Научная статья на тему 'Потребностно-мотивационная сфера студентов как фактор повышения эффективности физического воспитания в вузе'

Потребностно-мотивационная сфера студентов как фактор повышения эффективности физического воспитания в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
795
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА / МОТИВАЦИЯ / УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ / ВУЗ / СТУДЕНТЫ / ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / ФАКТОРЫ / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щетинина Светлана Юрьевна

В работе обосновано, что потребностно-мотивационная сфера студентов является фактором повышения эффективности физического воспитания в вузе. Организация условий повышения эффективности физического воспитания предопределяет исследование динамики потребностно-мотивационной сферы занятий физической культурой студентов в вузе, поиск путей снижения негативной мотивации и поддержания позитивной мотивации студентов к занятиям физической культурой. В центре исследования находятся учебные занятия по дисциплине «Физическая культура» в не физкультурном вузе, мотивация посещения студентами учебных занятий, приоритетные виды активности на занятиях физической культурой, а также анализ факторов, способствующих повышению эффективности физического воспитания в вузе. На основе анкетирования студентов выявлена современная ситуация, а также динамика потребностно-мотивационной сферы занятий физической культурой студентов в вузе. В выводах отражены основные результаты исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щетинина Светлана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Needs-motivational sphere of students as the factor of physical education effectiveness increase in the University

It is grounded in the article that the need-motivational sphere of the students is a factor of physical education effectiveness increase in the University. Conditions organization of physical education effectiveness increase determines the research of the dynamics of need-motivational sphere of students' physical education classes in the University, search for ways to reduce the negative motivation and maintain positive motivation of students to physical education classes. In the center of the study, there are “Physical education” subject classes in non-sports University, students' motivation to attend classes, priority types of activity in physical education, as well as analysis of the factors contributing to the physical education effectiveness increase in the University. Basing on the questioning of students the current situation is detected, as well as dynamics of the need-motivational sphere of students' physical education classes in the University. The conclusions reflect the main findings of the research.

Текст научной работы на тему «Потребностно-мотивационная сфера студентов как фактор повышения эффективности физического воспитания в вузе»

7. Filippov, V.M. (2015), "Internationalization of higher education: major trends, problems and prospects", Bulletin of the Russian University offriendship ofpeoples. Series: international relations, No. 3, pp. 203-210.

8. Shulyatiev, V.M. (2009), "Problems of development of physical culture of students", Materials of the XV Moscow. Intern. scientific.-method. Conf., Moscow, pp. 7-8, ISBN 978-5-87623-291-5.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 27.02.2017

УДК 796.011

ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ

Светлана Юрьевна Щетинина, доктор педагогических наук, доцент, Тихоокеанский государственный университет (ТОГУ), г. Хабаровск

Аннотация

В работе обосновано, что потребностно-мотивационная сфера студентов является фактором повышения эффективности физического воспитания в вузе. Организация условий повышения эффективности физического воспитания предопределяет исследование динамики потребностно-мотивационной сферы занятий физической культурой студентов в вузе, поиск путей снижения негативной мотивации и поддержания позитивной мотивации студентов к занятиям физической культурой. В центре исследования находятся учебные занятия по дисциплине «Физическая культура» в не физкультурном вузе, мотивация посещения студентами учебных занятий, приоритетные виды активности на занятиях физической культурой, а также анализ факторов, способствующих повышению эффективности физического воспитания в вузе. На основе анкетирования студентов выявлена современная ситуация, а также динамика потребностно-мотивационной сферы занятий физической культурой студентов в вузе. В выводах отражены основные результаты исследования.

Ключевые слова: потребностно-мотивационная сфера, мотивация, учебные занятия по физической культуре, вуз, студенты, организация физического воспитания, факторы, повышение эффективности.

NEEDS-MOTIVATIONAL SPHERE OF STUDENTS AS THE FACTOR OF PHYSICAL EDUCATION EFFECTIVENESS INCREASE IN THE UNIVERSITY

Svetlana Yurievna Schetinina, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Pacific State University, Khabarovsk

Annotation

It is grounded in the article that the need-motivational sphere of the students is a factor of physical education effectiveness increase in the University. Conditions organization of physical education effectiveness increase determines the research of the dynamics of need-motivational sphere of students' physical education classes in the University, search for ways to reduce the negative motivation and maintain positive motivation of students to physical education classes. In the center of the study, there are "Physical education" subject classes in non-sports University, students' motivation to attend classes, priority types of activity in physical education, as well as analysis of the factors contributing to the physical education effectiveness increase in the University. Basing on the questioning of students the current situation is detected, as well as dynamics of the need-motivational sphere of students' physical education classes in the University. The conclusions reflect the main findings of the research.

