УДК 378.679.6 ББК Ч448.44
DOI: 10.14529/ped180406
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ БАКАЛАВРОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ПРОФИЛЯ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ
О.В. Андронов1, В.А. Беликов2, М.В. Кожевников2, И.В. Лапчинская2
10ренбургский государственный университет, г. Оренбург, Россия, 2Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Россия
Мы вынуждены констатировать, что организация и содержание процесса профессиональной подготовки бакалавров физкультурного профиля в вузе является недостаточно эффективными и не в полной мере обеспечивают удовлетворение заказа общества на подготовку конкурентоспособных выпускников физкультурных вузов, обладающих профессиональными компетенциями, в том числе и профессиональной устойчивостью. Целью данной статьи является исследование профессиональной устойчивости бакалавров во взаимосвязи с профессиональной мобильностью как важного аспекта их конкурентоспособности в современных социально-экономических условиях. Для ее формирования предлагается опираться на ценности и мотивы, использовать средства адаптивной физической культуры, фитнес-технологии, которые широко востребованы в молодежной среде. Формирование профессионально устойчивого бакалавра физической культуры заключается в формировании комплекса необходимых профессиональных компетенций. Этому способствуют физическая культура и физкультурно-спортивная деятельность. В процессе исследования нами использованы методы изучения продуктов деятельности студентов, анализа, сравнения, педагогического эксперимента. Разработана и описана структурно-содержательная модель процесса формирования профессиональной устойчивости бакалавров физкультурного профиля и предложены организационно-педагогические условия эффективности формирования профессиональной устойчивости бакалавров физкультурного вуза. Разработаны основы создания методического обеспечения процесса формирования профессиональной устойчивости бакалавров физкультурного профиля.
Ключевые слова: профессиональная устойчивость, физическая культура, организационно-педагогические условия, бакалавр физической культуры.
Постановка задачи. Тот факт, что организация и содержание процесса профессиональной подготовки бакалавров физкультурного профиля в вузе является недостаточно эффективными и не в полной мере обеспечивают удовлетворение заказа общества на подготовку конкурентоспособных выпускников физкультурных вузов, обладающих профессиональными компетенциями, в том числе и профессиональной устойчивостью, объясняет необходимость поиска новых подходов к развитию профессиональной устойчивости будущих специалистов, в том числе и бакалавров физкультурного профиля, способных к самостоятельной профессиональной деятельности, гибкой адаптации к изменяющимся условиям профессиональной среды.
Методологическую базу исследования проблемы составляют системный (И.В. Блау-берг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин и др.); дея-тельностный (А.Н. Леонтьев и др.) [8]; лично-
стно-рефлексивный (В .А. Беликов, А.Я. Найн, Н.Я. Сайгушев и др.) [1, 9, 10] подходы; научные концепции исследования различных аспектов профессионального становления и развития специалистов: повышение профессиональной квалификации (И.О. Котлярова и др.) [5]; научные концепции формирования профессиональной устойчивости представителей различных специальностей (А.А. Кудрин, М.А. Лазарев, О.В. Стукалова и др.) [6, 7].
В большинстве случаев профессиональная устойчивость рассматривается как возможность специалиста сосредотачиваться на выполнении профессиональной деятельности какого-либо профиля, что не препятствует возможности переключаться с одного вида профессиональной деятельности на другую деятельность, менять вид труда [2, 6, 7].
Состояние проблемы. Профессиональная устойчивость предполагает владение системой обобщенных профессиональных зна-
ний, приемов и умений выполнения профессиональной деятельности как в одной отрасли, так и в смежных отраслях производства, что позволяет без значительных усилий и стрессов переходить от одной деятельности к другой. Но, как показывают результаты наблюдений и опросов студентов и преподавателей вузов, именно этот аспект профессионального образования остается недостаточно исследованным и решенным.
В современных социально-экономических условиях профессиональная устойчивость рассматривается как основа конкурентоспособности специалиста. Мы в своем исследовании предположили и доказали, что в формировании профессиональной устойчивости бакалавров физкультурного профиля главную роль играет физическая культура. Для обоснования этого предположения мы считаем важным определить структуру профессиональной мобильности. Согласно ФГОС структурные компоненты профессиональной устойчивости специалиста могут быть установлены как совокупность определенных компетенций -общие (общекультурные) (ОК), общие профессиональные (ОПК) и профессиональные (ПК) компетенции, наличие которых у выпускника вуза обеспечивает его готовность к конкурентной профессиональной деятельности.
