ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 159.923.2-057.875 ББК Ю962.3
ГСНТИ 14.01.07
Код ВАК 13.00.01
Байлук Владимир Васильевич,
доктор философских наук, профессор кафедры технологий социальной работы, Институт социального образования, Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург); 620017, г- Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected].
КАКОВА ЦЕНА САМОПОЗНАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ?
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: концепция самопознания; система образования; интегративный фактор; самопознание; самообразование; самовоспитание; самореализация.
АННОТАЦИЯ. Доказывается тезис о самопознании студентов образовательного процессе как инте-гративном факторе образования. Внедрение концепции самопознания в систему образования — не только условие повышения его качества, но также заключает в себе возможность экономии в стране огромных финансовых, материальных и человеческих ресурсов.
Bailuk Vladimir Vasilievich,
Doctor of Philosophy, Professor of Department of Social Work Technologies, Institute of Social Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
WHAT IS THE VALUE OF SELF-KNOWLEDGE IN THE SYSTEM OF EDUCATION?
KEYWORDS: concept of self-knowledge; system of education; integration factor; self-knowledge; self-education; self-discipline; self-realization.
ABSTRACT. The article argues that self-knowledge of students in the educational process is an integration factor of education. Introduction of the concept of self-knowledge in the system of education is not only a means of raising its standard, but also a possibility to save huge financial, material and human resources in the country.
тобы человеку целесообразно осуществлять ту или иную деятельность, он должен знать свои потребности (чего он хочет) и свои возможности (что он может). Его потребности трансформируются в цели, возможности - в средства деятельности, а следствием их взаимодействия является определенный результат. Очевидно, что этот результат зависит прежде всего от того, насколько человек знает себя. «Кто знает себя, - утверждал еще афинский мудрец Сократ, — тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего не может. Занимаясь тем, что он знает, он удовлетворяет свои нужды и живет счастливо, а, не берясь за то, чего он не знает, не делает ошибок и избегает несчастий». Л. Н. Толстой в трактате «В чем моя вера?» писал, что для выработки цели жизни человек должен познать самого себя. Поэтому самопознание, по Толстому, не цель, а средство выработки собственной цели жизни.
Каково место самопознания субъектов педагогического взаимодействия в современном отечественном образовании?
В различных исследованиях отмечается, что современная система образования пока явно недостаточно формирует готовность и способность обучающихся к само-
определению и личностной и профессиональной самореализации. По мнению, например, М. М. Гарифуллиной, в настоящее время для большинства учеников школ характерен такой уровень развития составляющих способностей к самоуправлению и самореализации, который не обеспечивает успешного решения следующих сложных задач данного возраста: 1) личностного и профессионального самоопределения; 2) поиска смысла жизни; 3) целеполагания и самокоррекции; 4) самоуправления [3].
Но сознательный выбор человеком профессии невозможен без самопознания своих склонностей, способностей и личностных качеств, необходимых для той или иной специальности. Что же мы наблюдаем в действительности? К сожалению, сегодня в стране отсутствуют статистические данные о том, сколько абитуриентов поступает в вузы в соответствии со своим призванием. В литературе лишь изредка встречаются сведения об абитуриентах, выбравших профессии в соответствии со своим призванием. Например, К. М. Гайдар выявил, что только 26,9% первокурсников поступили в педуниверситет в соответствии с интересом к профилирующему предмету и склонностью учить других [2, с. 142-143]. Согласно данным И. В. Гордеевой, выбрали специ-
© Байлук В. В., 2015
альность экономиста (поступили в Уральский государственный экономический университет) в соответствии со своим призванием только немногим больше 14% [4]. В прошлом году я студентам первого курса Института социального образования Уральского государственного педагогического университета (УрГПУ) задал следующий вопрос: «Кто в этом Институте выбрал направление своей деятельности в соответствии со своим призванием?» Из 120 студентов таких оказалось только 13. Эти данные дают определенные основания предположить, что значительная часть абитуриентов (скорее всего, большинство) при поступлении в вузы руководствуется не своим призванием, а разного рода внешними мотивами (посоветовали родители, сюда поступали мои друзья, престижность профессии, большая возможность трудоустроиться, чтобы после окончания школы не работать, получить диплом, возможность для мужчин избежать службы в армии, наличие бюджетных мест и др.). Об этом свидетельствуют и данные исследования Ю. В. Микова и Ю. В. Табалы. Их вывод: большая часть студентов считают, что если бы им пришлось поступать в вуз снова, то они выбрали бы другую специальность [6]. Тем самым они признают ошибочность своего первичного выбора специальности.
