Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2017. № 2. С. 10-15.
УДК 159.923
В. Е. Купченко, А. Н. Мытник
САМОКОНТРОЛЬ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТНЫХ ПРЕДИКТОРОВ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ*
Содержится описание результатов исследования выраженности делинквентного поведения у подростков из неблагополучных семей. Представлены результаты изучения самоконтроля, агрессивности и тревожности подростков с делинквентным поведением, описаны данные корреляционного анализа личностных характеристик подростков.
Ключевые слова: девиантное поведение; делинквентное поведение подростков; самоконтроль; агрессивность; тревожность; подросток; неблагополучная семья.
V. E. Kupchenko, A. N. Mytnik
SELF-CONTROL IN THE STRUCTURE OF PERSONAL PREDICTORS OF DELINQUENT BEHAVIOR OF ADOLESCENTS
The article contains a description of the results of the study of the severity of delinquent behavior in adolescents from disadvantaged families. The results of the study of self-control, aggressiveness and anxiety of adolescents with delinquent behavior are presented, and data on the correlation analysis of personality characteristics of adolescents are described.
Keywords: deviant behavior; delinquent behavior of adolescents; self-control; aggressiveness; anxiety of adolescents; unsuccessful family.
Введение
Девиантное поведение у подрастающего поколения и семейное неблагополучие как фактор возникновения данного поведения среди детей несут в себе угрозу благополучному развитию нации и здорового общества в целом. Изучением отклоняющегося поведения среди подростков, а также проблемой семейного неблагополучия активно занимаются в отечественной психологии такие ученые, как И. А. Фурманов [1], М. И. Буянов [2], Е. В. Змановская [3], Н. В. Майсак [4], Дж. Райкус [5] и др.
Проблема нашего исследования заключается в определении понятия и форм поведения, которые можно отнести к девиантному среди подростков из неблагополучных семей. В данной работе мы будем описывать делинквентное поведение подростков как основную разновидность девиантного поведения. На сего-
дняшний день среди представителей психологического знания отсутствует единое понимание делинквентного поведения. Так, одними учеными под делинквентным поведением понимается «противоправное, преступное, криминальное и антиобщественное поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей, включая любые действия, запрещенные законодательством» [6, с. 98]. Ряд ученых определяет делинквент-ность как провинность и расценивает как агрессивность, лживость, прогулы школы, бродяжничество, крайнее непослушание, враждебность к учителям и родителям, жестокость к младшим и животным, дерзость и сквернословие [4]. И. А. Фурманов относит к данному виду поведения не только аморальные поступки, но и агрессивное поведение среди подростков [1]. В связи с этим
* Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, Правительства Омской области, проект № 17-1655013.
© Купченко В. Е., Мытник А. Н., 2017 10
в своей работе мы будем исходить из определения делинквентного поведения не как криминального, а как сопровождающегося агрессией, бродяжничеством, нарушением общественного порядка и так далее поведения, не влекущего за собой уголовного наказания в виде лишения свободы. Из-за сложности диагностики данного типа поведения среди подростков нами за основу взята такая характеристика данного поведения, как агрессия. «Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения» [7, с. 1]. Так, А. Басс выделяет следующие виды агрессивных и враждебных реакций: «Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица; косвенная агрессия - агрессия, направленная на другое лицо (сплетни, злобные шутки), а также агрессия, которая ни на кого не направлена, -взрывы ярости в форме крика, битья кулаками по столу. Раздражение - готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости. Негативизм - оппозиционная мера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства, это поведение может быть как пассивным сопротивлением, так и активной борьбой против установившихся законов и обычаев. Обида - зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания. Подозрительность -недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятья, ругань). Аутоагрессия -угрызения совести, чувство вины» (цит. по: [8, с. 189]).
