11. Osinska V., Bala P. Study of dynamics of structured knowledge: Qualitative analysis of different mapping approaches. Journal of Information Science. 2015; Vol. 41, no 2.
12. Lagutenko O.B. S uchasniv provadzhennya programno-metodichnogo zabezpechennya u navchal'nij proces ta upravlinnya vischim navchal'nim zakladom osviti. Naukovijchasopis NPU imeni M. P. Dragomanova.Seriya «Pedagogichni nauki: realii ta perspektivi»: zb. nauk.prac'. Kiev, 2008; Vip. 11.
13. Gajdenko I.A. Rol'muzichnih komp'yuternih tehnologiju suchasnijkompozitors'kijpraktici. Avtoreferat dissertacii ... kandidata mistectvoznavstva. Harkiv, 2005.
14. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: laboratoriya. Mediamuzyka. Available at: http://mediamusic-journal.com/Issues/1_5.html
15. Artemova E.G. Nauchno-issledovatel'skaya i proektnaya deyatel'nost studentov v processe izucheniya istorii muzyki.Perspekt/vy razvitiya kultury i iskusstv v obrazovatel'nom prostranstve stolichnogo megapolisa: materialy Nauchno-prakticheskoj konferencii Instituta kul'tury i iskusstv MGPU. Moskva, 2017.
16. Artemova E.G., Bodina E.A., Pokrovskaya S.V. and Telysheva N.N. The introduction of digital technologies in the learning process in the subjects of the aesthetic cycle.International Journal of Advanced Biotechnology and Research (IJABR) Special Issue 1, 2019.
Статья поступила в редакцию 05.11.19
УДК 37:7.0214 (571.1) DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10039
Volosnov R.Yu., Cand. of Art Criticism, senior lecturer, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Kiryushina Yu.V, Cand. of Art Criticism, senior lecturer, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
SPECIFICS OF CRAFT TRAINING IN RURAL CHURCH SCHOOLS OF THE LATE 19TH AND EARLY 20TH CENTURIES (ON THE EXAMPLE OF ALTAI).
The article discusses the specifics of organization and implementation of the introduction of Altai craft education into the curriculum of rural church schools. The main reasons for the need to establish craft departments are identified: inferior competition from secular schools, justification for the implementation of this type of curriculum in the context of demand in peasant life, improvement of the curriculum to changing socio-economic conditions. The most established and popular forms of craft departments of spiritual schools of the rural area of Altai are listed and analyzed: carpentry, book-binding and weaving-textile forms of crafts. The article also shows the role and contribution of spiritual authorities in the processes of organizing such training. The analysis of the presented factual material makes it possible to conclude that the introduction of various forms of craft activity into the educational process of rural schools of the spiritual department of Altai in the late 19th - early 20th centuries was a response to the radical modernization of the Russian pre-revolutionary society where only educational theoretical training (reading and writing) was insufficient, and an attempt to increase the quality authority of church schools amid the increasing popularity of the secular model of education.
Key words: waft, church schools, Altai, craft training.
Р.Ю. Волоснов, канд. искусствоведения, доц. Алтайский государственный университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
Ю.В. Кирюшина, канд. искусствоведения, доц., Алтайский государственный университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
СПЕЦИФИКА РЕМЕСЛЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В СЕЛЬСКИХ ЦЕРКОВНЫХ ШКОЛАХ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКОВ (НА ПРИМЕРЕ АЛТАЯ)
В статье рассматривается специфика организации и реализации внедрения в учебную программу сельских церковных школ Алтая ремесленного обучения. Обозначены основные причины необходимости устройства ремесленных отделений: уступающая конкуренция со светскими школами, обоснование реализации данного вида учебных программ в контексте востребованности в крестьянской жизни, совершенствование учебной программы под изменяющиеся социально-экономические условия. Перечислены и проанализированы наиболее прижившиеся и популярные формы ремесленных отделений духовных школ сельской местности Алтая: столярные, книжно-переплетные и ткацко-текстильные. Также в статье показаны роль и вклад духовных властей в процессы организации такого рода обучения. Анализ представленного фактического материала позволяет сделать вывод о том, что внедрение разнообразных форм ремесленной деятельности в учебный процесс сельских школ духовного ведомства Алтая в конце XIX - начале XX вв. явилось ответной реакцией на радикальную модернизацию российского дореволюционного общества, где лишь учебной теоретической подготовки (чтение и письмо) было недостаточно, а также попыткой повысить качественный авторитет церковных школ на фоне все более растущей популярности светской модели образования.
