УДК 378
САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ-ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ
Усцелемова Наталья Александровна - старший преподаватель кафедры физической культуры, Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова. E-mail: ustselemova.natalya@mail.ru
Статья посвящена проблеме формирования профессиональной устойчивости бакалавров физической культуры посредством самообразовательной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий. Для достижения цели решаются следующие задачи: 1) активизация процесса обучения, привлечение студентов к исследовательской деятельности посредством использования персонального компьютера, который является средством доступа в информационные сети; 2) развитие у студентов мышления, мотивации к обучению, навыков самоподготовки с использованием программного обеспечения персонального компьютера, что позволяет им с помощью информационных технологий самостоятельно осваивать разнообразные способы работы с текстами, графикой, табличными данными и т. д.; 3) обеспечение самостоятельного конструирования студентами материала для конкретного занятия и простора для творчества посредством самостоятельного сочетания универсальных офисных прикладных программ и средств ИКТ. По результатам проведенного исследования установлено, что эффективность формирования профессиональной устойчивости бакалавров физической культуры обеспечивается благодаря их включению в процесс самообразования, что дает возможность успешно решать ряд важных учебных задач, а именно учить их самостоятельно ориентироваться в большом объеме информации, мыслить и действовать творчески, принимать независимые решения, что, согласно нашим наблюдениям, и характеризует их профессиональную устойчивость.
Ключевые слова: самообразовательная деятельность, информационно-коммуникационные технологии, будущие бакалавры физической культуры, профессиональная устойчивость, креативность, мобильность, готовность к творчеству.
DOI: 10.18500/1819-7671-2017-17-3-359-364
В современных условиях организации процесса образования в вузе повышается значимость и ценность самостоятельной работы студентов. Это обусловлено, во-первых, процессами развития мировой экономики, основанной на знаниях, основополагающим фактором для роста которой является накопление и создание новых знаний, что привело к концепции непрерывного образования, в которой человек учится на протяжении всей жизни; во-вторых, процессами информатизации в системе образования, связанными с развитием современных образовательных технологий
электронного дистанционного образования, что требует от современного специалиста умения оперативно получать информацию из различных сфер и постоянно расширять свои знания и навыки [1, с. 176]; в-третьих, широким внедрением в образовательный процесс новых информационных форм и технологий обучения, в том числе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), способствующих не только расширению знаний в этой области, но и применению этих знаний в своей профессиональной деятельности. Внедрение новых ФГОС высшего образования, в которых декларируется сокращение аудиторных часов и увеличение объема часов на самостоятельную работу, в том числе по физической культуре, требует от студентов развитых умений самостоятельно получать, расширять и углублять свои знания по физической культуре, быть готовыми к самостоятельному поиску решения проблем и задач, возникающих на занятиях, а затем в последующей профессиональной деятельности и в жизни, т.е. хорошо развитой профессиональной устойчивости. Обозначенные выше факторы могут быть основанием для предположения, что самообразовательная деятельность с применением ИКТ-технологий как средства формирования у будущих бакалавров физической культуры профессиональной устойчивости является одним из путей решения проблемы повышения качества подготовки выпускников вуза с физкультурным профилем.
Информационные и коммуникационные технологии - это обобщающее понятие, описывающее различные механизмы, устройства, способы и алгоритмы обработки информации. Понятие «информационно-коммуникационные технологии» мы рассматриваем с позиции Ю. Е. Хохлова и определяем его «как совокупность методов, производственных процессов, программно-технических и лингвистических средств, интегрируемых с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей» [2, с. 61]. Использование информационно-коммуникационных технологий в целях развития провозглашено в резолюции, принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций
(ООН) 20 декабря 2002 г. В резолюции сказано, что необходимо принять меры к тому, чтобы все могли пользоваться благами новых технологий, особенно информационно-коммуникационных технологий, что актуально для системы образования в России.
