НАУЧНО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ИНСТИТУТА СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИУМЕ
В рубрике представлены статьи, написанные в рамках научнопедагогической школы Института социального образования Уральского государственного педагогического университета. Научные руководители этой школы — доктор философских наук, профессор В. В. Байлук и доктор педагогических наук, профессор И. А. Ларионова. Статьи раскрывают различные аспекты самореализации субъектов социальной сферы в современном социуме. Материалы данной рубрики продолжают серию статей сотрудников Института социального образования, опубликованную в журнале «Педагогическое образование в России» (2011. № 4).
УДК 37.041
ББК Ч400.2 ГСНТИ 14.01.07 Код ВАК 13.00.01
Байлук Владимир Васильевич,
доктор философских наук, профессор кафедры технологий социальной работы, Институт социального образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т. Космонавтов, 26; e-mail: [email protected].
САМОПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ИНТЕГРАТИВНЫЙ ФАКТОР СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: самопознавательная реализация; самообразование; самовоспитание; самореализация; интегративный фактор; система образования.
АННОТАЦИЯ. Впервые в педагогической литературе обосновывается, что интегративным фактором в системе образования является самопознавательная реализация обучающегося. Выявлена фундаментальная закономерность образования и деятельности обучающихся: с одной стороны, их образовательная (учебная) деятельность воздействует на их самопознание, а самообразование и самопознание — на самовоспитание, а с другой — самопознание оказывает обратное воздействие на самообразование, а самовоспитание - на самообразование и самопознание. При этом самообразованию принадлежит основополагающая роль, самопознанию - интегративная, а самовоспитанию -определяющая.
Eailuk Vladimir Vasilievieh,
Doctor of Philosophy, Professor of the Chair of Social Work Technologies, Institute of Social Education, Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg).
SELF-COGNITIVE REALIZATION OF STUDENTS AS INTEGRATIVE FACTOR OF AN EDUCATIONAL SYSTEM
KEY WORDS: self-cognitive realization; self-education; self-upbringing; self-realization; integrative factor; educational system.
ABSTRACT. The idea of self-cognitive realization of students in educational system as an integrative factor is proved in pedagogical literature for the first time. The author reveals a fundamental regularity of education and independence of students: on the one hand their educational activity influences their selfcognition and self-education and self-actualization influence self-upbringing; and on the other hand selfcognition gives feedback to self-education and self-upbringing influences self-education and self-cognition. But self-education has fundamental (basic) role, self-cognition — integrative and self-upbringing — determinative.
Самопознавательная реализация обучающегося является интегративным фактором системы образования. Важное методологическое значение для доказательства этой идеи имеет осмысление образования через призму духовной деятельности.
В процессе чтения студентами различных книг, статей и т. д. и слушания педагогов происходит потребление ими письменноречевой и устноречевой информации, которое обуславливается их потребностями, интересами, целями и мотивами. В потреб-
© Байлук В. В., 2013
лении студентами духовных ценностей представляется целесообразным выделять их непосредственное потребление, опосредованное и конечное. Непосредственное потребление духовных ценностей (теоретических и нормативных знаний) связано с их восприятием, пониманием и усвоением. При этом понимание смысла информации и овладение ею — непременное условие ее последующего потребления (использования).
Роль непосредственного потребления информации может рассматриваться с позиции «коммуникативного близкодейст-вия», а роль опосредованного и конечного потребления — с позиции «коммуникативного дальнодействия».
Цель непосредственного потребления информации — формирование у обучающихся научной картины мира, которая является формой систематизации знаний с единством общенаучного (философского) и частнонаучного уровней. Объектом в общенаучной картине мира является мир в целом, общество и природа в их взаимодействии. Объектом познания в частнонаучных картинах мира являются отдельные сферы природы и общества, изучаемые фундаментальными науками (например, физическая и биологическая реальность в природе, политическая, экономическая, педагогическая реальность в виде соответствующих видов деятельности в обществе). В логико-методологическом аспекте научная картина мира является системой мышления, методологической схемой анализа объекта, своего рода матрицей научного творчества, основой преемственности в развитии научного познания. Та или иная частнонаучная картина мира определяет категориальный строй мышления, например биолога, педагога или экономиста, и функционирует в конкретной сфере познания как определенный стиль научного мышления. По отношению к результатам деятельности стиль выступает как функциональный механизм формообразования. [4. С. 80—95]. При этом существенно то, что научные картины отдельных видов деятельности включают знание не только теоретическое, но и прикладное (нормативное и проектное). В качестве специфических частнонаучных, или микрона-учных картин мира, на наш взгляд, следует рассматривать и отдельные специальности в рамках профессионального образования (например, социального педагога, социального работника, экономиста и т. д.). Микро-научные картины мира выступают в виде государственных образовательных стандартов и представляют собой гносеологические образы конкретных видов профессиональной деятельности и своеобразные общие
нормативные модели Я-концепции будущих специалистов.