Ключевые слова: ремесло, церковные школы, Алтай, ремесленное обучение.
Термин «ремесло» предполагает систему производства в области обрабатывающей промышленности, когда производитель создает меновые ценности по заказу на ограниченный местный рынок. В свою очередь ремесленная деятельность предполагает собой мелкое индивидуальное производство промышленных изделий, организованное на основе личного мастерства с применением простых орудий труда. Именно в контексте трактовки данных терминов в церковных школах конца XIX - начала XX были созданы отделения и классы, организованные для обучения знаниям и навыкам практической, прикладной и хозяйственной деятельности, являвшимися актуальными для ведения крестьянского образа жизни. Коммерческая реализация продуктов школьной ремесленной деятельности играла важную роль и осуществлялась в первую очередь в крупных и развитых церковных школах, а финансовая прибыль использовалась для приобретения материалов в последующей работе, на поощрение учеников, а также для улучшения материально-бытовых условий школы.
В советской и в современной историографии бытует точка зрения о крайней непопулярности в сельской местности того периода духовных школ по сравнению со светскими, и массовом приоритетном желании сельчан иметь в своем селе в первую очередь гражданскую, а не церковную школу из-за якобы более качественной методики образования. В первую очередь это касалось аспектов элементарной грамоты, с другой стороны, более детальное изучение данной проблематики позволяет не так категорично утверждать данный тезис. Бесспорно, церковно-школьная модель начального образования в первую очередь была ориентирована на освоение религиозных традиций и культовых обрядов, тем не менее преподавание основ грамоты также являлось обязательным условием, к тому же повсеместное включение в учебную программу церковных школ ремесленных составляющих реализовывалось параллельно со светскими и в целом незначительно в этом уступало [2, с. 84].
С 90-х годов XIX века в России школы духовного ведомства одновременно со светскими осуществляли устройства ремесленных отделений и внедрение практико-ориентированных, хозяйственных учебных предметов. К тому же учебный процесс не ограничивался обучением только ремеслу, а был ориентирован на более широкий уровень образования. В учебный план входили те предметы,
которые уже получили закрепление в предшествующей образовательной практике учебных заведений, а также дисциплины, направленные на изучение истории определенного ремесла, основы рисунка и живописи [2, с. 366]. По распоряжению Святейшего синода с начала 1890 - 1891 учебного года при главнейших церковно-приходских школах Российской империи были организованны специальные ремесленные классы, первоначально в этих классах ученики обучались производству различных изделий из дерева, а впоследствии другим ремеслам (в первую очередь столярным, ткацким и книжно-переплетным) [2, с. 336].
Основными причинами внедрения ремесленных учебных предметов в программу церковных школ являлись следующее предпосылки и мотивировки:
- попытка внести рациональное объяснение пользы грамоты как таковой для старшего поколения с его консервативным мировоззрением, связанным с нежеланием отдавать своих детей в школы;
- попытка повышения популярности и престижа церковных школ по сравнению со светскими;
- модернизация учебной программы под влиянием изменяющихся социально-экономических условий.
Специфика ремесленного обучения в учебных программах сельских церковных школ конца XIX - начала XX вв. неразрывно была связана с половым делением учащихся. Относительно территории Алтайского округа среди множества мужских ремесленных классов наибольшее распространение получили столярное и книжно-переплетное дело. В большинстве случаев для ремесленных занятий выстраивались отдельные помещения в храмовых комплексах или вблизи школ.
К примеру, полноценные, отдельно выстроенные ремесленные помещения наличествовали в селах Волчихинское (современный райцентр Волчиха Алтайского края) и Тоурак Бийского уезда (ныне Алтайский район Алтайского края). В частности, церковно-школьный комплекс Покровской церкви села Тоурак включал зал для праздничных и народных чтений, две классные комнаты, читальню, библиотеку с музеем, учительскую комнату, сторожку и столярно-переплетную мастерскую, помещавшуюся в особой комнате. Данная ремесленная мастерская располагала «...десятью верстаками с соответствующим набором глав-
нейших столярных инструментов и 30 штуками переплетных инструментов...» [3, с. 23].
