УДК 378
ЭТАПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОПРОЕКТИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ В ВУЗЕ
Криницын Д.В.
Статья посвящена исследованию феномена профессионального самопро-ектирования в аспекте его влияния на формирование конкурентоспособности будущих менеджеров в вузе. Автором раскрываются следующие этапы профессионального самопроектирования, составляющие инвариантное поле педагогической деятельности: адаптационный, акмеологический, имиджевый, форсай-тинговый, аналитический. Акцентируется, что на каждом из этапов применялись в комплексе формы, содержание и методы, выбранные в соответствии с методологией исследования, включающий положения системного, аксиолого-дименсионального и фасилитативного подходов. Раскрывается методический ряд каждого из этапов профессионального самопроектирования, выделяются наиболее значимые результаты обоснованных методов и форм. Результатом многоуровневого внедрения разработанной методики выступает динамика профессионально-личностных качеств студентов, включение работодателей в систему социального партнерства и развитие социокультурного пространства вуза.
Ключевые слова: конкурентоспособность; менеджмент; профессиональное самопроектирование.
STAGES OF PROFESSIONAL SELF-PROJECTION AS MEANS OF FORMING COMPETITIVE ABILITY OF PROSPECTIVE
MANAGERS IN HEI
Krinitsyn D.V.
The article deals with the phenomenon of occupational self-designing research in aspect of its influence upon competitiveness formation of future mangers in institute of higher education. The author opens following stages of occupational selfdesigning, forming invariant field of teaching: adaptive, acmeological, branding, farsighted and analytical. It is accentuated that according to the methodology of research different forms, content and methods were used in complex on each stage including points of systematic, axiologic-dimensional and facilitating approaches. Article opens methodological row of every stage of occupational self-designing and distinguish most valuable results of substantiated methods and forms. The result of multilevel implementation of devised methodology is dynamics of expertly-personality students’ qualities, employers; inclusion in system of social partnership and development of sociocultural space of institute of higher education.
Keywords: Competitive ability; management; professional self-projection.
Актуальность исследования обусловлена переходом высшего профессионального образования на болонскую систему, при этом одной из проблем данного перехода выступает изменение позиций качества профессиональной подготовки, ориентирование на конкурентоспособность будущего специалиста, особое внимание к самостоятельной работе, перевод ее в позицию самообразования.
Выбор профессионального самопроектирования средством формирования конкурентоспособности будущего менеджера обусловлен сформированным в студенческом возрасте необходимыми предпосылками для осуществления са-
мопроектирования: способность осуществлять рефлексию, самоанализ профессионально значимых качеств, осознавать себя одновременно субъектом и объектом профессионального становления и др. [1]. Поскольку и конкурентоспособность, и самопроектирование имеют деятельностную природу, то профессиональное самопроектирование позволяет в процессе вузовской подготовки одновременно решать несколько задач: развивать профессиональную позицию, выстраивать профессиональную перспективу, опираться на самоанализ в процессе планирования профессиональной карьеры.
Необходимость обращения к профессиональному самопроектированию связана с конструированием профессионального поведения будущего менеджера в вузе через установление когнитивных связей, что усиливает временную интеграцию между решениями, принятыми в настоящем времени, выборами, сделанными в прошлом, и возможностями, которые предоставляет будущее.
При конструировании этапов профессионального самопроектирования как средства формирования конкурентоспособности будущих менеджеров в вузе нами учитывались особенности профессионального самопроектирования, а именно: понимание данного процесса как индивидуального, личностно ориентированного и творческого; инструментом самопроектирование выступает об-раз-самопроект; этапность осуществляемого процесса в логике профессиональной подготовки будущих менеджеров; потенциалом профессионального само-проектирования выступает преодоление разрыва между содержанием учебной и профессиональной деятельности [2].
В основе реализации этапов профессионального самопроектирования находятся две группы задач, направленных на выполнение последовательности проектных действий: задачи акцентуации учебно-профессиональной деятельности на основе способностей и качеств будущего менеджера; задачи самопро-ектирования развития способностей и качеств личности будущего специалиста [3]. Решение данных задач предполагает на первом уровне акцентирование внимания педагогов и студентов на повышении качества профессиональной
подготовки (инварианта) и на втором уровне введение в профессиональную подготовку дополнительных элементов содержания, имеющих непосредственное отношение к формированию умений по профессиональному самопроектированию (элективные курсы, спецкурсы, развитие воспитательного пространства через активизации формирования особых треннинговых групп и др.).
Определение системы задач и возможностей включение в содержания профессиональной подготовки вариативности позволяет выделить этапы профессионального самопроектирования, которые мы рассматриваем как иерархически соподчиненные, а именно студент не может перейти на следующий этап, не усвоив знания и не накопив соответствующих умений на предыдущих.