В процессе потребления обучающимися духовных ценностей в виде различных научных картин (образов) воспроизводится общественное сознание, и одновременно духовно рождаются, духовно производятся и воспроизводятся сами обучающиеся. Непосредственное потребление знаний, заключенных в различных картинах мира, осуществляется через их репродуктивное познание или самообразование. Результат такого познания — образованность обучающихся. Так как в учебных заведениях обучающиеся усваивают одни и те же знания, то с точки зрения образованности все они являются одинаковыми. Это объясняется тем, что обучающиеся через образованность постигают свою общественную природу, т. е. то общее, что характеризует всех человеческих индивидов, индивидов отдельных этносов, а также индивидов определенных социальных групп, занимающихся той или иной деятельностью или видом труда.
Если бы природа отдельных человеческих индивидов сводилась только к их общественной природе, если бы они характеризовались только своей общностью, универсальностью, то проблемы формирования каждым из них своей субъектности через саморазвитие в виде самовоспитания не существовало бы. Усвоив общественный опыт, все индивиды действовали бы автоматически и одинаково, напоминая одетых в одинаковую форму солдат, марширующих по команде. Однако в реальной жизни так не происходит. Объясняется это тем, что каждый индивид не только общественное существо, не только носитель универсального, общего, того, что присуще всем или многим индивидам, но и носитель уникального, т. е. того, что присуще только ему. Вследствие этого каждый индивид должен формировать свою субъектность для различных видов самореализации на основе не только воздействия на себя внешнего образования и воспитания, но и на основе своей уникальности, неповторимости, отличия от других. Как это происходит? Через промежуточное потребление знаний, которые были потреблены вначале. Оно осуществляется в процессе самопознания обучающегося. Каждый индивид, чтобы стать сознательным субъектом своей самореализации, должен познавать не только внешний мир, но и самого себя. Это закон жизнедеятельности каждого человека. Специально оговоримся, что речь здесь идет о научном самопознании (кроме него существует также обыденное самопознание, религиозное и астрологическое). Отметим также, что на-
учное самопознание — это особый вид духовной деятельности (насколько нам известно, никем из исследователей духовного производства он не выделяется). Его продуктами могут быть как личностные духовные ценности (истинные знания о себе), так и личностные духовные антиценности (искаженные представления о себе в виде, например, завышенной или заниженной самооценки).
Чтобы индивид мог научно познавать себя, он должен опираться на научные знания, существующие на данном этапе развития общества, а точнее на общенаучную и частнонаучные картины мира. Заключенные в этих картинах мира знания в процессе самопознания выступают как его методология, выполняют методологическую функцию. Именно через выполнение указанными знаниями в самопознании методологической функции начинается первый этап их опосредованного, промежуточного потребления.
Самопознание индивидом осуществляется на двух уровнях: 1) «Я» универсального и 2) «Я» уникального. Рассмотрим вначале самопознание индивидом «Я» универсального. Начнем с того, что каждый индивид — это микрокосм, отражающий космос, микромир, который в определенной мере является эхом и зеркалом всего мира, единство всеобщего (универсального), общего или особенного и единичного (уникального). Поэтому все существующие науки, познавая мир, одновременно познают и человека. В отношении наук об обществе (социологии, политологии, демографии и др.) этот тезис сомнений не вызывает. В отношении естественных наук могут возникнуть вопросы. Однако человека в определенной мере изучают и естественные науки (физика, химия, биология и др.). Это связано с тем, что каждый индивид принадлежит как социуму, так и природе. Субстратом жизни индивида является организм, его физическое тело, а в организме человека действуют те же фундаментальные законы, что и в неорганической и органической природе (например, закон тяготения, закон сохранения и превращения энергии, законы электромагнетизма и метаболизма и др.). При этом объект исследования естественных наук намного шире человека (например, исследуются галактики).
