Научная статья на тему 'Детерминанты самопроектирования будущего менеджера в процессе обучения в вузе'

Детерминанты самопроектирования будущего менеджера в процессе обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОПРОЕКТИРОВАНИЕ / БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ В ВУЗЕ / САМОПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОДГОТОВКА / SELF-DESIGNING / SELF-DESIGNING OF PROFESSIONAL ACTIVITIES / PREPARATION OF THE FUTURE MANAGERS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Криницын Д. В.

В статье определена значимость самопроектирования в структуре общей подготовки будущего менеджера; выявлены терминологические особенности понятия «самопроектирование»; представлены основные детерминанты самопроектирования профессиональной деятельности будущих менеджеров; сделаны выводы о значимости самопроектирования в структуре подготовки менеджеров в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINANTS OF SELF-DESIGNING OF THE FUTURE MANAGER DURING OF TRAINING IN HIGHER EDUCATION INSTITUTE

The importance of self-designing in structure of general preparation of the future manager is defined in this article. Terminological features of concept "self-designing" are revealed. The basic determinants of self-designing of professional activities of the future managers are presented. Conclusions about importance of self-designing in structure of preparation managers in higher education institute.

Текст научной работы на тему «Детерминанты самопроектирования будущего менеджера в процессе обучения в вузе»

тельно принципов и законов, описывающих развитие и функционирование систем. Наряду с этим необходимо предпринимать особые меры, обеспечивающие способность применять эти знания в дальнейшей профессиональной практике. Зарубежные исследования, посвященные этой проблеме, убеждают в том, что необходима специальная работа по формированию

системного мышления, которая не сводится к усвоению учащимися идей и методов системного подхода.

1 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 11-06-00264а «Формирование системного мышления старших школьников и студентов средствами информационно-коммуникационных технологий»)

Bibliography

1. Argyris, C. T eaching smart people how to learn // Harvard Business Revue. - 1991, May-June.

2. Bierema, L.L. Systems Thinking: A new Lens for Old Problems // Journal of Continuing Education in the Health Professions. - 2003. - Vol. 23.

3. Laporta, J. Systems Thinking : when engineering education calls itself into question // European Journal of Engineering Education. - 1988. - Vol. 13. - № 3.

4. Senge, P. Schools that learn: A fifth discipline fieldbook for educators, parents, and everyone who cares about education / P. Senge, N. Cambron-McCabe, T. Lucas, B. Smith, J. Dutton, A. Kleiner. - New York: Doubleday. - 2000.

5. Senge, P. The fifth discipline: The art and practice of the learning organization. - New York: Random House Business Books. - 1993.

6. O'Konnor, J. The art of systems thinking: The necessary knowledge about systems and creative approach to solving problems / J. O'Konnor, I. McDermott. - Moscow: Alpina Biznes Bux, 2006.

7. Systems Thinking in School. A Waters Foundation Project [E/r] / URL: http://www.watersfoundation.org/index.cfm?fuseaction=content. dis-play&id=120

8. PsychNet [E/r] / URL: http://psycnet.apa.org/index.cfm?fa=search. advancedSearchForm

9. Thornton, B. Systems Thinking A Skill to Improve Student Achievement / B. Thornton, G. Peltier, G. Perreault // Clearing House. - 2004. - Vol. 77. - № 5.

Статья поступила в редакцию 09.04.11

УДК 378

Krinicyn D. ^.DETERMINANTS OF SELF-DESIGNING OF THE FUTURE MANAGER DURING OF TRAINING IN HIGHER EDUCATION INSTITUTE. The importance of self-designing in structure of general preparation of the future manager is defined in this article. Terminological features of concept "self-designing" are revealed. The basic determinants of self-designing of professional activities of the future managers are presented. Conclusions about importance of self-designing in structure of preparation managers in higher education institute.

Key words: self-designing, self-designing of professional activities, preparation of the future managers in higher education institute.

Д.В. Криницын, асп. ЧГАКИ, г. Челябинск, E-mail: [email protected]

ДЕТЕРМИНАНТЫ САМОПРОЕКТИРОВАНИЯ БУДУЩЕГО МЕНЕДЖЕРА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

В статье определена значимость самопроектирования в структуре общей подготовки будущего менеджера; выявлены терминологические особенности понятия «самопроектирование»; представлены основные детерминанты самопроектирования профессиональной деятельности будущих менеджеров; сделаны выводы о значимости самопроектирования в структуре подготовки менеджеров в вузе.

Ключевые слова: самопроектирование, самопроектирование профессиональной деятельности, подготовка будущих менеджеров в вузе.