Методы исследования и результаты. Структура и содержание процесса формирования профессиональной устойчивости бакалавров физкультурного профиля включает целевой, когнитивный, мотивационно-цен-ностный, деятельностный и рефлексивно-оценочный компоненты, отражающие компоненты профессиональных компетенций личности выпускника в целом. Структура и содержание этого процесса включает, следовательно, - представления о профессии, профессиональные знания, знания в области спорта и физкультуры, профессиональные мотивы и ценностные ориентации [4], высокий уровень общей работоспособности и двигательной подготовленности к выполнению профессиональных функций. Мы также считаем, что обязательным компонентом процесса формирования профессиональной устойчивости бакалавров физкультурного профиля является их готовность к самооценке, самоконтролю и самосовершенствованию.
С учетом этих компонентов становится возможной разработка структурно-содержательной модели процесса формирования про-
фессиональной устойчивости бакалавров физкультурного профиля. С учетом общей структуры этого процесса его модель должна включать следующие компоненты: образовательный заказ и образовательный стандарт, цель и задачи процесса; программно-содержательное и методическое обеспечение; закономерности, принципы, средства, методы и формы организации процесса; этапы и уровни реализации процесса; организационно-педагогические условия его эффективности; критерии и показатели сформированности профессиональной устойчивости.
На основе анализа практики физкультурного образования в Оренбургском государственном университете, Оренбургском государственном педагогическом университете и Южно-Уральском государственном гуманитарно-педагогическом университете мы пришли к заключению, что эффективность структурно-содержательной модели процесса формирования профессиональной устойчивости бакалавров физкультурного профиля повышается при выполнении следующих организационно-педагогических условий:
1) направленность основных видов физ-культурно-спортивной деятельности студентов на развитие компонентов профессиональной устойчивости;
2) создание профессионально-ориентированной образовательной среды формирования профессиональной устойчивости на основе взаимосвязи учебной, учебно-профессиональной и физкультурно-спортивной деятельности;
3) обеспечение интеграции содержания физической культуры с другими учебными предметами в процессе подготовки студентов к профессиональной деятельности;
4) целенаправленное взаимодействие всех субъектов процесса образования бакалавров физкультурного профиля;
5) обеспечение выполнения комплекса принципов физкультурного образования -оздоровительной направленности, связи с практикой, всесторонности, научности, активности, системности, наглядности, доступности и других;
6) использование комплекса средств физической культуры - фитнес-технологии, физические упражнения, природная среда, гигиенические факторы;
7) использование комплекса методов физкультурного образования - игра, сорев-
нование, строго регламентированные упражнения;
8) использование системы форм организации физкультурного образования бакалавров - гимнастика, группы профессионально-прикладной физической подготовки, массовые спортивные мероприятия, самостоятельная работа.
Считаем возможным и важным выделение и выполнение и других организационно-педагогических условий [1, 5, 10].
Следующим этапом нашего исследования будет выделение в данном комплексе необходимых и достаточных условий формирования профессиональной устойчивости
В ходе экспериментальной части нашего исследования в соответствии с названными условиями формирование профессиональной устойчивости бакалавров физкультурного профиля мы осуществляли поэтапно:
I этап - диагностика уровня оформленно-сти образовательного (социального) заказа на формирование профессионально устойчивой личности выпускника вуза физкультурного профиля;
II этап - оценка представления бакалавров о содержании, значении профессиональной устойчивости в профессиональной деятельности;
III этап - выявление и формирование групп студентов в зависимости от уровня сформированности мотивационно-ценност-ных, двигательных и личностных способностей в аспекте профессиональной устойчивости;
IV этап - разработка, корректировка и реализация рабочих программ дисциплин, в рамках которых в наибольшей степени происходит формирование профессиональной устойчивости у каждого студента.
V этап - составление личностно-ориен-тированных программ физкультурно-спортив-ной деятельности по формированию профессиональной устойчивости для каждого студента.
VI этап - разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута (технологической карты) формирования профессиональной устойчивости бакалавров физкультурного профиля.