Особойпопулярностью в сельской местности Алтая при устройстве ремесленных отделений церковных школ пользовались переплетные книжные мастерские в связи с недостаточным обеспечением литературой в Томской губернии. Продукция ремесленно-переплетного производствав большинстве своем использовалась для собственных школьно-библиотечных нужд (восстановление книг), однако существовали практики реализации данного вида деятельности под заказ. К примеру, в 1902 - 1903 учебном году во второклассной школе села Ординское (ныне на территории Новосибирской области) производилось обучение переплетному ремеслу и игре на скрипке. Переплетать книги безвозмездно обучал учитель И. Ананьин; обучались все ученики школы; из них несколько - человек 8 - 10 - с этим ремеслом освоились вполне достаточно и исполнили заказ местнаго попечительства.» [4, с. 23].
Книжно-переплетное ремесло имело настолько актуальное практическое значение в селах Алтая, что им стремились заниматься даже финансово необеспеченные церковные школы, которые не могли себе позволить пригласить опытного мастера и не имели возможностей и средств устроить ремесленное помещение. Показателен пример реализации книжно-переплетного ремесла в духовной школе села Верх-Чумышского (современный райцентр Кытманово Алтайского края), где в 1911 году означенной практическо-педагогической деятельностью, в большинстве своем сугубой мужской, занималась женщина-учительница: «.Много потрудилась учительница Верх-Чумышской школы Н. Сенникова ... к началу учебного года не хватало учебников и письменных принадлежностей; но они (учительница и ученики - Р.В.) не потерялись и не сложили рук, а, занявши кое-где разных книг, перебравши старыя, составили учебники, и успехи в их школе стояли много выше других, во всем обеспеченных школах ...» [5, с. 353]. Также важно отметить, что в большинстве дореволюционных источников ремесленная деятельность в сфере книжно-переплетного ремесла пользовалась наибольшей популярностью среди учеников. Весьма показателен пример описания процесса такого рода учебных занятий: «19 ноября 1899 года в Таловской школе открыто переплетное мастерство; к изучению его приступило до 30 детей второй и третьей группы.С радостью принялись дети за новое для них дело: еще накануне по предложению учителя для сшивания книг нанесено было очень много конопли и ниток, а в часы занятия все дружно перенимали показываемое, уходили каждый в отдельный уголок и тщательно старались исполнить свою работу, а потом приносили на показ учителю: работа шла одушевленно и с успехом - в первый же часовой урок почти все дети научились разбирать, складывать и сшивать книги. Не в далеком будущем откроется столярное мастерство. Преподаванием занимается учитель школы Николай Карманов» [6, с. 46].
В женских классах сельских духовных школ Алтая конца XIX - начала XX веков организовывалось ремесленные обучение по ткачеству и рукоделию, а также другим хозяйственным навыкам, как правило, под руководством жен священников. Ктакого рода ремесленным учебным занятиям духовные власти относились с особым вниманием. Связано это было со значительной прагматической составляющей женского рукоделия и с более охотным родительским благословением, так как девочек в меньшей степени использовали в сельскохозяйственных работах и, соответственно, отпускали учиться в школы. Развитие ткачества и текстильного производства в целом в XIX веке было обусловлено общим экономическим и культурным развитием России. В связи с кризисом крепостной систе-
Библиографический список
мы и разложением натурального хозяйства расширился рынок для изделий текстильной промышленности, и в состав потребителей тканей включились широкие слои городского и сельского населения [7, с. 41]. Данный процесс нашел свое отражение и реализацию в развитии ткацких мастерских в церковных школах. Признавая обучение женщин важным средством для поднятия религиозно-нравственного уровня и распространения грамотности в народе, Чрезвычайное собрание училищного совета при Святейшем синоде в августе 1898 года признало необходимым предложить Епархиальным училищным советам:
1) усилить заботы об открытии отдельных церковно-приходских школ для девочек;
2) возложить на законоучителей женских церковно-приходских школ обязанность преподавания Закона Божия, обращать особое внимание на святых жен и на черты семейности в жизни святых;
3) учебное дело в женских школах поручать учительницам, а не учителям;
4) сделать обязательное обучение в женских церковно-приходских школах рукоделию по программе, выработанной местным Епархиальным училищным советом применительно к нуждам местного населения [8, с. 7 - 8].
Наиболее знаменита в этом отношении на территории Алтая означенного периода являлась учебно-ткацко-показательная мастерская при церковно-при-ходской школе в селе Усть-Чарышская-Пристань (современный райцентр Алтайского края), основателями которой являлись священник Иоанн Новочадский и учительница Шумкова. Данная мастерская обладала новейшимидля того времени ткацкими станками и их необходимым количеством [9, с. 3].
