Научная статья на тему 'Психологическое содержание профессионально важных качеств учителя начальных классов'

Психологическое содержание профессионально важных качеств учителя начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
298
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА (ПВК) / СПЕЦИФИКА ПВК / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES (PIQ) / SPECIFICITY OF PIQ / PEDAGOGICAL ABILITIES OF THE TEACHER OF PRIMARY CLASSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мазилов Владимир Александрович, Вавилов Юрий Павлович

В статье рассматриваются результаты конкретно-психологического исследования специальных (или профильных) профессионально важных качеств учителя начальных классов на основе экспертных оценок работающих учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological Maintenance of Professionally Important Qualities of the Teacher of Primary Classes

In the article results of the concrete-psychological research of special (or profile) professionally important qualities of the teacher of primary classes on the basis of expert estimations of working teachers are considered.

Текст научной работы на тему «Психологическое содержание профессионально важных качеств учителя начальных классов»

УДК 159.922

В. А. Мазилов, Ю. П. Вавилов

Психологическое содержание профессионально важных качеств учителя начальных классов

В статье рассматриваются результаты конкретно-психологического исследования специальных (или профильных) профессионально важных качеств учителя начальных классов на основе экспертных оценок работающих учителей.

Ключевые слова: профессионально важные качества (ПВК), специфика ПВК, педагогические способности учителя начальных классов.

V. A. Mazilov, Ju. P. Vavilov

Psychological Maintenance of Professionally Important Qualities of the Teacher of Primary Classes

In the article results of the concrete-psychological research of special (or profile) professionally important qualities of the teacher of primary classes on the basis of expert estimations of working teachers are considered.

Key words: professionally important qualities (PIQ), specificity of PIQ, pedagogical abilities of the teacher of primary classes.

Профессионально важными качествами называются индивидуальные качества субъекта деятельности, определяющие успешность освоения и выполнения деятельности. В широком функциональном значении это профессиональные способности [3, 4].

Применительно к профессии учителя следует говорить об общепрофессиональных (общепедагогических) ПВК и специальных ПВК. Специфика ПВК учителя начальных классов состоит в наличии у него особых качеств, не требующихся другим учителям; в разном уровне развития одних и тех же качеств; в разной значимости и структуре этих качеств [2].

Для выяснения особенностей ПВК учителя начальных классов авторами проведено обследование работающих учителей, в том числе заочников специальности «Педагогика и методика

Мнение об

начального образования» в Ярославском государственном педагогическом университете и в Угличском филиале ЯГПУ. Выборка составила 204 человека.

Эмпирический материал получен с помощью анкетного опроса, в котором обследуемые учителя выступали в качестве экспертов при оценке ПВК; кроме того, использовался метод анализа школьных сочинений о первом учителе и наблюдение за учителями в процессе их педагогической деятельности. Количественный и качественный анализ полученных результатов сделан с позиций авторской концепции специфики ПВК.

Нужны ли учителю начальных классов особые ПВК, отличающие его от других учителей? Ответы на данный вопрос обследованных нами экспертов распределились таким образом (см. табл. 1).

Таблица 1

особых ПВК

№ п/п Показатели % опрошенных

1 Считают, что учителю начальных классов нужны особые ПВК 96,2

2 Полагают, что особые ПВК не нужны 1,9

3 Не знают 1,9

Как видно из приведенных данных, абсолютное большинство экспертов считает, что учителю младших школьников требуются особые ПВК. Это объясняется своеобразием объекта педагогических воздействий первого учителя, то есть особенностями учащихся младших классов, спе-

цификой задач и методов педагогического труда учителя начальной школы. Высказанное мнение обосновано личным педагогическим опытом учителей, и оно вполне соответствует общей закономерности появления специфики там, где особые субъекты и объекты взаимодействуют

© Мазилов В. А., Вавилов Ю. П., 2011

для достижения особых целей, применяя специфические средства и методы.