Об этом говорят многие авторы (Г. Д. Бу-харова, Э. Ф. Зеер, Л. Н. Мозаева, А. А. Найн, М. В. Полякова и др.), утверждая, что общество, находящееся в постоянном, в том числе и инновационном развитии, через образование предъявляет к человеку все новые и новые требования, обусловленные вызовами XXI в. К числу главных из этих требований авторы относят: 1) обучаемость, т.е. способность человека к постоянному повышению уровня знаний, осваиванию новых видов деятельности; 2) интеллектуально-физическое развитие, обеспечивающее успешность в освоении новых технологий; 3) креативность - способность мыслить и действовать творчески; 4) патриотизм и гуманность [3, с. 286]; 5) мобильность педагога как способность гибко реагировать на постоянно меняющиеся внешние (обусловленные стратегическими переменами в системе образования) и внутренние (обусловленные формированием особой инновационной среды развития в рамках конкретного учебного заведения) условия [4]. В исследованиях А. А. Найна утверждается, что «студентов необходимо научить самостоятельно ориентироваться в научной проблеме и любой другой научной информации, научить их мыслить, поэтому особая роль в профессиональной подготовке принадлежит формированию установок на самообразование» [5, с. 68]. Не является исключением и подготовка будущих бакалавров физической культуры, где самообразовательная деятельность играет значительную роль в формировании у них профессиональной устойчивости.
Понятие «профессиональная устойчивость будущих бакалавров физической культуры» мы рассматриваем, как системное, динамичное новообразование личности в совокупности мо-тивационно-ценностных, когнитивных, действенно-практических и рефлексивно-регулятивных качеств личности, позволяющих уверенно, самостоятельно, без эмоционального напряжения осуществлять профессиональную деятельность на протяжении длительного времени, сохраняя работоспособность вне зависимости от динамики и характера влияния различных внешних, в том числе негативных, факторов [6, 7].
Показателями сформированности у будущих бакалавров физической культуры профессиональной устойчивости являются: адаптивность к изменяющимся условиям профессиональной среды; ответственность перед обществом за
уровень своего физического развития, работоспособности и здоровья; готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся, а также самостоятельность, инициативность и развитые творческие способности. Безусловно, формирование у будущих бакалавров физической культуры профессиональной устойчивости - сложный процесс, требующий, с одной стороны, активности самой личности в приобретении опыта адекватного поведения в сложной ситуации, а с другой стороны, целенаправленной работы образовательной организации, обеспечивающей возможности приобретения данного опыта. Решение этой задачи рассматривается нами в двух аспектах: как процесс освоения обучающимися необходимых профессионально ориентированных знаний и умений и как разнонаправленная самообразовательная деятельность, стимулирующим фактором для которой является личный интерес студентов к самостоятельному изучению учебного материала, что способствует их эффективному саморазвитию и самовыражению. Отсюда следует, что особая роль в формировании у будущих бакалавров физической культуры профессиональной устойчивости принадлежит самообразовательной деятельности.
Понятие «самообразование» мы рассматриваем, опираясь на трактовку А. А. Найна и определяем ее как «целенаправленную познавательную деятельность, которая управляется самим субъектом этой деятельности и результатом которой является приобретение человеком систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры и т. п.» [5, с. 68]. Организация самостоятельной работы студентов, по мнению многих авторов (Е. А. Александровой, Р. М. Базылевой, Е. Н. Вороновой, М. А. Зайцевой, Н. А. Кубраковой, Б. Р. Могилевич, Е. В. Сауни-ной, И. Н. Сипаковой) [8], является необходимым элементом качественной подготовки выпускников вуза. Согласимся с мнением И. В. Шаповаловой, что «важным условием успешности самостоятельной работы будущих учителей физической культуры является формирование устойчивого интереса к избранной профессии и методам овладения ее особенностями, которые зависят от отношений между преподавателем и студентами в образовательном процессе» (курсив мой. - Н. И.) [9, с. 112].
