Е.А. Сорокоумова
САМОПОЗНАНИЕ В ПРОЦНССЕ ОБОГАЩЕНИЯ СОЗНАНИЯ
В статье рассматриваются инновационные подходы к обогащению сознания субъектов учебной деятельности (учителя и учащиеся) в процессе их самопознания.
Ключевые слова: обогащение сознания, учебная деятельность, самопознание, функции учителя.
Переход системы образования на качественно новый уровень предусматривает изменение функций учителя и ориентацию его на обогащение сознания в процессе самопознания в учебной деятельности.
Самопознание - это процесс получения знаний о самом себе путем выделения себя среди других, идентификации и обособления себя от других людей на основе сравнивания себя с ними и с самим собой в прошлом, настоящем и отдаленном будущем. Идея самопознания отображает ведущие тенденции изменяющегося мира, а ее реализация обеспечит готовность человека к образованию через всю жизнь. Самопознание становится отправной точкой для консолидации и единения людей независимо от их взглядов, жизненных позиций, ориентиров, жизненной философии.
Возникновение принципиально новых «измерений» действительности, себя и другого человека, раскрывающих смысл его существования, есть проблема, которая может быть решена при условии обучения учащегося пониманию, т.е. находить, порождать и интерпретировать личностные смыслы.
Учебная деятельность включает учащегося в современный детский социум (школа) и в социум взрослого (учитель), дает широкий простор не только для усвоения знаний, но и для самопознания, результатом которого становится развитие и обогащение сознания субъектов обучения - учителя и учащихся.
Как известно, сознание является высшей, свойственной лишь человеку формой отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и самому себе, опосредованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей.
В психологическом плане сознание выступает реально, прежде всего как процесс осознания человеком окружающего мира и самого себя. Наличие у человека сознания означает, что у него в процессе жизни, общения, обучения сложилась или складывается система объективированных в слове обобщенных знаний, посредством которой он может осознавать окружающее и самого себя, опознавать явления действительности через их соотношение с этими знаниями.
Центральной проблемой инновационного обучения является проблема обогащения сознания субъектов образовательного процесса, т.е. совершенствование сознания путем активного приобретения и включения новых знаний о мире через актуализацию знаний о себе самом, своем месте в окружающем мире на основе как межличностного, так и опосредованного взаимодействия участников учебного процесса.
Чувственные образы представляют всеобщую форму психического отражения, порождаемого предметной деятельностью субъекта. Однако у человека чувственные образы приобретают новое качество, а именно - свою значимость. Значения, являясь важнейшими образующими сознания человека, преломляют мир в его сознании. Хотя носителем значения является язык, за языковыми значениями скрываются общественно выработанные способы (операции) действия, в процессе которых люди познают объективную реальность. В отличие от значений личностные смыслы не имеют своего надиндивидуального существования и связывают значения с реальностью самой жизни и ее мотивами. Таким образом, становится понятно, что сознание будет обогащаться только тогда, когда учащийся будет придавать смысл тому, что изучает.
В процессе учебной деятельности учитель организует учебное сотрудничество как один из видов деятельности, наиболее полно выражающий систему отношений ученика и общества. А.Н.Леонтьев в своей концепции выдвинул гипотезу о том, что человеческая деятельность по своему происхождению является совместной [5]. Совместность предполагает распределение между участниками деятельности способов ее осуществления. В процессе деятельности происходит обмен этими способами, т.е. каждый из ее участников осваивает («присваивает») способ деятельности другого и те новые способы, которые разрабатываются ими совместно. Благодаря этому происходит интериоризация внешних коллективно распределенных действий во внутренние, индивидуальные. Основным условием обогащения сознания субъектов обучения (учителя и учащихся) является продуктивная и творческая деятельность в процессе усвоения знаний, в результате которой возникают новые смыслы по отношению к тем знаниям, которые усваивает ученик.
На обогащение сознания влияют различные аспекты, среди которых, на наш взгляд, наиболее значимы: 1) познавательная активность, направленная на познание мира, окружающих людей и себя самого, способствует развитию творческой личности, поскольку она связана не только с пониманием значений, но и новых личностных смыслов; 2) осознание бессознательного (неосознаваемых мотивов поведения, поступков, намерений, опыта жизнедеятельности и отношений). Образы бессознательного связаны с моделями поведения человека и работа по его осознанию приобретает особое значение для обогащения сознания. В учебно-воспитательном процессе, проигрывая модели поведения других людей (сверстников, учителей, родителей) и совместно их анализируя, у учащихся создаются новые модели поведения, которые приобретают новые личностные смыслы; 3) формирование адекватной самооценки личности как момента порождения образа самого себя, т.е. как момента процесса смыслообразования.
Таким образом, выделенные и рассмотренные нами составляющие обогащения сознания, при достаточной их сформи-рованности и функционировании, позволяют подниматься человеку на более высокую ступень своего развития, осознавать свою уникальность, неповторимость, необходимую для понимания себя как субъекта обучения, общения и взаимодействия.
