проблем (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, И.Ф. Ведан, Л.Н. Коган, И.С. Кон, А.В. Петровский, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.). Сегодня активно проявляется интерес к феномену самореализации, осмысливаются идеи зарубежных психологов (Л.И. Анцыферова, Е.Е. Вахромов, Д.А. Леонтьев, Р.К. Марамкулова, А.Б. Орлов, А.А. Пископпель, А.А. Реан), предпринимаются попытки всестороннего изучения и описания этого явления (Е.Н. Городилова, Л.А. Коростылева).
Гармонизировать противоречие представления о самореализации личности через категорию деятельности пытаются в своем анализе процесса самореализации российские философы и психологи [1, 2, 3, 4, 5].
В отечественной педагогике ХХ века процесс самореализации личности раскрывается на основе принципов, которые подробно исследованы современной философской теорией «опредмечивания-распредмечивания», суть которой заключается в том, что личность, распредмечивая формообразования социального опыта, опредмечивает свою человеческую сущность.
А.Н. Леонтьев [6] и С.Л. Рубинштейн [7], авторы концепции деятельностного подхода, считали, что через деятельность человек приобщается к жизни других людей, присваивая их культуру, привычки, навыки, приёмы обращения с орудиями труда. Они считают, что деятельность формирует и развивает психику, а значит, и саму личность. В основе становления и функционирования личности лежит процесс иерархизации мотивов, побуждающих человека к деятельности. Д.А. Леонтьев [8], утверждая, что самореализация представляет собой единство процессов опредмечивания и распредмечивания, допускает возможность абстрагироваться от распредмечивания как от предпосылки самореализации и характеризовать этот процесс сущностно через деятельность опредмечивания: предметнопреобразовательную (культуролизация), через реализацию своих сущностных сил и способностей личности в её социальной деятельности; полагания себя в Другом (персонализация), в личностных вкладах в других людей.
Механизм «опредмечивания — распредмечивания» имеет особое значение при анализе проблематики культуры: раскрывает связь пространства и созданного им
предметного мира; помогает постичь действительный смысл понятия «культура»; позволяет выявить специфический, сугубо человеческий способ трансляции культуры от поколения к поколению как показателя развития [8, с. 18]. С.Л. Рубинштейн считает, что растущая личность выстраивает свой жизненный путь, отстаивая уникальную индивидуальность, осознанно утверждает личностную позицию в обществе, вступает в межличностные отношения. Весь механизм реализации своих потенций человек может осуществить на
креативном уровне, проявляя универсальность, оригинальность и индивидуальность [7]. Такое понимание самореализации сближает парадигму деятельностного подхода и ортодоксальную гуманистическую психологию.
Из сказанного выше следует, что самореализация определяется как раскрытие, опредмечивание в деятельности человека его сущности — внутренней потребности к самореализации. «Человека можно заставить, принудить выполнить ту или иную деятельность, но нельзя заставить реализовать (выполнить себя). Конечно, это не только не исключает, а, наоборот, предполагает наличие внешних побудительных импульсов самореализации, но они действуют здесь, преломляясь во внутренние механизмы поведения личности. Самореализация в этом смысле — бескорыстная деятельность, ибо единственная ее «корысть» — стремление личности к выполнению своей жизненной цели, свободному собственному развитию. Реализация этих целей и самоосуществление личности и есть достижение личностью внутренней свободы» [9, с. 18]. Таким образом, самореализация является не только внешней, но и внутренней деятельностью субъекта.
Сходного мнения придерживается А.К. Исаев [10, с. 16], который представляет самореализацию как социально-индивидуальный процесс осознанного целеполагающего опредмечивания сущностных сил на основе жизнедеятельности данного конкретного человека.
С этих же позиций рассматривает самореализацию Н.Г. Крылова [11], считающая ее процессом раскрытия и реализации способностей, потребностей, знаний, умений, навыков, творческих возможностей в ходе индивидуального практического опредмечивания.
Развитие представлений о самореализации нашло место в трудах К.А. Абульхановой-Славской. Она считает, что самореализация возможна лишь тогда, когда самопознание и проба своих способностей уже окончены, полностью сформирован образ «Я» и человек готов обеспечить все внешние условия для самореализации. При этом у индивида возникает необходимость строить совокупность своих внешних воздействий с миром, которая и называется самореализацией. Если же эти условия не соблюдаются, то мы наблюдаем процесс не самореализации, а самовыражения.
Таким образом, К.А. Абульханова-Славская показывает различия категорий «самореализация» и «самовыражение». Самовыражение часто находится на стадии внешнего, показного «выражения» самого себя, когда демонстрировать еще нечего. Такое выражение у взрослого человека становится признаком «великовозрастного инфантилизма» [12]. По Абульхановой-Славской, самореализация есть своего рода высшая стадия развития зрелой личности, результат личностного развития и роста. При этом под саморазвитием понимается процесс приобщения к постоянному повышению уровня своих знаний и активной самореализации себя в жизни. Именно это, как она считает, существенно отличает его от самовыражения.
С точки зрения психологии, самореализация в самом общем виде понимается как процесс реализации себя — это осуществление самого себя в жизни и повседневной деятельности, поиск и утверждение своего пути в этом мире, своих ценностей и смысла своего существования в каждый момент времени [13, с. 20]. Согласно этой трактовке человеку необходимо реализовать себя, искать себя и смысл своей жизни в этом мире.
Таким образом, ряд отечественных исследователей (как философы, так и психологи) приходят к определению самореализации как осознанного, целенаправленного процесса раскрытия и определения сущностных сил личности в ходе ее взаимодействия с окружающей действительностью.