К. Маркс, выступая против противопоставления социальных и гуманитарных наук естествознанию, отмечал, что впоследствии «„естествознание“ включит в себя науки о человеке в такой же мере, в какой наука о человеке включит в себя естествознание: это будет одна наука» [5. С. 124].
Таким образом, все науки, создавая картину мира (большой круг), одновремен-
но создают и картину (образ) человека вообще (меньший круг в большом круге), а тем самым и картину того универсального (всеобщего и общего), что присуще каждому человеческому индивиду. В связи с этим каждый обучающийся, изучая различные науки (учебные дисциплины), должен глубоко осознать то, что он одновременно изучает, познает и самого себя, но познает только с точки зрения универсального, общего, присущего всем людям или их большим совокупностям. Затем обучающийся рассуждает следующим образом: «Если человек вообще характеризуется нравственностью, вербальным общением и т. д., а я тоже человек, значит, эти измерения присущи и мне». Поэтому каждый учащийся, постигая различные науки, усваивая научные знания, одновременно разрабатывает и свою личностную картину мира и образ своего «Я» универсального, открывает себя с точки зрения всеобщего. Из этого следует принципиально важный вывод: «Все науки, которые постигают обучающиеся, являются не только науками о мире, но и науками об их самопознании». При осознании обучающимся этой истины у него начинает формироваться личный интерес к изучению разных наук, появляется осознание того, что он не занимается абстрактной биологией или этикой вообще, а что посредством их освоения он одновременно познает себя, открывает свое «Я» универсальное. В итоге он осознает свое единство со всем миром, единство со всеми другими жившими и живущими человеческими индивидами, а также единство в самом себе души и тела, социального и биологического. Тем самым самопознание обучающегося, нацеленное на познание своего «Я» универсального, выступает как фактор интеграции знаний различных наук о мире в целостное знание о своем «Я» универсальном. В этом самопознании учащийся открывает для себя то, что, как и все другие индивиды, он есть многомерное «зеркальное» отражение мира. Ему присущи познавательная, нравственная, экономическая, биологическая и многие другие составляющие, которые так же связаны между собой, как и соответствующие науки.
Личный интерес обучающегося к изучению наук (учебных дисциплин) еще более усиливается, когда он осознает, что приобретенные им знания о своем «Я» универсальном выступают методологией познания собственного «Я» уникального, т. е. того специфического, что характерно только для данного индивида. Так, например, обучающийся, овладевший знаниями о способностях людей вообще, знающий, что такое совесть или то, какие требования предъявля-
ются к устной речи, и наблюдающий в этих аспектах за самим собой, может конкретно познать себя с точки зрения указанных характеристик людей вообще. Постоянная самопознавательная работа обучающегося в процессе изучения различных наук (учебных дисциплин) ведет к формированию у него своей научной Я-концепции, которая представляет собой систему предметных, оценочных и проектных самоопределений. Они связаны с ответами на следующие вопросы: 1. Кто я такой и почему я такой? 2. Как я отношусь к себе? 3. Каким я хочу, могу и должен стать? Я-концепция человека — это своеобразная научная картина самого себя. Я-концепция определяет индивидуальный стиль мышления, познавательное и практическое отношение к миру и к самому себе, т. е. сущность человека как конкретного индивида. Интегративная роль самопознания на этом этапе проявляется в том, что оно позволяет личности не только строить образы своих отдельных деятельностных «Я», но и систему образов этих «Я», т. е. целостную концепцию собственного «Я» уникального, которая является основой многомерной целостной самореализации личности [2].
В свете сказанного принципиально важно, чтобы педагогическая общественность осознала следующее:
1. Обеспечение самопознания обучающихся в системе образования далеко не ограничивается чтением отдельного курса или даже ряда курсов по самопознанию на основе психологического подхода к нему (в преобладающем большинстве образовательных учреждений страны, насколько нам известно, курс самопознания не читается вообще).
2. Науками о самопознании обучающихся являются все науки (учебные дисциплины), предметом в которых полностью или в определенной мере является человек.