Среди направлений, изучающих факторы формирования делинквентного поведения, традиционно выделяется социально-психологический подход, согласно которому возникновение делинквентного поведения обусловлено неблагоприятными условиями взаимодействия подростков с ближайшим социальным окружением. Наибольшее влияние оказывает семья, несущая в себе определенные сформированные межличностные отношения, психологический климат, нравствен-
ные ценности и установки. Ситуация семейного неблагополучия является наиболее острой проблемой. Выделение критериев семейного неблагополучия и степени насилия в отношении детей со стороны родителей остается открытым вопросом на сегодняшний день. На основании понятий М. И. Буянова [2], Т. И. Шульги [7] неблагополучными семьями, с нашей точки зрения, являются те семьи, в которых как явно, так и скрыто проявляется в отношении детей насилие, нарушена система детско-родительских отношений и воспитания.
Понятие насилия по отношению к детям в семье расценивается как причинение физической расправы, осуществление сексуальных действий и психологического (эмоционального) давления, приводящие к нарушению формирования личности подростка, аномалиям в поведении [1; 2; 4]. За основу в исследовании было взято эмоциональное насилие, оценка которого осуществлялась посредством анкетирования экспертов.
Также для изучения насилия со стороны родителей за основу мы взяли личностные особенности родителя, такие как агрессивное поведение и эмоциональный интеллект. Поведенческие особенности личности родителя во многом определяют процесс взаимодействия с подростком. Так, агрессивные проявления со стороны родителя, отсутствие понимания и поддержки по отношению к ребенку, неспособность родителя эмоционально поддерживать и понимать ребенка, а также понимать и управлять своим эмоциональным состоянием приводят к искажению взаимоотношений между родителем и подростком. Такое «холодное» отношение является причиной насилия со стороны родителя, отчуждения подростка от семьи и приводит к нарушению в поведении.
Как нами уже было отмечено, данные предпосылки неблагополучия в семье непроизвольно формируют нарушения во взаимодействии между детьми и родителями, которые также могут отразиться на формировании негативного поведения среди подростков. И. М. Марковская предложила следующую классификацию взаимодействия родителей и подростков, включающую и эмоциональную сферу: нетребовательность -требовательность родителя, мягкость - строгость, автономность - контроль по отношению к ребенку, эмоциональная дистанция -
близость, отвержение - принятие ребенка, отсутствие - наличие сотрудничества с ребенком, согласие - отсутствие согласия между родителем и ребенком, последовательность - непоследовательность родителя, его авторитетность и удовлетворенность отношениями в целом со стороны родителя и ребенка [9].
Выявление и изучение взаимосвязи насилия со стороны родителей и проявления делинквентного поведения среди подростков необходимо для создания возможности эффективной разработки индивидуальной программы реабилитации для несовершеннолетних и их родителей с целью снижения уровня семейного неблагополучия, эффективного применения методов коррекции поведения родителей и подростков и родительско-дет-ских отношений.
В данной статье мы опишем результаты, отражающие взаимосвязь самоконтроля и личностных особенностей подростков и де-линквентного поведения. При реализации поставленной цели мы сформулировали следующие задачи:
1) изучить степень делинквентного поведения подростков, проживающих в неблагополучных семьях («группы риска») и находящихся в социально опасном положении, состоящих на учете в ОВД, УФСИН, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и отделении профилактики правонарушений и семейного неблагополучия;
2) выявить самоконтроль, агрессивность, тревожность подростков с делинквентным поведением;
3) определить взаимосвязь самоконтроля, агрессивности и тревожности подростков и делинквентного поведения.
При планировании исследования мы сформулировали следующую гипотезу: для подростков с делинквентным поведением характерен высокий уровень агрессивности с выраженностью физической, косвенной, вербальной агрессии, негативизмом и раздражительностью, низкий уровень самоконтроля и тревожности.
Метод
Участники. В исследовании приняли участие 30 подростков мужского и женского пола 14-17 лет, проживающих в неблагополучных семьях («группы риска») и находящихся в социально опасном положении, состоящих на учете в ОВД, УФСИН, комиссии
по делам несовершеннолетних и защите их прав и отделении профилактики правонарушений и семейного неблагополучия. Для данных подростков характерны различные формы делинквентного поведения: злоупотребление алкоголем и наркотическими веществами, хулиганство, безнадзорность, кражи, сквернословие, уходы из дома.
