СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
УДК 371
Дейч Борис Аркадьевич
кандидат педагогических наук, доцент Новосибирский государственный педагогический университет
ОТ ВНЕШКОЛЬНОГО ДО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ДИНАМИКА СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ*
В статье рассматриваются различные этапы развития понятия «дополнительное образование», показана взаимосвязь между различными этапами этого развития от периода внешкольного образования до современности. Внешкольное образование было связано с решением задачи просвещения и элементарной грамотности народных масс. Внешкольная работа была ориентирована на снижение негативного влияния окружающей среды и решение задач воспитания человека нового (советского) общества. Дополнительное образование направлено на поддержку процесса общего развития человека, удовлетворения познавательных, творческих и коммуникативных потребностей растущей личности.
Ключевые слова: внешкольное образование, внешкольная работа, дополнительное образование.
Современная система дополнительного образования имеет историю, уходящую корнями в середину XIX столетия. За этот период можно выделить несколько этапов развития содержания данного направления педагогической деятельности и его терминологического обозначения: внешкольное образование, внешкольная работа (внешкольное воспитание), дополнительное образование.
Термин «внешкольное образование» начинает употребляться в педагогической литературе в 1890-е гг., хотя деятельность, обозначаемая данным термином, начинает активно развиваться в нашей стране на рубеже 50-60 годов XIX века. А.С. Пругавин в 1895 году, анализируя деятельность Санкт-Петербургского комитета грамотности, пишет, что «из докладов, прочитанных в зиму 1983-1894 гг., особый интерес представляли... Г. А. Фальборка -«Внешкольное образование»» [14, с. 464], таким образом, косвенно указывая на источник происхождения данного термина. В том же году на II съезде русских деятелей по техническому и профессиональному образованию было озвучено, что под внешкольным образованием «принято разуметь целый ряд учреждений, имеющих своею задачей способствовать распространению знаний среди народных масс и, таким образом, служить делу умственного развития той части населения, которая уже перешла школьный возраст» [5, с. 85]. И уже в 1896 году выходит книга В.П. Вахтерова «Внешкольное образование народа», в которой впервые осуществляется попытка разработки теории внешкольного образования. В.И. Чарнолуский в начале XX века определяет внешкольное образование как совокупность разнообразных учреждений, служащих для удовлетворения умственных и художественных потребностей населения, прошедшего ту или иную ступень школьного образования, а также населе-
ния, почему-то оставшегося за порогом школы в свои школьные годы [15, с. 85].
Анализ научной литературы позволяет нам зафиксировать наличие во внешкольном образовании на протяжении всего периода своего существования двух блоков: образовательного и просветительского. Образовательный блок внешкольного образования был направлен на решение проблемы неграмотности народных масс России. Просветительский блок был связан с такими формами работы как народные чтения и лекции, с деятельностью народных библиотек, народных читален, народных театров, народных университетов и др. Необходимо отметить, что, несмотря на то, что содержание и методы образовательной и просветительской деятельности не имели в тот период четко выраженной возрастной дифференциации, понятие «внешкольное образование» может быть использовано для обозначения определенного направления педагогической деятельности как со взрослыми, так и с детьми.
Термин «внешкольное образование» активно используется до 20-х годов XX века. Параллельно с ним с 90-х годов XIX столетия начинает использоваться понятие «внешкольная работа», которым обозначают, в том числе и разнообразную деятельность с детьми. Нередко термин «внешкольная работа» используется педагогами внешкольниками начала XX века в качестве синонима термина «внешкольное образование». Так, например, одна из известных работ Е.Н. Медынского, носит название «Методы внешкольной просветительской работы» (1915 г.).
Более широко данное понятие начинает применяться в советский период. В это время внешкольная работа с детьми приобретает важное значение и становиться полноценным компонентом государственной системы воспитания. Е.Н. Медынский
* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №13-06-00162.
