УДК 371.4
Евладова Елена Борисовна
доктор педагогических наук Институт психолого-педагогических проблем детства РАО, г. Москва
Логинова Лариса Геннадиевна
доктор педагогических наук, профессор Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, г. Москва
[email protected], [email protected]
САМООРГАНИЗАЦИЯ КАК ПЕРСПЕКТИВНАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
В статье рассматривается феномен самоорганизации детей в условиях дополнительного образования. Проводится сравнительная характеристика дополнительного образования с формальным, неформальным, информаль-ным образованием. Делается вывод, что близость к информальности как самодеятельному творчеству участников образования, позволяет создавать наиболее эффективные условия для развития их самоорганизации
Ключевые слова: дополнительное образование; непрерывное образование; формальное, неформальное, инфор-мальное образование; самоорганизация; сетевое взаимодействие; педагогическая поддержка.
Сегодня, когда мы оказались в мире цифровых технологий и стремительного развития сетевого сообщества, дополнительное образование как часть непрерывного образования приобретает новые смыслы. Непрерывное образование, рассматриваемое как целостное развитие личности на протяжении всей жизни, призвано реализовывать самые разные образовательные структуры - основного и дополнительного образования, для детей и взрослых, государственных и общественных организаций, формальных и неформальных общественных институтов. Вся система образования должна быть построена так, чтобы в ней не существовало тупиковых форм и конечных ступеней образования, что позволяло бы каждому человеку, согласно его образовательным потребностям и возможностям, в любое время продолжить свое образование. Однако, переход к такому образованию от общих декларативных рассуждений, к его практическому воплощению явно затягивается. И во многом именно поэтому дополнительное образование для взрослых и детей продолжает функционировать в системе формального образования в виде относительной самостоятельной подсистемы организаций и как школьное дополнительное образование (или дополнительное образование в школе) с очевидным влиянием формализованного обучения, которое осуществляется преимущественно формальными организациями (школой, колледжем, вузом и др.), на основании обязательных стандартов, программ, ориентацией на поставленные цели и задачи.
Что касается неформального образования, то его, как правило, соотносят с любительскими занятиями, с увлечениями в какой-то области науки или искусства, со стремлением расширить культурный кругозор или приобрести знания и умения, необходимые в быту и сфере личностного общения. Оно рассматривается как образовательная деятельность для молодежи и взрослых вне формальной системы образования, дополняющей его или выступающей альтернативой формальному образо-
ванию человека. То есть существовать вне общественно-государственного регулирования и контроля (что по существу снимает зависимость от одного из важнейших инструментов управления - финансирования от какой-либо управленческой инстанции). Неформальное образование осуществляется как в образовательных учреждениях разного типа и вида, так и в детско-молодежных общественных организациях, во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером, преподавателем курсов, ведущим тренинга. Ключевыми факторами неформального образования являются самостоятельная работа его участников и их взаимодействие (совместная деятельность и общение), а, следовательно, их самостоятельный доступ к образовательным ресурсам, технологиям самообразования и взаимо-содействия.
Дополнительное образование детей, несомненно, обладает многими признаками неформального образования: оно ориентировано на выбор и инициативу человека, его насущные потребности и интересы, осуществляется «вне школы», его содержание не ограничено стандартами, а цели, методы и результат обучения зависят от педагога, разрабатывающего образовательную программу и от организации, в которой она утверждается и реализуется. Однако полностью отождествлять дополнительное образование детей с неформальным образованием нельзя, т.к. последнее всегда связано с высоким уровнем активности обучающихся. Вне активности оно просто не возникает или прекращается.
Таким образом, неформальность есть существенное свойство дополнительного образования детей, присущее ему только в некоторых состояниях и зависящее от многих его связей, отношений в той системе образования, к которой оно принадлежит (дополнительное образование в школе, городе, регионе, в системе общего образования и пр.
