БАЙКОВ Д. В., ДЕСЯЕВ С. С.
ПРОБЛЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ
Аннотация. В статье выполнен теоретический анализ самообразовательной деятельности будущих специалистов и преподавателей. Предложен поэтапный метод стимулирования и формирования способности к самообразованию у студентов технических специальностей и ряд практических рекомендаций для преподавательского состава.
Ключевые слова: самообразование, студенты, вуз, общество, самообучение, специалист, знание, преподаватель, самоподготовка.
BAYKOV D. V., DESYAEV S. S.
SOME ISSUES OF SELF-STUDY AT RUSSIAN TECHNICAL UNIVERSITIES
Abstract. The article considers the current trends of self-study among students of technical universities. In this connection, the authors present a theoretical analysis of self-education activities available. Consequently, the authors suggest a systematic technique aimed at engineering students' self-study skills formation and development. The article also includes some practical recommendations for university teaching staff.
Keywords: self-education, students, university, society, specialist, knowledge, teacher, self-
study.
Современные тенденции, складывающие в обществе, выявили необходимость модернизации образования высшей школы России. Все более высокая потребность в высококвалифицированных специалистах, способных постоянно совершенствоваться и развивать собственные знания и умения, вызывает необходимость создания новой модели современного выпускника. Это обусловлено быстрым развитием современной инновационной техники, появлением новых методик расчетов вследствие непрерывного развития общества.
Общество ставит перед высшими учебными заведениями (ВУЗ) цель подготовить высококвалифицированных, грамотных, компетентных, способных постоянно самосовершенствоваться и развиваться в жестких условиях современного экономического развития страны специалистов.
Современный ВУЗ не может обеспечить всем набором знаний, необходимых выпускнику при осуществлении своей профессиональной рабочей деятельности. Поэтому
особого внимания заслуживают вопросы самообразования и саморазвития, как сегодняшних студентов, так и уже сложившихся специалистов.
В основе самообразования лежит процесс самообучения, позволяющий студентам вуза выработать новые личностные качества, знания и умения. Это предполагает получение навыков самостоятельной подготовки обучающихся еще в стенах школ и вузов. В связи с этим, перед высшим учебным заведением стоит цель обеспечить процесс формирования готовности молодых людей к самообучению, что в дальнейшем откроет перспективы профессионального карьерного роста.
Модель современного выпускника должна представлять собой совокупность степени развития личностных качеств и уровня профессиональной компетентности. К составляющим личностной компетенции технических специалистов стоит отнести:
- уровень познаний в профессионально технической деятельности;
- способность на должном уровне получать новые навыки, знания и умения;
- коммуникативность;
- креативность;
- неординарность мышления;
- инженерный склад ума;
- умение учиться и учить других;
- стресоустойчивость;
- способность быстро принимать решения в нестандартных ситуациях;
- готовность адаптироваться к постоянно развивающимся техническим процессам;
- способность правильно понимать и четко излагать проблему;
- правильно ориентироваться в огромном объеме информации;
- решать обозначенную проблему, как на основе стандартных технических решений, так и с помощью инновационных предложений.
В настоящее время проблеме самообразования уделяется огромное внимание. Об этом свидетельствуют многочисленные труды и монографии ученых, таких как И. М. Кузнецова, Г. А. Зборовский, И. Л. Наумченко, Е. И. Еремина, А. В. Усова и др. [1-5]. Не смотря на это, данная проблема для технических специалистов не потеряла свою актуальность, а лишь перешла на новый этап. Специалист XXI века должен разбираться в таких вещах, которые в XX в. казались фантастикой, а сегодня это лишь элементы обыденной жизни.
В педагогических работах на должном уровне не раскрыта целостность представления
о самообучении, отсутствует полная комплексная модель готовности личности студента и
специалиста к самообучению. Это вызывает трудности при практической работе
2
преподавателей, применяющих различные методы и способы формирования самостоятельной творческой активности обучающихся. Следует учесть, что на современном этапе развития общества и техники, важное место занимает приемствование знаний и умений, а также практического опыта не только отечественных, но и зарубежных специалистов. Это вызывает необходимость подготовки кадров, способных самостоятельно разбираться в технических устройствах, разработанных заграницей. Для этого современному выпускнику необходимо быть подготовленным с точки зрения знаний языка в области соответствующих его научным техническим интересам. Специалист должен уметь разбираться с технической документацией устройства, не зависимо, на каком языке она представлена. Это условие подчеркивает значимость преподавания не только технических дисциплин, но и иностранных языков с учетом направленности подготовки будущего специалиста.