В данном компоненте ремесленного обучения духовные власти всячески стремились наградить наиболее успешных учительниц. К примеру, жене священника села Мартыновского Кузнецкого уезда (ныне Ельцовский район Алтайского края) г. Лукиной за бесплатное и качественное преподавание в церковно-приход-ской школе женского рукоделья Епархиальный совет выразил большую признательность с выдачею соответствующего удостоверения [10, с. 2].
Также огромную пользу обучению женскому рукоделию в православных церковных школах осознали представители старообрядческого населения. По сообщениям учителя миссионерской школы села Тайна (современный Красногорский район Алтайского края) Колоколова: «... школа поставлена хорошо и руководитель ея пользуется влиянием у раскольников разных сект .к его жене отпускают раскольники дочерей приучаться к рукоделью. На материалы и за труды ей Советом определено уплачивать 40 рублей в год.» [11, с. 6]. В женских отделениях наиболее «хорошо поставленных» церковных школ результаты ремесленной деятельности также пытались реализовывать посредством продажи. В школе села Чарышское Змейногорского уезда (ныне село Белоглазово Шипу-новский район Алтайского края) «с прежним усердием» рукоделием занималась Е. Павлова, обучая девочек вышивке и вязанию кружев. Работы учениц раскупались местным населением, на вырученные деньги приобретались вновь материалы, а часть расходовалась на подарки ученицам [12, с. 303-304].
В целом, включение элементов ремесленной деятельности в учебный процесс сельских православных церковных школ Алтая конца XIX - начала XX вв. являлось своеобразной реакцией на бурную модернизацию российского дореволюционного общества, где только теоретической подготовки (чтение и письмо) было недостаточно, а также попыткой повысить качественный авторитет духовных школ на фоне все более растущей популярности светского начального образования.
1. Ремесло. Энциклопедический словарь. Под редакцией профессора И.Е. Андреевского. Санкт-Петербург: Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон, 1899: 577 - 578.
2. Волоснов РЮ. Ремесленные отделения в сельских православных церковных школах Алтая конца XlX - начала XX в. Культурное наследие Сибири. 2016; № 2 (20): 366 - 373.
3. Покровское приходское попечительство в 189 г (Продолжение). Отдел неофициальный. Томские епархиальные ведомости. 1900; № 10 (15 мая): 20 - 25.
4. Отчет о состоянии церковных школ Томской Епархии в 1902/3 учебном году (Продолжение). Официальная часть. Томские епархиальные ведомости. 1904; № 16. (15 авг.): 5 - 31.
5. Отчет Томскаго Епархиальнаго Наблюдателя о состоянии церковных школ Томской епархии в учебно-воспитательном отношении за 1910 - 1911 учебный год. (Продолжение). Официальная часть. Томские епархиальные ведомости.1912; № 14 (15 июля): 349 - 357.
6. Из с. Таловскаго. Известия и Заметки. Отдел неофициальный. Томские епархиальные ведомости. 1900; № 7 (1 апр.): 46 - 48.
7. Кирюшина Ю.В., Степанская Т.М. Искусство художественного текстиля на Алтае. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2005.
8. Копия с церкулярнаго предложения Училищнаго при Святейшем Синоде Совета. В Томский Епархиальный Училищный Совет. От Томской духовной консистории. Отдел официальный. Томские епархиальные ведомости. 1899; № 19 (1 окт.): 7 - 8.
9. По Сибири. Усть-Чарышская Пристань, Бийскаго уезда. Ткацкая мастерская. Жизнь Алтая. 1913; № 163 (25 июля).
10. От Томскаго Епархиальнаго Училищнаго Совета. Отдел официальный. Томские епархиальные ведомости. 1904; № 10 (15 - 22 мая): 2; Вып. 1 - 2.
11. Новиков И. Записки о расколе и противораскольнической деятельности в пределах Бийскаго и Змейнгорскаго округов в 1897-98 г. Миссионерский отдел. Томские епархиальные ведомости. 1898; № 24 (15 дек.): 1 - 8.
12. Отчет Томскаго Епархиальнаго Наблюдателя о состоянии церковных школ Томской епархии в учебно-воспитательном отношении за 1909 - 1910 учебный год. Официальная часть. Томские епархиальные ведомости. 1911; № 14 (15 июля): 294 - 305.
References
1. Remeslo. 'Enciklopedicheskjslovar'. Pod redakciej professora I.E. Andreevskogo. Sankt-Peterburg: F.A. Brokgauz, I.A. Efron, 1899: 577 - 578.