Об этом же косвенно свидетельствуют также данные исследования Я. В. Дидков-ской, согласно которому в первое десятилетие XXI в. работать после окончания вуза по специальности желали 46% выпускников [5]. В настоящее время таких выпускников еще меньше. Думается, мы не будем далеки от истины, если сделаем вывод, что это в основном те, кто сделал выбор специальности в соответствии со своим призванием. Выпускники же вузов, которые трудоустраиваются не по специальности, - это, скорее всего, те, кто при поступлении в вуз руководствовался внешними по отношению к призванию соображениями.
Плата выпускников за это - трудоустройство не по специальности, а это фактически потеря нескольких лет жизни, использованных не по целевому назначению, т. е. без удовлетворения от дела, которым необходимо было заниматься.
Плата государства - неэффективное использование огромных финансовых, материальных и человеческих ресурсов.
Плата общества - выпускники вузов, устроившиеся не по специальности, оказываются: 1) во многом неподготовленными к тем видам труда, которые не соответствуют полученному ими образованию; 2) в различных сферах труда не обеспечивается воспроизводство рабочей силы. Так, на-
пример, многие школы ежегодно недополучают молодых педагогов, что оборачивается старением педагогических кадров (отмечу, что в соответствии с полученным образованием сегодня, по некоторым данным, распределяется не более 40% выпускников педагогических вузов).
Каковы причины этих явлений? Главная из них, на наш взгляд, состоит в том, что в системе современного образования, по большому счету, не осознается фундаментальная роль в нем самопознания, и не только в деятельности обучающихся, а также педагогов. Не осознается, во-первых, то, что назначение всех учебных дисциплин состоит прежде всего в том, чтобы усвоенные обучающимися знания различных учебных дисциплин становились средством их самопознания, его методологией: если все человеческое познание представить в виде конуса, то на его вершине будет находиться самопознание личности, а в основании - все другие виды познания. Во-вторых, не осознается то, что самопознание обучающихся - это движущая сила их самообразования, основа их самовоспитания и личностной и профессиональной самореализации. Поэтому в литературе справедливо отмечается, что изучение различных дисциплин пока еще не оказывает должного содействия личному и профессиональному самоопределению обучающихся и их самореализации.
Далее. В настоящее время в ФГОС всех уровней образования отсутствует такая учебная дисциплина, как «Самопознание и самореализация личности». Но если эта дисциплина учащимся не читается, то откуда им взять знания о самопознании и самореализации личности?
Причиной нерешенности указанных выше проблем в образовании является и объективная неготовность педагогов решать эти проблемы. Ведь когда они получали педагогическое образование, они тоже не приобрели системы знаний о самопознании, самовоспитании и самореализации личности. Доктор педагогических наук, профессор УрГПУ С. Н. Поздняк отмечает, что исследование практики образовательных организаций общего образования показывает, что типичной является ситуация, когда в основном документе школьной программы развития образовательной организации самопознание даже не упоминается. А самовоспитание если и упоминается, то вне всякой связи с самопознанием. Цель развития самопознания не ставится. Роль знаний различных дисциплин в самопознании школьников абсолютному большинству учителей неизвестна. Аналогичная ситуация - в колледжах и вузах.
Между тем в образовательном процессе действует следующий закон: уровень само-
познания, самообразования, самовоспитания и самореализации обучающихся находится в прямой зависимости от нацеленности педагогов на собственное самообразование, самопознание, самовоспитание и на самореализацию в профессионально-педагогической деятельности. При этом в деятельности и педагогов, и обучающихся вы-
явлена следующая закономерность: самообразование воздействуют на самопознание, самообразование и самопознание воздействуют на самовоспитание, а самопознание оказывает, в свою очередь, обратное воздействие на самообразование, самовоспитание же - на самопознание и самообразование (см. рис.).
При этом самообразованию субъектов образовательного процесса, на наш взгляд, принадлежит основополагающая роль, самопознанию - интегративная, а самовоспитанию, начиная с основного общего образования, - определяющая.
Выявленная закономерность определяет базовую технологию саморазвития и педагогов, и обучающихся. Мы разделяем мнение В. И. Слободчикова и Е. И. Исаева о том, что саморазвитие - фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования [7].
Прогрессивное, восходящее саморазвитие всех субъектов образовательного процесса - основа их продуктивной всесторонней и гармоничной самореализации, нацеленной на созидание благ себе и другим при ненанесении никому вреда.
Приведем аргументы в пользу доказательства идеи, или тезиса, о том, что самопознание - это не только фундаментальная духовная ценность человеческой жизни, но и интегративный фактор в деятельности педагогов и обучающихся и образования в целом.