© Дейч Б.А., 2014
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4
145
пишет о том, что «под внешкольной работой разумеется работа специальных учреждений, которые вместе со школой и в дополнение к ней удовлетворяют разнообразные интересы детей и разумно организуют их досуг» [11, с. 108]. В рамках советской педагогики начинает также активно развиваться внеклассная работа с детьми. И возникает необходимость развести близкие по содержанию понятия «внешкольная работа» и «внеклассная работа». И.А. Каиров еще в середине прошлого века предлагает разделять внеклассную и внешкольную работу, основываясь на том, какое учреждение занимается организацией того или иного вида внеурочной деятельности с детьми. «Многообразная образовательно-воспитательная работа с учащимися, проводимая школой помимо основных учебных занятий, получила название внеклассной работы... Многообразная образовательно-воспитательная работа с детьми, проводимая всевозможными учреждениями и организациями помимо школы, называется внешкольной работой с детьми» [13, с. 387].
Если понятия «внешкольная работа» и «внеклассная работа» были разведены с самого начала, то понятия «внешкольное воспитание» и «внешкольная работа» в советский период часто использовались как синонимы. М.Б. Коваль и М.П. Чумакова, анализируя воспитательную деятельность внешкольных учреждений в советский период, писали о том, что данная деятельность «охватывает все стороны коммунистического воспитания. Вместе со школой, семьей, пионерской и комсомольской организациями они реализуют на практике цель коммунистического воспитания - всестороннее развитие личности» [3, с. 7]. Между тем А.З. Иоголевич считал, что допускается неточность, когда понятия «внешкольное воспитание» и «внешкольная работа» трактуются как синонимы: «внешкольное воспитание - это специально организованная в свободное время учащихся их подготовка к самостоятельной жизни, к самостоятельной познавательной, общественно-политической и трудовой деятельности. Внешкольная работа - это только та часть внешкольного воспитания, которая осуществляется благодаря Дворцам и Домам пионеров и школьников, клубов юных техников и другими, созданными для работы с учащимися в их свободное время» [8, с. 22].
На основе анализа вышеперечисленных подходов можно говорить о том, что термином «внешкольная работа» в разные периоды обозначалась:
- культурно-просветительская и досуговая деятельность с детьми в рамках внешкольного образования. В этом случае внешкольная работа была частью внешкольного образования;
- создание детских сообществ в рамках зарождающихся детских массовых общественных организаций. Сегодня данную деятельность обозначают понятием «детское движение»;
- объединения по интересам учащихся различных образовательных учреждений (школ, гимназий и т.д.), а так же мероприятия, проводимые с этими учащимися во внеурочное время. В этом случае речь, по сути, идет о внеклассной работе;
- специально организованная в свободное время учащихся их подготовка к самостоятельной жизни, к самостоятельной познавательной, общественно-политической и трудовой деятельности, основанная на принципах коммунистического воспитания. В этом случае речь идет о внешкольном воспитании;
- вовлечение детей в деятельность детских площадок, клубов, детских колоний и других организационных форм, активно появлявшихся и развивающихся в тот период. В этом случае внешкольная работа с детьми являлась самостоятельным направлением деятельности.
То есть можно говорить о том, что «внешкольная работа» - это широкое понятие, включающее в себя весь спектр организационных форм и методов, а так же соответствующих учреждений, осуществляющих культурно-просветительскую, досу-говую и воспитательную работу с детьми в конце XIX и на протяжении почти всего ХХ века.
Более двадцати лет назад в педагогический обиход было введено понятие «дополнительное образование детей». Впервые этот термин был использован в законе РФ «Об образовании» (1992 г.). В 1998 г. в законопроекте «О дополнительном образовании» было приведено развернутое содержание данного понятия: дополнительное образование понимается как «целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства» [4, с. 2].
Принятая в 2006 году «Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года» дает следующее толкование: «под «дополнительным» понимается мотивированное образование, которое получает личность сверх основного образования, позволяющее ей реализовать устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально раскрыть себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно» [9]. И наконец, закон «Об образовании», принятый в декабре 2012 года, определяет, что дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени [1].