Методы и процедура. Сбор эмпирических данных осуществлялся с помощью следующих методик:
1. Авторская анкета (В. Е. Купченко, А. Н. Мытник) на выраженность делинквент-ного поведения среди подростков, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Данная анкета была разработана с целью определения частоты встречаемости делинквентного поведения среди подростков. Анкета состоит из 15 утверждений, которые оценивают эксперты (специалисты), занимающиеся профилактикой правонарушений среди несовершеннолетних.
2. Методика Басса - Дарки в адаптации А. К. Осницкого [8]. Предназначена для диагностики агрессивных и враждебных реакций человека, позволяет выделить различные виды агрессивных и враждебных реакций.
3. Методика самооценки уровня тревожности Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина [Там же]. Позволяет измерять тревожность как личностное свойство и как состояние, связанное с текущей ситуацией.
4. Детская шкала восприятия самоконтроля Л. Хамфри (в адаптации Л. И. Де-ментий). Позволяет определить восприятие подростками самоконтроля [10].
Результаты
Данные, полученные с помощью анкеты, позволили выявить особенности делинквент-ного поведения среди подростков (рис. 1).
Из рисунка 1 следует, что показатели де-линквентного поведения среди подростков, проживающих в неблагополучных семьях, находятся в пределах средней частоты (46,7 %), что отражает периодическое нарушение подростками установленных в обществе норм. Высокой выраженностью делин-квентного поведения обладают 23,3 % подростков, что указывает на систематические нарушения норм и правил поведения, проявляющиеся в побегах из дома, нарушениях дисциплины в школе, наличии признаков табакокурения, распития алкогольных напитков. Для 30 % подростков из неблагополучных семей характерен низкий уровень делин-квентного поведения.
Рис. 1. Показатель выраженности делинквентного поведения подростков, %: 1 - низкая степень; 2 - средняя степень; 3- высокая степень
Результаты, полученные с помощью методики Басса - Дарки, позволили выявить преобладающий вид агрессивных и враждебных реакций у подростков. При этом особый интерес в рамках нашего исследования представляют следующие проявления реакций: физическая, косвенная, вербальная агрессия, негативизм, раздражительность, обидчивость, аутоагрессия (табл. 1).
Таблица 1 Виды агрессии у подростков с делинквентным поведением, балл
Виды агрессии М1* Аs1*
Физическая агрессия 62,7 -0,005
Косвенная агрессия 55 -0,148
Вербальная агрессия 64,8 -0,919
Раздражимость 52,9 -0,249
Негативизм 62 -0,271
Подозрительность 52 -0,747
Обидчивость 40 0,573
Аутоагрессия 41 0,556
* М - средние значения; Ля - асимметрия.
Представленные данные свидетельствуют о том, что в изученной выборке подростки имеют определенные особенности проявления агрессивных и враждебных реакций. Среди подростков наиболее выражены: физическая агрессия, раздражимость, незначительно выше - косвенная агрессия. Наличие большого числа выраженности агрессивных и враждебных реакций среди подростков, скорее всего, может быть связано как с возрастными особенностями, так и с неблагополучным социальным окружением. Такие дети имеют готовность к проявлению (при малейшем возбуждении) вспыльчивости, резкости, грубо-
сти. Открытое проявление реакций отражается в высоких данных физической, косвенной и вербальной агрессии.