Выполненный теоретический анализ самообразовательной деятельности будущих специалистов и преподавателей показал, что педагогический состав должен направить свои силы и старания на процесс развития внутренних мотивов к самообразованию, обозначить цели самообразовательной деятельности. Студент должен самостоятельно определить наиболее рациональные для себя способы самостоятельной подготовки. В ходе данного процесса преподавателям необходимо постоянно подчеркивать успехи студента и стимулировать его старания, в ходе чего у будущего специалиста появится уверенность в своих силах, увеличится интерес к продолжению научно-исследовательской деятельности, как в ВУЗе, так и за его пределами.
Предлагается проводить стимулирование и формирования способности к самообразованию у студентов технических специальностей в три этапа.
На первом этапе нужно сформировать готовность к копирующей деятельности у обучающихся. У будущих специалистов на данном этапе внешняя мотивация к самообучению выше уровня саморегуляции. Происходит процесс осмысленного подражания профессорско-преподавательскому составу, выраженный в действиях.
На втором этапе у студентов нужно сформировать готовность к воспроизводящей деятельности. На данном этапе у будущих специалистов также доминирует внешняя мотивация к самообучению. Студент должен уметь воспроизвести усвоенный им материал, а преподаватель должен содействовать ему в этом. Студент в состоянии совместно с руководителем освоить новый технический прием, и самостоятельно применять его в дальнейшем при аналогичных заданных условиях.
На третьем этапе у студентов нужно сформировать готовность к самостоятельной самообразовательной деятельности. На данном уровне у обучающихся преобладает как внутренняя мотивация, так и высокий уровень саморегуляции. Благодаря этому специалисты смогут принимать быстрые мотивированные решения в процессе своей трудовой деятельности даже не в стандартных ситуациях.
Для улучшения качества самообразования студентов технических вузов необходимо учитывать следующие условия:
- наличие четкого мотива к получению знаний, как в процессе обучения, так и самообразования;
- наличие свободного времени для самостоятельного обучения;
- индивидуальные качества и возможности личности к обучению;
- возможность максимального интегрирования личностных качеств в процесс обучения;
- поддержка со стороны преподавательского состава;
- интегрирование в процесс обучения опыта, накопленного в процессе деятельности ВУЗа и каждого преподавателя в частности;
- интерес педагогов технических дисциплин к своей деятельности и умение с «изюминкой» преподнести свой предмет;
- разработка методических пособий и рекомендаций по проведению лабораторных работ каждой дисциплины.
Таким образом, в ходе исследования, учитывая все ранее рассмотренные аспекты, предлагается ряд практических рекомендаций для преподавательского состава технического вуза:
1) процесс самообучения студентов должен осуществляться с применением различных методов и средств;
2) самообразование должно основываться на самостоятельной экспериментальной деятельности;
3) в основе самообразования должно использоваться как ранее накопленные знания и умения, так и вновь полученные в ходе технической деятельности;
4) теория, полученная в процессе самообразования, всегда должна быть закреплена на практике;
5) объем самостоятельной работы студентов не должен быть меньше, предусмотренного учебно-методической программой;
6) в процессе самообразования студентов необходимо учитывать индивидуальные качества будущего специалиста, и осуществлять персональный подход к каждому, учитывая при этом аспект того, что знания учеников находятся на разном уровне, поэтому задания должны представлять разную сложность;
7) преподаватель должен оказывать помощь студентам по возникшим у них вопросам в процессе самостоятельной подготовки;
8) необходимо ясно и внятно обозначать задачу занятия, проводить инструктаж, а также установить конкретные сроки выполнения заданий и т.д.
В ходе теоретического анализа учебно-методической литературы по данной проблеме, мы пришли к выводу, что успешное формирование готовности к самообучению на основе индивидуальных качеств студентов технических вузов происходит путем самоопределения и самореализации личности. Переход студентов на более высокий уровень самоподготовки обусловлен изменением ее самоотношения и углублением степени самостоятельности в обучении, что вызывает развитие всех составляющих индивидуальной личностной активности к самообразованию у студентов технических специальностей как в процессе обучения в ВУЗе, так и за его пределами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кузнецова И. М. Педагогическое руководство самообразованием студентов технических вузов : авто-реф дис. ... канд. пед. наук. - Алексеевка, 2009. - 161 с.
2. Еремина Е. И. Влияние самообучения на развитие творческой активности будущего специалиста : авто-реф дис. ... канд. пед. наук. - Воронеж, 2000. - 172 с.
3. Зборовский Г., Щуклина Е. Самообразование - парадигма XXI века / Высшее образование в России. - 2003. - №5. - С.25-32.
4. Наумченко И.Л. Самообучение школьника. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1994. - 62 с.
5. Трофимова Н. М., Еремина Е. И. Развитие коммуникативного компонента творческой активности обучающихся в самостоятельной групповой деятельности // Межвуз. науч.-практ. конф. ВИ МВД России: Тез. докл. - Воронеж, 1999. - Ч. 1. -С.119-120.