Первым этапом профессионального самопроектирования мы выделяем адаптационный, который направлен на актуализацию овладения профессиональными компетенциями, развитие профессиональных установок, приобщение к учебно-профессиональной среде, терминологическую включенность в познание конкурентоспособности личности; овладение теорией тайм-менеджмента.
На втором этапе - акмеологическом - выстраиваются приоритеты самоопределения, карьероориентированности, самооценки, самоконтроля, умений самопрезентации и др.; раскрывается вектор формирования конкурентоспособности будущего менеджера посредством акмеологической технологии.
Третий этап управления самопроектированием будущих менеджеров -имиджевый - обосновывается нами как этап включения в активный поиск собственного профессионального имиджа, включение имеющихся учебнопрофессиональных умений в контекст квазипрофессиональной деятельности.
Четвертый этап - форсайтинговый, реализуется на основе ранее сформированных профессиональных целей, направлен на определение путей их достижения, уточнение вариативности профессионально-творческого саморазвития и развития профессиональной карьеры, формулирование и частично реализация проективных целей и перспективы. Вовлечение в процесс форсайта широких масс общественности, представителей науки и образования, позволяет
сформировать наиболее объективную картину, которая отвечает интересам всех групп вовлеченных в процессы взаимодействия в системе бизнес-образования по формированию конкурентоспособности. Более того, проведение форсайта позволяет заинтересовать все участвующие структуры в достижении целей, позволяет рассмотреть новые нарождающиеся перспективные возможности и начать их осваивать.
Пятый этап - аналитический - направлен на анализ и коррекцию профессионального самопроектирования; ориентирует на связь этапов профессионального самопроектирования и этапов формирования конкурентоспособности будущих менеджеров.
На каждом из этапов профессионального самопроектирования применялись формы и методы педагогической деятельности в соответствии с выбранной методологией, включающей системный, аксиолого-дименсиональный и фа-силитативный подходы и соответствующих им принципы.
Формирование конкурентоспособности будущего менеджера выступает как открытая динамичная система, поэтому осмысление ее сущности, строения, функционирования и развития возможно только с позиций системного подхода. К принципам системного подхода в нашем исследовании мы относим принцип оптимизации, целостности (холизма), открытости. Выбор аксиолого-дименсионального подхода связан с необходимостью в процессе формирования конкурентоспособности опираться на ценности профессиональной деятельности и ее дименсии. Принципами аксиолого-дименсионального подхода выступают принцип ценностного ориентирования и ценностной деятельности, гуманно-личностной направленности. Технологическим уровнем методологической основы исследования обосновывается фасилитативный подход, который выступает наиболее оптимальным при обращении к самости личности будущего специалиста, поскольку учитывает сознательность, активность, субъективность, отношение, целенаправленность, мотивированность будущих менеджеров как субъектов педагогической деятельности. Фасилитативный подход реа-
лизуется на принципах: активизации, синергии, взаимозависимости и автономности, личностного целеполагания.
Так, на адаптационном этапе профессионального самопроектирования к группе системно образующих методов относился метод тайм-менеджмента, который позволил: развивать умения будущих менеджеров сосредоточиться на целях; стремление к саморазвитию, умения самоконтроля и самомотивации; абстрагироваться от ненужной информации. Для обеспечения развития дименсий конкурентоспособности данного этапа (мотивация учебно-профессиональной деятельности, готовность к самообразованию, наличие навыков профессиональной адаптации) нами использовалась технология эвристики в профессиональной деятельности. Проективным выходом использование данной методики выступала олимпиада по решению профессиональных задач «Назад в будущее». Фасилитативной методикой этапа обосновывался коучинг, где коучерами выступали как преподаватели вуза, так и социальные партнеры, выпускники.
Научно-методическое обеспечение акмеологического этапа профессионального самопроектирования представлено на системном уровне диагностирующим семинаром-тренингом (на основе технологии Э. Ф. Зеера) [4] с использованием кватрометрической системы; в аспекте аксиолого-дименсиональной методики нами реализовывалась целевая обучающая программа «Механизмы профессионально-личностного роста будущих менеджеров», объединяющая модули: тезаурусный, когнитивный, моделирующий, технологический. Фаси-литативная методика заключалась в пролонгации профессиональной активности с позиции выбора профессионального идеала, через организацию воспитательной работы в аспекте реализации деловой игры «Лидер». Так же организации на базе студенческого профкома деятельности клуба «МЭНеджер», соотносящийся как с «мэн» -человек, так и с «Мэн» - остров в Великобритании, символом которого выступает Трискелион (стабильность), что связано с деятельностью клуба по формированию профессиональных ценностей менеджера, устойчивой профессиональной мотивации, самоконтроля и др.