Определение детерминирующих факторов и условий развития системы подготовки будущих менеджеров в вузе позволяет выстраивать и корректировать образовательный процесс на нескольких уровнях и предвидеть перспективное влияние предложенных педагогических технологий на развитие бизнес-образования в целом.

В новых социально-экономических и культурно-правовых условиях становления российской государственности существенно возрастают требования, предъявляемые к уровню профессиональной подготовки специалистов, в том числе и менеджеров организации, что, в свою очередь, приводит к решению новых учебно-воспитательных проблем в вузе. Современное общество выдвигает новые требования к системе профессионального образования, перед которой стоит общепедагогическая задача подготовки молодого специалиста ко всем сложностям профессионального становления в условиях конкуренции на рынке труда.

Анализ современного состояния системы высшего профессионального образования показывает целесообразность использования интегрированных подходов к подготовке будущих менеджеров, способных к конкуренции в сфере профессиональной деятельности. Система высшего профессионального образования должна обеспечить социализацию, уве-

ренное вхождение в самостоятельную трудовую деятельность молодого специалиста, заложить основы построения успешной профессиональной карьеры. Этот процесс возможно осуществить не только при традиционном подходе к обучению с точки зрения теории, знаниевых позиций в обучении, но и путем непосредственного обращения к практической деятельности как к возможности разрешения проблемных ситуаций, а также обращением студентов к процессам самопознания, саморазвития, самоанализа при постоянном самопроектирова-нии, что направляет на создание системы самопроектирования будущих менеджеров в современный период как наиболее значимой и прогрессивной. Итак, первой детерминантой са-мопроектирования профессиональной деятельности будущего менеджера в вузе выступает развитие в условиях модернизации современного высшего образования как главного, ведущего фактора преодоления кризиса цивилизации, социального и экономического прогресса на общемировом уровне.

Сегодня высказывается мысль, что человек становится субъектом социального развития в силу того и благодаря тому, что является субъектом собственного развития. Именно этот аспект человеческой реальности может быть понят в педагогической науке как индивидуальная образовательная активность, ориентированная на созидание своей внутренней

формы [1, с. 167]. Система подготовки будущих менеджеров в вузе, ориентированная на самопроектирование профессиональной деятельности, обеспечивает успешную адаптацию специалиста в профессиональной среде, его направленность на самореализацию в профессии, постоянное развитие компетентности будущего менеджера. Каждый вуз по-своему дополнительно насыщает образовательные программы учебными, специальными курсами и дисциплинами, но практика свидетельствует, что таким немаловажным умениям, как: личностное самоутверждение в профессиональном статусе менеджера, ведение переговоров, самопрезентация, самоменедж-мент, формирование управленческой команды, регуляция этапов саморазвития и повышение профессиональной компетентности уделяется недостаточно внимания, что усложняет решение профессиональных задач в условиях конкурентной среды.

Второй детерминантой мы выделяем востребованность самопроектирования как части профессионального становления и основы конкурентоспособности будущего специалиста. Термин «самопроектирование» получил научное теоретическое обоснование в конце XX - начале XXI веков. В его трактовке учеными, практиками наблюдаются различия, однако чаще всего под самопроектированием понимается деятельность, связанная с саморазвитием, совершенствованием и приобретением опыта, умений, навыков (Р.С. Арефьев, А.М. Мамадалиев, А.А. Попов и др.). Общим для определений разных авторов является деятельностный и субъектный характер самопроектирования.

В современный период актуальна диалектика изменчивости и устойчивости Я-личного и Я-профессионального, его полифоничность, самоконструирование в зависимости от действия наличных социокультурных факторов, необходимых для существования Я-конструкции в современном динамичном, быстро меняющемся мире.

Проблема самопроектирования рассматривается в философии, менеджменте, психологии и педагогике. Философы (В.И. Розанов, Ж.-П. Сартр, B.C. Соловьев и др.) и психологи рассматривают самопроектирование как сущностную природу человека, выражающуюся в его «способности строить самого себя, а значит, постоянно изменять содержание ответа на вопрос о его собственной сущности» (А.А. Леонтьев), как способ культурного самоопределения. Психологами раскрыты возможности самопроектирования как формы психотехнической практики (В.И. Клейман), как механизма восприятия научного и художественного образа (А.Н. Счастливцев). В менеджменте обоснована эффективность использования самопроектирования как «обучения действием» (Л.Д. Гительман). При этом понятие самопроектирование соотносится с понятием самоменеджмент. Психолого-педагогическая характеристика самопроектирования профессиональной подготовки как важного компонента профессионального самосовершенствования представлена во многих работах [2], в том числе в работах В.С. Безруковой, Н.В. Кузьминой, Ю.С. Тюнникова и др.