Другой формой непрерывного образования является информальное образование (рефикс «ин» в данном термине употребляется в значении «без»). Понятие «информальное образование» зафиксиро-
132
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
© Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., 2014
вано в Меморандуме непрерывного образования Европейского Союза и главный его смысл на русский язык переводится как «повседневное, в потоке жизни», что означает образование спонтанное, осуществляемое не по структурированным и лицензированным программам. Ключевые принципы информального образования - «обучение должно происходить везде» и «обучение - исходя из опыта, обучение через опыт». Информальное образование включает в себя такие формы обучения, которые являются целенаправленными, организованными и тщательно спланированными, но не институционализированными. В отличие от неформального образования и обучения, оно не структурировано ни по целям, ни по продолжительности и, конечно, не ведет к сертификации.
В последние годы набирает силу информальное образование в массовых социальных сетях типа mail.ru, vkontakte.ru и в профессиональных сетях типа openclass.ru, it-n.ru. Выбор сетевых сообществ под разные интересы и смена сообществ по мере изменения интересов сегодня становится самым распространенным способом повышения квалификации и доступной формой самообразования. Можно сказать, что сегодня информальное образование становится одним из самых действенных каналов подключения безграничного образовательного потенциала общества к системе непрерывного образования. Мотивом для информального образования может стать: случайность; наличие стойкого или сиюминутного личного интереса к чему-то; поиск ответов в изменившейся жизненной или профессиональной ситуации, который требует обучения; амбиции; поиск своего стиля жизни или своей идентичности с профессией, возрастом, культурой, ценностями; стремление к достижению совершенства. Поэтому, информальное образование, как никакое иное, требует от каждого постоянной «работы над собой (внутреннего образования).
В каком отношении находятся дополнительное образование детей и образование информальное? На первый взгляд - отдаленное, поскольку и эта форма образования (обучения) ориентирована на взрослых людей. Однако с учетом масштабов распространения информационных технологий и Интернета основным действующим лицом в образовании становится просто «учащийся» (взрослый, ребенок, подросток) как субъект своего образования и социализации в сетевых сообществах. В открытой и доступной «образовательной среде» нового типа, каждый «учащийся» может найти своих «учителей», свой «класс», собрать любой набор «образовательных услуг» в их формализованном (дистанционные курсы по структурированным, продуманным и утверждённым программам, разные учебники авторитетных ученых и педагогов, методические разработки и пр.) и неформальном (мастер-класс, тренинг) вариантах, а также в стихийно
складывающемся образовании (участие в виртуальных проектах, в сообществах) социальных сетей. Он ищет нужную ему информацию, приобретает знания и выстраивает из них собственную систему, учится взаимодействовать с людьми разного возраста, языков, культур и государств, становится участником диалога с такими же «учащимися», коммуникатором, продуктивные диалоги с соучастниками сети, выуживает из потока информации ту, что полезна ему для обогащения собственной системы знаний, учится конструктивно взаимодействовать с разными специалистами, с представителями разных культур и государств.
Таким образом, жестких границ между формальным, неформальным и информальным образованием нет. Формальное и неформальное обучение уже сегодня встречаются в учебном процессе школы, колледжа, вуза. Информальный путь обучения всегда будет зависеть от выбора человека и его активности, но его качество и длительность, несомненно, зависят от содержания формально-неформального обучения. Все эти виды образования (образовательной деятельности) и связанные с ними формы обучения определяют доступность, инновационность системы Российского образования, обеспечивают ее вхождение в Болонский процесс, успешную адаптацию и достойный ответ на вызовы современной цивилизации.
Сегодня уже непродуктивно ограничивать статус дополнительного образования детей «составной частью общего образования». Его необходимо трактовать именно в контексте, так называемого, «непрерывного образования» или «образования в течение всей жизни и для всех», где оно для детей и юношества в возрастном диапазоне от 6 до 18 лет может составить относительно автономные организационные структуры, каждая со своим содержанием, целями и задачами. Дальнейшая история дополнительного образования детей, несомненно, будет разворачиваться между полюсами формального и неформального образования, актуализируя для них информальность как самодеятельное творчество непрофессиональных «авторов» по созданию своего образовательного продукта, которое носит неформальный характер и рождается из деятельности и коммуникаций с другими.