3. Задача педагогов, читающих те или иные учебные дисциплины, не сводится только к передаче обучающимся относящихся к ним знаний и обеспечению их усвоения (это только непосредственная цель образования). Главные задачи педагога, на наш взгляд, состоят в том, чтобы, во-первых, организовать использование знаний обучающимися для самопознания ими «Я» универсального и «Я» уникального и построения на этой основе частных Я-концеп-ций. Так, например, при изучении этики организуется построение учащимися нравственной Я-концепции, политологии — социально-политической Я-концепции, комму-никативистики — коммуникативной Я-кон-цепции. Назначение проектной части этих Я-концепций — определение целей и
средств самовоспитания в соответствующих областях. А оно возможно только на основе предметного и критически-самооценочного познания обучающимися самих себя. Поэтому вторая главная задача педагогов — оказать содействие обучающимся в организации ими самовоспитания. В связи со сказанным отметим следующее. Всем известно, что одним внешним воспитанием воспитать личность невозможно (к нему можно только приспособиться), что подлинное воспитание — это только самовоспитание, основанное на убеждении личности: «Никто не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитает» (В. А. Сухомлинский). Однако самовоспитание возможно только на основе самопознания, а так как самопознание в организованной форме в современной системе образования практически отсутствует, то в ней фактически отсутствует и самовоспитание (оно существует преимущественно в стихийно-самовоспитательной деятельности обучающихся). Так как воспитание без трансформации в самовоспитание своей функции выполнить не может, то приходится признать, что в современной системе образования оно малоэффективно и поэтому больше декларируется, чем реализуется.
4. Самопознание обучающимися своей уникальности (своих специфических потребностей и возможностей) создает у каждого из них предпосылки избирательного и критического относшения к продуктам общественного духовного производства (опыту предшествующих поколений, в том числе к суждениям самих педагогов и их воздействиям на обучающихся, так как они являются носителями не абсолютной, а относительной истины и могут заблуждаться, ошибаться, в том числе проявлять бездуховность). Все это создает предпосылки для индивидуального творчества обучающихся, их культуросозидательной деятельности. Здесь принципиально важно отметить следующее. Известно, что всякое познание, творчество начинается с осознания неизвестного и постановки проблемы. Но последнее всегда выступает лишь в форме самопознания. Отсюда следует, что самопознание находится у истоков всякого познания и творчества.
5. Самопознание личности, являясь специфическим видом самореализации, одновременно выступает в роли непосредственной основы всех видов самореализации личности. Это связано с тем, что результаты самопознания, прежде всего в виде проектного знания человека о себе (в нем в снятом виде используется предметное и оценочное знание), определяют не только цели различных видов самореализации и средства
их достижения, но и выступают инструментами управления ими, инструментами их сознательной саморегуляции. При этом и самообразование личности, если она к нему относится сознательно, также главным образом зависит от ее самопознания, от сознательно поставленных целей, от знания того, как осуществлять самообразование (как учиться) и для чего получать образование [3].
Из сказанного можно сделать два вывода. Во-первых, взаимосвязь самообразования и самопознания имеет закономерный, диалектический характер. С одной стороны, научное самопознание личности возможно только на основе владения знаниями наук о человеке, а с другой — сознательное построение своей образовательной деятельности возможно только на основе самопознания, построения самопроекта этой деятельности. Во-вторых, сознательное самопознание каждого отдельного человека есть вершина всей системы познания в обществе и ее конечный этап. Этим определяется центральная, системообразующая, интегрирующая роль самопознания не только в репродуктивном познании (в системе образования), но и в продуктивном (научном познании) и в жизни и судьбе каждого человека. Это обусловливается тем, что самопознание, с одной стороны, конечная цель всякого другого познания в обществе (как продуктивного, так и репродуктивного), а с другой — самопознание в виде таких его результатов, как самопроекты, — основа деятельности каждого отдельного человека. Этим, на наш взгляд, определяется и системообразующая роль рефлексивной культуры каждого индивида, выступающая движущей силой его непрерывного самовоспитания и самосовершенствования. Если систему самопознания представить в виде дерева с большой кроной, то стволом (центром) в нем будет отдельный курс «Основы самопознания личности», а ветвями — все те науки (учебные дисциплины), предметом в которых полностью либо в той или иной степени является человек. Овладение знаниями этих наук есть средство, а цель (смысл) данного процесса— познание обучающимися самих себя, индивидуализация себя и развитие своей самобытности.
В свете сказанного событием огромной важности предстает внедрение после 9 лет экспериментов в 2010/11 уч. г. в Казахстане предмета «Самопознание» в учебный процесс на всех уровнях образования (детский сад, школа, ТИПО, вуз, система повышения квалификации) в качестве обязательного [6]. Опыт Казахстана, на наш взгляд, заслуживает всестороннего изучения и использования в системе образования России.