Основываясь на контент-анализе, мы рассматриваем са-мопроектирование как способность личности будущего профессионала к включению в систему самоопределенных и са-моконтролируемых мероприятий, направленных на повышение эффективности профессиональной деятельности и самоусовершенствование личных качеств.

При оптимизации самопроектирования будущих менеджеров в вузе как определенной ценностной позиции по отношению к аспектам своего «Я» в профессиональной деятельности, мы опираемся на взгляды В.А. Сластенина о том, что позиция представляет собой слияние трех сфер: познания, действия, переживания, и предполагаем, что отношение к себе

Библиографический список

реализуется в особых сферах познания (самопознания), эмоциональных состояниях (переживаниях) и действиях относительно самого себя.

Следовательно, возрастает необходимость интеграции фундаментального, гуманитарного, специального знания, обеспечивающей всестороннее видение будущим менеджером своей профессиональной деятельности в современных условиях развития общества, что определяет тенденцию поиска соответствующей гуманистической парадигмы построения образовательного процесса в вузе и выступает третьей детерминантой.

Современная гуманитарная образовательная парадигма, основанная на исследованиях И.Г. Дистервега, Я.А. Комен-ского, К.Д. Ушинского и др. включает три ведущих направления реальной педагогической деятельности вуза:

- обеспечение внутренних условий (установок, потребностей, способностей) для развития «самости» (self), для саморазвития (через механизмы самопознания, рефлексии, целепо-лагания, физической и психологической защиты, деятельностей самоосуществления);

- создание благоприятных внешних условий (среды обитания) для психического и биологического (физического) существования и развития личности;

- организацию «очеловеченной» микросоциальной среды (гуманистические отношения, общение, творческая деятельность, психологический климат и т.д.) (Р.М. Вейсс, О.С. Газ-ман, Н.Б. Крылова и др.) [3, с. 4].

Осознание необходимости модернизации бизнес-образования, разработка его новой системы, обоснование инновационных подходов к его организации, разработка «инновационного обучения» выступает четвертой детерминатой.

При этом отметим, что на сегодняшний день исследователи выделяют особую необходимость обеспечения системообразующего характера самостоятельной работы студентов в вузе. Стремление перейти от технологии learn - «ходьбы шаг в шаг вслед за учителем» (основанной на использовании традиционных методов «делай как я», показа, рассказа, объяснения и др.) к построению собственных познавательнопреобразовательных действий - в формате learning to know (учиться знать) и learning to do (учиться делать). В вузе должны доминировать методы инцентивного учения (от анг. inception - побуждающего к самообучению) - расспрос педагога, «интерпретация понятого», смысловая организация знаний, интенция на творчество. Тем самым будет осуществлен переход от режима «функционирования ЗУНов» к режиму «развития личности».

Для обеспечения конкурентоспособности специалиста требуется постоянный анализ качества профессиональной подготовки будущих менеджеров в квазипрофессиональной деятельности и в период профессиональной адаптации. Для этого возможно применение при самопроектировании антропных технологий включения студента в социум (методы демассификации личности, университетской среды); педаго-гизация всей сферы социума (развивающийся человек в развивающейся системе образования); метатехнологии управления взаимодействием студента и социума на принципах оптимизации в соответствии с целями профессиональной деятельности.

Таким образом, основные детерминанты самопроекти-рования профессиональной деятельности будущих менеджеров в вузе определяют перспективу развития бизнес-образования, что позволяет реализовать интегративное единство образовательных проектов ВУЗа и профессиональных устремлений студента, обеспечивающее конкурентоспособность специалиста.

1. Арламов, А.А. Проблемы современной педагогической науки и философия (заметки педагога-методолога) // Вопросы философии. -2008. - № 1.

2. Зеленко, Н.В. Взаимосвязь проектирования и самопроектирования методических компетенций в системе общетехнической и методической подготовки учителя технологии: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Астрахань, 2006.

3. Ежова, Ю.М. Педагогическое проектирование гуманизации образовательного процесса в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Нижний Новгород, 2008.

Bibliography

1. Arlamov, A.A. Problems of a modern pedagogical science and philosophy (a notes of the teacher-methodologist) // Philosophy questions. - 2008. - № 1.

2. Ezhova, Ju.M. Pedagogical designing of a humanization of educational process in high school: synopsis of a thesis of Cand. Sc. - Nizhny Novgorod, 2008.