Нам представляется, что выходу дополнительного образования из своих традиционных рамок и движению его к неформальному образованию, может содействовать стимулирование различных форм самоорганизации, создание условий для развития творческой активности детей и молодежи через различные сетевые сообщества, личную коммуникацию, регулярное взаимодействие детей и взрослых. Тем более, что самоорганизация является естественным способом существования человека и человечества и образовании, в том числе и дополнительное образование детей, не может это-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 2
133
го не учитывать. Тем более, что в последнее время активно пропагандируется сетевая самоорганизация, основанная на равном положении учреждений в системе, на совместном освоении многообразия горизонтальных (неиерархических) связей и принципов саморегуляции, соуправления. По этим связям между учреждениями происходит обмен ресурсами и перемещение учащихся по индивидуальным образовательным маршрутам в объединенном спектре образовательных услуг. Каждое учреждение, включенное в сеть, получает доступ ко всем ее объединенным ресурсам и тем самым усиливает собственные возможности в обеспечении качества и результативности деятельности, но и возможности друг друга. Сегодня активизация сетевой самоорганизации коллективов образовательных субъектов образовательной деятельности (как между учреждениями разного типа, так и внутри одного учреждения) вызвана необходимостью разработки и реализации многоуровневых образовательных программ и решения глобальных социальных задач (например: разработка модели профильного обучения в образовательном округе; управление качеством лицейского образования в условиях формирования вариативной образовательной среды; модель регионального управления инновационными учреждениями; система инклюзивного образования и др.). Практическое освоение способа сетевой самоорганизации между школами и учреждениями дополнительного образования детей, как формальной и неформальной составляющими образования, требует большой подготовительной работы.
В этом плане весьма важно, что в последних нормативно-правовых, научно-методических документах (Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации; Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей; материалы ФГОС нового поколения и др.) отмечается важность создания условий для самореализации интересов и потребностей детей, предоставления им возможности свободного выбора различных форм и видов деятельности, участия в самодеятельности, развития у них творческой и социальной активности, стремления участвовать в различных социально значимых проектах, в общественно-полезной деятельности совместно с педагогами и родителями.
В научной литературе сформулированы современные представления о феномене самоорганизации, которые позволяют объективировать его как научное понятие, включающее в себя: упорядочение социальных образований вне области специализированного регулирования и устойчивости; способность социальной системы поддерживать уровень своей организации при резкой смене внутренних и внешних условий; спонтанное образование социальных систем при определённых обстоятельствах и т.д. Большинство ученых - философов, со-
циологов, педагогов, психологов, опирающихся на основные идеи и принципы синергетического подхода, представленного в трудах И.Р. Пригожина (В.С. Егорова, Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов, Л.Г. Лобова, Г.Г. Малинецкий, М.Р. Мирошкина, Н.М. Филиппова, Г. Хакен и др.) отмечают, что XXI век ставит перед системой образования новые задачи воспитания и обучения личности активной, творческой, способной к сотрудничеству и умеющей в условиях неустойчивости и неопределённости находить правильные решения. А для того чтобы готовить подрастающее поколение к жизни в постоянно меняющемся и неустойчивом мире, необходимо развивать механизмы его самоорганизации.
Согласимся с М.Р. Мирошкиной, рассматривающей самоорганизацию детей и взрослых как несанкционированный процесс образования малых неформальных социумов (групп, объединений, формирований, обществ, команд), источником которого является фактор-импульс, сущностью - эффективные совместные взаимодействия для достижения цели, возникшей как отражение фактор-импульса; а основой существования - социальные взаимодействия или межличностная коммуникация. А самоорганизация на уровне индивидов -суть интегральная совокупность природных и социально приобретенных свойств, воплощенная в осознаваемых особенностях воли и интеллекта, мотивах поведения и реализуемая в упорядоченности деятельности и поведения. Поэтому так важно изучить общие закономерности самоорганизации детей и взрослых, малых неформальных социумов (групп, объединений, формирований, обществ, команд), принципы и закономерности социального становления субъектов самоорганизации и основы педагогического сопровождения этих процессов.
Сказанное нам представляется весьма важным, однако следует обратить особое внимание, когда речь идет о самоорганизации детей и взрослых, участие школьников и педагогов в совместной творческой деятельности на основе сотрудничества и взаимного уважения, реализация педагогической поддержки.
