УДК 373 ББК 74.214.21
Е.Г. Черникова, С.В. Рослякова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА ГЛАЗАМИ МОЛОДЫХ УЧИТЕЛЕЙ (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)
В статье представлены результаты социологического исследования, отражающие оценку и самооценку молодыми педагогами важных для осуществления профессиональной деятельности знаний, умений и личностных качеств. Выделены различия в оценке профессионально значимых качеств молодыми педагогами со стажем работы 1, 2 и 3 года, в представлениях об идеальной модели учителя и оценке сформированности профессионально значимых качеств у себя. Отмечена низкая самооценка профессионально значимых качеств молодыми педагогами, которая подтверждается экспертным оцениванием. Выявлено мнение респондентов о готовности к осуществлению педагогической деятельности.
Ключевые слова: молодой учитель, профессионально значимые качества, профессиональные умения, самооценка, профессиональная деятельность, профессиональная подготовка.
E.G. Chernikova, S.V. Roslyakova
PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES AS SEEN BY YOUNG TEACHERS (FOLLOWING THE SOCIOLOGICAL RESEARCH MATERIALS)
The article presents the results of the survey reflecting the assessment of the young teachers are important for the implementation of professional activity of knowledge and skills and personal qualities. Differences in the assessment of professionally significant qualities of the young teachers with experience of 1, 2 and 3 years in the idea of the perfect teacher models and assessment of formation of professionally significant qualities in themselves are marked. Low self-esteem of professionally significant qualities of the young teachers is noted and confirmed by expert evaluation. The respondents' readiness for the implementation of educational activities is revealed.
Key words: young teacher, the ideal model of a teacher, professionally significant qualities, self-esteem, professional activity, professional training.
В рамках изучения социально-профессиональной адаптации молодых учителей важным является вопрос видения ими идеальной модели педагога и самооценки сформированности у себя профессиональных знаний, умений и личностных качеств. Ссылаясь на работы
A.К. Марковой [1], В.А. Сластенина [3],
B.Д. Шадрикова [7] и других авторов и учитывая отсутствие единого взгляда на понятие «профессионально значимые качества педагога», под данным термином в представленной статье мы будем рассматривать совокупность профессиональных знаний, умений и личностных
качеств, которые позволяют успешнее справляться с решением профессиональных задач.
Настоящая оценка профессионально значимых качеств осуществляется на этапе адаптации к профессии, когда закончившие обучение адепты приступают к непрерывной профессиональной деятельности. В этот период молодые учителя оценивают истинную значимость, определяют приоритетность тех или иных профессионально значимых качеств, а также наличие и сформиро-ванность их у себя. В этой связи для нас стали интересны несколько вопросов:
ф ^
ф
Is
т >.
.0
4 о с;
о^
5 К
ГО СО со О ГО CT
Е S
го о ей о
о * ф °
л g
* о ф ф
n Z
_ о т щ го о
I S
«
0 О
1 "
с s
I ™
о
о £ ф с
* !
1. Каким профессионально значимым качествам отдается предпочтение молодыми педагогами и какое место в идеальной модели педагога они отводят каждому из них?
2. Влияет ли стаж работы учителя на изменение его представлений об идеальной модели педагога? Каковы тенденция и динамика этих представлений?
3) Как оценивают молодые педагоги сформированность профессионально значимых качеств у себя?
4) Совпадают ли самооценка молодых педагогов и оценка опытных учителей во взгляде на сформированность профессионально значимых качеств у адаптантов?
5) Как оценивают свою подготовленность к педагогической деятельности молодые учителя?
Чтобы ответить на данные вопросы, в периоды с 2005-2008 гг. и 2011-2012 гг. в г. Челябинске и Челябинской области были проведены исследования, в которых приняли участие более 400 молодых педагогов, стаж работы которых составляет от одного года до трех лет. Адаптан-ты относились к нескольким возрастным группам: до 25 лет - 70% респондентов, 26-30 лет - 21%, старше 30 лет - 9% [4-6].
Прежде всего в исследовании молодым педагогам предлагалось ранжировать профессионально значимые качества по их приоритетности в профессиональной деятельности. Результаты опроса представлены в таблице 1.
