САМООБРАЗОВАНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ДУХОВНОЙ ИНВЕСТИЦИИ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Г. Ю. ЛЮБИЦКАЯ, аспирант
Динамичность общественных процессов, быстрое возрастание объема знаний, необходимость готовить будущих специалистов к их самостоятельному обновлению, расширению и творческому применению в новых ситуациях — все это требует дальнейшего совершенствования форм и методов обучения. Поэтому в активном поиске новых путей решения данной проблемы необходимо вооружать выпускников вузов методами сбора, обработки и быстрого применения научных зна-ний в меняющихся социально-экономических условиях.
Для совершенствования духовных и профессиональных качеств в процессе специального обучения в вузе используются различные приемы и способы, влияющие на систему личностного самосовершенствования. Особая роль отводится самообразованию, которое является важнейшим звеном непрерывного образования [4].
Самообразование — это процесс познания, причем оно носит добровольный характер [3]. Для успешных занятий самообразованием одним из основных условий включения в деятельность являются познавательная актива ность и самостоятельность [1]. Личность, занимающаяся самообразованием, сама ставит перед собой познавательные цели, отбирает содержание, формы и методы работы. Роль самостоятельной работы в процессе самообразования огромна. Самостоятельная работа — это напряженная учебная и научно-исследовательская деятельность студента, которая осуществляется под воздействием внешних обстоятельств, педагогической коррекции, внутренних побуждений личности, мо-
тивации ценностных установок и ориентиров.
Вместе с тем, как показывают результаты наших исследований, проведенных на базе Научной библиотеки Мордовского университета имени Н. П. Огарева, значительная часть студентов эпизодически занимаются самообразованием. Так, из 100 проанкетированных студентов около 9 % не представляют систему самообразования вообще; 13 % занимают позицию исполнителя; 73 % не владеют необходимой техникой и методикой работы по самообразованию и лишь 4 % активно занимаются самообразованием. Эти данные свидетельствуют о том, что самообразование, по понятиям студентов, не является продолжением учебной деятельности.
За годы учебы в вузе будущий специалист должен не только приобрести знания, но и научиться работать с книгой, что позволит ему в дальнейшем самосовершенствоваться в избранной профессии. Поэтому в организации самостоятельной работы большое значение имеет самообразовательное чтение, являющееся одним из важнейших компонентов университетского образования.
Из 300 проанкетированных нами студентов инженерных факультетов лишь у 50 человек за один день возникает потребность в книге. За месяц число посещений составило 339, за семестр — 780 [1 ]. Таким образом, можно сделать вывод, что за семестр студент пользуется только 2 — 3 источниками, что крайне неудовлетворительно. Такая ситуация показывает прямую зависимость скорости чтения от потребности поиска научной мысли
© Г. Ю. Любицкая, 1998
[2]. Чтение — процесс творческий и индивидуализированный, оно оказывает разностороннее воздействие на личность, является эффективным средством образования и воспитания, формирования системы ценностных ориен-таций и научного общения [1].
Самообразовательное чтение требует от студента определенного напряжения воли, ума и чувств, необходимых для восприятия информации. Учеными доказано, что норма осмысленного чтения на первом курсе — 350 — 400 слов в минуту, на втором — 400 — 420, на третьем — 420 — 450, на пятом — 450 — 490. Взяв за
основу эти нормативы, мы сделали срез на предмет определения скорости чтения у студентов. По нашим данным, осмысленным чтением (т. е. с полным усвоением научных дефиниций при коэффициенте усвоения знаний 0,7) вла-
деют: на первом курсе — 18 % обследованных, на втором — 22, на третьем — 24, на четвертом — 28, на пятом — 38 %. Коэффициент усвоения текста у обследованных студентов равняется 0,4. Это значит, что они недостаточно полно используют свои возможности при работе с книгой.
Таким образом, опираясь на результаты эксперимента, можно отметить, что, развивая навыки самообразования, необходимо заниматься им систематически. Стремление к самообразованию „... способствует удовлетворению духовных запросов и интересов будущих специалистов, развивает у них творческое отношение к делу и умение понять другого человека, воспитывает внутренний такт и душевную щедрость..." [5, с. 64], что необходимо будущему специалисту и особенно педагогу.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Айзенберг А. Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы. М.: Высш. шк., 1986. 128 с.
2. Любицкая Г. Ю. Методика и техника чтения студентов инженерных факультетов как составляющий компонент духовной инвестиции // Особенности и тенденции развития инженерного университетского образования: Тез. докл. Всерос. науч.-техн. конф. Саранск, 1997. С. 42.
3. Наумченко И. Л. Самообразование будущего учителя. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1974. 260 с.
4. Наумченко И. Л. Учись, учитель, учиться. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1992. 39 с.
5. Наумченко И. Л., Присягина 3. Н. Развиваем навыки самообразования в области культуры // Вестн. высш. шк. 1983. № 1. С. 64 — 65.
хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх
МАТЕМАТИКА В ЕСТЕСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОМ ЛИЦЕЕ
С. В. СЫРЦОВА, В. И. ИВЛЕВ, А. Т. ЛЯЛЬКИНА
Естественно-технический лицей при Институте физики и химии МГУ им. Н. П. Огарева — средняя школа, главная задача которой — подготовка школьников к успешному обучению на естественных и технических факультетах вузов с преимущественной ориентацией на последующую работу в научно-исследовательских, про-
ектно-конструкторских и технологических учреждениях и соответствующих подразделениях предприятий [4 ]. Роль математики в системе учебных предметов и ее место в учебном плане лицея определяются тем, что она является языком естественных и технических наук. Язык математики приучает говорящего на нем к строгости, четко-
© С. В. Сырцова, В. И. Ивлев, А. Т. Лялькина, 1998