По нашему мнению, включение студентов в процесс самообразования дает возможность успешно решать ряд важных учебных задач: учить их самостоятельно ориентироваться в большом объеме информации, мыслить и действовать творчески, принимать независимые решения, т.е. приобретать такие личностные качества, как кре-
ативность, мобильность, готовность к творчеству, что, согласно нашим наблюдениям, и характеризует их профессиональную устойчивость. Мы считаем, что большими возможностями в этой связи обладают информационно-коммуникационные технологии, которые охватывают все ресурсы, необходимые для управления информацией в процессе учебной деятельности студентов, особенно компьютеры, программное обеспечение и сети.
В нашем исследовании в процессе формирования у будущих бакалавров физической культуры профессиональной устойчивости средствами самообразовательной деятельности с применением ИКТ решаются следующие задачи: 1) активизация процесса обучения, привлечение студентов к исследовательской деятельности посредством использования персонального компьютера, который является средством доступа в информационные сети; 2) развитие у студентов мышления, мотивации к обучению, навыков самоподготовки посредством использования программного обеспечения персонального компьютера, что позволяет студентам с помощью информационных технологий самостоятельно осваивать разнообразные способы работы с текстами, графикой, табличными данными и т. д.; 3) обеспечение самостоятельного конструирования студентами материала для конкретного занятия и простора для творчества посредством самостоятельного сочетания универсальных офисных прикладных программ и средств ИКТ, таких как текстовые редакторы, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т. п.
Рассмотрим, как различные ИКТ способствуют формированию компонентов профессиональной устойчивости в самообразовательной деятельности студентов. Во-первых, компьютер дает возможность упорядоченно хранить огромное количество материалов и конспектов занятий, что позволяет оптимизировать труд студентов.
Во-вторых, с помощью компьютера формируются навыки: 1) самостоятельного осуществления библиографического поиска при подготовке докладов, рефератов по заранее обозначенным в рабочей программе дисциплины темам; подготовке к семинарским, практическим занятиям;
2) самостоятельного изучения учебной литературы и дополнительной информации по заданной теме: учебных пособий, научных (научно-методических, методических) статей, научных (научно-методических, методических) изданий;
3) разработки презентации по конкретной теме или проблеме; 4) составления библиографического списка по конкретной теме, проблеме; разработки проекта (индивидуальная или груп-
повая); 5) составления портфолио; 6) написания эссе; 7) разработки проектов урока, внеклассного мероприятия, факультативного занятия; 8) работы с компьютерными обучающими программами, электронными учебниками, тренажерами, тестовыми системами; 9) подбора, описания, экспертной оценки сайтов Интернета; 10) работы с электронными библиотеками и т.п. Например, для самостоятельного изучения студентам предлагаются следующие интернет-ресурсы: федеральное агентство по образованию, федеральный образовательный портал, российская центральная отраслевая библиотека по физической культуре, научная электронная библиотека «eLibrary.ru», электронные библиотечные системы «Лань» и Znanium.com, спортивный портал «Территория спорта», сайт для любителей активного отдыха, здорового образа жизни и специалистов физической культуры и спорта, а также видеоматериалы, статьи и биографии выдающихся личностей, тематические презентации.