Keywords: need-motivational sphere, motivation, physical education classes, University, students, physical education organization, factors, effectiveness increase.

ВВЕДЕНИЕ

Феномен физической культуры в современных условиях требует новых концепций физического воспитания обучающихся, связанных с учетом ведущих стимулов человеческой деятельности (потребностей, мотивов, интересов), общей направленностью на саморазвитие и самореализацию личности [2, 6].

В этом контексте актуальным является изучение потребностно-мотивационной сферы обучающихся как фактора повышения эффективности физического воспитания в вузе. В центре нашего исследования находятся учебные занятия по дисциплине «Физическая культура» в не физкультурном вузе, мотивация посещения студентами учебных занятий, приоритетные виды активности на занятиях физической культурой, а также анализ факторов, способствующих повышению эффективности физического воспитания в вузе. С этой целью нами были проведены анкетирования студентов в Дальневосточном регионе России по разработанной нами методике, что позволило выявить современную ситуацию, а также динамику потребностно-мотивационной сферы занятий физической культурой студентов в вузе.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование показало, что основной мотивацией посещения студентами обязательных занятий по физической культуре в настоящее время является мотивация «ради зачёта» - 49,4%. Этот мотив наиболее значим как для девушек, так и для юношей. Анализ мотивации студентов по отдельным мотивам показывает достоверное увеличение за последние восемь лет значимости мотива получения зачёта, достоверное уменьшение значимости мотива укрепления здоровья, улучшения телосложения, получения знаний о физкультуре и здоровье (р<0,01 по ^критерию Стьюдента). Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Мотивация посещения студентами занятий по физической культуре в вузе,

%

2008/09 уч. г. 2015/16 уч. г.

Мотивы Девушки, Юноши, Итого, Девушки, Юноши, Итого,

п=292 п=197 п=489 п=192 п=318 п=510

1. Получение зачета 47,6 26,4 39,0 45,3 51,9 49,4

2. Укрепление здоровья 40,4 39,1 39,9 32,8 22,6 26,4

3. Улучшение телосложения 37,7 21,3 31,1 31,2 16,0 21,7

4. Игровой 10,9 36,0 21,1 10,9 21,7 17,6

5. Принуждение преподавателя 17,8 17,8 17,8 17,2 11,3 13,5

6. Нравится заниматься физическими упражнениями 13,3 10,6 12,3 14,1 12,3 12,9

7. Занимаюсь просто так 4,8 3,5 4,3 7,8 3,8 5,3

8. Другое 8,2 7,6 8,0 1,6 2,8 2,4

9. Приобретение знаний о физкультуре и здоровье 1,7 3,0 2,3 - 0,9 0,6

Примечание: в таблице представлены мотивы по рейтингу их значимости для студентов при возможности вы-

бора нескольких вариантов ответа.

Данные исследования свидетельствуют о недостаточной мотивации посещения студентами учебных занятий в вузе. Если сравнить мотивацию посещения обязательных занятий по физической культуре в вузе студентами и школьниками 5-11-х классов уроков физической культуры, то выявленная нами ранее тенденция снижения с возрастом у школьников значимости для них мотивов укрепления здоровья, силы и красоты (улучшения телосложения), желания заниматься физическими упражнениями и повышения значимости мотива получения оценки [5] ещё больше выражена у студентов вуза, что свидетельствует о неудовлетворённости их потребностей в занятиях физической культурой.

Только в том случае, если обучающиеся обладают высоким уровнем мотивации, определяющим их потребности и интересы в занятиях физической культурой, их эффективность будет высокой и будет побуждать студентов к самостоятельной деятельности по увеличению резервов своего здоровья. Оценивая мнение студентов по вопросу о необходимости изменений в организации физического воспитания в вузе, выявлено (таблица 2), что наиболее значимы для них (как для девушек, юношей, так и в общем): введение в программу по физической культуре других видов спорта по желанию студентов;

приобретение хорошего спортивного инвентаря, улучшение спортивной базы вуза; необязательность занятий физической культурой, преобразование их в факультативную форму; введение вместо урочных занятий различных спортивных и оздоровительных секций. Для девушек третий и четвёртый факторы равны по значению.