2. Volosnov R.Yu. Remeslennye otdeleniya v sel'skih pravoslavnyh cerkovnyh shkolah Altaya konca XIX - nachala XX v. Kul'iurnoe nasledie Sibiri. 2016; № 2 (20): 366 - 373.
3. Pokrovskoe prihodskoe popechitel'stvo v 189 g. (Prodolzhenie). Otdel neoficial'nyj. Tomskie eparhial'nye vedomosii. 1900; № 10 (15 maya): 20 - 25.
4. Otchet o sostoyanii cerkovnyh shkol Tomskoj Eparhii v 1902/3 uchebnom godu. (Prodolzhenie). Oficial'naya chast'. Tomskie eparhial'nye vedomosii. 1904; № 16. (15 avg.): 5 - 31.
5. Otchet Tomskago Eparhial'nago Nablyudatelya o sostoyanii cerkovnyh shkol Tomskoj eparhii v uchebno-vospitatel'nom otnoshenii za 1910 - 1911 uchebnyj god. (Prodolzhenie). Oficial'naya chast'. Tomskie eparhial'nye vedomosii.19'12; № 14 (15 iyulya): 349 - 357.
6. Iz s. Talovskago. Izvestiya i Zametki. Otdel neoficial'nyj. Tomskie eparhial'nye vedomosii. 1900; № 7 (1 apr.): 46 - 48.
7. Kiryushina Yu.V., Stepanskaya T.M. Iskussivo hudozhesivennogo ieksiilya na Aliae. Barnaul: Izd-vo Alt. un-ta, 2005.
8. Kopiya s cerkulyarnago predlozheniya Uchilischnago pri Svyatejshem Sinode Soveta. V Tomskij Eparhial'nyj Uchilischnyj Sovet. Ot Tomskoj duhovnoj konsistorii. Otdel oficial'nyj. Tomskie eparhial'nye vedomosti. 1899; № 19 (1 okt.): 7 - 8.
9. Po Sibiri. Ust'-Charyshskaya Pristan', Bijskago uezda. Tkackaya masterskaya. Zhizn'Altaya. 1913; № 163 (25 iyulya).
10. Ot Tomskago Eparhial'nago Uchilischnago Soveta. Otdel oficial'nyj. Tomskie eparhial'nye vedomosti. 1904; № 10 (15 - 22 maya): 2; Vyp. 1 - 2.
11. Novikov I. Zapiski o raskole i protivoraskol'nicheskoj deyatel'nosti v predelah Bijskago i Zmejngorskago okrugov v 1897-98 g. Missionerskij otdel. Tomskie eparhial'nye vedomosti. 1898; № 24 (15 dek.): 1 - 8.
12. Otchet Tomskago Eparhial'nago Nablyudatelya o sostoyanii cerkovnyh shkol Tomskoj eparhii v uchebno-vospitatel'nom otnoshenii za 1909 - 1910 uchebnyj god. Oficial'naya chast'. Tomskie eparhial'nye vedomosti. 1911; № 14 (15 iyulya): 294 - 305.
Статья поступила в редакцию 06.11.19
УДК 378 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10040
Maletin S.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia),
E-mail: [email protected]
Gnehanov A.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia),
E-mail: [email protected]
Ippolitov P.L., Cand. of Sciences (Law), senior lecturer, Department of Constitutional and International Law, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs
of Russia (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
SELF-ORGANIZATION AS A BASIC ASPECT OF MOTIVATION TO REGULAR CLASSES BY PHYSICAL CULTURE AND SPORT OF TRAINERS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE LEGAL PROFILE. The article raises a pressing issue that currently is faced by all educational institutions of higher education - an increase in motivation to physical education classes for students. The article discusses the motivational components of physical culture and sports activities, which consist in shaping the needs of the younger generation to regular exercise. There are types of motivations for relatively stable personal characteristics based on an integrated approach to solving the assigned pedagogical tasks and determining the pedagogical impact on the development of the motivational aspect that determines the contents of the personality's new growths.
Key word: motivation, student youth, physical education, physical exercise, self-organization, educational organizations, law schools, physical activity, training sessions.
