versiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 127, No 9, pp. 120-123.
2. Rudnev, S.G. (2014), Bioimpedance study of body composition of the population of Russia, RIO CNIIOIZ, Moscow.
3. Schurov, V.A. and Lazarev, S.N. (2004), "Peculiarities of adaptive responses of circulation to physical activity in athletes with different orientation of the training process", Vestnik Kurganskogo gos. Universiteta, No 1, pp. 43.
4. Jagiello, V. and Krushevsky, A. (2005), "Profile of the body structure of the national team of Poland Greco-Roman wrestling", Fizicheskoe vospitanie studentov tvorcheskih special'nostej, No. 8, pp. 88-95.
5. Jagiello, V. and Krushevsky, A. (2009), "Somatic aspects of sportsmanship male members of the Polish national team for Greco-Roman wrestling", Pedagogy, psychology and medical-biological problems of physical education and sport, No 4, pp 150-153.
6. Luijkx Т. (2012), "Sport category is an important determinant of cardiac adaptation: an MRI study", British journal of sports medicine, No 3, рр. 42-50.
7. Matias C.N., Santos D.A. and Judice P.B. (2015), "Estimation of total body water and extracellular water with bioimpedance in athletes: A need for athlete-specific prediction models", J. Clin Nutr, doi : 10.1016/j.clnu.2015.03.013.
8. Ostojic S.M. (2006), "Estimation of body fat in athletes: skinfolds vs bioelectrical impedance", J. Sports Med Phys Fitness, No 46, рр. 442-446.
9. Pluim B.M. (2000), "The athlete's heart a meta-analysis of cardiac structure and function", J. Circulation, Vol. 101, No. 3, рр. 336-344.
Контактная информация: fanis16rus@mail.ru
Статья поступила в редакцию 04.11.2015
УДК 796.077.5
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПОЛИСУБЪЕКТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ТРЕНИРОВКИ БУДУЩЕГО БАКАЛАВРА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Вера Степановна Макеева, доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный социальный университет, г. Москва; Ксения Евгеньевна Токарева, ассистент, Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева, Орел; Валентина Николаевна Пушкина, доктор биологических наук, профессор, Александр Владимирович Корнев, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный социальный университет, г. Москва
Аннотация
В работе рассматриваются вопросы формирования готовности будущего бакалавра физической культуры к полисубъектной организации оздоровительной тренировки. Уделяется внимание особенностям лиц, с которыми будет работать будущий бакалавр сферы физической культуры (возраст, подготовленность, пол, запросы, возможности и пр.). Особое внимание уделяется причинам изменения стремления и продуктивности самореализации своего «Я» будущим бакалавром в учебном процессе вуза. Актуальность исследования определяется тем, что будущему бакалавру необходимо устанавливать эффективное взаимодействие с участниками учебно-тренировочного процесса, имеющими разные потребности, психофизические возможности, а также возрастные особенности развития. Выполнен обзор теоретических источников по проблемам полисубъектной организации лиц, находящихся в сфере влияния средств и методов физической культуры с позиций оздоровительной тренировки. Представлена авторская разработка форм продуктивного взаимодействия участников учебно-тренировочного процесса, обеспечивающих развитие всех участников учебно-тренировочного процесса. Описан опыт работы авторов в обеспечении эффективности учебно-тренировочной работы, направленной на решение вопросов здоровья субъектов оздоровительной тренировки и профессионального роста самого бакалавра сферы физической культуры.
Ключевые слова: бакалавр; физическая культура; полисубъектность; взаимодействие; профессиональная подготовка.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.12.130.p131-138
FEATURES OF FORMING THE WILLINGNESS TO POLY-SUBJECT ORGANIZATION OF FITNESS TRAINING BY BACHELOR OF PHYSICAL
EDUCATION
Vera Stepanovna Makeeva, the doctor of pedagogical sciences, professor, Russian State Social University, Moscow; Kseniya Evgenievna Tokareva, the assistant, The Oryol State University of I.S. Turgenev, Oryol; Valentina Nikolaevna Pushkina, the doctor of biological sciences, professor, Alexander Vladimirovich Kornev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian State Social University, Moscow
Annotation
This article dials with the features of forming the willingness to poly-subject organization of fitness training by bachelor of physical education. The attention is mainly given to the people with whom the future Bachelor will work and their peculiarities such as age, efficiency, gender, needs, opportunities, and so forth. Also the article is basically concerned with the reasons for the changes in aspirations and productivity of self-realization by future Bachelor during the educational process at the university. The relevance of this study is determined by the fact that the future bachelor has to set the effective interaction with the participants of the fitness training process, when each of them has its own needs, psychophysical capabilities and age features. Overview of the theoretical sources covering the actual issues has been carried out here. There is also author's working up of the forms for the productive interaction between the participants of the fitness training process, providing development of each of them. The article describes the authors experience in ensuring the effectiveness of the teaching and training work aimed at solving the issues of the subjects of the health-improving training and professional growth of the PE bachelors.