Нередко в исследовательских работах самореализация выступает средством раскрытия личностного потенциала, проявления творческой индивидуальности. В своей работе А.В. Машляковская под самореализацией понимает «нацеливание личности на максимальное раскрытие способностей и потенциала, гибкое поведение, творческую деятельность, самовоплощение» [14, с. 39]. Самореализация О.С. Газманом определяется как раскрытие потенциальных возможностей личности, служащих основой проявления
индивидуальности. Самореализацию исследователь представляет в качестве компонента саморазвития. Она нацеливает личность на полное, творческое раскрытие способностей, адекватное и гибкое поведение, выполнение ожидаемых действий согласно поставленным целям [15].
В исследовании Д.А. Леонтьева [6] мы встречаем понимание самореализации как состояния, в контексте удовлетворенности ее результатами. Так, в тесте смысложизненных ориентации, адаптированном ДА. Леонтьевым, оценивается удовлетворенность самореализацией как ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая часть жизни.
Интересным для нас представляются идеи педагогических исследований по данной проблеме. В.В. Сериков считает, что самореализация — это спектр функций, куда могут быть отнесены функции творчества, свободы, индивидуальности, самостоятельности, состязательности с различными жизненными препятствиями, обеспечения духовного уровня культуры, жизнедеятельности, несводимости ее к вещизму и повседневности.
Итак, определим основные моменты в характеристике самореализации личности. Самореализация — это:
- осуществление себя в жизни и повседневной деятельности, поиск и утверждение своего пути в этом мире, в общении с другими людьми;
- средство реализации подлинных способностей человека, выявление и развитие его возможностей, познание им собственной природы и стремление стать тем, кем он может стать;
- реализация собственных усилий человека или развитие, связь с его собственной активностью;
- это сознательный, целенаправленный процесс раскрытия и определения сущностных сил человека в его многообразной социальной деятельности;
- комплексное свойство, включающее в себя функции творчества, свободы, индивидуальности, самостоятельности, состязательности, духовного уровня личности, несводимости ее к вещизму и повседневности.
Примечания:
1. Батенин С.С. Человек в его истории. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976.
2. Батищев Г.С. Деятельностная сущность человека как философский принцип // Проблема человека в современной философии. М.: Наука, 1969. С. 73-144.
3. Бережной Н.М. Проблема человека в трудах К.Маркса. М.: Высш. шк., 1981.
4. Кленов Л.А. К анализу сущности культуры как общественного явления // Культура и всестороннее развитие социалистической личности. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1980. С. 21-30.
5. Пермяков В.В. Понятие всестороннего и гармонического развития личности // Культура и всестороннее развитие социалистической личности. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1980. С. 46-62.
6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. 320 с.
7. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. 416 с
8. Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М., 1997.
9. Коган Л.М. Самореализация личности как социальный процесс // Социокультурные предпосылки самореализации личности в социалистическом обществе. Свердловск, 1983.
10. Исаев А.К. Самореализация личности как проблема социальной философии: автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 1993. 16 с.
11. Крылова Н.Г. Педагогические условия самореализации подростка в деятельности сельского учреждения дополнительного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 1999. 21 с.
12. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991. 299 с.
13. Дерманова И.Б., Коростылева Л.А. Психологические проблемы самореализации личности / под ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростылевой. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1997.
14. Машляковская А.В. Педагогические условия саморазвития подростка в детском коллективе: дис. ... канд. пед. наук. М., 1999. 246 с.
15. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию 21 века // Классный руководитель. 2000. № 3. С. 6-33.
1. Batenin S.S. The person in his history. L.: Leningrad University Publishing House, 1976.
2. Batishchev G.S. Activity essence of the person as a philosophical principle // The problem of the person in modern philosophy. M.: Nauka, 1969. P. 73-144.
3. Berezhnoy N.M. A problem of the person in K.Marx's works. M.: Vysshaya Shkola, 1981.
4. Klenov L.A. On the analysis of essence of culture as a public phenomenon // Culture and an all-around development of the socialist person. Sverdlovsk: Ural University Publishing House. 1980. P. 21-30.
5. Permyakov V.V. A concept of all-round and harmonious development of the person // Culture and an all-around development of the socialist person. Sverdlovsk: Ural University Publishing House. 1980. P. 46-62.
6. Leontyev A.N. Activity. Consciousness. The person. M., 1977. 320 pp.
7. Roubinstein S.L. Problems of the general psychology. M.: Pedagogics, 1973. 416 pp.
8. Leontyev D.A. Self-realization and intrinsic forces of the person // Psychology with a human face: humanistic prospect in Post-Soviet psychology / Eds. D.A. Leontyeva, V.G.Shchur. M., 1997.
9. Kogan L.M. Self-realization of the person as a social process // Socio-cultural preconditions of self-realization of the person in a socialist society. Sverdlovsk, 1983.
10. Isaev A.K. Self-realization of the person as a problem of social philosophy: Dissertation summary for PhD. M., 1993. 16 pp.
11. Krylova N.G. Pedagogical conditions of self-realization of the teenager in activity of rural institution of additional education: Author’s dissertation summary for Candidate of Pedagogy degree. Kostroma, 1999. 21 pp.
12. Abulkhanova-Slavskaya K.A. Strategy of life. M., 1991. 299 pp.
13. Dermanova I.B., Korostyleva L.A. Psychological problems of self-realization of the person / Eds. A.A.Krylov, L.A.Korostyleva. SPb.: SPb University Publishing House, 1997.
14. Mashlyakovskaya A.V. Pedagogical conditions of self-development of the teenager in children's group: Dissertation for Candidate of Pedagogy degree M., 1999. 246 pp.
15. Gazman O.S. Freedom pedagogics: a way to a humanistic civilization of the 21st century // The class teacher. 2000. No. 3. P. 6-33.