Далее изучалась конкретная специфика ПВК учителя начальных классов. В этом аспекте,

Склонность к работе с

прежде всего, экспертам было предложено оценить значение особой склонности первого учителя к работе именно с младшими школьниками (см. табл. 2).

Таблица 2

адшими школьниками

№ п/п Показатели % опрошенных

1 Такая особая склонность необходима 82,7

2 Наличие данной склонности не обязательно 15,4

3 Затруднились ответить 1,9

Преобладающее большинство обследованных полагает, что у учителя начальных классов должна быть и имеется особая склонность к обучению и воспитанию детей младшего школьного возраста как предпочтение другим объектам педагогической деятельности. Лишь около 15 % опрошенных считают, что наличие такой склонности не требуется и можно с успехом работать в начальных классах без нее. Однако важен не только положительный результат труда, но и то, с каким отношением к делу, к учащимся работает учитель. Если есть особая склонность, о кото-

Специальная I

рой говорилось выше, то учитель проявляет больше интереса и любви к ученикам, хочет больше для них сделать; он работает с лучшим настроением, общаясь с теми, кто более других притягивает к себе. Поэтому наличие такой склонности следует считать одним из особых ПВК учителя начальных классов.

К числу особых ПВК учителя начальных классов отнесена и специальная подготовленность - значительный объем профессиональных знаний и умений, которыми овладевает первый учитель детей и которые не требуются другим учителям (см. табл. 3).

Таблица 3

№ п/п Показатели % опрошенных

1 2 3 Без специальных знаний и умений невозможен успех в работе с младшими школьниками Можно работать учителем начальных классов на базе общепедагогической подготовки Не знают 86,6 9,6 3,8

Среди обследованных 86,6 % учителей считают, что для успешной работы с младшими школьниками обязательно нужны специальные знания и умения, относящиеся к учебным предметам и методике их преподавания в начальной школе, к характеристике особенностей учащихся

младших классов. Эти знания и умения приобретаются в процессе специальной подготовки.

Учителям был задан вопрос о том, какие знания и умения они считают наиболее важными для педагогической работы с учащимися младших классов (см. табл. 4).

Таблица 4

Важнейшие знания и умения

№ п/п Показатели % № ранга

ответов

1 Знание возрастных и индивидуальных особенностей учащихся 61,5 2

2 Методические знания и умения 86,5 1

3 Знание учебных предметов 36,5 3

4 Знание социальных условий жизни и воспитания детей 5,8 8,5

5 Умение общаться с детьми 26,9 4

6 Умение организовывать детей 17,3 5

7 Умение реализовывать индивидуальный и дифференцированный подходы к ученикам 9,7 6

8 Конструктивные умения 7,7 7

9 Общая широкая эрудиция 3,8 10

10 Другие 5,8 8,5

Из показателей таблицы 4 видно, что в категорию важнейших эксперты включили такие знания и умения, которые вполне можно характеризовать как специальные по существу (по содержанию) или по способу применения на практике.

Исходя из предположения о том, что у учителей начальных классов возможна определенная специфика в сфере познавательных процессов и

Особенности познавательной с

свойств, опрашиваемым было предложено назвать такие особенности внимания, восприятия, памяти, мышления и воображения учителей младших школьников, которые отличают их от других педагогов, а главное, действительно требуются в работе. Результаты опроса экспертов и наблюдений за интеллектуальными особенностями учителей начальной школы отражены в таблице 5.

Таблица 5

эы учителя начальных классов

№ п/п Показатели

1 Внимание - направленное по преимуществу на детей; хорошо улавливающее мелочи, детали; распределяемое на всех учеников; быстро переключаемое

2 Восприятие - характеризующееся тонкой и точной наблюдательностью; яркое, образное, заинтересованное

3 Память - образная, эйдетическая, точная, логическая, эмоциональная

4 Мышление - сочетание образного и логического, абстрактного мышления; творческая направленность мышления; единство теоретического и практического мышления; способность мыслить по-детски (как младшие школьники)

5 Воображение - яркое, богатое; отличающееся творческой фантазией и точной репродукцией; родственное детскому воображению

На основании показателей таблицы 5 можно заключить, что в познавательной сфере учителей младших классов, по-видимому, имеется некоторая специфика, обусловленная особенностями обучаемых и индивидуальными свойствами самих учителей, влиянием на них предшествующей профессиональной подготовки и педагогической работы с детьми. Часть отмеченных экспертами особенностей внимания, восприятия, памяти, мышления и воображения учителей действительно характеризуется специфичностью, но это, скорее всего, не особые ПВК учителя начальных классов, а особый

Развитие мелкодв!