VII этап - итоговая оценка уровня сфор-мированности профессиональной устойчивости бакалавров в соответствии с выделенными критериями и показателями.
Представленные этапы обеспечивают формирование профессиональной устойчивости на одном из трех уровней.
Нулевой (низкий) уровень - стихийные, бессистемные представления бакалавров о необходимости и значимости профессиональной устойчивости для профессиональной деятельности; у студентов нет четко выражаемых качеств профессионально-устойчивой личности; отсутствуют необходимые знания и умения для самостоятельного формирования профессиональной устойчивости.
Средний (базовый) уровень - отмечается и диагностируется достаточный уровень знаний, умений и качеств бакалавров о сути, значимости и признаках профессиональной устойчивости, ее потенциале в профессиональной деятельности; у студентов сформировано стремление к самооценке и самопроектированию знаний, умений и качеств профессионально устойчивой личности.
Высокий (продвинутый и перспективный) уровень - отмечается и диагностируется высокий уровень знаний, умений и качеств бакалавров о сути, значимости и признаках профессиональной устойчивости, ее потенциале в профессиональной деятельности; у студентов сформирована способность к самооценке и самопроектированию знаний, сформированы необходимые умения и качества профессионально устойчивой личности, студенты осознанно демонстрируют владение несколькими видами физкультурной и профессиональной деятельности, четко фиксируется наличие стремления к самосовершенствованию, личностному и профессиональному росту.
И.А. Зимняя выделяет компетенции выпускника вуза (здоровьесбережение, ценностно-смысловая, гражданственная, саморазвитие и самосовершенствование, интеграция знаний, социальное взаимодействие, общение, решение познавательных задач, предметно-деятельностная, информационно-технологическая), которые, на наш взгляд, являются актуальными для формирования профессиональной устойчивости бакалавра [3].
Компетенция здоровьесбережения, по мнению И.А. Зимней, занимает первое место в структуре профессиональной подготовки студентов [3].
Поэтому не приходится сомневаться в том, что в формировании профессиональной устойчивости бакалавров физкультурного профиля физическая культура, ее средства
будут значимыми. Например, фитнес-техно-логии.
С учетом особенностей формирования профессиональной устойчивости бакалавров физкультурного профиля мы считаем, что фитнес-технологии обладают значительным потенциалом в решении проблемы, так как фитнес-технологии могут использоваться во всех видах физической культуры, на всех этапах профессионального образования [11, 13].
Исследователи (С.О. Филиппова и Е.Г. Сайкина) определяют фитнес как добровольные систематические занятия физическими упражнениями, осуществляемые по разработанным программам под руководством профессиональных специалистов по физической культуре, которые направлены на поддержание и повышение уровня физической подготовленности и здоровья занимающихся с целью улучшения качества жизни (личной успешности на основе физического благополучия), а также эффективности учебной и профессиональной деятельности [13, с. 25].
Поэтому мы должны признать роль фит-нес-технологий в формировании профессиональной устойчивости бакалавров как значительную, так как они в образовательном процессе подготовки бакалавров физической культуры обеспечивают:
- формирование и развитие работоспособности;
- возможность сколь угодно долго выполнять профессиональную деятельность в требуемом условиями деятельности режиме;
- возможности выполнять любые производственные и иные действия и операции с оптимальными мышечными затратами;
- возможность не болеть простудными заболеваниям;
- достаточный уровень двигательной подготовленности к профессиональной деятельности, развитие актуальных физических качеств;
- высокий уровень личностной подготовленности к пониманию профессиональной устойчивости как ценностно-значимой для успешной профессиональной деятельности.
Использование фитнес-технологий в образовательном процессе вуза в силу своей профилактико-коррегирующей, музыкально-ритмической, танцевальной направленности позитивно влияют на повышение интереса студентов к физической культуре и приобщение их к систематическим занятиям физиче-
скими упражнениями, и способствует формированию у бакалавров представления о физической культуре как о ценностно-значимой.
На наш взгляд, использование в образовании фитнес-технологий позволит сформировать комплекс двигательных и личностных качеств, мотивов и ценностей, лежащих в основе профессиональных компетенций каждого студента с учетом требований профессиональной деятельности.