Таблица 2
Уровни агрессии подростков с делинквентным поведением,%
Виды1 агрессии Уровень
низкий умеренный высокий
Физическая агрессия 10 53,3 46,6
Косвенная агрессия 40 60 0
Вербальная агрессия 6,7 36,7 56,7
Раздражение 6,7 66,7 26,7
Негативизм 13,3 46,7 40
Подозрительность 16,7 63,3 20
Обидчивость 36,7 53,3 10
Аутоагрессия 56,7 20 23,3
В целом подросткам свойственно проявление агрессивных и враждебных реакций на среднем уровне (табл. 2). Однако наиболее часто подростки проявляют вербальную агрессию (56,7 %), физическую агрессию (46,6 %) и раздражительность (26,7 %). К наименьшим проявлениям реакций среди подростков можно отнести аутоагрессию (56,7 %). Таким образом, подростки обладают выраженным проявлением вербальной агрессии, что является проявлением негативных чувств как через такие формы, как ссора, крик, так и через содержание словесных ответов - угрозы, ругань. Такое поведение может быть связано с неразвитостью коммуникативных навыков, причины которой - неблагополучные социальные условия, отсутствие должного воспитания, образования и т. п. Также подростки (46,6 %) чаще прибегают к использованию физической силы против других лиц, что, в свою очередь, сопряжено раз-
дражительностью, проявляющейся в резкости, грубости. Данные показатели, скорее, могут быть связаны как с особенностями подросткового периода, так и с неспособностью подростков к проявлению конструктивных форм поведения в силу влияния неблагополучных средовых факторов.
Из представленных данных можно увидеть, что показатели ситуативной и личностной тревожности у выборки подростков находятся в области больших значений: Asi = -0,125; As2 = -0,126 (рис. 2).
56,67
36,67
Рис. 2. Показатели тревожности подростков с делинквентным поведением, %: 1 - низкий уровень; 2 - умеренный уровень; 3 - высокий уровень
Высокие показатели тревожности у подростков могут быть связаны с наличием невротического конфликта, эмоциональными срывами и психосоматическими заболеваниями. Личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Подростки с высокими показателями личностной тревожности склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать на них выраженным состоянием тревожности, что, скорее всего, свидетельствует о семейном неблагополучии и нестабильности во внутрисемейных родительско-детских отношениях.
Возможной причиной высокого уровня ситуативной тревожности подростков является то, что сама ситуация тестирования вызвала у них субъективно переживаемые эмоции: напряжение, беспокойство, нервозность.
Таким образом, исходя из представленных данных исследования, можно сделать вывод, что подросткам с делинквентным поведением, воспитывающимся в неблагополучных семьях, свойственна высокая тревожность, как ситуативная, так и личностная.
Результаты, полученные с помощью детской шкалы восприятия самоконтроля Л. Хамфри в адаптации Л. И. Дементий, позволили изучить особенности самоконтроля подростков.
Из представленных данных видно, что 47 % подростков обладают средней выражен-
ностью самоконтроля. Низкие показатели самоконтроля свойственны 30 % подросткам, высокий самоконтроль характерен только 23 % подростков.
Таким образом, подростки с делинквент-ным поведением в большей мере обладают средним показателем выраженности самоконтроля и незначительная часть - низким, что является слабой способностью к контролю собственного поведения, эмоций. Однако наличие показателей высокого проявления самоконтроля может говорить о том, что некоторые подростки все же способны отдавать отчет в выраженности своих эмоций, поведении и проявлении деликтов в действиях.
По результатам корреляционного анализа выяснилось, что уровень вербальной агрессии (г = -0,53 при р < 0,01) и раздражения (г = -0,41 при р < 0,05) у подростков с делинквентным поведением имеет обратную корреляционную связь с личностной тревожностью. Косвенная агрессия подростков отрицательно коррелирует с личностной (г = -0,4 при р < 0,05) и ситуативной тревожностью (г = -0,48 при р < 0,01). Выраженность вербальной и косвенной агрессии, раздражения подростков может быть связана с низкой чувствительностью к воздействиям со стороны общества, других людей. Самоконтроль не имеет связи с изученными личностными особенностями подростков (агрессией и тревожностью), что указывает на необходимость увеличения
выборки, изучения многомерной взаимосвязи самоконтроля и личностных характеристик подростков и расширения системы личностных предикторов.