Следует отметить, что только 5,9% студентов считают, что ничего не нужно менять в организации физического воспитания в вузе, необходимо оставить все, как есть. Характерным является и то, что относительно предыдущего анкетирования 2008/09 уч./г. этот показатель не изменился (5,1%). Также выделенные по значимости первые три фактора в настоящее время были наиболее значимы и для студентов, участвующих в предыдущем опросе.

Таблица 2 - Результаты опроса студентов о необходимости изменений в организации физического воспитания в вузе, %_

Как Вы считаете, что необходимо изменить в организации физического воспитания в вашем вузе? Девушки, п=192 Юноши, п=318 Итого, п=510

1. Ввести в программу по физической культуре другие виды спорта по желанию студентов 42,2 38,7 40,0

2. Приобрести хороший спортивный инвентарь, улучшить спортивную базу 34,4 33,0 33,5

3. Сделать занятия физической культурой необязательными (факультативными) 18,8 28,3 24,7

4. Отменить урочные формы занятий физической культурой, вместо них ввести различные спортивные и оздоровительные секции 18,8 26,4 23,5

5. Обучать умениям и навыкам, которые пригодятся в жизни, а не совершенствовать спортивное мастерство 10,9 17,9 15,3

6. Отменить контрольные нормативы 20,3 5,7 11,2

7. Увеличить количество занятий физической культурой в неделю 3,1 13,2 9,4

8. Снизить требования к студентам при выполнении контрольных нормативов 14,1 3,8 7,6

9. Ничего не надо менять, оставить всё как есть 6,3 5,7 5,9

10. Увеличить физические нагрузки, требования к студентам 6,3 4,7 5,3

11. Ввести в программу по физической культуре теоретический и практический курс по здоровому образу жизни 3,1 5,7 4,7

12. Снизить физические нагрузки студентам 3,1 - 1,2

Примечание: в таблице представлены факторы по рейтингу их общей значимости для студентов при возможности выбора нескольких вариантов ответа.

По мнению студентов, на занятиях физической культурой в настоящее время нужно уделять больше внимания (из 8 предложенных видов оздоровительной и двигательной активности при возможности выбора нескольких вариантов ответа):

- для девушек: 1) различным видам фитнеса, 2) специализированным видам спорта, 3) оздоровительным физическим упражнениям;

- для юношей: 1) специализированным видам спорта, 2) атлетической гимнастике (бодибилдингу), 3) развитию физических качеств.

Общий рейтинг приоритетных видов активности на занятиях физической культурой:

1) специализированные виды спорта - 43,5%;

2) различные виды фитнеса для девушек, атлетическая гимнастика для юношей -

35,9%;

3) развитие физических качеств - 22,4%;

4) оздоровительные физические упражнениям - 18,2%, основы здорового образа жизни - 18,2%.

Наименее значимо для студентов так же, как и в предыдущем исследовании, выполнение контрольно-нормативных требований по программе.

В сравнении с предыдущими результатами 2008/09 уч. г., когда наиболее значимыми были, во-первых, виды фитнеса для девушек, атлетическая гимнастика для юно-

шей; во-вторых, специализированные виды спорта; в-третьих, оздоровительные физические упражнения, можно констатировать, что потребности студентов существенно не изменились, но приоритетными стали занятия на основе видов спорта, особенно для юношей.

Анализ посещаемости студентами учебных занятий по физической культуре в вузе показывает её низкий уровень. Между тем отсутствие должного внимания к занятиям связано не с низкой оценкой значимости физической культуры и спорта для студентов, а, скорее всего, с организацией и программно-методическим обеспечением дисциплины «Физическая культура». Так, у всех опрошенных студентов (и у девушек, и у юношей) необходимость занятий физической культурой в рейтинге значимости вышла на первое место.

На наш взгляд, такое положение обусловлено тем, что при организации учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» во многих вузах продолжает доминировать нормативный подход, при реализации образовательной программы по ряду причин не обеспечивается должным образом возможность выбора и освоения обучающимися элективных (избираемых в обязательном порядке) дисциплин (модулей). На практических занятиях, которые стоят в сетке часов и проходят по расписанию как учебные пары, студенты основного и специального учебного отделений занимаются в своих учебных группах (основной или специальной медицинской) без возможности выбора вида спорта или двигательной активности.