Keywords: bachelor, physical culture, poly-subject, interaction, training.
ВВЕДЕНИЕ
В процессе профессиональной деятельности бакалавр сферы физической культуры является субъектом педагогического, тренировочного и соревновательного процесса, а потом уже объектом. Первоочередными задачами будущего бакалавра физической культуры является формирование у субъектов образовательного и воспитательного пространства физической культуры любви к активным формам двигательной деятельности, уважительного отношение к партнерам, тренеру и другим участникам процесса.
Мы полагаем, что бакалавру физической культуры необходимо иметь соответствующий психофизиологический комплекс свойств и способностей, обеспечивающих успешность его будущей профессиональной деятельности и в первую очередь - готовность к взаимодействию со всеми участниками учебно-тренировочного процесса: детьми и взрослыми, лицами разного пола и уровня подготовленности, разного уровня притязаний и возможностей [7, с. 29-31; 9; 10, с. 154-160]. При этом со всеми необходимо находить общий язык, получать результат, приемлемый для подопечных и его самого.
В работе поставлены следующие задачи:
1. Определить характер и условия, обеспечивающие эффективность полисубъектной организации оздоровительной тренировки в профессиональной деятельности бакалавра сферы физической культуры.
2. Установить динамику показателей полисубъектной организации оздоровительной тренировки в профессиональной подготовке будущего бакалавра физической культуры и обсудить полученные результаты.
В соответствии с поставленными задачами в работе использовались следующие методы исследования: анализ теоретических источников, тестирование, анкетирование, математическая обработка результатов.
В первую очередь нами произведен анализ сущностной характеристики понятия «полисубъектность». По данным И.В. Вачкова полисубъектность проявляется в способности к творческой активности, к осознанию системы отношений между субъектами, к
образованию общего семантического пространства, а также в способности к преобразованию окружающего мира и себя, способности выступать как целостный субъект, развивая субъект-субъектные отношения с другими общностями [1].
Для того чтобы правильно организовать и провести занятие, бакалавр физической культуры должен не только владеть всеми необходимыми тренировочными средствами и методами, понимать морфологический, биохимический и физиологический эффект их применения, но и обладать знаниями и умениями полисубъектной организации оздоровительной тренировки со своими подопечными [4, с. 121-125; 5, с. 168-173].
Основными параметрами педагогического взаимодействия являются взаимоотношения, взаимное принятие, поддержка, доверие, а его сущностью - прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь.
В нашем исследовании под полисубъектной организацией оздоровительной тренировки мы понимаем сложный процесс обоюдного воздействия и взаимодействия субъектов тренера, (педагога, инструктора, методиста) и занимающегося посредством использования набора методов и приемов, способствующих достижению оптимального результата их совместной деятельности, основанной на партнерстве и сотрудничестве.
В непосредственной организации совместной деятельности тренер и занимающиеся включается в определенные: связи (отношения) - смысловое пространство (понимание) - деятельность (преобразования) - целостность и развитие субъект-субъектных отношений посредством:
- коммуникации, способствующей организации совместной деятельности через: «разделение единого процесса деятельности между участниками; изменение деятельности каждого» ... в соответствии с целями группы [2, с. 270].
- совместно-индивидуальной деятельности, когда каждый участник делает свою часть работы независимо от других;
- совместно-последовательной деятельности, когда общая задача выполняется последовательно каждым участником;
- совместно-взаимодействующей деятельности, при которой имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными [8, с. 131].
Механизм взаимодействия определяется тем как представления одних индивидов «накладываются» на представления о других, как осознается участниками вклад каждого в общую деятельность, как они понимают друг друга и как это все проявляется в принятии совместного решения и, в конечном счете - в результате деятельности.