При подготовке к семинарским занятиям учебной дисциплины «Теория и методика легкой атлетики» для осознания значимости идей олимпизма и пропаганды ценностей олимпизма в профессиональной деятельности студенты самостоятельно подбирают, описывают и оценивают интернет-сайты об истории олимпийских игр, о главных событиях разных олимпиад, биографии олимпийских чемпионов и т. д. с написанием эссе, рефератов, презентаций и докладов. С 2013 г. студенты факультета физической культуры и спортивного мастерства принимают активное участие в организации и проведении на базе гимназии № 53 г. Магнитогорска внеклассных спортивных мероприятий, одним из которых является внутришкольный спортивный праздник, посвященный Олимпийским играм в городе Сочи, под названием «Малые Олимпийские игры». При подготовке к этим мероприятиям активно используются ИКТ-технологии - персональный компьютер для разработки проекта спортивных мероприятий, звуковое сопровождение соревнований, а также фото- и видеосъемка. Самообразовательная деятельность с применением ИКТ повышает стремление студентов к самосовершенствованию, углублению знаний и умений, которые были получены ими на более ранних этапах обучения, что способствует раскрытию творческого потенциала личности и обусловливает формирование действенно-практического компонента профессиональной устойчивости будущих бакалавров физической культуры.
В-третьих, в процессе формирования у будущих бакалавров физической культуры профессиональной устойчивости активно используются
мультимедиа-технологии - мультимедийные продукты, основным средством для создания которых является интеграция текстовой и аудиовизуальной информации в единый проект для наиболее эффективного воздействия на пользователя, ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем.
Создание студентами презентаций является необходимым элементом самообразовательной деятельности, частью занятий, научно-исследовательских и творческих работ и направлено на стимулирование их творческих способностей и включение в активный поиск новых способов получения знаний. Для подготовки презентации студент проводит большую научно-исследовательскую работу с использованием обширной информации, для чего необходимы навыки самоорганизации, позволяющие делать работу качественно и в срок. Например, студенты факультета физической культуры и спортивного мастерства, являясь спортсменами высокого класса (мастерами спорта, мастерами спорта международного класса, победителями и призерами чемпионатов и кубков России и мира и других престижных соревнований), в целях пропаганды ценностей спорта высших достижений, ценностей олим-пизма среди молодежи активно привлекаются администрацией гимназии № 53 к проведению встреч, бесед, мастер-классов с детьми, что требует самостоятельной подготовки с применением персонального компьютера. Во время демонстрации презентаций студенты приобретают опыт публичного выступления, преодолевают волнение и страх, учатся навыкам эмоционально-волевого регулирования, что предопределяет формирование рефлексивно-регулятивного компонента профессиональной устойчивости будущих бакалавров физической культуры.
В учебной аудитории, сравнивая свое выступление с другими, студенты включаются в аналитическую деятельность, успешность которой повышает их самооценку, являющуюся важной доминантой профессионального самосознания. Согласно нашим исследованиям, уровень самооценки отражается на их мотивации достижения более высоких трудовых результатов и оказывает влияние на формирование мотивационно-ценностного компонента профессиональной устойчивости будущих бакалавров физической культуры.
В-четвертых, через глобальную компьютерную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов и т. д.), содержащим огромное количество разнообразной информации. Работа в интернет-
сетях, как показывает наш опыт, способствует развитию самообразовательных навыков студентов, повышению их готовности к использованию и переработке большого объема информации, совершенствованию умений выделять главное, обобщать и делать выводы, активизации познавательных процессов, преобразованию имеющихся знаний и конструированию на их основе собственных взглядов и убеждений. Все это стимулирует развитие логического мышления, соответствующих учебных умений и навыков и служит предпосылкой формирования у будущих бакалавров физической культуры когнитивного компонента профессиональной устойчивости.
В-пятых, в процессе самообразовательной деятельности активно используются технологии, позволяющие хранить и передавать основной объем изучаемого материала, содержащегося в электронных образовательных изданиях, размещенных в компьютерных сетях и хранящихся на локальных электронных носителях типа дисков CD-ROM.
В-шестых, в сети доступны и другие распространенные средства ИКТ, способствующие организации самообразовательной деятельности: 1) электронная почта, списки рассылки, группы новостей, чаты; 2) широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени; 3) интернет-телефония, позволяющая осуществлять с помощью специального оборудования и программного обеспечения через Интернет аудио- и видеоконференции; 4) обучающие телепрограммы, являющиеся примером дистанционного обучения.