уровень развития общепедагогических ПВК или их особое сочетание.

Известно, что учитель младших школьников должен научить детей точным эталонным действиям, элементарным движениям, входящим в структуру действия. Это в свою очередь зависит от развития психомоторных способностей учителя в частности от развития мелкодвигательной моторики его рук, важной для образцового написания букв, цифр и т. п. Обследуемым был задан вопрос о роли психомоторики как ПВК учителя начальных классов, ответы экспертов отражены в таблице 6.

Таблица 6

тельной моторики

№ п/п Показатели % опрошенных

1 Считают, что необходима развитая точная моторика 92,3

2 Полагают, что это не так важно 5,8

3 Не знают 1,9

Преобладающее большинство учителей, очевидно, по личному опыту знает, как важно умение правильно, точно и красиво писать, рисовать, чертить и соответственно научить этому детей. Поэтому учителя тренируют, развивают нужную моторику, и, как выяснилось, очень многие из опрошенных уже обладают ею.

Поскольку учитель в младших классах преподает и гуманитарные, и точные дисциплины, для него важно наличие и приблизительно равное

развитие способностей к обеим группам наук и соответствующих школьных предметов. Сочетание способностей к точным и гуманитарным наукам есть не что иное, как особое ПВК учителя начальных классов, хотя при этом вовсе не обязателен высокий уровень развития тех и других способностей, как, например, у учителей-предметников узкого профиля, где желательна высокая одаренность в области соответствующей науки. Учителя обычно знают по себе, к чему у

них больше способностей, а каких способностей, возможно, недостает. Исходя из предполагаемой компетентности учителей, опрашиваемым экспертам ставился вопрос о том, рассматривают ли

Сочетание способностей к то

они сочетание способностей к точным наукам как ПВК учителя младших школьников или нет. Выявленные мнения представлены в таблице 7.

Таблица 7

ым и гуманитарным наукам

№ п/п Показатели % опрошенных

1 Считают такое сочетание способностей необходимым 88,5

2 Думают, что это не так важно 9,6

3 Не знают 1,9

Судя по имеющимся данным, значительное большинство учителей оценивает сочетание способностей к точным и гуманитарным наукам как ПВК первого учителя детей, и лишь немногие отрицают это. Однако понимание важности такого ПВК не означает, что оно в действительности имеется у абсолютного большинства учителей начальной школы. Наблюдения за студентами и учителями, анализ успеваемости студентов и посещенных уроков показывают, что сочетание рассматриваемых способностей бывает разным и в зависимости от этого студентов и учителей можно разделить на такие основные группы:

1) студенты и учителя, у кого способности к гуманитарным и точным наукам развиты в достаточной степени;

2) студенты и учителя, у которых гуманитарные способности хорошо развиты, а способностей к точным наукам недостает;

Специфика общения учите

3) педагоги с хорошо развитыми способностями к точным и в то же время недостаточно развитыми способностями к гуманитарным наукам;

4) педагоги со слабыми способностями к обеим группам наук (таких, разумеется, мало и чаще они отсеиваются, уходя из вуза или с работы).

С учетом сказанного следует подчеркнуть необходимость как специального отбора (подбора), так и целенаправленной подготовки таких педагогов начальной школы, которые смогут успешно освоить и преподавать точные и гуманитарные дисциплины.