1. Сознательное самопознание (существует и стихийное самопознание) позволяет человеку на каждом этапе жизненного пути, начиная с юности, получать ответы на следующие вопросы индивидуального бытия: «Кто я такой и почему я такой?»; «Как я отношусь к себе?»; «Кем я хочу, могу и должен быть в своей жизни?». Ответ на первый вопрос связан с предметным самопознанием, т. е. с описанием и объяснением себя в прошлом и настоящем. Ответ на второй вопрос связан с самооценкой. Ответ на третий вопрос связан с самопознанием своего будущего, т. е. с самопроектированием, конструированием «Я »-проектов. Результатом объединения всех этих ответов, или самоопределений, в единое целое является «Я »-концепция личности. Истинное самопознание обучающихся - основа правильного выбора ими специальности и созна-
тельного отношения к своей учебной деятельности в вузе.
2. Самопознание позволяет человеку открывать свою уникальность, а уникальность - основа индивидуальности. В свою очередь, индивидуальность - основа творчества. Все духовные и материальные инновационные ценности в обществе были созданы личностями, выражаясь словами Н. А. Бердяева, с необщим выражением лица.
3. Самопознание позволяет человеку обеспечить эффективное самоуправление своей деятельностью. Это связано с тем, что самопроект, который является продуктом высшей ступени самопознания в виде самопроектирования - это не только инструмент достижения целей, но и инструмент сознательной саморегуляции человека. Самоуправление всех субъектов образовательного процесса на основе самопознания или саморефлексии также, с одной стороны, обеспечивает им самоконтроль за своей деятельностью, а с другой - самооценку результатов своей деятельности и определение путей ее совершенствования.
4. Самопознание человеком своих достоинств и недостатков позволяет ему совершенствовать свои положительные качества и избавляться от своих отрицательных качеств, то есть успешно заниматься самовоспитанием. В. А. Сухомлинский был глубоко прав, утверждая, что «самовоспитание — это не что-то вспомогательное в воспитании, а его крепкий фундамент. Никто не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитывает».
5. Самопознание человека предопределяет его ответственность, так как ответственность связана с его способностью осознавать соответствие результатов своих действий поставленным целям и принятым в обществе или коллективе нормам, вследствие чего возникает чувство сопричастности общему делу, а при несоответствии - чувство невыполненного долга. Поэтому быть ответственным - значит быть подлинным субъектом самореализации. А. Маслоу от-
мечал, что «всякий раз, когда человек берет на себя ответственность, он самоактуализируется». Сказанное позволяет сделать вывод о том, что культура самопознания, или рефлексивная культура личности, - это высший уровень ее культуры, так как ею определяется ответственность личности.
6. Самопознание человека - основа познания им других людей. Это объясняется тем, что одним из основных методов познания объектов действительности вообще является сравнение. Австрийский писатель С. Цвейг писал: «Кто однажды обрел самого себя, тот уже ничего на этом свете утратить не может. И кто однажды понял человека в себе, тот понимает всех людей». А значение для каждого человека истинного познания других людей переоценить трудно, так как знание -результат этого познания - определяет отношение к другим людям и взаимоотношение с ними.
7. Самопознание позволяет человеку стать тем, кем он способен стать, а не тем, кем заставляет его быть социальное окружение, т. е. позволяет быть самим собой. Еще древнегреческий философ Пифагор утверждал: «Если тебя спросят, в чем состоит благополучие? — ответствуй, быть в согласии с самим собой». Поэтому абитуриенты, делающие свой выбор специальности случайно, на основе мотивов, противоречащих их собственной природе, совершают акт измены и даже предательства по отношению к самим себе, по отношению к своему подлинному «я». Ведь самое ценное, что есть в человеке - это его уникальность. Но это не столько вина абитуриентов, сколько беда. Общеобразовательая школа, поглощенная подготовкой обучающихся к ЕГЭ, личностному и профессиональному самоопределению на основе самопознания, как отмечалось, их не учит.
8. Истинное самопознание - это судьба человека, так как оно предопределяет достижение им зрелости и полноценного человеческого счастья.
9- Самопознание - это также то звено, которое, с одной стороны, позволяет связывать разрозненные знания, осваиваемые по различным учебным дисциплинам, и строить личностную научную картину мира, а с другой - это то звено, которое обеспечивает взаимосвязь всех видов деятельности человека и определяет его внутреннюю и внешнюю целостность и гармоничность, жизненное равновесие и устойчивость.