Таким образом, проведенное исследование позволяет нам сформулировать ряд выводов.
В неблагополучных семьях 23,3 % подростков проявляют высокий уровень делинквентного поведения, 46,7 % подростков -средний уровень, 30 % - низкий уровень.
У несовершеннолетних подростков с делинквентным поведением выражены вербальная, физическая агрессия и раздражение.
У большей части подростков (56,7 %) выявлен высокий уровень личностной и ситуативной тревожности.
Средней выраженностью самоконтроля обладают 47 % подростков. Низкие показатели самоконтроля свойственны 30 % подросткам, высокий самоконтроль характерен 23 % подростков.
Уровень вербальной агрессии (r = -0,53 при p < 0,01) и раздражения (r = -0,41 при p < 0,05) у подростков с делинквентным поведением имеет обратную корреляционную связь с личностной тревожностью. Косвенная агрессия подростков отрицательно коррелирует с личностной (r = -0,4 при p < 0,05) и ситуативной тревожностью (r = -0,48 при p < 0,01). Самоконтроль не имеет прямой связи с агрессией и тревожностью подростков с делинквентным поведением.
ЛИТЕРАТУРА
1. Фурманов И. А. Психология депривирован-ного ребенка : пособие для психологов и педагогов. - М. : Владос, 2009. - 319 с.
Сведения об авторах
Купченко Виктория Евгеньевна - канд. психол. наук, доцент, доцент кафедры социальной психологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия); e-mail: kupchenko07@mail.ru.
Мытник Анна Николаевна - психолог Комплексного центра социального обслуживания населения «Родник» (Омск, Россия); e-mail: anna.mytnik@rambler.ru.
Для цитирования
Купченко В. Е., Мытник А. Н. Самоконтроль в структуре личностных предикторов делинквентного поведения подростков // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2017. № 2. С.10-15.
2. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра : книга для учителей и родителей. - М. : Просвещение, 1988. - 207 с.
3. Змановская Е. В., Рыбников В. Ю. Девиант-ное поведение личности и группы : учебное пособие. - СПб. : Питер, 2010. - 352 с.
4. Майсак Н. В. Диагностика и коррекция личностных особенностей подростков с девиа-нтным поведением : монография. - Астрахань : Астраханский университет, 2009. -167 с.
5. Райкус Дж., Хьюз Р. Социально-психологическая помощь семьям и детям групп риска : практическое пособие : в 4 т. - Т. III : Развитие и благополучие детей. - М. : Экс-мо, 2009. - 288 с.
6. Дмитриев М. Г., Белов В. Г., Парфенов Ю. А. Психолого-педагогическая диагностика де-линквентного поведения у трудных подростков. - СПб. : ЗАО «ПОНИ», 2010. - 316 с.
7. Шульга Т. И. Работа с неблагополучной семьей : учебное пособие. - М. : Дрофа, 2005. - 254 с.
8. Методики диагностики эмоциональной сферы : психологический практикум / сост. О. В. Барканова. - Красноярск : Литера-принт, 2009. - Вып. 2. - 237 с. - (Серия «Библиотека актуальной психологии»).
9. Дубровина И. В. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - 5-е изд. - М. : Академия, 2008. - 368 с.
10. Humphrey L. ^Ndrens Perceived Self-control Scale // Measures for Clinical Practice and Research : A Sourcebook Volume. - Oxford : Oxford University Press, 2007.
About authors
Kupchenko Victoria Evgen'evna - Candidate of Psychology, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Social Psychology of Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia); e-mail: kupchenko07@mail.ru.
Mytnik Anna Nikolaevna - psychologist of Complex Center of Social Service of the Population "Spring" (Omsk, Russia); e-mail: an-na.mytnik@rambler.ru.
For citations
Kupchenko V. E., Mytnik A. N. Self-control in the Structure of Personal Predictors of Delinquent Behavior of Adolescents. Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2017, no. 2, pp. 10-15. (in Russian).