Экспертами отмечена специфика общения учителя младших классов с учащимися. Она, по мнению опрошенных, проявляется в стиле общения, в форме обращения к детям; в языке, речи; в содержании общения (см. табл. 8).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 8

с младшими школьниками

№ п/п Показатели

1 Стиль общения - демократический в сочетании с авторитарным или чаще либеральным, мягким; в доброжелательном заинтересованном тоне; общение дружеское, с любовью и лаской, располагающее к учению детей, искреннее, доверительное, тактичное, эмоционально ровное

2 Форма общения - по имени, одинаково ко всем, ласково, как бы по-матерински, глядя в глаза; более подходит форма диалога, беседы, а не монолога

3 Язык, речь - с четкой и правильной артикуляцией; речь понятная детям, точная, простая по структуре; интонационно богатая, выразительная, грамотная и литературно правильная, эмоциональная, убедительная, логичная

4 Содержание общения - интересные, понятные и доступные детям темы; сочетание делового разговора с интересом к личности ученика

Основная специфика общения учителя с младшими школьниками состоит в том, что от педагога требуется больше теплоты, доброжелательности, ласковости, любви к детям; умения располагать к себе и вызывать симпатию и доверие; умения проникать во внутренний мир ребенка и становиться на его место; важно уважать личность каждого ученика; общаться, решая ненавязчиво педагогические задачи.

Для такого общения учителю начальных классов нужны особые способности и особые умения, то есть специфические коммуникативные ПВК.

В состав ПВК учителя входят не только собственно профессиональные свойства, но и некоторые чисто человеческие качества, в частности черты характера, приобретающие в педагогической деятельности профессионально важное значение. В этом плане интересно было узнать мне-

ние экспертов о главных чертах характера, требующихся учителю начальных классов. Пере-

чень этих черт представлен в таблице 9.

Таблица 9

Профессионально важные черты характера учителя младших школьников

№ п/п Показатели

1 Доброта, доброжелательность 1

2 Внимательность 3

3 Терпеливость 2

4 Выдержка, самообладание 6

5 Человеколюбие, гуманность 8

6 Правдивость, честность 5

7 Чуткость, отзывчивость 4

8 Справедливость 9,5

9 Общительность 15,5

10 Требовательность, строгость 7

11 Сдержанность, уравновешенность 14

12 Аккуратность 18

13 Пунктуальность, точность 17

14 Настойчивость, целеустремленность 9,5

15 Искренность 12

16 Эмоциональность, сердечность 15,5

17 Простота 24

18 Приветливость, ласковость 19

19 Ум, интеллектуальность 12

20 Эрудированность 21

21 Заботливость 20

22 Проницательность 23

23 Трудолюбие 12

24 Уважительность 25

25 Последовательность 26

26 Другие 22

№ ранга

Согласно ранговой последовательности, к самым главным отнесены такие черты характера учителя младших школьников, как доброжелательность, терпение, внимательность, чуткость, отзывчивость, строгость и некоторые другие. В целом список качеств оказался весьма длинным (более 25), и все названные качества являются действительно важными для успеха профессиональной деятельности учителя.

Вместе с тем следует отметить, что перечисленные черты характера по своей сути не могут быть отнесены только к учителю начальных классов, так как они требуются всем педагогам. Специфичность здесь может проявиться лишь в структуре черт ха-

рактера; их ранговом расположении, отражающем реальную роль тех или иных качеств; в разном уровне развития одних и тех же качеств у разных учителей. Например, «материнские» качества: доброта, ласковость, заботливость и другие - действительно больше нужны первой учительнице, в сравнении с учителями средних и старших классов.

Итак, опрошенные эксперты знают, какими ПВК должен обладать учитель начальных классов, каким его хотят видеть учащиеся. Зная то и другое, учителя стремятся развить у себя необходимые ПВК, однако, возможности для этого у всех разные, поэтому реальная ситуация оказывается неоднозначной (см. табл. 10).

Таблица 10

Самооценка имеющихся ПВК

№ п/п Показатели % опрошенных

1 Считают, что основные ПВК имеются 36,5

2 Имеются не все ПВК 59,6

3 Не знают 3,9

По мнению опрошенных, приблизительно 1/3 из них обладает нужными ПВК, а другие пока не развили у себя все необходимые ПВК и стараются приобрести их.