Табл. 1. Мнение молодых учителей о ранге профессионально значимых качеств педагога
Качества педагога Ранг
Отличное знание предмета 1
Доступное изложение материала 2
Стремление заинтересовать учащихся 3
Умение расположить к себе учащихся 4
Умение использовать разнообразные формы проведения уроков 5
Умение логично излагать материал 6
Творческие способности 7
Тактичность, доброжелательность 8
Умение увлекательно излагать материал 9
Активность, инициативность 10
Владение информационными и коммуникационными технологиями 11
Умение поощрять самостоятельность учащихся 12
Высокий уровень интеллектуальной культуры 13
Наличие собственного видения педагогического процесса 14
Эмоциональность, открытость, эмпатия 15
Научная эрудиция 16
Представленные результаты говорят о том, что первые пять ранговых мест занимают качества, наиболее важные для начального этапа профессиональной деятельности, когда приступивший к работе учитель большую часть времени и
сил тратит на освоение преподаваемого предмета, методов изложения учебного материала, способов заинтересовать учеников своим предметом, вызвать к нему познавательный интерес, расположить учащихся к себе, на освоение умения ис-
пользовать разнообразные формы проведения урока.
Полученным результатам мы нашли подтверждение в исследовании А.И. Матвеевой, в котором «хорошее знание предмета» отнесено к качествам «идеального» педагога 54% молодых учителей, методическое мастерство -32%. Кроме того, к приоритетным качествам педагога были отнесены гуманность, любовь к детям - 75% выборов и умение общаться - 68% [2].
Выбор данных качеств связан, по нашему мнению, со скудным «педагогическим репертуаром» и «методическим багажом» начинающего учителя, а также потребностью быть интересным детям, стимулировать их познавательную активность. Выбор обусловлен тем, что в первые годы работы учитель осваивает прежде всего знаниевые и операциональные компоненты профессиональной деятельности, связанные с расширением своего профессионального кругозора и деятель-ностного репертуара.
Результаты исследования оказались закономерными: молодые педагоги в первые годы работы по профессии обременены проблемой освоения первичных профессиональных умений и навыков, особенно академических, коммуникативных и организаторских, поэтому первые пять мест занимают знания и умения организации учебного процесса. Также выбранные профессионально значимые качества связаны с ориентацией на ученика, что свидетельствует о процессе включения в профессию.
В то же время было отмечено, что молодых педагогов в первые годы работы мало заботят творческие способности и такие качества, как инициативность и активность (7-е и 10-е места). На этапе адаптации педагогами низко оцениваются качества, связанные с повышением творческого потенциала и мастерства (14-16 места).
Следует отметить, что в исследовании нашло подтверждение существующее на этапе профессиональной адаптации противоречие между необходимостью решать разнообразные педагогические задачи и отсутствием профес-
сионально значимых качеств у молодых педагогов.
Во-вторых, в нашем исследовании мы искали ответ на вопрос, влияет ли стаж работы учителя на изменение его представлений об идеальной модели педагога.
В исследовании было выявлено: по большинству качеств с увеличением стажа работы показатели снижаются. Например, по самому популярному параметру «Отличное знание предмета» динамика выглядит следующим образом: 85% - 1-й год работы, 77% - 2-й год, 75% - 3-й год; по параметру «Доступное изложение материала»: 76% - 1-й год работы, 66% - 2-й год, 65% - 3-й год; по параметру «Умение расположить к себе учащихся»: 58% - 1-й год работы, 53% - 2-й год, 35% - 3-й год. Наблюдаемая тенденция относительно этих параметров является положительной (то, что было актуальным в первый год работы, к третьему году начинает терять свою значимость). Данная тенденция отражает процесс адаптации педагогов к профессии и указывает на то, что с увеличением стажа работы совершенствуются профессиональные умения.
Кроме того, было отмечено, что молодые педагоги к третьему году работы справляются с преподавательской деятельностью, и перед ними встает задача ее совершенствования, повышения профессиональной квалификации. Поэтому вполне закономерным можно считать увеличение показателей по параметрам: «Разнообразные формы проведения уроков» (1-й год работы - 38%, 2-й год - 50%, 3-й год - 52%); «Владение информационно-коммуникационными технологиями» (1-й год работы - 19%, 2-й год - 25%, 3-й год - 37%); «Эмоциональная открытость» (1-й год работы - 10%, 2-й год - 12%, 3-й год - 16%). К концу третьего года работы молодых педагогов больше волнуют проблемы, связанные с взаимодействием с учениками и использованием в образовательном процессе современных информационных технологий.
Следовательно, с увеличением стажа работы обнаруживается тенденция к снижению актуальности академических,
ф ^
ф
I-^
т
-О
ч о с;
со
X
го
го со
со О
ГО СТ
р ф
го 5
ш о
ф °
го §
* о
ф ф
— т
т го
X
со
о
X .0 с; го
X
о о
о ^
о
о о
о £
ф с
коммуникативных и организаторских качеств, но в то же время - к увеличению значимости тех качеств, которые позволяют совершенствовать педагогическую деятельность; наблюдается тенденция к творчеству.