В профессиональной деятельности бакалавр довольно часто стоит перед выбором быстро принимать решения. При этом он может использовать либо домашние заготовки, либо импровизировать в зависимости от складывающейся ситуации; устанавливать адекватность притязаний подопечного, которые обычно на практике бывают вполне устойчивыми; давать объективную оценку состояния человека в конкретный эпизод учебной (профессиональной) деятельности и его предполагаемым поведением. Во всех возникающих ситуациях бакалавр должен находить наиболее рациональные и адекватные решения. Опыт показывает, что даже талантливый человек с негармонично развитой психофизической организацией не всегда способен адаптироваться к сложной атмосфере профессиональной деятельности и эффективному взаимодействию с другими. Трудности профессиональной подготовки закономерны, но они преодолеваются с разной степенью уверенности, самостоятельности и успешности.
Успешность полисубъектной организации оздоровительной тренировки будущего бакалавра физической культуры во многом определяется умением управлять своим эмоциональным состоянием, способностью мобилизовать внутренние резервы для достижения цели, высоким уровнем физической подготовленности, уверенным владением техникой избранного вида спорта. Для решения этих проблем требуется разнообразие двига-
тельных реакций, необходимых организму, тонкая дифференцировка и точность движений, высокая концентрация и распределение внимания, хорошо развитая память, умение управлять своими эмоциональными состояниями, способность к импровизации и др. [7, с.29-30; 10, с. 154-160].
Степень управления своими состояниями отражается диаметрально противоположными определениями от пассивности, подражания, репродуктивной деятельности к инициативности, осознанной активности, продуктивной самостоятельности. Специфические проявления одного из способов могут отчетливо превалировать в разных формах взаимодействия как устойчивая субъектная характеристика [4, с. 122; 6]. Недостаточное развитие навыков и умений взаимодействия с другими часто заменяется выполнением каких-то других конкретных видов деятельности.
Отслеживая состояние студента, обучающегося в сфере физической культуры, мы установили, что в момент выполнения ответственного задания, нередко наблюдаются признаки, снижающие эффективность профессиональной деятельности. Изменения привычных условий, выполняемых в профессиональной деятельности могут привести к возникновению существенно новых требований и, необходимости быстро овладеть новыми приемами или видами деятельности. Но в силу сложившихся возможностей конкретного субъекта при недостаточной подготовке проявляется в разного рода деятельностных (поведенческих) трудностях и «сбоях». В частности, проявляется т.н. психологический «барьер», выраженный в виде повышенного мышечного зажима, неоправданной жестикуляции; скованности тела, неуверенности походки; сильного дрожания рук, ног; бледности или покраснения отдельных частей тела; суетливости, несдержанности или избыточности эмоций; скованности в поведении, инертности мышления.
С точки зрения субъектности участников оздоровительной тренировки, взаимодействие тренера и занимающегося может быть эффективным только в том случае, если оба субъекта в нем выступают на паритетных, равноправных условиях, в меру своих знаний и возможностей, как партнеры. В основе такого процесса должно лежать единство цели, обеспечивающей сотрудничество, а само взаимодействие должно характеризоваться срабатываемостью и совместимостью субъектов, которые способствуют расширению многообразия оздоровительно-тренировочной деятельности. Только такое взаимодействие способствует эффективности тренировочного процесса, оптимальному развитию двигательных способностей занимающегося, улучшению его самочувствия, формированию установок на здоровый образ жизни. Взаимодействие в этом случае - не самоцель, а важнейшее средство, необходимый способ успешного решения поставленных оздоровительных задач, ведущий принцип построения модели совместной деятельности субъектов.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
С этой целью нами проведен эксперимент, в процессе которого нами в процессе обучения будущих бакалавров сферы физической культуры была разработана структура полисубъектной организацией оздоровительной тренировки и методы педагогического воздействия, включающие акцентирование внимания на осознании процесса взаимодействия, его возможностях и характере проявления. В процессе исследования внедрялись новые разнообразные (по форме, предметному содержанию, способам, условиям и т.д.) виды деятельности, направленные на такое поведение будущего бакалавра, при котором необходимо устанавливать субъектно-деятельностные отношения с осваиваемой действительностью.