Подводя итоги, отметим, что самообразовательная деятельность студентов с применением информационных и коммуникационных технологий является эффективным средством формирования у будущих бакалавров физической культуры профессиональной устойчивости, что является приоритетным направлением становления профессионала, отвечающего требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.
Список литературы
1. Филиппов В. М. Интернациональный университет -стратегия и тактика развития // Создание платформы интеграции гуманитарных и естественных наук : материалы междунар. науч.-практ. конф. под эгидой ЮНЕСКО (Москва, 5-7 февраля 2015 г.) / под ред. В. М. Филиппова. М., 2015. 245 с.
2. ХохловЮ. Е. Глоссарий по информационному обществу / под общ. ред. Ю. Е. Хохлова. М., 2009. 160 с.
3. Бухарова Г. Д. Общая и профессиональная педагогика : учеб. пособие / авт.-сост. Г. Д. Бухарова, Л. Н. Мазаева, М. В. Полякова. Екатеринбург, 2003. 297 с.
4. Зеер Э. Ф. Многозначность феномена «мобильность» в профессиональном образовании // Социально-профессиональная мобильность в XXI веке : сб. материалов и докл. междунар. конф. Екатеринбург, 2014. URL: http://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/670 (дата обращения: 26.02.2017).
5. Найн А. А. Самообразование как необходимый аспект профессиональной подготовки студентов колледжа // Среднее профессиональное и высшее образование в сфере физической культуры и спорта : современное состояние и перспективы развития : материалы Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. М. В. Габова. Челябинск, 2016. С. 67-69.
6. Усцелемова Н. А. Профессионально-педагогические аспекты определения понятий «компетентность», «компетенция» и «профессиональная устойчи-
вость» // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях физической культуры : сб. материалов XXIII регион. науч.-ме-тод. конф. с междунар. участием. Челябинск, 2013. С. 216-217.
7. Усцелемова Н. А., Иванова Е. А. Профессиональная устойчивость в структуре личностных качеств педагога физической культуры // Science Education and Culture in Eurasia and Africa : Proceedings of the 5th International Academic Congress «Science, Education and Culture in Eurasia and Africa» : в 4 т. Paris, 2015. Vol. IV. P. 535-539.
8. Александрова Е. А. Методология культурных практик самостоятельной работы студентов // Организация самостоятельной работы студентов : сб. ст. Саратов, 2015. С. 6-32.
9. Шаповалова И. В. Подготовка будущих учителей физической культуры к профессиональному самосовершенствованию как педагогическая проблема // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15, вып. 2. С. 109-113.
Образец для цитирования:
Усцелемова Н. А. Самообразовательная деятельность с применение ИКТ-технологий как средство формирования у будущих бакалавров физической культуры профессиональной устойчивости // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 17, вып. 3. С. 359-364. DOI: 10.18500/1819-7671-2017-17-3-359-364.
Self-up of ICT Technologies as Means of Formation at the Future Bachelors Physical Education Professional Stability
N. A. Ustselemova
Nosov Magnitogorsk State Technical University
38, Lenina ave., 455000, Magnitogorsk, Chelyabinsk region, Russia
E-mail: ustselemova.natalya@mail.ru
The article is devoted to the problem of formation of professional stability of bachelors of physical culture through self-educational activity using information and communication technologies. To achieve the goal, the following tasks are solved: 1) activation of the learning process, involving students in research activities through the use of a personal computer that is a means of accessing information networks; 2) development of students' thinking, motivation for learning, self-training skills using personal computer software, which allows students to independently learn various ways of working with texts, graphics, tabular data, etc. using information technologies; 3) providing students with independent design of the material for a particular lesson and space for creativity through an independent combination of universal office applications and ICT tools. According to the results of the study, it is established that the effectiveness of the formation of the professional stability of bachelors of physical culture is ensured by their inclusion in the process of self-education, which makes it possible to successfully solve a number of important educational tasks, namely: to teach them to orient themselves in a large amount of information, to think and act creatively, Independent solutions, which, according to our observations, characterizes their professional stability.