Решение третьей задачи нашего исследования позволило сделать вывод о том, что молодые учителя оценивают наличие и сформированность у себя профессионально значимых качеств достаточно низко (таблица 2).
Табл. 2. Самооценка профессионально значимых качеств молодыми педагогами с разным стажем работы (в % к числу опрошенных)
№ п/п Профессионально значимые качества 1 год 2 года 3 года
1 Отличное знание предмета 37 36 43
2 Логика изложения материала 6 11 14
3 Строгая научность, обоснованность материала 2 1 0
4 Доступное изложение материала 10 19 20
5 Разнообразные формы проведения уроков 15 20 36
6 Умение расположить к себе учащихся 5 11 12
7 Увлекательное изложение материала 0 4 7
8 Высокий уровень интеллектуальной культуры 2 3 3
9 Богатый кругозор 3 0 0
10 Научная эрудиция 3 4 0
11 Владение ИКТ 2 2 5
12 Культура речи 0 1 3
13 Умение поощрять самостоятельность учащихся 0 1 4
14 Тактичность, доброжелательность 5 4 0
15 Эмоциональность, открытость 1 1 0
16 Стремление заинтересовать учащихся 3 4 3
17 Наличие собственного видения педагогического процесса 10 3 0
Представленные результаты свидетельствуют о том, что есть положительная динамика в оценке респондентами сформированности профессионально значимых качеств от первого к третьему году работы, но оценки очень низкие. Так, «Отличное знание предмета» отметили у себя в 1-й год работы - 37% молодых учителей, во 2-й год - 36%, а в 3-й -43%. Данный показатель самый высокий. Гораздо скромнее оценены респондентами остальные качества. Умение применять разнообразные формы проведения уроков отмечают у себя 24% учителей, из них: учителя первого года - 15%, второго - 20%, третьего - 36%.
Заметен рост в оценке респондентами инструментальных качеств, связанных с организацией процесса обучения (логика изложения материала и его доступное изложение, умение расположить к себе учащихся и увлечь их, развитие самостоятельности). Однако отмечается снижение оценки педагогами таких качеств, как богатый кругозор, научная эрудиция, эмоциональность, открытость, доброжелательность, тактичность, креативность, собственное видение педагогического процесса.
Особую тревогу вызывает тенденция снижения числа выборов респондентами параметра «Наличие собственного
видения педагогического процесса». Объяснить, на наш взгляд, данный факт можно тем, что в условиях необходимости строгого выполнения требований Федерального государственного образовательного стандарта, подготовки учеников к регламентированным процедурам оценивания знаний (в форме ЕГЭ) некоторые молодые учителя со временем утрачивают представления об учительском труде как творческом процессе. Это подтверждается результатами исследования Р.М. Шамионова [8].
В то же время мнение экспертов, принимавших участие в исследовании, по некоторым позициям не совпадает с самооценкой молодых педагогов. Экспертное оценивание позволило подтвердить тот факт, что молодые учителя обладают низкой степенью сформиро-ванности профессиональных академических и инструментальных умений и навыков. В то же время эксперты более высоко, чем адаптанты, оценили их личностные качества: молодых учителей они видят более уверенными в себе, отзывчивыми, эмоциональными, активными, лучше владеющими информационно-коммуникационными технологиями.
Помимо оценки профессионально значимых качеств немаловажным является субъективная оценка молодыми учителями своей подготовки к осуществлению педагогической деятельности. Оценивая данный критерий, 25% респондентов отметили, что к педагогической деятельности были полностью готовы; 45% учителей указали на то, что были уверены в знаниях, но затруднялись в их применении; 13% испытывали сомнения по поводу качественной подготовки в вузе; 7% респондентов указали на то, что приобретенные в вузе знания и умения были слабо ориентированы на практику, поэтому им пришлось испытать значительные затруднения на этапе адаптации к трудовой деятельности. Результаты говорят о том, что
только четверть респондентов без проблем адаптировались в профессии. Остальные указали на то, что подготовка в вузах должна быть более практико-ориентированной.