На основе анализа практики физкультурного образования мы приходим к заключению, что формирование профессиональной устойчивости студентов на основе фитнес-технологий должно обеспечивать соответствие:
- цели, задач и этапов использования фитнес-технологий в образовании структуре, содержанию и условиям образования бакалавров в вузе;
- программно-содержательного и методического обеспечения физкультурного образования бакалавров его структуре;
- организационно-педагогических условий физкультурного образования бакалавров системе инновационных фитнес-технологий;
- взаимосвязи учебной и физкультурно-спортивной деятельности бакалавров интеграционной природе содержания физической культуры в процессе подготовки студентов и формирования их профессиональной устойчивости.
Физическая культура обеспечивает формирование целого ряда признаков профессиональной устойчивости личности - активное и результативное выполнение профессиональной деятельности, способность к длительному выполнению деятельности, а также способности к смене вида деятельности без стрессов и конфликтов в различных коллективах и ситуациях.
В этом случае профессиональная устойчивость может рассматриваться в связи с профессиональной мобильностью бакалавров физкультурного профиля.
Действительно, на основе своего опыта работы мы можем сделать заключение, что в формировании профессиональной устойчивости и профессиональной мобильности бакалавров физкультурного профиля значительная роль отводится двигательной активности, физ-культурно-спортивной деятельности. В обоих случаях в основе лежит формирование и развитие профессиональных и иных компетенций личности.
Этот вывод также справедлив потому, что в структуре физической культуры, профессиональной устойчивости и профессиональной мобильности выделяются компоненты:
- мотивы и ценностные ориентации бакалавров [4, 12];
- признание актуальности физического состояния, ее физического и психического здоровья;
- активность самой личности бакалавров, ее активное и результативное участие в профессиональных видах деятельности.
Таким образом, на основании взаимосвязи структуры физической культуры, профессиональной устойчивости и профессиональной мобильности бакалавров физкультурного профиля мы вынуждены признать общность этих процессов. Что позволяет нам использовать виды и средства физической культуры как для формирования профессиональной устойчивости, так и профессиональной мобильности бакалавров.
Проблема формирования профессиональной устойчивости бакалавров физкультурного профиля также может быть решена путем использования средств и методов адаптивной физической культуры.
Именно адаптивная физическая культура позволяет компенсировать негативное влияние некоторых факторов образовательного процесса: переход на дистанционное обучение, интенсификация программ образования, частое отсутствие физиолого-гигиенических условий образования, рост учебной нагрузки, недостаточный учет возрастных и индивидуальных психофизиологических и гендерных особенностей студентов, бесконечное реформирование и оптимизация образования и, главное, на наш взгляд, значительное снижение двигательной активности бакалавров и др. [9].
Поэтому нужно признать целесообразность использования адаптивной физической культуры в процессе формирования профессиональной устойчивости бакалавров. Для этого нам нужно обеспечить направленность физической культуры на решение следующих задач:
- недопущение на всех этапах обучения ухудшения здоровья, содействие росту уровня активности и адаптации бакалавров к особенностям образования в вузе;
- подготовка бакалавров к выбору оптимальных способов профессиональной деятельности в различных коллективах и ситуациях;
- формирование позитивной мотивации и ценностных ориентаций бакалавров на роль и значение собственного здоровья в профессиональной деятельности.
Профессиональное образование бакалавров физкультурного профиля в этом случае предполагает выделение и реализацию следующих направлений формирования их профессиональной устойчивости:
- взаимосвязь ценностных ориентаций студентов, их физкультурно-спортивной деятельности, физической культуры и профессионального образования;
- преобразование и самопроектирование личности бакалавров как конкурентоспособных специалистов;
- активная учебно-профессиональная и физкультурно-спортивная деятельность как ценностно-значимые для студентов.
Целью экспериментального этапа нашего исследования мы ставили проверку предположения, что реализация описанной модели обеспечит повышение эффективности формирования профессиональной устойчивости бакалавров физкультурного профиля, его профессиональное развитие при выполнении всего комплекса необходимых и достаточных условий.
Работа формирующего этапа эксперимента осуществлялась на базе ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» и ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет» в течение 8 лет. Всего в эксперименте приняли участие 472 бакалавра физкультурного профиля подготовки этих вузов.