О.С. Газман, разработавший концепцию педагогики свободы и педагогической поддержки, считал главным предназначением педагога - помощь растущему человеку в осознания себя и собственного смысла жизни. Педагог должен научить ребенка определять себя по отношению к окружающим людям, миру и самому себе, научить его самоопределяться. Самоопределяться для того, чтобы тверже стоять на земле, чтобы уметь выбирать ЧТО и КОГО любить, перед КЕМ преклоняться, ЧТО чтить. Без любви нет устойчивости, уверенности, защищенности. Найти точки опоры, объекты преклонения (отчий дом, родителей, то, чем дорожили жившие до тебя люди) - суть воспитания. Все, что мешает ребенку реализовать свои
134
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
стремления и способности, является сферой педагогической поддержки. В этом общее и отличие воспитания и педагогической поддержки, их неразрывная связь. Поддержка необходима тем больше, чем старше становится человек, тем меньше он должен замечать воспитание, которое в младшем возрасте принимается как должное. Сложность работы педагога во многом заключается в умении понять, почувствовать даже на интуитивном уровне, пропорции воспитания и поддержки. Он должен вовремя осознать потребность ребенка в новых знаниях или новых переживаниях, в совете или в молчаливом выслушивании. Собственно в этом и состоит гуманистическая сущность дополнительного образования детей.
В завершение отметим, что самоорганизация детей и взрослых в системе дополнительного образования кажется на первый взгляд абсолютно очевидной и не требующей доказательств. Где как не в пространстве творческой деятельности, формы и содержание которой выбираются самими участниками различных кружков, секций, клубов, может развиваться самоорганизация? Кто, как ни педагог дополнительного образования способен создать условия для самоорганизации своих воспитанников? Какое другое образовательное учреждение априори наиболее благосклонно к самоорганизации детей и подростков?
Кажется, что на все эти вопросы легко ответить положительно. Однако, разнообразие форм и видов деятельности, добровольность их выбора, далеко не всегда означают, что в центрах и домах творчества самоорганизация является чем-то само собой разумеющимся. Это же можно сказать и о школах, где могут существовать самые разные объединения учащихся по интересам, но это вовсе не приближает их к развитию самоорганизации учащихся и педагогов. Почему же так получается? Ведь большинство из тех ребят, которым посчастливилось попасть в интересный кружок, студию, став взрослыми вспоминают о нем, как об отдушине в мире множества запретов, неразрешимых проблем, конфликтов.
Однако, интересная и содержательная жизнь детей зачастую бывает полностью организована (пусть талантливо и дружелюбно) взрослыми, дети лишь принимают то, с чем их знакомят. Они идут ЗА взрослым, включаются в жизнь, организованную им, для их блага взрослыми. Но то, что было хорошо для детей XX века, совсем недостаточно для нового поколения - поколения <^», которое, существуя в ситуации неопределенности (социальной, политической, экономической, ценностной), должно уметь самостоятельно принимать решения, проявлять творческую и социальную активность, быстро реагировать на возникающие новые обстоятельства, обладать гибкостью мышления. Эти и многие другие качества наиболее эффективно развиваются в ситуации самоорганизации, в процессе которой развиваются межличностные взаимодействия на «горизонтальном уровне».
Библиографический список
1. Евладова Е.Б. Занятия вне и после уроков: взгляд сквозь призму ФГОС // Воспитание школьников. - 2012. - № 3-4.
2. Газман О. С. «Академия» и «клуб» // Неклассическое воспитание. - М.: МИРОС, 2002. - С. 77-81.
3. Логинова Л.Г. Сохранение качественной определенности дополнительного образования детей в системе образования России // Проблемы современного образования. - 2011. - № 3. - С. 48-55. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.prmedu.ru/
4. МирошкинаМ.Р. Актуальная модель организации работы по месту жительства на основе сетевого подхода. Вариант: методическое пособие. - М.: Кейп Паб-лишерз, 2011. - 48 с.
5. Реализация вариативных моделей сетевого взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования в рамках организации внеурочной деятельности / под ред. А.В. Золотаревой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011.
6. Синергетическая парадигма: Человек и общество в условиях нестабильности. - М.: Прогресс-Традиция, 2003. - 584 с.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2
135