Опираясь на выделенные В.Я. Ляудис формы деятельности, которые можно с успехом применять в профессиональной деятельности бакалавра физической культуры, нами разработаны формы продуктивной полисубъектной организацией оздоровительной тренировки, которые внедрялись в учебный процесс в виде определенных задач-заданий:
- введение в деятельность, обеспечивающую личную включенность в новые учебно-тренировочные задачи на основе актуализации смыслов и целей, адекватных формируемой деятельности:
- разделенные действия бакалавра и занимающихся, вовлекающее его и его подопечных в посильное осуществление операционально-исполнительной стороны решения и выполнение действий, ведущих к получению продукта деятельности;
- имитируемые действия, продвигающие их к совместному поиску решения задач, к большей инициативе в ориентировочно-исследовательской и операционно-исполнительской сферах по достижению продуктивного результата;
- поддержанные действия, расширяющие инициативу всех субъектов учебно-тренировочного процесса, включая сферу контроля, оценки процессов и результатов решения, выбора выдвигаемых целей и определение смысла продуктивных задач;
- саморегулируемые действия, направляющие на взаимо - и самоконтроль всем компонентам деятельности, связанным с решением задач, включая вопросы целеполага-ния в рамках заданного ранее спектра задач;
- самопобуждаемые действия, связывающие с выдвижением, обсуждением и принятием субъектами учебно-тренировочного процесса новых целей и осознанным це-леполаганием, а также с репродукцией внешних и процессуальных форм контроля достижения результатов;
- самоорганизуемые действия, связывающие с выдвижением и опробованием способов конструктивного сотрудничества и общения между всеми участниками процесса в решении продуктивных и творческих задач, с активным изменением позиции участников во взаимодействиях;
- партнерство как переход к качественно новым отношениям на основе саморегуляции всех компонентов взаимодействия в структуре профессиональной деятельности - организационно-исполнительных, интеллектуально-коммуникативных и мотиваци-онно-смысловых [3, с. 64-73].
В самом общем виде организационно-психологическая структура полисубъектной организации оздоровительной тренировки включает в себя мотивацию, проблему (в виде учебной ситуации или учебной задачи, задания), выполнение (реализацию в форме учебных действий), контроль и оценку, переходящую на более высокий уровень взаимодействия в самоконтроль и самооценку выполняемой учебно-тренировочной и профессиональной деятельности. Другими словами, полисубъектная организация оздоровительной тренировки в качестве своего инварианта предполагает реализацию этапов организации учебно-тренировочной деятельности (исходный анализ и оценка учебно-тренировочной ситуации, проектирование учебно-тренировочной деятельности, ее реализация, итоговый анализ и оценка деятельности), функции мотивирования, регулирования, контролирования и оценивания.
Мы полагали, что выбор оптимального варианта полисубъектной организации оздоровительной тренировки на основе предметного и физического совершенствования наиболее полно обеспечивает познание своих физических, психологических, функциональных и других возможностей, формирует отношение к себе как самого бакалавра сферы физической культуры, так и его подопечных.
В процессе исследования нами проведен анализ динамики профессионально значимых личностных качеств, способствующих формированию эффективной полисубъектной организации оздоровительной тренировки будущих бакалавров. Эксперимент охватывал период подготовки с 2013-2014 учебный год. В эксперименте участвовали студенты двух орловских вузов: Государственного университета (контрольная группа в количестве 17 чел.) и Государственного университета - учебно-научно-производственного комплекса (экспериментальная группа в количестве 14 чел.). Оценка производилась в начале и конце учебного года.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Как показали результаты исследования, показатели, определяющие задачи и содержание учебно-тренировочной и профессиональной деятельности по обеспечению полисубъектной организации оздоровительной тренировки будущего бакалавра на начальном этапе профессиональной карьеры очень специфичны (таблица 1).
Таблица 1
Динамика профессионально значимых личностных качеств, обеспечивающих
эффективность полисубъектного взаимодействия студентов _на этапах формирующего эксперимента (в баллах)_
Показатели Экспериментальная группа Контрольная группа
Коммуникабельность 15,59±3,7 *14,1±4,88
18,86±2,21 14,06±5,46
Воля 14,04±3,95 *17,96±4,02
23,22±4,03 17,62±5,14
Уверенность в себе 22,9±6,1 27,1±6,53
34,54±5,38 29,27±9,05
Воображение 23,68±5,13 25,37±5,21
33,18±6,05 31,96±4,71
Удовлетворённость выбором действий 111,54±17,12 111,62±18,98
132,86±12,93 120,79±21,77
Примечание: * - различия не достоверны.