С.В. Малетин, канд. пед. наук, ст. преп., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
А.С. Гричанов, канд. пед. наук, доц., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
П.Л. Ипполитов, канд. юрид. наук, доц., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
САМООРГАНИЗАЦИЯ КАК ОСНОВНОЙ АСПЕКТ МОТИВАЦИИ К РЕГУЛЯРНЫМ ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЮРИДИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
В представленной статье поднимается актуальный вопрос, который в настоящее время стоит перед всеми образовательными организациями высшего образования, - это повышение мотивации к учебным занятиям по физической культуре у студенческой молодежи. В статье рассмотрены мотивационные составляющие физкультурно-спортивной деятельности, которые заключаются в формировании потребности у молодого поколения к регулярным занятиям физическими упражнениями. Также показаны виды мотиваций относительно устойчивых личностных характеристик, базирующихся на комплексном подходе к решению поставленных педагогических задач и определяющих педагогическое воздействие на развитие мотивационного аспекта, который обусловливает содержание новообразований личности.
Ключевые слова: мотивация, студенческая молодежь, физическая культура, физические упражнения, самоорганизация, образовательные организации, юридические вузы, двигательная активность, учебные занятия.
За последние годы в современном социально-экономическом обществе появляются новые методы пропаганды различных составляющих форм физической культуры и спорта через средства массовой информации сети Интернет. Среди традиционных спортивных методов появилось множество фитнесс-направлений, которые стремительно набирают популярность в современном мире. Данные категории спортивных направлений с нетрадиционными видами физической культуры и спорта привлекают большое количество поклонников не только в нашей стране, но и в мире, особенно среди студенческой молодежи различных образовательных организаций. В настоящее время функционирует большое количество спортивных залов и спортивных площадок для занятий различными физическими упражнениями, финансовая доступность которых не всегда «по карману» большому количеству студентов и которая напрямую сказывается на мотивации молодого поколения к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
Но в то же время при внимательном исследовании вопроса, связанного с мотивацией обучающихся к занятиям физической культурой и спортом, выясняется, что заниматься двигательной активностью для большинства не представляет непосредственного интереса. Чаще всего, посещение занятий по одноименному предмету сводятся к тому, чтобы получить положительную оценку либо сдать зачет и экзамен. В связи с этим остается актуальным вопрос о формировании способности к самоорганизации личности обучающихся юридических вузов как основного аспекта мотивации к занятиям физической культурой и спортом.
Если разбирать подробно, то процесс самоорганизации заключается в становлении личности, в ходе которого происходит формирование профессионально важных качеств, необходимых в повседневной деятельности. К ним можно отнести психологическую устойчивость, общую физическую выносливость, а также выносливость, касающуюся длительного сопротивления различным психологическим нагрузкам, волевые качества человека и его ценностные основы сознания [1, с. 60].
Обеспечение высокого уровня результатов любой образовательной деятельности предполагает процессы формирования мотивации как одного из ос-
новных условий. Обширная сфера физической культуры и спорта, включающая в себя спортивную психологию, располагает определенными методиками и рядом средств по исследованию мотивации.
Рассматривая специалистов юридического профиля, которые задействованы в современном правовом обществе [2, с. 146], мы видим, что их профессиональная деятельность сопряжена с малоподвижным образом жизни и большой умственной нагрузкой. Отсюда следует, что игнорирование физических нагрузок впоследствии может негативно сказаться на здоровье человека, а также и на дальнейшую производительность его трудовой активности. Поэтому, по нашему мнению, обучающиеся юридических вузов без собственной способности к самоорганизации не могут в полной мере мотивировать себя к занятиям физической культурой и спортом, что в свою очередь оказывает негативное влияние на формирование профессионально важных качеств будущего специалиста данной сферы деятельности.
Для изучения мотивационной составляющей обучающихся в сфере физической культуры актуально и достаточно эффективно использовать такие апробированные методики, которые будут способствовать изучению различных мотивов, при этом изучение может быть направлено на мотивы как различных классификаций, так и более конкретной направленности. При реализации методик изучения мотивации у обучающихся возможно использование метода анкетирования, зарекомендовавшего себя как наиболее простого и достоверного метода исследования. Так, в результате проведенного анкетирования студентов в нескольких юридических вузах городов Барнаула и Иркутска мы получили данные, которые указывают на недостаточную мотивацию к занятиям физической культурой и спортом, а в результате - низкую самоорганизацию обучающихся. Проведенное анкетирование показало, что 63% респондентов не видят необходимости в увеличении учебных часов по дисциплине «Физическая культура». По их мнению, это отрицательно сказывается на изучении основных предметов по юриспруденции. Другая часть респондентов, которая составила 22% опрошенных, изъявила желание заниматься физической культурой и спортом помимо