Итак, результатом первичного потребления общественных духовных ценностей (научных знаний) обучающимися является их образованность, а результатом первого этапа промежуточного потребления духовных ценностей в виде образованности (освоенных научных знаний) в процессе самопознания является образ самого обучающегося, его Я-концепции, или Я-познанность. Последний термин целесообразно использовать тогда, когда возникает необходимость соотносить результаты самообразования в виде образованности и результаты самовоспитания в виде воспитанности с результатами самопознания.
Как далее развертывается образовательный процесс? Овладение обучающимся научными знаниями и производство им знаний о самом себе — это необходимое, но недостаточное для перехода к осуществлению той или иной практической деятельности условие. Таким недостающим условием у обучающегося является сформированная для соответствующих видов деятельности субъектность. Формирование обучающимся своей субъектности происходит в процессе его самовоспитания [3]. Основой самовоспитания личности, с одной стороны, является потребление духовных ценностей в виде знаний о воспитании и самовоспитании, которые освоены в процессе самообразования, а с другой — потребление продуктов самопознания в виде самопроектов различных видов самовоспитания. Тем самым духовной основой самовоспитания являются и самообразование, и самопознание. Непосредственная цель самовоспитания личности — созидание, творение своей субъектно-сти для всех видов самореализации, включая самообразование и самопознание. Предметом самовоспитания является система качеств личности. Качества личности — это сформированные или формирующиеся способности человека тем или иным образом воздействовать на объект или взаимодействовать с ним. К ним относятся 1) терминальные качества, определяющие направленность деятельности (устойчивые потребности, цели, мотивы, идеалы); 2) инструментальные качества, обеспечивающие в деятельности ее технологическую составляющую (умения и навыки); 3) характерологические качества (в них выражается отношение личности к себе, другим людям, к своей деятельности, к ее результатам и т. д.). Все знания личности о мире и себе превращаются в ее производительные силы только через ее качества. В связи с этим качества личности, или ее субъектность как их интеграция, выступают в роли причины во всех видах ее деятельности, а результаты, продукты этих видов деятельности — в роли
следствия (например, на основе знания о честности человек формирует такое качество, как честность, а честность — причина того, что он говорит правду). Нет необходимых качеств — нет причин, а если причины не действуют, то не возникают и следствия. Разумеется, причинами в деятельности людей выступают как их положительные, так и отрицательные качества.
Принципиально важно отметить то, что самовоспитание личностью тех или иных качеств возможно только в той деятельности, для которой формируются эти качества. Поэтому самовоспитание, осуществляемое на основе самообразования (образованности) и самопознания (Я-познанности), оказывает на них ответное воздействие, так как сознательное самообразование и самопознание возможно только на основе определенной воспитанности.
Таким образом, интегральным показ а-телем эффективности системы образования является уровень сформированности в процессе самовоспитания обучающихся их субъ-ектности, системы качеств осуществляющегося на основе образованности и таких продуктов самопознания, как проекты самовоспитания. Внешними детерминантами формирования у обучающихся качеств являются требования к ним общества, государства, стандартов образования, профессиональных сообществ, работодателей, которые полностью никогда не совпадают с внутренними. Сформированная в системе образования требуемая многомерная позитивная субъ-ектность обучающегося — это личностная и социальная фундаментальная ценность.
Конечное потребление всех духовных ценностей осуществляется в процессе всех видов самореализации человека (профессиональной, коммуникативной, семейной, бытовой и др.), в которых его субъектность в виде системы качеств выступает как причина воздействия на объект и взаимодействия с ним, вызывая следствия в виде определенных результатов. Тем самым производство определенных продуктов в различных видах самореализации достигается только за счет потребления в них субъект-ности индивидов. Духовные ценности (знания) в этом процессе выступают в роли объективирующихся в сменяющих друг друга отдельных действиях духовных сил, способностей и регуляторов деятельности индивидов. Результаты самореализации личности практически всецело зависят а) от уровня сформированности ее субъектности (ее качеств), б) от содержания духовных ценностей (положительных или отрицательных), которыми регулируется ее деятельность.
Интегрирующая роль самопознания в самореализации личности проявляется в
том, что 1) духовной основой любой самореализации является разработанный в процессе самопознания самопроект, 2) контроль за процессом самореализации осуществляется только на основе рефлексии (самопознания) над этим процессом, 3) оценка результатов самореализации и определение путей ее дальнейшего самосовершенствования также осуществляется на основе самопознания.
Исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, что фундаментальной закономерностью системы образования и самодеятельности обучающихся (их самостоятельной работы) является воздействие самообразовательной деятельности на самопознание, а самообразования и самопознания — на самовоспитание и обратное воздействие самопознания на самообразование, а самовоспитания — на самообразование и самопознание. Эта закономерность действует на основе следующих законов: 1) взаимосвязи самообразования и самопознания; 2) взаимосвязи самопознания и самовоспитания; 3) взаимосвязи самообразования и самовоспитания.
В системе самостоятельной работы обучающегося (его саморазвития) и системы образования в целом, на наш взгляд, самообразованию (учебно-познавательной деятельности) принадлежит основополагающая роль (всякая деятельность, чтобы быть эффективной, должна основываться прежде всего на научных знаниях), самопознанию — центральная, интегративная роль (самопознанием определяются цели и средства их достижения во всех других видах самореализации личности, а также связь образования и самообразования, воспитания и самовоспитания и системы образования в целом со всеми потребителями образовательных услуг в социуме), а самовоспитанию — определяющая роль, так как все знания используются в деятельности, превращаются в силу только через воспитанность личности, ее качества (духовность, умения и навыки, целеустремленность, уверенность в себе, ответственность и др.). Воспитанность — непосредственная причина всех видов самореализации, определяющая их успешность.
В свете сказанного следует признать, что в современном образовательном процессе по большому счету не задействовано ни самопознание, ни самовоспитание. Сегодня это две лакуны образования. Если данные компоненты и «работают» в деятельности как педагогов, так и обучающихся, то в основном стихийно.
Исходя из сказанного, можно определить цель и задачи образования в современном обществе. Целью современного образования является воспроизводство и про-
изводство обучающимися своей субъектно-сти посредством партнерского взаимодействия с педагогами и собственной деятельности, которые направлены на всестороннюю и гармоничную самореализацию учащихся на благо себе и обществу.
Перечислим задачи современного образования.
1. Создание деятельностью педагогов условий для формирования у обучающихся готовности и способности к постоянному самообразованию (учебно-познавательной деятельности) в период получения ими общего и профессионального образования, а также после завершения среднего и высшего профессионального образования. При этом следует исходить из того, что внешнему образованию принадлежит определяющая роль (социальный заказ, требования госстандартов), а самообразованию — решающая.
2. Создание педагогами условий для формирования у обучающихся готовности и способности к постоянному сознательному предметному, оценочному и проектному самопознанию. При этом следует исходить из того, что педагогам в самопознании принадлежит вспомогательно-направляющая роль, а обучающимся — определяющая.
3. Создание педагогами условий для формирования у обучающихся готовности и способности к постоянному сознательному самовоспитанию и перевоспитанию. При этом следует исходить из того, что внешнему воспитанию принадлежит определяющая роль (требования общества к качествам личности), а самовоспитанию — решающая (от личности полностью зависит то, примет ли она внешние требования социума и превратит ли их в свои собственные убеждения или отвергнет). При этом за духовный выбор обучающийся с определенного возраста несет персональную ответственность перед обществом и самим собой.
Таким образом, центром современного образования является саморазвитие личности каждого обучающегося, осуществляемое через диалектику самообразования, самопознания и самовоспитания, которые являются и видами самореализации личности. Мы разделяем мнение В. И. Слободчи-кова и Е. И. Исаева о том, что саморазвитие — фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. [7. С. 193].
ЛИТЕРАТУРА
1. БАИЛУК В. В. Человекознание. Основы самопознания и самореализации личности. В 2 кн. Кн. 1. Основы самопознания личности : моногр. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2010.
2. БАИЛУК В. В. Человекознание. Самореализация личности: общие законы успеха : моногр. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2011.
3. БАИЛУК В. В. Человекознание. Самообразовательная и самовоспитательная реализация личности как законы успеха : моногр. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2012.
4. ЛАРИОНОВА И. А. Интегративные тенденции в профессиональной подготовке специалистов социальной сферы : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2009.
5. ЛОЙФМАН И. Я. Мировоззренческие штудии. Избр. работы. Екатеринбург : Банк культурной информации, 2002.
6. МАРКС К., ФРИДРИХ Э. Соч. Т. 42.
7. САМОПОЗНАНИЕ: педагогика любви и творчества : материалы междунар. педагогических чтений : в 2 т. Алматы, 2012.
8. СЛОБОДЧИКОВ В. И., ИСАЕВ Е. В. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности : учеб. пособие. М. : Школа-Пресс, 1995.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. И. А. Ларионова