Key words: self-education activities, information and communication technologies, future bachelors of physical training, professional
stability, creativity, mobility, readiness to creativity.
References
1. Filippov V. M. Internatsionalnyy universitet - strategiya i taktika razvitiya [International University - strategies and tactics development]. In: Sozdanie platform inte-gratsii gumanitarnykh i estestvennykh nauk [Create the integration platform of humanities and natural sciences]. Moscow, 2015. 245 p. (in Russian).
2. Khokhlov Y. E. Glossariy po informatsionnomu obsh-estvu [Glossary on Information Society]. Moscow, 2009. 160 p. (in Russian).
3. Bukharova G. D. Obshchaya i professionalnaya pe-dagogika [General and professional pedagogy]. Eds.: G. D. Bukharov, L. N. Mazaeva, M. Polyakova. Ekaterinburg, 2003. 297 p. (in Russian).
4. Zeer E. F. Mnogoznachnost fenomena «mobilnost» v professionalnom obrazovanii (Ambiguity of the phenomenon of «mobility» in professional education). In: Sotsialno-professionalnaya mobilnost v XXI veke (Is social-professional mobility in the XXI century). Ekaterinburg, 2014. pp. 30-36. Available at: http://elar.rsvpu. ru/handle/123456789/670 (accessed 26 February 2017) (in Russian).
5. Nine A. A. Samoobrazovanie kak neobkhodimyy aspekt professionalnoy podgotovki studentov kolledzha [Self-
education as an essential aspect of vocational training of students of college]. In: Srednee professionalnoe i vysshee obrazovanie v sfere fizicheskoy kultury i sporta [Vocational and higher education in the sphere of physical culture and sports]. Chelyabinsk, 2016, pp. 67-69 (in Russian).
6. Ustselemova N. A. Professionalno-pedagogicheskie aspekty opredeleniya ponyatiy «kompetentnost», «kom-petentsiya» i «professionalnaya ustoychivost» [Professional-pedagogical aspects of the definitions of «competence», «expertise» and «professional resistance»]. In: Optimizatsiya uchebno-vospitatelnogo protsessa v obrazovatelnykh uchrezhdeniyakh fizicheskoy kultury [Optimization of educational process in educational institutions of physical culture]. Chelyabinsk, 2013. pp. 216-217 (in Russian).
7. Ustselemova N. A., Ivanova E.A. Professionalnaya us-toychivost v structure lichnostnykh kachestv pedagoga fizicheskoy kultury [Professional stability in the structure
Cite this article as:
of the personal qualities of the teacher of physical culture]. In: Science Education and Culture in Eurasia and Africa: Proceedings of the 5th International Academic Congress «Science, Education and Culture in Eurasia and Africa»: in 4 vol. Paris, 2015, vol. IV, pp. 535 -539 (in Russian).
8. Aleksandrova E. A. Metodologiya kulturnykh praktik samostoyatelnoy raboty studentov (Methodology of cultural practices of independent work of students). In: Organizatsiya samostoyatelnoy raboty studentov. [Organization of independent work of students]. Saratov, 2015, pp. 6-32 (in Russian).
9. Shapovalova I. V. Podgotovka budushchikh uchiteley fizicheskoy kultury k professionalnomu samosovershen-stvovaniyu kak pedagogicheskaya problema (Preparation of future teachers of physical culture for professional self-improvement as a pedagogical problem). Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2015, vol. 15, iss. 2, pp. 109-113 (in Russian).
Ustselemova N. A. Self-up of ICT Technologies as Means of Formation at the Future Bachelors Physical Education Professional Stability. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2017, vol. 17, iss. 3, pp. 359-364. DOI: 10.18500/1819-7671-2017-17-3-359-364.