Итак, данные исследования убедительно показывают, что:
• молодые педагоги в первые годы работы по профессии обременены проблемой освоения первичных профессиональных умений и навыков, особенно академических, коммуникативных и организаторских;
• с увеличением стажа работы у молодых педагогов обнаруживается тенденция к снижению актуальности академических, коммуникативных и организаторских качеств, но в то же время к увеличению значимости тех качеств, которые позволяют совершенствовать педагогическую деятельность, наблюдается тенденция к творчеству;
• экспертное оценивание позволило подтвердить тот факт, что молодые учителя обладают низкой степенью сформированности профессиональных академических и инструментальных умений и навыков, но в то же время, по мнению экспертов, они более активны, уверенны в себе, более эмоциональны и отзывчивы, хорошо владеют информационно-коммуникационными технологиями;
• молодые учителя имеют достаточное представление о профессионально значимых качествах, адекватно, хотя и достаточно низко, оценивают собственные профессиональные знания, умения и личностные качества. Это говорит о противоречии между сформированным на этапе профессиональной подготовки представлением педагогов о профессионально значимых качествах и низкой реальной оценкой наличия и сформиро-ванности данных качеств у себя. Низкий уровень оценки негативно влияет на успешность социально-профессиональной адаптации молодых учителей.
ф ^
ф
I-^
т
.0
ч о с;
со
X
го
го со
со О
ГО СТ
Р си
го 5
ш о
53 *
ф °
го §
* о
ф ф
— т
Библиографический список
1. Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. - М.: Знание, 1996.
т го
X
со
О X .0 с; го
X
о о
о ^
о
о о
312 с.
о 2
ф с
2. Матвеева, А.И. Социальная адаптация молодых специалистов в системе образования современного российского общества [Текст]: дис. ... канд. социол. наук / А.И. Матвеева. - Екатеринбург, 2005. - 135 с.
3. Педагогика [Текст]: учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и др. - М.: Школа-Пресс, 1997. - 512 с.
4. Черникова, Е.Г. Факторы социально-профессиональной адаптации молодых учителей [Текст] / Е.Г. Черникова // Вестник Челяб. гос. ун-та. - 2008. - № 5. - С. 182-190.
5. Черникова, Е.Г. Состояние и противоречия социально-профессиональной адаптации молодых педагогов: социологический анализ [Текст]: автореф. дис. ... канд. социол. наук / Е.Г. Черникова. - Екатеринбург, 2008. - 23 с.
6. Черникова, Е.Г. Состояние и противоречия социально-профессиональной адаптации молодых педагогов: социологический анализ: монография [Текст] / Е.Г. Черникова. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010. - 184 с.
7. Шадриков, В.Д Проблемы системогенеза профессиональной деятельности [Текст] / В.Д. Ша-дриков; отв. ред. К.А. Абульханова-Славская. - М.: Наука, 1982. - 185 с.
8. Шамионов, Р.М. Самоактуализация учителей и удовлетворенность жизнедеятельностью и собой [Текст] / Р.М. Шамионов // Мир психологии. - 2002. - № 2 (30) - С. 145.
References
1. Markova A.K. Psychology of professionalism. M.: Znanie, 1996. P. 312. [in Russian].
2. Matveeva A.I. Social adaptation of young specialists in the education system of the modern Russian society. Dis. ... cand. of sciences (Sociology). Ekaterinburg, 2005. P. 135. [in Russian].
3. Slastenin V.A., Isayev I.F. Pedagogy. M.: Shkola Press, 1997. P 512. [in Russian].
4. Chernikova E.G. Factors of social and professional adaptation of young teachers. Herald of the Chelyabinsk State University, 2008. № 5. P. 182-190. [in Russian].
5. Chernikova E.G. Condition and contradictions of social and professional adaptation of young teachers: the sociological analysis: Author's abstract. Dis. ... сand. of sciences (Sociology). Ekaterinburg, 2008. P. 23. [in Russian].
6. Chernikova E.G. Condition and contradictions of social and professional adaptation of young teachers: the sociological analysis. Chelyabinsk: Chelyabinsk State University, 2010. P. 184. [in Russian].
7. Shadrikov V.D. Problems of professional activity systemogenesis. M.: Nauka, 1982. P. 185. [in Russian].
8. Shamionov R.M. Self-actualization and teacher satisfaction and a vital activity. Mir Psikhologii, 2002. №2 (30). P. 145. [in Russian].
Сведения об авторах: Черникова Елена Геннадьевна,
кандидат социологических наук, доцент, кафедра социальной работы, педагогики и психологии, факультет социального образования, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Е-тай: Helen1268@mail.ru
Information about the authors: Chernikova Elena Gennadyevna,
Candidate of Sciences (Sociology), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor,
Department of Social Work, Pedagogy and Psychology, Faculty of Social Education, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. Email: Helen1268@mail.ru
Рослякова Светлана Васильевна,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра социальной работы, педагогики и психологии, факультет социального образования, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Е-тай: roslyakova71@mail.ru
Roslyakova Svetlana Vasilevna,
Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor, Department of Social Work, Pedagogy and Psychology, Faculty of Social Education,
Chelyabinsk State Pedagogical University,
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: roslyakova71@mail.ru