Акцентированное внимание к процессам самопознания и самоотношения в экспериментальной группе выступают условием организации собственной деятельности, стимулом к осуществлению личностно-смысловой активности, в стремлении проверить себя, реализовать свои не только физические, но и коммуникативные, эмоционально-волевые, мотивационные и чувственные возможности способствуют улучшению исследуемых показателей на достоверном уровне (при >0,05). В то время как в контрольной группе динамика показателей, отражающих коммуникабельность и проявление волевых качеств, имеет положительный, но не достоверный характер.
Поиск вариантов и способов развития личности всех участников учебно-тренировочного процесса, когда студент не останавливается, а ищет варианты взаимодействия в различных областях «образовательного поля», способствует овладению методами полисубъектного взаимодействия и положительно влияет на исследуемые показатели.
ВЫВОДЫ
Таким образом, успех готовности к полисубъектному взаимодействию связан с тесной интеграцией всех ее составляющих. Их содержательная сторона требует основательного научного обоснования и практического подтверждения и отражает новизну профессиональной подготовки бакалавра новой формации.
Полисубъектная организация оздоровительной тренировки бакалавра физической культуры протекает в непосредственной организации совместной деятельности с участниками учебно-тренировочного процесса, включенными в определенные связи (отношения) - смысловое пространство (понимание) - деятельность (преобразования) - целостность и развитие субъект - субъектных отношений с другими.
Самодеятельность выступает итоговым звеном в этом процессе, как необходимое звено сущностных сил бакалавра сферы физической культуры как профессионала.
Динамика показателей, в разной степени отражающих полисубъектную организацию оздоровительной тренировки бакалавра физической культуры в экспериментальной группе имеет положительный и достоверный характер, что свидетельствует об эффективности предложенной методики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вачков, И.В. Полисубъектное взаимодействие в образовательной среде / И.В. Вачков // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2014. - Т. 11. - № 2. - С. 36-50.
2. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - Москва : Смысл, Академия, 2005. - 352 с.
3. Ляудис, В.Я. Продуктивная совместная деятельность учителя с учениками как метод формирования личности / В.Я. Ляудис // Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации. - Москва : [б.и.], 1984. - С. 64-73.
4. Макеева, В.С. Профессиональная подготовка аниматоров сферы туризма / В.С. Макеева // Автономия личности. - 2010. - Т. 2. - № 2. - С. 121-125.
5. Макеева, В.С. Персональные фитнес-программы в регулировании субъективного благополучия личности / В.С. Макеева, К.Е. Токарева // Эколого-гигиенические проблемы физической культуры и спорта (инновационные оздоровительные технологии) : материалы научной конференции с международным участием, посвященной 110-летию со дня рождения академика АМН СССР профессора А. А. Минха / Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта, молодежи и туризма. - Москва, 2014. - С. 168-173.
6. Макеева, В.С. Формирование готовности к полисубъектному взаимодействию бакалавра физической культуры [Электронный ресурс] / В.С. Макеева, К.Е. Токарева, Д.О. Поляков // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. - URL : www.science-education.ru/127-20869 (дата обращения: 29.07.2015).
7. Махов, А. С. Проблемы подготовки специалистов и бакалавров по адаптивной физической культуре в современных условиях / А. С. Махов, И. В. Тимофеева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2011. - № 1. - С. 29-31.
8. Уманский, Л.И. Психология организаторской деятельности школьников / Л.И. Уманский. - Москва : Просвещение, 1980. - 152 с.
9. Усцелемова, Н.А. условия формирования у будущих бакалавров физической культуры профессиональной устойчивости средствами физического воспитания в процессе образования / Н.А. Усцелемова, Р.А. Козлов // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2. -URL : www.science-education.ru/122-19294 (дата обращения: 21.07.2015).
10. Чеснокова, В.Н. Развитие профессионально важных качеств студентов средствами физической культуры / В.Н. Чеснокова, А.Н. Зелянина, И.В. Мищенко // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2012. -№ 6. - С. 154-160.
REFERENCES
1. Vachkov, I.V. (2014), "Polysubject interaction in the educational environment. Psychology", Journal of Higher School of Economics, Vol. 11, No. 2. pp. 36-50.