Нормативная система физического воспитания, официально призванная укреплять здоровье подрастающего поколения, основанная на принудительном подходе, противоречит потребностям занимающихся, деформирует их мотивационную сферу, ослабляет потребность в физическом самосовершенствовании [1], и это особенно актуально для студенческого возраста. В то же время обоснована связь потребностно-мотивационной сферы с эффективностью деятельности, в связи с чем существенные резервы улучшения адаптации студентов к вузу и повышения эффективности их учебной деятельности заложены в организации учебного процесса путем создания условий, отвечающих потребностям, оказывающим наибольшее влияние на эффективность, а именно, стимулирование успешностью, познание нового, удовлетворённость обучением и др. [3].

Нами выявлено, что на период адаптации студентов, приехавших учиться в вуз из малых населённых пунктов, к условиям городской студенческой среды существенно влияет их отношение к физической культуре и спорту и желание заниматься физической культурой на учебных занятиях в вузе и внеучебных секционных занятиях (чем больше потребность в занятиях и лучше отношение к ним, тем меньше период адаптации к городу). В связи с чем существенным для комфортного проживания в студенческой городской среде является качественная организация физического воспитания в вузе [4].

Адаптация студентов проходит более успешно, если она осуществляется на основе учета их интереса к физической культуре и возможности выбора различных видов двигательной активности в зависимости от их потребностей (доступные физически виды спорта, физкультурная или оздоровительная активность).

Совершенствование высшего образования предусматривает активизацию учебно-познавательной деятельности обучающегося. К сожалению, проведённое нами исследование показало, что мотивация посещения студентами занятий по дисциплине «Физическая культура» не связана с приобретением знаний о физической культуре и здоровье, что обусловлено, на наш взгляд, в первую очередь тем, что основной акцент при организации учебного процесса делается на развитие физически-телесной формы обучающегося и недостаточно внимания уделяется приобретению им теоретических и методико-практическим знаний. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости усиления образовательного компонента дисциплины и вовлечения студентов в проектную и исследовательскую деятельность.

ВЫВОДЫ

1. Определена мотивация посещения студентами учебных занятий по физической культурой в вузе. Выявлено, что в структуре мотивации современных студентов определяющим является мотив получения зачёта; произошло увеличение значимости мотива получения зачёта, уменьшение значимости мотива укрепления здоровья, улучшения телосложения, получения знаний о физкультуре и здоровье в динамике через восемь лет.

2. Выявлены факторы, способствующие повышению эффективности физического воспитания в вузе: введение в учебную программу по физической культуре других видов спорта по интересам студентам; улучшение материально-технической и спортивной базы вуза; введение вместо урочных занятий различных спортивных и оздоровительных секций.

3. Выявлено, что в рейтинге приоритетных видов активности на занятиях физической культурой наиболее значимы для студентов: специализированные виды спорта; различные виды фитнеса для девушек, атлетическая гимнастика для юношей.

4. Учёт потребностно-мотивационной сферы студентов при организации учебных занятий по физической культуре является фактором повышения эффективности физического воспитания в вузе. Организация условий повышения эффективности физического воспитания предопределяет исследование динамики потребностно-мотивационной сферы занятий физической культурой студентов в вузе, поиск путей снижения негативной мотивации и поддержания позитивной мотивации студентов к занятиям физической культурой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зайцев, Г.К. Валеолого-педагогические основы обеспечения здоровья человека в системе образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Зайцев Георгий Кирович. - СПб., 1998. - 48 с.

2. Масалова, О.Ю. Технологическое обеспечение формирования мотивационно-ценностного компонента физической культуры у студента в высшей школе / О.Ю. Масалова, М.Я. Виленский // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2012. - № 5. - С. 7-12.

3. Орлов, Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза : дис. ... д-ра психол. наук / Орлов Юрий Михайлович. - М., 1984. -525 с.

4. Щетинина, С.Ю. Адаптация сельских школьников к образовательной студенческой среде города средствами физкультурно-спортивной среды / С.Ю. Щетинина // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 11 (69). - С. 110-114.

5. Щетинина, С.Ю. Мотивация посещений уроков физической культуры и физкультурно-спортивной активности школьников разных половозрастных групп в зависимости от среды проживания / С.Ю. Щетинина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2009. - № 6. - С. 6-13.