От внешкольного до дополнительного образования: динамика сущности понятия
Таким образом, основные нормативные документы, связанные с организацией деятельности в области дополнительного образования, на наш взгляд не дают точного и однозначного определения понятия, хотя и определяют его важные характеристики.
С начала 90-х годов XX столетия развернулась серьезная научно-методическая работа, благодаря которой деятельность в области организации дополнительного образования детей получила методологическое обоснование, были выработаны методические и дидактические основания, ставшие основой для образовательно-воспитательной системы дополнительного образования детей. Анализ современных теоретических подходов к определению понятия «дополнительное образование детей» позволяет выделить две основные позиции:
- первая позиция связана с выявлением сущности понятий «дополнительное», «дополнительность» (В.А. Березина, Б.В. Куприянов, Н.А. Морозова и другие);
- вторая позиция - выявление сущности дополнительного образования детей через определение целей, задач, функций, содержание деятельности, соотношения между основным (школьным) и дополнительным образованием (А.Г. Асмолов, А.К. Бруднов, Г.П. Буданова, Л.Н. Буйлова, О.С. Газман, В.П. Голованов, В.А. Горский, Б.А. Дейч, Е.Б. Евладова, О.Е. Лебедев, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова и другие).
Xарактеризуя работы, связанные с определением этимологии слов «дополнительный», «дополнять», «дополнить» необходимо выделить достаточно подробное исследование Б.В. Куприянова, который, базируясь на анализе целого ряда русско-иноязычных словарей, осуществил попытку осмысления названных слов и синонимичных понятий в русском, английском, испанском, латинском, немецком и французском языках. Данный анализ позволил автору выделить четыре относительно самостоятельные, но пересекающиеся группы значений исследуемых слов: сущность дополнения как действия (дополнительное образование предназначено для того, что бы дополнить основу, которое формирует соответственно основное или общее образование, осуществляемое в школе); назначение для субъекта, для которого осуществляется дополнение (назначение дополнительного образования может быть истолковано как осуществление блага для отдельного человека (ребенка или его родителей), так и для социальных групп); содержательная характеристика дополнительного как объекта в сравнении с основным (не дополнительным) (дополнительное образование может пониматься как уникальное, эксклюзивное (высокого качества, сложности и интенсивности действия); формальная институциональная характеристика дополнительности и дополнительного в системе с основным (не дополнительным) [10, с. 118-128].
В.А. Березина обращается к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, который рассматривает понятие «дополнительный» как дополнение к чему-либо, «дополнить» - значит сделать более полным, прибавив к чему-нибудь, восполнить недостающее в чем-либо [2, с. 8].
Н.А. Морозова считает, что ввести элементарное определение понятия «дополнительное образование» можно путем сочетания двух словарных определений: «дополнительное - являющееся дополнением к чему-нибудь и «образование» - совокупность знаний, полученных специальным обучением. Объединение этих определений позволяет рассматривать «дополнительное образование» как совокупность знаний, полученных специальным обучением, являющихся дополнением к ранее полученным и расширяющих эти знания [12, с. 15].
Более широко в отечественной научно-педагогической литературе представлены попытки выявления сущности дополнительного образования детей через определение целей, задач, функций, содержания деятельности, соотношения между основным (школьным) и дополнительным образованием. Так, В.П. Голованов считает, что в наиболее общем виде дополнительное образование детей может быть определено как организованный особым образом, устойчивый процесс коммуникации, направленный на формирование мотивации развивающейся личности ребенка к познанию и творчеству. Е.Б. Евладова и ее коллеги предлагают следующее определение: «Дополнительное образование детей - это неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и предполагает свободный выбор ребенком сфер и видов деятельности, ориентированных на развитие в процессе прак-тико-ориентированных занятий таких его личностных качеств, способностей, интересов, которые ведут к социальной и культурной самореализации, к саморазвитию и самовоспитанию» [7, с. 47].