3. Zelenko, N.V. Interrelation of designing and self-designing methodical competencies in system all-technic and methodical preparation of the teacher technologies: synopsis of a thesis of Doctor of Education. - Astrakhan, 2006.

Статья поступила в редакцию 28.03.11

УДК 378

Shernijazova V. V. THE PROBLEM OF TRAINING OF SPECIALISTS TO THE RESOLUTION OF THE CONFLICTS WITH THE YOUNG PEOPLE. The problem of training of specialists to the resolution of the conflicts with the young people and features conflictology competence of the future specialists are considered in this article. There is an analysis of the theoretical prerequisites of problem solving. Conclusions about ways of solving a problem of training of specialists to the resolution of the conflicts with the young people.

Key words: training of specialists, conflictology competence, conflict, the conflicts with the young people.

В.В. Шерниязова, соискатель кафедры педагогики и психологии ЧГАКИ, г. Челябинск,

E-mail: dkrinitsyn@gmail. com.

ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ К РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТОВ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

В статье актуализируется проблема подготовки специалистов к разрешению конфликтов в молодежной среде; рассматриваются особенности конфликтологической компетентности будущих специалистов; дается анализ теоретических предпосылок решения рассматриваемой проблемы; делаются выводы о путях решения проблемы подготовки будущих специалистов к разрешению конфликтов в молодежной среде.

Ключевые слова: подготовка специалистов, конфликтологическая компетентность, конфликт; конфликты в молодежной среде.

В современном обществе риска, отмеченном социальнополитическими и социально-экономическими катаклизмами, радикальными преобразованиями в российской общественнополитической жизни, управленческой нестабильностью, плюрализмом мнений и размыванием связующей идеологической основы общества, происходит рост количества конфликтных ситуаций и их разнообразия во всех социальных слоях, включая и молодежь, что напрямую влияет на эффективную адаптацию и социализацию молодого специалиста.

Значимость конфликтологической компетенции для личности молодого специалиста подчеркивается в нормативноправовых документах. В Законе РФ «Об образовании» говорится о том, что содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми и народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации прав обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений. Среди целей и задач Национальной доктрины образования в Российской Федерации отмечены следующие: а) воспитание граждан правового государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью; б) разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности. Этому в значительной мере способствует конфликтологическая компетенция.

Значимость данного направления учебно-воспитательной деятельности в вузе подчеркивалась Президентом России Д.А. Медведевым в процессе видеомоста с участниками молодежного форума «Селигер-2009».

В категориальном аппарате наблюдаются различные подходы к описанию уровней функционирования конфликтных и конфликтогенных свойств личности (Г.Е. Григорьева, Н.В. Гришина, Г.В. Михайлова, Л.А. Петровская, Н.В. Самсонова, Б.И. Хасан). Качественные характеристики эффективной кон-

фликтологической деятельности представлены в таких понятиях, как «конфликтная компетентность», «конфликтная готовность», «конфликтологическая культура», которые отражают степень осмысления конфликта и целенаправленность участия личности в нем.

Анализ научной литературы показал, что не существует единого подхода к определению конфликта и его места в человеческих взаимоотношениях. Мнения относительно положительной (Г. Зиммель, Ж.-П. Сартр) или отрицательной (А.И. Стребков) роли конфликта непосредственно зависят от убеждений авторов. При рассмотрении конфликта с точки зрения психологии важным для нас является положение о взаимосвязи внутриличностного и межличностного конфликтов. Внутриличностные конфликты играют немаловажную роль в формировании новых черт характера и в перестройке личности. На протяжении всех возрастных периодов происходит переход от внешних детерминант жизни к внутренним процессам саморегуляции и самодетерминации. Следовательно, неразрешенный внутренний конфликт может привести к межличностному, и наоборот. Дуальность по отношению к конфликту сохраняется и в педагогике, где он рассматривается или как «разрыв отношений» (Т.А. Чистякова), или как возможность личностного развития и взаимного познания (Н.В. Самсонова) [1].

Анализ проведенных научных исследований позволяет утверждать, что в таких областях знаний, как философия и социология в отечественной и зарубежной литературе доминирующим признается значимость стороны конфликта, его понимание как нормы отношений между людьми, фактора обновления и развития, источника положительных изменений. В последнее время такая позиция прослеживается и в отечественной педагогической науке (Т.А. Полозова, Н.В. Самсонова, Г.А. Харханова, Б.И. Хасан), когда конфликт рассматривается не только как неотъемлемая составляющая учебновоспитательного процесса, но и как важный атрибут станов-

25З

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.