Содержательными элементами реализованной нами методики являются:
- использование в образовательном процессе физкультурного вуза системы средств и методов физической культуры, в том числе адаптивной;
- использование востребованных (популярных) в молодежной среде образовательных технологий (фитнес-технологии, применение системы практико-ориентированных задач, элементы технологии дуального обучения);
- обеспечение личностной значимости учебно-профессиональной и физкультурно-спортивной деятельности студентов;
- разработка в процессе взаимодействия преподавателя и студента практико-ориенти-рованных проблемных ситуаций, как примеров актуальности профессиональной устойчивости.
Распределения бакалавров физкультурного профиля по уровням сформированности профессиональной устойчивости на начало и конец формирующего эксперимента
Группа Этап Уровень сформированности профессиональной устойчивости бакалавров
низкий средний высокий
Кол-во % Кол-во % Кол-во %
ЭГ (100 чел.) Начало 37 37,0 50 50,0 13 13,0
Конец 16 16,0 36 36,0 48 48,0
КГ (50 чел.) Начало 28 56,0 20 40,0 2 4,0
Конец 24 48,0 21 42,0 5 10,0
Сравнительные результаты оценки распределения бакалавров по уровням сформированности профессиональной устойчивости на начало и конец формирующего эксперимента представлены в таблице.
По результатам эксперимента можно сделать вывод, что целенаправленная работа по формированию профессиональной устойчивости бакалавра физкультурного профиля с учетом разработанной модели и выделенных условий обеспечивает переход студентов на более высокий уровень ее сформированности. В контрольной группе такой явной тенденции не наблюдалось.
Заключение. Таким образом, в процессе решения проблемы нами получены научно значимые результаты.
Во-первых, уточнены признаки и компоненты профессиональной устойчивости бакалавров физкультурного профиля и показана ее связь с профессиональной мобильностью. Профессиональная устойчивость бакалавра физкультурного профиля определяется как интегративное качество личности, позволяющее на протяжении длительного времени активно и результативно выполнять профессиональные функции, сохраняя ориентацию на данную профессиональную деятельность.
Во-вторых, разработана и описана структурно-содержательная модель процесса формирования профессиональной устойчивости бакалавров физкультурного профиля, включающая компоненты - образовательный заказ и образовательный стандарт, цель и задачи процесса; программно-содержательное и методическое обеспечение; закономерности, принципы, средства, методы и формы организации процесса; этапы и уровни реализации процесса; организационно-педагогические условия его эффективности; критерии и показатели сформированности профессиональной устойчивости.
В-третьих, выделены организационно-педагогические условия эффективности фор-
мирования профессиональной устойчивости бакалавров физкультурного вуза.
В целом, результаты нашего исследования уточняют роль и особенности формирования у бакалавров физкультурного профиля профессиональной устойчивости. Разработанная модель формирования профессиональной устойчивости бакалавров расширяет и дополняет теорию и методику профессионального образования студентов в части их подготовки к профессиональной деятельности в сфере физической культуры.
Перспективными являются вопросы представления схемы разработанной модели, выделение необходимых и достаточных условий, разработки перспективных технологий эффективного формирования у бакалавров профессиональной устойчивости.
Литература
1. Беликов, В.А. Дидактика практико-ориентированного образования: моногр. /
B.А. Беликов, П.Ю. Романов, А. С. Валеев. - М. : ИНФРА-М, 2018. - 267 с. - (Научная мысль). В01: 10.12737/monography_5ba3b918d4dfe8. 70319322. - http://znanium.com/catalog/product/ 966540.
2. Вахабова, С.А. Профессиональная устойчивость в системе профессионально важных качеств будущих бакалавров социальной работы / С.А. Вахабова // Современные наукоемкие технологии. - 2017. - № 8. -
C. 95-99. - https://www.top-technologies.ru/ru/ article/view?id=36786.
3. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции -новая парадигма результата современного образования / И.А. Зимняя // Интернет-журнал «Эйдос». - 2006. - 5 мая. - http://www. eidos.ru/journal/2006/0505.htm.
4. Кирьякова, А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей / А. В. Кирьякова. -Оренбург: ОГПУ, 1996. - 188 с. - https://www. twirpx.com/file/1744381/.