6. Щетинина, С.Ю. Основные концепции и подходы к совершенствованию физического воспитания школьников / С.Ю. Щетинина // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2013. - № 2 (27). - С. 210-217.

REFERENCES

1. Zajcev, G.K. (1998), Valeologo-pedagogical foundations of human health in the system of education, dissertation, St. Petersburg.

2. Masalova, O.Yu. and Vilensky, M.Ya. (2012), "Technological Maintenance of Formation of Motivational-Value Component of Physical Culture in High School Student", Fizicheskaya kultura: vospi-tanie, obrazovanie, trenirovka, No. 5, pp. 7-12.

3. Orlov, Yu.M. (1984), Need-motivational factors of educational activity efficiency of high school students, dissertation, Moscow.

4. Schetinina, S.Yu. (2010), "Rural area's schoolchildren adaptation for city educational student environment by means of physical-sport environment", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 69, No. 11, pp. 110-114.

5. Schetinina, S.Yu. (2009), "Motivation to lessons of physical culture and sports activity of schoolchildren of different sex-age groups dependent on living conditions", Fizicheskaya kultura: vospi-tanie, obrazovanie, trenirovka, No. 6, pp. 6-13.

6. Schetinina, S.Yu. (2013), "Main concepts and approaches to schoolchildren's physical education improvement", Pedagogic psychological and medico biological problems of physical education and sport, Vol. 27, No. 2, pp. 210-217.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 20.02.2017

УДК 796.011.3

ВНЕДРЕНИЕ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» (ГТО) В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ

ЗАВЕДЕНИИ

Елена Евгеньевна Яворская, кандидат педагогических наук, Благовещенский государственный педагогический университет (БГПУ), г. Благовещенск; Юлия Александровна Дьяченко, кандидат биологических наук, Дальневосточный государственный аграрный университет (Дальневосточный ГАУ), г. Благовещенск; Юрий Александрович Кретов, кандидат педагогических наук, Благовещенский государственный педагогический университет (БГПУ), Благовещенск

Аннотация

Статья посвящена проблеме внедрения в высшем учебном заведении Всероссийского физ-культурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) (далее - ВФСК ГТО). Актуальность выбранной темы исследования обусловлена возрождением в стране национальной идеи по оздоровлению нации, использованию возможностей физической культуры и массового спорта. Комплекс ГТО рассматривается как инструмент повышения уровня физической активности учащейся молодежи и работников системы образования. Цель исследования - создание оптимальных условий по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в ФГБОУ ВО «БГПУ» (далее - БГПУ). Авторами предлагается комплекс мероприятий, направленных на модернизацию системы физического воспитания работников, сотрудников и обучающихся, совершенствование материально-технической базы, организацию информационного сопровождения процесса внедрения ВФСК ГТО в вузе. Руководящую и координационную деятельность, связанную с внедрением ВФСК ГТО в вузе осуществляет Совет ГТО БГПУ, в состав которого входят: Студенческий актив ГТО, Кураторы ГТО, Волонтерский отряд ГТО. В работе раскрывается содержание организационно-информационного этапа по внедрению ВФСК ГТО в БГПУ. Определены меры поощрения преподавателей, сотрудников и обучающихся БГПУ, выполнивших нормативы и требования ВФСК ГТО. Намечены пути и формы дальнейшего продвижения ВФСК ГТО в вузе.

Ключевые слова: Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО), поэтапное внедрение ВФСК ГТО, Совет ГТО, Студенческий актив ГТО, меры поощрений, физкультурно-оздоровительные мероприятия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

INTRODUCTION OF ALL-RUSSIAN SPORTS COMPLEX "READY FOR LABOR AND DEFENSE" AT HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

Elena Evgenievna Yavorskaya, the candidate of pedagogical sciences, Blagoveshchensk State Pedagogical University, Blagoveshchensk; Julia Alexandrovna Dyachenko, the candidate of pedagogical sciences, Far Eastern State Agrarian University, Blagoveshchensk; Yuri Alexan-drovich Kretov, the candidate of pedagogical sciences, Blagoveshchensk State Pedagogical

University, Blagoveshchensk

Annotation

Article is devoted to the introduction problem in the higher educational institution of The All-Russian sports complex "Ready for Labor and Defense" (RLD). Relevance of the chosen subject of the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.