Проиллюстрирую это на деятельности обучающегося. Истинное самопознание обучающегося обеспечивает связь в его учебной деятельности:
1) образования и самообразования, так как обучающийся готов усваивать передаваемые ему педагогом знания только тогда, когда он осознает личностный смысл этих знаний;
2) воспитания и самовоспитания, так как обучающийся стремится следовать предъявляемым к нему нормативным требованиям лишь в том случае, если выявляет в них личностный смысл. Только при этом условии обучающиеся превращают внешние нормы-требования в собственные регу-лятивы своего поведения;
3) самообразования и самовоспитания с самореализацией. Это объясняется тем, что добиться успеха в своей деятельности можно только при наличии: 1) научно разработанного самопроекта деятельности; 2) при сформированное™ необходимых терминальных, инструментальных и социально-психологических качеств, которые тоже могут возникнуть только на основе самопознания (самооценки и проекта самовоспитания).
Истинное самопознание студентов, будучи видом духовной деятельности, одновременно выступает и духовным основанием всех видов его деятельности как в вузе, так и вне его.
Считаю, что всем сказанным я обосновал идею о самопознании как фундаментальной духовной ценности человека и тезис о самопознании как интегративном факторе системы образования.
В заключение я хочу отметить следующее.
1. В настоящее время в ФГОС для различных уровней образования определено: для общеобразовательной школы множество предметных, метапредметных и личностных результатов, для профессионального образования - множество общекультурных и профессиональных компетенций: что надо знать, что уметь и чем владеть. Но ни в одном из стандартов не отмечено, что инте-гративным и системообразующим знанием обучающихся является знание ими самих себя и на этой основе возникающее умение контролировать себя и управлять своей деятельностью, умение самовоспитывать и перевоспитывать себя и всесторонне и гармонично самореализоваться.
2. Трактовка образования как освоения человеком системы предметных знаний о мире, умений и навыков, опыта познавательной и практической деятельности сегодня нуждается в корректировке. Образование не сводится только к выполнению функций обучения и воспитания. Третьей функцией образования, на наш взгляд, является самопознание всех субъектов образовательного процесса, и прежде всего самопознание обучающихся. Именно самопознание связывает в единое целое обучение и
воспитание и выступает в системе образования как его интегративный фактор.
Интегративную роль самопознания в деятельности студентов мы уже рассмотрели. Интегративная роль самопознания педагогов в их деятельности выражается в том, что, во-первых, педагог может эффективно осуществлять управляющие воздействия на студентов только на основе своего истинного самопознания (прежде всего через конструирование самопроектов, которые обеспечивают сознательную саморегуляцию его деятельности), во-вторых, обеспечение эффективной связи своей педагогической деятельности с самообразовательной и самовоспитательной деятельностью обучающихся возможно только через организацию их самопознания, так как именно последнее - основа их сознательного отношения к своей образовательной деятельности. Тем самым самопознание всех субъектов образовательного процесса выступает как системообразующий фактор всего образования.
Внедрение в систему отечественного образования концепции самопознания в
качестве ее интегративного фактора, на наш взгляд, позволит всем субъектам образовательного процесса превращать в действительность все свои возможности, весь свой неисчерпаемый потенциал на благо самим себе, другим людям, обществу и тем самым всесторонне и гармонично самореализоваться.
Внедрение концепции самопознания в систему образования мы рассматриваем в качестве одного из главных направлений его модернизации и повышения качества.
Самопознание человека - это духовная ценность, но внедрение концепции самопознания в систему образования на всех его уровнях в качестве интегративного фактора заключает в себе возможность экономии в стране огромных финансовых, материальных и человеческих ресурсов. В связи с этим хотим отослать к разработанному нами инновационному проекту «Самопознание обучающихся как интегративный фактор формирования их готовности к личностной и профессиональной самореализации» [1].
ЛИТЕРАТУРА
1. Байлук В. В. Инновационный проект образования «Самопознание обучающихся как интегративный фактор системы образования». Екатеринбург, 2013.
2. Гайдар К. М. К вопросу диагностики исходной готовности первокурсников университета к овладению педагогической профессией // Психология учителя : тез. докл. к VII съезду О-ва психологов СССР. М., 1989. С. 142-143.
3. Гарифуллина М. М. Особенности развития способности личности к самореализации на разных этапах жизненного пути // Ученые записки. Казань, 2007. Т. 149. Кн.1: Гуманитарные науки. С. 95-101.
4. Гордеева И. В. Критерии выбора профессии и мотивации получения высшего образования российскими студентами (на примере УрГЭУ) // Профессиональная самореализация личности в современном социуме. Екатеринбург, 2014.
5. Дидковская Я. В. Социокультурный анализ профессионального самоопределения и карьера молодежи. Екатеринбург, 2011.
6. Миков Ю. В., Табала Ю. В. Вторичная занятость и профессиональный выбор студента // Педагогическое образование в России. 2014. № 11.
7. Слободчиков В. П., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности : учеб. пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995-
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. С. Н. Поздняк.