2. Leontiev, A.N. (2005), Activities. Consciousness. Personality, Meaning, The Academy, Moscow
3. Liaudis, V.J. (1984), "Productive joint activity of the teacher with the students as a method of formation of the personality", Active methods of training pedagogical dialogue and its optimization, Moscow, P. 64-73.
4. Makeeva, V.S. (2010), "Training animators of tourism", The autonomy of the individual, Vol. 2, No. 2, pp 121-125.
5. Makeeva, V.S., and Tokareva, K.E. (2014), "Personal fitness program in the regulation of the individual subjective well-being", Ecological and hygienic problems of physical culture and sports (innovative health technologies) : Materials of scientific conference with international participation, dedicated to the 110th anniversary of the birth of Academician of the USSR Academy of Medical Sciences Professor A. Minch, RGUFKSMiT, Moscow, pp 168-173.
6. Makeeva, V.S., Tokareva, K.E. and Polyakov, D.O. (2015), "Formation of readiness for interaction polysubject bachelor of physical education", Modern problems of science and education, No. 4, available at: www.science-education.ru/127-20869.
7. Makhov, A.S. and Timofeeva I.V. (2011), "Problems of training specialists and bachelors in adaptive physical education in modern conditions", Physical culture: education, education and training, No. 1. pp. 29-31.
8. Umansky, L.I. (1980), Psychology organizing activity of students, Education, Moscow.
9. Ustselemova, N.A. and Kozlov, R.A. (2015), "Pedagogical conditions of formation at the future bachelors of physical training of professional stability means of physical education in the process of formation", Modern problems of science and education, No. 2, available at: www.science-education.ru/122-19294.
10. Chesnokova, V.N., Zelyanina A.N. and Mishchenko I.V. (2012), "Development of professionally important qualities of the students by means of physical culture", Bulletin of the Northern (Arctic) Federal University. Series: Humanities and Social Sciences, No. 6, pp.154-160.
Контактная информация: vera_191@mail.ru
Статья поступила в редакцию 26.11.2015
УДК 796.062
ОБЩЕРОССИЙСКАЯ СПОРТИВНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ: СУЩНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОСОБЕННОСТИ МАРКЕТИНГА
Любовь Алексеевна Миронова, аспирант, Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Аннотация
Статья посвящена деятельности Общероссийских спортивных федераций: дана основная экономическая характеристика данных организаций, представлены источники их дохода, подробно рассмотрены направления деятельности и основные задачи в рамках каждого из них. Представлены данные экспертного опроса, позволяющие выстроить модель процесса развития вида спорта, осуществляемого федерациями. На основании углублённого рассмотрения деятельности федераций выделены отличительные черты их маркетинга, учитывающие некоммерческую направленность, уставные цели и задачи, а также, особенности сферы функционирования.
Ключевые слова: виды спорта, коммуникации, спортивная федерация, спортивный маркетинг, пропаганда и популяризация спорта, массовость, развитие спорта.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.12.130.p138-144
ALL-RUSSIAN NATIONAL SPORTS FEDERATION: ACTIVITIES AIM, SPECIAL
MARKETING ASPECTS
Lyubov Alekseevna Mironova, the post-graduate student, Saint-Petersburg State Economic University
Annotation
The article is devoted to activities of The Russian National Sports Federations. The author gives its essential economic characteristics, analyzes the sources of their income and considers the directions of the activities and particular tasks at each of them. It offers the results of the expert poll that allows creating the model of the sports development process conducted by the federations. Based on the in-depth treatment of the federations' performance, the author distinguishes the special marketing aspects, taking into account the non-profit nature of these organizations, their statute purposes and standing rules. This article lays the foundation for further researches in the sports science.
Keywords: sports, communications, Sports Federations, sports marketing, sports promotion, mass participations, sport development.
ВВЕДЕНИЕ
В последнее десятилетние отмечается возрастающий научный и практический интерес к особенностям экономики и управления спортивными федерациями, выражающийся в появлении исследований, посвящённых различным аспектам их деятельности [1, 2, 4, 6, 8]. Необходимость функционирования в условиях рыночной экономики заставляет федерации уделять больше внимания экономическим аспектам своей деятельности. Важной составляющей рыночного взаимодействия субъектов является маркетинг. Цель ста-