5. Котлярова, И.О. Готовность препо-
давателей университета к использованию современных образовательных технологий / И.О. Котлярова // Образование и наука. -2015. - № 1. - С. 105-115. - http://archive. edscience. ru/ru/article/976.
6. Кудрин, А.А. Формирование профессиональной устойчивости студентов высших учебных заведений в свете новых стандартов образования /А.А. Кудрин //Молодой ученый. -2014. - № 18.1. - С. 51-54. - https://moluch. ru/archive/77/13246/.
7. Лазарев, М.А. Профессиональная устойчивость будущих педагогов: потенциал в процессе подготовки и критерии оценки / М.А. Лазарев, О.В. Стукалова, Т.В. Темиров. -https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-ustoychivost-buduschih-pedagogov-potentsial-v-protsesse-podgotovki-i-kriterii-otsenki.
8. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. -М.: Смысл; Академия, 2005. - 346 с. - https://www.twirpx. com/file/538922/.
9. Найн, А.Я. Управление профессиональной подготовкой бакалавров вуза средствами физкультурно-диалоговой культуры / А.Я. Найн, С.А. Виноградов // Проблемы подготовки научных и научно-педагогических
кадров: опыт и перспективы: сб. науч. трудов молодых ученых, посвящ. Дню рос. науки, 2018. - С. 27-31. - https://elibrary.ru/item.asp? id=32776913.
10. Сайгушев, Н.Я. Уровни рефлексивного управления профессиональным становлением будущего учителя изобразительного искусства / Н.Я. Сайгушев, О.А. Веденеева, Ю.Б. Мелехова // Искусство и образование. -2018. - № 4. - С. 137-151. - https://elibrary. ru/item.asp?id=35302736.
11. Сайкина, Е.Г. Фитнес в школе / Е.Г. Сайкина. - СПб.: Утро, 2005. - 160 с. -https://www.famous-scientists.ru/12886/.
12. Тарасова Е.В. Представления психологов-консультантов об этических ценностях, профессиональной устойчивости и жизнеспособности в деятельности / Е.В. Тарасова // Universum: психология образование: электрон. науч. журн. - 2017. -№ 4 (34). - http://7universum.com/ru/psy/ archive/item/4615.
13. Фитнес в инновационных процессах современной физической культуры: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - 261 с. - http:// herzen-ffk.my1.ru/_ld/0/72Jit2.pdf.
Андронов Олег Владимирович, старший преподаватель, кафедра физического воспитания, Оренбургский государственный университет, г. Оренбург, orenswim.oleg77@mail.ru.
Беликов Владимир Александрович, профессор, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой, профессор кафедры социально-педагогического образования, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, belickov.vladimir54@mail.ru.
Кожевников Михаил Васильевич, профессор, доктор филологических наук, профессор кафедры социально-педагогического образования, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, mihvasko@mail.ru.
Лапчинская Ирина Викторовна, доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-педагогического образования, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, il-aya@mail.ru.
Поступила в редакцию 3 октября 2018 г.
DOI: 10.14529/ped180406
PROFESSIONAL RESILIANCE OF PHYSICAL CULTURE BACHELOR STUDENTS AS A FACTOR THE EFFECTIVENESS OF TRAINING AT UNIVERSITY
0.V. Andronov1, orenswim.oleg77@mail.ru, V.A. Belikov2, belickov.vladimir54@mail.ru, M.V. Kozhevnikov2, mihvasko@mail.ru,
1.V. Lapchinskaya2, il-aya@mail.ru
1Orenburg State University, Orenburg, Russian Federation,
2South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation
We have to state that the organization and content of the process of professional training of bachelors of physical culture at a university is not effective enough and does not fully ensure the satisfaction of the society need for the training of competitive graduates of physical culture institutions with professional competencies, including professional resilience. The purpose of the paper is to consider the formation of the professional resilience of bachelors in relation to professional mobility as an important aspect of their competitiveness in modern socio-economic conditions. To form the professional resilience of bachelors of physical culture is to form a complex of necessary professional competencies. This is facilitated by physical culture and sports activities. We used the methods of studying the products of students' activity, analysis, comparison, and pedagogical experiment. A structural and content model of the process of formation of the professional resilience of bachelors of a physical culture was developed and described, and organizational and pedagogical conditions for the effectiveness of the formation of the professional resilience of bachelor's of physical culture were offered. The basics of creating a methodological support for the process of formation of the professional resilience of bachelors of physical culture have been developed.