Имиджевый этап профессионального самопроектирования был наполнен методикой «Самопрезентация», в совокупности с практикумом «Коррекция профессионально-личностных представлений» на основе методики
Н. Ф. Спинжар [5]. К группе аксиолого-дименсиональных методик мы отнесли целевые обучающие программы «Коммуникативная компетентность будущего менеджера», «Имиджелогия», «Эффективное поведение молодого специалиста на рынке труда» и др., в которых реализовывалось обучение общению в понятии «диалогическая ситуация», способствующая развитию интеллекта, обеспечивающая личностно значимую деятельность студентов, партнерство в их взаимодействии. Фасилитативной методикой выступали консультации с имид-жмекерами, дискуссии и интервью с топ-менеджерами г.Челябинска и г.Москвы и реализация «Имидж-кейса», который включал набор методических индивидуальных характеристик по направлениям создания и регулирования профессиональным имиджем.
На форсайтинговом этапе в аспекте системного подхода реализовывалась методика «Паспорта профессиональной карьеры» и методики «Пирамида приоритетов»; методикой аксиолого-дименсионального подхода на данном этапе выступала реализация целевых обучающих программ «Технология профессионального самопроектирования», «Проективная научно-познавательная деятельность» и др. Методикой фасилитативного подхода выступала разработка студентами индивидуальной программы в аспекте профессионального самопроектирования и посеместрового графика ее реализации.
Аналитический этап реализовывался на основе методик «знаем»-«хотим узнать»-«узнали» и методики «Шесть шляп мышления» и др., которые выступают методами формирования критического мышления.
При этом совокупная реализация методик на этапах профессионального самопроектирования как средства формирования конкурентоспособности будущих менеджеров в вузе способствует повышению уровня профессиональноценностных ориентаций, коммуникативности, профессиональной направленно-
сти и рефлексии, развитию социально-профессиональной мобильности и положительного имиджа будущего менеджера, его профессионального творчества.
Реализация этапов профессионального самопроектирования как средства формирования конкурентоспособности будущих менеджеров позволяет:
- студентам - получить более развитую практику применения учебной и научной информации в осуществлении профессиональной деятельности, овладевая реальным профессиональным опытом, получая возможность естественного вхождения в профессию на основе высокой конкурентоспособности;
- работодателям - ориентироваться на перспективу получения сотрудника, способного к оптимальной профессиональной адаптации, карьеро ориентированного, стремящегося к постоянному саморазвитию и развитию той области деятельности, в которой он занят;
- вузам - развивать социокультурное пространство, соответствовать требованиям модернизационных процессов.
Список литературы
1. Ерина Т.А. Педагогические условия обучения студентов вуза самопро-ектированию учебно-профессиональной деятельности : Автореф. ... дис. канд. пед. наук. Белгород, 2009. 22 с.
2. Агамиров А.К. Самопроектирование как эффективный способ формирования профессионально-правовой компетентности будущих специалистов неюридического профиля // Вестник ТГУ. № 12 (68). 2008. С. 72-76.
3. Третьякова Н.В. Подготовка конкурентоспособного специалистов условиях реализации компетентностного подхода : Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ростов-на-дону, 2010. 24 с.
4. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования. М. : Издательство НПО «МОРЭК», 2003. 480 с.
5. Спинжар, Н. Ф. Технология педагогической коррекции: практикум. М. : МГУКИ, 2005. С. 17 .
References
1. Erina T.A. Pedagogicheskie usloviya obucheniya studentov vuza samopro-ektirovaniyu uchebno-professional'noy deyatel'nosti : Avtoref. ... dis. kand. ped. nauk. Belgorod, 2009. 22 p.
2. Agamirov A.K. Samoproektirovanie kak effektivnyy sposob formirovaniya professional'no-pravovoy kompetentnosti budushchikh spetsialistov neyuridicheskogo profilya, no 12 (2008): 72-76.
3. Tret'yakova N.V. Podgotovka konkurentosposobnogo spetsialistov us-loviyakh realizatsii kompetentnostnogo podkhoda : Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Rostov-na-donu, 2010. 24 p.
4. Zeer E. F. Psikhologiya professional'nogo obrazovaniya [Psychology of occupational education]. Moscow: Izdatel'stvo NPO «MOREK», 2003. 480 p.
5. Spinzhar, N. F. Tekhnologiya pedagogicheskoy korrektsii: praktikum [Technology of pedagogical correction: practical training session]. Moscow: MGUKI, 2005. 17 p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Криницын Дмитрий Викторович, аспирант кафедры педагогики и психологии
Челябинская государственная академия культуры и искусств Орджоникидзе 36/а, г. Челябинск, 454062, Россия dkrinitsyn@gmail. com
DATA ABOUT THE AUTHOR
Krinitsyn Dmitriy Victorovich, postgraduate student of Chair if pedagogics and psychology
Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts 36/a, Ordzhonikidze, Chelyabinsk, 454062, Russia dkrinitsyn@gmail. com
Рецензент:
Литвак Римма Алексеевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии Челябинской государственной академии культуры и искусств, Директор Института культуры детства