Экспертам было предложено выделить и ранжировать 5 главных ПВК, необходимых учителю начальных классов. Полученные данные вошли в таблицу 11.

Таблица 11

Ранжирование главных ПВК учителя начальных классов

№ п/п Показатели № ранга

1 Любовь к детям 1

2 Профессиональная подготовленность 2

3 Педагогическое мастерство 5

4 Терпение 3

5 Доброта 4

6 Общение, эрудиция, образованность 6

7 Любовь к профессии 7

8 Общительность, коммуникативные способности 8,5

9 Требовательность 10,5

10 Объективность 10,5

11 Строгость 15

12 Чуткость, отзывчивость 8,5

13 Справедливость 13

14 Честность, правдивость 17

15 Искренность 15

16 Организаторские способности 12

17 Творческие способности 15

18 Тактичность 19,5

19 Выдержка 18

20 Гуманность 19,5

Как видно из показателей таблицы 11, введенное ограничение на перечень главных ПВК действительно позволило выявить наиболее важные с точки зрения экспертов профессиональные качества учителя младших школьников. По общему числу полученных выборов на 1-м месте находится любовь к детям, на 2-м -профессиональная подготовленность, на 3-м -терпение, на 4-м доброта, на 5-м - педагогическое мастерство, а дальше до 20-го места расположились другие качества, получившие меньшее число выборов. Эти результаты говорят о том, что к главным ПВК учителя младших школьников отнесены не случайные, а действительно существенные и значимые в профессиональном отношении качества. Это важнейшие общепедагогические ПВК, но их ранговая структура специфична и характерна в наибольшей степени именно для учителей начальных классов.

Таким образом, среди всех главных ПВК учителя начальных классов как первостепенные чаще всего называются любовь к детям (в сочетании с любовью к профессии) и профессиональная подготовленность (в единстве с педагогическим мастерством). При этом у одной группы испытуемых на 1-м месте любовь к детям, а профессиональная подготовленность на 2-м месте; у другой, приблизительно равной группы, напротив, профессиональная подготовленность на 1-м месте, а любовь к детям -на 2-м месте.

Из всего изложенного вытекает, что соотношение общепедагогического и специфического в ПВК учителя начальных классов следует рассматривать не в плане противопоставления общего и особенного, а в единстве и взаимодополнении того и другого. Общепедагогические ПВК образуют базу профессиональной компетентности учителя, а специфические ПВК есть не что иное, как конкретизация общепедагогических качеств в отношении их функциональной, содержательной и исполнительной (операционной) направленности.

В результате исследования подтвердилось, что специфика ПВК учителя младших школьников проявляется в трех аспектах: 1) в наличии ряда особых качеств, нужных учителю начальных классов и необязательных для других учителей; 2) в разном уровне развития некоторых ПВК, общих для всех учителей; 3) в разной ранговой структуре одних и тех же ПВК у разных учителей.

Как студенты, так и работающие учителя осознают наличие общего и специфического в их ПВК и стремятся приобрести и развить у себя необходимые качества. Это должно учитываться в организации профессионального образования учителей, с тем, чтобы обеспечить на должном уровне и общепрофессиональную, и специфическую подготовку учителя, не допуская преувеличения и недооценки роли той или другой стороны профессионализации личности [1].

Библиографический список:

1. Актуальные проблемы психологии и педагогики начального образования [Текст] / под ред. Е. В. Карповой. - Ярославль, 2010. - 192 с.

2. Вавилов, Ю. П. Профессиональное образование учителя начальных классов в педагогическом вузе /

[Текст] / Ю. П. Вавилов. - Ярославль, 2003. - 180 с.

3. Рогов, Е. И. Учитель как объект психологического исследования [Текст] / Е. И. Рогов. - М., 1998. -496 с.

4. Шадриков, В. Д. Профессиональные способности [Текст] / В. Д. Шадриков. - М., 2010. - 319 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.