Keywords: professional resilience, physical culture, organizational and pedagogical conditions, bachelor of physical culture.
References
1. Belikov V.A., Romanov P.Yu., Valeev A.S. Didaktika praktiko-orientirovannogo obra-zovaniya [Didactics of Practice-Oriented Education]. Moscow, INFRA-M Publ., 2018. 267p. DOI: 10.12737/monography_5ba3b918d4dfe8.70319322
2. Vakhabova S.A. [Professional Stability in the System of Professionally Important Qualities of Future Bachelors of Social Work]. Modern High-Tech Technologies, 2017, no. 8, pp. 95-99. (in Russ.)
3. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetentsii - novaya paradigma rezul'tata sovremennogo obra-zovaniya [Key Competences - a New Paradigm of the Result of Modern Education]. Available at: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm (accessed 14.05.2018).
4. Kir'yakova A.V. Teoriya orientatsii lichnosti v mire tsennostey [Theory of Orientation of the Personality in the World of Values]. Orenburg, OGPU Publ., 1996. 188 p.
5. Kotlyarova I.O. [University Teachers' Readiness to Apply the Modern Educational Technologies]. Education and Science, 2015, no. 1, pp. 105-115. (in Russ.) DOI: 10.17853/1994-5639-2015-1-103-114
6. Kudrin A.A. [The Formation of the Professional Stability of Students of Higher Educational Institutions in the Light of the New Standards of Education]. Young Scientist, 2014, no. 18.1, pp. 51-54. (in Russ.)
7. Lazarev M.A., Stukalova O.V., Temirov T.V. [Professional Sustainability of Future Teachers: Potential in the Process of Preparation and Evaluation Criteria]. Science and School, 2018, no. 2, pp. 62-68. (in Russ.)
8. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost' [Activity. Consciousness. Personality]. Moscow, Smysl Publ., Akademiya Publ., 2005. 346 p.
9. Nayn A.Ya., Vinogradov S.A. [Management of Professional Training of Bachelors by Means of Physical Culture and Dialogue Culture]. Problemy podgotovki nauchnykh i nauchno-pedagogicheskikh kadrov: opyt i perspektivy: sbornik nauchnykh trudov molodykh uchenykh, posvyashchennyy Dnyu ros-siyskoy nauki [Problems of Training of Scientific and Pedagogical Personnel: Experience and Prospects: Collection of Scientific Works of Young Scientists, Devoted to the Day of Russian Science]. 2018, pp. 27-31. (in Russ.)
10. Saygushev N.Ya., Vedeneeva O.A., Melekhova Yu.B. [Reflexive Management Levels of Future Art Teacher Professional Development]. Art and Education, 2018, no. 4, pp. 137-151. (in Russ.)
11. Saykina E.G. Fitnes v shkole [Fitness in the School]. St. Petersburg, Utro Publ., 2005. 160 p.
12. Tarasova E.V. [Representation of Psychologist-Consultants on Ethical Values, Professional Sustainability and Resilience in Professional Activities]. Universum: Psychology of Education, 2017, no. 4 (34).
13. Fitnes v innovatsionnykh protsessakh sovremennoy fizicheskoy kul'tury: sbornik materialov Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Fitness in Innovative Processes of Modern Physical Culture: Collection of Materials of the all-Russian Scientific and Practical Conference]. St. Petersburg, RGPU im. A.I. Gertsena Publ., 2008. 261 p.
Received 3 October 2018
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
FOR CITATION
Профессиональная устойчивость бакалавров физкультурного профиля как фактор эффективности профессиональной подготовки в вузе / О.В. Андронов, В.А. Беликов, М.В. Кожевников, И.В. Лапчинская // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2018. - Т. 10, № 4. - С. 48-56. БОГ 10.14529^180406
Andronov O.V., Belikov V.A., Kozhevnikov M.V., Lapchinskaya I.V. Professional Resiliance of Physical Culture Bachelor Students as a Factor the Effectiveness of Training at University. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2018, vol. 10, no. 4, pp. 48-56. (in Russ.) DOI: 10.14529/ped180406