В нашем понимании дополнительное образование - это профессионально организованное педагогическое взаимодействие детей и взрослых во внеурочное время, основой которого является свободный выбор ребенком вида деятельности, а целью - удовлетворение познавательных интересов детей и их потребностей в социальных связях, творческой самореализации и саморазвитии вразновозрастном коллективе единомышленников.
Несмотря на большое количество подходов к определению сущности понятия «дополнительное образование» (если мы делим данные подходы на две большие группы, то З.А. Каргина достаточно обоснованно подразделяет их на 8 групп), необходимо отметить, что однозначного, общепринятого определения не существует. Более того, сегодня в педагогический обиход начинает постепенно внедряться термин «неформальное образование». Это поня-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4
147
тие на протяжении нескольких десятилетий активно используется в европейской педагогической теории и практике и при классическом подходе к неформальному образованию относят любую организованную учебную деятельность, призванную служить субъектам обучения и реализующую цели обучения. Содержание неформального образования с детьми в российской педагогике рассматривается как совокупность видов деятельности (познавательная, исполнительская, творческая, коммуникативная), направленных на выявление и развитие природных задатков и способностей детей на основе интереса к науке, технике, культуре, искусству, спорту, туризму и т.д. на пути постижения общечеловеческих ценностей [6, с. 11]. При таком подходе понятия «неформальное образование» и «дополнительное образование» в содержательном смысле, практически, являются идентичными. И возникает вопрос - есть ли необходимость использовать новый термин, вместо уже привычного и более понятного?
Таким образом, проведенный нами анализ показывает, что сущность приведенных выше понятий была, безусловно, связана с теми задачами, которые решались в рамках данной деятельности в разные периоды развития нашего общества. Внешкольное образование было связано с решением задачи просвещения и элементарной грамотности народных масс. Внешкольная работа была ориентирована на снижение негативного влияния окружающей среды и решение задач воспитания человека нового (советского) общества. Дополнительное образование направлено на поддержку процесса общего развития человека, удовлетворения познавательных, творческих и коммуникативных потребностей растущей личности.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы1р://га-lenta.com/news/zakon-ob-obrazovanii-2013-0000115226.html (дата обращения 11.07.2013)
2. Березина В.А. Дополнительное образование детей в России. - М.: АНО «Диалог культур», 2007. - 512 с.
3. Внешкольные учреждения в системе общественного воспитания // Воспитательная деятельность внешкольных учреждений: сб. науч. трудов / отв. ред. М.Б. Коваль, М.П. Чумакова. - М.: Изд-во АПН СССР, 1985.
4. Выдержки из проекта Федерального Закона «О дополнительном образовании» // Внешкольник. - 1998. - № 5.
5. Горностаев П.В. О теории общего образования взрослых до Октября и в первые годы после революции. - М., 1974.
6. Горский В.А., СмирновД.В. Проектирование комплексной программы развития взаимосвязи и преемственности формального и неформального образования. - М.; Киров: Изд-во ВятГГУ, 2012.
7. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. - М.: ВЛАДОС, 2002.
8. Иоголевич А.З. Внешкольная работа как фактор воспитания познавательной активности старшеклассников // Вопросы пионерской и комсомольской работы: педагогические проблемы свободного времени школьников. - Челябинск, 1975.
9. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bestpravo.ru/rossijskoje/lq-postanovlenija/m4w.htm (дата обращения 11.07.2013).
10. Куприянов Б.В. Теория и методика социального воспитания школьников в учреждениях дополнительного образования. - Кострома, 2009.
11. Медынский Е.Н. Народное образование в СССР. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1952.
12. Морозова Н.А. Дополнительное образование: многоуровневая система в непрерывном образовании России. - М., 2001.
13. Педагогика / под ред. И.А. Каирова. - М.: Учпедгиз, 1948.
14. Пругавин А.С. Запросы народа и обязанности интеллигенции в области просвещения и воспитания. - СПб., 1895.
15. Чарнолуский В.И. Основные вопросы внешкольного образования в России // Русская школа. - 1908. - № 8.