В учебной деятельности происходит обогащение и развитие сознания не только самого ученика, но и человека, его обучающего, т.е. учителя. Сознание учителя оказывает на сознание ребенка в процессе педагогического взаимодействия огромное воздействие, и это требует от учителя высокого уровня нравственного проявления его индивидуального сознания. Во взаимодействии с сознанием ребенка учитель проявляет себя как личность, которая рассматривается в единстве чувственной сущности ее носителя-индивида и условий социальной среды. Это обуславливает необходимость высоко развитого чувственного мира сознания. Для сознания учителя важна система внутренних отношений личности, которая формируется в результате опыта взаимоотношений с людьми и, в первую очередь, с учащимися.
Исключительно важными для учителя являются установки, регулирующие широкий спектр осознаваемых и неосознаваемых форм психической деятельности человека. Они возникают при наличии двух факторов - потребности и ситуации удовлетворения потребности. Выявлено, что на изменение установок оказывают влияние новизна информации, индивидуальные особенности личности, специфика системы уже имеющихся установок и др. Для сознания учителя необходима вполне определенная инвариантная система профессиональных установок, опирающаяся на главную установку его сознания как человека - гуманность и ее высшая форма - любовь к людям.
В процессе своей профессиональной деятельности учитель выполняет ряд функций, способствующих развитию и обогащению сознания учащихся. Педагогическая функция - предписанное педагогу направление применения профессиональных
знаний и умений. В результате проводимых нами исследований было выявлено, что эти функции учителя меняются в процессе продвижения ребенка с одного этапа самопознания на другой, более высокий. В табл. 1 представлены функции учителя, направленные на обогащение сознания в процессе самопознания учащихся.
Таблица 1
Функции учителя в самопознании учащихся
Этап обогащения сознания Понимание образа мира Виды самопознания Функции учителя
1 Получение знаний об окружающем мире и себе самом Я-физическое Я-социальное Инструктор Советник Образец
2 Актуализация имеющегося опыта Я-физическое Я-социальное Я-духовное Наблюдатель Фасилитатор
3 Создание картины мира Я-концепция Партнер
Так, на первом этапе учитель поочередно выполняет функции:
- инструктора, который дает установку для выполнения задания, все исчерпывающие объяснения и инструкции;
- советника, который в процессе выполнения того или иного задания, если возникают сложные или неоднозначные ситуации, переводит их в учебные задачи, а не принимает решения и не дает готовых ответов;
- образца, который в начальной школе действительно является образцом подражания для своих учеников, а в процессе проведения занятий задает эмоциональный тон всему уроку, показывает образцы поведения, ответов и выполнения задания, но не является «подсказчиком».
На втором этапе учитель выполняет функции:
- наблюдателя, для которого очень важна педагогическая наблюдательность и рефлексия. После выполнения задания важно уметь правильно провести обсуждение изученной темы, при этом начинать с самого себя;
- фасилитатора, основная задача которого состоит в том, чтобы способствовать представлению ребенка о самом себе, дать ему почувствовать себя увереннее, безопаснее, поднять его самооценку.
На третьем этапе наряду с вышеназванными функциями учитель выполняет функцию партнера. Эта функция предполагает понимание личностного смысла высказываний и поведения ребенка. Это обобщение знаний о личности ученика.
Таким образом, в ходе выполнения вышеназванных функций происходит взаимообогащение сознания главных субъектов учебного процесса - учителя и ученика.
Введение ребенка в понимание смыслового содержания вербальных текстов и решение продуктивных и творческих задач одновременно с конструированием социальных взаимоотношений и с учителем, и со сверстниками предполагает не только овладение учителем указанными функциями, но и способность к оперативной организации и реорганизации своих позиций в динамике реальных взаимодействий, своевременную передачу своих функций группам, сообществу учеников.
Решение этих сложных задач, предполагающих одновременную организацию и предметного содержания деятельности, и многообразных форм социальных связей, может быть достигнуто лишь при высоком уровне самопознания собственной личности учителем.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте.М., 2008.
2. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр.соч: В 6 т. Т. 3. М., 1984.
3. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. М., 2005.
4. Зинченко В.П. Миры сознания и структуры сознания // Вопросы пси-хологии.1991. № 2.
5. Леонтьев. А. Н. Избранные психологические произведения. Т. 1, 2. М., 1983.
6. Сорокоумова Е.А. Психология самопознания младших школьников: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Самара, 2002.
7. Сорокоумова Е.А. Изменение функций учителя в процессе формирования экологических знаний учащихся //Экологическое образование. 2004. № 1.
8. Сорокоумова Е.А., Бобро Т.П. Изменение ценностных ориентаций педагогов как фактор реализации гуманистической модели обучения //Сравнительная педагогика в условиях международного сотрудничест ва в европейской интеграции. Брест, 2006.
9. Сорокоумова Е.А. Педагогическая психология. М., 2009.
10. Сорокоумова Е.А. Сотрудничество в личностно-ориентированном обучении. //Вестник МГГУ им. М.А.Шолохова. №4. 2007.